Игры по математическому развитию детей
Математика – царица наук, арифметика – царица математики . (К.Ф. Гаусс) Карточки Состав числа
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ЛЕГО. ЦВЕТА И ФОРМЫ
МИНУТКИ. ЧАСЫ. СУТКИ.
Геометрия для малышей
Развивающее лото "Математические весы"
Развивающая игра "Допиши недостающие числа"
Количеcтво и счет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по ознакомлению детей ориентировке во времени
Младший дошкольный возраст
1. Игра «Назови пропущенное слово»
Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток:
- Мы завтракаем утром, а обедаем …….. (дети называют пропущенное слово)
- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ………
- Днём ты обедаешь, а ужинаешь ……..
2. Игра «Когда это бывает»
Цель: учить называть временные отрезки: утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.
3. Игра «Что ты сейчас делаешь?»
Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Средний дошкольный возраст
1. Игра «Что наступило»
Цель игры: Учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель задаёт вопрос:
- Когда петушок раньше всех встаёт?
- Когда дети играют на улице? И т.п.
Тот ребёнок, у которого на картинке изображено утро(день…), показывает свою картинку и говорит, какое это время суток и почему.
2. Игра «Что за чем?»
Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. И т.д.
3. Игра «Когда это бывает»
Цель игры: Закрепить представление о временах суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Что дети делают ночью дома?
- Что делают днём?
- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т.д.
4. Игра «Назови все части суток»
Цель: Учить различать и называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.
5. Игра «Назови пропущенное слово»
Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.
Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
- Мы завтракаем ………, ужинаем ………., а обедаем………
- Сегодня у нас было рисование, а вчера………
- сегодня у нас математика, а завтра……….
Эту игру можно провести и на свежем воздухе.
6. Игра «Что наступило»
Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».
Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.
7. Игра « Разложи по порядку»
Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затее дети меняются местами и берут другие картинки. (5)
Старший дошкольный возраст
1. Игра «Что мы делаем?»
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры :Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей.
2. Игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)
Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.
Ход игры : Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч ….» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Например: «Мы пойдём гулять в лес…(завтра); новогодний праздник был….(вчера); и т.д.
3. Игра «Дни недели по порядку».
Цель: Закреплять название дней недели.
Ход игры :
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и просит сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
4. Игра «Живая неделя»
Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.
Ход игры:
Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т.д.
Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.
Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7), по-разному расположенными. Правила игры те же.
5. Игра «Отгадай-ка»
Цель: Закрепить название дней недели.
Ход игры: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.
- Сколько раз в неделю готовила лисичка?
- Назови эти дни?
Игру можно проводить и на других сказках.
6. Игра «Назови скорей»
Цель: Закрепить умение назвать последовательно дни недели.
Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаёт вопрос типа: «Какой день недели был вчера?» Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому.
7. Игра «По порядку стройся»
Цель: Закрепить умение назвать последовательно дни недели.
Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры (два комплекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу берут цифры со стола. Воспитатель говорит, что надо построиться по порядку, одна неделя за другой.
8. Игра «Неделька, стройся»
Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.
Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами и кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнёров, т.е. подбирают карточки с кружками к цифре, выстраиваются по порядку.
9. Игра «Продолжай!».
Цель: Закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра. (с мячом)
Ход игры : Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили...» «...вчера»,— заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было...» «...сегодня». «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.
10. Игра «Наоборот».
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.
Предварительный просмотр:
"Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста"
Цель пособия:
Воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.
Задачи:
- формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности у дошкольников;
- развивать творческие способности;
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере раскрыть творческий потенциал ребенка. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Игра на формирование умения выделять функции объекта
«Дразнилка»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию
вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.
Ход:
Ведущий: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …
Ведущий: Собака.
Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
Игра на формирование умения выделять функции объекта
«Мои друзья»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или
кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира).
Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход:
Дети выбирают объекты природного мира.
Ведущий: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро
бегать (животные: лиса, волк).
Ведущий: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).
Ведущий: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки
(животные, птицы, ветер и т.д.)
Игра на определение линии развития объекта
«Чем был – тем стал»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты
материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход:
При уточнении понятия относительности размера.
Ведущий: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Ведущий: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Игра на определение подсистемных связей объектов.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок
должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход:
Ведущий: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с
присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Ведущий: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети
Игра на сравнение систем
«Найди друзей»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети
говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при
фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать
после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».
Ход:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту
функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Волшебный светофор»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход:
Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Ведущий: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является
животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего
оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой
теме, в том числе и по теме «Животные».
Ведущий: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).
Ведущий: Заяц ( поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким.
животным. Он живет в лесу.
Ведущий: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Ведущий: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Ведущий: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он
нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игра на определение линии развития объекта
«Чем был – тем стал»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты
материального мира, в которых эти материалы присутствуют …
Ход:
При уточнении понятия относительности размера.
Ведущий: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Ведущий: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Игры на определение линии развития объекта
«Раньше – позже»
(проводится со 2 младшей группы)
Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что
было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.
Ход:
Ведущий: посмотрите, какая медведя сделана берлога?
Дети: Большая, крепкая, добротная.
Ведущий: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Ведущий: Правильно, а еще раньше?
Дети: Росли маленькие ростки.
Ведущий: А еще раньше?
Дети: Семечки в земле.
Ведущий: А что будет с берлогой потом?
Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.
Игра на выявление подсистемных связей
«Где живет?»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней
группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой
природы. (дети называют среду обитания живых объектов).
Ход:
Ведущий: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Ведущий: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Ведущий: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Ведущий: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть
собаки, живущие на улице – бродячие.
Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Хорошо – плохо»
(проводится со 2 младшей группы)
Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого
определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо –
почему?» - идут по цепочке.
Ход:
Ведущий: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Ведущий: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
Игра на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Волшебный светофор»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход:
Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Ведущий: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является
животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего
оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой
теме, в том числе и по теме «Животные».
Ведущий: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные).
Ведущий: Заяц ( поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким.
животным. Он живет в лесу.
Ведущий: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Ведущий: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Ведущий: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он
нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игра «Кто (что) это такое может быть?»
(с 4-х лет)
Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.
Ход:
Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические
пары.
Например: Что может быть и горячим и холодным (одновременно)?
(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)
- и легким и тяжелым;
- и длинным и коротким;
- и гибким и твердым;
- и гладким и шероховатым;
- и мягким и твердым;
- и острым и тупым.
Игра «Что было бы, если убрать часть?»
(со средней группы)
Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход:
Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.
Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например: У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?
Игра «Кто кем будет?»
(со средней группы)
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход:
Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко,
икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и
т.д.
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких
вариантов.
Например:
Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Игра «Кем был раньше?»
(со средней группы)
Цель: учить называть прошлое предмета.
Ход:
Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком), сильный (слабым).
Игра «Найди друзей»
(со средней группы)
Цель: учить определять разные места обитания объекта и искать объекты,
выполняющие те же самые функции.
Ход:
Ведущий называет объект, выделяя функцию, а дети говорят, кто (что) выполняет эту же функцию.
Например:
Ведущий: Машинка перевозит груз.
Дети: Перевозит груз пароход, слон …
Игра «Раньше – позже»
(со средней группы)
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход:
Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.
Например:
Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ
ребенка ( мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из
детей попросить рассказать последовательность событий.
Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»
(со средней группы)
Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать
характеристику объекту по одной части.
Ход:
Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать
характеристику объекту.
Например:
Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).
Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова?
(это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка).
Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?
(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).
Игра «Бином фантазии»
(со средней группы)
Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять
предложения.
Ход:
Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги ( в, над, через, около, у).
Например:
Подушка и крокодил−
подушка под крокодилом;
− крокодил, прыгающий через подушку;
− крокодил в подушке;
− подушка, прыгающая через крокодила;
Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ).
Игра «маятник» (Хорошо-плохо)
(со средней группы)
Цель: учить детей выделять противоречия в предметах.
Ход:
Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально.
Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства.
Например:
Укол
(+) (-)
Лечит
Быстро выздоравливаешь
Больно
Лекарство дорогое
страшно
Дождь
Растут растения
Пьют воду
Моются водой
Пыль сбрызгивает
Красиво
холодит
Промокнешь
Лужи появляются
Гулять нельзя
Белье намокло
Игра «Как много всего сделал человек»
(со средней группы)
Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.
Ход: Предложить детям объекты рукотворные.
Например: стол, торт, кукла, самолет, тарелка, полка, чашка, мост, пирамидка, пылесос, радио, шарф, носки, ложка, театр.
Спросить детей, для чего сделан каждый предмет?
Дети называют сектора:
игрушки
одежда
посуда
здания (сооружения)
транспорт
мебель
бытовая техника.
Игра" Маленькие человечки"
(со средней группы)
Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.
Ход:
Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.
Человечки твердого тела -
Человечки жидкого тела -
Человечки газообразного тела -
Ведущий предлагает разделить природную среду горизонтальными линиями и в верхнем секторе "поселить" все, что несет в себе человечков газа, в центре - жидкого тела, внизу - твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.
Например: Болотная лягушка - живая природа, живет и в воде и на суше.
Древесная лягушка - на дереве, хотя дышит воздухом.
Чайка - живая природа, живет в воздухе и на воде.