Инновационная деятельность на базе КФУ

Курмаева Римма Марсовна

               Тема инновационной разработки

 

«Формирование ключевых компетенций обучающихся в предметной области « Искусство»

 учитель музыки, искусства Курмаева Римма Марсовна
  " МБОУ"Лицей №9 им.А.С.Пушкина ЗМР РТ

Актуальность

     В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».  Идея формирования и развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.

Новизна

Новизна опыта состоит в том, что современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Главная проблема учителя - поиск методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

Цель

В связи с этим мною сформулирована цель исследования - разработать методику формирования ключевых компетентностей на основе активных приемов, форм и методов организации деятельности учащихся общеобразовательной школы. Для реализации поставленной цели решаются следующие

Задачи:

  • изучить теоретические аспекты по проблеме;
  • поиск методов развития ключевых компетенций учащихся;
  • проанализировать работу по формированию ключевых компетенций у детей средствами диагностики;
  • создать методические разработки уроков с применением активных приемов, форм и методов;
  • формирование такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

Содержание:

     Активные  приемы оживляют  учебный  процесс,  с  их помощью деяельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. На уроках музыки по Критской   могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие: выявить сходство и различия музыкальных произведений; сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура; сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека; перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке; перевести содержание музыки в рисунок; отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование); анализировать музыкальные произведения; вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка).  Сами уроки музыки могут строиться по законам музыкальной драматургии: иметь вступление, кульминацию, коду или строиться по законам музыкальной формы: двухчастная, рондо, трехчастная, вариации.

         В процессе обучения используются методы, которые можно разделить на следующие классификации:

По внешним признакам деятельности:
Лекции, беседы, рассказ, решение задач, упражнение, работа с книгой.
По источнику получения знаний:
Наглядные ( демонстрации плакатов, схем, таблиц, диаграмм , моделей) использование технических средств, просмотр кино телепрограмм
Практические задания:
тренинг, деловые игры, анализ и решение конфликтных ситуаций.
По степени активности познавательности учащихся:
Объяснительный ,иллюстративный, проблемный, исследовательский.

По способу освоения информации:

• Методы стимулирования и мотивации учения
• Методы организации и осуществления учебных действий
• Метод контроля и самоконтроля
• Исследовательский метод

Методы стимулирования и мотивации учении – объединяет в себе несколько методов:

·         Метод музицирования  Метод соучастия

·         Метод импровизации  Учебный метод

Методы организации и осуществления учебных  действий :

Метод «музыкальный театр»  Метод «погружения» Метод проектов

Метод контроля и самоконтроля

·         Цифровой диктантВикторина

Метод соучастия – этот метод позволяет учащимся ощутить себя частью творческого коллектива, приобщиться к коллективной деятельности (пение в хоре, игра в ансамбле, участие в спектакле).
 Метод импровизации – направлен на то, чтобы проявить возможности своего воображения, фантазии, показать свои исполнительские умения.
 Учебный метод – направлен на поиск путей и содержания в решении творческих задач.
Методы организации и осуществления учебных действий – связанны с закономерностями развития музыкальных образов и освоении музыкальной ткани;
 Метод «музыкальный театр» - помогает ребёнку сделать музыку зримой, осязаемой. Взаимодействие с музыкальным искусством реализуется посредством – звуков, танцев, жестов, слова, литературного сюжета, стихов. Метод погружения – реализацией метода являются различные жизненные ситуации, которые могли бы быть связанны с теми или иными музыкальными произведениями. Ситуации основываются на реальных событиях, взятых из реальных литературных источников. Метод контроля и самоконтроля – этот метод развития критического мышления. Помогает ученикам научиться логично, доказательно строить свои высказывания о музыке.

Цифровой диктант – этот метод позволяет за короткое время проверить и оценить знание музыкального произведения.
Викторина – метод, который позволяет проверить знания, связанные с музыкальным содержанием.
Исследовательский метод обучения – метод, при котором учащиеся самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения, используют другие источники после того, как будет поставлена проблема и задача, а так же краткий устный или письменный инструктаж.

     Все эти методы не будут эффективными без  интерактивности учащихся.

Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога, в ходе которых  осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учениками

Задачи интерактивного обучения

•      пробуждение у обучающихся интереса;

•      эффективное усвоение учебного материала;

•      самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

•      установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства

   Результатом моей  педагогической деятельности  является стабильный уровень качества знания – 94%. Участие и победы обучающихся  в различных конкурсах. олимпиадах, конференциях .