Обобщение опыта

Щупко Галина Григорьевна

Обобщение опыта по теме:

«Проектная деятельность в начальной школе как одно из условий повышения качества образования младших школьников в условиях реализации регионального компонента»

 

                                "Единственный путь, ведущий к знаниям,

                                                    - это деятельность".

                                                                                  Бернард Шоу

 

Актуальность проекта:

Я считаю, что одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе.

Исходя из теории отечественного психолога Л.С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Детьми приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности, с интеграцией межпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков, с формированием УУД.

Несмотря на очевидную необходимость использования исследовательских методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребёнка, делая в итоге практически невозможным процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития. Между тем, общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.        

Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Актуальность проекта подтверждается следующими противоречиями:

·       Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока;

·       Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся;

·       Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями  и трудностью их интегрирования в учебный процесс.

Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы: отсутствие у детей поисковой деятельности.

Гипотеза.

На мой взгляд, система формирования основ проектной деятельности будет эффективной если:

-      она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;

-      направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;

-      характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Новизна.

Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.

Ведущая педагогическая идея.

 Метод учебного проекта – один из путей формирования:

-      готовности к целеполаганию;

-      готовности к оценке;

-      готовности к действию;

-      готовности к рефлексии;

-      готовность к самовоспитанию и самообразованию.

Цель проектной деятельности: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Задачи:

  • исследовать актуальность проблемы в рамках школы;
  • выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
  • выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
  • ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов, как в урочной, так и во внеурочной работе;
  • исследовать результативность применения метода проектов в образовательном процессе
  • использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

Предполагаемые результаты:

1.    Расширение кругозора учащихся в интересующих их областях знаний;

2.    Умение находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме;

3.    Умение планировать работу над проектами;

4.    Умение сотрудничать друг с другом при выполнении проектов; доводить начатое дело до конца.

Технология опыта.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. 

Для меня возможности метода проектов, деятельностного подхода в обучении для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

 

Ученик      

Учитель

Определяет цель деятельности.

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания.

Рекомендует источник получения информации.

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы.

Выбирает пути решения    

 

Содействует прогнозированию результата.

Активен

Создаёт условия для активности школьника.

Субъект обучения     

Партнер ученика.

Несет ответственность за свою деятельность.  

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Главным компонентом проектной деятельности должен быть интеллектуальный поиск.

Стадии работы над проектом – это «пять П» Проблема –  Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт –  Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

В проектной деятельности выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

мотивационный этап: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи;

планирующий или подготовительный этап: определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности;

информационно-операционный этап: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником;

рефлексивно-оценочный этап: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

В связи с введением ФГОС встала необходимость в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, где, на мой взгляд, особое место нужно отвести проектной деятельности.

В учебном плане начальных классов есть курс «Проектная деятельность», при реализации которого я и начала использовать метод проектов. Его я использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности. 

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта помогает наиболее оптимальной реализации регионального компонента, при внедрении курсов «Доноведение» (автор – Е.Ю. Сухаревская) и «Песни и сказки Тихого Дона» (автор – Г.И. Савельева).

Наш Донской край – это непросто русский край, это казачий край. По убеждению большинства учёных и преподавателей, всего населения области убеждено в том, что казачество – это часть русского народа, имеющая свои  уникальные черты и особенности. Дон обладает богатейшим природным, историко-культурным, фольклорно-этнографическим населением.  Культурное богатство области представлено памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая современными памятниками. Донские казаки сыграли большую роль  в обороне России  от внешних врагов. Военная деятельность казачества наложила  своеобразный отпечаток  на повседневный быт, архитектуру, народное творчество.

В процессе реализации курсов «Доноведение» и «Песни и сказки Тихого Дона»  расширяется кругозор ребят, они знакомятся с хозяйственной жизнью России, фольклорным наследием Донского края, прививается любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества, гордость за свой народ, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости. Активное участие школьников в изучении истории и традиций родного края приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает обучающихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

При изучении курсов «Доноведение» и «Песни и сказки Тихого Дона» я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: практико-ориентированные, исследовательские, индивидуальные, информационные, творческие, районные, ролевые.

 Практико-ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

 Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

 Проект «Славная осень» по созданию поделок из природного материала и исполнению стихов и песен об осени.

Проект «Насекомые нашего края» – поделки из природного материала.

Проект «Быть добру на Дону» приурочен ко Дню пожилого человека, в ходе которого дети выбрали семью пожилых людей и помогли в уборке двора. При этом дети поздравили их, вручив цветы и прочитав стихотворения.

Проект «Жаворонки» по выпечке из теста фигурок жаворонков – предвестников весны.

Проект «Строим домики для птиц» по созданию скворечников, размещенных вблизи школы или около своих домов.

Проект «Поможем птицам зимой» по изготовлению птичьих кормушек, которые вывешиваются на территории хутора.

Проект «Посылка солдату» – сбор и отправление посылок военнослужащим из родного хутора.

Проект «Мой хутор» по изготовлению макетов улиц хутора, родной школы и достопримечательных мест хутора.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, исследование, моделирование, социологический опрос, интервьюирование.

 Проект «Длинные волосы – в этом что-то есть» по выявлению предпочтений подрастающего поколения (мальчиков и девочек Краснооктябрьской СОШ) и их представлений о девичьей красоте.

Индивидуальный проект выполняет ученик самостоятельно.

Проект «Моя родословная», отражающий родословное древо семьи.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

 Проект «Слава армии родной в день её Рождения! (1918-2013 г.)» –рассказ о защитниках Отечества: как о выдающихся личностях, так и простых людях – об отцах, братьях, дедушках.

 Проект «75 лет Ростовской области» – информационный блок об истории, природных богатствах, выдающихся личностях Донского края.

Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Проект «Народные сказки Тихого Дона», представляющий    иллюстрации, поделки, аппликации к сказкам.

Районный проект реализуется на районном уровне.

Проект «Жилище казака», посвященный 35-летию Весёловского района, приуроченный к районному конкурсу «Весёловская весна»

Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участники проекта берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Проект «Народные сказки Тихого Дона» – театрализованное представление по мотивам народных сказок Тихого Дона «Бисеринка», «Танюша и мачеха», «Ванюша и Баба-Яга»

Большинство проектов проводятся в тесном сотрудничестве с родителями учеников, например, проекты «Жаворонки», «Строим домики для птиц», «Поможем птицам зимой», «Моя родословная», «Слава армии родной в день её Рождения! (1918-2013 г.)». Кроме того, с целью ознакомления с историей родного края была организована поездка в Ростовский краеведческий музей с участием родителей. Таким образом, прослеживается и укрепляется связь «Учитель-ученик-родитель».

У каждого из моих учеников есть портфолио, в котором фиксируются достижения учащихся.

Любая работа оценивается по результатам. Мои ученики неоднократные участники и призеры конкурсов творческих и исследовательских работ, как на муниципальном, так и на всероссийском уровнях. В апреле 2013 года Портнова Екатерина представила проект «Жилище казака» и заняла  III место в районном конкурсе творческих работ «Музыка Весёловской весны».  В марте 2013 года Портнова Екатерина принимала дистанционное участие в V краевом конкурсе исследовательских работ учащихся «Дерзание-Старт» в г. Пермь и была награждена дипломом участника. Имею грамоту от Отдела образования Администрации Весёловского района за подготовку победителя Портновой Екатерины в районном конкурсе творческих работ «Музыка Весёловской весны»;  диплом за подготовку участника V краевого конкурса исследовательских работ учащихся «Дерзание-Старт» в г. Пермь. Ребята принимают активное участие в работе школьной сессии для одаренных детей. Некоторые проекты «Слава армии родной в день её Рождения! (1918-2013 г.)», «Длинные волосы – в этом что-то есть» опубликованы в сети интернет на порталах «Продлёнка», «Nsпортал».

Проектная деятельность обогащает жизненный опыт ребят, позволяет творчески воспринимать действительность, не оставляет равнодушными к изучаемому программному материалу, расширяя и углубляя его. Видно, что в ходе работы над проектами дети приобретают опыт самостоятельной, творческой деятельности.

Таким образом, я полагаю, что приведённые мной аргументы подтверждают то, что проектная деятельность в начальной школе является одним из условий повышения качества образования младших школьников в условиях реализации регионального компонента.

Используемая литература

1.         Громыко Ю.  В., Громыко Н. В., Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии, № 2, 2012.

2.         Давыдов В. В., Теория развивающего обучения. – М., 1996.

3.         Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / сост. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011.

4.         Хохлова М. В., Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников // Педагогика, № 5, 2004. 

5.         Сергеев И. С., Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2009.