Программа по внеурочной деятельности "Я-гражданин России"
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-grazhdanin_rossii.docx | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр»города Нефтегорска муниципального района НефтегорскийСамарской области446600: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Нефтяников, д. 35_Тел. (факс): 8 (846 70) 2-22-38; E-mail: school3.09@mail.ru___________
«Рассмотрено» «Согласовано» На заседании МО Зам.директора Учителей нач.классов К.И. Орлова_____ Протокол № ___ от _______ 20___ г. | «Утверждаю» по ВР Директор ГБОУ СОШ №3 С.А.Загайнов __________ |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по
духовно-нравственному направлению
«Я-гражданин России»
Возраст детей 8 – 9 лет (2 класс)
Срок реализации 1 год
Автор-составитель:
СудиковаЕ.С.,
учитель начальных
клаассов
г.Нефтегорск, 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Я – гражданин России» для 1 класса разработана на основе программы курса «Я – гражданин России» (Автор С.В.Сабина), сборника программ внеурочной деятельности для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2011 и Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. Бю
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 8-9 лет (2 класс).
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 8-9 лет (2 класс)
Программа рассчитана на 68 часов
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 2
Цели программы:
- воспитание у детей духовно-нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления к самосовершенствованию;
- воспитание и развитие патриотических чувств;
- формирование у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
- развитие творческой активности обучающихся, сформирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие мелкой моторики.
Задачи:
- знакомство обучающихся с героической историей Отечества, с именами и подвигами;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения;
- Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края. .
Методы и приемы:
- диалоги; элементы дискуссий
- игры-практикумы;
- проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы, викторины;
- беседы;
- коллективно-творческие дела.
Формы организациизанятицй.
- рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
- экскурсия, поход
- практическое занятие, викторина
- встречи с участниками исторических событий
Программа “Я – гражданин России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Программа «Я-гражданин России» активно использует программно-методические комплексы «Академия младшего школьника», «Мир музыки», «Учимся изучать историю», которые в свою очередь активизирует познавательную деятельность младших школьников во внеурочной деятельности и повышает эмоциональное состояние учащегося в процессе обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.“Я и я”(5ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Используется программно-методический комплекс «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество».
IКонкурсы рисунков.
2.“Я и семья”(16ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи ветеранам войны.
3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с ветераном войны.
Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Используются программно-методический комплекс «Мир музыки».
4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
Используется программно-методический комплекс «Мир музыки».
5.“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране.
Они служили в Армии. Ветераны ВОВ.Честь имею!
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
Используется программно-методический комплекс «Учимся изучать историю».
6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Подкормка птиц. Чем живет планета Земля? Конкурсы сочинений, рисунков. Десант чистоты и порядка.
Используется программно-методический комплекс «Учимся изучать историю».
Формы проведения контроля:
Рисунок, рассказ, сочинение, викторина, презентация.
Оформление творческих выставок. Работа с разнообразными информационными источниками.
Отслеживание результатов воспитания проводится с помощью изучения, анализа, тестирования, наблюдения обучающихся.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Всего |
1 | Беседа «С чего начинается Родина». | 1 |
2 | Знакомство с символами Российского государства. | 1 |
3 | Мой класс – моя семья. Беседа. | 1 |
4 | Мои права и обязанности. Беседа. | 1 |
5 | Ты и твои друзья. Игра. | 1 |
6 | В гостях у предков. Сказочный марафон. | 1 |
7 | Праздник осени (ДК «Нефтяник»). | 1 |
8 | Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. | 1 |
9 | Осень в родном городе. Конкурс рисунков. | 1 |
10 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. | 1 |
11 | Вежливая улица. Викторина. | 1 |
12 | Каков я в школе? Анкетирование. | 1 |
13 | Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма. | 1 |
14 | Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | 1 |
15-18 | Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. Навещание больного одноклассника и ветерана педагогического труда. | 4 |
19 | Сценки из школьной жизни. | 1 |
20 | Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен. | 1 |
21 | Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. | 1 |
22 | Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 |
23 | Слайд-шоу «Азбука маленького Россиянина». | 1 |
24 | Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. | 1 |
26 | Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. | 1 |
27-30 | Изготовление кормушек вместе с родителями и подкормка зимующих птиц. | 4 |
41 | Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. | 1 |
32 | Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 |
33 | По каким правилам мы живем. Игра. | 1 |
34 | Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. | 1 |
35 | Новогодние зарисовки. Конкурс рисунков. | 1 |
36 | Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. | 1 |
37-40 | Изготовление кормушек вместе с родителями и подкормка зимующих птиц | 4 |
41 | Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. | 1 |
42 | Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма. | 1 |
43 | Чем живет планета Земля? КВН | 1 |
44 | 1 | |
45-46 | Мастерская по изготовлению русских сувениров. | 2 |
47 | Знаешь ли ты свой край? Викторина | 1 |
48 | Правила поведения в общественных местах. Слайд-шоу. | 1 |
49 | Они служили в Армии. Конкурс сочинений о службе в Армии родных. | 1 |
50 | Честь имею. Игровая программа. | 1 |
51 | Мамины помощники. Ролевая игра. | 1 |
52 | О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 |
53 | Народный лечебник. Бабушкины советы. | 1 |
54 | У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок. | 1 |
55 | Подготовка и проведение праздника «Любовь к Родине начинается с любви к матери». | 4 |
56 | Дорогая моя столица. Слайд=шоу | 1 |
57 | Спешите творить добро! Ситуативный практикум. | 1 |
58 | Правила ДД, культуры поведения в транспорте. Игровая программа «Поле чудес». | 1 |
59 | Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. | 1 |
60 | День птиц. Викторина. | 1 |
61-62 | Дети войны. Литературное чтение. | 2 |
63-66 | История города в названиях улиц. Презентация. | 4 |
67 | Встреча с участником войны. | 1 |
68 | Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. | 1 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- с любовью относиться к родной природе, городу, людям своего города ;
- приобретать навыки культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Межпредметными результатами являются формирование УУД.
РегулятивныеУУД:
применять полученные знания на практике;
работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, наши праздники;
- ориентироваться в историческом времени;
Познавательные УУД
- ориентироваться в историческом времени;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб;
-использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты.
Коммуникативные УУД
-анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
-формировать собственную позицию;
-вырабатывать и отстаивать свою точку зрения
Учебно-методические средства обучения
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.:
3. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
2009. - №17. - 9 - 13с.
4. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
5. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.