Профориентация в школе

Турова Юлия Сергеевна

Профориентация старшеклассников

 

Профориентация старшеклассниковВыбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. optacio — желание, избрание). Стадия выбора должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

 

Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девя­тиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора про­фессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 — по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста.

Квалифицированная помощь заключается в том, что консультант помогает человеку определить наличие и направленность своих профессиональных интересов и склонностей, личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда; информирует его о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии; знакомит с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути. Окончательный же выбор будущей профессии остается за самим человеком.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития. Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.

 В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художествен­ный образ» (X).

 

Карта мира профессий

 

Условное название типа профессий

Характерис-
тика предмета труда

Профессио-нально-техническое образование

Среднее специальное образование

Высшее образование

«Человек —природа»

Живые организмы, биологические, микробиологи-ческие процессы

Плодоовощевод, животновод

Техник-лесовод, зоотехник, флорист

Зооинженер, агроном, ветеринарный врач

«Человек — техника»

Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы

Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик

Техник-технолог, техник-строитель

Инженер

«Человек —человек»

Люди, коллективы, группы, социальные процессы

Продавец, парикмахер

Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения

Учитель, инженер, менеджер

«Человек — знак»

Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы)

Наборщик, чертежник, оператор ПК

Инспектор-финансист, экономист

Инженер-экономист, редактор, ученый- теоретик

«Человек —художественный образ»

Художествен-
ные образы, их свойства, элементы

Гравер, лепщик архитектурных деталей

Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель

Художник-конструктор, дизайнер интерьера, модельер, актер

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ПРИРОДА»

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.

Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.

Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.

 

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ТЕХНИКА»

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность определенность действий.

Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны и опасны.

Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, техническим заданием), но и способы работы.

 

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.).

 

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК»

Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

1) нужно уметь устанавливать и под­держивать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;

2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

 

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ЗНАК» («ЧЕЛОВЕК — ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»)

Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

 

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

  • Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
  • Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
  • Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.

 

Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано», которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство — это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.) Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.

Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности). Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен объяснять неудачи действиями других людей («помешали», «не дают проходу», «завидуют»,»тормозят» и т.п.)

С целью реализации профессионального самоопределения учащихся я разработала авторскую рабочую прошрамму по преподаванию профориентации в школе «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях Крайнего Северо-Востока».  Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс занятий, экскурсионных мероприятий, творческих конкурсов, деловых игр, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

В основу программы «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях Крайнего Северо-Востока» положено: учебно-методическое пособие «Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в профильной подготовке школьников», разработанное под редакцией С.Н. Чистяковой.  В ввиду того, что данная программа рассчитана на 17 часов, она была доработана с помощью использования разработок других авторов (Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники», Климов Е.А. «Как выбирать профессию?», рабочая программа «Я в мире профессий» для учащихся старших классов (соавт. О.А. Вершинина, О.Н. Рудякова, Е.Д. Шваб и др. «Психологическая работа в школе: разработки уроков», методические разработки издательства «Учитель»).

В связи с тем, что регион проживания учащихся МАОУ «Гимназия №13» обладает определенными географическими и  экономическими особенностями, автором были введены занятия, направленные на выявление социально-экономической ситуации в Магаданской области, а также на выявление образовательных возможностей г.Магадана. К данному типу занятий относятся экскурсионные мероприятия в средне-специальные и высшие учебные заведения г.Магадана, посещение ярмарки профессий, организация учебных занятий с привлечением представителей профессий (в рамках знакомства с миром профессий), изучение с помощью средств массовой информации рынка труда в г.Магадане и Магаданской области, взаимодействие с Управлением по труду и занятости населения Министерства труда и социальной политики Магаданской области  с целью выявления положения на рынке труда в г.Магадане и Магаданской области. Также целью введения данных занятий с региональным компонентом, является агитированное привлечение старшеклассников и выпускников школы к обучению и дальнейшему проживанию на территории Магаданской области, в связи с большим оттоком молодого населения в центральные районы страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_po_proforientatsii.docx139.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

На заседании Научно-методического совета МАОУ «Гимназия №13»

Протокол №_______

от «___»_______________2016

Председатель НМС _________Мосолков Ф.А.

Согласовано

Зам.дир.  по ВР

Марасанова Л.В.

------------------------------

от «___»__________2016

Утверждаю

Директор

МАОУ «Гимназия №13»

Бирюкова А.Л.

------------------------------

от «___»_________2016

        Муниципальное автономное образовательное учреждение

                                   «Гимназия №13»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса  по профориентации

«Профессиональное самоопределение учащихся в условиях Крайнего Северо-Востока»

(для учащихся 10-11 классов)

Составитель: Турова Юлия Сергеевна – педагог-психолог

второй и третьей ступени образования МАОУ «Гимназия №13».

Магадан, 2016.


Пояснительная записка

1.Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.

Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс занятий, экскурсионных мероприятий, творческих конкурсов, деловых игр, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.

В основу программы «Профессиональное самоопределение учащихся в условиях Крайнего Северо-Востока» положено: учебно-методическое пособие «Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в профильной подготовке школьников», разработанное под редакцией С.Н. Чистяковой.  В ввиду того, что данная программа рассчитана на 17 часов, она была доработана с помощью использования разработок других авторов (Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники», Климов Е.А. «Как выбирать профессию?», рабочая программа «Я в мире профессий» для учащихся старших классов (соавт. О.А. Вершинина, О.Н. Рудякова, Е.Д. Шваб и др. «Психологическая работа в школе: разработки уроков», методические разработки издательства «Учитель»).

В связи с тем, что регион проживания учащихся МАОУ «Гимназия №13» обладает определенными географическими и  экономическими особенностями, автором были введены занятия, направленные на выявление социально-экономической ситуации в Магаданской области, а также на выявление образовательных возможностей г.Магадана. К данному типу занятий относятся экскурсионные мероприятия в средне-специальные и высшие учебные заведения г.Магадана, посещение ярмарки профессий, организация учебных занятий с привлечением представителей профессий (в рамках знакомства с миром профессий), изучение с помощью средств массовой информации рынка труда в г.Магадане и Магаданской области, взаимодействие с Управлением по труду и занятости населения Министерства труда и социальной политики Магаданской области  с целью выявления положения на рынке труда в г.Магадане и Магаданской области. Также целью введения данных занятий с региональным компонентом, является агитированное привлечение старшеклассников и выпускников школы к обучению и дальнейшему проживанию на территории Магаданской области, в связи с большим оттоком молодого населения в центральные районы страны.  Сложившаяся социально-экономическая ситуация и условия проживания в Магаданской области являются основным фактором формирования миграционных ориентаций населения. Отток молодого трудоспособного населения обусловлен межрегиональными различиями в уровне и качестве жизни. Именно поэтому в том числе и выпускники школ Магадана принимают решение о переезде в другие регионы страны. По данным фонда Общественного мнения, доля желающих переехать из Магаданской области в другие  регионы, составляет 59% населения. Более того, данные миграционные намерения подтвердили результаты социологического опроса «Миграционный потенциал и механизмы закрепления молодых специалистов в регионе» (2015 г.), проведенный среди студентов-выпускников высших и средне-специальных учебных заведений Магаданской области. Желание покинуть Магаданскую область высказали 41 % опрошенных, из которых 26.6% молодых людей ориентированы переехать в другой город, и 14.4% хотят покинуть страну. При этом, самыми комфортными для жизни и работы выпускники считают Москву и Санкт-Петербург, их выбрали соответственно 27.3% и 26.6.% опрошенных. Почти 13% опрошенных считают привлекательными города Южного федерального округа, и только 8,2% выбирают дальневосточные территории. В связи с этими данными задачей для всех Магаданских школ, в том числе и нашей должно являться  развитие гражданской идентичности, развитие и формирование любви к малой родине, чувства ответственности за будущее нашего региона.

В ходе исследования было выявлено, что только около 10% школьников города ориентированы на то, чтобы остаться в Магадане. Большинство предпочло, если бы появилась возможность, переехать в другой регион. Из них 27,4% согласились бы жить в столичных городах – Москве, Санкт-Петербурге, что говорит о наибольшей привлекательности в глазах магаданских школьников крупных мегаполисов. В другие города центральной России предпочли бы переехать еще 24,3%. Третья по степени привлекательности для учащихся магаданских общеобразовательных школ стратегия миграционной активности связана с переездом заграницу (в Украину, Белоруссию и пр.). И только 2% школьников привлекает сельский образ жизни. Можно сделать предположение, что диспропорция сельского и городского населения в социальной структуре общества в будущем, вероятно, возрастет. Школьники будут ориентированы преимущественно на воспроизводство городского образа жизни и поиск тех условий, которые наиболее соответствуют урбанистическим.

Рис.1. Ответы на вопрос: «Где бы вы предпочли жить, если бы появилась такая возможность?» в % от числа опрошенных от числа учащихся школ г.Магадана.

По данным проведенного опроса большинство опрошенных старшеклассников г. Магадана определились с выбором будущей профессии. На это указали 67,5% респондентов. При этом почти четверть городских школьников еще не выбрали специальность, на которой предпочли бы обучаться. Конечно, в нашей выборке были представлены 9-11 классы, поэтому значительная доля неопределившихся приходится, вероятнее всего, на 14-15-летних респондентов. 7,5% опрошенных затруднились при ответе на данный вопрос.

Рис.2. «Определились ли вы с будущей профессией?» В % от числа опрошенных учащихся г.Магадана.

Большинство опрошенных старшеклассников области также определились с выбором будущей профессии. На это указали 72,3% респондентов. Однако данный показатель выше почти на пять пунктов аналогичного показателя, полученного для группы школьников города. Это, вероятно, говорит о том, что учащиеся поселковых школ, ориентированные на переезд с целью получения профессионального образования, склонны более тщательно продумывать стратегию своего поступления в то или иное учебное заведение. При этом 18,9% респондентов не выбрали специальность, на которой предпочли бы обучаться. Еще 8,8 % опрошенных затруднились при ответе на данный вопрос.

Далее в ходе исследования были проанализированы миграционные намерения школьников. Так, по данным опроса 72,8% учащихся магаданских школ планируют для продолжения образования переехать в другой город. Вероятно, обучение многими магаданскими школьниками рассматривается как необходимый плацдарм для осуществления определенных жизненных перемен, обустройства на новом месте жительства.

Рис.3. «Планируете ли вы обучение за пределами Магаданской области?» в % от числа опрошенных учащихся г.Магадана.

При этом 52,3% учащихся школ поселков Магаданской области также планируют для продолжения образования переехать в другой город. Однако эти данные серьезным образом отличаются от распределения ответов, полученных на данный вопрос, среди старшеклассников города. Так, школьники области гораздо чаще отмечали, что не планируют для продолжения обучения покидать пределы региона. Причем почти четверть опрошенных заявили об этом вполне уверенно. Около 10 % затруднились с ответом.

Среди респондентов, не планирующих уезжать из Магаданской области на период обучения, высока доля тех, кто отмечает, что хотел бы переехать на новое место жительства сразу после окончания учебы, по крайней мере, не теряют на это надежду. Это демонстрирует наличие устойчивых миграционных установок у данной группы опрошенных. Так, 58,7% учащихся городских школ отметили тот вариант, что планируют уехать из региона сразу после окончания вуза или другого образовательного учреждения. Еще 16,4% не определились с собственной позицией. Не думали о переезде только около 4%. При этом 11,6% точно для себя решили, что не собираются никуда переезжать и даже не рассматривают для себя такую возможность. Стоит отметить, что каждый пятый школьник города не имеет четких панов относительно ближайшего будущего. И, возможно, именно на эту группу учащихся магаданских школ, а в будущем студентов, стоит обратить особое внимание и привлечь их к жизни в регионе путем создания более благоприятных условий для жизни.

Именно для реализации данных задач создана данная рабочая программа.

Данный курс представляет собой ориентационную и информационную поддержку выбора профиля дальнейшего образования и комплекс адаптированных активизирующих методов помощи в профессиональном выборе.

 Активизирующие методики, определяющие индивидуальные особенности, позволят учащемуся сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» с реальным «могу» и перенести ситуацию сопоставления на проблему выбора профиля обучения.

Не абсолютизируя результаты тестовых испытаний, данные диагностики помогут учащимся представить структуру своих способностей, интересов, увидеть проблемы в своем развитии, которые надо преодолеть. Полученные результаты – основа для  разработки плана саморазвития, подготовки к определенному виду деятельности. Психодиагностическая работа активизирует процесс самоопределения. Все полученные результаты сводятся в карту выбора направления дальнейшего обучения.

Имитационные игры открывают перед учащимися возможность осуществления профессиональных проб с учетом заявленных ими индивидуальных траекторий, соответствующих интересам, склонностям, способностям учащихся и запросам ранка труда.

Рефлексивное осмысление проведенной работы и оценка уровня собственных возможностей позволит учащимся сделать осознанный выбор образовательной линии и создадут условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и профессии.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Программа ориентирована для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 68 часов.

2. Цели программы.

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
  2. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
  3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
  4. Сформировать гражданскую идентичность, любовь к малой Родине, с целью снижения миграционных намерений молодого населения из Магаданской области.

Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе автор видит формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не другие тенденции становятся основой профессионального выбора.

3. Задачи программы.

  • Когнитивные  задачи:
  1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
  4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
  • Личностные задачи:
  1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
  3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
  4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития Магаданской области и г.Магадана в частности, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие,  желание учащихся жить и работать на благо своего города.
  • Общие задачи
  1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
  2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
  3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
  4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Выстраивая работу по профориентации учащихся, мы опирались на модель личности выпускника, где был определён ряд наиболее важных, на наш взгляд, компетенций. Не случайно в этой модели выделены такие компетенции, как:

  1. ценностно-смысловая - готовностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; 
  1. социально-трудовая - готовностью к гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой, сформированностью знаний в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
  1. общекультурная - осведомленностью в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, эффективных способах организации свободного времени, его ориентацией на полезную, развивающую досуговую деятельность, на здоровый образ жизни;
  1. учебно-познавательная - готовностью к освоению на базовом уровне образовательных программ по предметам учебного плана образовательного учреждения, изучению на повышенном уровне сложности образовательных программ по предметам в соответствии  с интересами и способностями, сформированностью мотивации к познанию, творчеству, продолжению обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
  1. информационная - готовностью самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, мотивацией к овладению основами компьютерной грамотности   информационная - готовностью самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, мотивацией к овладению основами компьютерной грамотности                                          и программирования для успешной социализации в информационном обществе;
  1. личностного самосовершенствования - готовностью осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сформированностью ценностного отношения к самообразованию;
  1. коммуникативная - готовностью к взаимодействию, сотрудничеству с людьми, сформированностью навыков работы в группе, способностью быстро адаптироваться к различного рода изменениям, ориентироваться в общественной обстановке.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

        Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Основные принципы активизации и развития профоринтационой работы.

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми будем руководствоваться при организации работы по данной программе:

● принцип сознательности в выборе профессии учащимися, что выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;

● связь профориентационной работы с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями социума в квалифицированных кадрах;

● принцип взаимосвязи профориентационных Центров, школ, семьи, средних и высших учебных заведений в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в профессиональном самоопределении и выборе профессии, что предполагает усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.

●   Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников - это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения.

           ●     Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;           

           ●  Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы

           ●    Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости.

          ●    Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.

          ●    Соответствие содержания форм и методов профориентационной работыпотребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

4. Особенности программы.

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему профориентации многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме экскурсий, дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

5. Место предмета в базисном учебном плане.

Курс «Жизненные сценарии учащихся в условиях Крайнего Северо-Востока» для учащихся 10-11 классов рассчитан на 68 часов (1 час в неделю на протяжении 10-11 класса).

Изучение курса предусматривается в школьном компоненте базисного учебного плана образовательного учреждения, представленный в виде элективного учебного предмета.

6. Принципы и подходы, лежащие в основе программы.

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.

Социальным партнером гимназии выступает Северо-Восточный Государственный Университет г.Магадана.

7. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • определение профессии и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
  • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
  • возможности получения образования по избранному профилю;
  • перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

8. Критерии и показатели усвоения материала.

1)        Информационные

  • сформированность представления о мире профессий;
  • знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;
  • знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
  • знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе.

2) Исследовательские

  • участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
  • участие в проектах краеведческо-профориентационной направленности, изучающих возможности трудоустройства в г.Долгопрудном;
  • изучение путей овладения избранными профессиями

3) Практические

  • сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
  • готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
  • определение профессиональных планов и намерений учащихся;
  • развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
  • участие в профпробах;
  • знание функций и задач городского центра занятости.

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению

Критерии

Показатели

Когнитивный 

(К)

1. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

2. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно- ценностный 

(М-Ц)

1. Устойчивые познавательные интересы. 

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 

3. Адекватная самооценка ПВК.

Деятельностно-практический (Д-П)

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 

3. Ориентация на творчество. 

4. Стремление к совершенствованию ПВК.

9. Формы проведения занятий и методы контроля.

Формы занятий:

  1. Мини-лекции, беседы;
  2. Демонстрация и проведение методик с их последующим анализом;
  3. Самостоятельное выполнение заданий активизирующих методик и проб;
  4. Консультации индивидуальные и групповые;
  5. Экскурсионные мериприятия.

Формы контроля:  

  1. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного и итогового контроля;
  2. презентации проектов учащихся;
  3. фоторепортажи учащихся;
  4. деловые игры;
  5. анкетирование.

Методы выявления результатов:

  • изучение исходного уровня профориентационных знаний путем анкетирования и индивидуальных бесед;
  • анкетирование по вопросам
  • выявления интереса к профориентационной работе и его мотивации,
  • определения личностной самооценки школьников,
  • чтению специальной литературы;
  • результаты участия школьников в научно-практических ученических конференциях, исследовательских проектах, играх, праздниках;
  • написание сочинений на профориентационную тематику;
  • контрольные срезы уровня усвоения профориентационной информации.

Анкетирование является одним из основных методов выявления результатов. При отборе материалов для предлагаемого респонденту диагностического опросника следует руководствоваться следующими принципами:

  • тезисы опросника прежде всего должны быть направлены на выявление динамики развития личности респондента;
  • формулировки вопросов должны быть понятными для респондентов и требующими  однозначного ответа;
  • постановка вопроса должна побуждать респондента демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе;
  • респондент должен иметь право анонимного заполнения анкеты;
  • формулировка тезисов не должна провоцировать респондента на заведомо общественно одобряемый ответ;
  • опросник должен включать вопросы, играющие роль своеобразного балласта.

На уроках по профориентации не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Итоговой зачетной формой работы назначается либо групповая либо индивидуальная творческая практическая работа, проект, которые учащиеся представляют аудитории. Таким образом, учащиеся на этих уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У них постепенно формируется отношение к этим урокам как средству развития своей личности.

10. Основное содержание программы.

 

  1. Знакомство с миром профессий. Анализ внутренних возможностей.
  1. Многообразие мира профессий
  2. Личность. Влияние типа личности на выбор профессии
  3. Притязания человека и его профессиональная карьера
  4. Социальные проблемы труда
  5. Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности
  6. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Изучение рынка труда г.Магадана.
  7. Профессиональная перспектива. Составление резюме
  1. Социально-экономические условия региона, ранок образовательных услуг.

2.1 Социально – экономические условия современной России (от частного к общему – изучение социально-экономических условий дальнего востока и Магаданской области в частности к социально-экономическим условиям России в целом)

2.2  Знакомство с профессиограммой, составление профессиограмм, проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда и экономическим ростом

2.3       Учебные заведения г.Магадана

2.4     Правила трудоустройства. Взаимодействие с центром занятости населения г.Магадана

2.5        Рынок образовательных услуг

3. Личный профессиональных план

3.1        Технологии основных видов жизнедеятельности человека

3.2        Технологическая культура и профессиональная деятельность

3.3        Личный профессиональный план

3.4        Готовность к выбору профиля, профессии


 Тематическое планирование курса «Жизненные сценарии в условиях Крайнего Северо-Востока» для учащихся 10-11 класса  (68 часов).

Тема занятия

Количество часов

Содержание занятий

Практическая работа

Программа 10 класса.

1

Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

1 час

Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.

2

Личность. Влияние типа личности на выбор профессии.

1 час

Представление о себе и выборе профессии. Путь к самопознанию. Знакомство учащихся с понятиями «личность», «индивидуальность»; показ неповторимости, уникальности личности; становление представления о путях формирования личности, Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху.

Развивающие процедуры: методика «Произвольное самоописание».

Диагностические методики: «Кто я?».

Делая выбор. Я смогу!

1 час

Что значит быть успешным? Оценка уровня собственных возможностей.

Практическая работа:

Проведение методик Е.И. Фадеевой, М.В. Яскевич «Ваша воля», «образ жизни» для оценки уровня собственных возможностей.

Притязания человека и его профессиональная карьера

2 часа

(1 ч.теория /

1 ч.практика)

Что определяет будущую успешность в профессии? Карьера. Профессиональный клиринг. Что делать, чтобы добиться успеха? Требования профессии к психики человека. Составления психограммы.

Практическая работа: составление психограммы.

Выбор – это серьезно.

2 часа

(1 ч.теория /

1 ч.практика)

Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения). Уровень притязаний и самооценка. Мнение окружающих. Личный профессиональный план (ЛПП). Анкетирование.

Практическая работа: составление личного профессионального плана.

Социальные проблемы труда:

4 часа

(3ч теория /

1 ч практика)

1.Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда.

2. Профессии и специальности. Квалификация.

3. Классификации профессий.

4. Мотивы выбора профессии. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

5. Здоровье и выбор профессии. Понятие    «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

Практическая работа: письменная работа «Труд в современном обществе», работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

Развивающие процедуры: дискуссия « Какие профессии востребованы в  нашем городе?».

Диагностические методики: карта интересов, методика самооценки индивидуальных интересов.

Разделение труда

Профессии и специальности

Классификации профессий

Мотивы выбора профессии: три кита профессионального выбора

Здоровье и выбор профессии

Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности

2 часа

(1ч.теория\

1ч.практика)

Анализ индивидуальных особенностей психических процессов и их роль в профессиональной деятельности

Методики направленные на выявление индивидуальных особенностей психических процессов.

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Изучение рынка труда г.Магадана.

5 часов

(3ч теория / 2ч практика)

Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.

Кадровое планирование. Банки данных рабочей сил (спрос и предложение). Занятость населения и безработица (экскурсия в центр занятости населения по Магаданской области)

Игра: «Угадай профессию».

Практическая работа: составление формул профессий.

Развивающие процедуры: прогнозирование изменений состояния рынка рабочей силы в г. Магадане в ближайшие 5 лет..

Профессиональная перспектива. Составление резюме.

2 часа

(1ч теория / 1ч практика)

Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.

Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания, составление резюме.

Социально – экономические условия современной России (от частного к общему – изучение социально-экономических условий дальнего востока и Магаданской области в частности к социально-экономическим условиям России в целом)

4 часа

Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства Магаданской области и других регионов Дальнего Востока. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.

Практическая работа: сочинение « Если бы я был мэром г.Магадана».

Знакомство с профессиограммой, составление профессиограмм, проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда и экономическим ростом.

4 часа

 (2 ч теория / 2ч практика)

Раскрытие требований, предъявляемых профессией к личности.

Формирование способности определять профессиональные цели исходя из потребностей развивающегося общества. Осознание мотивов выбора профессии.

Практическая работа: зачетное тестирование по теме: «Основы экономических знаний», сочинение «Магадан: 20 лет спустя».

Развивающие процедуры: ролевая игра «Малое предприятие».

Учебные заведения г.Магадана

1 час

Знакомство с учебными заведениями г.Магадана. Справочная информация для поступающих.

Экскурсии

Устраиваемся на работу по правилам. Взаимодействие с центром занятости населения г.Магадана

2 часа

Формирование умения устраиваться на работу. Отработка навыков коммуникабельности, самопрезентации, составления резюме.

Рынок образовательных услуг.

2 часа

(1ч теория / 1ч практика)

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально – профессиональная мобильность.

Практическая работа: сочинение «Мой путь в профессию».

Развивающие процедуры: анализ рынка образовательных услуг г. Магадана и Магаданской области в целом (в виде презентации – итоговая зачетная форма обучения за текущий год).

Резервное время

1 час

Программа 11 класса.

Основы технологической культуры.

16 часов

(12 ч теория/ 4 ч практика)

1. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.

2. Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

3. Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека.

4. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.

Практическая работа: работа с основными понятиями темы, контрольно – измерительные материалами по теме, составление тематических кластеров с использованием компьютерных технологий

Развивающие процедуры: ролевая игра «продавцы – покупатели», разрешение конфликтных ситуаций.

Диагностические методики: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия».

Сущность и содержание технологической культуры.

Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества.

Технологии основных видов жизнедеятельности человека

Технологическая культура и профессиональная деятельность.

Личный профессиональный план.

6 часов

 (2 ч теория / 4 ч практика)

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта. Профессиональные интересы, склонности и способности, и их роль в выборе профессии.

Практическая работа: заполнение дневника профессиональной карьеры, составление и анализ личного профессионального плана.

Развивающие процедуры: профконсультации, ролевая игра «Биржа труда».

Диагностические методики: опросники и методики «Дневника профессионального самоопределения школьника».

Готовность к выбору профиля, профессии.

4 часа

(1 ч теория/   3 ч практика)

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся. Природные свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

Практическая работа: определение способности учащихся к выбору профессии.

Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов, дискуссия  «Риски предстоящего выбора».

Подготовка и защита профориентационных проектов

 (профессиограммы, профпробы)

6 часов (практика)

Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов.

Практическая работа: презентация профессии, составление развернутой профессиограммы и технологической карты.

Резервное время

2 часа

Экскурсии на предприятия города по плану профориентационной работы школы.

Встречи с представителями разных профессий (родительская общественность, социальные партнеры школы).

В течение учебного года

Общее количество часов

Резервное время

68 (38 ч теория/ 27ч практика)

3 ч

 


12. Список литературы.

 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам социологического исследования

«Анализ миграционных намерений учащейся молодежи Магаданской области»

Магадан

  1. 2013
  2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  3.  Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.
  4. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
  5. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
  6. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.
  9. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный.   Наука и образование/ Школьное образование. http://edu.rin.ru/html/775.html
  10. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41.

Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html

  1. Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
  3. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.
  4. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, 2006.
  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4.
  6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.
  7. Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
  8. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
  9. Технология. Профессиональный успех. Учебник для 10-11 классов под ред. С.Н.Чистяковой. М.: Просвещение. 2007.
  10. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.