Заботливым родителям
Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать!
"Использование ИКТ в воспитательном процессе в рамках сотрудничества с семьями воспитанников"
Видеть музыку -развивающий мультфильм для детей
Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в буфет, а запрыгнули в оркестровую яму. И что тут началось!..
Осенние песенки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать! | 197.61 КБ |
Осенние песенки | 155.19 КБ |
Консультация для родителей «Пойте на здоровье!» | 2.31 МБ |
Наши руки - не для скуки. Инструменты - самоделки. | 1.57 МБ |
Консультация "Родителям о фольклоре" | 56 КБ |
Новогодние чудеса, или как укрепить веру в Деда Мороза | 1.71 МБ |
Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу? | 484.55 КБ |
Танцевать - ум развивать! | 365.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Казачьи песни
Молода я, молода.
1.Молодая-молода недогадливая(2 раза)
Девчоночка-игралива разговорчивая(2раза)
2.Пойду в огород меня горе берет(2раза)
Огородная беда по колено лебеда(2раза)
3. Пойду, побреду по колено лебеду(2раза)
Оглянулася назад позади стоит казак.
4. Казак, казачок, казак миленький дружок
Ты почаще ходи, да побольше носи.
5. Молодая дечоночка нагулялася,
В огороде лебеда вся осталася.
Сотник.
1. Как на горочке,на горочке крутой
Стоял сотник, стоял сотник молодой.
Припев.
Ой, ли, лёли, лёли, лёли, стоял сотник, стоял сотник молодой!
2. Под ним конник, под ним конник вороной
Во сбруичке, во сбруичке золотой.
3. Ехал сотник да со службицы домой
Прямо к Любушке, да к Любушке своёй.
4. Здравствуй, Любушка, красавица моя,
Хорошо ли, тебе, вольно ль без меня.
5. Здравствуй, милый мой хороший, дорогой
Хорошо мне будет только лишь с тобой!
Кругом хаты тёрен, тёрен
1. Кругом хаты тёрен, тёрен
Да, некому его рвать.
Эх, думал я, думал я,
Думал милая моя.
2. Надо ребят попросить
Этот тёрен обтрусить.
Эх, думал я, думал я,
Думал милая моя.
3. Этот тёрен отрусить,
Вареничков наварить
Эх, думал я, думал я,
Думал милая моя.
4. Вареничков наварить,
Ребятушек накормить.
Эх, думал я, думал я,
Думал милая моя.
5. Ребятушек накормить,
Молодушек угостить.
Эх, думал я, думал я,
Думал милая моя.
6. Молодушек угостить.
Эту пляску заводить!
Эх, думал я, думал я,
Думал милая моя.
7. Кругом хаты тёрен, тёрен
Да, некому его рвать.
Эх, думал я, думал я,
Думал милая моя.
Предварительный просмотр:
Осенние песенки
Танец осенних листочков
слова А. Макшанцевой музыка А. Филиппенко
1. Листочки, листочки по ветру летят,
У деток под ножками тихо шуршат.
И, плавно качаясь, ведут хоровод.
А ветер осенний им песню поет.
2. То вправо, то влево листочки летят,
Прощается с нами осенний наш сад.
Листочки, качаясь, ведут хоровод.
А ветер осенний им песню поет.
3. И снова листочки по ветру летят,
У деток под ножками тихо шуршат.
И, плавно качаясь, ведут хоровод.
А ветер осенний им песню поет.
«Осень милая, шурши» Слова и музыка Еремеевой
1
Осень очень хороша,
Хороша, хороша!
Осень ходит не спеша,
Ходит не спеша.
Есть у осени наряд
Золотой, золотой!
Удивляет всех подряд
Осень красотой.
Припев: (2 раза)
Осень милая, шурши
Листьями вокруг.
Провожать не спеши
Журавлей на юг!
2 Осень долго не грустит,
Не грустит, не грустит.
Даже если снег летит,
Снег с дождём летит.
Мокрым стал её наряд,
Стал он тоньше, чем был.
Всё равно огнём горят
Ягоды рябин!
Припев: (2 раза)
"Осень-раскрасавица" Слова и музыка - Г. Азаматова-Бас
1 2 Всё раскрасила вокруг красками красивыми. 3 |
«Дождик» М.Пацхаладзе
Кап-кап, тук-тук-тук
По стеклу раздался стук.
Это дождик по утру
Разбудил всю детвору.
Кап-кап, дон-дон-дон
Капли начали трезвон.
Если выйдите гулять
Не забудьте зонтик взять.
Кап-кап, кап-кап-кап
У дождя весёлый нрав.
Завтра утром мы опять
Под дождём пойдём гулять.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей . При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.
Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.
Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку? Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.
Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему. Музыкальный педагог должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.
Один из важнейших компонентов пения – дыхание . От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание.
Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.
Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком» : • «Собачки » – подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык); • «Насос» – надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом); • «Ветер» – рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.); • «Задуваем свечи на торте» Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком. А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения?
Вот несколько советов. • Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением. • Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя . Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!
• Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему. • Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет. Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Детский фольклор, как средство духовно-нравственного развития дошкольников на музыкальных занятиях.
Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно. Для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.
Л.Н. Толстой
В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Видимо, именно поэтому, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова – эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Благодаря фольклору, в частности, белорусским народным песням, потешкам, играм, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Каждый жанр народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.
Таким образом, фольклорные произведения помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Меня, как музыкального руководителя, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия» :колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал, используемый мною на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с первой младшей группы, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Или
Баюшки-баю!
Сохрани тебя
И помилуй тебя
Ангел твой –
Сохранитель твой.
От всякого сглазу,
От всякого плачу,
От всех скорбей,
От всех напастей:
От лому-ломища,
От злочеловека –
Супостателя.
Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам), колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.
Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок учиться ходить, говорят (а малыши в детском саду напевают):
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Пестушка сопровождает физические процедуры, необходимые ребенку, помогает ребенку научиться управлять своим телом, заботиться о нем. И, наверное, уже в ней заложен смысл известного высказывания « в здоровом теле – здоровый дух»!
Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение.
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка,
Попросил он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
Кошка-то и не дала!
Но это только одна сторона медали. Имеются потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире (Сорока-белобока// Кашку варила… или Идет коза – во лбу рога, идет – ворчит, клюкой стучит – Кто кашки не ест, кто молока не пьет, того забодаю, забодаю, а кто кашку кушает и маму слушает, с тем – поиграю). Потешки при этом зачастую сопровождаются жестами взрослого. Ребенок еще плохо может выразить в речи то, что чувствует, но уже стремится к звукоподражанию, к повторам жестов, а через это – до него доходит смысл потешки (почему коза ворчит, почему клюкой стучит?). С одной стороны, ребенок играет, но в игре до него доходит смысл самой потешки, который имеет нравственную подоплеку – как нужно сделать так, чтобы было хорошо и правильно?
В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Наши уточки с утра:
Кря,кря, кря.
Наши гуси у пруда:
Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:
Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
На дубочке,
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые.
Прибаутки – небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей (Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка – на кошке – туды ж по дорожке). Она характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. Она подготавливает детей к учебе, к труду.
Все эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое. Так, например, рождаются и поются (именно поются, а не рассказываются):
Потешки:
Шла Иринка по дорожке,
У нее устали ножки.
Села – посидела,
Песенку запела
Тра-та-та, тра-та-та
Мы везем с собой кота…
Колыбельные:
Мама Милочку качает – баю-бай
Мама доченьку качает – баю-бай
Спи Милена, спи, дочурка – засыпай!!!
Завтра будет день прекрасный – баю-бай
Светит месяц с неба ясный – баю-бай
Спи, хороший голубочек, засыпай!!!
Ребенок, напевая, оперирует такими понятиями, как «свет», «добро», «красота», , пропускает смысл через себя, проникается этим добром, светом и чистотой, верой в светлое будущее.
С моей точки зрения, при отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, следует исходить из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью, общения со старшими.
В работе с детьми средней, старшей, часто используются другие фольклорные жанры – песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т.д. – все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, купальские песни, жатвенные, и т.д.).
Веснянки – старинные обрядовые песенки, восхваляющие весну, приход весны.
Жатвенные песни. Цель жатвенных обрядов и связанных с ними песен – отблагодарить “матушку землю”, кормилицу за долгожданный урожай, с помощью магических действий вернуть земле плодородность и тем самым обеспечить будущий урожай, вернуть жницам затраченные во время жатвы силы. Жали, как правило, женщины, поэтому и песни пелись от лица женщин.
А и густо-густо на березе листъев!
Ой ли, ой люли, на березе листъе.
Гуще нету того во ржи, пашеницы
Ой ли, ой люли, во ржи, пашеницы
Господа бояре, мужики крестьяне!
Ой ли, ой люли, мужики крестьяне.
Не могу стояти, колоса держати
Буен колос клонит,
Ой ли, ой люли, буен колос клонит.
Обрядовые песни вводили детей во взрослый мир, знакомили с его правилами, воспитывали в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает.
Заклички – один из видов заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая, для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто– к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду.
Колядки. Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по улицам деревни и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и для девушки-невесты.
Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Ныне Бог явился в мире –
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Величания – жанр песенного восхваления преимущественно жениха, невесты. Например ;
Какова, какова красна девушка ?
Ростом она ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у черного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.
Частушка – жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. Частушка в озорной форме рассказывала о мире, о быте, об отношениях между людьми.
Ах, шаль, шаль моя,
Шаль моя вязёная.
Не одна я боевая,
Вся родня весёлая.
Игровые песни сопровождали определенную игру, распевались либо одним или несколькими играющими, либо хором:
Селезень
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
У тя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!
В этой игре "Утка" становилась в центр круга, а "Селезнь" снаружи, и играли подобно игре "кошки-мышки". При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг "селезня". Так, играя, дети приобщались к миру взрослых, в котором царили любовь, уважение, взаимопонимание.
Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. Народные игры у наших предков сопровождались пением, наряду с силой, ловкостью, выносливостью, развивали чувство сопричастности к коллективу («Воротики», «Ручеек», «Молчанка», «Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки») и т.д.
Пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему , помогают раскрыть смысл определенных ситуаций («Дорога ложка к обеду», «Волка бояться – в лес не ходить», «Без труда не вытащишь рыбу из пруда» ,«У страха глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают», «Под лежачий камень вода не течёт», «Не надобен клад,коли в семье лад», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Знал бы где упадёшь – соломки подстелил», «Мягко стелит, да жёстко спать», «Родина-мать – умей за неё постоять», «Семеро одного не ждут», «За двумя зайцами погонишься , ни одного не поймаешь», «Пчела мала, но и та работает», « Хлеб всему голова», «В гостях хорошо, а дома лучше»).
Пословицы и поговорки русского народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.
Все вышеперечисленные фольклорные жанры являются основными на моих занятиях музыкой.
Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т.д.).
Произведения русского детского фольклора (музыкального и устного народного творчества), используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем (например, колыбельные, пестушки способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста, а в старшем возрасте они используются мною для распевания).
Кроме этого, в своей работе часто использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день.
Обучение детей фольклору, на мой взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ (проведения интегрированных занятий на которых дети погружаются в мир сказок, народного эпоса).
Таким образом, музыкальные праздники с использованием разученного детского фольклора – апофеоз всего того, чему ребенок научился на музыкальных и интегрированных занятиях, конгломерат нравственных идей, ценностей, заключенных в выбранных для представления аудитории фольклорных жанров, танцев, игр и т.д.
Источник https://misolka.ucoz.org/dlja_roditelej_o_folklore.doc
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?
Перед многими родителями стоит вопрос: чем занять свободное время ребенка? И найти нужно что-то, что сеет разумное, доброе, вечное, но в то же время что-то интересное, чтобы чадо не скучало. Часто выбор падает на музыкальную школу. На вопрос «Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?» я бы ответила «Да!». Ведь занятия музыкой развивают, расширяют кругозор и прививают чувство прекрасного.
Музыкальные школы предлагают богатый выбор инструментов для обучения: духовые, струнные, клавишные, ударные. Но прежде чем выбрать инструмент, ответьте себе на несколько вопросов:
Нравится ли ребенку инструмент?
Готов ли он физически для этого инструмента (баян, аккордеон требуют определенной физической подготовки)?
Готовы ли вы слушать звуки этого инструмента каждый день, при том, что первые несколько лет чистого исполнения вы не услышите?
Если ответы по всем пунктам положительные, то в добрый путь!
Минусы музыкальной школы, о которых нужно знать:
— Человеческий фактор. Многие занятия проходят не в группах, а один на один с учителем, поэтому к выбору наставника нужно отнестись с особой тщательностью. Музыка — дело тонкое и легко дается не всем, а неподходящий преподаватель может убить в ребенке любовь к музыке и развить комплексы. Но если уж повезёт с педагогом, остальные минусы можно пережить.
— Большая нагрузка. Занятия в музыкальной школе - это ежедневный труд. Помимо школы, ребенку нужно заниматься по несколько часов в день дома. Плюс подготовка к выступлениям и экзаменам.
— Скука. Разучивание гамм и этюдов вряд ли приведет кого-то в восторг. Да и классические музыкальные произведения вкусам школьников не всегда соответствуют. До классики еще нужно дорасти.
— Проблемы со здоровьем. Нерегулярное питание, стрессы во время концертов и экзаменов могут привести к сбою пищеварительной системы и ослаблению иммунитета.
Плюсов музыкальной школы более чем достаточно. Дети этих плюсов обычно не видят в силу возраста, но о них непременно должны знать родители, которые задумываются о музыкальной школе для своего ребёнка. Положительные стороны занятий музыкой:
+ Развитие музыкального слуха и постановка голоса. Без этого не обойтись будущему артисту, но даже если ваш ребенок не планирует связать свою жизнь с музыкой, умение чисто и хорошо петь ему точно не помешает.
+ Повышение уровня культуры. Ребёнок получит знания о музыкальных направлениях, композиторах, истории музыки. Даже не самый примерный ученик будет знать, что Сальери Моцарта не убивал, а Сметана — это не только кисломолочный продукт.
+ Развитие усидчивости и трудолюбия, умения распределять свое время. Без этих качеств успешно учиться в музыкальной школе, в общеобразовательной школе, да и просто жить практически невозможно.
+ Рост уровня интеллекта и развитие речи. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, что положительно влияет на речевую деятельность. Доказано, что дети, которые занимаются музыкой, опережают сверстников в развитии: они лучше и быстрее читают, грамотнее говорят, лучше воспринимают и обрабатывают информацию. Музыкантам легче даются иностранные языки: натренированная память и хороший слух помогают быстро запоминать иноязычные конструкции и положительно влияют на произношение. Более того, у ребенка равномерно развиваются оба полушария мозга, т.к. на музыкальном инструменте играют двумя руками. Все это ведёт к общему росту уровня интеллекта.
+ Повышение уверенности в себе. Постоянное участие в концертах помогает ребёнку раскрыться и справиться со страхом публичных выступлений.
А чем не плюс попросить свое чадо сыграть, к примеру, на скрипке, если гости долго не уходят?
Так что, вам решать: «Отдавать ли ребёнка в музыкальную школу?»
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
2. https://www.classicalmusicnews.ru/articles/10-reasons-to-teach-music/
Предварительный просмотр:
Вы уже знаете, что физическая нагрузка благотворно влияет на настроение и самочувствие?
Ученые давно выяснили: во время тренировки в мозгу повышается уровень серотонина, и без эндорфина дело не обходится.
Сегодня наука ушла сильно дальше, пытаясь понять, способен ли танец улучшать работу мозга, а не только повышать настроение.
Стало ясно, что любая физическая нагрузка влияет на наши умственные способности, но танцы эффективнее всего. И вот почему. Мозг — самый сложный орган человека
Нейробиологи даже высказывали предположение, что словосочетание «мой мозг» некорректно. Как утверждает Татьяна Черниговская, известный российский нейролингвист, скорее это мы зависим от него на все 100%.
Он сам формулирует решение и дает сигнал к действию другим органам. Он знает, как нужно учиться. Более того, мозг учится в любой момент времени, читаем ли мы книгу или моем посуду.
Самое главное, что доказали ученые за последние десятилетия: мозг пластичен, он способен меняться.
Интересный эксперимент, проведенный с крысами, доказал, что жизнь, наполненная впечатлениями, интересными событиями и постоянным действием (в их случае — это наличие игр с товарищами и без), позволяет «вырастить» мозг, превосходящий в размерах мозг тех, кто вел спокойную обыденную жизнь.
Мозг, получающий больше впечатлений, может получать и обрабатывать больше информации, лучше учиться, больше запоминать.
Что для этого нужно?
Обогащенная среда. Мир, который наполнен красками в виде новых запахов, вкусной еды, интеллектуальных знаний и, конечно, танцев — рождает больше эмоций.
Эмоции усиливают и укрепляют память. Эти впечатления обрабатываются той частью мозга, что отвечает за долгие воспоминания и, как и любое регулярное упражнение, тренируют орган.
Мы не случайно помним дни, когда нам было очень плохо и очень хорошо, а о своем первом уроке танцев помним даже тогда, когда растеряли все знания по математике.
Почему именно танцы?
1) Танцы — это не просто движение, это движение под музыку.
Когда человек слушает любимую музыку, в его голове активизируются центры, отвечающие за поощрение, мы испытываем воодушевление и ощущение счастья. Вместе с тем мы получаем удовольствие от физической нагрузки.
Когда это происходит одновременно, человек испытывает небывалый эмоциональный подъем и полностью погружается в движение, растворяясь в нем. Следовательно, абсолютно любое физическое упражнение мы можем сделать эффективным, добавив к нему позитивный настрой — музыку, улыбку и внутреннюю мантру.
Венди Сузуки, нейробиолог и автор книги «Девочка, которая влюбилась в мозг», называет это целенаправленным упражнением.
2) Танцы — это мягкая физическая нагрузка.
Она улучшает кровообращение во всем теле, и мозг лучше снабжается кислородом и питательными веществами.
3) Танцы снижают риск развития деменции.
Это сложное заболевание, в результате которого человек теряет воспоминания и почти не способен познавать новое. 13 лет назад исследователи колледжа Альберта Эйнштейна изучили влияние одиннадцати видов физической нагрузки, и лучшие результаты показало именно хореографическое искусство.
4) Мозг развивается, приспосабливаясь к нагрузкам.
Вы никогда не задумывались, почему балерины не испытывают дискомфорт во время бесконечных фуэте? Такие повороты рано или поздно должны были привести к головокружению.
Ученые изучили восприятие к поворотам балерин и обычных женщин одного возраста и комплекции и пришли к выводу, что тренировки подавляют те самые сигналы, которые идут от вестибулярных органов во внутреннем ухе к мозгу.
А вы знали, что танцевать нужно не сознательной памятью?
Занятия танцами долгое время оставляли у нейробиолога Венди Сузуки ощущение неудовлетворенности, поскольку она хуже остальных в группе усваивала хореографию. Она старалась запомнить в точности движения, которые показывал тренер, при помощи гиппокампа (он отвечает за сознательную память).
Лишь спустя время она поняла и проверила на себе, а затем и на своих студентах, что движения задействуют совершенно другие отделы мозга и сознанием это невозможно контролировать. Венди Сузуки считает, что танец является целенаправленным упражнением для мозга. Она говорит, что танцы помогают нам развивать координацию движений, улучшают баланс и координацию, а также помогают улучшить настроение и снять стресс:
«Во время удара по мячу в гольфе вы не задумываетесь, какие движения мышц нужны вам для этого. Вы осваиваете удары на практике, без участия сознания… Я просто использовала НЕ ТУ часть мозга, заучивая танец! Теперь мне оставалось лишь задействовать вместо гиппокампа подкорковые узлы – и все, можно поступать в хореографическую труппу! Я уже не пыталась запомнить движения танца и старалась просто сосредоточиться на том, чтобы мое тело двигалось, как показывал тренер. Я «отдалась потоку», что заметно улучшило мои способности к усвоению хореографии».
Что это значит? Чтобы развивать мозг и стимулировать память, не обязательно посещать 52 страны за год и усиленно заниматься математикой. Можно ежедневно нагружать мозг новыми впечатлениями, эмоциями и знаниями.
Работа мозга во время танца
В момент исполнения танца активизируются сразу несколько областей мозга. Они рассчитывают пространственную ориентацию, силу движения и особенности эмоционального состояния человека. Танцы объединяют в себе музыку, движения, чувства, мысли. При этом задействованы почти все каналы восприятия, в частности, такие основные, как визуальный, слуховой, кинестетический. Музыка стимулирует центр удовольствия (повышает серотонин) в мозге, а сам танец — сенсорные и двигательные процессы.
При постоянной подобной нагрузке мозг начинает лучше работать, развивать свои возможности, укреплять память. По словам исследователей, танцы включают в себя как умственную работу, так и социальное взаимодействие. Это помогает снизить риски развития деменции и увеличить количество новых нервных связей в областях, отвечающих за долговременную память и пространственное мышление.
Во время регулярных занятий танцами у человека улучшается проприоцепция. Это чувство физического самосознания, способность понимать положение своего тела в пространстве и, как следствие, лучше им управлять. Мозг в момент танца учится воспринимать и корректировать движения всех частей тела. Профессиональные танцоры способны хорошо контролировать свое тело и выполнять сложные па даже закрытыми глазами. И все это — благодаря высокому уровню проприоцепции.
При определенных заболеваниях мозга и нервной системы человек начинает плохо ощущать и контролировать свое тело, он с трудом правильно ходит или стоит. Но танцы могут помочь улучшить эту ситуацию. При правильно подобранных и регулярных занятиях люди со сложными заболеваниями мозга, от которых страдает проприоцепция, замечали улучшения: их движения становились более точными, и их тело проще поддавалось контролю.
Творчество и танец
Танец — это искусство, а любое искусство невозможно без творчества. Поэтому не удивительно, что танцы могут активизировать участки мозга, отвечающие за творческое мышление. К такому выводу пришли ученые, когда провели эксперимент с детьми младшего школьного возраста. Класс поделили на две группы, одну из которых попросили станцевать в строго определенном стиле танца, а другой группе разрешили свободно импровизировать.
После танцевальных занятий детей попросили выполнить творческое задание — придумать дизайн игрушки. В результате лучше с задачей справились те ребята, которые импровизировали в танце. Исследователи заключили, что танцы, свободные от правил и стиля, помогают развивать творческое мышление. Если вам предстоит «мозговой штурм» и срочно нужна хорошая идея, то используйте в качестве разминки танцевальный экспромт.
Особенно сильную и разнообразную нагрузку дают именно занятия танцами. Нейробиолог Венди Сузуки советует разучивать хотя бы по одному движению в день и повторять его в течение четырех минут под любимый трек. Это создаст новые нейронные связи, которые помогут мозгу активнее работать и развиваться.
Литература и источники ИНТЕРНЕТ.
1. Венди Сузуки «Девочка, которая влюбилась в мозг»