Мой блог
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
Какой он, современный учитель? Наверное, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Мне кажется, что это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить.
Я считаю, что современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakim_dolzhen_byt_sovremennyy_pedagog.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Каким должен быть современный педагог? Профессиональный стандарт учителя информатики
Существует такая легенда: «Тысячи лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть? » Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Какой он, современный учитель? Наверное, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Мне кажется, что это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить.
Я считаю, что современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью и саморазвитием. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это постоянный источник для безграничного творчества.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФот 18.10.2013 N 544н утвержден Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. В Части А Приложения №3 к стандарту особо прописан Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.
Прошло около двадцати лет с тех пор, как информатика и информационные технологии стали в нашем школьном образовании самостоятельной предметной областью, обособившись от математики. Это весьма знаменательный факт, поскольку в сознании учащихся (и, возможно, многих учителей) информатика перестала восприниматься как некая разновидность математики. Отделение, тем не менее, вовсе не означает, что информатика утратила свои математические корни. Как выпускник педагогического ВУЗа с двумя специальностями: математика и информатика, в своей педагогической практике я постоянно совмещаю и связываю эти две дисциплины.
Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Кроме того, учитель информатики, ведущий внеурочную деятельность в начальной школе, должен соответствовать и стандарту учителя начальной школы. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.
Предпосылками работы учителя информатики являются: соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования и наличие высшего образования, соответствующего специальности.
Я стараюсь соответствовать профессиональному стандарту педагога и постоянно работаю над совершенствованием своих профессиональных компетенций.
Согласно Стандарту, педагог должен:
- демонстрировать знание предмета и программы обучения,
- уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность,
- владеть формами и методами обучения,
- использовать специальные подходы к обучению, для включения в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.,
- уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
- владеть ИКТ-компетенциями
Как классный руководитель педагог должен:
- владеть формами и методами воспитательной работы,
- эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды,
- эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность,
- ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, постоянно искать педагогические пути их достижения,
- устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации,
- уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их,
- уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка,
- уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях,
- поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
Не мене важной частью стандарта считаю личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:
- готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья,
- способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами,
- готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума,
- умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка,
- умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают,
- знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся,
- умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе,
- умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях,
- знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
В части предметной компетентности учителя математики и информатики, учитель должен:
- Уметь решать задачи элементарной математики и информатики соответствующей ступени образования, задачи олимпиад,
- Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне, который может устанавливаться в зависимости от аттестационной категории учителя (приближение ближайшего периода для высшей аттестационной категории – решение случайно выбираемых заданий из открытого банка девятого класса на уровне не хуже 90% выпускников, из открытого банка одиннадцатого класса – на уровне не хуже 80% выпускников, для учителя начальной школы – из открытого банка для четвертого класса – не хуже 95% выпускников).
Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру.
Учитель должен:
- Уметь совместно с учащимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах,
- Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь выполнять задания этих предметов, где существенным является математическое содержание, выполнять совместные межпредметные проекты,
- Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические электронные таблицы),
- Формировать материальную и информационную образовательную среду, содействующую развитию математических способностей каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики. Использовать в своей работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, помогать детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.
- Содействовать подготовке учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.
- Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.