Раонный конкурс "Учитель года-2018"
Матерыалы к зочному этапу конкурса:
1. Эссе на тему "Учитель в изменяющемся мире"
2) Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе "Учитель в изменяющемся мире" | 35 КБ |
Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности | 53.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Учитель в изменяющемся мире»
«Папа, объясни мне, зачем нужна история» - так начинается книга знаменитого французского историка Марка Блока «Апология истории». С этим же вопросом я обратился к своему учителю истории, и Нина Михайловна Шихалёва дала мне исчерпывающий ответ. Она привила мне любовь к предмету, а также сыграла определенную роль при выборе мною жизненного пути… Я стал учителем.
Что значит быть учителем? На мой взгляд, быть учителем означает чувствовать себя ответственным за подрастающее поколение, понимать, что именно от твоей деятельности зависит то, кем станут в будущем наши дети.
Что значит быть хорошим учителем? «Нужно любить то, что преподаешь. И любить тех, кому преподаешь, и нести в себе, в своей учительской сути то, что хочешь воспитать в своих учениках», - писал выдающийся русский историк, профессор В.О. Ключевский.
Что значит быть учителем в изменяющемся мире? В современном мире перед педагогами ставится непростая государственная задача: создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить детей самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Как этого достичь? Русский писатель Л.Н. Толстой отмечал: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» Отсюда вытекает следующая мысль, что начинать нужно именно с себя, со своих качеств, личных и профессиональных.
Современный учитель должен быть, прежде всего, мастером своего дела, обладать в совершенстве комплексом знаний по своему предмету и методикой его преподавания. Учитель должен обладать эрудицией и чувством юмора. Педагог должен улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства на уроке очень неуютно. Теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест, вместо крика – юмор. Учитель понимает потребности обучающихся в хорошем образовании. Поэтому он постоянно совершенствует свое мастерство: проходит курсовую подготовку, изучает передовой опыт коллег и делится своим опытом, посещает мастер - классы и проводит открытые уроки, участвует в различных педагогических конкурсах. Не менее важным для современного педагога остаётся не только умение владеть методиками, но и применять в своей педагогической деятельности различные технологии, в частности ИКТ. Давно отмечено, что процесс овладения знаниями идет лучше, если учитель использует на своём уроке электронные образовательные ресурсы, интерактивную доску, что повышает у обучающихся интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.
Еще одним важным качеством школьного учителя, на мой взгляд, является увлеченность. Увлечённый учитель получает удовольствие от того, что он делает и как делает. А дети это сразу чувствуют. И если учитель сумел зажечь искру в своем ученике, хотя бы одном, – это признак того, что он творит не зря. Личные качества учителя неотделимы от профессиональных. Важным человеческим качеством современного учителя, на мой взгляд, является способность понимать современных детей, то есть «считаться с ними», принимать их заботы и дела. Наставник должен ориентироваться в тех сферах, которые могут интересовать его учеников в повседневной жизни. Учитель должен иметь представление о фильмах, журналах, телевизионных передачах, музыке, играх, которые интересны детям, для того чтобы вовремя скорректировать интересы, где-то оградить, направить.
Современный учитель должен помогать развиваться и своим ученикам, давать им возможность найти себе занятие по душе, найти то, что заинтересует их, и в итоге может стать призванием. И здесь педагог должен вовремя заметить и поддержать склонности своих учеников, а кому-то и помочь подобрать будущую профессию. Учитель должен понимать, что все дети разные, все они требуют особого внимания. Стоит заметить, что есть школьники, которые в силу разных причин ограничены в своих возможностях и не могут в полной мере получать знания. Задача учителя – принять их такими, какие они есть, полюбить и создать все условия для успешной социализации. Современный учитель, если он профессионал своего дела, владеет методами дифференцированного обучения, способен осуществить индивидуальный подход к каждому ученику. Он должен уметь работать со всеми учениками. Помочь или не дать погаснуть.
Учитель - это еще и психолог. Он должен выступать в роли судьи при разрешении конфликтных ситуаций, при этом давая своим ученикам возможность высказаться по поводу конфликта, предложить способ выхода из него. На мой взгляд, современный учитель должен создавать вокруг себя такое пространство, которое удобно и ему, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, с коллегами, учениками и всеми заинтересованными в процессе воспитания и образования людьми. Только совместными усилиями можно создать будущее, и только тогда оно станет новым, когда все мы посмотрим на окружающую нас действительность. А будущее - уже здесь… «Это факт. А факт – самая упрямая в мире вещь», - говорил герой моего любимого литературного произведения, Воланд.
Учитель — это не профессия, а призвание. Я разглядел в себе это призвание и не ошибся. Я – современный учитель, а это означает, что в сегодняшних реалиях нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперёд, уважая традиции, не боясь нововведений, и делать это так, чтобы тебя уважали твои ученики их родители и коллеги.
Предварительный просмотр:
Маслаков Дмитрий Сергеевич
Учитель истории и обществознания МАОУ-СОШ №141 Свердловская область г. Екатеринбург |
- Специальность: учитель истории
- Сведения об образовании:
-2011 г. Свердловский областной педагогический колледж, специальность «История», квалификация учитель истории основной общеобразовательной школы;
-2016 г. Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, специальность «Культурология», присвоена учёная степень бакалавр культурологии;
-в настоящее время обучаюсь в магистратуре Уральского государственного педагогического университета, по программе «История зарубежных стран и международных отношений».
- Дополнительное образование:
-2016 г. Уральский государственный горный университет, название программы «Менеджер образования: технологии управления образовательными организациями», присвоена квалификация – «менеджер».
- Стаж работы: 7 лет
- Квалификационная категория – первая с 2013 г.
- Общественная деятельность:
-Руководитель школьного краеведческого музея;
-председатель первичной профсоюзной организации (с 2015 г.);
- член экспертной комиссии по проверке ОГЭ по обществознанию (с 2017 г.);
-председатель жюри муниципального тура олимпиады по экономике (с 2017 г.);
-член жюри районной научного-практической конференции Фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» (с 2018 г.);
-член ГЭК при организации ЕГЭ (с 2018 г.)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего детства, юности. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории», - писал художник Виктор Васнецов. История – это великая наука. Наука, которая позволяет прикоснуться к прошлому. Наука, которая позволяет путешествовать во времени. Наконец, наука, которая позволяет размышлять – анализировать и находить ответы на некоторые «вечные вопросы» жизни.
Я, Маслаков Дмитрий Сергеевич, уже седьмой год работаю в школе учителем истории и обществознания. Семь лет я ежедневно хожу в школу и с теплотой вспоминаю человека, который помог мне определиться с будущей профессией и найти свой путь в жизни. Этот человек – мой учитель истории Шихалёва Нина Михайловна. Именно с её уроков истории я узнал о древних странах, богах и героях, легендарных исторических деятелях, войнах и реформах. Так началось мое знакомство с историей. Я перечитал множество книг, посвящённых разным историческим эпохам. С каждым годом тяга к истории была все сильней и сильней.
После окончания школы я поступил в педагогический колледж, который с отличием окончил. Наконец, я стал учителем. Быть учителем в наше время очень непросто. У каждого человека в этом мире есть своё предназначение. Моё – учить детей Истории, этой интересной и увлекательной науке. И хотя я только начинаю свой педагогический путь я понял, что моя цель – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение.
«Моё педагогическое кредо – «Личность формируется только в процессе деятельности». Под этим я понимаю такое планирование организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Для того, чтобы способствовать формированию успешной личности, способной самостоятельно заниматься познавательной творческой деятельностью необходимо, чтобы сам наставник находился в постоянном поиске и приобретал новые знания, был компетентен в своей области.
Первый шаг в педагогической деятельности сделан. Мне ещё предстоит многое сделать, многое узнать и многому научить своих учеников. Представляю вашему вниманию результаты моей педагогической деятельности за 2013-2018 гг.
I. УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С 2013 ПО 2017 гг.
Основной целью моей педагогической деятельности является: развитие ключевых компетентностей, обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
Для реализации поставленной цели был намечен ряд задач:
- повысить уровень собственной профессиональной компетентности;
- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения социально-гуманитарных дисциплин;
- организовать работу по использованию информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе для развития предметной и информационной компетентностей обучающихся;
- создать условия для вовлечения детей во внеурочную деятельность по предмету.
Эффективность использования современных образовательных технологий и разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся подтверждается диагностикой учебных результатов. При 100% успеваемости качество обученности ежегодно увеличивается: по истории: от 58% до 64% (2013-2014 гг.), от 64% до 69% (2014-2015гг.), от 69% до 74% (2015-2016 гг.), от 74% до 79% (2016-2017 гг.), по обществознанию – 71% ,73% ,78% ,81% соответственно.
Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету и то, что они выбирают на ГИА в качестве предмета по выбору обществознание.
Результаты ОГЭ за 2015- 2016 учебный год
Учебный предмет | Баллы/ количество выпускников, набравших соответствующий первичный бал | Всего уч-ся | |||
Обществознание | 0-14 | 15-24 | 25-33 | 34-39 | |
0 | 29 | 12 | 1 | 42 |
Результаты ОГЭ за 2016- 2017 учебный год
Учебный предмет | Баллы/ количество выпускников, набравших соответствующий первичный бал | Всего уч-ся | |||
Обществознание | 0-14 | 2 | 25-33 | 34-39 | |
0 | 27 | 18 | 5 | 50 |
В 2015-2016 учебный год 84% обучающихся выбрали обществознание в качестве предмета по выбору, из них 30% сдали на «хорошо» и «отлично»; в 2016-2017 гг. – 88%, из них на «хорошо» и «отлично» 46%. При этом необходимо, учитывать, что в 2015-2016 гг. проведение ГИА по предметам по выбору носили рекомендательный, пробный характер и никак не влияли на итоговую оценку в аттестате. В 2017-2018 гг. обществознание будут сдавать 34 человека (из трёх 9-х я преподаю в двух)
Результаты ЕГЭ за 2016- 2017 учебный год
Учебный предмет | Баллы/ количество выпускников, набравших соответствующий тестовый бал | Всего уч-ся | ||||||
Обществознание | 30-40 | 40-50 | 50-60 | 60-70 | 70-80 | 80-100 | ||
2 | 4 | 9 | 5 | 0 | 1 | 21 | ||
История | 20-30 | 30-40 | 40-50 | 50-60 | 60-70 | 70-100 | ||
1 | 4 | 5 | 2 | 2 | 0 | 14 |
Обучающиеся, которые выбрали на ЕГЭ предметы обществознание и история были моим первым выпуском. Следует отметить, что один из выпускников по обществознанию набрал 84 балла.
Для повышения качества образования использую на своих уроках различные методы, приёмы и формы работы. Так как я преподаю в основном в старших классах, то провожу различные типы уроков:
- урок-зачёт
- урок-тестовый контроль
- урок-турнир (например, «Знатоки права», «Своя игра», «Умницы и умники»;
- урок-игра (например, «Город мастеров», «Полтавская битва» и др.);
- урок-семинар (например, «Проблемы развития внешней политики СССР и международных отношений после Второй мировой войны», «Положение семьи в современном обществе» и др.);
- урок-суд («Суд над Инфляцией», «Суд на Е. Пугачёвым» и др.);
- урок-практикум (например, работы с источниками права или историческими документами);
- урок-диспут (например, «Избирательное право в современной России»);
- урок-учёный совет (например, «Проблемы в познаваемости мира»);
- урок-исследование (например, исследование такого явления как «Становление и развитие крепостного права в России»);
- урок-лекция;
- урок-путешествие (например, «Памятки архитектуры эпохи барокко и классицизма»);
- Брейн-ринг (например, «Гроза 1812 года») и др.
На уроках я использую различные формы работы: групповую, индивидуальную, комбинированную. Все три формы направлены на достижение всеми учащимися обязательных результатов обучения, хотя в большей степени предпочитаю комбинированную работу.
Поскольку мои предметы очень тесно связаны современным развитием общества периодически на уроки приглашаются специалисты из разных сфер деятельности, которые выступают перед обучающимися и проводят мастер-классы:
- 2014 г. урок обществознания по теме «Кто стоит на страже закона» в 7 классе провёл сотрудник полиции Чернов А.М.;
- 2016 г. урок права по теме «Трудовые правоотношения» в 11 классе провёл преподаватель кафедры трудового права УрГЮУ Степанов К.М.
- 2017 г. урок экономики по теме «Налоговая система РФ» в 11 классе провела Заместитель начальника Инспекции МРИ ФНС России № 32 по Свердловской области, главный советник 1 ранга Тропникова Я.П.
Безусловно, проведение таких уроков повышает интерес к моим предметам, делает каждый урок уникальным, а приглашение на уроки гостей позволяет не только получить информацию из «первых уст», но пообщаться и задать вопросы человеку, который является специалистов в конкретной области.
II. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕПОДАВАЕМЫМ ПРЕДМЕТАМ
Периодически проходя курсы повышения квалификация, посещения методические семинары я приобрел навыки вовлечения детей во внеурочную деятельность.
Направления внеурочной деятельности по социально-гуманитарным наукам
- Оформление кабинета истории;
- Подготовка учащихся к олимпиадам районного, городского уровней (в т.ч. дистанционных).
- Преподавание элективных курсов (в 9-х классах «Человек, государство и общество в современном глобальном мире»).
- Работа с одаренными детьми;
- Работа со с учащимися, имеющие низкие результаты по предметам;
- Проведение Недели истории и обществознания.
- Организация внеклассных мероприятий по предметам.
Работа с одаренными детьми
В своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Система моей работы с ними включает в себя:
- вовлечение обучающихся в различные мероприятия по предметам;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Ежегодно мои ученики принимают участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня и достигают определённых результатов.
Год | ФИ ученика | Класс | Конкурс | Результат |
2013 | Фёдоров Алексей | 8 | Районная интернет-викторина «Твоё избирательное право» | Призёр |
2014 | Салаватов Алексей Варосян Артуш | 7 | Районный этап исследовательских проектов Фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» | 2 место |
2015 | Быстрова Анна | 8 | Муниципальный этап ВсОШ по истории | Призёр |
2016 | Солодовченко Дарья | 10 | Городская научно-практическая конференция | 2 место |
2016 | Хорошавин Евгений | 8 | Муниципальный этап ВсОШ по истории | Призёр |
2016 | Мальцева Виктория | 9 | Муниципальный этап ВсОШ по обществознанию | Призёр |
2017 | Солодовченко Дарья | 10 | Районный этап исследовательских проектов Фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» | 2 место |
2017 | Солодовченко Дарья Телегин Александр Чижов Егор Варосян Артуш | 10 | Городской стратегический подпроект «Одарённые дети». Городской конкурс «Чемпионат по решению кейсов» | 2 место |
2017 | Солодовченко Дарья | 10 | Х городской конкурс прикладных, исследовательских, творческих проектов «Я – талант!» | 2 место |
2017 | Чижов Егор | 10 | Конкурс творческих работ (эссе) по правам человека в рамках Весенней Алексеевской школы на базе Гуманитарного университета | 2 место |
2017 | Амирова Виктория | 10 | Муниципальный этап ВсОШ по экономике | Призёр |
2017 | Телегин Александр | 11 | Городская олимпиада по экономике на базе УРГПУ по теме «Спрос и предложение» | Призёр |
2017 | Антоненко Михаил | 11 | VII Международный конкурс презентаций «Великие люди России». Презентация «Pharaoh- современная музыка в одном человеке» | 1 место |
2017 | Сабанцев Олег | 11 | XIII Областная олимпиада по правам человека среди школ Свердловской области | Призёр |
2018 | Чёчёткина Арина | 10 | Районный этап исследовательских проектов Фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга» | 2 место |
Ежегодно количество детей, желающих учавствовать в конкурсах и олимпиадах по предметам увеличивается. Увеличивается и количество призёров.
Дополнительная работа с детьми, имеющие затруднения по предметам
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Для определения и устранения причин, которые вызывают школьную неуспеваемость, я провожу следующие мероприятия:
- диагностирую уровень обученности неуспевающих учащихся;
- составляю план индивидуальной работы;
- использую на уроках дифференцированные задания;
- оказываю помощь и консультации в решении проблем освоения предметов обучающимися.
- осуществляю постоянную связь с классными руководителями и родителями.
Результатом этой деятельности становится своевременное выявление проблем у обучающихся, которые вызывают затруднения в освоении предметов, а дифференцированные задания дают каждому ученику при их решении чувствовать себя маленьким «наполеоном».
Личным вкладом в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания считаю деятельность в школьном краеведческом музее «Этнограф» в качестве его руководителя. Многою была разработана и реализована программа внеурочной деятельности «Юные музееведы». Кружок посещали обучающиеся начальной школы, а также ученики 5-11 классов. Вместе с воспитанниками были разработаны музейные экскурсии: «Быт и культура манси», «Русская изба», «Школа XX века», «Малахитовая шкатулка Урала», «Защитники Отчества», «Городской быт конца XIX-XX вв.» В качестве руководителя школьным музеем мною были достигнуты следующие результаты во внеурочной деятельности:
- были подготовлены экскурсоводы: Варосян Артуш, Салаватов Алексей, Карпенко Надежда, Шарипова Юлия, Телегин Александр;
- юные экскурсоводы провели несколько десятков экскурсий для обучающихся школы, а также для воспитанников детского сада №362 и студентов торгово-экономического техникума;
- в рамках празднования юбилея школы в 2015 г. обучающиеся проводили разработанные ими экскурсии в музее для ветеранов школы и выпускников;
- в 2015 г. организации выставки, приуроченной к Дню пожилого человека «Моя бабушка – рукодельница»;
- в 2015 г. на базе музея было проведено районное мероприятие – музейная гостиная «Война для всех одна»
- Была создана книга воспоминаний учителей школы, которые в годы войны были детьми «Войной начинается память».
Ещё одним направлением во внеурочной деятельности стало взаимодействие со Свердловским областным краеведческим музеем. С 2012 г. обучающиеся 5-6 классов принимают участие в реализации проекта «Музей и школа: пути взаимодействия». Были посещены такие музейные уроки как «Государство на берегах Нила», «Великая греческая колонизация», «Война и мир раннего Средневековья», «Страна Пионерия на планете детства», «Орлята военного времени».
Вовлечение детей во внеурочную деятельность по предметам социально-гуманитарного цикла привело к положительным результатам: обучающиеся кружка «Юные музееведы» смогли прикоснуться к макроистории (истории родного края), а участие в музейном проекте «Музей и школа: пути взаимодействия» с подвигло моих учеников к творческой деятельности: пятиклассники поставили спектакль « В театре Диониса», а ученики 6 класса создавали групповые проекты «Жизнь замке феодала», «Средневековая деревня и её обитатели».
III. РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В 2015 г. я впервые стал классным руководителем. Так как эти дети стали у меня первыми воспитанниками, то я пытаюсь вложить в них всё самое лучшее и максимально способствую их социализации. Моя деятельность в качестве классного руководителя охватывает следующие направления:
Направление | Мероприятие |
Гражданско-патриотическое |
|
Правовое воспитание |
|
Экологическое воспитание |
|
Трудовое воспитание |
|
Воспитание семейных ценностей |
|
Социокультурное воспитание |
|
Эстетическое воспитание |
|
Здоровьесберегающее воспитание |
|
Интеллектуальное |
|
Учебное |
|
Показатели эффективности деятельности
в качестве классного руководителя:
1. Стабильный уровень качественной успеваемости:
Учебный год | Качество знаний по классу | Успеваемость по классу |
2014-2015 гг. (5 класс) | 54% | 100% |
2015-2016 гг. (6 класс) | 57% | 100% |
2016-2017 гг. (7 класс) | 57% | 100% |
2017-2018 гг. (8 класс) |
| 100% |
2. Сформированность мотивации учащихся к учебной деятельности, которая
подтверждается наличием в классе 3 отличников и учащихся, окончивших
учебный период на «4» и «5» - 11 человек.
По итогам года мой класс в 2015 г. получил почётное звание «Самый классный класс».
Важным звеном в построении воспитательной работы школы является взаимодействие педагога с родителями учащихся. Направления воспитательной работы, которые я использую в работе с семьями учащихся:
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей;
- поддержка интереса родителей к проблемам воспитания.
На собраниях проводятся: консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания учащихся, анкетирование и анализ, цикл бесед.
IV. УЧАСТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ
За период моей педагогической деятельности я принял участие в профессиональных конкурсах районного и городского уровня:
- 2011 г. областной конкурс молодых педагогов «Начало»;
- 2015 г. районный и городской конкурс «Молодой педагог»;
- 2015 г. лауреат районного этапа городского конкурса сайтов/страниц/блогов педагогических работников муниципальных образовательных организаций г. Екатеринбурга.
V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ СОБСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Своевременно прохожу курсы повышения квалификации работников образования:
- 2013 г. ГБОУ ДСПО "ИРО" "Преемственность в реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования в предметной области "Общественно-научные дисциплины" (120 ч.);
- 2015 г. ГБОУ ДСПО "ИРО" "Преподавание истории в соответствии с концепцией нового УМК по отечественной истории" (40 ч.);
- 2015 г. ГБОУ ДСПО "ИРО" "Подготовка организаторов ЕГЭ, ОГЭ" Вариативный модуль: Модуль №1 для организаторов ППЭ, для ассистентов участников ЕГЭ, ОГЭ с ОВЗ" (20 ч.);
- 2017 г. "АНО ВО "Гуманитарный университет" "Обществознание как средство формирования современной картины мира у школьников" (16 ч.);
- 2017 г. "ГБОУ ДСПО "ИРО" "Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию" (40 ч.);
- 2017 г. "АНО ДПО "Гуманитарная академия" "Оказание первой помощи пострадавшим" (16 ч.);
- 2017 г. ГБОУ ДСПО "ИРО" Подготовка экспертов территориальных представительств региональных предметных комиссий" (24 ч.);
- 2018 г. "АНО ВО "Гуманитарный университет" "Теория и методика преподавания обществознания в общеобразовательных организациях" (16 ч.);
- 2018 г. "ГБОУ ДСПО "ИРО" Подготовка организаторов ЕГЭ, ОГЭ, Вариативный модуль №3 для членов государственной экзаменационной комиссии, лиц, уполномоченных в доставке, хранении, выдаче экзаменационных материалов" (16 ч.).
Транслирую в педагогических коллективах разного уровня свой опыт практических результатов профессиональной деятельности:
- выступления на педагогическом совете от школьного методического объединения с темами: «Из опыта реализации индивидуально-образовательного маршрута», «Развитие кросс-культурной грамотности у учащихся на уроках обществознания»;
- принимал участие в научно-практической конференции «Взаимодействие субъектов образования как ресурс развития качества образования», с последующей публикацией по теме «Школьный музей как средство реализации требований ФГОС», 2014 г., Сборник (ББК 74.04 (235.55)). Эта же статья была опубликована в сборнике;
- участвовал в XXII городских открытых Педагогических чтениях «Современное общеобразовательное пространство – условие достижения стратегических ориентиров национальной политики в сфере образования», с последующей публикацией статьи на сайте Управления образования Администрации города Екатеринбурга (http://екатеринбург.рф.) по теме «Дневник.ру как фактор формирования единого информационно-образовательного пространства и средство индивидуализации обучения в школе»;
- регулярно публикую разработки уроков, дидактический и методический материал на личной странице на сайте «Инфоурок»;
- являюсь экспертом территориальной комиссии по проверке ОГЭ по обществознанию.
Занимаясь постоянным самосовершенствованием, самообразованием, используя в своей деятельности различные современные педагогические технологии, я пытался реализовать поставленную перед собой цель и намеченные задачи. И отчасти мне это удалось. Однако, в ходе своей профессиональной деятельности я столкнулся с рядом проблем, а точнее вопросов, а именно:
- Как увлечь ребёнка своим предметом?
- Как провести урок так, чтобы у ребёнка ни разу не возникло желание достать мобильный телефон?
- Как наладить взаимоотношения со старшими подростками?
- Как эффективно подготовить ребёнка к успешной сдаче ГИА?
Однако есть, проблема, которую решить крайне трудно. Что делать, если современные дети не любят читать, не только дополнительную литературу, но даже параграф в учебнике? И не читают, они не потому что не интересно, а потому что просто не приучены к этому. Как быть, если традиционные источники информации – учебник, газета, журнал и т.д. не привлекают детей? Современные дети – это дети гаджетов, социальных сетей, компьютерных игр. Для них тексты, пусть даже самые короткие это зона дискомфорта и неприятия. Что делать в этой ситуации? Как изучать историю и обществознание, если их изучение заканчивается на самом уроке? Понимая, что современный школьник в большей степени визуализирует объекты, для него характерны некие клеше, мемы, комиксы, короткие, но эмоциональные видео на YouTube и традиционные источники информации уже не актуальны я обратился к визуальной социологии. Познавать мир ушедший и мир современный помогают современные источники информации – видео и фотографии. Именно их я стал использовать на своих уроках.
Например, существует очень много ресурсов, где размещены различные видеоматериалы, рассказывающие об исторических событиях (иллюстрированная история России Н.М. Карамзина, проект «Арзамас»,проект «Клио», видеуроки от проекта «Инфоурок», видеолекции, различные YouTube каналы и др.) Эти материалы я использую на уроках истории и предлагаю детям ознакомиться с ними самостоятельно дома.
На уроках обществознания, очень важно понимать состояние современного общества, уметь его анализировать, выявлять закономерности и причины тех или иных социальных явлений. В этом мне помогает визуальная социология, а именно метод анализа фотографии как документа. Изучая какую-либо тему на уроке обществознание, будь то тема «Семья в современном обществе», «Мораль», «Экономика» и др. я привлекаю в качестве одного из источников информации фотографии, которые либо подбираю сам, либо учащиеся находят или создают сами. При анализе фотографии, отражающее какое-либо социальное явление, мы выявлением контекст данного сюжета, изображенных на ней людей, модели поведения этих людей и их действия, социальный статус и социальную роль, классифицируем эти отношения и группы и получаемый качественный анализ социальной действительности. Например, в рамках изучения темы «Лидеры и элиты в политической жизни» в 11 классе я с детьми анализировал фотографии современных политиков в процессе их выступления на публике. Благодаря визуализации и знания классификации лидерства, дети смогли определить стили лидерства (демократический; лидер, задающий темп; лидер-наставник и т.д.) и образно закрепить их в своей память, а это на мой взгляд, является эффективным способом усвоения большого объёма информации.
Использование на уроках истории метода анализа картин, так же привело к хорошим результатам – ребёнок, который не может, например, усвоить и понять, как была устроена система приказов в XVII в., сможет справиться с этой задачей, проанализировав по определённому алгоритму картину С. В. Иванова «В приказе московских времен». Сразу становится понятно, как одевались люди, каков был характер взаимоотношений между чиновниками и просителями, как рассматривались дела и т.д.
Таким образом, используя визуальные технологии в своей деятельности я добился главного – теория перестала существовать отдельно от практики. Обучающиеся с легкость интерпретируют те или иные события из истории или современной жизни путём визуализации. Кроме того, использование визуальных источников информации позволяет лучше подготовиться к ЕГЭ по истории (задания на анализ иллюстративного материала), например, запомнить архитектурное сооружение, путём установление какой-либо запоминающейся детали. Использование же на уроках обществознания визуальных технологий, даёт дополнительную возможность обучающимся интерпретировать сложную структуру современного общества, что так же помогает при написании эссе на ЕГЭ.
В заключение хотелось бы сказать, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение наверх. Я – молодой учитель. Я современный учитель. Сделав первые шаги в профессии, я ощутил, что быть учителем не просто. И я понял главное, что мое призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь к истории и радость общения! Я рад, что могу сказать: «Я счастлив тем, что являюсь педагогом!»