Для педагогов
Рекомендации педагогам по работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_pedagogam_v_rabote_s.doc | 46.5 КБ |
rekomendatsii_uchitelyam_po_adaptatsii_pervoklassnikov.docx | 12.97 КБ |
tipy_temperamentov_u_detey.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагогам в работе с "трудными" подростками
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидови
Особенности подросткового периода развития:
- ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
- примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
- вступает в первые романтические отношения;
- привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.
Общаясь с подростком, помните:
- беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
- в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
- лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
- диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
- в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
- старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
- умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Работая с «трудным» подростком, нужно:
- Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
- В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
- Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
- Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
- Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
- Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию
- Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться
- Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
- Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
- В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.
Типы поведения учащихся, его характеристика | Психологические причины поведения | Возможные пути педагогического воздействия | |
Поведение, направленное на привлечение внимания | Активное: отвлекает внимание учителя и класса | Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе. | Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения). Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться весь класс в пределах «разрешённой квоты»). Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение. Отвлечение ученика (смена вида деятельности). |
Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность | |||
Властолюбивое поведение | Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости | Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях | Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости ( не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение проступков. Демонстрация модели неагрессивного поведения. |
Пассивное: Тихое непослушание | |||
Мстительное поведение | Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления) | Стереотип силового разрешения конфликтов | Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся. Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах). Отсроченное обсуждение поступков. Демонстрация модели неагрессивного поведения. |
Пассивное: | |||
Поведение, направленное на избегание неудач | Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи | Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия | Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия). Предоставление возможности позитивно рассказать о себе. Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах. Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке» и др). |
Пассивное: Откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей.
|
Список используемой литературы при составлении рекомендаций:
- Казанская В.Г. Подросток трудности взросления. – СПб.: Питер, 2006.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа. – СПб.:Речь, 2007.
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителям по адаптации первоклассников:
1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребёнку здоровья (обеспечить своевременную смену видов деятельности; не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;)
2.Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации. Говорить родителям, что они всегда могут обратиться за помощью к вам, к психологу, социальному педагогу.
3.Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.
4.Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
5.Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
6.Помогать детям организовать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок. Просить повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
7.Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.
8.Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.
9. Помнить, что шестилетка – это маленький человек в зоне перехода, весь устремлённый в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.
Обсуждайте важные вопросы
В первые месяцы обучения в школе помимо выполнения специальных упражнений учителю следует не единожды обращаться к обсуждению с первоклассниками следующих вопросов:
Что изменилось в твоей жизни с момента поступления в школу?
Зачем нужно учиться? Что значит быть школьником?
Что такое правила и принципы школьной жизни?
Где в школе находятся: наш класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.?
Как себя вести на уроках и на переменах?
Как работать с учебниками?
Каким должно быть твоё рабочее место дома?
Предварительный просмотр:
Типы темпераментов у детей
Так что же такое темперамент? Это те качества, которые присущи нам от рождения. Изменить их никак нельзя, даже если очень хочется, а вот научиться с ними считаться можно и нужно.
Темперамент определяет то, как ваш ребенок общается, играет и учится, как переживает неприятности и даже как двигается! Но принадлежность к тому или иному типу темперамента —это само по себе ни хорошо, ни плохо, это не показатель нравственных и интеллектуальных качеств ребёнка. Добрым, умным, ответственным может быть человек с любым типом темперамента.
Если вы не можете с уверенностью отнести своего ребенка ни к одному из описанных ниже типов — знайте, что в чистом виде темпераменты почти не встречаются.
Какие бывают темпераменты?
Сангвиники - это дети весёлого нрава, оптимисты, шутники и балагуры. Они легко загораются, но также быстро теряют интерес к тому, что только их сильно привлекало. Дети с таким темпераментом легко вступают в контакт с незнакомыми людьми, скоро приспосабливаются к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Они добры и готовы прийти на помощь. Напряжённая работа, как физическая так и умственная, их быстро утомляет.
Холерики весьма вспыльчивы, несдержанны, но быстро остывают, если им идут навстречу.
Флегматики спокойные, их трудно вывести из себя. Но если "завёлся", то это надолго. Им трудно включиться в работу, но зато они способны долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.
Меланхолики обладает повышенной тревожностью, ранимостью. У них чаще, чем у людей других темпераментов, возникают эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страх. Они боятся незнакомых людей, экзаменов, выступлений перед публикой. Они редко вступают в конфликты. В коллективе могут стать "козлами отпущения". Они сдержаны на слова, не дают невыполнимых обещаний. В работу входят медленно, но к концу работы их работоспособность только возрастает.
Почему так важно определить темперамент вашего ребенка?
Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.
На что следует обратить внимание родителям в связи с темпераментом ребёнка?
Учтите, что холерикам и сангвиникам лучше работать небольшими "порциями", чередуя время работы с перерывами.
Меланхоликам и флегматикам больше подойдут длительные периоды работы и отдыха. Холерикам особенно рекомендуется заниматься спортом: плаванием, теннисом, легкой атлетикой. Их неуемная энергия найдет выход в достижении спортивного разряда и установлении рекордов. Таким детям нужно много жизненного пространства, поэтому следует чаще бывать с ними на природе. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, рассчитывать последствия "вспышек", прогнозировать отношение окружающих: обсуждайте с ним просмотренные фильмы, книги.
Сангвиникам также необходим подвижный образ жизни, но им не так важны результаты. Ребенку-сангвинику больше понравится спорт "для души". Очень важно научить его сосредотачиваться на выполняемом деле — например, с помощью совместных занятий: чтения книг, собирания конструктора, пазлов. С ребенком-сангвиником нужно обсуждать вопросы, связанные с его "легкомыслием" по отношению к другим людям: побуждать его задуматься о том, что испытывают окружающие, что в поведении ребенка может их обидеть или обрадовать. Сангвинику пойдут на пользу занятия в театральных кружках.
Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Подчеркивайте все, что ребенок смог сделать, отмечайте позитивные моменты даже в неудачах: "Ты не очень хорошо ответил на уроке? Все равно ты молодец, что поднял руку и встал". Если ребенок хорошо рисует, пусть вывешивает свои картины, если играет на музыкальном инструменте или поет — почаще просите его сыграть для вас. Побуждайте ребенка не таить обиды в себе, пусть рассказывает о своих чувствах, учиться находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение.
Родителям флегматика можно посоветовать больше доверять ребенку, его старательности и основательности. Помните, что золотое правило "тише едешь — дальше будешь" как нельзя более точно относится к маленькому флегматику. Хотя, конечно, иногда такого ребенка приходится "подстегивать", чтобы он не спал на ходу. Кроме того, обращайте его внимание на интересные события в окружающем мире, побуждайте заниматься делами, развивающими творческое мышление: рисованием, музыкой, шахматами. В то же время не навязывайте ему того, чему он противится.
Тест «Определяем темперамент своего ребенка»
Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа. Выберите то описание, которое более всего соответствует поведению вашего ребенка и обведите соответствующую букву.
1. Как обычно ваш ребенок реагирует на замечания родителей (воспитателей, учителей)?
А. Обещает, клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок.
Б. Злится, возмущается и в итоге поступает по-своему.
В. Спокойно признает свою вину.
Г. Обижается, легко расстраивается, плачет.
2. Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?
А. Его мгновенно охватывает азарт.
Б. Действует быстро и энергично.
В. Ведет себя спокойно и сосредоточенно.
Г. Действует нерешительно, робко.
3. Какой поведенческой линии ребенок придерживается в споре со сверстниками?
А. Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения.
Б. Горячится, раздражается, никого не хочет слушать.
В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.
Г. Ведет себя нерешительно.
4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте (например, в гостях, в кабинете у врача)?
А. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему.
Б. Быстро возбуждается, иногда (часто) нервничает.
В. Спокойно присматривается к непривычной обстановке.
Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.
Результаты теста.
Внимательно посмотрите на буквы, которые оказались отмеченными. Преобладание вариантов А указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу. Если среди ответов больше вариантов Б, вероятнее всего, ваш малыш – холерик. Если вы выбрали вариант В, то ваш ребенок флегматик, а если вариант Г, то меланхолик.