ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: «Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с историей, культурой, бытом народа. А ведь только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Поэтому я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры, т. е. знакомлю детей с традициями русских народных праздников. Почему именно праздники? Праздник - это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствованно из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка. К. Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои года от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!
В своей работе я употребляю, в первую очередь, фольклор. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Каждому из нас известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Надо, чтобы ребят окружали предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет ощутить себя частью народа.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Поэтому я считаю, что это народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Народ проявляет свои творческие способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. В результате отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеет большое воспитательное и образовательное значение для детей является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники). Они имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личность.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит становление и развитие. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Православные праздники - это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта всего без чего мы - не цельное.
В нашем детском саду стало традицией проведение православных детских праздников, как Рождество, Пасха, Троица.
Подготовка к празднику всегда вызывает интерес у детей, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых.
Мы, взрослые, даём выход детским стремлениям, удовлетворяем их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала и других помещениях детского сада.
Большая часть праздников по церковному календарю была неподвижной, то есть ежегодно отмечались одни и те же дни. Но были и передвижные праздники, исчислявшиеся по лунному календарю. В центре таких праздников стояла Пасха, приходившаяся на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. От неё отсчитывалось семь недель назад - к зимним Святкам. Самым весёлым праздником были Святки. Они проходили с 7 по 19 января (с 25 декабря по 6 января по ст. ст.) . По сути, это был не один праздник, а несколько: Рождество Христово - 7 января (25 декабря по ст. ст., Новый год, приходившийся на Василий день - 14 января (1 января по ст. ст.) и Крещение - 19 января (6 января по ст. ст.) .
То, что празднование Нового года Петром 1 было перенесено с 1 сентября на 1 января (14 января по ст. ст., разделило Святки на два периода. Первый, от Рождества до Нового года, носил название «Светлых вечеров», а второй, от Нового года до Крещения, получил название «Страшных вечеров», т. к. в народном представлении был связан с разгулом нечистой силы.
Началу нового года придавалось большое значение. Есть такое поверье: как встретишь, Новый год таков будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы на столе было много яств, чтобы все люди были весёлыми. Все желали друг другу счастья и удачи. Для детей Новый год самый любимый праздник. Каждый хочет быть участником этого праздника. Заранее учат стихи, разучивают песни, танцы и делает новогодние открытки, а также рисуют рисунки и выполняют из различного материала красивые поделки.
Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - ещё в декабре. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети знакомятся с русской духовой поэзией. Для начала можно рассказать им историю рождения Христа, а потом обыграть её в небольшой сценке, в которой ребята появятся в ролях Марии, Иосифа и волхвов, пришедших почтить рождение сына Божьего. Эта тема в будущем будет возникать и на школьных детских праздниках. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки.
Мы с детьми рассматриваем икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси. Изготовляем рождественские звёзды и начинаем игру - колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, дарят подарки - самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания.
Крещение - третий праздник Святок. Многие дети не один раз слышали слово «крёстный», «крёстная». Пояснение этих слов, дети легко объясняют, кого крестили в церкви, есть и крёстные: «крёстный отец», «крёстная мать». Я показываю для этой темы картинки (иллюстрации) по обряду крещения, а также используя семейные фотографии с Крещением. Дети очень внимательно слушают рассказ, как давно - давно в этот день совершил обряд крещения Иисус Христос в водах реки Иордан. И было ему тридцать лет. Желающих было так много принять крещение, и Иисус Христос вместе со всеми вошёл в святую воду. Едва Иисус вышел из воды, как над ним разошлись небеса, и увидел Он летящую голубку.
Я рассказываю о том, что Крещение празднуют широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола и пели молитвы (церковные песни). И по древней традиции в это день на Руси совершались крестные ходы на реки, водоёмы. Впереди священники, за ними толпа людей - все идут на лёд, к воде. Начинается «погружение креста». Как только «крестный ход» уходил, немало смельчаков - раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. Когда купание прекращалось, люди набирали святую воду, несли её домой. Пили её сами, т. к. она святая, а значит и целебная. И с тех пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. И хранят её долго.
После моего рассказа, я предлагаю детям подойти к крану с водой и умыться, чтобы совершить обряд крещения и принять те свойства воды, которые она в этот день приобрела. А затем мы повторяли все народные приметы, которые и поныне не утратили своего назначения. Например: «Снега на Крещение надует - хлеба прибудет», «Крещение под полный месяц - к большой воде», «Метель на Крещение - к хорошему роению пчёл», «Собаки много лают - будет много зверья и дичи».
При организации праздников мы с детьми продумываем их программу. На занятиях по ручному труду мастерим из различного материала всевозможные поделки. На наших праздниках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями. Кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если у ребенка нет ярко - выраженных музыкальных и актерских способностей, он всё равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх в народном празднике.
Перед строгим постом есть праздник «Прощённое воскресенье». Люди просят друг у друга прощение за нанесённые в течение всего года обиды - вольные и невольные. Вот и вы, дети, когда проснётесь в воскресенье, подойдите к маме, бабушке и другим членам семьи и скажите: «Простите меня». А если кто-то у вас попросит прощения, надо обязательно простить. И я объясняю о необходимости признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого обидел; прощать своего обидчика.
По народным представлениям, весна сама не придёт, её нужно пригласить. Вот и мы с детьми зазываем весну «закличками». Песни во время поста петь возброняется. Поскольку в марте начинают возвращаться из теплых краёв перелётные птицы и желая поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками - «жаворонков». Их раздавали всем членам семьи. Вот и мы с детьми делаем из пластилина и бумаги птичек, затем выходим на улицу и, подбрасываем вверх птичку, и при этом приговариваем слова:
Жаворонушки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принисите ко мне
Весну красную.
Затем с детьми шли на участок и прикрепляли к веткам деревьев бумажных птичек.
Последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. И я детям рассказываю, что все люди в субботу идут в церковь с пучками вербных веток. Здесь их освещают.
Детям объясняется, что верба - первое дерево, которое зацветает весной. И народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от «хвори», а посевы - от града и болезней. И для закрепления, мы с детьми из бумаги и ваты выполняем работу.
Не обходит стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами и у нас в саду. Ведь Пасха - это праздник торжества жизни, поборовшей смерть, а яйцо и есть символ вечно возрождающейся жизни. Крашеные яйца главное украшение Пасхального стола. Поэтому мы с детьми дней за десять до Пасхи в сырой песок или смоченную вату «сеем» зёрна пшеницы. И все дети с нетерпением ждут, как из зёрнышек проклёвываются ростки, как они зеленеют, подрастают. Затем в эту свежую, живую травку кладут разноцветные яички, и дети никогда не забывают красоту и радость этого праздника.
Дети любят дарить яйца, изготовленные ими, расписанные своими руками. Какие идеи возникают, просто одно творчество! Раскрашивают яйца красками, фломастерами, наклеивают на них особые пасхальные картинки. Для своей группы я предлагаю работу в смешанной технике: на плоскостное яйцо восковыми мелками наносится пейзажный рисунок, а затем завершается в технике акварельного размыва.
А ещё можно яйцо превратить в какую-либо игрушку с помощью различных материалов. К расписанному яйцу можно добавить небольшой букетик цветов из бисера - получится пасхальный сувенир, с особенным, весенним настроением. У праздника Пасхи всегда была и «развлекательная» сторона. Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катания на качелях. Вот и мы с детьми проводим игры с яйцами, водим хороводы в группе и на улице и устраиваем катание на качелях.
Таким образом, узнав о традициях праздниках русского народа, у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры, и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obychaii.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: «Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с историей, культурой, бытом народа. А ведь только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Поэтому я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры, т. е. знакомлю детей с традициями русских народных праздников. Почему именно праздники? Праздник - это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствованно из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка. К. Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои года от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!
В своей работе я употребляю, в первую очередь, фольклор. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Каждому из нас известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Надо, чтобы ребят окружали предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет ощутить себя частью народа.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Поэтому я считаю, что это народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Народ проявляет свои творческие способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. В результате отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеет большое воспитательное и образовательное значение для детей является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники). Они имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личность.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит становление и развитие. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Православные праздники - это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта всего без чего мы - не цельное.
В нашем детском саду стало традицией проведение православных детских праздников, как Рождество, Пасха, Троица.
Подготовка к празднику всегда вызывает интерес у детей, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых.
Мы, взрослые, даём выход детским стремлениям, удовлетворяем их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала и других помещениях детского сада.
Большая часть праздников по церковному календарю была неподвижной, то есть ежегодно отмечались одни и те же дни. Но были и передвижные праздники, исчислявшиеся по лунному календарю. В центре таких праздников стояла Пасха, приходившаяся на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. От неё отсчитывалось семь недель назад - к зимним Святкам. Самым весёлым праздником были Святки. Они проходили с 7 по 19 января (с 25 декабря по 6 января по ст. ст.) . По сути, это был не один праздник, а несколько: Рождество Христово - 7 января (25 декабря по ст. ст., Новый год, приходившийся на Василий день - 14 января (1 января по ст. ст.) и Крещение - 19 января (6 января по ст. ст.) .
То, что празднование Нового года Петром 1 было перенесено с 1 сентября на 1 января (14 января по ст. ст., разделило Святки на два периода. Первый, от Рождества до Нового года, носил название «Светлых вечеров», а второй, от Нового года до Крещения, получил название «Страшных вечеров», т. к. в народном представлении был связан с разгулом нечистой силы.
Началу нового года придавалось большое значение. Есть такое поверье: как встретишь, Новый год таков будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы на столе было много яств, чтобы все люди были весёлыми. Все желали друг другу счастья и удачи. Для детей Новый год самый любимый праздник. Каждый хочет быть участником этого праздника. Заранее учат стихи, разучивают песни, танцы и делает новогодние открытки, а также рисуют рисунки и выполняют из различного материала красивые поделки.
Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - ещё в декабре. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети знакомятся с русской духовой поэзией. Для начала можно рассказать им историю рождения Христа, а потом обыграть её в небольшой сценке, в которой ребята появятся в ролях Марии, Иосифа и волхвов, пришедших почтить рождение сына Божьего. Эта тема в будущем будет возникать и на школьных детских праздниках. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки.
Мы с детьми рассматриваем икону Рождества Христова, рассказываем им, что святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Это было традицией на Руси. Изготовляем рождественские звёзды и начинаем игру - колядование, когда дети по группам ходят, друг к другу в гости, поют колядки, дарят подарки - самоделки. Именно дарят, а не получают, что важно для воспитания.
Крещение - третий праздник Святок. Многие дети не один раз слышали слово «крёстный», «крёстная». Пояснение этих слов, дети легко объясняют, кого крестили в церкви, есть и крёстные: «крёстный отец», «крёстная мать». Я показываю для этой темы картинки (иллюстрации) по обряду крещения, а также используя семейные фотографии с Крещением. Дети очень внимательно слушают рассказ, как давно - давно в этот день совершил обряд крещения Иисус Христос в водах реки Иордан. И было ему тридцать лет. Желающих было так много принять крещение, и Иисус Христос вместе со всеми вошёл в святую воду. Едва Иисус вышел из воды, как над ним разошлись небеса, и увидел Он летящую голубку.
Я рассказываю о том, что Крещение празднуют широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола и пели молитвы (церковные песни). И по древней традиции в это день на Руси совершались крестные ходы на реки, водоёмы. Впереди священники, за ними толпа людей - все идут на лёд, к воде. Начинается «погружение креста». Как только «крестный ход» уходил, немало смельчаков - раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. Когда купание прекращалось, люди набирали святую воду, несли её домой. Пили её сами, т. к. она святая, а значит и целебная. И с тех пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. И хранят её долго.
После моего рассказа, я предлагаю детям подойти к крану с водой и умыться, чтобы совершить обряд крещения и принять те свойства воды, которые она в этот день приобрела. А затем мы повторяли все народные приметы, которые и поныне не утратили своего назначения. Например: «Снега на Крещение надует - хлеба прибудет», «Крещение под полный месяц - к большой воде», «Метель на Крещение - к хорошему роению пчёл», «Собаки много лают - будет много зверья и дичи».
При организации праздников мы с детьми продумываем их программу. На занятиях по ручному труду мастерим из различного материала всевозможные поделки. На наших праздниках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями. Кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если у ребенка нет ярко - выраженных музыкальных и актерских способностей, он всё равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх в народном празднике.
Перед строгим постом есть праздник «Прощённое воскресенье». Люди просят друг у друга прощение за нанесённые в течение всего года обиды - вольные и невольные. Вот и вы, дети, когда проснётесь в воскресенье, подойдите к маме, бабушке и другим членам семьи и скажите: «Простите меня». А если кто-то у вас попросит прощения, надо обязательно простить. И я объясняю о необходимости признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого обидел; прощать своего обидчика.
По народным представлениям, весна сама не придёт, её нужно пригласить. Вот и мы с детьми зазываем весну «закличками». Песни во время поста петь возброняется. Поскольку в марте начинают возвращаться из теплых краёв перелётные птицы и желая поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками - «жаворонков». Их раздавали всем членам семьи. Вот и мы с детьми делаем из пластилина и бумаги птичек, затем выходим на улицу и, подбрасываем вверх птичку, и при этом приговариваем слова:
Жаворонушки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принисите ко мне
Весну красную.
Затем с детьми шли на участок и прикрепляли к веткам деревьев бумажных птичек.
Последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. И я детям рассказываю, что все люди в субботу идут в церковь с пучками вербных веток. Здесь их освещают.
Детям объясняется, что верба - первое дерево, которое зацветает весной. И народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от «хвори», а посевы - от града и болезней. И для закрепления, мы с детьми из бумаги и ваты выполняем работу.
Не обходит стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами и у нас в саду. Ведь Пасха - это праздник торжества жизни, поборовшей смерть, а яйцо и есть символ вечно возрождающейся жизни. Крашеные яйца главное украшение Пасхального стола. Поэтому мы с детьми дней за десять до Пасхи в сырой песок или смоченную вату «сеем» зёрна пшеницы. И все дети с нетерпением ждут, как из зёрнышек проклёвываются ростки, как они зеленеют, подрастают. Затем в эту свежую, живую травку кладут разноцветные яички, и дети никогда не забывают красоту и радость этого праздника.
Дети любят дарить яйца, изготовленные ими, расписанные своими руками. Какие идеи возникают, просто одно творчество! Раскрашивают яйца красками, фломастерами, наклеивают на них особые пасхальные картинки. Для своей группы я предлагаю работу в смешанной технике: на плоскостное яйцо восковыми мелками наносится пейзажный рисунок, а затем завершается в технике акварельного размыва.
А ещё можно яйцо превратить в какую-либо игрушку с помощью различных материалов. К расписанному яйцу можно добавить небольшой букетик цветов из бисера - получится пасхальный сувенир, с особенным, весенним настроением. У праздника Пасхи всегда была и «развлекательная» сторона. Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катания на качелях. Вот и мы с детьми проводим игры с яйцами, водим хороводы в группе и на улице и устраиваем катание на качелях.
Таким образом, узнав о традициях праздниках русского народа, у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры, и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям.