Самообразование

С целью повышения качества образовательной деятельности уделяю большое внимание самообразованию и саморазвитию. Составила план развития педагога по самообразованию «Приобщение детей к истокам русского народного творчества»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz_m.h.h.word_4.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

  1. Ф.И.О. педагога – Муслимова  Хадижат  Хулатаевна
  2. Образование – высшее, 1 – я квалификационная категория
  3. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русского народного творчества»

     Дата начало работы над темой: сентябрь 2015 года

     Предполагаемая дата окончания работы: май 2017 г.

     Цель: воспитание творчески развитой личности через познавательную деятельность дошкольников при приобщении к истокам русского народного творчества. 

    Задачи:

  • Создание условий для восприятия целостной картины мира.
  • Формирование первоначальных представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
  • Побуждать интерес к произведениям устного народного творчества.
  • Способствовать развитию познавательности, активности, любознательности.
  • Сформировать чувство национального достоинства.
  • Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, так как в них отражается глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  •   Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада
  • Оформить в ДОУ мини – музей «Русская изба»
  • Организовать работу в группе вариативной деятельности МБДОУ кружок «Русская изба»,
  • Разработать рабочую программу по мини музею «Русская изба»
  • Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  • Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете; презентация по теме для педагогов ДОУ.

Используемые технологии:
   

                                                  Здоровьесберегающая

  •  Технология игровой обучающей ситуации
  •   Технология проблемного обучения
  •  Игровая технология
  • Использование ТСО и мультимедийных презентаций

Методы:

  • Игровой метод
  • Наглядный
  • Художественное слово
  • Музыкальное сопровождение

Система занятий по месяцам

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  •  изучение литературы по теме; 
  • самоанализ и самооценка НОД в своей группе; 
  • проведение открытого занятия для родителей ;
  • обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ;
  • работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ по теме;

Индивидуальный  план самообразования по теме: «Приобщение детей к истокам русского народного творчества»

Сентябрь

Изучение и подбор литературы.

Диагностика детей на начало года.

Разработка перспективного плана по работе с детьми.

План самообразования.

Перспективный план.

Результат диагностики.

Конец сентября – начало октября.

Октябрь

Проектная деятельность по приобщение детей к истокам русского народного творчества

Подбор материал для создания мини – музея «Русская изба»

Проекты по заданным темам.

Мини –музей, конец октября- начало ноября.

Ноябрь

Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме.

Консультации для педагогов и родителей.

Подбор материала по теме  для педагогов.

Папки передвижки.

Консультации для родителей.

Подбор материалов по теме для педагогов.

Конец ноября – начало декабря.

Декабрь

Участие в семинаре в ДОУ

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Доклад

Конец декабря

Январь

Рождественский сочельник

Консультация

Стенгазета

Творческая выставка детских работ

Конец января.

Февраль

Размещение опыта работы в СМИ

Народные праздники в кругу семьи.

Доклад

Фото выставка.

Конец февраля

Март

Духовное развитие народов проживающих в Ханты - Мансийской области.

Консультация.

Конец марта.

Апрель

Светлая Пасха

Стенгазета

Папки передвижки для родителей

Конец апреля

Май

«У семейного очага» подбор материала

Мероприятие с родителями детьми.

Конец мая

Перспективный план  самообразования в работе с детьми и родителями

на 2015- 2017 учебный год

Месяц

Тема

Цели и задачи

   Формы работы

с детьми

 с родителями

Сентябрь

 «Путешествуем

 в прошлое России»

«Русский народный костюм»

Разработать перспективное планирование по теме: Приобщение детей к истокам русского народного творчества»

Чтение русских народных сказок. Знакомство с русским фольклором. Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями

На примере легенд, былин

показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев.

Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

Рассматривание семейных фотографий;

Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»;

Изготовление семейного древа

Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других;

Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи)

Оформление альбома «Русский народный костюм» (совместно с родителями;

«К нам гости пришли» с/р игра

(Кукла в русском костюме);

Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха.

Создание мини-музея «Русская изба»

 «Анкетирование на тему: «Русские традиции в нашей семье»

Изготовление стенгазеты на тему «Семейные традиции» Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуре»

Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках

Октябрь

«Вечера долгие, руки умелые, головушки умные

«С новым урожаем!»

«Покров – первое зимовье»

Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение.

Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ

Продолжать знакомство детей с народными праздниками

Беседа с детьми о культуре и быте русского народа.

Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз);

Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.

Праздник  «Осень, осень, в гости просим»;

Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок;

Выставка поделок из природного материала.

Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой;

Рисование не тему «Поздняя осень»

Круглый стол для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное»

Ноябрь

«Дом, дом, открой свою тайну»

«Дух и природа»

«Синичкины именины»

Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору;

Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на  Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа.

Познакомить детей с традициями  проведения праздника на Руси

Развлечение «Милости просим, гости дорогие»

Отгадывание загадок о предметах быта;

Экскурсия в краеведческий музей;

Д/И «Собери целое из частей»

Чтение: «Сказания и поверья русского народа»;

Чтение стихов о природе;

Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги

(обыгрывание)

Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях»

Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц»

Конкурс «Родословное древо моей семьи»

Подарки и поздравления мамам к Дню Матери

Мамина школа «Волшебный лоскуток»

Декабрь

«Начинаем готовиться к зимним святкам»

«Спиридон – солнцеворот»

«Новый год у ворот »

Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях

Продолжать знакомить детей с традициями  проведения праздников на Руси

  Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям,  учить сравнивать, делать умозаключения.                                                                          

Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках;

Разучивание колядок, игр к празднику;

Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням

Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки)

Хоровод с Петрушкой;

Драматизация отрывков из сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка»

Презентация для детей «Новый год на Руси»

Пение колядок;

Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие;

Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров»

Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы), «На пороге Новый год»

«Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника

Участие детей и родителей в творческом конкурсе в рамках Рождественского фестиваля «Возродим Русь Святую»,

«Декоративно-прикладное творчество»

январь

«У нас Рождественский Сочельник»

«Русский самовар и чаепитие на Руси.

Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций.

Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа.

Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки»

Конкурс рисунков «Рождественская сказка»

Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д»

Рассматривание коллекций чая;

Лепка из соленого теста пряников, сушек;

Д.И «Разбитый чайник»

Чайный вечер с родителями.

Участие в муниципальном конкурсе «Кормушка для птиц»

Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании»

«Зимушка-зима» - экскурсия с родителями и детьми в парк

Февраль

«Ждем весну. Готовимся к Масленице»

«День Трифона. День святого Валентина (14 февраля)

«Познаем секреты русской кухни. Печем блины»

Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси.

Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность.

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров;

Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»;

Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица»

Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей;

Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу;

Загадки о блинах;

Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов;

с/р. Игра «Семья»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?»

«Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап

Фоторепортаж «Я и мой папа»

Папка передвижка «Россия – наша Родина»

Готовимся к народному празднику «Масленица»

Март

«Народные промыслы:

хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка,

 жестовские подносы»

Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку.

Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор.

Игра – путешествие « В музее  народного творчества»

    Рисование на темы:

- «Русская матрёшка»

-  «Городецкая роспись»

- «Это чудо – Гжель»

- «Роспись дымковских игрушек»

     Лепка на темы:

- «В гостях  у сказки»

- «Дымковские игрушки»

     Аппликация на темы:

- «Орнаменты для сарафанов и кокошников»

- «Украшение дымковских игрушек»

Дидактические игры:

   «Укрась кокошник», «Составь узор»

Выставка работ детского творчества «Город мастеров»

Совместное творчество детей и родителей на региональный конкурс  «Благовест» - изготовление птичек и рассказ о родном крае

Изготовление скворечников

Праздник для мам и бабушек

Мастерим подарки для мам

Фоторепортаж «Я и моя мама»

Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»

Апрель

«Благовещенье – птиц на волю отпущенье»

«Вербное воскресенье»

«Пасха»

Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.  Приобщать детей к духовному наследию русского народа.

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.

Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями.

Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице;

Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д)

Рассматривание веточек вербы;

Использование веточек вербы в игре «Ручеек»;

Игра с пением «Верба – вербочка»

Склеивание корзиночек подставок для яиц;

Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию»

Праздник «Пасха»

Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет»

Мастер-класс для мам «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи»

Изготовление пасхальной корзиночки

Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании»

Презентации «Семейное хобби»

Май

«Не бывать на Руси весны без Егория»

«Про отцов и дедов помним»

«Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси»

Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда.

Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину.

 

Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы)  Развивать творчество, артистизм.

Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя.

Посещение Краеведческого музея (дети и родители)

Выставка работ детского творчества «Победный май»

Рассматривание фото из семейного альбома;

Утренник «День победы!»

Развлечение «Прощание с весной, встреча лета»

Хоровод «Во поле береза стояла»

Загадывание загадок о березе, о лете;

Коллаж «Разноцветная полянка»

Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы

Конкурс творческих работ «Любимая сказка»

Психологический тест «Знаете ли вы своего ребенка?»

«Наши успехи» - родительское собрание

Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом.

Планируемый практический выход:

  • Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;
  • Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;
  • .Подготовка консультаций  для педагогов. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;
  •  Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;
  •  Выставка работ. Тема: «Осенние дары», «Кормушка для птиц», «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;
  •  Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники»;
  •  Проект. Тема: «Народные праздники», «Зимние забавы», «Рождество», «Народные пословицы, заклички, поговорки;

 Отчёт о проделанной работе за учебный год. Проведение конкурсов, выставок с детьми и родителями на тему: «Осенняя мастерская», «Осенние фантазии»; «Мои любимая игрушка», «Масленичная кукла», «Новогодняя елка» ; «Мастерская Деда Мороза»; «Книжка-малышка»; «Я и мой город Нижневартовск»; «Кукла из бабушкиного сундучка»(изготовление куклы из ниток), Стихи и песни посвященного ко Дню Матери на тему: «День Матери»; к Дню рождения  К.И.Чуковского, А.Барто; организация выставок детских рисунков по тематике; дидактических, интерактивных игр по тематике.

 Предполагаемый результат: в результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства. У родителей повысится заинтересованность к возрождению культуры своего народа. Планирование самообразования по этому направлению позволит познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.       

     Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.      

     Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

     Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.