Модифицированная дополнительная программа "Этика: азбука добра"
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных
классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой
личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам
общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,
что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны
для детей данного возраста.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_2kl.docx | 58.43 КБ |
rabochaya_programma_kruzhka_2kl.docx | 58.43 КБ |
Предварительный просмотр:
некоммерческий фонд
детский епархиальный образовательный центр
филиал нефтегорский
« утверждаю» Директор НФ «ДЕОЦ»
_______Матанцева М. А.
«____»________2013г.
Программа принята на основании
решения методического совета
протокол №___ от «___»___2013г.
Модифицированная дополнительная программа
«Этика: азбука добра»
(духовно-нравственное направление)
Возраст детей от7 до 10лет
Срок реализации 1 год
Cоставитель: СудиковаЕ.С.
педагог дополнительного образования
г.Нефтегорск
2013г.
Содержание
1.Паспорт программы……………………..2
2.Пояснительная записка…………………..4 3.Содержание программы…………….......6
4.Тематическое планирование…………….8
5.Методическое обеспечение……………13
6.Техника безопасности………………….13
7.Список используемой литературы………14
2
Паспорт программы
1.Учреждение НФ «Детский епархиальный образовательный центр
2.Название программы: «Этика: азбука добра»
3.Сведения oб авторе:
-фамилия, имя, отчество: Судикова Елена Семёновна, педагог 2 категории.
-место работы: ГБОУ СОШ №3, г. Нефтегорск 4. Сведения о программе: 4.1.Область применения: для учащихся детских епархиальных образовательных центров, занимающихся по программе дополнительного образования.
4.2.Продолжительность изучения курса – 1год.
4.3.Напрвленность ДОП: духовно-нравственное.
4.4.Вид программы: модифицированная.
4.6.Состав группы: учащиеся 8-9 лет.
4.7. Форма занятий: групповые занятия.
4.8.Режим занятий: 1год обучения-3 занятия в группе еженедельно.
4.9.Количество обучающихся детей: по 13 человек в группе.
3
Пояснительная записка
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по направлению «Духовно - нравственное». Учебно-тематический план адаптирован к условиям некоммерческого фонда «ДЕОЦ».
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных
классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой
личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам
общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,
что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны
для детей данного возраста.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Основная цель программы – создание условий для духовно-нравственного развития детей с помощью приобщения их к православной религии, духовным богатствам человечества.
Основные задачи реализации программы:
-вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных качеств, -приучение воспитанников к социальным нормам культурной жизни;
-воспитание у детей чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи и своим друзьям;
-воспитание чувства любви и бережного отношения родной природе. лджр
4
Отличительной особенностью программы является
принцип гуманизма, который лежит в основе отбора содержания нравственного
образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как
основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости;
на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы,
проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной
литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка
представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование
художественного произведения позволит учителю использовать
1эмоционально-образную форму народных произведений и художественной
детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
В основе программы находится следующая концептуальная идея: Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий человека. Добро — все то, что является благом для другого. Внимание к “другому” как исходное основание для жизни по законам добра. Индивидуальный вариант поведения по законам добра.
Организация учебно-воспитательного процесса
Возраст воспитанников 8 лет.
Программа рассчитана на один учебный год. Курс включает 108 занятий: 3 занятия в неделю. Продолжительность занятий -40 минут.
Формы проведения занятий: беседа-диалог, беседа-практикум, ролевая игра, тренинговые упражнения, поисковые занятия, творческие задания.
Ожидаемые результаты:
- приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- накопление и обогащение опыта нравственного поведения путем организации практической деятельности воспитанников;
- вооружение воспитанников знаниями о морали, формирование моральных норм.
Форма подведения итогов по данной программе:
праздники, выставки творческих работ, конкурсы, стенгазета о работе об]единения.
5
Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). -
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых
поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи
художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа
близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное
освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения
в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и
вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,
признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации
словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать
сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность
школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная
ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки
учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к
вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от
неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,
дежурства.
6
Универсальные учебные действия__
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,
собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в
практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,
в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за
причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться
первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,
говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре
и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко
высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах.
Формы деятельности:
- просмотр мультфильмов;
- посещение детского музея;
- конкурсы;
сюжетно - ролевые игры;
- посещение детской библиотеки
- праздники.
- общественно – полезные дела
Методические средства деятельности
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
7
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Тематика занятий
Раздел 1. Этика общения (12 часов)
Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей. Разучивание песни А. Варламова «Солнечные зайчики».
Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
Тема 3. Добро творить – себя веселить.
Разучивание песни А.Варламова «Жестокость». Выставка рисунков о добре.
Тема 4. Подумай о других.
Беседа о добре, о добрых поступках. Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Тема 5. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз, урок общения.
Тема 6. Делу – время, потехе - час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах
Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. По правилам этикета.
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».
8
Тема 9. Приглашение к столу.
Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».
Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.
Тема 11. Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.
Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.
Тема 15. В гостях у Вежливости.
Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».
Тема 17. От чего зависит настроение.
Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.
Тема 18. Вахта памяти.
Познавательная беседа. Участие в концерте для ветеранов. Изготовление поздравительных открыток.
Тема 19. Мой дом – моя семья.
Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».
Тема 20. В труде человек хорошеет.
Практическое занятие: «Наш общий дом»
Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.
Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Тема 22. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.
Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.
Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.
Тема 24. Цени доверие других.
Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.
Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».
9
Тема 26. Советуем друг другу.
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.
Тема 28. Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.
Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.
Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.
Тема 30. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
Тема 31. Делаем газету.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.
Тема 32. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
10
Тематическое планирование
Название темы | Кол часов | Форма деятельности | ||
Этика общения. 24ч. | ||||
1-4 | Если песни петь, с ними веселей | 4 | Познавательная беседа. Игра. Разучивание песни | |
5-8 | Добрым жить на белом свете радостно | 4 | Путешествие в сказку. Конкурс рисунков | |
9-12 | Твори добро | 4 | . Рисунки. Песня | |
13-14 | Подари другу радость | 2 | Познавательная игра. | |
15-18 | Подарок учителям. | 4 | Изготовление подарка для ветерана-педагога Буянкиной Л.В. Участие в концерте ко Дню учителя | |
19-20 | Делу – время, потехе - час | 2 | Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. | |
21-22 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 2 | Познавательная беседа. Игра. | |
Этикет.23 ч. | ||||
23-28 | По правилам этикета | 6 | Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование. | |
29-32 | Приглашение к столу. | 4 | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра. | |
33-36 | Вот школа, дом, где мы живем | 4 | Сценки-миниатюры | |
37-40 | Вот магазин, куда идем | 4 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина. | |
41-44 | Дороги, транспорт, пеший путь | 4 | Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города. | |
45-46 | Лес, речка, луг, где можно отдохнуть | 2 | Заочное путешествие на лесную полянку. | |
Этические нормы отношений с окружающими. 33ч. | ||||
47-56 | Подумай о других. Экологическая акция. | 10 | Познавательная беседа. Изготовление и развешивание кормушек. Подкормка зимующих птиц. | |
1157-58 | От чего зависит настроение | 2 | Познавательная беседа. Игра | |
59-62 | Добрые и плохие поступки | 4 | Чтение десяти заповедей Ветхого завета. Дискуссия | |
63-64 | В труде человек хорошеет | 2 | Познавательная беседа. Практическое занятие. | |
66-69 | Все на белом свете солнышкины дети | 4 | Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма. | |
70-75 | Поздравляем наших мам | 6 | Подготовка к празднику. Рисунки. Конкурсы. | |
76-77 | Дорога в храм | 2 | Экскурсия в церковь | |
78-79 | Цени доверие других | 1 | Познавательная беседа. Путешествие на детский остров. | |
Этика отношений в коллективе. 28ч. | ||||
81-84 | Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались | 4 | Познавательная беседа. Игра. Песня «Настоящий друг» | |
85-86 | Советуем друг другу | 2 | Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки. | |
87-88 | Общее и особенное для мальчиков и девочек | 2 | Познавательная беседа. Игра | |
89-92 | Поговорил бы кто со мной | 4 | Путешествие в весенний парк. Практическая работа. | |
93-96 | Путешествие по весеннему лесу | 4 | Экскурсия. | |
97-98 | Подарок коллективу | 2 | Урок – сюрприз. | |
99-102 | Делаем газету о работе объединения | 4 | Познавательная беседа. Игра. | |
103-108 | Доброта что солнце | 6 | Подготовка к празднику. Праздник. |
12
Материально-техническое и методическое обеспечение
программы:
1.Компьютор;
2.Видеопроектор;
3.Интерактивная доска;
4.Диски с мультфильмами и детскими песнями
5.
Техника безопасности
1.учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимом труда и отдыха.
2.во иэбежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконники.
3.При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
4.Не подходить к электрооборудованию без присмотра учителя.
5.При обнаружении незнакомого предмета учащиеся должны сообщить учителю.
6.Учащиеся должны знать и соблюдать правила личной гигиены.
13
Список рекомендованной литературы
для учителя
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
Список рекомендованной литературы
для детей
Барто А.Л. В театре.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русская народная сказка. Лиса и Журавль
Список использованной литературы
1Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г
.2.Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999
.4.Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
5.Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
6Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
7.Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
8.Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996. 9.Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
14
Предварительный просмотр:
некоммерческий фонд
детский епархиальный образовательный центр
филиал нефтегорский
« утверждаю» Директор НФ «ДЕОЦ»
_______Матанцева М. А.
«____»________2013г.
Программа принята на основании
решения методического совета
протокол №___ от «___»___2013г.
Модифицированная дополнительная программа
«Этика: азбука добра»
(духовно-нравственное направление)
Возраст детей от7 до 10лет
Срок реализации 1 год
Cоставитель: СудиковаЕ.С.
педагог дополнительного образования
г.Нефтегорск
2013г.
Содержание
1.Паспорт программы……………………..2
2.Пояснительная записка…………………..4 3.Содержание программы…………….......6
4.Тематическое планирование…………….8
5.Методическое обеспечение……………13
6.Техника безопасности………………….13
7.Список используемой литературы………14
2
Паспорт программы
1.Учреждение НФ «Детский епархиальный образовательный центр
2.Название программы: «Этика: азбука добра»
3.Сведения oб авторе:
-фамилия, имя, отчество: Судикова Елена Семёновна, педагог 2 категории.
-место работы: ГБОУ СОШ №3, г. Нефтегорск 4. Сведения о программе: 4.1.Область применения: для учащихся детских епархиальных образовательных центров, занимающихся по программе дополнительного образования.
4.2.Продолжительность изучения курса – 1год.
4.3.Напрвленность ДОП: духовно-нравственное.
4.4.Вид программы: модифицированная.
4.6.Состав группы: учащиеся 8-9 лет.
4.7. Форма занятий: групповые занятия.
4.8.Режим занятий: 1год обучения-3 занятия в группе еженедельно.
4.9.Количество обучающихся детей: по 13 человек в группе.
3
Пояснительная записка
Данная образовательная программа была составлена на основе программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по направлению «Духовно - нравственное». Учебно-тематический план адаптирован к условиям некоммерческого фонда «ДЕОЦ».
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных
классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой
личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам
общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем,
что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны
для детей данного возраста.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Основная цель программы – создание условий для духовно-нравственного развития детей с помощью приобщения их к православной религии, духовным богатствам человечества.
Основные задачи реализации программы:
-вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных качеств, -приучение воспитанников к социальным нормам культурной жизни;
-воспитание у детей чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи и своим друзьям;
-воспитание чувства любви и бережного отношения родной природе. лджр
4
Отличительной особенностью программы является
принцип гуманизма, который лежит в основе отбора содержания нравственного
образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как
основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости;
на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы,
проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной
литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка
представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование
художественного произведения позволит учителю использовать
1эмоционально-образную форму народных произведений и художественной
детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
В основе программы находится следующая концептуальная идея: Добро как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий человека. Добро — все то, что является благом для другого. Внимание к “другому” как исходное основание для жизни по законам добра. Индивидуальный вариант поведения по законам добра.
Организация учебно-воспитательного процесса
Возраст воспитанников 8 лет.
Программа рассчитана на один учебный год. Курс включает 108 занятий: 3 занятия в неделю. Продолжительность занятий -40 минут.
Формы проведения занятий: беседа-диалог, беседа-практикум, ролевая игра, тренинговые упражнения, поисковые занятия, творческие задания.
Ожидаемые результаты:
- приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- накопление и обогащение опыта нравственного поведения путем организации практической деятельности воспитанников;
- вооружение воспитанников знаниями о морали, формирование моральных норм.
Форма подведения итогов по данной программе:
праздники, выставки творческих работ, конкурсы, стенгазета о работе об]единения.
5
Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). -
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное
сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых
поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи
художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа
близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное
освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения
в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и
вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк,
признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации
словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать
сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность
школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная
ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки
учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к
вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от
неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,
дежурства.
6
Универсальные учебные действия__
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,
собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в
практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,
в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за
причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться
первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,
говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре
и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко
высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах.
Формы деятельности:
- просмотр мультфильмов;
- посещение детского музея;
- конкурсы;
сюжетно - ролевые игры;
- посещение детской библиотеки
- праздники.
- общественно – полезные дела
Методические средства деятельности
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
7
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Тематика занятий
Раздел 1. Этика общения (12 часов)
Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей. Разучивание песни А. Варламова «Солнечные зайчики».
Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии друзей к Гудвину.
Тема 3. Добро творить – себя веселить.
Разучивание песни А.Варламова «Жестокость». Выставка рисунков о добре.
Тема 4. Подумай о других.
Беседа о добре, о добрых поступках. Раскрытие правила «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Тема 5. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз, урок общения.
Тема 6. Делу – время, потехе - час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах
Тема 7. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. По правилам этикета.
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».
8
Тема 9. Приглашение к столу.
Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».
Тема 10. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.
Тема 11. Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
Тема 12. Дороги, транспорт, пеший путь.
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.
Тема 13 - 14. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.
Тема 15. В гостях у Вежливости.
Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».
Тема 17. От чего зависит настроение.
Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.
Тема 18. Вахта памяти.
Познавательная беседа. Участие в концерте для ветеранов. Изготовление поздравительных открыток.
Тема 19. Мой дом – моя семья.
Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».
Тема 20. В труде человек хорошеет.
Практическое занятие: «Наш общий дом»
Тема 21. Все на белом свете солнышкины дети.
Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Тема 22. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.
Тема 23. Со взрослыми и сверстниками.
Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.
Тема 24. Цени доверие других.
Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.
Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема 25. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».
9
Тема 26. Советуем друг другу.
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Тема 27. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.
Тема 28. Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.
Тема 29. Путешествие по весеннему лесу.
Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.
Тема 30. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
Тема 31. Делаем газету.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.
Тема 32. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
10
Тематическое планирование
Название темы | Кол часов | Форма деятельности | ||
Этика общения. 24ч. | ||||
1-4 | Если песни петь, с ними веселей | 4 | Познавательная беседа. Игра. Разучивание песни | |
5-8 | Добрым жить на белом свете радостно | 4 | Путешествие в сказку. Конкурс рисунков | |
9-12 | Твори добро | 4 | . Рисунки. Песня | |
13-14 | Подари другу радость | 2 | Познавательная игра. | |
15-18 | Подарок учителям. | 4 | Изготовление подарка для ветерана-педагога Буянкиной Л.В. Участие в концерте ко Дню учителя | |
19-20 | Делу – время, потехе - час | 2 | Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. | |
21-22 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 2 | Познавательная беседа. Игра. | |
Этикет.23 ч. | ||||
23-28 | По правилам этикета | 6 | Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование. | |
29-32 | Приглашение к столу. | 4 | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра. | |
33-36 | Вот школа, дом, где мы живем | 4 | Сценки-миниатюры | |
37-40 | Вот магазин, куда идем | 4 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина. | |
41-44 | Дороги, транспорт, пеший путь | 4 | Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие на улицах города. | |
45-46 | Лес, речка, луг, где можно отдохнуть | 2 | Заочное путешествие на лесную полянку. | |
Этические нормы отношений с окружающими. 33ч. | ||||
47-56 | Подумай о других. Экологическая акция. | 10 | Познавательная беседа. Изготовление и развешивание кормушек. Подкормка зимующих птиц. | |
1157-58 | От чего зависит настроение | 2 | Познавательная беседа. Игра | |
59-62 | Добрые и плохие поступки | 4 | Чтение десяти заповедей Ветхого завета. Дискуссия | |
63-64 | В труде человек хорошеет | 2 | Познавательная беседа. Практическое занятие. | |
66-69 | Все на белом свете солнышкины дети | 4 | Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма. | |
70-75 | Поздравляем наших мам | 6 | Подготовка к празднику. Рисунки. Конкурсы. | |
76-77 | Дорога в храм | 2 | Экскурсия в церковь | |
78-79 | Цени доверие других | 1 | Познавательная беседа. Путешествие на детский остров. | |
Этика отношений в коллективе. 28ч. | ||||
81-84 | Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались | 4 | Познавательная беседа. Игра. Песня «Настоящий друг» | |
85-86 | Советуем друг другу | 2 | Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки. | |
87-88 | Общее и особенное для мальчиков и девочек | 2 | Познавательная беседа. Игра | |
89-92 | Поговорил бы кто со мной | 4 | Путешествие в весенний парк. Практическая работа. | |
93-96 | Путешествие по весеннему лесу | 4 | Экскурсия. | |
97-98 | Подарок коллективу | 2 | Урок – сюрприз. | |
99-102 | Делаем газету о работе объединения | 4 | Познавательная беседа. Игра. | |
103-108 | Доброта что солнце | 6 | Подготовка к празднику. Праздник. |
12
Материально-техническое и методическое обеспечение
программы:
1.Компьютор;
2.Видеопроектор;
3.Интерактивная доска;
4.Диски с мультфильмами и детскими песнями
5.
Техника безопасности
1.учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимом труда и отдыха.
2.во иэбежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконники.
3.При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.
4.Не подходить к электрооборудованию без присмотра учителя.
5.При обнаружении незнакомого предмета учащиеся должны сообщить учителю.
6.Учащиеся должны знать и соблюдать правила личной гигиены.
13
Список рекомендованной литературы
для учителя
- Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
- Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
- Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
- Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
Список рекомендованной литературы
для детей
Барто А.Л. В театре.
- Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. 1989.
- Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
- Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
- Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
- Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.
- Осеева В.А. Волшебное слово
- Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
- Русская народная сказка. Лиса и Журавль
Список использованной литературы
1Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г
.2.Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999
.4.Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
5.Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
6Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
7.Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
8.Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996. 9.Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
14