Инновационная деятельность на базе КФУ
Тема инновационной разработки
«Формирование ключевых компетенций обучающихся в предметной области « Искусство» учитель музыки, искусства Курмаева Римма Марсовна " МБОУ"Лицей №9 им.А.С.Пушкина ЗМР РТ Актуальность В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Идея формирования и развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования. Новизна Новизна опыта состоит в том, что современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы. Цель В связи с этим мною сформулирована цель исследования - разработать методику формирования ключевых компетентностей на основе активных приемов, форм и методов организации деятельности учащихся общеобразовательной школы. Для реализации поставленной цели решаются следующие Задачи:
Содержание: Активные приемы оживляют учебный процесс, с их помощью деяельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. На уроках музыки по Критской могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие: выявить сходство и различия музыкальных произведений; сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура; сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека; перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке; перевести содержание музыки в рисунок; отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование); анализировать музыкальные произведения; вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка). Сами уроки музыки могут строиться по законам музыкальной драматургии: иметь вступление, кульминацию, коду или строиться по законам музыкальной формы: двухчастная, рондо, трехчастная, вариации. В процессе обучения используются методы, которые можно разделить на следующие классификации: По внешним признакам деятельности: По способу освоения информации: • Методы стимулирования и мотивации учения Методы стимулирования и мотивации учении – объединяет в себе несколько методов: · Метод музицирования Метод соучастия · Метод импровизации Учебный метод Методы организации и осуществления учебных действий : Метод «музыкальный театр» Метод «погружения» Метод проектов Метод контроля и самоконтроля · Цифровой диктант . Викторина Метод соучастия – этот метод позволяет учащимся ощутить себя частью творческого коллектива, приобщиться к коллективной деятельности (пение в хоре, игра в ансамбле, участие в спектакле). Цифровой диктант – этот метод позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального произведения. Все эти методы не будут эффективными без интерактивности учащихся. Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога, в ходе которых осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками Задачи интерактивного обучения • пробуждение у обучающихся интереса; • эффективное усвоение учебного материала; • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); • установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства Результатом моей педагогической деятельности является стабильный уровень качества знания – 94%. Участие и победы обучающихся в различных конкурсах. олимпиадах, конференциях .
|