Методический опыт
Повышение учебной мотивации учащихся при изучении курса «Кубановедение»,
или как сделать свои уроки интересными
Преподавание кубановедения будет успешным, а значит, главная цель – воспитательная – будет достигнута только в том случае, если сам учитель увлечен своими предметом и имеет глубокие знания, если сами уроки построены методически грамотно и интересно, если в школе создана продуманная система соединения урока кубановедения с последующей внеклассной работой.
Красной нитью на всех моих уроках проходит мысль: мы живем на удивительной земле. Не так много найдется в России уголков, где дивная природа переплелась с богатейшей историей, в которой отразились все вехи на пути развития человеческого общества. В каждом из нас течет кровь скифов, римлян, византийцев, половцев, хазар, возможно, турок и греков, кровь наших далеких прадедов, еще в 10 веке н.э. основавших Тмутаракань, кровь отважных запорожцев и донцов, прибывших на Кубань «нести караульную службу от набегов народов закубанских». И список этих народов можно продолжать и продолжать.
Сменялись обычаи, боги и жены,
Народ вливался в народ.
Где победивший, где побежденный,
Никто уж не разберет.
Копнешь язык и услышишь нередко
Отзвуки дивных фраз.
Семью копнешь и увидишь предка
Непостижимых рас.
Илья Сельвинский.
И чтобы донести детям эту удивительную красоту родной земли, нужно иметь знания, выходящие за объем страниц учебника кубановедения. Как не вспомнить мудрые слова В.АСухомлинского: «Чтобы дать искорку знаний, учителю надо впитать море света».
Настольными книгами многих из нас стали произведения Федора Андреевича Щербины и Ивана Диодимидовича Попко. Листая путеводитель господина В.П.Доброхотова, мы представляем Черноморское побережье Кавказа ровно сто лет назад. Вместе с В.И.Марковиным и В.А.Трифоновым открываем тайны дольменов и формируем у детей научный подход к проблеме мегалитов. Книги англичан Д. Белла, Э. Спенсера, Дж. Лонгворта, французов Тебу де Мариньи, Франсуа де Монпере, русских офицеров–разведчиков Федора Торнау и Иоганна Бларамберга помогают понять проблемы Кавказа 19 века. И список этот мы можем продолжать и продолжать. Кстати, капитан Торнау – прообраз капитана Жилина – героя «Кавказского пленника» Л.Н.Толстого.
Итак, обладая прочными знаниями, подумаем, как эти знания донести детям.
Наиболее полно этого удается достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников и их самостоятельную познавательную деятельность. Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Мы должны помнить слова К.Д.Ушинского: «Ученик на уроке устает не от деятельности, а от ее однообразия».
Ни для кого не секрет, что с переходом в среднее, а затем в старшее звено, наши учащиеся постепенно теряют живой интерес к учебе. Активная учебная деятельность сменяется пассивным созерцанием, а затем бездельем. «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает", - писал В.А.Сухомлинский.
В первую очередь, избавимся от лекционности на уроке. Урок – не лекция, а творчество учащихся. В старших классах я заранее оговариваю тему предстоящего урока, группа учащихся готовит свои сообщения по вопросам, т.е. ребята сами объясняют своим товарищам новый материал, а затем задают свои вопросы по теме. Учитель лишь корректирует сказанное. Надо отметить, что ребятам нравится самим «добывать» знания, а затем объяснять товарищам. Здесь важен также психологический аспект – ученик имеет возможность сам стать учителем. Такие уроки помогают изменению отношений «учитель-ученик» в лучшую сторону, то есть старшеклассники не на словах, а на деле начинают понимать сложность труда педагога.
И все же лекционная форма урока возможна в 10-11 классах, но я соединяю ее с семинарско-зачетной системой обучения. Учащиеся изучают определенный раздел, например, в 10 классе «Кубань в древности», «Кубань в период появления первых государств», «Кубань в 17-19вв», после чего в классе проводится обобщающий семинар по данной теме.
При этом с целью активизации деятельности учащихся на уроке-семинаре, я применяю технологию «Дебаты».
Технология «Дебаты» актуальна при обсуждении спорных тем. Необходимое условие: эти темы должны волновать учащихся. Это осуществимо, в первую очередь, в старших классах. Темы для дискуссий: «Перспективы трудоустройства молодежи в Геленджике», «Пути развития экономики Кубани», «Миллион тонн кубанского риса: «за» и «против», «Кто мы – созидатели или курортники?», «Дольмены - средство добывания денег или память предков?» и многие другие.
Активизации учащихся помогают презентации, причем не только созданные учителем, но и детьми. Презентация – это не просто средство наглядности. Всем известно, что старшеклассники часто стесняются говорить у доски, с опорой на презентацию эта проблема снимается. У ученика появляется желание поделиться своими знаниями с одноклассниками.
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) также применима на уроках кубановедения. История не терпит сослагательного наклонения, и все же…
Предлагаю детям размышления на тему: «Если бы история пошла иным путем развития». Конкретные примеры для размышлений:
- как бы сложилась судьба Кубани, если бы не было веков турецкого владычества;
- кто бы осваивал земли Тамани, если бы Антон Головатый не отправился; к Екатерине Великой за жалованной грамотой;
- как бы сложилась ситуация в битве за Кавказ, если бы основной десант в Южную Озерейку удался.
- как бы сложилась судьба кубанского крестьянства и казачества, если бы правительство не форсировало темпы коллективизации.
Методика ТРИЗ большое внимание уделяет осознанию ребенком взаимосвязи между явлениями, событиями.
- Почему дует норд-ост?
- Почему по мере приближения к Сочи климат становится все более влажным?
- Создание Краснодарского водохранилища: причины и последствия.
Методика ТРИЗ предполагает использование метода перевоплощения, персонификации. Это просто находка для уроков кубановедения.
- Представь себя подснежником-первоцветом, который впервые в жизни увидел солнышко.
- Теперь представь себя этим же цветком, на который только что наступила нога.
Здесь мы уже из образовательной зоны переходим в зону воспитания. Наши дети разучились сопереживать, а тут ты – раздавленный цветок! Может быть, кто-то впервые в жизни задумается о затоптанной дорожке, сломанной ветке…
Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные викторины.
Викторины делают урок красочным, эмоционально насыщенным, интересным и помогает добиваться главной цели – прочного усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более прочному усвоению и закреплению материала. Подготовка к викторине начинается на уроке, продолжается во внеурочной деятельности.
В 9 «А» классе была проведена викторина «Геленджик прифронтовой». Темы, затронутые в викторине, обсуждались на уроке, затем во внеурочной деятельности учащиеся участвовали в сборе материалов о геленджичанах – участниках битвы за Кавказ, с целью сбора материала посетили Геленджикский краеведческий музей, самостоятельно работали с литературой в школьной библиотеке и искали информацию в сети Интернет.
Во время проведения викторины класс разбился на 3 группы «Десантники», «Черноморцы», «Гвардейцы». Каждая группа отвечала на вопросы. Гости, присутствовавшие в классе, отметили не только высокий уровень знаний по данной теме, но и активность учащихся, их желание отвечать, дополнять ответы, спорить, высказывать свое мнение. Присутствовавшая на викторине ветеран Великой Отечественной войны Сырова И.В. отметила, что при раскрытии такой сложной темы ребята смогли ярко выразить свою гражданскую позицию.
Учащиеся 7 «А» и 7 «Б» классов участвовали в викторине «Черное море мое», целью которой было формирование экологически правильного поведения подростков. Этой викторине предшествовала активная подготовительная работа. Это и участие в трудовом десанте «Сделаем наш берег чистым» и получение теоретических знаний как на уроке, так и самостоятельно. Кроме этого, здесь были задействованы и другие сферы учебной деятельности учащихся: создание стенгазеты на тему: «Сбережем Черное море», подготовка и художественное чтение стихотворений о Черном море, создание презентации на тему «В защиту черноморского краба».
Почетный гость викторины, научный сотрудник института Океанологии Меньшикова Н.М. отметила достойный уровень знаний детей по данной теме и, главное, интерес к теме изучения Черного моря.
На уроках во всех классах я уделяю большое внимание обзору телепередач ТРК «Кубань», а также публикациям в городской и краевой прессе. Кроме того, свои поисковые работы мы неоднократно публиковали в газетах «Прибой» и «Маяк Геленджика»
И чтобы этот интерес к познавательной деятельности не пропал в обычной школьной деятельности, не затерялся в школьной суете проблем, особое внимание во всех классах я уделяю развивающим заданиям и играм. Новое – это хорошо забытое старое.
Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: "Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
Итак, на уроках кубановедения можно использовать самые различные игры. Многие из них всем нам знакомы с детства, но давайте внесем в игру новое содержание.
Загадки активизируют мышление человека любого возраста, оживляют досуг и учебную деятельность, развивают внимание и способствуют умению четко выражать свои мысли. Загадки актуальны на любых уроках, в любом возрасте. Причем часто дети сами находят загадки в дополнительной литературе или сочиняют их.
В 3 классе при изучении темы «Грибы» сами дети принесли загадку:
Был белым комком –
Стал черным дымком.
(Гриб дождевик.)
При этом ребята не только отгадали загадку, но и объяснили, откуда взялся черный дымок, как выглядит этот гриб, где растет. Далее последовало разделение «съедобные – несъедобные грибы», правила сбора и т.д. Значит, работа велась по принципу – от простого – к сложному.
Очень часто загадки, знакомые с детства, помогают совершить детям множество новых открытий. Например, дети с интересом выясняют, что у загадки «Зимой и летом одним цветом» множество ответов: ель, сосна, можжевельник, тис ягодный, кедр, туя, кипарис, плющ кавказский.
Эти ответы, в свою очередь, позволяют задать учащимся другие вопросы, например:
- Какое из названий растений будет лишним? Почему?
- Какие виды сосен вы знаете?
- Какой вид сосны внесен в Красную книгу?
- Из какого вида сосен состоит заказник Джанхотский реликтовый бор?
- Какие виды можжевельника в Геленджике внесены в Красную книгу?
- Может ли можжевельник быть без колючих хвоинок?
-Как отличить тую от кипариса?
Для дальнейшей проработки этих вопросов учащиеся создают дом презентации, где данные темы будут расширены. Так из простого вопроса рождается обширное ученическое исследование.
Игра «Узнай предмет по описанию» может быть использована на разных возрастных уровнях. Ребята часто составляют такие игровые вопросы сами.
Например: «Это оружие. Этот предмет часто находят в курганах. Раньше этот предмет был острым, но теперь он ржавый. Его длина около 30 см. Это один из признаков захоронений именно этого кочевого народа. Как называется этот предмет и о каком народе идет речь?»( Скифский меч-акинак.)
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» может быть использована как в начальной школе, так и в 5-6 классах при изучении быта как казачества, так и народов, ранее населявших Кубань.
Несколько учащихся выходят за дверь, остальные договариваются, какую трудовую деятельность они будут демонстрировать своими движениями (вышивание, работу кузнеца, гончара, бондаря и т.д.).
Вернувшиеся учащиеся должны назвать, чем занимался человек.
Как домашнее небольшое исследование, можно учащимся предложить описать подробно тот или иной вид деятельности, проиллюстрировать археологическими находками, создать рисунок (младшее звено) или презентацию (среднее звено).
Игра «День-ночь» актуальна при делении предметов на две группы. Я использую эту игру на уроках в начальной школе, где я преподаю кубановедение в 3-4 классах. Темы могут самые разные: домашние и дикие животные, грибы съедобные и несъедобные, овощи и фрукты, вечнозеленые и листопадные растения.
Эта, на первый взгляд, простая игра имеет большое значение:
- дает возможность при восприятии материала использовать другие анализаторы, а значит, активизирует процессы головного мозга;
- помогает детям сменить вид деятельности, а значит, избавляет от утомления;
- своей необычной формой проведения вызывает у детей живой интерес.
Игра-задание «Исключи лишнее слово» подразумевает самые различные темы.
Например, по теме «Животные» - акула, дельфин, осетр, кефаль;
«Полезные ископаемые» - мел, песок, глина, мергель, цемент;
«Реки Краснодарского края» - Кубань, Ея, Белая, Пшеха;
«Населенные пункты Черноморского побережья Кавказа» - Сочи, Джубга, Геленджик, Анапа;
«Великая Отечественная война на Кубани» - Геленджик, Сочи, Новороссийск, Туапсе;
Цезарь Куников, Василий Ботылев, Борис и Дмитрий Глинки.
Эта игра используется на всех уровнях обучения по принципу: от простого к сложному. Ее можно применять и в начале урока для актуализации знаний, и для проверки домашнего задания, и как контроль при усвоении нового материала. Ребенок учится мыслить, обобщать, соотносить полученные знания с приобретенными ранее, выделять главное, объяснять свой выбор.
Задание «Собери слово из разбросанных букв» (анаграмма) дает огромный простор возможностям учащихся. Я часто поручаю это задание кому-либо из учеников как домашнее, а затем его разгадывает весь класс.
Кроссворды учащиеся составляют сами, лучшие коллективно отгадывают на уроке. Кроссворды можно использовать при закреплении изученного материала.
Рассказы детей из личного опыта очень оживляют урок во всех классах, особенно в младшем и среднем звене.
Задание «Соотнеси событие и дату» оживляет изучение любой исторической темы.
Задание «Сложи картинку. Опиши ее» включает любой материал: пейзажи, предметы быта, произведения архитектуры - здания, памятники. Не стоит брать лишь портреты людей – это неэтично.
Игра «Мы – археологи» помогает глубже изучить материальную культуру того или иного народа.
Материалом служит фотография любого предмета, имеющего историческую ценность. Ученик должен создать свою легенду о находке, т.е. не просто описать предмет, но и рассказать, где этот предмет был найден, как его в древности использовали.
Задания «Сравни предмет» направлены на развитие анализа и синтеза, умения анализировать и обобщать.
Например, сравнить дуб обыкновенный и дуб скальный, сосну пицундскую и ель, берега Черного и Азовского морей, пляжи Черного и Азовского моря. Это задание продолжает формировать у учеников
Работа с картой Краснодарского края включает в себя множество заданий, которые помогают детям заинтересоваться топонимикой:
- собери географическое название из разбросанных букв;
- назови, какие населенные пункты носят названия рек, в устьях которых они стоят;
- цепочка слов (все мы с детства помним, как увлекала нас игра в «города»);
- назови лишнее слово;
- найди пару: город – река;
- назови города в устьях рек.
Блиц – вопросы
Все знают, как трудно бывает после перемены настроить класс на рабочий лад. В этом мне помогают блиц - вопросы. Этот вид деятельности сразу активизирует внимание учащихся. Темы вопросов могут быть самые разные, можно задействовать самые разные блоки учебного цикла. Кстати, так сразу можно проверить качество выполнения домашнего задания. Итак, отвечаем быстро.
- Майкопская, срубная, ямная, северо-кавказская – это…
- Плиточные, составные, корытообразные, монолиты – это …
- Киммерийцы, скифы, сарматы, сираки – это…
- Синды, дандарии, фатеи – это…
- Торик, Баты, Горгиппия, Фанагория – это…
- Амфоры, пифосы, лекифы – это…
- Ухват, рубель, ступа, чугунок – это…
- Папаха, черкеска, бурка, башлык – это …
- Булава, скипетр – это…
- Краснодарское, Абинское, Дивноморское, Натухаевское – это …
- Кардывач, Абрау-Дюрсо, Дзинтакские, Алоус – это …
- Куников, Сипягин, Ботылев, Бершанская, братья Игнатовы – это…
Игра «Найди слова» предполагает использовать самые разные темы. Причем по названным словам учащиеся могут дать комментарии (например, какое озеро из перечисленных самое глубокое, самое высокогорное), или дополнить другими названиями этот ряд.
Назови виды водоемов
д | у | р | р | е | д | д | у | р | р | е |
л | и | п | а | к | л | л | и | п | а | к |
о | м | а | и | н | о | о | м | а | и | н |
з | е | н | а | в | з | з | е | н | а | в |
о | р | о | л | п | о | о | р | о | л | п |
(Озеро, лиман, плавни, пруд, река.) Какие виды водоемов ты еще знаешь?
Все приведенные виды работы позволяют сделать урок кубановедения интересным, а самое главное, побуждают учащихся к познавательно-поисковой деятельности.
Познание, начатое на уроке, успешно продолжается во внеурочной деятельности. Учитель кубановедения тесно сотрудничает с воспитательным блоком школы. Так, во время проведения месячника оборонно-массовой работы многие поисковые задания, полученные учащимися на общешкольной линейке, обсуждались далее на уроках кубановедения. Ребята делились своими поисковыми материалами, высказывали свое мнение по тем или иным вопросам. Во время подготовки ко Дню матери ребята собрали обширный поисковый материал о многодетных семьях, все работы были выставлены в кабинете кубановедения.
Наши учащиеся активно работают в школьном поисковом отряде, и результаты поисковой работы регулярно обсуждаются на уроках. Это очень важно, ведь в поиске ребята встречаются с людьми, которые являются живыми носителями истории родной земли. Представить историю в лицах, дать детям ощутить свою сопричастность к ней – важнейшая задача учителя кубановедения.
Чтобы лучше узнать историю родного края, познакомиться с его природой, учащиеся нашей школы активно путешествуют. Я как экскурсовод с многолетним стажем люблю проводить уроки-экскурсии. Их тематика разнообразна: «Подвиг города-героя Новороссийска», «Археологические тайны долины реки Жане», «Природные богатства курорта Геленджик», «В гости к писателю В.Г. Короленко», «Атамань – край казачий». Причем экскурсии предшествует тщательная подготовительная работа, учащиеся предварительно готовят сообщения на тему экскурсии, обсуждают маршрут.
Все общественные молодежные акции, которые проходят в городе и крае, тоже находят отражение в ходе урока кубановедения. Таким образом, у молодежи формируется неравнодушное отношение к жизни школы, города, края, страны, а значит, формируется активная жизненная позиция. Так урок кубановедения выходит за пределы класса и становится неотъемлемой частицей жизни наших детей.
И еще. Очень важна на уроке сама речь учителя. От того, уважаемые коллеги, КАК мы говорим, зависит во многом отношение наших детей к нашему уроку. И тогда любую тему – будь то технология производства цемента в Новороссийске, гибель эскадры в Цемесской бухте в июне 1918 года (об этом событии, кстати, почему-то в учебнике не сказано ни строчки) или экологические проблемы Краснодарского водохранилища – ученики будут слушать затаив дыхание. Условие здесь одно: учитель должен чувствовать себя ПРОФЕССИОНАЛОМ.
Результаты мониторинга учащихся
В 2008 году, только приступая к ведению предмета «Кубановедение», я провела анкетирование своих учеников. Спустя 4 года я провела его еще раз. Результаты вы видите в таблице.
| 2008 г. | 2012 г. |
идешь на урок кубановедения? | Да – 30% Нет-40% Не знаю – 30% | Да 70% Нет15% Не знаю – 15% |
| Да-30% Нет- 25% Не знаю-45% | Да- 70% Нет – 10% Не знаю – 20% |
подготовить материалы для урока, чтобы было интересно другим? | Да – 25% Нет – 30% Не знаю – 45% | Да – 40% Нет – 20% Не знаю – 40% |
| Да– 50% Нет – 15% Не знаю – 35% | Да – 84% Нет – 6 % Не знаю – 10% |
| Да – 28% Нет – 25% Не знаю – 47% | Да– 35% Нет – 20% Не знаю – 35% |
Как видно из таблицы, за 4 года преподавания кубановедения в нашей школе у детей в корне изменилось отношение к предмету. Главное, появилась заинтересованность в учебной деятельности, направленной на созидание. Заинтересованность к учебному предмету мои учащиеся выносят за пределы урока.
Мы активно ведем поисковую работу и участвуем в городских научно-практических конференциях «Отечество» и «Геленджик-моя малая Родина», в викторинах и других видах поисково-исследовательских работ и являемся их победителями и призерами. Мы активные «Зарничники» и участники операции «Бескозырка». Мы не только поздравляем ветеранов с праздничными датами, но и просто помогаем им. Мы ходим в походы и собираем поисковый материал о прошлом нашего микрорайона. Мы изучаем биографию Героя Советского Союза майора Ц.Л. Куникова, имя которого носит наше школа. Мы не только собрали ценный поисковый материал о братской могиле воинов на Тонком мысе, но и ухаживаем за воинским захоронением. Мы создали документальный фильм о подвиге летчиц 46-го женского авиаполка ночных бомбардировщиков – о легендарных «ночных ведьмах»
Я говорю «МЫ», потому что эта работа сближает учащихся и педагогов, а значит, мы лучше понимаем друг друга и становимся единым целым.
Как следует из моего опыта, приведенные в работе методы и приемы познавательной деятельности учащихся повышают их учебную мотивацию на уроках кубановедения, а значит, служат оптимизации, улучшению качества учебного процесса.
В результате данной целенаправленной деятельности мы имеем возможность достичь главную цель преподавания кубановедения: воспитать у наших детей устойчивый интерес и уважение к истории Краснодарского края, сформировать активную гражданскую позицию.
Кроме того, у учащихся формируется активная познавательная потребность, что придает обучению творческий, проблемно-исследовательский, самостоятельный характер. Одновременно улучшается качество обучения, сами же учащиеся с удовольствием участвуют в ходе урока, направленного на познание мира, который их окружает.
Народная мудрость гласит: «Если твои дела рассчитаны на год – сей рожь, если на десятилетие – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей».
Я верю, что мой предмет поможет ребенку научиться искренне любить и беречь наш неповторимый край, нашу малую родину, нашу Кубань.