Учитель биологии
Эта страница содержит материалы, собранные учителем биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая учебная программа по биологии 5 класс | 59.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Воскресенского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 17»
__________________ А.В. Жильцов
«__» _________________ 201_ г.
Рабочая программа
учебного предмета «Биология»
для 5 класса
Составитель
Жильцов А.В., учитель биологии
г. Воскресенск
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В. Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2014), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г., 3-е издание и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации, проведение фенологических наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
В преподавании биологии используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ;
- проведение экскурсий;
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В рамках преподавания могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита проектов, моделирование процессов и объектов).
МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа разработана в соответствии с образовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ № 17». Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).
В данной программе предусмотрен резерв учебного времени в объеме 2 часов для реализации учителем индивидуальных подходов в обучении, проведения повторительно-обобщающих уроков, контрольных уроков, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1. Тестовые задания (7- 15 мин).
2. Устный опрос (7-15 мин)
Средства контроля и оценки результатов обучения:
Все тестовые задания оцениваются: правильный ответ – 1 балл; отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания: «2» - менее 25% правильных ответов; «3» - от 25% до 50% правильных ответов; «4» - от 50% до 75% правильных ответов; «5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение (6 ч)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Лабораторные и практические работы
№1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
№1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
—о многообразии живой природы;
—царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
—основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
—признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
—экологические факторы;
—основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
—правила работы с микроскопом;
—правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
—определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
—отличать живые организмы от неживых;
—пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
—характеризовать среды обитания организмов;
—характеризовать экологические факторы;
—проводить фенологические наблюдения;
—соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—составлять план текста;
—владеть таким видом изложения текста, как повествование;
—под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
—под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
—получать биологическую информацию из различных источников;
—определять отношения объекта с другими объектами;
—определять существенные признаки объекта.
Глава 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
№2. Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними.
№3. Изучение клеток растения с помощью лупы.
№4. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
№5. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
№6. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
№7. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение клетки;
—химический состав клетки;
—основные процессы жизнедеятельности клетки;
—характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
—определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
—работать с лупой и микроскопом;
—готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
—распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
—анализировать объекты под микроскопом;
—сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
—оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
—работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Глава 2. Царство Бактерии (2 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Глава 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
№8. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
№9. Строение плесневого гриба мукора.
№10. Строение дрожжей.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
—разнообразие и распространение бактерий и грибов;
—роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику бактерий и грибов;
—отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
—отличать съедобные грибы от ядовитых;
—объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 4. Царство Растения (10 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
№11. Строение зелёных водорослей.
№12. Строение мха (на местных видах).
№13. Строение спороносящего хвоща
№14. Строение спороносящего папоротника.
№15. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные методы изучения растений;
—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
—особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
—роль растений в биосфере и жизни человека;
—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику растительного царства;
—объяснять роль растений в биосфере;
—давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
—находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
—Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
—знание правил поведения в природе;
—понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
—умение реализовывать теоретические познания на практике;
—понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;
—воспитание в учащихся любви к природе;
—признание права каждого на собственное мнение;
—готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
—умение отстаивать свою точку зрения;
—критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия;
—умение слушать и слышать другое мнение.
Резервное время — 1 ч.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.
4. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2012 г.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса: MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
- Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004
- Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004
- Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 1. Отдел Моховидные. Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные. Отдел папоротниковидные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
- Биология. Систематика растений (видеоиллюстрации). Часть 2. Отдел Голосеменные. ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2006
- Биология 6-9 класс (электронная библиотека)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Смирнова В.С./
«__» августа 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № 1 от «___» августа 2016 г.
Руководитель РМО
_____________ /Киселева Л.Э./
Приложение
к рабочей программе по биологии 5 класс
Календарно-тематический план по биологии в 5 классе.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | Основные виды деятельности обучающихся | Домашнее задание | |
Введение (6 часов) | |||||||
1 | 1 | Биология – наука о живой природе. | 01.09-07.09 | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | 1 | ||
2 | 2 | Методы исследования в биологии. | 08.09-14.09 | Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | 2 | ||
3 | 3 | Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. | 15.09-21.09 | Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | 3 | ||
4 | 4 | Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. | 22.09-28.09 | Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | 4 | ||
5 | 5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. | 29.09-05.10 | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | 5 | ||
6 | 6 | Обобщающий урок Экскурсия №1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Лабораторные и практические работы №1 Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. | 06.10-12.10 | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений | Повторить содержание главы, стр. 28. Подготовить отчет по экскурсии. Начать заполнять дневник фенологических наблюдений. | ||
Глава 1. Клеточное строение организмов (10 часов) | |||||||
7 | 1 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторные и практические работы №2. Устройство увеличительных приборов. Правила работы с ними. №3. Изучение клеток растения с помощью лупы. | 13.10-19.10 | Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | 6 | ||
8 | 2 | Клетка и её строение. | 20.10-26.10 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | 7 | ||
9 | 3 | Лабораторные и практические работы №4. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. | 27.10-02.11 | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | 7 | ||
10 | 4 | Клетка и её строение: пластиды. Лабораторные и практические работы №5. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. | 10.11-16.11 | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | 7 | ||
11 | 5 | Химический состав клетки | 17.11-23.11 | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | 8 | ||
12 | 6 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторные и практические работы №6. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. | 24.11-30.11 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | 9 | ||
13 | 7 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. | 01.12-07.12 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | 9 | ||
14 | 8 | Жизнедеятельность клетки: деление клетки. | 08.12-14.12 | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | 9 | ||
15 | 9 | Понятие «ткань». Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы №7. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. | 15.12-21.12 | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | 10 | ||
16 | 10 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | 22.12-28.12 | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Повторить содержание главы, стр.49-50 | ||
Глава 2. Царство Бактерии (2 часа) | |||||||
17 | 1 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. | 12.01-18.01 | Выделяют существенные признаки бактерий | 11 | ||
18 | 2 | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. | 19.01-25.01 | Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | 12 | ||
Глава 3. Царство Грибы (5 ч) | |||||||
19 | 1 | Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 26.01-01.02 | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | 13 | ||
20 | 2 | Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Лабораторные и практические работы №8. Строение плодовых тел шляпочных грибов. | 02.02-08.02 | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | 14 | ||
21 | 3 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторные и практические работы №9. Строение плесневого гриба мукора. №10. Строение дрожжей. | 09.02-15.02 | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением | 15 | ||
22 | 4 | Грибы-паразиты. Демонстрация Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). | 16.02-22.02 | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | 16 | ||
23 | 5 | Обобщающий урок по теме «Царство Бактерий» и «Царство Грибов» | 23.02-01.03 | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Повторить содержание глав, стр.64, 86 | ||
Глава 4. Царство Растения (9 часов) | |||||||
24 | 1 | Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). | 02.03-08.03 | Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. | 17 | ||
25 | 2 | Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Лабораторные и практические работы №11. Строение зелёных водорослей. | 09.03-15.03 | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | 18 | ||
26 | 3 | Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. | 16.03-22.03 | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | 18 | ||
27 | 4 | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. | 30.03-05.04 | Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | 19 | ||
28 | 5 | Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Лабораторные и практические работы №12. Строение мха (на местных видах). | 06.04-12.04 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | 20 | ||
29 | 6 | Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Лабораторные и практические работы №13. Строение спороносящего хвоща №14. Строение спороносящего папоротника. | 13.04-19.04 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | 21 | ||
30 | 7 | Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Лабораторные и практические работы №15. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). | 20.04-26.04 | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | 22 | ||
31 | 8 | Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. | 27.04-03.05 | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | 23 | ||
32 | 9 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация Отпечатки ископаемых растений. | 04.05-10.05 | Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | 24 | ||
33 | 10 | Обобщающий урок по теме «Царство растения» | 11.05-17.05 | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую | |||
Резервное время (1 час) | |||||||
34 | 1 | Резервное время | 18.05-24.05 | ||||
Итого | часов | В том числе: | |||||
уроков обобщения | Лабораторные и практические работы | Экскурсия | Резервное время | ||||
по программе | 34 | 4 | 15 | 1 | 1 | ||
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Смирнова В.С./
«__» августа 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании РМО
протокол № 1 от «___» августа 2016 г.
Руководитель РМО
_____________ /Киселева Л.Э./