Сочинение - это тоже текст
Я не знаю, о чем буду писать. Может быть, потому, что слишком много хочу
рассказать и пока ещё не выбрал из мыслей именно ту одну,что, как магнит,
заставит их стройно лечь в границы повествования. Это состояние знакомо
всем пишущим.
К.Г.Паустовский.
В процессе работы над сочинением для различных целей мы используем цитирование. Выученное наизусть или внимательно переписанное высказывание может быть умело включено в сочинение, став частью текста.
Следует использовать разнообразные приёмы введения цитат:
- По правилам прямой/ косвенной речи
- Частичное цитирование
- Цитирование с помощью различных вводных слов и предложений
После введения цитаты её можно прокомментировать,подтвердив свое согласие ("Да, действительно...", В этих словах очень точно выражена мысль о том, что...", " Мне близка мысль о том, что...") или же выразть свою точку зрения, не совпадающую с мнением автора приводимого высказывания.
При комментировании цитаты можно использовать частичное цитирование, когда фрагменты цитаты включаются в текст, создаваемый нами, и делают его точнее, выразительнее, помогая нам высказать свое отношение, оценку. Та часть сочинения, в которой содержится "отклик" на цитату, может быть по объему большей, чем сама цитата.
Как правило, цитаты, включаемые в сочинение, должны быть небольшими. Надо научиться отбирать небольшие по объему высказывания, научиться правильно сокращать выбранную цитату, используя многоточие
В сочинении не должно быть слишком много цитат. Указать, сколько именно достаточно для хорошей работы, трудно: все зависит от объема цитат, того, насколько органично они входят в текст.
Отобрав цитату, которая соотносится с темой сочинения, необходимо подумать,как сделать её частью текста. Для этого надо, чтобы текст, который предшествует цитате, как бы готовил её появление. После включения цитаты в текст (используя один из способов цитирования, названный выше), строим высказывание, опираясь на цитату, так, чтобы последующая часть содержала комментарии, отклик на те мысли, которые сформулированны в цитате. При этом может быть использовано частичное цитирование.
Проиллюстрируем это примерами из сочинений:
"Поэма Гоголя "Мертвые души" - одно из самых удивительных, поистине загадочных произведений не только в творчестве писателя-сатирика, но и во всей русской литературе.
Об этом прекрасно сказал А.И.Герцен: "... "Мертвые души" Гоголя - удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный".
Да, действительно, "горький упрек", который звучит в поэме, не является безнадежным, потому, что писатель показал не только "мертвые души", но и живую душу России. В неё он верит..."
или:
Обращение к пушкиннским традициям являлось и является источником вдохновения, творчества как для поэтов 19 века, так и для наших современников. Евгений Евтушенко во вступлении к одной из поэм так и обращается к Пушкину:
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
Свою раскованную речь,
Свою пленительную участь,
Как бы шаля, глаголом жечь.
Способность Пушкина "глаголом жечь" ум и сердца читателей делает его произведения бессмертными.
1.Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь (сопровождается словами автора), то применяются соответствующие правила пунктуации:
Белинский писал: "Создает человека природа, но развивает и образует его только общество".
"Двенадцать миллионов людей вне закона! Ужас!.." - писал в своем дневнике Герцен.
"Первоэлементом литературы,- указывал Горький, - является язык, основное орудие её... и материал литературы".
2,Стихотворная цитата может вводится двумя способами:
- С соблюдением строф, и тогда не ставятся кавычки. Например,
В последней строфе сливаются пушкинское прошлое и мандельштамовское настоящее, соединяются, накладываются друг на друга:
Летит в туман мотров вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход-
Чудак Евгений - бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!
- Или же как обычная прямая речь, тогда одну строфу от другой отделяют знаком " /".
Ахматова написала о нем стихи:" На Малахавом кургане / Офицера расстреляли./ Без недели двадцать лет / Он глядел на божий свет".
3.Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, то тире ставится в конце стиховорной строки:
" Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом с головы до ног этими двумя стихами:
... И всех выше
И нос, и плечи поднимал
Вошедший с нею генерал, -
муж представляет ей Онегина как своего родственника и друга" (Белинский)
4. Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставятся только в начале и в конце всего текста.
5.Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится:
- перед цитатой ( после открывающихся кавычек):
Л.Н.Толстой писал: "... в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы искусства, которрая достигается только при большом даровании и большом труде".
- В середине цитаты, когда пропущена часть текста внутри:
Говоря о достоинствах языка народной поэзии, А.А, Фадеев писа: "Не случайно наши русские классики... рекомендовали читать сказки, прислушиваться к народной речи, изучать пословицы, читать писателей, которые обладают всем богатством русской речи".
- после цитаты ( перед закрывающимися кавычками), когда цитируемое предложение приводится не до конца:
Выступая в защиту культуры устной речи, А,П,Чехов писал: " В сущности для интеллигентного человека дурноговорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать..."
( Дается по Д.Э.Розенталю)