Родительское собрание.

Сереброва Елена Алексеевна

Предварительный просмотр:

Подготовил:Е.А. Сереброва –

учитель географии и биологии

МОУ Большееланская СОШ

Классный руководитель 8 класса

Родительское собрание «Переходный возраст подростка». Образование  закрытое  виртуальное пространство.

Цели:

-     повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по  конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

-     выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

-    профилактика неверных действий по отношению к своему   сыну или дочери со стороны     родителей.

Подготовка. Учитель проводит в классе опрос, используя вопросы теста. Анализирует полученные результаты.

Ход собрания.

Учитель. Воспитывая своего ребенка, мы желаем получить определенный результат: доброго, ласкового, послушного, всепонимающего и всегда прислушивающегося к нашим, конечно же, полезным советам. Мечтая воспитать в ребенке личность, мы едва не падаем в обморок, лишь только он начинает себя проявлять. Тогда, с тревогой, мы замечаем, что наше дитя не всегда доброе, ласковое, послушное...

Тема нашего разговора - «Переходный возраст». Сегодня мы должны разобрать содержание этого понятия, рассмотреть особенности этого возраста, поговорить о том, как вести себя по отношению к своему ребенку в этот период, чтобы не вызвать конфликтную ситуацию.

Учитель. Итак, ребенок вступает в то специфическое состояние, которое принято называть "подростковым возрастом". Пожалуй, каждый современный родитель не раз слышал о "кризисе подросткового возраста". Память многих взрослых хранит массу впечатлений о том, какой была их собственная жизнь в этом возрасте. И далеко не все воспоминания о том времени можно назвать легкими и приятными. Вспомните, пожалуйста.

Вопросы родителям.

  • - Были ли у вас в данном возрасте конфликтные ситуации с родителями?
  • - Считали ли вы себя правым, а требования родителей - необоснованными, ненужными?

                                  (Родители принимают участие в беседе).

Учитель. Таким образом, в той или иной мере вы знакомы с проблемой переходного возраста.

Вопрос  родителям.

  • - Что же такое переходный возраст? Сформулируйте определение.

Переходный или, по-научному, пубертатный возраст проявляется как у девочек, так и у мальчиков. У мальчиков он, как правило, протекает между 13 и 17 годами, у девочек — между 12 и 16. У одних он проходит бурно, у других -  спокойно. В подростковом возрасте есть свои особенности, которые влияют на отношение ребёнка к жизни, на его поведение и восприятие мира.

С точки зрения физиологии ребёнок активно развивается. Развитие происходит бурно и неравномерно. Интенсивно развиваются мышечные ткани: ребёнок становится сильнее и подвижнее, стремится продемонстрировать свою возросшую физическую силу. Но мышцы ещё недостаточно крепки, поэтому они быстро устают. Вследствие этого у ребёнка то повышается тонус, то понижается. А у взрослых создаётся впечатление, что он несобранный или попросту ленится. Это ошибочное мнение, ведь понижение учебной активности связано именно с быстрой утомляемостью.

Подвергаются изменениям и познавательные процессы. Все новые для них сведения должны обладать доказательной базой — это обусловливает развитие у подростков абстрактного мышления и логической памяти. Не стоит обвинять ребёнка в дерзости, возможно, он просто хочет дойти да сути, познать истину. В этом возрасте мотивы подростка кардинально меняются. На первом плане обосновываются мотивы, связанные с его будущим, с формированием его мировоззрения, с нахождением своего места в мире. Сравнивая себя со взрослыми, подросток замечает, что несильно отличается от них, что, по его мнению, даёт ему право копировать поведение взрослых. Причём, скорее всего он пойдёт по лёгкому пути, а это — курение, алкоголь, дерзость со старшими, а также яркая косметика, особый шик в поведении. Поэтому все требования взрослых должны быть чётко сформулированы, чтобы восприниматься подросткам осознанно и в правильном направлении.

В силу гормональных изменений настроение подростков может часто и необъяснимо с точки зрения взрослых людей меняться. Группа или коллектив временно вытесняют семью, поскольку общение со сверстниками — ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Он и самоутверждается в этой среде лучше, чем во взрослой. Для него очень важны такие вещи, как статусное место в коллективе.

Все эти сложности развития подросткового возраста требуют от взрослого умений и такта во взаимодействии с детьми. Не рекомендуется грубое вмешательство в жизненное пространство ребёнка. Пусть ест не особенно полезную пищу, слушает музыку, которая кажется Вам набором звуков и дружит с такими же взъерошенными друзьями-активистами. Всё это временно и неизбежно. При правильном обращении с ребёнком это пройдёт.

Понимать все тайны переходного возраста, подсказать, как переходный возраст пережить без существенных потерь — главная задача взрослых в этот период. Важно не потерять связь со своим сыном или дочерью в этот период, поддерживать доверительные отношения. Необходимо помнить, что преодоление трудностей переходного возраста — тяжёлый этап для обеих сторон, но именно взрослые, как более мудрые и опытные, должны грамотно реагировать на все острые ситуации, и именно на них лежит ответственность за разрешение конфликтов.

Если вам кажется, что в какой-то ситуации ваш ребёнок ведёт себя неправильно, то постарайтесь поговорить с ним об этом, не переходя на личности. Дайте ему возможность самостоятельно сделать выводы и решить проблему. И ни в коем случае не осуждайте его за неудачи. Наоборот, у детей в переходном возрасте появляется повышенная потребность в одобрении со стороны взрослых. Не удивляйтесь тому, что подросток стал постоянно требовать к себе внимания, не считайте его эгоистом. Просто он хочет быть уверен, что родители любят его не за какие-то выдающиеся успехи, а просто за то, что он есть. Ему очень важно знать, что родители примут его в любом случае, и в любой ситуации будут на его стороне, поддержат его и дадут совет.

Следует проявлять особую чуткость к своим детям-подросткам. Не сердитесь на них. Они иногда сами не знают, почему их заносит. Настроение резко меняется с плохого на хорошее, мир становится то горячо любимым, то безмерно жестоким. В душе пожалейте ребёнка, но сам подросток должен видеть только любовь родителей, а не жалость с их стороны, иначе он станет раздражаться и между вами возникнет пропасть, преодолеть которую будет уже значительно сложнее.

Характеристика переходного возраста заключается в том, что в это время подростки активно стремятся к самостоятельности. Те родители, которые дают своим детям возможность почувствовать свою самостоятельность и независимость, выглядит в глазах подростка заслуживающим доверия. А сами взрослые, позволяющие подростку делать собственный выбор, полагаясь только на свои силы, наблюдают за тем, как их ребёнок идёт вверх по ступеням взросления, преодолевая все кризисные моменты своей жизни.

Переходный возраст у мальчиков начинается на год-два позже, чем переходный возраст у девочек. Уже в шестом классе становится видна эта разница между мальчиками и девочками – все мы помним то время, когда в одном классе учились ребята, которые выглядели ещё совсем по-детски, и девочки, которые уже начинали превращаться в девушек, и выглядели уже вполне взрослыми.

Переходный возраст у подростков не имеет чётких временных границ. Переходный возраст у девушек вызывает дополнительные страдания не только из-за прыщей и повышенной сальности волос, но и из-за того, что вместе с обычным в этом возрасте наращиванием скелета и увеличением мышечной массы происходит увеличение жировой ткани. Для девочки – подростка это может стать настоящей трагедией. В это время они начинают придавать большое значение своей внешности, а тут – лишний вес!

Испугавшись, что станут чересчур толстыми, девочки начинают беспощадно изнурять себя всевозможными диетами, а часто и вовсе начинают отказываться от еды. При темпах роста, характерных для этого возраста, это опасно как минимум тем, что даже если в будущем восстановится нормальный масса тела, то масса костной ткани восстановиться уже не сможет. А более грозная опасность – анорексия. Это страшное заболевание, которое даёт массу осложнений и наносит непоправимый ущерб организму подростка. Поэтому во время переходного возраста у девушки её родителям надо постараться сформировать убеждение в том, что хорошей фигуры нужно добиваться не с помощью голода (ведь худая корова – ещё не газель!), а с помощью занятий спортом.

Основные проблемы переходного возраста у девочек заключаются в том, что у них очень завышенные требования к самим себе. Им кажется, что и сами они выглядят не хуже, чем остальные, и одежда у них не такая модная, как им того хотелось бы. Формирование комплекса мнимых недостатков – особенности переходного возраста девочек.
В этом возрасте придаётся огромное значение внешнему виду, ведь именно сейчас отношения с мальчиками из дружбы меняются на влюблённость. Первая любовь чаще всего бывает безответной и даёт дополнительный повод искать причину несчастья в мнимых недостатках. Кроме того, растёт стремление к соперничеству между ровесницами, что часто ведёт к болезненным конфликтам.

Девочки более чувствительно воспринимают все трудности, с которыми они сталкиваются. Они начинают чувствовать себя взрослыми, и им хочется показать всем, какие они уже самостоятельные, но в то же время у них не всегда есть для этого возможности. И им приходится перешагивать через собственную гордость, обращаясь за помощью к взрослым, и это является одной из наиболее частых причин душевных страданий девушки.

Родители, которые столкнулись с проблемами переходного возраста у девочек, не должны считать их смешными, нелепыми и незначительными. Необходимо прислушиваться к своей дочери, помогать ей ненавязчивым советом, тактично направлять её к правильному решению. Ни в коем случае не стоит читать нотации или принуждать её что-либо сделать. И очень важно помнить – когда наступает переходный возраст у вашей дочери, все замечания по поводу её внешности вы должны делать как можно деликатней! Проблемы с внешностью,  поведением — все это  наступает в переходном возрасте  у девочек. Девочка может  резко менять свое настроение, то плакать, то смеяться. Хамство и грубость  тоже нередко проявляются у воспитанных девочек, это все происходит от неумения сдерживать свои эмоции, которые переполняют через  край. Дочка вдруг превращается  в  неуправляемую, агрессивную, упрямую  и непослушную.  Главное, родителям нужно помнить, чем вызваны  эти эмоциональные перепады, и  не зацикливаться на отрицательных эмоциях, а с мудростью подойти  к той или иной ситуации и вместе с дочерью разрешить ее. 

Агрессивное поведение для подросткового возраста - достаточно обычное явление, на всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. В процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

Взрослея, мальчик ожидает больше привилегированных прав, как у взрослых, но начинает путаться во взрослых ценностях и опять чувствует себя «несамостоятельным» «маленьким» мальчишкой. Это его пугает, а страх приводит к агрессии и нервозности. Он старается что-то изменить, но не знает, как поступать правильно; пытается вести себя по-взрослому, но не понимает меру ответственности за свои «взрослые» поступки. Пытаясь разобраться в противоречиях взрослой жизни и своих внутренних позиций, подросток становится замкнутым, упрямым, застенчивым или, наоборот, агрессивным и совершенно неуправляемым.

Если подросток растёт в дружной семье с чуткими, понимающими его родителями, то, как правило, его родителям удаётся помочь мальчику осознать и проявить свою мужественность. Ведь можно, например, увлечь его занятиями спортом или другим видом деятельности, где бы он мог развивать свою физическую силу и в глазах окружающих выглядеть вполне мужественным. Если же юноша не чувствует понимания со стороны взрослых, и кроме того, видит, что родители не ждут от него каких-либо достижений, то в таких случаях подростки чаще всего самоутверждаются с помощью безделья, хулиганства, появления вредных привычек.

Когда у подростка по какой-либо причине существует сильный конфликт с отцом, то, как ни странно, больше всего с проблемами переходного возраста у мальчиков приходится сталкиваться их матерям. Если мальчик с самого детства боялся отца или, наоборот, не имел возможности пообщаться с ним, то свою злость и обиду он будет срывать прежде всего на матери. В такой ситуации лучше всего было бы побывать с парнем у психолога, который помог бы разобраться в своих чувствах этому юному обвинителю «во всех грехах».

 Когда родители говорят подростку — на твоё усмотрение; я соглашусь с твоим решением; выбирай сам — такие ответы дают подростку ощущение права выбора, и к принятию решения он начинает подходить более ответственно. А ведь переходный возраст — то время, когда человек должен научиться действовать самостоятельно и при этом отвечать за свои поступки.

Застенчивость – самая типичная «болезнь» юношеского возраста. В 17- 20 лет от нее страдают свыше 40%, а в 15-16 лет - свыше 70% юношей и девушек. Особенно тяжело переживают застенчивость мальчики, так как эта черта кажется им «не мужской».

При всей их внешней браваде и самоуверенности, особенно на людях и в компании сверстников, довольно многие старшеклассники страдают пониженным самоуважением, самооценкой, что побуждает их «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» («представляемое «я»). С суждениями типа: «Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать «маску» перед людьми» – юноши с низким самоуважением соглашались почти в шесть раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения. Юношам с низким самоуважением хочется скрыть свои слабости, но необходимость «играть роль» вызывает страх, как бы не сделать ложного шага. Тем самым усиливается внутренняя напряженность. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему что так или иначе затрагивает их личность, болезненно реагируют на критику, смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они острее реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают какой-то недостаток в самих себе. Вследствие этого им свойственна склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества.

Это создает серьезную проблему для родителей и воспитателей.

Когда переходный возраст наступает, взрослым необходимо помнить и о не менее грозной опасности, чем суицидальные настроения подростков. Это наркомания. Уже в 10 лет 0.4% детей начинают пробовать наркотики. Пик приобщения к зелью приходится на 13-14 лет. В этом возрасте 5-8% опрошенных подростков уже употребляли наркотики хотя бы один раз. Причём, подростки обычно никогда не начинают принимать наркотики без предшествующего приобщения к курению и алкоголю.

О том, что такое наркомания, и какие она несёт разрушающие последствия, сегодня знает практически каждый. Беда в том, что не каждый понимает, что такая страшная беда может случиться с любым ребёнком, даже совершенно благополучным. Подростки слишком внушаемы, и нередко они пробуют наркотик просто за компанию, из любопытства или чтобы «не упасть лицом в грязь» в глазах своих сверстников. Но, попробовав всего один раз, они попадают в порочный круг, и выбраться оттуда самостоятельно они уже не смогут. Поэтому необходимо во время доверительных бесед постараться убедить подростка в пагубности такого любопытства. А уж если подросток всё-таки попал в беду, то важно вовремя заметить её признаки и протянуть юноше или девушке руку помощи. Если принять своевременное лечение, то есть надежда на то, что пагубные последствия от принятия наркотических веществ можно будет ограничить. Но вот полного избавления от наркотической зависимости добиться невозможно.

Также в характеристике переходного возраста необходимо упомянуть и то, что подросток начинает активно искать своё место в жизни. Это приводит к тому, что круг его общения значительно расширяется, у него появляются всё новые и новые интересы и потребности, и всё больше времени он начинает проводить вне дома. Очень часто родители реагируют на это усилением контроля. Но это неверный шаг, как утверждают психологи. Тотальный контроль не даёт подростку чувствовать себя самостоятельным и мешает воспитывать в ребёнке чувство ответственности.

В период переходного возраста ребёнку необходима своя собственная территория, его личное пространство. Пока ребёнок был маленьким, родители постоянно контролировали, все ли его игрушки убраны на место, порядок ли в его комнате и т.д. Но сейчас ему необходимо выделить территорию, которая будет неприкосновенна для всех, кроме него.

В последнее время активно развиваются различные социальные сети в интернете. Общаясь в таких сетях, подросток создаёт свой собственный виртуальный мир. Довольно быстро у него возникает патологическая потребность в общении через интернет с незнакомыми людьми, и расставание с компьютерным миром может привести его даже к тяжёлым психическим травмам.

В случае появления у ребёнка компьютерной или игровой зависимости стоит подумать о помощи психолога или даже психотерапевта. Не стоит полагаться на то, что когда пройдёт переходный возраст, то пройдёт и это «детское» увлечение. Ведь причины такой зависимости могут быть разными – от комплекса неполноценности, который испытывает подросток, до нервного расстройства. И причины эти не исчезнут сами по себе. Одного только доброго родительского слова здесь недостаточно, хотя и оно тоже нужно. Необходимо лечение, во время которого подросток долен постоянно чувствовать любовь и поддержку родителей.

У переходного возраста симптомы выглядят пугающе и вызывают у родителей беспокойство. Порой бывает трудно разобраться – где изменения в поведении ребёнка вызваны недостатками воспитания, где – естественным процессом взросления, а где уже необходимо бить тревогу. Вместе с наступлением кризиса переходного возраста наступает кризис в отношениях между родителями и детьми.

Нужно уметь общаться с ребёнком как со взрослым человеком. Только обращение должно быть систематическим и последовательным. Все требования должны быть обоснованы, потому как несправедливость — самое ранящие оружие для детей подросткового возраста.

Не надо идти напролом! Намного лучше, если вы просто будете чаще общаться с вашим ребёнком, время от времени будете болтать с ним как будто ни о чём — о музыке, фильмах, о каких-то незначительных вещах, исподволь расспрашивая его о друзьях ребёнка, об их жизни. В доверительной беседе легче рассказать подростку об опасностях, которые подстерегают его вокруг, дать ему совет в затруднительной ситуации.

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в становлении человека. Нередко и родители, и подростки задаются вопросом — как ускорить переходный возраст, чтобы не застревать в нём на несколько лет? Есть ли какое — то средство, которое помогло бы избежать всех этих сложностей? Единственное, что можно было бы посоветовать для сохранения здоровья физического — это занятие спортом или любым другим увлечением, которое требует применения физических усилий.

Для того чтобы осталось как можно меньше душевных травм, необходима чуткость и мудрость взрослых, которая поможет подростку узнать обо всех тайнах переходного возраста с наименьшими потерями. Но вот ускорить переходной возраст невозможно — как невозможно ускорить приход весны после надоевшей зимы!Основной  вызов  сегодняшнего дня у подростков – это неопределённость, они не знают куда себя деть. И поэтому  я хочу поговорить о Информационной безопасности детей.

Готовясь к  собранию,   я провела анкетирование детей: результаты.



Предварительный просмотр:



Учитель МОУ Большееланская СОШ, Усольский район, Иркутская обл.

Е.А. Сереброва

Добрый день дорогие друзья.

Вас приветствует АГИТБРИГАДА  

ПОМОГИ СЕБЕ САМ.

  1. Мы вас приветствуем, друзья,
    В прекрасной нашей школе.
    Ведь равнодушным быть нельзя,
    Коль на плакате горе.

    Мы дыханьем своих идей

    Создаем поколение «ru»

    Пусть звучит набатом для всех

   «Новая цивилизация в миру !»

На заре 21 века наступает момент когда

  Мы за всё бываем в ответе ,

 Перелистывая года.

  Человек ,покоривший небо,

   Чудо техники изобретает,

    Приобщаясь к дурным привычкам

    О здоровье своём забывает.

- Чума XXI века

Бессменно стоит в карауле!

Наркотик убьет человека

Быстрее и метче, чем пуля!

- Раскинуты прочные сети,

Наживка сладка, как конфеты!

И ловятся наши же дети

В ловушку смертельную эту!

- И гибнет, и гибнет Россия

От этой смертельной чумы.

Эй, люди, неужто не в силах

Бороться с наркотиком мы?

- Неужто сдадимся без боя,

Считая, что все обойдется,

Что это не здесь, не со мною,

Что это меня не коснется?

- А если коснется? О боже!

Скажите, что делать тогда?

Никто, кроме нас не поможет,

Когда приключится беда…

- Сегодня, сегодня вставайте!

Сегодня наложим запрет!

И все в один голос давайте

Скажем наркотикам - НЕТ!

Тем, кто курит, пьёт, гуляет,
Физкультуру избегает
Губит свой иммунитет
Ради пачки сигарет.

Мы предъявим обвиненье
И дадим простой совет:

Остановись! Наркотик только средство

  На время потеряться и забыть.

  Оберегай сейчас свое ты детство,

 Потом его ведь может и не быть!


3. Детям мы напоминаем,
Что наркотики – беда!
Молодежь всю призываем
Быть здоровыми всегда!


4. Коль Земля в опасности – 
Скажем вам для ясности:
«Объявляем злу мы бой!
Наркоманию – долой!» 

Жизнь так прекрасна! – помни об этом,

Новый встречая рассвет.

Люди планеты, люди планеты,

Скажем наркотикам - нет!

Грех есть наркотик, смерть есть наркотик –

Слышим мы голос из тьмы…

Люди, всем миром выступим против!

Против смертельной чумы!

Вредных привычек немало на свете:

 Пить пиво, курить пытаются дети ,

 Задиристый тон и вульгарная речь

Как нам детей  от такого сберечь?

 ЧТЕЦ  Спасенье в нас самих, земляне!

              Мы скажем никотину «НЕТ»

             Услышьте нас, селяне

              И поддержите все в окрест.

     

       РЕКЛАМА На сцене девочка и 2 мальчика: один с сигаретой, второй с бутылкой пива.

                         Катя, тебе какие мальчики нравятся? Светлые?

                        Ей нравятся тёмненькие!

       Девочка поет на мотив песни «Улыбка»

                       Нас рекламой сбить уже нельзя,

                      Рекламируют что нужно и ненужно.

                     Что мне выбрать, милые друзья?(обращается к стоящим на сцене)

  Участники агитбригады: Только лучшее- ответим тебе дружно!    

    Девочка отвечает мальчикам: Мне нравятся здоровые, но вам это не грозит.

    Все поют: И тогда наверняка скажем вредному «Пока»

                      Мы здоровыми хотим служить отчизне

                     И на целый белый свет

                    Мы плохому скажем «НЕТ»

                   Голосуем за здоровый образ жизни!

 ЧТЕЦ   Раз, два! 

             Дышим  глубже (хором)

             Три, четыре!

             Встань ровней (хором)

             В нашей школе станет пусть же

             Днём здоровья каждый день.

 

ЧТЕЦ   Мы в 21 век вошли

              И этот век пусть будет совершенно безопасным

              Привычкам вредным  скажем дружно «НЕТ»  

              Будь, человек, здоровым и прекрасным.

 ЧТЕЦ   Своё здоровье спортом укрепляй,

              Ходи в походы и встречай рассветы,

              Секрет успеха в жизни, твердо знай-

              Твоё здоровье, ты запомни это.

  ЧТЕЦ   Ты посмотри, ведь жизнь прекрасна

                С добра день добрый начинай

                Свои привычки лишь на пользу

                Ты для себя употребляй.

   ЧТЕЦ   А сколько хорошего встретишь вокруг:

   ЧТЕЦ -   Спортивные школы займут твой досуг(по сцене проходят ученики  с тематическими  плакатами)

              -    В библиотеках читателей ждут,

                   Книгой хорошей займут, увлекут.

              -    В школу искусств приходи, не ленись

                    К миру прекрасного здесь пристрастись.

,


,