Для учащихся
В этом разделе находятся материалы для учеников, которые помогут узнать себя, научиться управлять собой и развивать себя!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nastroitsya_na_uchyobu.doc | 123 КБ |
razvitie_myshleniya.docx | 617.31 КБ |
razvitie_pamyati_uprazhneniya.doc | 34.5 КБ |
rekomendatsii_po_po_podgotovke_k_ekzamenam_s_upr.docx | 82.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Как настроиться на учёбу?
Все же ведь думают, вот лето кончиться, и я сразу же настроюсь на учёбу. Сразу. Моментально. Но ничего так просто не случается.
Как же настроиться на учебу?
1. Внутренний настрой.
Вам необходимо не на словах, а внутри себя осознать, что отдых заканчился, и начались – трудовые учебные будни.
Будет очень хорошо, если вы начнёте свой новый учебный год с убранной комнаты. Во-первых, уборка позволит вам привыкнуть к какому-то труду. А во-вторых, начинать любое дело (в данном случае – новый учебный год) всегда приятно с комфортной обстановки.
Также, что касается внутреннего настроя, то вам нужно постепенно привыкать к режиму. Не забывайте, что как встретишь новый год, так его и проведёшь.
2. Поход в магазин.
Что может быть приятнее, чем обновление своего гардероба? :) ( особенно в свете последних событий…. Форма…). Это тоже будет неким настроем на учебный год!)))
3. Интеллектуальный настрой.
Говорят, что чтение – это гимнастика мозгов. Дайте им встряску после долгого перерыва. Пусть и ваш мозг постепенно привыкает к умственным нагрузкам. Начиная с начала учебного года, начните читать по несколько страниц в день любой литературы, которая вам только нравиться.
Если вы будете читать, то потихоньку ваше сознание будет отходить от летнего отдыха и настроится на учебный лад.
Не любите читать книги? Любите изучать английский? Тогда можете посмотреть специальные фильмы, которые позволят вам повысить свой уровень знаний иностранного языка. И всё равно, вы уже на подсознательном уровне будете постепенно настраиваться на учёбу.
Ведь вы же будете смотреть фильмы не ради развлечения, а ради того, чтобы получить новые знания, т.е. вы будете учиться.
Вывод: Выполнение всех этих рекомендаций позволит вам настроиться на учёбу и продолжать «грызть » гранит науки :)
Советы родителям: как настроить ребенка на рабочий лад перед школой
16 Авг 2013, 16:12
Психологи советуют родителям перед началом учебного года организовать правильный распорядок дня ребенка, обустроить его рабочее место, поговорить о том, чего ребенок хотел бы достичь, и дать понять, что родители всегда на его стороне.
МОСКВА, РИА Новости. Вторая половина августа — время, которое родители школьников должны посвятить тому, чтобы постепенно вернуть детей в рабочий режим и настроить их на достижение определенных целей в новом учебном году. Психологи и врачи рассказали РИА Новости о том, как это сделать, не навредив ребенку.
Переключиться на школьный режим
Эксперты советуют родителям озаботиться тем, чтобы их ребенок вернулся домой из поездок, по крайней мере, за неделю до начала занятий и успел акклиматизироваться перед учебой. Помимо этого они должны проследить, чтобы он перестроился на рабочий режим дня.
«Например, ребенок в начальной школе не может сам себе организовать режим. Бесполезно говорить, что он должен — родители сами должны его организовать», — пояснила академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.
При этом родители сами должны соблюдать правильный распорядок дня, показывая пример, иначе все их попытки заставить ребенка вовремя ложиться спать будут неубедительными, сказала она.
Определиться с целями
Перед началом учебного года специалисты рекомендуют оговорить с ребенком, чего бы он хотел достичь в ближайшее время. По мнению психолога-консультанта Ильи Шабшина, родителям стоит регулярно составлять вместе с детьми планы, которые могут быть условными ориентирами для развития. Их имеет смысл придумывать и для каникул, и для учебной четверти.
При этом со стороны родителей желателен не жестко авторитарный контроль, а доброжелательно-заинтересованное отношение. Ребенок сам должен озвучить, чему бы он хотел научиться, какие книги прочитать, а задача взрослого — натолкнуть его на правильную мысль, подбодрить и что-то посоветовать.
Не паниковать из-за оценок
Психологи напоминают, что в любой ситуации ребенок должен чувствовать, что родители на его стороне — это залог скорейшего разрешение любых школьных проблем. По словам Марьяны Безруких, родителям следует сформировать у себя спокойное отношение к оценкам. Ребенок имеет право что-то не понять, не выучить, поэтому при возникновении проблем стоит не винить его, а вместе с педагогом разобраться в причинах трудностей и конструктивно помочь.
«Переживания ребенка из-за оценок — это всегда следствие отношения родителей. Дети, чьи родители спокойно относятся к успеваемости, спокойней переживают свои неудачи и ошибки. А дополнительное напряжение из-за оценки часто только ухудшает ситуацию», — пояснила она.
Также не следует паниковать родителям старшеклассников, которым предстоит готовиться и сдавать ЕГЭ. Волнение из-за экзаменов передастся детям и только навредит им. Будет эффективнее, если родственники просто помогут ребенку организовать себя и свое время.
Распределить дополнительные занятия
Эксперты напоминают, что самые сложные периоды для школьников — это первый и пятый классы, а также старшая школа. В это время к дополнительным нагрузкам следует относиться особенно внимательно.
По мнению Безруких, начинать занятия в спортивной секции или в каком-либо кружке следует либо за год до того, как ребенок пошел в первый класс, либо уже во втором классе. Это поможет избежать лишнего напряжения и правильно распределить силы. В пятом классе тоже лучше не записываться в новые секции, так как школьнику и без того предстоит привыкать к новой системе обучения, к новым учителям и их требованиям.
«В старшей школе лишать ребенка занятий спортом или музыкой, или общения со сверстниками ради учебы не целесообразно. Это не улучшит его успеваемость», — добавила она.
Откорректировать рабочее место
Помимо всего прочего родители должны помнить о том, как важно для хорошей учебы правильно обустроить рабочее место ребенка.
Доктор медицинских наук, замдиректора по научной работе Научно-исследовательского детского ортопедического института имени Турнера Сергей Виссарионов напоминает, что письменный стол обязательно должен соответствовать росту ребенка. Следует избегать крутящихся стульев и кресел с подвижной спинкой, которые могут значительно навредить осанке.
По его словам, стул нужно подбирать так, чтобы школьник, сидя на нем ровно, доставал ногами до пола. Спинка стула должна повторять изгиб назад в грудном отделе и изгиб вперед в поясничном.
Как настроить себя положительно
Главная страница > Советы психолога > Как настроить себя положительно
Часто ли мы задумываемся о том, как мы мыслим, что мы говорим, как мы смотрим на мир? Умение говорить и мыслить положительно – это большой внутренний труд. Но многие ли так делают? Я сейчас поясню, почему я спрашиваю об этом….
Все, включая меня, несут ответственность за все события в своей жизни, и самые хорошие, и самые нехорошие. Каждая наша мысль дословно творит наше грядущее.
Всем уже давно общеизвестно, наше настроение (радостное оно или пасмурное) и отношение к себе и к окружающему миру (оптимистичное, доброе или, наоборот, ворчливое, злое) определяет наше здоровье, а также притягивает к нам поэтому определенные события и людей.
Отрицательные мысли — это «отрицательный заряд», а положительные — «положительный». Отчасти наше настроение и убеждения о нас самих, утверждения являются причинами наших высоко эмоциональных проблем и физических хворей. Мысли ненависти, зависти, страха, печали т. п. возбуждают в нашем организме рискованные процессы, которые вредоносно, самым пагубным и максимальным образом влияют на наше самочувствие.
А теперь внимание! Позитивные (оптимистичные) мысли, убеждения и вера в наилучший исход – улучшают настроение, оздоравливают все системы организма, укрепляют жутко нервную систему, заряжают нас оптимизмом, счастьем и верой в свои силы, привлекают к нам необычайно доброжелательных людей и привлекательные события!!!
Утверждение - отражение ваших убеждений. Все события, имевшие место в вашей жизни до настоящего момента, были итогом ваших мыслей и убеждений, пришедших из прошлого.
Убеждающие высказывания, как правило, строятся с опорой на будущее время, таким образом, мы как бы подготавливаем себя к тому, что в самом ближайшем времени с нами произойдет то, о чем мы говорим. То, о чем вы думаете и чему надеетесь, – то и сбудется для вас. Ваши безумные мысли создают вашу жизнь. Это – просто! И когда сможем осознать это, мы сможем сделать гигантские изменения.
Применяя некоторые инструменты, мы можем активно изменить свое мышление и свою жизнь на высшее чудо для нас самих, в первую очередь, и для окружающего нас мира.
Положительный настрой – это внутренний самонастрой или Религия, что у нас получится, что мы сможем. «Я смогу», «Я достоин», «У меня получится», «Если не Я, то кто же? » - примерно так выглядит положительный настрой. Что тут значимого? - присутствует Действие! Мы как бы сами себя настраиваем. Например, «что ты делаешь?» - «я болею»…. Или «я выздоравливаю». Чувствуете разность? Позитивный настрой как бы формирует в нас уверенность в себе и в действии. Здесь так же присутствует такой очень значимый компонент, как воля. А воля, как общеизвестно, уже несравненно маленькая часть исключительно большого действия! Мысли человека, его ощущения и действия взаимообразно крепко связаны между собой: физическое и потрясающее действие сопровождается эмоциями и мыслями и, наоборот, мысли и эмоции сейчас вызывают определенные потрясающего действия или соответствующее довольно положение тела и выражение лица.
Будьте оптимистом и не допускайте необычайно мрачных мыслей, помня о том, что, каковы наши мысли, таково и наше положение в этом мире. Увеличивая положительные качества, человек акцентируется на прекрасном, позитивном и заполняет свою подлинную жизнь именно этими составляющими.
Через некоторое время, когда вы уже приобретете абсолютно стабильный навык особенно отрицательных мыслей на положительные, отрицательные и безумно мысли будут появляться меньше и меньше, а положительные — все чаще и чаще. Очень активно помогает этому грандиозному процессу положительный каждодневный настрой, который сам по себе очень значим: положительно тонизирует психику, дает исключительно хорошее настроение.
Предварительный просмотр:
Упражнение 1. Соединяем несоединимое
Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!
Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.
Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.
Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:
- Курица ходит вокруг столба.
- Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
- Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
- Столб упал прямо на курицу .
Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:
- ромашку с молоком;
- наушники с медузой;
- сапоги с луной.
Далее придумывайте сами.
Упражнение 2. Словоразбиватели
Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.
Например, слово «выключатель» разбивается на:
- ель;
- лак;
- люк;
- тюль;
- вал;
- ключ;
- клюв.
Я больше не вижу вариантов, а вы?
Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».
Упражнение 3. Ребусы
Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.
В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.
- На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
- На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
- Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
- Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
- Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
- Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.
Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.
Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и книгах.
Упражнение 4. Анаграммы
Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.
Анаграмма— литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.
Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:
- «карета» улетела к звездам;
- «слово» выросло на голове;
- «шнурок» научился летать;
- «атлас» стал съедобным;
- «насос» поселился в лесу;
- «соринка» стала прозрачной;
- «валик» положили на стол перед обедом;
- «плюшка» научилась плавать;
- «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
- «парк» не мог прожить без воды.
Упражнение 5. Логические задачи
Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.
Начнем с тех, что попроще:
- Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
- Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
- Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.
А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.
«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»
«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»
А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.
«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».
Упражнение 6. Спичечные головоломки
Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.
Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.
Для начала разомнемся:
- сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
- из семи палочек два одинаковых квадрата;
- уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).
Теперь посложнее:
Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.
Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.
Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.
Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.
Ответы можно подглядеть в конце статьи.
Упражнение 7. Инструкция
Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.
Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.
Итак, инструкция по использованию расчески.
- Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
- Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
- Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
- Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
- Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
- Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
- Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
- Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
- После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
- Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
- Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.
Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!
Упражнение 9. Составляем рассказ
Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет научиться писать сочинения. А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.
Как всегда пример.
Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.
Вот что получилось у Саши.
Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение. Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты. Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.
А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:
- Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
- Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
- Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития памяти.
Упражнение 1. Ассоциации.
Пусть кто-нибудь медленно прочитает вам вслух нижеизложенные пары слов. Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить затем попросите читать вам только первые слова из пар, а вторые записывайте по памяти. 1. курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер. 2. жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.
Упражнение 2. Развитие и укрепление зрительного воображения
Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых для вас произнесут вслух. Примеры действий могут быть самыми простыми: 1. Лев, нападающий на антилопу 2. Собака, виляющая хвостом 3. Миндальное печенье в коробке 4. Молния в темноте 5. Пятно на вашей любимой одежде 6. Бриллиант, сверкающий на солнце 7. Крик ужаса в ночи А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 6 образов, упражнение выполнено успешно.
Упражнение 3. Тренировка памяти восприятия информации на слух.
Попросите прочитать вам вслух десять произвольных слов. Например: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок. Необходимо воспроизвести слова именно в том порядке, в котором они были зачитаны.
Упражнение 4. Для помощи в быту
Перед тем, как пойти в магазин за продуктами - запишите их на листочке. Несколько раз прочитайте (вслух или про себя) и идите в магазин, оставив нужный список продуктов дома. Так изо дня в день, обычные походы по магазинам помогут Вам тренировать свою память, практически не прикладывая усилий.
Упражнение 5 (на сосредоточение)
Возьмите предмет (часы, ключ, соску); осмотрите его внимательно в течение 30 секунд, затем закройте глаза и попытайтесь как можно точнее его воспроизвести. Если некоторые детали не представляются четко, посмотрите на предмет снова, затем закройте глаза, и т.д.- до полного воспроизведения предмета.
Упражнение 6 (на сосредоточение)
Вот упражнение под названием "мозговые ящики". Выберите 3 предмета для размышления: например, ваш план, научный или литературный сюжет и личное воспоминание (каникулы, путешествие и т. д.). Посвятите 3 минуты на размышления о каждом из трех сюжетов. Во время первых 3-х минут думайте только о предмете п.1; затем переходите к п.2; наконец, к третьему сюжету. Во время каждой фазы нужно избегать рассеивания мыслей и особенно воспоминаний о других сюжетах.
Упражнение 7 (на сосредоточение)
Проделайте этот замечательный опыт, который разовьет вашу способность к вниманию и сосредоточению на звуках. Включите радио, затем постепенно уменьшите громкость; установите самый нижний предел громкости, когда еще можно понимать, что говорят. Слабая интенсивность звука заставит вас сосредоточиться. Не продолжайте это упражнение свыше 3-х минут.
Упражнение (тест) 8
Вот такое же упражнение со списком из 20 слов:
Кастрюля, Стул, Барабан, Парусник, Мыло, Банан, Ковер, Буква, Автомобиль, Река, Пробка, Орудие, Сандалия, Булавка, Сумка, Перо, Картина, Ваза, Веревка, Медаль.
Прочитайте этот список и изучите его в течение полутора минут. Попытайтесь произнести слова по порядку. В случае ошибок пересчитайте все слова, которые удалось запомнить точно.
Если вы запомнили от 18 до 20 слов, великолепно; от 15 до 17 - это еще хорошо; от 10 до 14 - средне; если меньше 10 - это доказывает, что вы не умеете пользоваться вашей памятью. В любом случае будьте уверены, что мы вам покажем дальше необычный способ для запоминания такого листа по порядку - это способ изобразительных ассоциаций.
Занесите в клетку ваш результат: / /.
Вы сможете его сравнить с тем, что у вас будет впоследствии.
Упражнение 9
Теперь очень простое упражнение на синтез. Оно заключается в описании того, чем занят был ваш вчерашний день по минутам, с тем чтобы иметь полную картину вашего дня. Если у вас появится "провал" в памяти, займитесь чем-нибудь другим, а через четверть или полчаса попытайтесь вспомнить еще раз.
Упражнение (тест) 10
Читайте в течение 2 минут список слов, приведенных ниже с целью запомнить максимальное количество этих слов: шляпа, телефон, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол(письменный) , дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвертка, крючок (рыболовный), кот, книга, фара, рис.
Попытайтесь написать эти слова в той последовательности, как они даны в упражнении. Вам этого сделать не удастся. Тогда попытайтесь запомнить, по возможности, большее количество слов из этого списка. Вы отметите, что многие слова вы не записали, просто вы использовали для запоминания негодный способ.
Пример фраз самовнушения для развития памяти:
-я чувствую, как моя память улучшается;
-я чувствую, что могу все больше и больше доверять моей памяти.
Фразы для достижения более конкретных результатов:
-я запоминаю все лучше и лучше то, что читаю;
-моя память на имена улучшается с каждым днем.
Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ
е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
ДАРРИСВАТЕНОРРА
з) ЛАЙОНОСАНДЕРА
и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ
м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН
н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ
МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН
о) ОСТИМАРЕ
Предварительный просмотр:
Рекомендации по подготовке к экзаменам.
Память. Приемы организации запоминаемого материала
Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом, такие как:
- Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).
- Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).
- План — совокупность опорных пунктов.
- Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
- Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.
- Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
- Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.
- Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.
Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)
1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты и т. п.), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.
2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:
1-й день —2 повторения;
2-й день — 1 повторение;
3-й день — без повторений;
4-й день — 1 повторение;
5-й день — без повторений;
6-й день — без повторений;
7-й день — 1 повторение.
3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.
Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.
Метод ключевых слов.
Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза.
Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из них выделяется минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.
Комплексный учебный метод
Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повторений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный метод.
При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.
«Зубрежка»
Бывает так, что какой-то материал ну совершенно «не идет». В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.
Какова процедура «зазубривания»?
- повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить
- повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды
- повтори, выждав 10 минут (для запечатления)
- для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа
- повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти)
Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания.
Цель занятия: познакомить учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации; отработать приемы самообладания, необходимые учащихся в ходе сдачи экзамена.
Введение: выпускной класс очень ответственный, фактически это переломный момент в Вашей жизни. Конечно же, экзамены, которые ждут Вас всех, требуют много сил при подготовке. Экзамены – это серьезное испытание, которое заставляет человека мобилизовать все свои силы. На этом занятии мы разберем приемы волевой мобилизации, которые Вы можете применять при подготовке к экзаменам, даже если Вам кажется, что у Вас нет личностных качеств, позволяющих Вам быть волевым и целеустремленным. Эти приемы позволят Вам включиться в работу, настроится на подготовку к экзаменам. Даже если Вам не хочется готовиться, Вы сможете после выполнения упражнений по мобилизации преодолеть существующее у Вас нежелание.
Применяя регулярно эти упражнения, Вы увидите, как изменится Ваш учебный настрой.
Упражнение 1. «Часы» (10 мин.)
Цель: тренировка внимания и рабочего самочувствия.
Рекомендации ведущему: в этом упражнении заняты 13 учащихся — 12 «часов» и 1 «диспетчер».
Инструкция учащимся: Встаньте широким кругом, рассчитайтесь по порядку номеров слева направо, от единицы до двенадцати. Диспетчер — посредине круга.
Если бы это был циферблат больших часов, а каждый из вас — определенным «звучащим» часом, — как можно было бы отбить на этих часах время? Сейчас ровно 11 часов. Цифра 11, ударьте в ладоши, затем цифра 12 — спойте «бам-мм!» Так и расположены стрелки в это время — одна - на одиннадцати, другая - на двенадцати. Сначала озвучивается показание маленькой стрелки (хлопок), показание большой стрелки при «озвучивании» часов должно быть вторым (звук колокола).
Далее «диспетчер» называет различные варианты показанный часов, темп игры ускоряется.
«Эксперимент» (20 мин.)
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Рекомендации ведущему: каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным на первый взгляд набором букв, и дается задание прочитать текст.
Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ
нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОгБеГ УщиХ ног
«Волевое дыхание» (5 мин.)
Рекомендации ведущему: Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, вдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.
После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.
Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.
«Возбуждающее дыхание» (5 мин.)
Рекомендации ведущему: Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом.
После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыв рот, опуская руки через стороны вниз, сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой и резко вытолкните из легких остаток воздуха. При выдохе издайте гортанный звук. Вдох и выдох производите замедленно.
Трехкратное повторение этого упражнения позволяет мобилизовать силы и активизировать деятельность.
«Приятно вспомнить» (5 мин.)
Рекомендации ведущему: Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!»
«Контраст» (20 мин.)
Цель: продемонстрировать учащимся ощущение мышечного расслабления.
Инструкция учащимся: Сядьте поудобнее. Сожмите правую руку в кулак. Сжимайте крепче, почти с максимальным усилием! Через 10 - 12 секунд свободно бросьте руку на бедро, закройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в кисти и правом предплечье. Сконцентрируйтесь на этих ощущениях в течение 3-х минут.
Повторите упражнение еще раз.
«Мысленная картина» (10 мин.)
Цель: обучение визуализации для достижения нервно-мышечного расслабления.
Инструкция учащимся:
1. Сядьте поудобнее, не напрягая мышц. Не скрещивайте руки, ноги или кисти рук. Отдыхайте, дайте вашему телу расслабиться.
2. Глубоко вдохните, втягивая воздух постепенно через рот, пока легкие не наполнятся.
3. Выдохните плавно, тоже через нос, пока полностью не освободите легкие. Попробуйте делать это ритмично. Не сжимайте и не выдыхайте все разом.
4. Начните новый цикл, прислушайтесь к своему дыханию, к тому, как ваши легкие раздуваются и затем плавно выпускайте воздух. Ваше дыхание похоже на движение волн, мягко набегающих на берег (выдох) и снова откатывающихся назад (вдох). Зримо воображайте в уме волны, их плеск и вкус морской воды, легкое дуновение бриза; лес,духовение ветерка; поляну и армат цветов и трав.
Памятка для выпускников
Как вести себя во время сдачи экзамена в форме ЕГЭ.
Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе – они доступны для тебя!
- Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!!!
- Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом ( опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и т.п.).
Итак, позади период подготовки. Не пожалей 2-3 минуты на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!
- Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
- Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
- Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
- Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
- Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
- Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы.
- Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах, а не на всех пяти - семи (что гораздо труднее).
- Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким (доступным для тебя) заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
- Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность
- Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
- Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Удачи тебе!
Помни:
– ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ и ГИА руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;
- ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение 3-х дней после объявления результата экзамена.