родительское собрание
Предварительный просмотр:
Развитие подростка
Цель собрания – ознакомить родителей с особенностями поведения учащихся в период полового воспитания, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.
Эпиграф
Структура личности подростка…
В ней нет ничего устойчивого,
Окончательного и подвижного.
В ней всё – переход, всё течёт.
Л.С.Выготский.
Развитие подростка - начало поиска своего «я», себя; период «брожения» психики, за которым возникает период достаточной уверенности и равновесия; это время проблем между родителями и детьми.
Любовь------доверие-----понимание-------поддержка (только в таком ракурсе должны складываться взаимоотношения между родителями и детьми).
Физическое здоровье ребёнка – основа его успехов в учении. Состояние физического здоровья и темпы полового созревания влияют на личностное развитие учащихся. Чем раньше начнётся процесс полового созревания, тем легче он протекает:
При начале созревания в 12 лет созревание длится 2 года,
в 13-13,5 лет – 3-3,5 года,
в 15 лет – 5-6 лет.
Эти различия в темпах – причина многих переживаний. Последние 60-80 лет основными проблемами стали акселерация (ускоренное развитие подростков) и ретардация (замедленное созревание).
В школьные годы акселераты – лидеры в классах; к 30 годам это крепкие, социально приспособленные люди, но зависимые от мнения окружающих, приземлённые люди. Ретарданты – сначала обидчивые, стремятся привлечь внимание, замкнутые, но к 30 годам это люди с более прочным душевным ядром, высокими принципами.
За что ведут борьбу подростки:
1). За то, чтобы перестать быть ребёнком;
2). За прекращение посягательства на его физическое начало, за неприкосновенность;
3). За утверждение среди сверстников;
4). Против ироничных замечаний по поводу его взрослости.
Правила для родителей:
-помочь найти компромисс души и тела:
-замечания делать в доброжелательной форме;
-ознакомить ребёнка с устройством и функционированием его тела;
-пока развивается тело, болит и ждёт помощи душа ребёнка.
Подростковая психика – период «гормональной дури», высвобождение от влияния, высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками.
Возрастают требования к интеллекту и больше учителя и родители апеллируют к разуму и логике, чем к чувствам. Подростки способны мыслить логически, проводить самоанализ, теоретические рассуждения, способны к дедукции и индукции; их знания об окружающем мире углубляются. Игры уходят на второй план, а на первом остаются учение, общение и труд. Совершенствуется самоконтроль деятельности, но часто отсутствует способность к предварительному планированию деятельности. Замедляется механическая память, так как растёт объём учебной информации, но развивается логическая память (поэтому дети могут жаловаться на проблемы с памятью). Школьники должны не механически заучивать, а понимать смысл и логику материала.
Активно развивается чтение, монологическая и письменная речь (от письменного изложения до самостоятельного сочинения). Развиваются коммуникативные способности. Школьники стремятся получить высокую оценку со стороны. Особенность данного возраста – стремление к самообразованию. Главные мотивы – самопознание (я – идеальное и я – реальное), самовыражение ( в разных формах) и самоутверждение.
Стремление «быть взрослым» состоит также и в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подросток больше внимания уделяет собственным недостаткам. У него проявляется дифференцированное отношение к учителям, новые критерии оценки личности и деятельности. Подростки начинают ценить эрудицию и для них очень характерно чувство справедливости, они склонны к спорам и конфликтам, их поведение непредсказуемо, они порой вынуждают родителей на крайние меры – от слишком жёстких границ поведения до предоставления им полной свободы с тем, чтобы избежать конфликтов. Подростки на пути к собственной независимости нуждаются в установлении границ и норм поведения, и решение об их установлении должно приниматься совместно. Подростки нуждаются в родительской любви, поддержке и одобрении.
Отрочество – время становления индивидуальности.
И в заключении памятка для родителей:
А). Самостоятельность ребёнка - в ней не надо видеть угрозу лишиться его;
Б). Ребёнку нужна не столько самостоятельность, сколько право на неё;
В). Хотите, чтобы ребёнок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам этого захотел;
Г). Любовь и сексуальность для подростка – вещи взаимоисключающиеся;
Д). В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках.
Возможно сначала провести на классном часе анкету с учащимися о взаимоотношениях подростков и родителей, а затем на собрании - подобное с родителями, а результаты сравнить. Родители всегда с интересом относятся к подобному предложению, и задумываются над ответами своих детей.