Внеурочная деятельность
Материал представляет собой программу кружка "Хочу все знать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Хочу все знать" | 32.78 КБ |
Кружок "Всезнайка" | 46.58 КБ |
Кружок "Всезнайка" для 7 класса | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Программа объединения
краеведческого направления
"Хочу все знать"
(для детей 11-15 лет)
(авторская)
Составитель:
С. Н. Стройкина, учитель географии
высшей квалификационной категории
с. Соковка 2015 г.
Пояснительная записка
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Орешек знаний тверд,
Но все же мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Девиз "Хочу все знать!"
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим значительную роль играет дополнительное образование детей, где есть возможность уделять организации исследовательской деятельности школьников достаточное время.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных способностей школьников, подготовки их к активной учебно-познавательной деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся основной школы, поскольку на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их проектно-исследовательской деятельности.
Программа “Хочу все знать!” – интеллектуальной направленности.
Цель программы – формирование навыков самостоятельной деятельности в процессе расширения кругозора обучающихся.
Задачи программы:
обучающие
- Развитие познавательного интереса к явлениям и предметам окружающей действительности.
- Приобретение знаний учащимися посредством формирования умения находить ответы на поставленные вопросы.
- Развитие мотивации к познавательной деятельности.
развивающие
- Развитие любознательности, активности, самостоятельности.
- Формирование потребности в саморазвитии.
воспитательные:
- Воспитание успешного современного школьника: высокоинтеллектуального, коммуникабельного, культурного.
- Воспитание гуманного отношения к живой и неживой природе.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.
Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ на уроках и во внеклассной работе.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Сроки реализации – 1 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Введение
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.
Экскурсия в сельскую библиотеку.
Учащиеся должны знать:
- формы и методы исследовательской деятельности;
- правила работы с источниками получения информации;
- особенности чтения научно- популярной литературы;
- особенности и приемы конспектирования.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать научно-популярную литературу;
2. Оформление исследовательских работ
Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.
Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.
Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.
Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.
Учащиеся должны знать:
- требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
- вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу.
Учащиеся должны уметь:
- оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
- логически выстраивать текстовой материал;
- обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.
3. Исследования в области экологии
Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.
Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.
Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.
Учащиеся должны знать:
- экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
- растения и животных своего края, находящихся под охраной;
- влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
- новые типы загрязнений;
- виды исследований;
- главные источники загрязнения воздуха;
- меры по предотвращению загрязнения воздуха;
- роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;
- приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
- определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;
- прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;
- осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;
- обладать навыками исследовательской деятельности;
- выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.
3. Исследовательская работа в природе
Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.
Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.
Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.
Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.
Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.
Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.
Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.
Экскурсии на местный водоем; в карьер. луг
Учащиеся должны знать:
- гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
- меры по охране вод от загрязнения;
- состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
- метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
- влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
- преобладающие виды осадков по сезонам года;
- особенности рельефа своей местности;
- свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
- процесс образования почвы.
Учащиеся должны уметь:
- проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
- определять физические и химические свойства воды;
- давать краткосрочные прогнозы погоды;
- проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
- обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
- строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
- определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
- прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.
5. Изучение своего края
Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.
Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.
Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.
Экскурсия в школьный музей.
Учащиеся должны знать:
- особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
- состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
- основные демографические характеристики населения своей местности;
- традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.
Учащиеся должны уметь:
- определять географическое положение своего населенного пункта;
- принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.
6. Мусор как фактор загрязнения природы
Мусор как экологическая проблема. Способы переработки мусора. Вторичное использование бытовых отходов. Приемы декорирования. Использование пластика как вторичного сырья.
Учащиеся должны уметь:
- изготавливать поделки из бытового мусора
- проявлять творческий подход к работе
Используемая литература.
Для учителя.
1. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983:
2. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.
Для обучающихся.
- Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И.Географический словарь.-
Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961.
- Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.
- Колтун М. Земля. – МИРОС, М., 1994.
- Новиков Ю.В. Природа и человек. – Просвещение, М., 1991.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН кружка «Хочу все знать»
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения |
1-2 | 1. Введение Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вводный инструктаж. | 2 | |
3-4 | Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования. | 2 | |
5-6 | Источники получения информации. Отбор и анализ литературы. Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы» | 2 | |
7-8 | 2. Оформление исследовательских работ Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. | 2 | |
9-10 | Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями. | 2 | |
11-12 | Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. | 2 | |
13-14 | Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. | 2 | |
15-16 | 3. Исследования в области экологии Предмет и задачи экологии. Особенности исследовательских работ в области экологии. Конкурс фоторабот «Мой край» | 2 | |
17-18 | Исследование водных объектов. Родники и реки. | 2 | |
19-20 | Обработка результатов исследования | 2 | |
21-22 | Источники загрязнения атмосферного воздуха. | 2 | |
23-24 | Практическая работа «Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта». | 2 | |
4.Изучение истории края | |||
25-26 | История заселения нашего края. Исследования в области истории края | 2 | |
27-28 | Неизвестные страницы нашего края. | 2 | |
29-32 | Консультации по исследовательским работам. | 4 | |
33-34 | История игрушек | 2 | |
35-36 | Практическая работа «Народная игрушка-матрешка» | 2 | |
37-38 | Практическая работа по изготовлению игрушек | 2 | |
39-40 41-42 | Экскурсия в школьный музей Оформление экспозиции «Игрушки» | 4 | |
| |||
43-46 | Проект «Птичья столовая» | 4 | |
47-48 49-50 | Подготовка и проведение устного журнала «Синичкины странички» | 4 | |
51-54 | Исследовательские работы о птицах | 4 | |
55-58 | Исследования снежного покрова. Опыты с чистым и грязным снегом. | 4 | |
59-60 61-62 | Птицы и животные зимой. Составление презентации «Животные и птицы нашей местности» | 4 | |
63-64 | Красная Книга Оренбургской области. | 2 | |
65-66 | Проект « Атлас – определитель травянистых растений нашего края» | 2 | |
67-68 | Биоиндикационные методы мониторинга воздушной среды | 2 | |
69-70 | Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязненности атмосферы. | 2 | |
| |||
71-72 | Бытовой мусор как экологическая проблема | 2 | |
73-80 | Изделия из бросового материала. Техника «Декупаж». Практическая работа | 8 | |
81-86 | Изделия из бросового материала. Чудеса из пластиковой бутылки | 6 | |
87-90 | Фантазии из пластиковых бутылок. Идеи для украшения школьного сада. | 4 | |
91-94 | Рукотворные чудеса. | 4 | |
95-96 | Выставка детских работ | 2 | |
| |||
97-98 | Методика исследования по теме «Гидрологические исследования на реке своего населенного пункта». | 2 | |
99-100 | Комплексное исследование реки Сок | 2 | |
101-104 | Консультация по исследовательским работам | 4 | |
105-106 | Презентация работ | 2 | |
107-108 | Конкурс рисунков и фоторабот «Весна идет» | 2 | |
109-110 | Знакомство с особенностями создания презентаций в среде PowerPoint | 2 | |
111-116 | Составление презентации «Времена года нашей местности» | 4 | |
117-118 | Первоцветы нашей местности. Экскурсия на луг | 2 | |
119-120 | Отчет по экскурсии | 2 | |
121-124 | Экскурсия к карьеру. Горные породы, их хозяйственное использование. Полевая практика по сбору образцов полезных ископаемых. Составление коллекции. | 4 | |
125-126 | Практическая работа «Наблюдение за деятельностью природных факторов и их ролью в формировании рельефа своей территории». | 2 | |
127-128 | Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта. | 2 | |
129-132 | Мероприятия по охране, озеленении , уборке территории села. | 4 | |
133-134 | Праздник «Моя малая родина» | 2 | |
135-136 | Итоговое занятие | 2 |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Северного района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Северный центр внешкольной работы»
Северного района Оренбургской области
«СОГЛАСОВАНО» директор МБОУ «Соковская ООШ» ________________ ФИО | «УТВЕРЖДАЮ» директор МБУДО «Северный ЦВР» __________ «___» ___________ 20___ г. | |
Принята на заседании педагогического совета ЦВР Протокол №____ от « » ____ 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
интеллектуальной направленности
«Всезнайка»
Стартовый
Возраст учащихся:12-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Рассмотрена на заседании методического совета МБУДО «Северный ЦВР» протокол № __ от ______2020 г. | Автор-составитель: педагог дополнительного образования Стройкина Светлана Николаевна |
Северное
2020 год
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
« Мы столько можем, сколько знаем » Френсис Бэкон
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности по разным направлениям. В связи с этим значительную роль играет дополнительное образование детей, где есть возможность уделять организации познавательной и исследовательской деятельности школьников достаточное время. Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Участие школьников в занятиях кружка «Всезнайка» открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию ,формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.
Направленность дополнительной образовательной программы – естественнонаучная, краеведческая.
Программа «Всезнайка» предполагает освоение материала на стартовом, базовом, продвинутом уровнях.
Стартовый уровень (1 четверть) предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие умственных и творческих способностей учащихся в предметной области, проектно-исследовательской деятельности, удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формирование географической и экологической культуры, мотивации личности к познанию, творчеству, труду, на организацию их свободного времени.
Базовый уровень (2-3 четверть) предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы «Всезнайка», а именно проведение развивающих занятий, углубляющих знания по географии, проектно-исследовательской работы под руководством учителя, в творческой группе на репродуктивном уровне. Реализация программы на данном уровне освоения предполагает удовлетворение познавательного интереса учащегося , расширение его информированности в естественнонаучной области, обогащение навыками общения со сверстниками.
Продвинутый уровень ( 4 четверть) предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам географии в рамках содержательно-тематического направления программы, а именно, самостоятельное планирование деятельности, целеполагание, самостоятельное выполнение творческого задания. Реализация программы на данном уровне освоения позволяет учащимся выявить свои личностные возможности и определиться в выборе профессии естественнонаучной направленности, предусматривает достижение высоких показателей образованности в соответствующей потребностям предметной области.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся по географии, развитие творческих способностей ребѐнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что исследовательская деятельность в области естествознания является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся основной школы, поскольку на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс познания опирается на занимательный материал, а тек же на краеведческий материал.
Новизна программы заключается в использовании системно-деятельностного подхода с вовлечением учащихся в проектную деятельность, способствующую переводу абстрактных знаний в личностно-значимые.
Программа адресована учащимся 12-15 лет. Этот возраст – оптимальный этап в развитии интеллектуальных особенностей личности, проектно-исследовательской культуры. В этом возрасте развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях с природой, с обществом.
Объем и сроки освоения программы
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Сроки реализации – 1 год
Формы организации образовательного процесса
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Режим занятий: по 2 занятия 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут.
- Цель и задачи программы:
Цель программы:
Развитие познавательной и исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках естественнонаучных дисциплин, формирование необходимых умений и навыков для решения олимпиадных задач различного уровня сложности; воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи программы:
обучающие
- Развитие познавательного интереса к явлениям и предметам окружающей действительности.
- Приобретение знаний учащимися посредством формирования умения находить ответы на поставленные вопросы.
- Развитие мотивации к познавательной деятельности.
развивающие
- Развитие любознательности, активности, самостоятельности.
- Формирование потребности в саморазвитии.
воспитательные:
- Воспитание успешного современного школьника: высокоинтеллектуального, коммуникабельного, культурного.
- Воспитание гуманного отношения к живой и неживой природе.
Формы и методы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение.
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В процессе учащиеся должны:
Знать:
- Вклад Великих учёных в развитие науки;
- Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
- Природные рекорды на материках и океанах;
- Особенности стран мира и народонаселения;
- Приёмы работы с источниками географической информации;
- Географическая терминология.
- Географические особенности своей местности.
Уметь:
- Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
- Проводить исследование на местности на основе накопленных фактов;
- Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
- Решать географические задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Ориентирования в потоке географической информации;
- Умения решать географические задачи
- Повышения собственной географической культуры.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- защита презентаций ,проектов; участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение.
Вводное занятие. План работы кружка.
Уникальность планеты Земля.
Удивительное разнообразие природы Земли. Уникальность объектов солнечной системы.
Природа самых удивительных водопадов мира: Анхель, Ниагарский водопад, Кивач, Игуасу.
Эти удивительные озера: Байкал, Балхаш, Титикака, Чад. Вулканы Земли: Гекла, Фудзияма, Ключевская сопка.
Пустыни. Вулканы. Ледяной мир.
Решение олимпиадных заданий.
Уникальность родного края
Ландшафты нашего края. Памятники природы Оренбуржья. Памятники природы Северного района
Исследовательские работы в области краеведения
Диковинки растительного и животного мира.
Растения, которые растут на определенных территориях земного шара. Необыкновенные животные - фауна южных и северных материков.
Путешествие по странам мира.
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира.
Учебно - тематический план
№п/п | Наименование тем | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Введение | 1 | 1 | 2 | |
2. | Уникальность планеты Земля. | 18 | 10 | 28 | |
3. | Уникальность родного края | 4 | 6 | 10 | |
Диковинки растительного и животного мира. | 2 | 2 | 4 | ||
4. | Путешествие по странам мира. | 14 | 10 | 24 | |
Итого | 33 | 35 | 68 |
Календарно- тематический план работы по программе «Всезнайка» на 2019-2020 учебный год, 68 часов
№ занятия | Наименование разделов и тем | Количест во часов | Планируемые сроки | Фактические сроки |
1-2. | Вводное занятие. | 2 | 19.09.19 | |
Раздел 1.Уникальность планеты Земля. | ||||
3-4 | Земля – планета Солнечной системы. Земная кора. Минералогия. Свойства минералов. | 2 | 26.09 | |
5-6 | В мире падающей воды. | 2 | 3.10 | |
7-8 | Водопады России. Водопад Кивач Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. | 2 | 10.10 | |
9-10 | «Своя игра» | 2 | 17.10 | |
11-12 | Решение олимпиадных заданий. Тестовый тур | 2 | 24.10. | |
13-14 | Решение олимпиадных заданий. Аналитический тур. | 2 | 7.11 | |
15-16 | Решение олимпиадных заданий Аналитический тур. | 2 | 14.11 | |
17-18 | Удивительные места России | 2 | 21.11 | |
19-20 | Эти удивительные озёра. Самые диковинные озёра | 2 | 28.11 | |
21-22 | Грозное дыхание Земли. Вулканы. Предвестники подземных бурь. Горячие источники | 2 | 5.12 | |
23-24 | В мире песка и камня. Известные пустыни мира. | 2 | 12.12. | |
25-26 | Удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги | 2 | 19.12 | |
27-28 | Проектно-исследовательские работы по изученным темам | 2 | 26.12 | |
29-30 | Практикум «Определение географических координат уникальных объектов» | 2 | 9.01.20 | |
Раздел 2. Уникальность родного края | ||||
31-32 | Ландшафты нашего края | 2 | 16.01 | |
33-34 | Памятники природы Оренбуржья | 2 | 23.01 | |
35-36 | Памятники природы Северного района | 2 | 30.01 | |
37-38 | Исследовательские работы в области краеведения | 3 | 6.02 | |
39-40 | Исследовательские работы в области краеведения | 2 | 13.02. | |
Раздел 2 Диковинки растительного и животного мира. | ||||
41-42 | Проект «Диковинки растительного мира» | 2 | 20.02 | |
43-44 | Проект «Диковинки животного мира» | 2 | 27.02 | |
Раздел 3 Путешествие по странам мира. | ||||
45-46 | Имена на карте мира | 2 | 5.03 | |
47-48 | Путешествия по странам Евразии. Большие и малые государства | 2 | 12.03 | |
49-50 | Путешествия по странам Евразии. Европа. Практикум | 2 | 19.03 | |
51-52 | Путешествия по странам Евразии. Азия Практикум | 2 | 2.04 | |
53-54 | Путешествия по странам Африки. Практикум | 2 | 9.04 | |
55-56 | Путешествия по странам Северной Америки | 2 | 16.04. | |
57-58 | Путешествия по странам Северной Америки | 2 | 23.04 | |
59-60 | Путешествия по странам Южной Америки Практикум | 2 | 30.04 | |
61-62 | Путешествия по странам Южной Америки | 2 | 7.05 | |
63-64 | Путешествия по странам Австралии и Океании. Практикум | 2 | 14.05. | |
65-66 | Необычайные памятники мира | 2 | 21.05 | |
67-68 | Итоговое занятие | 2 | 28.05 |
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Краткая характеристика содержания | Формы организации и виды деятельности |
Уникальность планеты Земля. Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах. Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов. Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. просмотр видеофрагментов, творческие и аналитические задания, просмотр/подготовка презентации, работа с иллюстративным материалом, защита индивидуальных мини-проектов, игровые упражнения и др. Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, редактирование, исследовательские и занимательные упражнения, просмотр/подготовка презентации и др. Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др. | |
Уникальность родного края Ландшафты нашего края Памятники природы Оренбуржья Памятники природы Северного района Исследовательские работы в области краеведения | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, редактирование, исследовательские и занимательные упражнения, просмотр/подготовка презентации и др. | |
Диковинки растительного и животного мира Растения, которые растут на определенных территориях земного шара. Необыкновенные животные - фауна южных и северных материков. Проекты | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, редактирование, исследовательские и занимательные упражнения, просмотр/подготовка презентации и др. | |
Путешествие по странам мира Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др. |
- Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- правила работы с источниками получения информации;
- особенности чтения научно- популярной литературы;
- особенности и приемы конспектирования.
- формы и методы исследовательской деятельности;
- требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
- вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу.
- экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
- растения и животных Земли, своего края, находящихся под охраной;
- влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
- виды исследований;
- главные источники загрязнения воздуха;
- меры по предотвращению загрязнения воздуха;
- роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.
Учащиеся должны уметь:
• анализировать научно-популярную литературу;
• уметь работать на ПК в программах Office
• оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
• логически выстраивать текстовой материал;
• обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.
Метапредметные результаты
• работать по предложенному педагогом плану;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
• учиться согласованно работать в группе.
Личностные результаты
• развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы, своего края;
• восприятие красоты окружающего мира;
• выполнение правил поведения в природе.
- Комплекс организационно-педагогических условий
Формы аттестации/контроля
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях
- защита проектов,
- решение задач поискового характера,
- активность обучающихся на занятиях и т.п;
- мониторинг.
Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проектов, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ на уроках и во внеклассной работе.
Используемая литература.
Для учителя.
1. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983:
2. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.
Для обучающихся.
- Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И.Географический словарь.-
Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961.
- Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.
- Колтун М. Земля. – МИРОС, М., 1994.
- Новиков Ю.В. Природа и человек. – Просвещение, М., 1991.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Соковская ООШ» Северного района Оренбургской области
Рассмотрено на мет.совете протокол №__ от_____ ________/ Л.П.Стройкина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР МБОУ «Соковская ООШ » _______/Л.П. Стройкина/ «_____»___________20 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Соковская ООШ » ___________/Н.Н. Камышева/ Приказ № _____________ «____»_________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Всезнайка»
для 7 класса
Составитель: Стройкина С.Н.
2019 год
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты
• развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы, своего края;
• восприятие красоты окружающего мира;
• выполнение правил поведения в природе.
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- правила работы с источниками получения информации;
- особенности чтения научно- популярной литературы;
- особенности и приемы конспектирования.
- формы и методы исследовательской деятельности;
- требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
- вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу.
- экологическое состояние природной среды в России, своем крае;
- растения и животных Земли, своего края, находящихся под охраной;
- влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;
- виды исследований;
Учащиеся должны уметь:
• анализировать научно-популярную литературу;
• уметь работать на ПК в программах Office
• оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
• логически выстраивать текстовой материал;
• обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.
Метапредметные результаты
• работать по предложенному педагогом плану;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
• учиться согласованно работать в группе.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Школьник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Введение.
Вводное занятие. План работы кружка.
Уникальность планеты Земля.
Удивительное разнообразие природы Земли. Уникальность объектов солнечной системы.
Природа самых удивительных водопадов мира: Анхель, Ниагарский водопад, Кивач, Игуасу.
Эти удивительные озера: Байкал, Балхаш, Титикака, Чад. Вулканы Земли: Гекла, Фудзияма, Ключевская сопка.
Пустыни. Вулканы. Ледяной мир.
Решение олимпиадных заданий.
Уникальность родного края
Ландшафты нашего края. Памятники природы Оренбуржья. Памятники природы Северного района
Исследовательские работы в области краеведения
Диковинки растительного и животного мира.
Растения, которые растут на определенных территориях земного шара. Необыкновенные животные - фауна южных и северных материков.
Путешествие по странам мира.
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира.
Календарно- тематический план.
№ занятия | Наименование разделов и тем | Количест во часов | Планируемые сроки | Фактические сроки |
Вводное занятие. | 1 | 19.09.19 | ||
Раздел 1.Уникальность планеты Земля. Земля – планета Солнечной системы. Земная кора. Минералогия. Свойства минералов. | 1 | 26.09 | ||
В мире падающей воды. | 1 | 3.10 | ||
Водопады России. Водопад Кивач Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. | 1 | 10.10 | ||
«Своя игра» | 1 | 17.10 | ||
Решение олимпиадных заданий. Тестовый тур | 1 | 24.10. | ||
Решение олимпиадных заданий. Аналитический тур. | 1 | 7.11 | ||
Решение олимпиадных заданий Аналитический тур. | 1 | 14.11 | ||
Удивительные места России | 1 | 21.11 | ||
Эти удивительные озёра. Самые диковинные озёра | 1 | 28.11 | ||
Грозное дыхание Земли. Вулканы. Предвестники подземных бурь. Горячие источники | 1 | 5.12 | ||
В мире песка и камня. Известные пустыни мира. | 1 | 12.12. | ||
Удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги | 1 | 19.12 | ||
Проектно-исследовательские работы по изученным темам | 1 | 26.12 | ||
Практикум «Определение географических координат уникальных объектов» | 1 | 9.01.20 | ||
Раздел 2. Уникальность родного края Ландшафты нашего края | 1 | 16.01 | ||
Памятники природы Оренбуржья | 1 | 23.01 | ||
Памятники природы Северного района | 1 | 30.01 | ||
Исследовательские работы в области краеведения | 1 | 6.02 | ||
Исследовательские работы в области краеведения | 1 | 13.02. | ||
Раздел 3 Диковинки растительного и животного мира. Проект «Диковинки растительного мира» | 1 | 20.02 | ||
Проект «Диковинки животного мира» | 1 | 27.02 | ||
Раздел 3 Путешествие по странам мира. Имена на карте мира | 1 | 5.03 | ||
Путешествия по странам Евразии. Большие и малые государства | 1 | 12.03 | ||
Путешествия по странам Евразии. Европа. Практикум | 1 | 19.03 | ||
Путешествия по странам Евразии. Азия Практикум | 1 | 2.04 | ||
Путешествия по странам Африки. Практикум | 1 | 9.04 | ||
Путешествия по странам Северной Америки | 1 | 16.04. | ||
Путешествия по странам Северной Америки | 1 | 23.04 | ||
Путешествия по странам Южной Америки Практикум | 1 | 30.04 | ||
Путешествия по странам Южной Америки | 1 | 7.05 | ||
Путешествия по странам Австралии и Океании. Практикум | 1 | 14.05. | ||
Необычайные памятники мира | 1 | 21.05 | ||
Итоговое занятие | 1 | 28.05 |
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Краткая характеристика содержания | Формы организации и виды деятельности |
Уникальность планеты Земля. Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах. Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов. Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. просмотр видеофрагментов, творческие и аналитические задания, просмотр/подготовка презентации, работа с иллюстративным материалом, защита индивидуальных мини-проектов, игровые упражнения и др. Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, редактирование, исследовательские и занимательные упражнения, просмотр/подготовка презентации и др. Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др. | |
Уникальность родного края Ландшафты нашего края Памятники природы Оренбуржья Памятники природы Северного района Исследовательские работы в области краеведения | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, редактирование, исследовательские и занимательные упражнения, просмотр/подготовка презентации и др. | |
Диковинки растительного и животного мира Растения, которые растут на определенных территориях земного шара. Необыкновенные животные - фауна южных и северных материков. Проекты | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, редактирование, исследовательские и занимательные упражнения, просмотр/подготовка презентации и др. | |
Путешествие по странам мира Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др. |