Наставничество

Капац Ирина Николаевна
  • Приказ о  наставничестве 
  • Программа наставничества 
  • Индивидуальный образовательный  маршрут повышения профессиональной .компетентности молодого специалиста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ

Советский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа

п. Коммунистический»

П Р И К А З

«01» сентября 2023 г.                                                                                                        № 189

п. Коммунистический

О назначении наставников

          С целью оказания методической помощи педагогическим работникам, начинающим трудовую деятельность, имеющим педагогический стаж менее 3-х лет

п р и к а з ы в а ю:

  1. 1. Назначить наставниками педагогических работников, имеющих педагогической деятельности не менее 10 лет, опыт в преподавании предметов, выполнении педагогических функций, а именно:
  2. 1.1. Пацкову Надежду Александровну, учителя биологии, наставником Пацковой Юлии Владимировны, учителя химии.
  3. 1.2. Ширяеву Елену Владимировну, учителя русского языка и литературы, наставником
  4. Ширяевой Юлии Алексеевны, учителя русского языка и литературы.
  5. 1.3. Фалину Светлану Александровну, учителя русского языка и литературы, наставником Пивоваровой Виктории Алексеевны, учителя истории и обществознания.
  6. 1.4. Капац Ирину Николаевну, учителя физики и математики, наставником Естехиной Евгении Владимировны, учителя математики и физики.
  7. 2. Пацковой Надежде Александровне, учителю биологии,  Ширяевой Елене Владимировне, учителю русского языка и литературы, Фалиной Светлане Александровне, учителю русского языка и литературы, Капац Ирине Николаевне, учителю физики и математики:
  8.  2.1. подготовить план работы с молодыми специалистами и представить директору в срок до 16 сентября 2023 года;
  9.  2.2. представить директору до 25 числа каждого месяца информацию о выполнении плана.
  1. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Кокшарову Ольгу Павлиновну, заместителя директора по учебной работе.

Директор                                                                                      С.А. Фалина

С приказом ознакомлены:

________________________ «___»________________2023г. /Кокшарова О.П./

________________________ «___»________________2023г. /Фалина С.А./

_______________________ «___»_________________2023г. /Пацкова Н.А./

________________________ «___»________________2023г. /Пацкова Ю.В./

________________________ «___»________________2023г. /Ширяева Е.В./

_________________________ «___»_______________2023г. /Ширяева Ю.А./

________________________ «___»________________2023г. /Капац И.Н./

_______________________ «___»_________________2023г. /Естехина Е.В./



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

п.Коммунистический»

Согласовано

Зам. директора по УР

________________О.П.Кокшарова

«____»________________2023г.

Утверждаю

Директор МБОУСОШ п.Коммунистический

                  ___________________С.А.Фалина    

               «____»____________________2024г.

ПРОГРАММА  НАСТАВНИЧЕСТВА 

«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ» 

на 2023/2024 учебный год

                                                           

                                                                Составитель:      

                                                       Капац Ирина Николаевна,

                                                 учитель физики и биологии,

                                                              высшая квалификационная категория

Срок реализации: 1 год

Коммунистический, 2023

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

Актуальность разработки программы наставничества        3

Цель и задачи программы наставничества        3

Срок реализации программы        4

II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        4

2.1 Основные участники программы и их функции        4

2.2. Механизм управления программой        4

III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ        5

Организация контроля и оценки        5

IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД        6

        

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность разработки программы наставничества

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.

Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Профессиональная помощь необходима не только молодым, начинающим педагогам, но и вновь прибывшим в конкретное образовательное учреждение учителям. Нужно помочь им адаптироваться в новых условиях, ознакомить их с учительской документацией, которую им необходимо разрабатывать и вести в данном учреждении, а также  оказывать методическую помощь в работе.  

Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога и вновь прибывшему учителю, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста  и вновь прибывшего специалиста получить поддержку опытных педагогов-наставников, которые готовы оказать им теоретическую и практическую  помощь на рабочем месте, повысить их профессиональную компетентность.

Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:

  • вхождение в профессиональное образовательное пространство;
  • профессиональное самоопределение;
  • творческая самореализация;
  • проектирование профессиональной карьеры;
  • вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
  • самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.

Данная программа очень актуальна для нашей школы, так как у нас работает вновь прибывший учитель.

Цель и задачи программы наставничества

Программа наставничества направлена на достижение следующей цели:

оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

Задачи:

1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;

2. Оказание методической и практической  помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;

3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.

Срок реализации программы

Данная программа наставничества   рассчитана на 1 год. Начало реализации программы наставничества с 1.09.2023 г., срок окончания  1.09 2024 года.  

Применяемые формы наставничества и технологии

Основной формой наставничества данной программы является «педагог-педагог». Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, медиация, проектная.

Так, например, наставляемые встречаться будут с наставниками по ситуации,  если у наставляемого возникнут свои личные проблемы или проблемы с детьми, родителями, возникнут трудности при решении педагогических ситуаций, то им на помощь придёт школьная  служба  медиации, а также молодые специалисты сами помогут опытным педагогам в освоении современных технологий, терминов, техники и т.д.

II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 Основные участники программы и их функции

Наставляемые:

Естехина Е.В.. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса

Наставник для молодого специалиста:

            куратор программы – Капац И.Н.

2.2. Механизм управления программой

Основное взаимодействие между участниками«опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Основными принципами работы с молодыми специалистами являются:  

Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.  

Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.  

Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.  

Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

Требования, предъявляемые к наставнику:

 -знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

 -изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

 -вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

-проводить необходимое обучение;

-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

  -личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

 -подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Требования к молодому специалисту: 

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

 - выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

 - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

 - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

 - периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения. 

Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами:  беседы;  собеседования;  тренинговые занятия;  встречи с опытными учителями;  открытые уроки, внеклассные мероприятия;  тематические педсоветы, семинары;  методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков;  анкетирование, тестирование;  участие в различных очных и дистанционных мероприятиях;  прохождение курсов.

III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 Организация контроля и оценки

Контролировать и оценивать работу наставляемых будет наставник. Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

 Текущий контроль и итоговый контроль будет происходить  по итогам составленного наставляемым и наставником отчёта.


IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ожидаемые результаты. Результатом правильной организации работы наставника будет высокий уровень включенности молодого  специалиста в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагог - наставник получит необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Среди оцениваемых результатов: 

● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

● качественный рост успеваемости;

      ● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

План работы

 педагога-наставника, учителя  Капац Ирины Николаевны,

с молодым специалистом: учителем математики и физики

 Естехиной Евгенией Владимировны

на 2023-2024 учебный год

Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.

Задачи:

  • помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
  • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
  • развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодого педагога и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.

2. Посещение уроков молодого педагога.

3. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной,  научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).

6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого педагога.

7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.

8. Организация мониторинга эффективности деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • успешная адаптации молодого педагога в учреждении;
  • активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • использование в работе начинающего педагога современных педагогических технологий

Мероприятия

по планированию, организации и содержанию деятельности

Содержание мероприятий

Контроль

Работа по предмету

Воспитательная работа

Работа с нормативной документацией

Сентябрь

1.Изучение ФГОС ООО, рабочих программ по предметам, календарно-тематического планирования.

2. Оказание помощи в разработке поурочных планов.

3. Практикум " Цель урока и его конечный результат".

4.Взаимопосещение уроков с последующим анализом.

Разработка индивидуальной программы работы педагога по самообразованию

Анкетирование молодого педагога, индивидуальные беседы ;

Знакомство с опытом работы по самообразованию других учителей 

1. Час общения "Расскажи о себе"

2.Изучение плана

воспитательной работы школы, составление плана воспитательной работы класса.

3. Консультации по вопросу возрастных особенностей школьников.

 

 

1.Изучение нормативно – правовой базы школы (календарный учебный график, учебный план, план работы школы на 2023-2024 уч. год, документы строгой отчетности),

2. Практическое занятие «Ведение школьной документации»

Контроль ведения журнала, учебного плана, контроль качества составления поурочных планов.

Октябрь

Оказание помощи в работе над методической темой по самообразованию.

 Совместная разработка планов-конспектов уроков

Взаимопосещение уроков с последующим анализом.

Занятие: «Методика проведения урока

«Слагаемые успешности урока»

« Основные требования к современному уроку»

 «Факторы, которые влияют на качество преподавания»

1.Изучение документации о проведении уроков.

2.Практическое занятие: «Выполнение единых требований к проведению уроков».

«Типы и формы уроков»

Контроль качества составления поурочных планов.

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документа-ции.

Ноябрь

1.Занятие: «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий».

2. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

3.Оказание помощи в прохождении курсов.

4.Консультация "Современный урок: структура и конструирование"

Практикум: «Совместная разработка внеклассного мероприятия» Посещение уроков наставника и их структурный анализ

1.Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти»

2.Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся. 3.Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа".

Контроль качества составления поурочных планов, посещение уроков, внеурочных занятий, внеклассных мероприятий.

Декабрь

1.Беседа: «Дифференцированный подход в организации учебной деятельности»

2.Практикум «Формы и методы работы на уроке».

3.Уроки математики и физики. Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

1.Тренинг: «Учусь строить отношения. Анализ педагогических ситуаций».

1.Составление аналитических

справок.

Проверка выполнения программы. Контроль ведения школьной документа-ции.

Январь

Инновационные технологии в обучении. Технологии деятельностного обучения в урочное и внеурочное время

Дефектологические занятия. Оказание помощи в подготовке и проведении занятий в соответствии с требованиями ФГОС.

Использование современных образовательных

технологий в учебном процессе.

Анализ различных стилей педагогического общения Консультация "Эффективность урока – результат

организации активной деятельности учащихся"

Смообразование педагога: курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы.

Контроль качества составления поурочных планов (технологических карт урока)

 

Февраль

1. Практикум:. Методы активизации познавательной деятельности учащихся. 2.Видеоуроки.

1.Индивидуальные беседы с родителями

Дискуссия «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неѐ»

1. Изучение документов по ФГОС.

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документа-ции.

Март

1. Организация индивидуальной работы с учащимися на уроках и дефектологических занятиях.

2. Дискуссия: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё»; «Анализ различных стилей педагогического общения».

1.Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио.

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документа-ции.

Контроль ведения портфолио

Апрель

1. Составление и разработка технологических карт к урокам.

Занятие «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями».

Составление итоговых тестов для проверки.

Посещение уроков. Контроль ведения школьной документа-ции.

Май

1.Подведение итогов работы за год.

2Организация проверки ЗУН у учащихся.  Составление предварительного плана учебно-методической работы на следующий год.

1.Оказание помощи отчета о работе.

1. Отчет о результатах наставнической работы. Оформление и заполнение отчетной документации учителя физкультуры и учителя-дефектолога

Собеседование по итогам года (успевае-мость, качество, выполнение программы)

Критерии оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем-наставником

№№

Показатели

Владеют в достаточной степени

Скорее владеют

Затруд- няются ответить

Не владеют

1. Теоретическая готовность к практике преподавания

1

Уровень теоретической

подготовки по преподаваемой

дисциплине

2

Умение использовать на уроке

результаты современных

исследований в области данной науки

3

Свободное владение

материалом урока

2. Методическая готовность к практике преподавания

1

Умение самостоятельно

составлять конспект урока

2

Умение вызвать интерес у

учащихся к теме урока, к

изучаемой проблеме

3

Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного

материала учащимися (опрос)

4

Умение объективно оценивать

ответ учащегося

5

Умение применять

разнообразные методы

изложения нового материала

6

Умение использовать

технологии активного обучения

7

Умение поддерживать

обратную связь с коллективом

учащихся в течение всего урока

8

Умение организовать

самостоятельную творческую

работу учащихся на уроке

9

Умение стимулировать

учащихся у выполнению домашнего задания

3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской

деятельности

1

Умение анализировать

собственную преподавательскую деятельность

2

Умение свободного

коллективного и

индивидуального общения на уроке

3

Владение вербальными и невербальными

средствами общения

4

Наличие чувства уверенности

в себе

Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем наставником осуществляется по следующим критериям:

№№

Показатели

Владеют в достаточной степени

Скорее

владеют

Затруд- няются ответить

Не

владеют

1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к

профессиональной роли учителя

1

Положительное отношение к

профессии

2

Стремление к общению с

детьми и осознанность выбора

форм работы с ними.

3

Анализ и самоанализ

результатов деятельности

2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством

1

Умение излагать материал

ясно, доступно, соблюдая

последовательность

2

Умение выделять основные

единицы или блоки знаний

3

Владение навыками

организации учащихся для

самостоятельного осмысления материала

4

Владение различными

методами и технологиями

обучения

5

Умение выстраивать систему

уроков и подачу материала, использование проблемных и творческих ситуаций

6

Владение технологией

внеклассной работы с

учащимися как по предмету.

Видение структуры

образовательного пространства

школы

7

Творческая организация

работы. Проектная,

исследовательская работа учащихся на уроке и во

внеурочное время.

8

Владение навыками индивидуальной работы с

учащимися как в процессе учебной, так и внеклассной

деятельности. Умение работать с диагностическим

паспортом ученика и класса

9

Владение проектировочными и конструктивными умениями

3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации

в процессе подготовки молодого учителя

1

Уровень решения

профессиональных задач

2

Умение корректировать и

прогнозировать результаты педагогической деятельности

3

Адекватность самооценки готовности к работе в ОУ


Предварительный просмотр: