Мои статьи
Мои статьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_didakticheskoe_sredstvo_aktivizacii_poznavatelnoy_deyatelnosti_shkolnikov.doc | 54.5 КБ |
statya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как дидактическое средство активизации познавательной деятельности школьников
Семеняченко Н.П.,
учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №74»
В последние годы произошли серьёзные изменения в школьном историческом образовании: в учебники включаются новые факты, нормой стало изучение различных версий и гипотез, появилась возможность интерпретаций событий и явлений. При этом, однако, в большинстве случаев сохраняется привычная методика преподавания истории, когда учебный материал рассматривается как самостоятельная ценность, а вырабатывающиеся при этом умения и навыки носят частный характер, и их применение в новых условиях невозможно [1: 12-13].
Современная наука предлагает различные подходы к проблеме активизации обучения школьников: обновление содержания, внедрение новых педагогических технологий и т.д. Одним из путей оптимизации учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности педагогической системы по праву можно считать организацию учебно-познавательной деятельности школьников. Понятие познавательной деятельности было сформулировано в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурье, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина и их последователей. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность [2: 19-21]. Одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов.
Проектный метод впервые появился в 1919 году в Америке. В его основе лежат идеи американских учёных Дьюи, Лая, Торндайка. В России он получил широкое распространение в 1925 году после издания брошюры В.Х. Кильнатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе». В 20-30е годы 20 века в школах России широко использовался метод проектного обучения, для реализации задач развития учащихся. Позже данный метод был изъят из школы, так как «не давал возможности ученикам овладеть системой знаний в области конкретных учебных курсов». В конце XX века проектирование превратилось в наиболее распространённый вид интеллектуальной деятельности [3: 36-41].
Современная школа направлена на развитие ребенка, и практика требует конкретных технологий, направленных на реализацию данного принципа. Метод проектов как нельзя лучше способствует этому.
В чём же суть проектного обучения? «Проект» - буквально «брошенный вперёд», т.е. прототип. Прообраз объекта или деятельности: поэтому проектный метод предполагает использование окружающей среды (исторических фактов) как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования
личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы.
Идеи, на которых строится проектное обучение, состоят в следующем:
- образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию (личностно ориентированно);
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика (знание, понимание, применение, анализ, синтез);
- глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счёт их универсального использования в разных ситуациях;
- гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Проект разделяется по видам, содержанию, форме и объёму.
Исходя из преобладающего метода или вида деятельности, выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.
По содержанию проект может быть: многопредметным (выполняется на материале конкретного предмета); межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); надпредметным или внепредметным (выполняется в ходе факультативов, интегрированных курсов, работы в творческих мастерских).
Проект может быть итоговым, т.е. по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определённого материала или текущим, когда на проектную деятельность выносится лишь часть содержания обучения.
Проекты могут быть разнообразными по форме: интервью со знаменитыми людьми; статья в журнале; карта; произведение искусства; музыкальное произведение; макеты и т.д.
По продолжительности проектной деятельности выделяют: краткосрочные (1-5 уроков); среднесрочные (10-15 уроков); долгосрочные проекты, требующие времени для поиска материала, анализа.
В своей работе автор применяет различные виды проектной деятельности. Так, в 5 классе, при изучении истории Древнего мира, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект “По следам древних людей”. Целью работы было научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать все своими руками. Мы лепили глиняные горшки, украшали их первобытным способом и, таким образом, “открыли” керамику. В мастерской “первобытного художника”, с увлечением, выцарапывали наскальные рисунки на гипсовых заливках. Ученики пробовали создать модель доисторического жилища из “костей” и “шкур” мамонта; ткали материю на первобытных ткацких станках из картона. Во время изучения тем по культуре Древнего Египта рисовали иероглифы, а на уроках по аналогичной теме из истории Междуречья учились писать “клинописью” на глиняных табличках. Пятиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.
На уроках истории в 6, 7, 8-х классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект “Деятельность парламента в средневековой Англии”. Для выполнения проекта конструировалась гипотетическая среда средневековой Англии. Среди участников распределялись роли депутатов палаты лордов и палаты общин; избирался спикер парламента. В процессе подготовки проекта мы изучали историю возникновения, традиции работы средневекового парламента, костюмы представителей различных сословий. Пришлось даже изготовить оригинальное “кресло” для спикера – мешок, набитый шерстью. По этому поводу даже возникла дискуссия: почему спикер парламента в средневековой Англии во время заседаний сидел на мешке с шерстью? В итоге было воспроизведено заседание английского парламента со всеми атрибутами. Шестиклассники не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.
Особый интерес представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах [4: 116]. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта “XX век в истории России и моей семьи».
Вид проекта: исследовательский, монопроект, внутришкольный, индивидуальный,
средней продолжительности.
Работа, над проектом проводилась в январе-марте 2007 года. Выбор темы определялся следующими факторами:
- рассказы родных- свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;
-исследование истории своей семьи способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
-возможность соотнести историю семьи с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
-работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.
Мы разделили время работы (три месяца) на шесть этапов:
№ | Этап | Содержание |
1. | Информационный | Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы. |
2. | Плановый | Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности. |
3. | Поисковый | Сбор и анализ информации, работа с источниками |
4. | Обобщающий | Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов. |
5. | Этап представления и защиты проекта. | Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы. |
6. | Аналитический. | Рефлексия. |
Конечным продуктом проекта стали доклады одинадцатиклассников об истории своих семей в разные годы XX века. Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.
Применение проективной методики на уроках истории очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся [3: 36-41].
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:
- неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
-повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако, плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам
расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой творческий потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. – М., 1985.
2.Киршнер Л.А. Формирование познавательных возможностей учащихся в процессе изучения истории. – М., 1982.
3.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, - №6. – 2003.
4.Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, -№1.- 1997.
Предварительный просмотр:
Методические приёмы обучения, формирующие толерантное сознание школьников на уроках истории и обществознания.
Семеняченко Н.П.,
Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №74»
Понятие толерантности несет в себе идеи многообразия, равенства, отказа от доминирования и насилия одного над другим, касается ли это отдельных людей, групп людей или целых народов и государств. Толерантность должна стать важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Между тем понятие «толерантность» имея, глубокие исторические корни, в наше время постигается и «приживается» с большим трудом как в обществе в целом, так и в системе образования [1:7]. Последнее время все чаще и чаще можно услышать в новостях о примерах проявления экстремизма, нетерпимости по отношению к людям другой национальности или расы. Россия всегда была многонациональной страной, где проживали люди не только разных национальностей, но и вероисповеданий, и школы в этом являются одним из ярких показателем. Наша школа в этом отношении не стала исключением. Среди учащихся можно наблюдать представителей более пятнадцати национальностей.
Поэтому в своей работе я должна учитывать эту особенность, и прививать терпимость и уважение к людям других национальностей и вероисповеданий.
Одна из задач Программы развития МОУ «СОШ №74» - воспитание человека культуры через взращивание толерантного сознания.
Важную роль в воспитании толерантности играют такие предметы как история и обществознание. Именно эти предметы могут воспитать субъекта собственной жизни, толерантного, способного на сознательный выбор.
Процесс воспитания толерантности включает в себя воспитание патриотических чувств при терпимом, уважительном отношении к представителям других национальностей и рас. На уроках истории, обществознания и факультативном курсе «Основы правоведения» я активно использую методические приемы, формирующие толерантное сознание школьников.
Итак, используемые мной методические приемы:
I. Ролевая игра.
Ролевая игра – это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками. В основном, импровизированная. Ролевые игры могут повысить понимание ситуации и вызвать сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям. Например, в ролевой игре о нападении ученики, играя роль потерпевшего, могут понять, каково быть жертвой преступления.
II. Пары и группы.
Деление на пары и группы можно использовать, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта. Например, если вы обсуждаете экстремизм, то прежде чем обсуждать этот вопрос всем классом, вы можете дать парам или группам пять минут для решения вопроса о том, «правильно ли убивать кого-либо в какой бы то ни было ситуации?»
III. «Мозговая атака».
«Мозговая атака» - это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Этот прием может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, класс может начать изучение прав наций путем «мозговой атаки» вопроса «Как вы думаете, какие поводы может использовать правительство для дискриминации прав нации?»
IV. Общая дискуссия в классе.
Она является главным звеном в формировании толерантного сознания. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них.
Например, при изучении темы «Подготовка отмены крепостного права» можно провести проблемно-проектную дискуссию с элементами игры. Класс разбивается на четыре группы, трем группам предлагается сформулировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая группа – правительство, должна выбрать приемлемый проект (при условии не изучения положений реформы 1861года) и обосновать свое решение.
Такая форма урока позволяет обобщать, сравнивать, вести полемику, а значит, воспитывает умения слушать своего товарища, тактичность, доброжелательность.
V. Интервьюирование.
Используется, чтобы найти конкретные примеры прав в действии.
Например, если класс изучает права ребенка, то важным источником информации о том, как изменилась жизнь детей за прошедшие годы, будут их собственные родители, дедушки и бабушки.
Интервьюирование - это хороший способ расширить социальные представления школьников, связать изучение прав человека с реальной жизнью, а также развить у учеников навыки общения с самыми различными людьми.
VI. Проекты.
Проекты - это самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение длительного периода, в конце которого они представляют работу. Проекты полезны в формировании и толерантности, потому что они учат учеников представлять и защищать публично результаты своих исследований и свое мнение.
Элективный курс - Помочь учащимся получить необходимые знания по основным категориям права и повысить свою правовую культуру.
Нужно конечно говорить и об «активной толерантности». То есть - об умении активно сотрудничать с «другим», идти на компромиссы, находить точки соприкосновения даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. В то же время «активная толерантность» - это и умение «мирно», неконфликтно убедить «другого» в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение, а также способность заступиться за униженного, защитить права другого и т.д.
Музей
Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности. И нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - гражданина и патриота. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей.
Таким образом, понятие толерантности многогранно и включает в себя самые разные грани межчеловеческих, межличностных отношений. И работа по формированию толерантного сознания юного поколения также должна быть многогранна и разнонаправлена.