Музейная педагогика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Концепция развития музея "История развития культуры Москвы" | 48.5 КБ |
Концепция развития музея "История московского образоания" | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция развития
Историко- краеведческого музея «Истории развития культуры Москвы»
ГОУ СОШ № 1371 ЗАО г. Москвы
Руководитель музея: Кузякова Галина Валерьевна
Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами:
· Законом Российской Федерации «Об образовании»;
· Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России;
· Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.
· Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.
· Положении о музее образовательного учреждения Московского комитета образования.
Концепция определяет общие положения, цели и задачи, принципы работы музея, основные направления работы музея.
Музей- это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей- актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество.
Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность.
Создание музея явилось результатом многолетнего труда учащихся, учителей и родителей школы по сбору музейных предметов, подбору литературы, эстетическому и
техническому оформлению экспозиций.
Мы стремимся дать детям информацию о культурных ценностях и центрах Москвы, чтобы усвоенные сведения послужили основой для самостоятельных размышлений и побудили сознательность, желание самостоятельно накапливать эти знания.
Мы хотим через систему музейных уроков воспитать в детях желание посещать музеи Москвы, выставки, театры, библиотеки, тем самым проникаясь любовью к Москве- столице, Москве- малой Родине.
Все это поможет достижению главной цели – добиться того, чтобы ребенок увидел в каждом предмете и явлении опыт предыдущих поколений, стремился сделать жизнь людей прекраснее. Это позволит детям ощутить себя преемником и продолжателем традиций предков, прикладывать усилия для развития родного города.
Актив музея ведёт большую культурно- просветительную работу в школе и районе, поддерживает связь с различными общественными организациями, активно участвует в формировании культуры поведения у учащихся, работает с фондами музея.
Музей способствует формированию у учащихся гражданско- патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям усовершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Основные цели и задачи музея
Цель создания музея: воспитание гражданственности, любви к Родине и родному городу;
повышение культурного уровня учащихся
Задачи:
· организация учебно- воспитательного процесса;
· знакомство детей с культурой Москвы, историей её формирования;
· формирование желания принимать активное участие в культурной жизни Москвы и страны;
· создание системы основных экспозиций музея, программ, адресованных учащимся, современной инфраструктуры;
· проведение культурно- просветительной работы как внутри школы, так и с населением района
· развитие творческих способностей детей;
· воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей;
· приобщение родителей к деятельности музея.
Содержание
1. Поисково- краеведческая работа
- Сбор предметов быта, музыкальных инструментов, документов, фотографий,
изделий, связанных с историей культуры Москвы;
- Изготовление стендов, плакатов, витрин, макетов предметов из истории
культуры Москвы.
2. Научно- исследовательская и воспитательно- пропагандистская деятельность
- Совместное планирование деятельности музея и детского актива;
- Сбор необходимых материалов, раскрывающих историю происхождения и
использования экспонатов музея;
- Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.д.
- Проектная деятельность;
- Встречи с писателями, поэтами, музыкантами, актерами театра и кино,
интересными людьми города, округа, района;
- Пополнение фондов музея; их систематизация и сохранение;
- Творческие отчёты.
3. Творчество учащихся
- Привлечение родителей к оборудованию музея;
- Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ
учащихся;
- Участие в творческих конкурсах района, округа, города.
4. Методическая, консультативная работа
- Семинары, методические часы для учителей, связанных с работой по истории,
литературе, МХК, москвоведению, ИЗО, музыке;
- Индивидуальные консультации по проведению мероприятий по истории
развития культуры Москвы;
- Сбор библиотеки, видеотеки, СД- теки, их использование в работе с учителями
и учащимися;
- Сотрудничество с музеями ОУ района.
5. Образовательно- воспитательная работа
- Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
- Участие в поисково- исследовательской деятельности (сбор экспонатов, составление картотеки, творческие работы, участие в конференциях);
- Участие в организации общешкольных мероприятий по тематике музея;
- Организация посещения учащимися театров, музеев, выставочных залов и т.д.
6. Работа с фондами
- Заполнение инвентарной книги;
- Составление картотеки на музейные предметы;
- Исследование и описание каждого предмета;
- Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих
работ.
7. Требования к музею
- доступность;
- ассоциативность;
- наглядность;
- рациональность использования площадей;
- интерактивность и полифункциональность музейного пространства.
Основные направления работы музея:
· Москва театральная;
· Музеи и усадьбы Москвы;
· Культура Москвы в годы Великой Отечественной войны;
· Библиотеки Москвы;
· Московские меценаты;
· Москва литературная;
· Москва музыкальная;
· Московские киностудии;
· Московские цирки;
· Актеры театра и кино;
· Москва спортивная;
· Культура быта;
· Из истории моды;
· Лекторий «Поговорим о вежливости».
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Результатами работы музея «Истории развития культуры Москвы» должны стать:
- превращение музея в центр воспитательной работы, интегрирующего образовательные и воспитательные функции, для достижения единой цели – целостного формирования личности и её ведущих качеств – патриотизма и историко- культурного самосознания;
- ежегодное пополнение фондов музея новыми экспонатами (найденными и
подаренными) и лучшими творческими работами детей;
- проведение выставок новых поступлений;
- улучшение коммуникативных навыков учащихся;
- участие в профильных конкурсах района, округа, города;
- творческие отчеты о проделанной работе, в том числе ведение книги отзывов и
посещений;
- качественное ведение инвентарной книги и картотеки фондов;
- активизация работы детского актива музея.
Адрес музея: Москва, ул. Крылатские холмы, д. 45 кор. 2,
ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1371.
и.о. директор школы: Афанасьева А.С.
Руководитель музея: Кузякова Галина Валерьевна
Предварительный просмотр:
Концепция развития
Историко- краеведческого музея «История школьного образования г. Москвы»
ГОУ СОШ № 1371 ЗАО г. Москвы
Руководитель музея: Кузякова Галина Валерьевна
Общие положения
Настоящее положение разработано в соответствии со следующими документами:
• Законом Российской Федерации «Об образовании»;
• Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в
России;
• Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в
Российской Федерации». № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.
• Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.
• Положении о музее образовательного учреждения Московского комитета
образования.
Концепция определяет общие положения, цели и задачи, принципы работы музея, основные направления работы музея.
Музей- это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей- актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество.
Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность.
Создание музея явилось результатом многолетнего труда учащихся, учителей и родителей школы по сбору музейных предметов, подбору литературы, эстетическому и техническому оформлению экспозиций.
Мы стремимся дать детям информацию об основных этапах развития московского образования, фактах из истории нашей школы, истории развития детских и молодежных движений, чтобы усвоенные сведения послужили основой для самостоятельных размышлений и побудили сознательность, желание самостоятельно накапливать эти знания.
Мы хотим через систему музейных уроков воспитать в детях желание учиться, формировать уважительное отношение к профессии педагога, чувство гордости за свою школу, активно участвовать в общественной жизни, тем самым способствовать социализации детей, формировать активную жизненную позицию.
Актив музея ведёт большую культурно- просветительную работу в школе и районе, поддерживает связь с различными общественными организациями, активно участвует в формировании культуры поведения у учащихся, работает с фондами музея.
Музей способствует формированию у учащихся гражданско- патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служит целям усовершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Основные цели и задачи музея
Цель создания музея: воспитание гражданственности, любви к Родине и
родному городу; повышение культурного и образовательного
уровня учащихся.
Задачи:
* организация учебно- воспитательного процесса;
* знакомство детей школьным образованием Москвы, историей его формирования и
историей нашей школы ;
* воспитывать в детях способность к самостоятельному мышлению, формирование
желания принимать активное участие в общественной жизни Москвы и страны;
* воспитывать уважительное отношение к педагогической профессии;
* создание системы основных экспозиций музея, программ, адресованных учащимся,
современной инфраструктуры;
* проведение культурно- просветительной работы как внутри школы, так и с
населением района
* развитие творческих способностей детей;
* воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей;
* приобщение родителей к деятельности музея.
Содержание
1. Поисково- краеведческая работа
- Сбор предметов, раскрывающих систему образования, документов, фотографий,
изделий, связанных с историей школьного образования;
- Изготовление стендов, плакатов, витрин, макетов предметов из истории школьного
образования Москвы.
2. Научно- исследовательская и воспитательно- пропагандистская деятельность
- Совместное планирование деятельности музея и детского актива;
- Сбор необходимых материалов, раскрывающих историю происхождения и
использования экспонатов музея;
- Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.д.
- Проектная деятельность;
- Встречи с педагогами, интересными людьми города, округа, района;
- Пополнение фондов музея; их систематизация и сохранение;
- Творческие отчёты.
3. Творчество учащихся
- Привлечение родителей к оборудованию музея;
- Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ
учащихся;
- Участие в творческих конкурсах района, округа, города.
4. Методическая, консультативная работа
- Семинары, методические часы для учителей, связанных с работой по истории,
Москвоведению, ДНК;
- Индивидуальные консультации по проведению мероприятий по истории
развития школьного образования Москвы;
- Сбор библиотеки, видеотеки, СД- теки, их использование в работе с учителями
и учащимися;
- Сотрудничество с музеями ОУ района.
5. Образовательно- воспитательная работа
- Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;
- Участие в поисково- исследовательской деятельности (сбор экспонатов, составление картотеки, творческие работы, участие в конференциях);
- Участие в организации общешкольных мероприятий по тематике музея;
- Организация посещения учащимися Московского городского музея образования,
библиотек и т.д.
6. Работа с фондами
- Заполнение инвентарной книги;
- Составление картотеки на музейные предметы;
- Исследование и описание каждого предмета;
- Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих работ.
7. Требования к музею
- доступность;
- ассоциативность;
- наглядность;
- рациональность использования площадей;
- интерактивность и полифункциональность музейного пространства.
Основные направления работы музея
• «У истоков образования Москвы»;
• «Из история московского образования»;
• «Руководители образования Москвы»;
• «Детские и молодежные общественные организации в школах Москвы»;
• «Из истории школьной формы»;
• «Образовательные системы зарубежных стран»;
• «История нашей школы»;
• Лекторий «Московское образование вчера, сегодня, завтра»
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Результатами работы музея «Истории школьного образования Москвы» должны стать:
- превращение музея в центр воспитательной работы, интегрирующего образовательные и воспитательные функции, для достижения единой цели – целостного формирования личности и её ведущих качеств – патриотизма и историко- культурного самосознания;
- ежегодное пополнение фондов музея новыми экспонатами (найденными и
подаренными) и лучшими творческими работами детей;
- проведение выставок новых поступлений;
- улучшение коммуникативных навыков учащихся;
- участие в профильных конкурсах района, округа, города;
- творческие отчеты о проделанной работе, в том числе ведение книги отзывов и
- качественное ведение инвентарной книги и картотеки фондов;
- активизация работы детского актива музея.
Адрес музея: Москва, ул. Крылатские холмы, д. 45 кор. 2,
ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1371.
И.о. директор школы: Афанасьева А.С.
Руководитель музея: Кузякова Галина Валерьевна