Реализация Федерального образовательного стандарта начального общего образования
Опубликовано 31.03.2014 - 22:33 - Щупко Галина Григорьевна
МБОУ Краснооктябрьская СОШ, в которой я преподаю, работает по реализации ФГОС НОО, который окончательно введён с 2010 года по всей стране. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования является неотъемлемой составной частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
В начальной школе реализуется программа и УМК «Перспективная начальная школа» под редакцией Н. А. Чураковой, которая соответствует требованиям ФГОС. Одним из свойств программы является интеграция, которая позволяет устанавливать связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью обучающихся по применению этих знаний.
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей и развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Моя педагогическая поддержка индивидуальности ребёнка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в паре и в малых группах позволяют мне как учителю обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий. Работая пятый год по программе УМК «Перспективная начальная школа», не раз убеждалась, что высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют моим воспитанникам работать в условиях актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
ФГОС для начальной школы содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ-компетентность учителя, в частности работу в информационной среде. Важно значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование, так называемого, операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Электронные образовательные ресурсы позволяют моим ученикам выполнить дома более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. В урочной и внеурочной деятельности я и мои ученики часто используем такие электронные образовательные ресурсы, как Портал "Начальная школа" www.nachalka.com, детский портал «Солнышко» www.solnet.ee, библиотека материалов для начальной школы www.nachalka.com/biblioteka, а также сайты Всероссийских конкурсов и предметных олимпиад www.konkurs-chip.ru, www.eruditez.ru, www.kitendo.ru, www.konkurs.sertification.org. Таким образом, использование открытых информационных ресурсов помогает мне совершенствовать качество образовательного процесса.
В рамках реализации программы «Электронный документооборот» с 1 сентября 2013 года в нашей школе введены электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение образовательного процесса в информационную среду. Большим подспорьем для учителя являются приложения для начальных классов в Единой Образовательной Сети www.dnevnik.ru, которые можно использовать на самых различных уроках и мероприятиях.