Организация трудовой деятельности дошкольников

           "Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком", В.А.Сухомлинский     

  

Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников 

Гигиена ребенка (стихи, загадки)
Веселая гигиена в стихах

Потешки о гигиене


Художественная литература по формированию культурно-гигиенических навыков
А. Пантелеев "Большая стирка"
К. Чуковский "Мойдодыр"
А. Барто "Девочка чумазая"
Ю. Махмудбек "Про грязнулю Петю"
С. Зубарев "Порядок и беспорядок"
Сказка "Про Витю Грязнулю"
Сказка про больные зубки
Сказка про медвежонка 
Зачем надо мыть руки? Про микроба Фёдора

 

Памятки для родителей о гигиене
О гигиене детей
Чистые руки-залог здоровья
Личная гигиена дошкольника
Обучение ребёнка личной гигиене
П
риучаем к самостоятельности 

 

Дидактические игры по трудовому воспитанию дошкольников

Дидактические игры по трудовому воспитанию для детей 3-5 лет
Дидактические игры по трудовому воспитанию для детей 5-7 лет

 

Сюжетно-ролевые игры по трудовому воспитанию дошкольников
 

Сюжетно-ролевая игра «Прачечная» в средней группе
Сюжетно-ролевая игра "Дежурство по столовой"

 


Детям о профессиях и труде взрослых
 

В наши дни профессий очень много, и мы должны помочь ребенку ориентироваться  в этом многообразии ремесел. Мы должны ознакомить ребенка с трудовой деятельностью взрослых.

Надо ли знакомить ребенка с профессиями

  • Познакомить ребенка с профессиями, это  значит расширить его словарный запас, ( у каждой профессии есть свои специфические термины);
  • помочь ребенку усвоить важность той или иной профессии;
  • ощутить значимость и ценность профессий.

С какого возраста знакомить детей с профессиями.

Осведомлять о профессиях детей, можно с двух летнего возраста. Начните рассказывать  с тех профессий, которые чаще всего встречаются в жизни малыша. Это продавец, водитель общественного транспорта, доктор, дворник и т.п. В этом возрасте не стоит загружать мозг малыша профессиями, с которыми он не сталкивался.

В возрасте 3-4 лет у ребенка уже расширенное представление об окружающих его предметах, он уже имеет некие понятия о спецмашинах, об инструментах и инвентаре. И теперь стоит постепенно вводить другие профессии. Например: полицейский, пожарный, повар, воспитатель и прочие.

Каким образом рассказать детям о профессиях?

  1. Самый запоминающийся способ, это – показать ребенку представителя профессии на его рабочем месте.
строитель рассказывает о своей профессии<br />

Зайдя в магазин, расскажите о профессии продавец, в поликлинику – расскажите о работе врача, зашли в кафе или столовую – есть отличная возможность сообщить  чем занимается повар, пришли в ресторан – обмолвитесь об официанте, прошли мимо стройки, поведали, что делают строители, увидели троллейбус, автобус  -описали чем занимаются водители и т.д.

2. Классический способ – это чтение книг и просмотр иллюстраций. Много превосходных произведений написанных детскими писателями, такие как:

книги для изучения профессий с детьми

3.ЗАГАДЫВАЙТЕ загадки о профессиях. Благодаря им, Вы в веселой форме дадите ребенку начальные знания о профессиях.

Поведать детям о профессиях можно и через игры.

4. Играйте в ролевые игры вместе с ребенком. Вспомните свое детство, когда Вы играли в магазин, в больничку, повара или артиста.

5. Воспользуйтесь дидактическими материалами, например карточками, плакатами, играми: ЛОТО «Профессии», «Игра с прищепками», «карточки Профессии».  Играйте вместе, задавайте наводящие вопросы и хвалите ребенка.

6. В изучении профессий, непременно, помогут всеми любимые мультики. Подберите мультик по возрасту ребенка, чтобы ему было интересно наблюдать за персонажами. И за небольшой отрезок времени ребенок узнает особенности, каких -то профессий.

7. Можно организовать поход в город профессии, такие как «Мастерславль», «Кидзания», «Кидбург» ит.п. Это новый  взгляд на знакомство с профессиями, с его помощью ребенок может понять какие у него есть предпочтения к той или иной профессии.


 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие бывают профессии Рассмотрите вместе с ребенком картинки, обсудите какие бывают профессии, кто что делает и чем занимается, расскажите про необходимые предметы для каждого вида деятельности.


Предварительный просмотр:

Вводное занятие. Что такое профессия?

Задачи:

  • Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей;
  • расширять знания и представления о профессиях;
  • обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить ребят давать полные ответы на вопросы, подготавливая их к пересказу текста;
  • формировать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
  • активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.

Вводное занятие. Что такое профессия?

Педагог: Дорогие ребята! Знаете ли вы, что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.

– Давайте вместе вспомним, какие есть профессии. (Ответы детей.)

– Верно! Учитель, врач, воспитатель, водитель, библиотекарь, продавец, бухгалтер...

– Профессий очень много!

О некоторых, самых распространенных, мы поговорим с вами.

Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.

– Расскажите, какие у них профессии. Чем занимаются ваши родные и близкие? Кем работает ваша мама? А папа? Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему? (Ответы детей).

– Давайте поговорим о том, как возникли профессии.

– Представьте первобытных людей, живших в далеком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Как вы думаете, какими? (Ответы детей).

– Мужчины изготавливали орудия для охоты — луки, стрелы, дротики.

С хорошим оружием охота обычно бывала успешной, и охотники приносили крупную дичь — оленя, буйвола или кабана.

– А чем занимались женщины? (Ответы детей).

Женщины растили детей, собирали коренья, плоды и ягоды, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду или одеяла.

Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди распределяли между собой разные дела. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда!

С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.

В Средние века в городах возникли цеха – объединения людей одной профессии. Например – цех ткачей, цех портных или цех оружейников. У каждого цеха было свое знамя, свои праздники. Цех защищал своих членов. В нем были ученики, подмастерья и мастера. Чтобы стать мастером, нужно было создать шедевр – то есть очень хорошее изделие.

– Как же все-таки узнать, какую профессию выбрать?

Некоторые дети очень рано чувствуют свое призвание. Девочки любят рисовать фасоны модных платьев, шить, вышивать, вязать. Мальчики – мастерить планеры, строить модели кораблей. Многие дети свободно и естественно держатся на сцене: любят петь, читать стихи, танцевать. Другие прекрасно рисуют.

Великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт уже в пять лет давал публичные концерты. А в двенадцать лет получил звание академика. Как это случилось, описано в книге В. Суслова «Твое дело»:

«Надо было выполнить задание, и на это давалось три часа. Звания хотели получить опытные заслуженные мастера, и задания давались нешуточные. Легко сказать: экзамен на академика! Каждого запирали в комнату на три часа, чтобы не было никакого обмана! И Моцарта запирали. А он через полчаса стучит: отоприте! Думали, что мальчик испугался, разволновался. А он протягивает написанные листы – все сделал. И сделал прекрасно».

Но так бывает не всегда! Иногда человек долго и мучительно ищет свое призвание, меняя профессию за профессией, и все-таки, в конце концов, находит дело по душе, которое приносит радость и ему самому, и другим людям.

Твое призвание

Строитель нам построит дом,

И  мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,

Хлеб  испечет в пекарне пекарь,

Учитель выучит всему —

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь!

Вопросы и задания

  • Перечислите профессии, известные вам.
  • Кем работают ваши родители?
  • Хотели бы вы пойти по их стопам, когда станете взрослыми?
  • О какой профессии вы мечтаете? Почему?
  • Как вы думаете, какие качества характера помогут вам овладеть этой профессией?
  • Есть ли у вас любимое занятие? Расскажите о нем.



Предварительный просмотр:

Библиотекарь

Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово это происходит от греческого «библио», что означает «книга».

Работа людей, посвятивших себя этой профессии, проходит в библиотеке, среди книг.  

Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке.

– Посещали ли вы когда-нибудь детскую библиотеку? Расскажите об этом посещении. (Рассказы детей.)

– Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор литературы неизмеримо больший! А хозяйкой здесь является библиотекарь. Как, по-вашему, в чем состоит его основная работа? (Ответы детей.)

Библиотекарь выдает книги. Он постоянно общается с читателями, отвечает на их вопросы, советует, какую книгу прочесть. Ведь книга помогает юному читателю «выстраивать жизнь». Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов. Устраивает красочные книжные выставки, посвященные юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать библиотекарь?

– Правильно! Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Еще не обходима великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга, Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.

Вопросы и задания

  • Были ли вы когда-нибудь в библиотеке? Расскажите.
  • Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают мама или бабушка?
  • Назовите свою любимую книгу. Кто ее написал?
  • В чем заключается работа библиотекаря?
  • Какими качествами должны обладать люди этой профессии?
  • Хотели бы вы стать библиотекарем?



Предварительный просмотр:

Военнослужащий

По самому слову не трудно догадаться, кто такой военнослужащий. Это человек, состоящий на военной службе.

– Я уверена, что каждый из вас видел по телевизору военный парад, который проходит 9 мая, в День Победы нашего народа в войне против фашистской Германии. По проспекту идут стройными рядами, чеканя шаг, представители всех родов войск. На них парадная форма.

Блестят на солнце ордена и медали ветеранов, собравшихся, чтобы посмотреть праздничный парад. А вечером, когда стемнеет, в небе зажигаются яркие огни салюта. Парад — это демонстрация силы и мощи нашего государства, проявление патриотизма наших военных.

  У каждого государства,   есть армия, то есть вооруженные силы. Вооруженные силы можно разделить на три главные группы — это сухопутные, или наземные войска, которые действуют на суше; военно-воздушные силы — они защищают Родину в воздухе; и военно-морские — несущие вахту (т. е. дежурство) в морях и океанах.

Поговорим о сухопутных войсках. К ним относятся мотострелковые войска, вооруженные автоматами, пулеметами и гранатометами. Они передвигаются на боевых машинах.

Танковые войска воюют на танках, защищенных толстой броней. Это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им про ходить по любой местности: по оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри танка находятся люди — экипаж.

К сухопутным войскам относится артиллерия и ракетные войска. Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные — ракетами. Знаменитая ракетная установка «катюша» громила врагов во время Великой Отечественной войны. В артиллерии служат артиллеристы.

К военнослужащим сухопутных войск относятся также связисты и саперы, которые могут разминировать минные поля, дороги и мосты.

В каждом государстве есть и пограничные войска. Они стоят на страже границ Родины. Военнослужащие этих войск проходят службу на пограничных заставах. Их главная задача — не пропускать через границу шпионов, террористов, вооруженные вражеские группировки, людей, перевозящих наркотики. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки.

В особую группу выделены воздушно-десантные войска (сокращенно их называют ВДВ). Военные, служащие в этих войсках, физически сильные, спортивные. Они проходят специальные многодневные тренировки, осваивая правила ближнего боя, знают боевые приемы, изучают разные виды противоборств.

Десантников обычно доставляют на самолетах и вертолетах к местам боевых действий. Они спускаются на землю с помощью парашютов.

Кроме смелости и отваги «голубым беретам» — так называют десантников (ведь они носят голубые береты как часть формы) — необходимы выносливость, абсолютное здоровье, ловкость и сила.

В нашей армии есть и авиация — боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков — это первый и второй пилоты; штурман, который прокладывает курс самолета в небе; радист, держащий связь с аэродромом; механик, отвечающий за исправность самолета. Летчики носят красивую голубую форму под цвет неба. В полете они надевают специальные высотные шлемы. Эти военнослужащие должны обладать великолепным здоровьем, самообладанием, умением мгновенно оценить обстановку и принять решение, смелостью и решимостью.

Юноша, мечтающий о профессии летчика, проходит медицинскую комиссию, затем учится в летном училище, окончив которое, может продолжить обучение в военной академии. Ведь летчику нужно очень много знать и уметь!

Военнослужащие всех родов войск носят военную форму. Она бывает повседневной и парадной. На плечах военные носят погоны, на которых число звездочек указывает на звание военнослужащих.

Знаменитый полководец А. В. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Но чтобы солдату стать генералом, надо подняться по лесенке воинских званий на много ступеней.

Воинские звания персонально присваиваются каждому военнослужащему и военнообязанному запаса вооруженных сил в соответствии с их служебным положением, военной и специальной подготовкой, выслугой лет, принадлежностью к роду войск или виду службы, а также заслугами. Воинские звания определяют старшинство во взаимоотношениях между военнослужащими.

– Послушав мой рассказ о военной службе, я думаю, дорогие ребята, вы поняли, что служба эта «и опасна, и трудна». Военнослужащие часто рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на Земле. Они беззаветно любят свою Отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ.

Если среди вас есть те, кто мечтает о службе в армии, им можно посоветовать поступить в военное училище.

Вопросы и задания

  • Кого называют военнослужащим?
  • На какие три главные группы можно разделить вооруженные силы государства?
  • Расскажите о сухопутных и воздушных войсках.
  • В чем состоит служба пограничников? Десантников? Саперов?
  • Какими качествами должен обладать военнослужащий?
  • Хотели бы вы стать военнослужащим?



Предварительный просмотр:

Воспитатель

Ребята! Ходите ли вы в детский сад? Как зовут вашего воспитателя? Представьте, что ясным утром мама привела вас в детский сад. Вы весело взбегаете по ступенькам, рады, что встретитесь с любимым воспитателем, с друзьями, что впереди у вас целый день, наполненный играми, занятиями, интересными делами, прогулками. Вы уже ходите в детский сад не первый год, и всё здесь вам хорошо знакомо. Вы, конечно, знаете, что сначала нужно поздороваться с воспитателем, назвав его по имени и отчеству. Затем раздеться, снять куртку, шапку, развязать шарф, переобуться в сменную обувь.

– Кто поможет вам справиться с этим? Правильно! Воспитатель. Он не только расстегнет пуговки и крючки на курточке, но и объяснит, как это сделать самому.

По утрам воспитатель делает с ребятишками зарядку — несложные, но очень полезные физические упражнения.

После того как вы хорошенько помыли руки с мылом, можно приступить к завтраку. За завтраком воспитатель внимательно следит, правильно ли вы держите ложку, сидите за столом, обучает вас правилам этикета.

После завтрака можно под руководством воспитателя заняться каким-нибудь интересным делом, например, сшить из разноцветных тряпочек мягкую игрушку, сделать нарядную аппликацию, нарисовать картинку.

Как много должен знать и уметь воспитатель! И шить, и вышивать, и вырезать из бумаги, и клеить, и рисовать, и лепить из пластилина, знать песни, стихи, игры и считалки. И все эти умения и знания он передает малышам.

Но главное — воспитатель должен любить и понимать каждого ребенка!

Он прекрасно видит отношения детей в группе, знает, кто отзывчив, дружелюбен, кто любит жаловаться, ябедничать, кто затевает споры и ссоры. Знает, кто из детей щедр, а кто жаден и завистлив. Своим поведением, беседами, иногда с глазу на глаз, воспитатель влияет на детей, стремясь подавить в них проявления дурных качеств и воспитать хорошие.

В старших группах воспитатели готовят детей к школе.

Наконец, приходит время расставания с детским садом. Выпускники старшей группы с грустью прощаются со своими любимыми воспитателями, посвящают им стихи, песни, например, такие:

В детском саду

Нас в саду встречали лаской,

Добротою и теплом,

Вечером читали сказки,

Детский сад — наш добрый дом!

Приучали нас к порядку,

К красоте и чистоте,

Ранним утром на зарядку

Дружно мы вставали все.

Здесь всему нас научили —

Танцевать, читать стихи.

Мы особенно любили

Новогодние деньки:

Елочка сверкала ярко,

Мы водили хоровод.

Дед мороз дарил подарки

Каждому под Новый год.

Нас кормили повара.

Нас лечили доктора,

И мы очень нежно любим

Воспитателей своих,

Вспоминать мы долго будем

Лица ласковые их!

Никогда мы не забудем

Детский садик наш родной,

Приходить к вам в гости будем

Мы и летом, и зимой!

Дорогие ребята! Я рассказала вам о труде воспитателя. Порой он бывает очень нелегким. Но великое счастье и смысл этого труда — вырастить умного, доброго, умелого и любознательного маленького человека!

Вопросы и задания

  • Хотели бы вы стать воспитателем детского сада? Почему?
  • Расскажите, что должен знать и уметь человек, выбравший эту профессию.
  • Каким, на ваш взгляд, самым главным качеством должен обладать каждый, кто работает с детьми?
  • Какая самая важная задача воспитателя детского сада?



Предварительный просмотр:

Водитель

Дорогие ребята! Попробуйте разгадать такую загадку:

Умело он ведет машину —

Ведь за рулем не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везет.

(Водитель.)

– Что же это за профессия — водитель?

Водитель легковой машины возит людей, а грузовой — перевозит различные грузы. Но и тот и другой должны отлично знать устройство машины, умело ею управлять, особенно на улицах большого города, где много транспорта и пешеходов.

Правила дорожного движения водитель обязан выучить назубок и никогда не нарушать их!

Водитель, который работает таксистом, возит людей по городу. Он хорошо знает все городские улицы и переулки.

Грузовой автомобиль гораздо больше и мощнее легкового. Управлять такой большой машиной не так-то просто! Поэтому водители грузовиков имеют очень высокую квалификацию.

– Послушайте стихотворение о работе водителя грузовой машины.

Мой грузовик.

Вот огромный грузовик!

Я водить его привык.

Грузы я вожу на нем.

Если строят новый дом.

Всем машинам он машина —

Настоящая махина!

Возит кирпичи, песок,

Он бы гору сдвинуть мог!

Целый день мы с ним вдвоем,

Я — в кабине за рулем.

Он послушный, как живой,

Словно он товарищ мой.

Тихо музыку включу

И баранку закручу,

Дождь ли хлещет, снег идет,

Едем, едем мы вперед!

Перед выездом водитель тщательно проверяет исправность своей машины. При малейшей неисправности машина не должна выходить на трассу, ею должен заняться специалист — механик.

Многие водители работают на общественном транспорте — трамваях, автобусах, троллейбусах. Перед выходом на трассы эти транспортные средства проверяются механиками, а врач осматривает водителя. Водитель должен быть здоров! Ведь во время рейса он отвечает за жизнь многих людей.

На остановках водитель нажимает особую кнопку и открывает двери. Одни пассажиры выходят из автобуса, трамвая или троллейбуса, а другие входят.

Очень многие ребята на вопрос о том, кем они хотят стать, когда вырастут, отвечают – водителем! В самом деле, эта профессия интересная! Машина все время в движении, за окном постоянно меняется пейзаж, меняются и люди в салоне автомобиля.

Но к человеку профессия водителя предъявляет высокие требования. Он должен обладать быстротой. Водитель должен безошибочно различать все световые сигналы и обладать отличным слухом.

Профессия водителя привлекает к себе людей живых, деятельных, любящих разнообразие и частую смену впечатлений.

Вопросы и задания

  • Расскажите о работе водителя.
  • На каких видах транспорта работают водители?
  • Почему эта профессия считается очень ответственной?
  • Что должен знать водитель?
  • Какими качествами должен обладать человек, выбравший эту профессию?
  • Хотели бы вы стать водителем?



Предварительный просмотр:

Врач

А теперь поговорим о профессии врача. Представьте, что летним жарким днем вы гуляли в парке, пили холодный квас, съели несколько порций мороженого. К вечеру у вас разболелась голова, поднялась температура, запершило в горле, начался насморк.

Ясное дело — вы заболели!

Утром мама позвонит в поликлинику и вызовет на дом детского врача — педиатра. Название науки о лечении детей — педиатрии — происходит сразу от двух греческих слов: «пейдос» значит дитя, и «итрия» — лечение.

 Поможет врач

Если заболело ухо.

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь —

Ведь тебе поможет врач!

Участковый педиатр наблюдает малышей, проживающих на его участке, с самого раннего возраста, следит, чтобы им вовремя делались все прививки, лечит их в случае болезни, дает рекомендации родителям по режиму дня, питанию, направляет детей к другим специалистам. Он всегда приветлив, внимателен, любит пошутить, умеет расположить к себе. Некоторые малыши боятся врачей, не могут сами рассказать о том, что у них болит. Поэтому детскому врачу так важно быстро найти контакт с ребенком.

Наташа заболела

У Наташи сильный кашель,

И головка горяча.

Мама вызвала Наташе

Утром детского врача.

— Расскажите, что стряслось? —

Задал врач простой вопрос.

Шепчет девочка несмело:

— Я мороженое ела,

         Оттого и заболела.

  • Горло красное на вид,—

         Доктор маме говорит,—

  • Чай с малиновым вареньем —

         Вот прекрасное леченье.

И побольше витаминов —

Свежих ягод, мандаринов.

Уже с самых древних времен люди старались предупреждать и лечить болезни. Так появилась и стала развиваться медицина. Первобытные люди познавали полезные свойства растений, минеральных вод, некоторых веществ животного происхождения. В древности знахари-травники собирали целебные травы, сушили их, применяя для лечения хворей. «На каждую болезнь — своя травка», — так они считали.

Издавна сложилась поговорка «Лук да баня все правят». Люди знали о полезных свойствах лука и чеснока, добавляли их в пищу. Ведь и в самом деле, в этих растениях содержатся особые летучие вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. В крестьянских избах висели связки лука и чеснока. Сложилась и такая поговорка — «Лук от семи недуг». Наши предки любили париться в банях, хлестали друг друга березовыми вениками — хворь выгоняли.

Современная медицина, конечно, оснащена самыми последними достижениями науки и техники: приборами и аппаратами, инструментами, лекарствами. Но при всех достижениях медицины главной фигурой в ней остается врач и его помощники — медицинские сестры и санитарки.

«Никакой прибор не заменит чуткого сердца врача, его доброй души», — писал академик Б. В. Петровский.

«Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов», — говорил врач и писатель А. П. Чехов.

Если в семье заболел кто-то из взрослых, то из поликлиники вызывают врача-терапевта (это слово происходит от греческого слова, означающего заботу, уход, лечение). Болезни, которые лечат терапевты, – самые распространенные.

Работа терапевта требует знаний, вдумчивости, внимательного отношения к больному. Прежде всего, терапевт распознает, чем болеет его пациент, то есть ставит диагноз. Когда диагноз поставлен, врач назначает лечение. Очень важна в работе врача-терапевта и профилактика заболеваний — например, прививки.

Врачи-специалисты лечат разные заболевания.

Врач-инфекционист борется с инфекционными заболеваниями. Когда-то эпидемии (эпидемия — широкое распространение какой-либо инфекционной болезни) чумы, оспы, холеры, сибирской язвы уносили жизни сотен тысяч людей, больше чем любые войны. Сейчас эти болезни можно считать побежденными. Но и сейчас существуют инфекции, легко передающиеся от больного человека к здоровому. Лечат их в особых инфекционных больницах.

Врач-хирург — самая героическая из врачебных профессий. В переводе с греческого слово «хирургия» означает «рукодействие».

Хирург в больнице ежедневно должен быть готов к любым неожиданностям, он обладает глубокими знаниями, огромной выдержкой, «золотыми» руками.

Помногу часов хирург стоит у операционного стола, ему помогает бригада врачей и медицинских сестер — операционная бригада.

Смелость, настойчивость, точность — важные свойства хирурга.

Офтальмолог (от греческого слова «глаз») и окулист (от латинского «глаз») лечат заболевания глаз.

Ребенка перед поступлением в школу или в детский сад обязательно показывают окулисту. С помощью специальных таблиц врач устанавливает, нет ли у малыша дефектов зрения.

Офтальмологи лечат болезни глаз, проводят операции под микроскопом. Если надо, вживляют искусственный хрусталик. Врачи-офтальмологи совершают поистине чудо — ослепший человек вновь видит!

Врач-стоматолог лечит зубы, десны.

Слово «стома» по-гречески означает «рот».

Вы, конечно, знаете, как важно чистить зубы, чтобы они были здоровыми, крепкими.

Чистим зубы

Зубы чистим пастой мятной.

Ароматной и приятной.

Щеткой действуем умело.

Зубы станут очень белы!

Случается, что на дороге или на производстве произошла авария, пострадали люди; или человеку стало плохо на улице, дома, на работе. Во всех этих случаях мы вызываем «Скорую помощь» — звоним по номеру «103». У врачей «скорой» есть специальная машина. Врач должен мгновенно оценить обстановку, быстро поставить диагноз и начать действовать. Если необходимо, то, оказав первую помощь, доставить человека в больницу.

– Теперь вы знаете, дорогие друзья, какие бывают специальности врачей и в чем состоит их труд.

Хочу добавить, что врачам, работающим в поликлинике, в больнице, помогают медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, своевременно дают пациентам лекарства, водят их на процедуры.

Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают сестрам ухаживать за больными.

Какие же качества необходимы врачу? (Ответы детей.) Верно! Любовь к людям, отзывчивое сердце, глубокие знания, умелые руки, хорошая память, самоотверженность и чувство долга.

Вопросы и задания

  • Как называется врач, который лечит детей?
  • Знаете ли вы, как зовут вашего участкового педиатра по имени и отчеству?
  • Какие качества нравятся вам в нем?
  • Хотели бы вы стать врачом?
  • Расскажите о работе специалистов — стоматолога, офтальмолога, инфекциониста, врача «Скорой помощи»,  хирурга.
  • Что должен знать и уметь каждый из перечисленных врачей?
  • Почему работу хирургов называют героической?
  • Кто помогает врачу лечить больных?
  • Расскажите о работе медицинской сестры и санитарки.



Предварительный просмотр:

Повар

Повар — мастер щей, борщей

И рагу из овощей.

Вкусный сварит он бульон,

Торт испечь сумеет он.

Торт украсит шоколадом,

Кремом и цукатами.

Мы красавцу-торту рады,

Съедим его с ребятами.

Повар и в самом деле умеет вкусно готовить, может аппетитно, красиво оформить любое блюдо: и салат, и торт.

– Как вы думаете, трудная у него работа или легкая? (Ответы детей.)

Некоторые ребята могут подумать, что совсем нетрудная! Каждый день они видят, как мама или бабушка готовят завтрак, обед, ужин: варят щи или жарят на сковороде картошку. Но одно дело приготовить вкусный обед на три-четыре человека, и совсем другое – на сто-двести человек! Повара вкусно и сытно кормят взрослых и детей в санаториях и домах отдыха, в ресторанах, столовых и кафе, в лагерях, школах и детских садах.

Старинная русская пословица говорит: «Добрый повар стоит доктора».

– Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Правильно! От питания во многом зависит здоровье человека. Еда всухомятку, на бегу, не вовремя может привести к болезням желудка, так же как и однообразное питание, в котором не хватает витаминов и других полезных веществ.

Современный повар работает на специально оборудованной кухне. Чего там только нет! И электропечи, и холодильные установки, и автоматы для приготовления теста, и разнообразные смесители, и автоматические ножи для чистки и резки овощей. Но есть у повара и ручные орудия труда — длинные вилки с двумя зубьями для мяса, огромная разливательная ложка для супов, деревянное веселко, и в самом деле похожее на лодочное весло. Им повар размешивает кашу. А варятся каши, супы, щи и борщи не в кастрюлях, а в огромных котлах! Повар должен обладать великолепной памятью! Он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры (т.е. овощи, каши) к котлетам, курице, рыбе, мясу.

– Как вы думаете, сколько существует способов нарезать картофель?

Три, четыре? Нет, не угадали. Таких способов более десятка. Вот только некоторые из них: соломкой, брусочками, кубиками, кружочками, ломтиками, стружкой, бочонками, шариками...

Выбирает профессию повара обыкновенно человек, который любит готовить, проявляя при этом фантазию, выдумку. Многие знаменитые повара сами придумывают новые блюда. Надев белоснежный халат и колпак, повар «колдует» над кастрюлями, что-то смешивает, доливает, обжаривает.

– Послушайте любопытную историю о том, как появились «Пожарские» котлеты.

Один путешественник ехал из Москвы в Петербург и остановился в городе Торжке. Он зашел в трактир (так в старину называли небольшие придорожные рестораны) и попросил трактирщика приготовить ему котлет из телятины. Но телятины не оказалось, и трактирщик, фамилия которого была Пожарский, приготовил котлеты из куриного мяса. Путешественнику они очень понравились, и с тех пор эти котлеты вошли в меню (меню — подбор кушаний, а также листок с их перечнем) под названием «Пожарских» котлет.

Кстати, люди этой профессии должны обладать тонким обонянием и хорошо развитыми вкусовыми ощущениями.

Профессия повара

Знают повара секреты

Приготовленья вкусных блюд.

Спасибо скажем им за это —

Быть поваром — нелегкий труд!

Вопросы и задания

  • Как вы думаете, почему говорится: «Добрый повар стоит доктора»?
  • В чем состоит работа повара?
  • Какими приборами снабжена современная кухня в ресторане, в столовой? Какие приспособления есть на кухне у вас дома?
  • Кто у вас в семье готовит пищу? Помогаете ли вы маме или бабушке готовить завтрак, обед, ужин?
  • Какое ваше любимое блюдо?
  • Смогли бы вы что-нибудь приготовить сами? Кто научил вас этому?
  • Нравится ли вам работа повара?
  • А вы хотели бы выбрать эту профессию? Почему?



Предварительный просмотр:

Пожарный

С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. «Огонь — это тепло, свет, пища, защита от врагов. Человек обожествлял его, слагая о нем мифы и песни».

Но представьте себе, что огонь вырвался из-под власти человека. Он взвивается, раздуваемый порывами ветра, словно огненный Змей Горыныч, из раскрытой пасти которого сыплются горячие искры. Они поджигают все на своем пути, уничтожают леса, жилища людей, скот.

С силой бушующего огня очень трудно справиться! Но есть люди, чья профессия — побеждать огонь, спасая людей, попавших в беду. Они бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны.

– Как же называют людей этой профессии? (Ответы детей.) Верно! Пожарные.

– Как говорить правильно: «пожарный» или «пожарник»?

Современный словарь русского языка объясняет эти слова как синонимы, то есть слова, имеющие одинаковый смысл. Значит, можно говорить и пожарный, и пожарник. Ошибки не будет!

В давние времена дома строили из дерева. Деревянными были и дома деревенские, крытые соломой, и дома городские, и княжеские резные терема и крепостные стены, защищавшие город от врагов.

– Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Верно! Ведь Беларусь — страна лесов. Дерево — самый доступный, дешевый и удобный материал для строительства в нашей стране.

Когда-то наша древняя столица Минск была деревянной и много раз страдала от пожаров. Когда в городе загорались здания, пожарники звонили в огромный колокол — били в набат, созывая жителей на подмогу. Строили в городах и высокие-превысокие башни — пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели — не видно ли в городе дыма или огня.

– В чем же состоит работа пожарных?

Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один новый дом — не строятся ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал. Пожарные обследуют склады, магазины, гостиницы, кафе и рестораны и везде проверяют пожарную безопасность.

Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу, сноровку. Пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах – прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!

Если вы почувствовали запах гари, увидели дым или огонь, немедленно звоните по телефону «101» , вызывая бригаду пожарных.

– Кто из вас знает, на чем передвигаются пожарные по городу? (Ответы детей.)

Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены. Пожарные машины ездят сразу по нескольку штук. В каждой машине — бригада пожарных.

– Из-за чего может случиться пожар? И что нужно делать, чтобы избежать этой беды? (Ответы детей.)

Мы — пожарные

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперед.

Труд тяжелый и опасный

Нас, пожарных, ждет.

Вой пронзительный сирены

Может оглушить,

Будем и водой, и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

С пламенем бороться будем

Мы и день, и ночь!

– Чем пожарные тушат бушующее пламя? (Ответы детей.)

Верно! Заливают водой из специальных шлангов. Их называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос, который пожарные привозят на пожарной машине. Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях.

Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им высокая складная лестница, по которой они проникают внутрь горящего дома через окна и балконы. Иногда к делу подключаются и пожарные вертолеты, они помогают спасать людей из горящих многоэтажных зданий.

Лесные пожары тушат с помощью специальных самолетов и вертолетов. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костер, брошенная горящая сигарета, молния вовремя грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.

Профессия пожарного требует бесстрашия, самоотверженности, ловкости, самообладания и быстроты реакции, силы и крепкого здоровья.

Вопросы и задания

  • Какими качествами должен обладать пожарный? Почему?
  • Почему эту работу называют опасной?
  • Как вы думаете, что может стать причиной пожара?
  • Почему возникают лесные пожары?
  • Хотели бы вы избрать профессию пожарного?
  • По какому телефону нужно звонить при пожаре?



Предварительный просмотр:

Парикмахер

Если вы захотели подстричься, сделать красивую прическу, то вы отправитесь в парикмахерскую, где умелые руки мастера будут колдовать над вашими волосами. Парикмахеры имеют обычно определенную специальность: мужской, женский или детский мастер.

– В чем состоит работа парикмахера?

Сначала мастер усаживает вас в удобное кресло, укрывает плечи специальной накидкой, потом шампунем тщательно промывает ваши волосы. Затем слегка подсушивает их полотенцем. После этого в его руках появляются расческа и ножницы, и он начинает прядь за прядью подстригать волосы, придавая им определенную форму.

После летних каникул многие ребятишки отправляются к парикмахеру, чтобы первого сентября прийти в школу или в детский сад с аккуратной стрижкой.

В парикмахерской

Привели подстричь ребенка —

До чего ж оброс мальчишка!

Ножницы возьмем, гребенку —

Раз-два-три — готова стрижка.

Мальчугана не узнать,

Можно в садик отправлять!

Когда стрижка готова, парикмахер может сделать вам укладку феном и щеткой или завить волосы локонами и покрыть специальным лаком для волос. Главное, чтобы прическа подходила к типу лица, гармонировала с внешностью!

Поэтому мастер-парикмахер должен обладать хорошим вкусом, фантазией и, конечно, «золотыми» руками.

– Давайте вместе подумаем, какие качества характера нужны парикмахеру для успешной работы? (Ответы детей.)

ПравильноОбщительность, умение терпеливо выслушать клиента, понять, о какой прическе тот мечтает. Парикмахер должен быть в курсе всех модных новинок и в совершенстве владеть своей профессией. Именно для этого проводятся разнообразные конкурсы парикмахеров, на которых профессионалы делятся секретами своего мастерства, делают и новые стрижки, и вечерние нарядные прически, украшая волосы цветами и блестками. Эта профессия творческая, она сродни работе художника!

Но парикмахер обязательно должен обладать и крепким здоровьем (ведь на ногах ему проводить весь рабочий день), и любовью к людям, желанием доставить им радость, сделать обаятельнее и красивее.

Вопросы:

  • Кто из вас был когда-нибудь в парикмахерской?
  • Что вам там особенно понравилось?
  • В чем состоит работа парикмахера?
  • Какие качества необходимы ему, чтобы успешно справляться со своими обязанностями?
  • Хотели бы вы стать парикмахером?
  • Любите ли вы играть с друзьями в парикмахерскую, причесывая кукол?
  • Хорошо ли у вас получались кукольные прически?
  • Почему говорят, что хорошая прическа важнее дорогого наряда?



Предварительный просмотр:

Продавец

Представьте, что вы с мамой отравляетесь в книжный магазин, чтобы купить подарок другу. Каких книг здесь только нет! Все они располагаются по отделам. А вот и отдел детской литературы. Здесь много книг в нарядных ярких обложках, с цветными картинками. Есть сказки, рассказы, сборники стихов для детей... Вы начинаете перелистывать книги, лежащие на прилавке, и к вам тотчас подходит продавец. Он знает о товарах своего отдела все! И кто автор данной книги, и каким издательством она выпушена, и в каком году. Продавец улыбается вам, он приветлив, легко вступает в беседу. Недаром говорится, что «книгу нужно продавать с разговором»! Продавец может посоветовать вам, какую книгу выбрать, какие еще издания есть в магазине на эту тему. Вы выходите из книжного магазина довольные покупкой!

Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры и    т. д.) и продавцы продовольственных товаров (овощей, фруктов, кондитерских изделий   и т. д.).

Послушайте стихотворение.

Продавец

Продавец — молодец!

Он товары продает —

Молоко, сметану, мед.

А другой — морковь, томаты,

Выбор у него богатый!

Третий продает сапожки,

Туфельки и босоножки.

А четвертый — стол и шкаф,

Стулья, вешалки для шляп.

Продавцы товары знают,

Даром время не теряют.

Все, что просим, продадут.

Это их привычный труд!

– Из чего же в самом деле складывается работа продавца?

Работники приходят в магазин до его открытия. Им надо успеть подготовить товар к продаже, разложить на витрине и прилавке.

Продавец должен прекрасно знать свой товар, его свойства, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая профессиональная память!

Немалое значение в этой профессии имеет и внешность! Спецодежда работника торговли должна быть безукоризненно чистой, прическа — аккуратной. Согласитесь, у мрачного, неряшливо одетого продавца не хочется покупать товар! Но главное, конечно, доброе уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.

– Каким людям стоит выбрать профессию продавца?

Тем, кто любит общаться с людьми. Ведь большую часть времени продавец находится на людях. Умение сохранять ровное спокойное настроение в любой ситуации, сдержанность, такт, вежливая речь, доброжелательная улыбка и, конечно, хорошее здоровье — вот качества, необходимые продавцу.

Вопросы:

  • Какими качествами характера должен обладать работник торговли?
  • Что должен знать продавец электротоваров, хозяйственных товаров, продавец обуви и одежды? А продавец книг? Почему говорится, что «Книгу нужно продавать с разговором»?
  • Какие трудности, как вам кажется, подстерегают людей, выбравших эту профессию?
  • Что привлекает вас в работе продавца?
  • Хотели бы вы в будущем избрать такую профессию?



Предварительный просмотр:

Строитель

Дорогие ребята! Побеседуем о работе строителя — одной из самых важных профессий на земле. Оглянитесь вокруг! И жилые дома, и школы, и магазины, и детские сады, и библиотеки, и дворцы культуры, и станции метро — все это дело рук строителей.

Наши предки строили дома из дерева. Как известно, дерево — прекрасный строительный материал. Строили дома из разных пород деревьев, чаще из крепких могучих елей. Недаром говорилось: «Изба елова — сердце здорово!»

Кто же строил и бревенчатые крестьянские избы, и резные княжеские и боярские терема? Плотники. А главным и порой единственным инструментом этих мастеров был топор. Пилы появились позднее, и пользовались ими плотники реже. «Дело в том, что топор, рассекая бревно, уплотняет и сплющивает древесину. Срез, сделанный топором, — блестящий и гладкий, в него с трудом проникает вода. А вот пила разлохмачивает древесные волокна и делает их легкой добычей гнили. Поэтому-то славянские плотники так упорно предпочитали топор», — пишет Мария Семенова в книге «Мы славяне».

Плотник топором умело вырезал красивые наличники на окнах, затейливо украшал крыльцо, увенчивал конек крыши резной фигуркой.

– Как строят современный городской дом?

Строительным материалом современных зданий служат дерево, кирпич, бетон, железобетон, стекло, нержавеющая сталь.

В постройке дома принимают участие рабочие разных специальностей — и каменщики, и плотники, и маляры, и сантехники, и плиточники, а также экскаваторщики, крановщики, водители, кровельщики, электросварщики...

Когда дом спроектирован архитектором и выбрано место для строительства, экскаваторщик огромным ковшом своей машины выгребает песок, глину. Образуется котлован — глубокая большая яма. Затем рабочие-строители на месте котлована закладывают прочный фундамент, а потом каменщики возводят стены, ровными рядами укладывая кирпичи. Чтобы кирпичи крепко держались, их кладут на цементный раствор.

Современные здания могут быть построены не только из кирпича, но и из железобетонных панелей или блоков. Соответственно такие дома называют панельными или блочными.

С утра до вечера на строительной площадке кипит работа. Огромные самосвалы подвозят то бетон, то песок, то кирпичи, то трубы. Ведь к зданию нужно подвести и воду, и газ, и электричество.

Когда дом снаружи готов, кровельщики покрывают крышу, и начинаются отделочные работы. Бригады маляров, плиточников, столяров берутся за дело.

Столяры устанавливают оконные рамы и двери, маляры красят рамы, лестничные пролеты, белят потолки, наклеивают обои, сантехники устанавливают в квартирах раковины и ванны, плиточники кладут плитку на кухне, в ванной комнате, стекольщики стеклят окна и балконы.

– Кого еще мы забыли? (Ответы детей.)

Верно, электриков, которые подводят к квартирам электричество, устанавливают розетки и выключатели, а газовщики подводят газ и ставят на кухне газовые плиты.

Чтобы в доме было тепло, слесари устанавливают отопительные батареи и трубы.

Находится работа и электросварщиком, и водителям грузовиков и подъемных кранов, поднимающих необходимые материалы все выше и выше.

Современные строители нередко осваивают сразу несколько строительных специальностей.

И вот красавец-дом готов! Сколько радости приносят новоселам светлые, уютные квартиры, где все новенькое, чистое, сделанное с любовью.

Мы — строители!

Мы вдвоем с Алешей

Построим дом хороший.

Пусть у нас не кирпичи,

Закаленные в печи,

А много кубиков цветных —

Дом построим мы из них!

Кубик к кубику кладем,

Быстро подрастает дом.

С ярко-красной крышей

Дом красивым вышел.

Будем, как родители,

Мы с тобой строители!

– Давайте вместе подумаем, какие качества необходимы строителям разных специальностей? (Ответы детей.) Верно! Физическая закалка, отличное владение профессией, огромное трудолюбие и немалая физическая сила, умелые руки и желание делать нужное людям дело, своим трудом приносить им радость!

Вопросы

  • Почему профессия строителя — одна из важнейших?
  • Из чего строили в прежние времена? Почему?
  • Из чего теперь строят дома?
  • Как называют строителей, работающих с деревом? Каким инструментом пользуются плотники?
  • Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?
  • Как называют тех, кто укладывает кирпичи?
  • Как называют рабочих, которые кроют крышу?
  • Каких рабочих называют «отделочниками»? Кто красит окна, двери, клеит обои? Кто устанавливает оконные рамы, двери. Кто кладет плитку?



Предварительный просмотр:

Бухгалтер

Дорогие ребята! Поговорим о профессии бухгалтера.

Это очень распространенная профессия! На каждом предприятии: в магазине, кафе, на фабрике, заводе, ресторане и пекарне обязательно есть бухгалтер.

Слово «бухгалтер» в переводе с немецкого языка означает «держатель книг». Как это понимать? Этот работник ведет особые бухгалтерские книги, в которых содержатся документы и счета.

Бухгалтер ведет учет всех денег на предприятии. Он учитывает расходы и доходы. Например, в кафе, которое вы посетили, деньги тратятся на закупку товаров, соков, мороженого, на заработную плату сотрудникам. Платить руководителям кафе надо и за газ, и за воду, и за электроэнергию, и за использование помещения. А приход денег происходит за счет посетителей кафе: они платят за соки, пирожные, торты, мороженое и за обслуживание официантом.

Бухгалтерское дело очень нужное и важное. Если не вести учет доходов и расходов, то порядка в работе организации не будет! Кроме того, без бухгалтерского учета государство не могло бы контролировать работу предприятия.

– Как вы думаете, какими качествами должен обладать бухгалтер? (Ответы детей.) Верно! Бухгалтеру необходима тщательность в работе, внимание и сосредоточенность, хорошее знание математики, усидчивость и терпеливость.

Бухгалтер

Есть бухгалтер в ресторане,

И на фабрике, и  в бане.

Он деньгам ведет учет:

Где расход, а где приход.

Математику он знает.

Цифры быстро сосчитает,

Здесь расход, а здесь приход —

Ничего не пропадет!

Вопросы

  • Что означает слово бухгалтер?
  • Чем занимается этот работник?
  • Какими качествами должен обладать человек, выбравший такую работу?
  • Хотели бы вы стать бухгалтером? Почему?



Предварительный просмотр:

Менеджер

Ребята, слышали ли вы о такой профессии, как менеджер?

Если нет, то я расскажу вам о ней.

Менеджер – это специалист или управляющий каким-либо предприятием.

Он должен обладать знаниями во многих областях техники, науки, а также в области управления предприятием. Ведь от принимаемых им решений зависит, будет ли завод, фабрика, издательство, типография и т. д. процветающими или придут в упадок.

Опытный менеджер умеет предвидеть спрос на рынке, анализировать (т. е. изучать путем рассмотрения и сопоставления отдельных сторон, свойств чего-либо) действия других предприятий.

Но, пожалуй, главное качество менеджера – это умение работать с людьми!

Он может уволить работника, который не справляется со своими обязанностями, неспособен выполнить поручение. Может и принять хорошего работника.

Любое предприятие существует благодаря добросовестной работе своих сотрудников. Поэтому менеджер отлично знает своих подчиненных, их способности, возможности, желание трудиться.

Он защищает интересы сотрудников, создает им хорошие условия труда и отдыха.

Прежде всего, менеджер должен быть творческим человеком, знающим специалистом в своей области, способным принимать самостоятельно важные решения, умеющим управлять деятельностью многих людей и распределять ресурсы (т. е. запасы и средства, которые используются по необходимости) предприятия самым лучшим образом.

Менеджер

Фирмой менеджер управляет

И разумно, и умело.

Деньги так распределяет,

Чтоб росло и крепло дело.

Порученья он дает

Всем сотрудникам своим,

Чтобы фирма шла вперед,

Приносила прибыль им.

Вопросы и задания

  • Расскажите о профессии менеджера.
  • Какими качествами должен обладать человек, выбравший такую специальность, чтобы работа предприятия была успешной?
  • Что должен знать менеджер?
  • Хотели бы вы выбрать эту профессию?



Предварительный просмотр:

Спасатель

Они придут на помощь нам,

Когда бушует океан,

Когда землетрясение,

Тайфун иль наводнение.

Рискуя жизнью, нас спасут —

Такой у них опасный труд!

(Тайфун — ураган большой разрушительной силы.)

Вы, конечно, догадались, что речь идет о спасателях. Эти бесстрашные люди всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты, спасая жизни людей во время бурь, смерчей, ураганов, селей (Сель — бурный поток, несущий грязь и камни, возникающий в горах во время сильных дождей или таяния льда.), снежных лавин и других стихийных бедствий.

Как же это им удается?

Спасатель — профессия особенная! У многих спасателей спортивные разряды по альпинизму и скалолазанию, владеют они и профессией водолазов, имеют самое современное снаряжение. В их распоряжении новейшие технические средства, спасатели умеют оказывать экстренную (срочную, спешную) помощь пострадавшим.

Именно спасатели извлекают людей живыми из-под завалов, разрушенных землетрясением домов. Рискуя жизнью, вывозят пострадавших во время наводнений. К помощи спасателей мы обращаемся и в житейских ситуациях, когда нет никаких стихийных бедствий.

Вот малыш засунул руку между двумя секциями батареи парового отопления. А вытащить назад не может! Мама тут же позвонила в службу спасения, и спасатели разрезали батарею и освободили маленького пленника.

Можно привести множество примеров, когда спасатели помогали людям, выручая их из беды.

Какими качествами должен обладать человек, избравший такую профессию, я думаю, вы догадались. Конечно, это смелость, сила, самоотверженность, хорошая спортивная и физическая подготовка, умение мгновенно оценить ситуацию и принять единственно верное решение, горячее желание помочь людям, попавшим в беду. В общем, спасатель — профессия настоящих мужчин!

Вопросы:

  • Кто спасает людей во время стихийных бедствий?
  • К кому мы обращаемся, если попали в беду в бытовых условиях?
  • Какие качества нужны спасателям?
  • Какие требования предъявляет к людям эта профессия?
  • Хотели бы вы стать спасателем?



Предварительный просмотр:

Фермер

Расскажу я вам, ребята,

Фермер — кто это такой.

Он растит для нас томаты.

Весь в трудах он день-деньской!

Распевают звонко птицы,

Шелестит листва берез,

Сеет фермер рожь, пшеницу,

И гречиху, и овес.

Он растит в широком поле

Много разных овощей —

От капусты до фасоли

Для салатов и борщей.

Удобряет и сажает —

Ведь землица любит пот!

Фермер зеленью снабжает

Нас с тобою круглый год.

Многие фермеры разводят домашний скот и птицу. В лугах, на зеленых росистых травах пасутся красавицы-буренки. Для них фермер косит травы, сушит и собирает в стога душистое сено. Дояры доят коров, а водители на специальных машинах отвозят молоко на молокозаводы, где из него получают вкусные молочные продукты: сыр, ряженку, кефир, творог, сладкие сырки, сметану и йогурты.

Осенью, когда приходит время сбора урожая, у фермера очень много забот. По полям плывут комбайны, собирая созревшие хлеба. Зерно льется золотым ручьем. Значит, будет у нас вдоволь вкусного душистого хлеба!

Весь смысл труда фермера — собрать хороший урожай зерна, овощей и накормить плодами своего труда людей.

Но далеко не каждый человек может стать фермером! Этот труд тяжелый, ежедневный, без праздников и выходных!

Только тот, кто всей душой любит матушку-землю, кто согласен жить вдали от больших городов с их нарядными улицами, витринами, театрами и магазинами, кто знает и любит природу, кто хочет вкусно и сытно накормить сотни людей, может стать хозяином земли — хорошим фермером.

Вопросы и задания:

  • Расскажите о профессии фермера.
  • Что выращивает фермер на полях?
  • Кто помогает ему?
  • Какими знаниями должен обладать фермер, чтобы успешно вести хозяйство?
  • Какие качества необходимы ему?
  • Кто снабжает нас овощами, фруктами, зерновыми?
  • Каких домашних животных разводят фермеры?
  • Хотели бы вы выбрать такую профессию?



Предварительный просмотр:

Учитель

Мама ранец мне купила —

Молнии, кармашки.

До чего блестят красиво

Новенькие пряжки.

Я надел его на плечи,

С ним весь день гулял в саду,

Говорил друзьям при встрече:

— Скоро в школу я пойду!

Наконец наступает волнующий и торжественный день — Первое сентября.

Как много нового ждет первоклассника в школе! И первый учитель, и новые друзья, и переменки, и веселые школьные праздники!

Первого сентября по улицам словно бегут яркие ручейки — со всех сторон к школе стекаются нарядные дети с ранцами за спиной, с букетами пышных осенних цветов — хризантем, гладиолусов, астр и георгинов.

Скоро в школу

Когда листья полетят

Золотым дождем

И засыплют старый сад,

В школу мы пойдем.

Мы простимся с теплым летом.

Долгим и веселым,

И нарядные букеты

Принесем мы в школу.

Вот и первая встреча с вашим первым учителем! Он встречает вас и ведет в класс.

Теперь учитель — очень важный для вас человек. Он поможет сделать самые первые, самые трудные шаги по пути знаний. С ним вместе вы будете учиться писать палочки и крючочки, читать по слогам букварь, складывать и вычитать.

Первый учитель — это друг, советчик, он не только учит, но и воспитывает своих учеников. Он водит детей на экскурсии в парк, в лес, в музей, проводит веселые праздники.

Самое главное качество учителя — умение отдавать — делиться знаниями, опытом. Когда-то великий грузинский поэт Шота Руставели сказал: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал — то твое!»

Настоящий учитель обладает щедрой и доброй душой. Самые замечательные учителя — это те, кому интересно с детьми, кому удалось сохранить в себе частицу детства!

В начальной школе у каждого класса один учитель. Он ведет все уроки: чтения, письма, математики, рисования, труда и часто даже физкультуры и пения.

Вместе с учителем первоклассники осваивают букварь — свою первую школьную книгу. Прочитав его «от корки до корки», они говорят ему: «До свидания, Букварь». Праздника прощания с Букварем ждут все с нетерпением.

До свидания, букварь

До свиданья, Букварь дорогой!

Грустно нам расставаться с тобой.

Книг других ты милей и родней,

Мы читали тебя много дней,

Не теряли мы времени зря,

Знаем буквы от «А» и до «Я».

И теперь расстаемся с тобой.

До свиданья, букварь дорогой!

Но вот и закончена начальная школа, и настает время расстаться с первым учителем.

Из начальных классов дети переходят в средние классы, потом в старшие. Теперь уже каждый урок ведет учитель-предметник, да и изучаемых дисциплин становится больше. Учитель русского языка и литературы приобщает ребят к чтению самых лучших произведений, созданных русскими и зарубежными писателями и поэтами.

Учитель иностранного языка помогает детям освоить какой-либо иностранный язык — английский, немецкий, французский. Общее число языков в мире более трех тысяч, и за каждым стоят страны и народы, обычаи и традиции, наука и культура. Философ Вольтер писал: «Знать много языков — значит, иметь много ключей к одному замку».

Учитель математики развивает логическое мышление школьников, объясняет, как решать задачи и уравнения, знакомит с основами геометрии.

Учитель биологии преподает ботанику — науку о растениях, зоологию — науку о животных, анатомию — науку об организме человека. Именно он прививает детям любовь к родной природе.

Учитель географии знакомит ребят с морями и океанами, реками, горами и равнинами, с полезными ископаемыми, с земным шаром в целом.

Учитель физкультуры прилагает усилия, чтобы дети росли крепкими и здоровыми. Он учит быстро бегать, хорошо плавать, высоко прыгать, умело ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в футбол, волейбол, хоккей.

Каждый учитель вносит что-то свое в развитие ребенка, приучает его к труду, старается научить учиться. Самая большая удача любого педагога — это желание и умение его учеников самостоятельно добывать знания, получая удовольствие от учебы!

В октябре во всех школах отмечают День учителя, благодарят педагогов за их нелегкий, но благородный и созидательный труд.

Дарим мы учителям любимым

Праздничные яркие цветы —

Хризантемы, астры, георгины —

Искорки осенней красоты!

Вопросы:

• Почему первый учитель навсегда остается в памяти своих учеников?

  • Какими качествами он должен обладать?
  • Чему он учит детей?
  • Чему учат учителя русского языка и литературы, биологии, физкультуры, математики?
  • Какими качествами должны обладать люди, выбирающие эту профессию?
  • Хотели бы вы стать учителем?

 



Предварительный просмотр:

Картотека игр по трудовому воспитанию для детей 5–7 лет

 

https://sun9-66.userapi.com/impf/WgP9nnD-q0lGadI5I6nlDYUOIJyrV_GFN9stCg/EDM6sXYFX6k.jpg?size=650x481&quality=96&proxy=1&sign=687e0ca8ea60fbb79ec5f378a1429616&type=album

«Кому это нужно?»

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

«Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

«Угадайте, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь — не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т. д.

Дети угадывают действия.

«Накроем стол для кукол»

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

«Что хочет делать Маша?»

Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):

- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций, предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

«Выбираем работу»

Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, трудкоторых, не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:

Будем дружно подрастать

И работу выбирать.

В космонавты мы пойдем

И ракеты поведем.

(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,

действуя по показу воспитателя.)

В капитаны мы пойдем,

Корабли мы поведем.

(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)

В вертолетчики пойдем,

вертолеты поведем.

(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

А мы в летчики пойдем,

Самолеты поведем.

Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,

дети на эти слова идут по кругу.

В комбайнеры мы пойдем

И комбайны поведем.

Мы в пожарные пойдем

И пожар тушить начнем.

«Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Ход игры:

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

— Зачем нужно растение? (Лейка.)

— Почему нужно кормить? (Птичка.)

— Что нужно мыть? (Тарелка.)

— Что нужно чистить? (Ковер.)

— Что нужно стирать? (Платье.)

— Что нужно гладить? (Рубашка.)

— Что нужно печь? (Пирожки.)

— Что нужно менять? (Постельное белье.)

— Кого нужно купать? (Ребенок.)

Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.

— Зачем засевать поля? (Зерно.)

— Зачем сажать? (Картофель.)

— Зачем опрыскивать? (Яблоня.)

— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты?

— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

— Зачем ухаживать за своим телом?

«Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

• Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.

• Мытье горшка.

• Укладывание камушков на дно горшка.

• Насыпание в горшок песка (высота 1 см).

• Насыпание в горшок поверх песка немного земли.

• Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.

• Срезание загнивших корней.

• Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.

• Уплотнение земли.

• Установка горшка с растением на поддон.

• Полив растения под корень.

«Назови профессию»

Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Ход игры:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Трактор — тракторист.

Машина — шофер.

Экскаватор — экскаваторщик.

Комбайн — комбайнер.

Подъемный кран — крановщик.

Поезд — машинист.

Корабль — капитан.

Самолет —летчик (пилот).

Космический корабль — космонавт.

Пожарная машина —пожарный.

Бульдозер — бульдозерист.

Гоночная машина —гонщик (пилот).

И т. д.

«Угадай профессию»

Цель. Расширять представления детей о профессиях.

Ход игры: Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик — кроликовод.

Теленок — телятница.

Овца — овцевод.

Олень — оленевод.

Виноград — виноградарь.

Чай — чаевод.

Хлеб — хлебороб.

Сад — садовод.

Цветы — цветовод.

Пчела — пчеловод.

Поле — полевод.

Гаечный ключ — слесарь.

Ведро и швабра—уборщица.

Билет — кондуктор.

Касса — кассир.

Рубанок — столяр.

Краска и кисть —маляр.

Мастерок — штукатур.

Кульман — инженер.

Молот и наковальня — кузнец.

Огнетушитель — пожарный.

Шприц — медсестра.

Электропила — лесоруб.

Рыбацкая сеть —рыбак.

Зубоврачебное кресло — стоматолог.

Доильный аппарат —доярка.

И т. д.

«Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.



Предварительный просмотр:

Как ВОСПИТЫВАТЬ МАЛЕНЬКОГО ПОМОЩНИКА? 

1. Делайте вместе

Распространенная мамина фраза: «Иди, поиграй, пока я готовлю/убираюсь» – серьезная ошибка на пути воспитания настоящих помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посадите малыша рядом на кухне, дайте ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев, вытирании стола или пepeбирании гречневой крупы. Поставьте рядом с взрослой гладильной доской игрушечную  и займитесь глажкой вместе. 
Не разграничивайте домашние дела и общение с ребенком, а объединяйте эти процессы. Например, во время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые искали свое место и, наконец, благодаря маленькому волшебнику, нашли.

2. Отмечайте успехи

Волшебные слова, которые работают как с детьми, так и со взрослыми: «Только ты можешь сделать это по-настоящему хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, малыш с радостью будет заниматься делом, в котором он отмечен как лучший из лучших. 


3. Учитывайте характер

Старайтесь замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности и доверяйте ему выполнять именно те задачи, которые ему по душе. Одним детям нравятся глобальные работы – мытье пола или работы по уборке территории вокруг дома. Другим – требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек. Давайте каждому свое. 

4. Играйте!

Скучные повседневные дела можно превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории отдельно взятой детской комнаты, мытье волшебных чашек и поиски клада в сумках с продуктами, принесенными мамой из магазина, – наверняка, таких приключений в жизни твоих детей еще не было.

5. Пусть помощь будет настоящей

Привлекайте ребенка к помощи там, где она вам действительно нужна, а не только чтобы занять или отвлечь его от шалостей. 

6. Оставьте место для сюрприза

Дети любят делать родителям сюрпризы. Предоставьте им такую возможность, дав понять, как вас обрадует неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и застеленная постель станут для вас таким сюрпризом. Не скрывайте своей радости и не скупитесь на похвалу. 


7. Не рассчитывайте на идеальное исполнение

Сразу ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем случае не ругайте его, даже если после уборки появился дополнительный мусор, который вам придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу. 

8. Дайте разобраться самостоятельно

Если ребенок долго выполняет домашнюю работу: 
– не вмешивайтесь, 

– не подгоняйте 

– и уж тем более не ругайте. 

Наберитесь терпения и дайте довести процесс до финиша. Иначе испуганный малыш в следующий раз откажется вам помогать, а самой маме придется всегда завершать инициативы ребенка: ведь в его голове не отложится тот факт, что любое начатое дело должно быть обязательно закончено. 

9. Работа - не наказание

Домашний труд не должен быть наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил. 

10. Не разделяйте обязанности на «женские» и «мужские» 
И мальчики, и девочки должны уметь мыть посуду, убирать свою комнату, пришивать пуговицы и даже забивать гвозди.


Предварительный просмотр: