Мой блог

Распопова Светлана Владимировна

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

 

Какой он, современный учитель? Наверное, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Мне кажется, что это  человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить.

Я считаю, что современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakim_dolzhen_byt_sovremennyy_pedagog.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Каким должен быть современный педагог? Профессиональный стандарт учителя информатики

 Существует такая легенда: «Тысячи  лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть? » Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой — послать манну небесную, третий — воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Какой он, современный учитель? Наверное, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Мне кажется, что это  человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить.

Я считаю, что современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью и саморазвитием. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это постоянный источник для безграничного творчества.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФот 18.10.2013 N 544н утвержден Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. В Части А Приложения №3 к стандарту особо прописан Профессиональный стандарт учителя математики и информатики.

Прошло около двадцати  лет с тех пор, как информатика и информационные технологии стали в нашем школьном образовании самостоятельной предметной областью, обособившись от математики. Это весьма знаменательный факт, поскольку в сознании учащихся (и, возможно, многих учителей) информатика перестала восприниматься как некая разновидность математики. Отделение, тем не менее, вовсе не означает, что информатика утратила свои математические корни. Как выпускник педагогического ВУЗа с двумя специальностями: математика и информатика, в своей педагогической практике я постоянно совмещаю и связываю эти две дисциплины.

Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Кроме того, учитель информатики, ведущий внеурочную деятельность в начальной школе, должен соответствовать и стандарту учителя начальной школы. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.

Предпосылками  работы учителя информатики являются: соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования и наличие высшего образования, соответствующего специальности.

Я стараюсь соответствовать профессиональному стандарту педагога и постоянно работаю над совершенствованием своих профессиональных компетенций.

Согласно Стандарту, педагог должен:

  • демонстрировать знание предмета и программы обучения,
  • уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность,
  • владеть формами и методами обучения,
  • использовать специальные подходы к обучению, для включения в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.,
  • уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
  • владеть ИКТ-компетенциями

Как классный руководитель педагог должен:

  • владеть формами и методами воспитательной работы,
  • эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды,
  • эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность,
  • ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, постоянно искать педагогические пути их достижения,
  • устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации,
  • уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их,
  • уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка,
  • уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях,
  • поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Не мене важной частью стандарта считаю личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности:

  • готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья,
  • способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами,
  • готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума,
  • умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка,
  • умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают,
  • знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся,
  • умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе,
  • умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях,
  • знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

В части предметной компетентности учителя математики и информатики, учитель должен:

  • Уметь решать задачи элементарной математики и информатики соответствующей ступени образования,  задачи олимпиад,
  • Устойчиво выполнять задания открытых банков на уровне, который может устанавливаться в зависимости от аттестационной категории учителя (приближение ближайшего периода для высшей аттестационной категории – решение случайно выбираемых заданий из открытого банка девятого класса на уровне не хуже 90% выпускников, из открытого банка одиннадцатого класса – на уровне не хуже 80% выпускников, для учителя начальной школы – из открытого банка для четвертого класса – не хуже 95% выпускников).

Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру.

Учитель должен:

  • Уметь совместно с учащимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах,
  • Сотрудничать с другими преподавателями математики и информатики, с преподавателями физики, экономики, языка и др., уметь выполнять задания этих предметов, где существенным является математическое содержание, выполнять совместные межпредметные проекты,
  • Совместно с учащимися анализировать учебные и жизненные ситуации, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические электронные таблицы),
  • Формировать материальную и информационную образовательную среду, содействующую развитию математических способностей каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики. Использовать в своей работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, помогать детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.
  • Содействовать подготовке учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.
  • Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.