Анализ воспитательной работы
Подробный анализ воспитательной работы по классу за 2012/2013 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_vospitatelnoy_raboty_za_3_klass_-_kopiya.docx | 0 байтов |
kak_pomoch_rebenku_v_vypolnenii_d.z.doc | 64.5 КБ |
plan_raboty_shmo_uchiteley_nachalnyh_klassov_na_2013_-14_uch._god_1.docx | 26.31 КБ |
klassnyy_chas_o_pravah_i_obyazannostyah_rebyonka.docx | 22.33 КБ |
viktorina.docx | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка родительского собрания.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Шерстобитова Н.Н.
МКОУ Шатуновская СОШ
«Как помочь ребёнку в учёбе»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
Задачи:
- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;
- определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку;
- выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.
Методики использования материала: анкетирование, диалог, индивидуальные беседы.
Механизм использования разработки
Разработка реализуется в соответствии со следующими мероприятиями:
- Проводится предварительное микроисследование: а) анкетирование учащихся «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам», позволяющее выявить некоторые причины снижения успеваемости; б) анкетирование «Ребёнок – родитель».
- На собрании с родителями проводится анкетирование «Ребёнок – родитель». Результаты позволят родителям определить степень внимания, которое они уделяют своему ребёнку.
- Решение педагогических ситуаций стимулирует вовлечение родителей в диалог, призывает к поиску совместных путей решения проблемы.
- Индивидуальная работа с родителями.
- Советы классного руководителя по данной проблеме логически завершают совместную работу.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация в формате ppt, бланки анкеты для родителей.
Ход собрания
I. Организационный момент
II. Выступление классного руководителя
Слайд 2
В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.
Как сделать так, чтобы учение стало желаннным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?
Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе в обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?
Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.
Слайд 3
Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнание материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.
Слайд 4.
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.
Слайд 5.
Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.
Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.
Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.
Слайд 6.
Среди них могут быть следующие:
- Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.
- Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.
- Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.
- Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.
III. Анализ анкет учащихся проводится с целью выявить некоторые причины снижения успеваемости. Анкетирование «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам» (см. Приложение 1) проводится с учащимися накануне собрания.
IV. Анкетирование родителей и беседа по результатам анкет «Родитель – ребёнок».
Цель: сопоставив свой результат анкеты и результат ребёнка, каждый родитель сможет выяснить для себя, достаточно ли он уделяет внимания своему ребёнку (см. Приложение 2, приложение 3).
Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных результатов. Скорее всего будут такие родители, которые неожиданно для себя выяснят, что необходимо пересмотреть отношения с детьми.
Классный руководитель. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.
Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.
Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.
Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.
V. Решение педагогических ситуаций.
Слайд 7
Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?
Слайд 8.
Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?
Слайд 9.
Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь. Как помочь ребенку?
VI. Советы по решаемой проблеме.
Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий (слайды 10-17).
Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.
VII. Индивидуальные вопросы классному руководителю.
VIII. Решение родительского собрания.
- Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.
- Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.
Список использованной литературы
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., «Педагогика», 1989.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М., «Просвещение», 1991.
- Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина: в 2-х т.-М.; «ВЛАДОС», 1999.
- Афоризмы об образовании, учении и науке http://www.wisdoms.ru/179.html
риложение 1.
Анкета «Изучение мотивации и отношения к учебным предметам»
- Утром я просыпаюсь с мыслью:
А) «Ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»
Б) «Сегодня можно не присутствовать на истории (математике, литературе…)»
В) «Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по истории (математике, литературе…)»
2. Я прихожу в школу, чтобы…
А) узнать что-то новое;
Б) заниматься такими интересными предметами, как ______
В) встретиться с такими хорошими учителями, как _______
Г) пообщаться с дузьями;
Д) весело провести время;
Е) не огорчать родителей.
3. Домашнее задание я делаю так:
А) совершенно самостоятельно;
Б) обращаюсь за помощью ко взрослым;
В) под контролем родителей;
Г) от случая к случаю;
Д) не делаю никогда.
4. Для того, чтобы хорошо учиться, нужно:
А) иметь интерес к предмету;
Б) иметь способность к предмету;
В) хорошо работать на уроке;
Г) иметь хорошие отношения с педагогом;
Д) уметь списывать.
5. Когда я получаю плохую отметку, то…
А) стараюсь тут же её исправить;
Б) стараюсь исправить на следующем уроке;
В) стараюсь исправить в ближайшее время;
Г) ничего не пытаюсь исправить.
6. Какова причина получения неудовлетворительных оценок?
А) лень;
Б) отвлекают друзья, телевизор;
В) не хватает времени;
Г) не понимаю предмет.
7. В чём причины нехватки времени?
А) долго гуляю;
Б) занимаюсь в спортивной секции, кружке;
В) не умею планировать время;
Г) долго смотрю телевизор;
Д) медленно делаю уроки.
Приложение 2
Анкета «Ребёнок – родитель» (для учеников)
Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
- Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли по своим личным делам?
- Интересуются ли родители вашей учёбой, проблемами по отдельным предметам, а также тем, как складываются ваши взаимоотношения с одноклассниками?
- Знают ли родители ваших друзей?
- Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?
- Всегда ли ваши родители проверяют, как вы приготовили уроки?
- Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?
- Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?
- Всегда ли у вас возникает желание проводить свои праздники без взрослых?
- Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты?
- Обсуждаются ли в семье с вамим участием телевизионные передачи, фильмы?
- Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театре, музеях, ?
- Совершаете ли вместе с родителями прогулки, ходите ли в походы?
- Нравится ли вам проводить отпускное время вместе с родителями?
Во всех вопросах (кроме 9) за каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов; в вопросе 9 за ответ «да» - 0 баллов, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 2 балла.
Приложение 3
Анкета «Ребёнок – родитель» (для родителей)
Допустимые ответы: да, нет, иногда, отчасти
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по своим личным делам?
- Интересуются ли родители вашей работой?
- Знаете ли вы друзей ваших детей?
- Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
- Проверяте ли вы, как они готовят домашнее задание?
- Есть ли у вас с ними общие занятия, увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
- Хотят ли ребята, чтобы вы были с ними в их праздники или препочитают проводить время без взрослых?
- Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
- Обсуждаете ли вы в семье участием детей телевизионные передачи, фильмы?
- Бываете ли вы вместе с детьми в кино, театре, музеях, на концертах?
- Совершаете ли вместе с родителями прогулки, ходите ли в походы?
- стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?
За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов
Необходимо сложить результаты, полученные в ходе анкетирования детей и родителей.
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.
Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Предварительный просмотр:
План работы ШМО учителей начальных классов
МКОУ Шатуновской СОШ «ПОИСК»
на 2013-2014 уч. год.
Методическая тема: «Переход на новые образовательные стандарты».
Приоритетные направления работы:
1. Апробация современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС второго поколения.
2. Формирование ключевых компетенций школьников.
3. Использование здоровьесберегающих технологий.
Цель методической работы:
Формирование профессиональной компетентности в сочетании с профессиональной мобильностью педагогов ШМО в соответствии с образовательными стандартами второго поколения.
Основные задачи работы МО:
1.Знакомить педагогов с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями и методиками, требованиями стандартов второго поколения.
2.Проводить на уроках апробацию новых педагогических технологий и методик, обобщать передовой опыт учителей.
3.Организовать систему методической работы с педагогами с целью развития педагогического творчества и самореализации инициативы педагогических кадров.
4.Совершенствовать систему знаний с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению.
5.Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.
Основные направления | Содержание работы | Ответственные |
Заседание №1 август 1. Анализ итогов (ЕМТ) учащихся 4 кл. за 2012-2013 учебный год 2. Обсуждение плана работы ШМО на 2013-2014 учебный год. 3.Определение приоритетных направлений деятельности ШМО. Утверждение методической проблемы ШМО на 2013-2014 учебный год. 4.Обсуждение рабочих учебных программ по предметам (с требованиями ФГОС и ГОС) и внеурочной деятельности (1,2 классы). 5. Обсуждение «Положения о контрольно – оценочной деятельности в 1 – 4 классах» 6.Обсуждение Положения о единых требованиях к проверке тетрадей и оформлению письменных работ в школе I ступени 7.Распределение обязанностей между членами ШМО | Корректировка и утверждение плана работы ШМО на 2013– 2014 учебный год: приоритетные направления, задачи, методическая проблема. Разработка необходимой документации.
Обсуждение и принятие рабочих программ. Обсуждение и принятие Положения о контрольно – оценочной деятельности в 1 – 4 классах Обсуждение и принятие Положения о единых требованиях к проверке тетрадей и оформлению письменных работ в школе I ступени Оказание помощи молодым специалистам в составлении календарно-тематического и поурочного планирования. | Зам. дир. Киржаева Т. С,
Рук-ль ШМО Шерстобитова Н.Н.
Учителя нач.кл.
Зам. дир. Киржаева Т. С. и учителя нач. классов учителя начальных классов |
Заседание №2 сентябрь 1.Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. 2.Единый орфографический режим школы (заполнение журналов, дневников, личных дел). 3.Организации исследовательской проектной деятельности обучающихся.
4. Составление личных творческих планов учителей по самообразованию.
5. Подготовка к школьному этапу предметной олимпиады. 3. Обсуждение рабочих программ кружковой работы. | Содержание гигиенических требований СанПин-а
Содержание требований к оформлению школьной документации и единому орфографическому режиму в начальной школе Обсуждение плана организации исследовательской проектной деятельности обучающихся Обсуждение тематики самообразования учителей
Обсуждение расписания проведения школьного этапа предметной олимпиады, плана ее организации Утверждение рабочих программ по предметным кружкам | Зам. дир. Киржаева Т. С.,
Зам. дир. Киржаева Т.С,
Учителя нач.кл.
Шерстобитова Н. Н. Зам. дир. Киржаева Т. С., |
Заседание №3 октябрь 1.Личноcтно-ориентированный подход и инструментарий учителя в работе с одаренными детьми. 2.Составление плана работы с одарёнными детьми.
3. Роль внеурочной деятельности учащихся в развитии творческих способностей ребенка. 5. Проведение предметной недели по математике. Работа с учащимися с повышенной мотивацией к учению, проведение предметной олимпиады по математике в начальных классах. | Выявление обучающихся с повышенной мотивацией к учебе и составление их списка
Утверждение плана работы с одаренными обучающимися и с повышенной мотивацией к учебе Обмен опытом учителей начальных классов | Рук-ль ШМО Шерстобитова Н.Н.
Хвоина Т.Н, Лазутина К. И., Снегирев А. В. Хвоина Т. Н. ( 3 неделя) |
Заседание №4 Ноябрь «Проектирование современного урока в рамках требований ФГОС второго поколения».
2. Проведение предметной недели по окружающему миру. Подготовка к участию во Всероссийских заочных интернет конкурсах 3. Работа с учащимися с повышенной мотивацией к учению, проведение предметной олимпиады по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру в начальных классах. 4.Подготовка учащихся к районной предметной олимпиаде, оформление заявок на участие. | Анализ результатов стартовых контрольных работ, подведение итогов 1-ой четверти Анализ проведения предметной недели Составление списков участник во Всероссийских заочных интернет конкурсах Анализ проведения предметных олимпиад в начальных классах, работа с учащимися с повышенной мотивацией к учению.
Содержание работы с детьми одаренными и повышенной мотивацией к учебе . | Хвоина Т. Н., Лазутина К.И., Снегирева Л. В. Хвоина Т. Н. Шерстобитова Н. Н. (2 неделя) Учителя нач.кл. Зам. дир. Киржаева Т.С, Шерстобитова Н.Н. |
Заседание №5 декабрь 1. Универсальные учебные действия (УДД) – формирование средствами УМК «Школа России» 2. Формирование УУД средствами предметов УМК «Ритм». 3.Проведение предметной недели по «Русскому языку». | Изучение основных требований к проведению современного урока, его отличий от традиционного. Изучение и распространение передового педагогического опыта Анализ проведения предметной недели. Подбор заданий, тестов, викторин. Обзор методической литературы по данному вопросу | Снегирева Л. В. Хвоина Т. Н. Шерстобитова Н. Н. Лазутина К. И. (1 неделя) |
Заседание №6 январь 1.Круглый стол: «Роль новых технологий в формировании личности младшего школьника». 2.Выполнение учебных программ за первое полугодие. 3.Подготовка к XVII школьной НПК обучающихся. | Изучение новинок литературы и методических находок по данному вопросу.
Анализ выполнения учебных программ за первое полугодие. Составление списков обучающихся -участников НПК. | Учителя начальных классов |
Заседание №7 февраль 1.Формирование здорового образа жизни ребенка в рамках требований ФГОС второго 2. Подготовка к участию во всероссийских заочных олимпиадах | Изучение и распространение передового педагогического опыта. Составление списков участников во всероссийских заочных олимпиадах | Шерстобитова Н.Н. , Снегирев А. В. Учителя начальных классов |
Заседание №8 март 1.Подготовка обучающихся к районной НПК. 2.Создание условий для развития и поддержки высокой мотивации учебной деятельности школьников на уроках. 3. Подготовка к участию в международной игре-конкурсе по математике «Кенгуру». 4.Работа ШМО по профессиональному росту педагога | Составление списков участников в районной НПК. Взаимопосещение уроков в рамках работы над методической темой объединения учителей начальных классов и школы. Анализ участия в международной игре-конкурсе по математике «Кенгуру». Мониторинг педагогической активности членов ШМО. | Учителя 2-4кл.
Учителя нач.кл.
Шерстобитова Н.Н..
Шерстобитова Н.Н. |
Заседание №9 апрель 1.Формирование духовно – нравственного ребенка в рамках требований ФГОС второго поколения. 2.Самоанализ деятельности учителя и его урока. 3. Подготовка к участию во всероссийских заочных конкурсах 4. Проведение предметной недели по литературному чтению | Взаимопосещение и анализ уроков.
Составление списков участников во всероссийских заочных конкурсах» | Учителя нач.кл
Шерстобитова Н.Н. Снегирева Л. В. (3 неделя) |
Заседание №10 май 1.Анализ работы ШМО за прошедший 2013-2014 уч.год: -итоги инновационной деятельности учителей МО; -мониторинг качества знаний и общей успеваемости учащихся; -сравнительный анализ деятельности педагогов по разным направлениям и годам; -оформление табличного портфолио учителя. 2.Планирование работы ШМО на следующий год. 3.Обобщение опыта работы учителей-новаторов по темам самообразования. | Творческие отчеты учителей по темам самообразования. Отчеты учителей по успеваемости учащихся за учебный год. Анализ итоговых контрольных работ по предметам. Сравнительный анализ проверки техники чтения. Проведение мониторингов успеваемости. Организация летнего отдыха младших школьников. Организация и проведение торжественной линейки в начальных классах «Прощай, начальная школа!»- 4 кл. | Учителя начальных классов Шерстобитова Н.Н. |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РЕБЁНКА « Лучше знать, чем догадываться» Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации Ход классного часа Вводная беседа Учитель. Скажите, есть такой закон "О правах ребёнка”?, Ученик 1: Обязанности и права, ты должен знать Учитель. Как защитить свои вам права? Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но … – Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.) – Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя. А теперь некоторые цифры нашего времени:
У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего. 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав. Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции. Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: "А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком? (На доске пишется 4 варианта ответов:
Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства. Попробуем разобраться, какие же права вы имеете. Ученик 2. Мальчишки и девчонки, Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка. Ученик 4. Имею я право нормально питаться, Ученик 5. Дети имеют право свободно выражать своё мнение. Ученик 6. К ребёнку нельзя относиться небрежно, Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование. Ученик 8. Терпимость и дружба – Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии. Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях. Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования. А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым. Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? ( ответы детей) Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности. – Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и "Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: "я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых. Заключение Учитель. Подведём итоги. Вопросы:
Музыкальная викторина: "Скажи, о каком праве говорится в песне?”
Учитель. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта. Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице. |
Предварительный просмотр:
Викторина.
“Про зелёные леса и лесные чудеса”.
Для учащихся 1-4 класса.
- Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)
- Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа – цветёт летом)
- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
- Назовите самого прожорливого хищника планеты? (Стрекоза, т.к. за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
- Какие птицы весной бормочут “Куплю балахон, продам шубу”? (Косачи, тетерева – самцы, слова подобны в подражание его песни – бормотанию)
- Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (Птичьи гнёзда хорошо видны)
- Зрячие или слепые рождаются зайчата? (Зрячие)
- Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
- У какого зверя каждый день растут зубы? (У всех грызунов)
- Есть ли у комаров зубы? (Есть – 22)
- Какому животному поставлено 2 памятника? (Лягушке)
- Водятся ли в наших лесах носороги? (Да, жук-носорог)
- Какой зверь бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха)
- Трава от 99 болезней? (Зверобой)
- Разноцветные грибы? (Сыроежки)
- Дерево – символ нашей Родины? (Берёза)
- Как называется гнездо белки? (Гайно)
- Какие детёныши рождаются “голыми”, а уже через несколько часов имеют покров? (Ежата)
- Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, моль)
- Какие растения являются хищниками для насекомых? (Росянка)
- Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)