План по самообразованию
"Влияние инновационных технологий музыкального воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и их эмоционально-познавательную сферу».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Родничок» г. Советский»
План самообразования педагога МАДОУ д/с «Родничок»
Колотилиной Ольги Валерьевной
на 2021-2024 учебный год
2021 г.
План по самообразованию
Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М.Теплов),
«моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский).
Тема по самообразованию:
"Влияние инновационных технологий музыкального воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и их эмоционально-познавательную сферу».
Цель: создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности; формирования у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности.
Срок реализации: 3 года
Предполагаемые результаты направлены на развитие у детей:
● способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
● ассоциативности художественного мышления;
● выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
● координации слуха – голоса – зрения – движения;
● чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
● умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление, светлое – темное, яркое – тусклое, легкое – тяжелое, теплое – холодное, громкое – тихое, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, одновременное – последовательное, доброе – злое;
● палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;
● радостного, сопричастного, игрового мироощущения.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педагогических советах, участие в конкурсах.
Форма самообразования: индивидуальная
№ | Этапы | Планируемые мероприятия/работы по самообразованию | Сроки |
1. | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ: Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы; газет, журналов; интернет, видео, аудио информации на различных носителях. | Составление списка литературы по данной теме: 1.Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. 2.Методики Т.А.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»; О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», «Синтез» Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа; Методика Е. и С. Железновых «Музыка с мамой; Т.Сауко, А.Бурениной «Топ-хлоп, малыши!» Методики и разработки Т.Боровик, 1.Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2.Совершенствование своих знаний в области классической и современной психологии и педагогики, социальной педагогики; 3.Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 4.Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры посредством изучения методологической, педагогической, психологической литературы касающейся изучаемой проблематики. 5.Чтение научных журналов, статей и публикуемых докладов; 6.Изучение статей, освещающих проблему тему: 7.Систематический просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме; | 2021-2024 уч.год. |
2. | ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ: Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | Выступление на МО музыкальных руководителей «Гармония» Мастер класс «Влияние инновационные технологии музыкального воспитания на разные виды музыкальной деятельности» | 2023-2024 уч. год. |
3. | ПРАКТИЧЕСКИЙ: Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом. Создание медиатеки по данной проблеме. | Внедрение опыта работы. Выступление на педагогическом совете Мастер класс «Инновационные технологии музыкального воспитания» Выступление на районном заседании «Школа молодого педагога» Мастер класс «"Нетрадиционные приемы работы в развитии музыкальности и творчества дошкольников" | 2022-2023 уч. год. |
.4. | ОБОБЩАЮЩИЙ: Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 1. Ознакомление с материалами семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег (воспитателей, социальных педагогов, психологов др. учреждений) по изучаемой теме для непосредственного получения практической информации; 2. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, обсуждение основных интересующих проблем, самоанализ своих знаний на основе сравнения со знаниями коллег; 3. Обмен с коллегами наработанной базой информации по изучаемой проблеме. 4. Общение с социальными педагогами и психологами других учреждений, в интернете, изучение их взглядов и подходов к проблеме, ознакомление с их практической деятельностью. 5.Систематическое пополнение собственной мультимедиа базы различными роликами, фильмами, презентациями, буклетами и т.д. 7. Создание картотеки игр. 8. Создание презентаций. 9. Участие в работе сайта учреждения. 10.Консультитативная помощь родителям, воспитателям. | 2022-2023 |
5. | ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ: Распространение опыта работы | 1.Участие в работе МО педагогов учреждения, школа «Молодого педагога» 2.Публикации на сайтах «Педсовет», «Социальной сети работников образования», «NUMI» 3.Выступление на педагогическом совете «Инновационные технологии музыкального воспитания» | 2021-2022 уч. год. |
6. | САМООТЧЕТ: 1) Подготовка отчета-презентации по изучаемой теме, включающей основные понятия, основные виды деятельности, современные взгляды на проблему; 2) Подготовка консультации для воспитателей про изучаемой теме; 3) Составление картотеки игр по музыкальному развитию дошкольников; 3) Запись на компакт-диск составленной библиотеки и мультимедиатеки, презентации, медиабазы (как возможность быстрого обращения к необходимым материалам и хранению). | Май 2024 |
В работе я применяю метод вариативности сочетания элементов программ и инновационных технологий музыкального воспитания дошкольников с основной рабочей программой нашего дошкольного учреждения. Этот метод является новизной моего опыта и ориентирован на полноценное развитие ребенка как личности, на желание помочь ему войти в современный мир, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.
Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными инновационными методиками и практикой коллег. В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Среди наиболее популярных http: //dohcolonoc. ru/, http: //www. musical-sad. ru/, http://kladraz. ru, http: //maam. ru/, http: //nsportal. ru, сайт фестиваля культуры и искусства PEDMIX. ru и другие. Такое общение позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки, что даёт возможность гармонично ввести требования ФГОС в систему по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыкально – художественная деятельность», объединить новые технологии с традиционными. С целью повышения профессиональной компетентности участвую в творческих и профессиональных конкурсах.
2021-2022 уч. год «Формирование эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста» | |||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь |
|
|
|
Октябрь |
| Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. |
|
Ноябрь | "Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности музыкального развития и эмоциональной отзывчивости на музыку" | Изучить материал из опыта работы муз. Руководителей форума mp3sort.biz. | Выступление на педагогическом совете. |
Декабрь | Содержание занятий, направленных на формирование эмоциональной отзывчивости в разных видах деятельности | Учебно – методическая литература автор составитель Е.Н. Арсенина. Нестандартные занятия / Сост. Н.Б. Улашенко. – Волгоград: ИТД «Корифей» | Разработка игровых занятий для детей дошкольного возраста |
Январь | Анкетирование родителей по теме: «Насколько музыкален ваш ребенок» | Разработать анкету | Анализ проведенного анкетирования родителей |
Февраль | «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности». | Периодическое издание «Музыкальный руководитель» | Консультация для родителей (беседы с родителями в вечернее время в подготовительных, старших группах). |
Март | «Взаимодействие детского сада и семьи» «Итоги реализации проекта «Моя изба» | Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр. 49; Доронова Т.О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87-91. Конспектирование. | Консультация для родителей, выступление на родительском собрании. Выступление на педагогическом совете. |
Апрель |
|
|
|
Май |
|
| 1. Выступление с аналитическим отчётом на педагогическом совете.
|
2022 – 2023 учебный год "Влияние инновационных технологий музыкального воспитания на развитие музыкальности и творческих способностей дошкольников в ДОУ" | |||
Месяц | Содержание работы | Формы работы | Практические результаты |
Сентябрь | «Среда ДОУ как место музыкальной деятельности» | Использовать образовательных интернет - ресурсов, конспектировать полученный материал. | Анализ материала. |
Октябрь | "Инновационные формы музыкального воспитания в ДОУ" из опыта работы коллег | Изучить материал из опыта работы муз. руководителей форума mp3sort.biz. | Обобщить опыт работы, выбрать понравившиеся формы работы. |
Ноябрь | "Использование элементов инновационных технологий в музыкально-ритмической и танцевальной деятельности детей старшего дошкольного возраста" | Разработать комплекс музыкально-ритмических упражнений и танцев. | - Включение инновационных форм работы музыкального воспитания в НОД старших дошкольников. - Проведение консультаций для воспитателей по проведению и разучиванию музыкального материала. |
Декабрь | "Использование ИКТ в НОД детей в ДОУ" Участие в Всероссийской дистанционной педагогической конференции «Педагогическая инициатива» Центр интеллектуального развития «Академия талантов» | Изучить материал из опыта работы муз. руководителей форум mp3sort.biz. | Обобщить опыт работы, выбрать понравившийся материал. Доклад в секции «Дошкольное образование» на тему «Музыкально – художественная деятельность при освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие в рамках ФГОС» |
Январь | "Нетрадиционная форма вовлечения ребенка в процесс музыкальной деятельности в домашних условиях" | Выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость. | - Оформление музыкальных уголков в приёмных комнатах групп по данной теме. - Консультации для родителей. |
Февраль | "Использование ИКТ в НОД детей в ДОУ" | Изучить материал из опыта работы муз. руководителей форум mp3sort.biz. | Обобщить опыт работы, выбрать понравившийся материал. |
Март | "Использование ИКТ для проведения музыкальной дидактической игры " | Изучить материал из опыта работы муз.руководителей форум mp3sort.biz. | Обобщить опыт работы, выбрать понравившийся материал. |
Апрель | - Мастер-класс для воспитателей ДОУ«Инновационные технологии музыкального воспитания» - НОД с использованием элементов инновационных технологий муз.воспитания в старшей и подготовительной к школе группе ДОУ. | - Разработать план-конспект мероприятия. - Разработать план-конспект НОД | - Проведение мастер – класса. - Проведение НОД. |
Май | "Нетрадиционная форма вовлечения ребенка в процесс музыкальной деятельности в домашних условиях" | Выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость. | Консультации для родителей. Анализ проведённой работы за год. |
2023 -2024 учебный год "Влияние инновационных технологий музыкального воспитания на развитие музыкальности и творческих способностей дошкольников в ДОУ" | |||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь | 1. Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии» | 1. Разработать анкету, провести анкетирование родителей (средние - подготовительные группы) |
|
Октябрь | О Использование ИКТ для проведения музыкальной дидактической игры " | Изучить материал из опыта работы муз. руководителей форум mp3sort.biz. | Обобщить опыт работы, выбрать понравившийся материал. |
Ноябрь |
|
| Оформить видео альбом |
Декабрь | Определить тему: "Использование разных инновационных методических форм в педагогической деятельности воспитателя" | Разработать методические рекомендации. План конспект | Выступление на МО «школа молодых педагогов».
|
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Январь | Определить тему: "Педагогические технологии в организации процесса музыкального воспитания в ДОУ" | Изучить литературу: методики Т.А.Тютюнниковой «Элементарное музицирование»; О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», «Синтез» Т.Г. Рубан, К.В. Тарасовой, методика Карла Орфа; Методика Е. и С. Железновых «Музыка с мамой; Т.Сауко, А.Бурениной «Топ-хлоп, малыши!» | Анализ литературы. Подбор музыкального материала для НОД дошкольников. |
Февраль | Определить тему: "Инновационные формы музыкального воспитания в ДОУ" из опыта работы коллег | Изучить материал из опыта работы муз.руководителей форума mp3sort.biz. | Обобщить опыт работы, выбрать понравившиеся формы работы. |
Март | Определить тему: "Интеграция педагогической деятельности" | «Театрализованные игры в детском саду» Т.И.Петрова, Е.П.Сергеева, «Театрализованные игры в детском саду» М.Д.Маханева, «Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» (интегрированныe занятия) Л.А.Горохова, Т.Н.Макарова, «Театрализованные игры в детском саду» Т.И.Петрова, Е.П.Сергеева, «Театрализованные игры в детском саду» М.Д.Маханева, | Использовать интеграцию музыкальной и театрализованной деятельности в работе с детьми. |
Апрель | Определить тему: "Использование элементов инновационных технологий в музыкально-ритмической и таневальной деятельности детей старшего дошкольного возраста" | Разработать комплекс музыкально-ритмических упражнений и танцев. | - Включение иновационных форм работы музыкального воспитания в НОД старших дошкольников. - Проведение консультаций для воспитателей по проведению и разучиванию музыкального материала. |
Май | Определить тему: "Эффект использования музыки в повседневной жизни дошкольника в ДОУ" | Выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость. Подборка и составления музыкальной картотеки. | - Оформление музыкальных уголков в приёмных комнатах групп по данной теме. - Консультации для родителей. - Использование музыкального материала в группах, утром в приёмной комнате, после дневного сна, во время еды, релаксации, т.д. - Проведение консультаций для воспитателей по использованию музыкального материала. |