Страничка психолога

Фурдилова Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Рекомендации для учителей

Следует помнить, что ребенку до 7 лет в принципе тяжело неподвижно сидеть и заниматься монотонным делом более 10–15 минут — ему необходима физическая активность, количество которой снижается на 60–40% при поступлении в школу.
30-минутный урок шестилеток должен состоять из разнообразных типов деятельности (например, работа в прописи, потом обсуждение, чтение вслух и т.д.) и прерываться физкультминуткой.
Легко отвлекающихся детей, склонных витать в облаках, лучше сажать поближе к доске, время от времени обращаться к ним с вопросом. Если ребенок не может сразу включиться в работу, то, давая учащимся задание, следует специально обращаться к этому ученику (например: «Все читают упражнение, и Коля тоже»).
Подбадривания и поощрения даже минимальных достижений позволяют повысить заинтересованность учащегося в успешном выполнении задания, а следовательно, улучшить качество его внимания.
Нарушения внимания могут быть связаны с особенностями развития ребенка (имеются в виду различные органические нарушения). В таком случае ребенок физически не способен долго пребывать в состоянии сосредоточенности — его мозг просто «отключается» на время, не в силах справиться с напряжением. Такие дети часто жалуются на головные боли, им требуется щадящий режим, свежий воздух и спокойная обстановка. В этом случае необходимо рекомендовать консультацию психолога или нейропсихолога.

Рекомендации для родителей

Ребенок, привыкший, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать. Поэтому приучать ребенка к самостоятельности нужно с раннего возраста. Пусть он помогает вам по хозяйству — постепенно у него появится домашняя обязанность, за которую отвечает только он (поливать цветы, накрывать на стол, выносить мусор, ходить за хлебом — выберите то, что наиболее соответствует вашему укладу жизни). Он должен учиться сам себя обслуживать: убирать за собой игрушки, одеваться, а затем и собирать портфель в школу.
6–7-летний ребенок редко умеет самостоятельно организовать свою деятельность — ему нужен график работы и список предстоящих дел, письменные и устные напоминания. С частыми отвлечениями поможет справиться составление расписания и развитие у ребенка чувства времени.
Для начала понаблюдайте за стилем работы своего ребенка: быстро ли он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче (письмо, счет, чтение, рисование и т.д.), какие учебные предметы ему наиболее интересны. Затем, учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, вместе с ним составьте план выполнения уроков на каждый день.
Если ребенок хочет посмотреть телевизионную передачу или сходить погулять, постарайтесь вместе с ним рассчитать время так, чтобы все успеть. Предположите, сколько времени займет у него выполнение того или иного задания, а затем засеките время и сравните результаты. Договоритесь, что выполненным считается только задание, сделанное полностью, с соблюдением всех требований. Творческий подход к процессу увлечет ребенка, выполнение уроков перестанет восприниматься как скучная обязанность.
Составляя план работы, помните, что 6–7-летние дети еще физиологически не способны долго усидеть на месте, выполняя монотонную работу, поэтому обязательно обеспечьте возможность частой смены деятельности.
Постепенно ребенок приучится рассчитывать свое время и организовывать свою деятельность, и ваше присутствие в комнате перестанет быть необходимым. В ваши функции будет входить контроль конечного результата.
Легко утомляемому ребенку рекомендуется работать, разделив одно задание на два-три по 10–15 минут каждое, сделать небольшой перерыв между ними, во время которого можно подвигаться. Если ребенок не может быстро включиться в задание, начинайте с более легких и интересных, а сложное оставляйте на потом.
Настроиться на успешное и быстрое выполнение домашней работы ребенку поможет тот вид деятельности, который ему более интересен и лучше получается.
Чувство времени у ребенка можно развивать, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие (например, сколько длится определенная фраза, сколько поезд едет от станции до станции и т.д.)



Предварительный просмотр:

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ

С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЧИТАЕМ - РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!

  1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

  2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.
  4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если прочитанное произведение вам не понравилось. Это способствует развитию речи вашего ребенка.
  5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  6. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает детей и родителей. Читают все по очереди. Время чтения – примерно 40-45 минут.
  7. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.
  8. Совместное чтение – наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг – важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.
  9. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.
  10. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.
  11. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.


Предварительный просмотр:

Уроки вежливости в стихах-загадках!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был самым лучшим - самым послушным, умным, добрым и вежливым. Этому можно научить словами, собственным примером, а также воспользовавшись стихами-загадками Олеси Емельяновой. Предлагаем прочесть и разучить с малышом это чудные стишки!

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(после вас!)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»
(Доброго пути!)
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»
(Благодарю!)


НЕ БЕРИ ЧУЖИЕ ИГРУШКИ

Воробей играл в песочек
И нашел "ничей" совочек.
Тут мышонок прибежал:
-Я совочек потерял!

Знает честный воробей-
Вещь не может быть "ничьей".
-Вот совочек, получай,
Только больше не теряй!
-Спасибо!



В ГОСТЯХ ВЕДИ СЕБЯ ПРИЛИЧНО

Кошки свинок в гости звали,
День рождения справляли.
Поросята приходили,
Поздороваться забыли.


Не сказали на прощанье
Ни "пока", ни "до свиданья",
Насорили, натоптали.
Больше их не приглашали.






С ДРУЗЬЯМИ НАДО ЛАДИТЬ

Во дворе через веревку
Прыгал кролик, ел морковку.
Подошла к нему свинья:
-Хватит очередь моя!

Кролик очень вежлив был.
Свинке место уступил.
Спорить-время зря терять.
Лучше очередь занять!




НЕ ОБЗЫВАЙСЯ!

Два зайчонка не играли,
А друг друга обзывали:
-Куцехвостый!
- Сам такой!

Длинноухий и косой!
Разобиделись, надулись,
Друг от друга отвернулись.
Мимо Рыжик проходил,

Глупых заек помирил:
-Тот, кто обзывается,
Без друзей останется!


БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ


Зайчик прыгает на ножке.
Больно заиньке немножко.
Наступил ему на лапку
Медвеженок косолапый.

-Не хотел, прости, дружок!
Съешь с малиной пирожок!

Что такое ЭТИКЕТ? http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif


Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

(А. Усачёв)

 

Что такое этикет? http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

Что такое этикет?

Это можно,
Это нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно.
Все прекрасно,
Что не дурно.

(А. Степанов)
 

Урок вежливости http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести :
– В гостях, медведь,
нельзя реветь,
Нельзя грубить и чванится.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старость уважай.

И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал, куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести

Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
(С. Маршак)


Приветствия http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif


Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!".

(А. Усачёв)

 

Доброе утро http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! —
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

(Н. Красильников)


Прощание http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

Нам желают:
Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

(А. Кондратьев)

Случай на охоте http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif


Охотник шагал на охоту с утра.
"Ни пуха, – сказал я ему, – ни пера".
Забыв про охоту на уток,
Он бегал за мной трое суток.

Подумай сперва о последствиях,
Когда произносишь приветствия.

(А. Усачёв)

Мужское приветствие http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif


Распевают в честь женщины гимны
И устраивают салют...
Но важнее, если мужчины
Для приветствия дамы – встают!

Можно женщину встретить цветами
Или даже ударить в тамтам...
Но важнее, если мы с вами
Будем стоя приветствовать дам!

(А. Усачёв)

О рукопожатии http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

 

С детских лет должны мы знать
Древнюю науку:
Первым должен подавать
Старший младшим руку.
Женщины – мужчинам,
Девочки – мальчишкам...
Но при этом руку
Не трясите слишком!

И хочу совет я дать
И большим, и детям:
Нужно чисто отмывать
Руки перед этим.


***
Если ж кто-то стал тонуть,
Или стонет в яме...
Можно руку протянуть,
Первым руку протянуть
Старшему и даме!

(А. Усачёв)
 

Главное правило вежливости http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

У Змея Горыныча
Три голоВЫ –
И нужно к нему
Обращаться на ВЫ.

Тяни-Толкай
С двумя голоВАМИ:
На ВЫ его звать
Мы обязаны с ВАМИ.

И только одна голова
У соВЫ.
Но надо и к ней
Обращаться на ВЫ.

На ВЫ обращаться
Советую ВАМ
И к людям, и к птицам,
К тюленям и льВАМ!

Но есть господа,
Что полны простоты
И знают одно обращение:
ТЫ.

Они незнакомы
С просТЫми слоВАМИ.
С такими слоВАМИ
Как ВЫ, ВАС и ВАМИ.

Подобны их головы
ТЫкВАМ!
И лезут они с громким
"ТЫ" к ВАМ...

Но ВЫ даже к ним
Обращайтесь на ВЫ...
Поскольку их много на свете,
УВЫ!

(А. Усачёв)

Рано или поздно http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

 

Кто приходит в гости поздно –
Поступает несерьёзно.
Исчезают со стола
И халва, и пастила.

Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости!

Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно...
На хозяине – халат,
Или в доме вовсе спят.

И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано.

Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!

(А. Усачёв)

Незваная компания http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

 

На День рождения пингвин
Позвал пингвина-друга.
А друг явился не один –
Привёз он маму с юга…
А на хвосте пришла жена,
Причём явилась не одна:
Её подруга с мужем
Пришли на званый ужин.

Ещё привёз на вечер друг
Детей различных десять штук...
Был довод очень веским –
Оставить дома не с кем!

Ввалился чей-то брат с женой:
Что делать дома в выходной?!
Привёл соседку с внучкой
И с бультерьером Жучкой.

Гостей набилось столько в дом,
Что раскололась льдина...
И наш хозяин в дом потом
Не приглашал пингвина.

(А. Усачёв)

Пугало http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif
 

Наряжалось пугало
В нашем огороде:
Одевалось пугало
По последней моде.

Новая тельняшка
И обрывок майки,
Да пёстрая рубашка
Торчит из-под фуфайки.

Под трусами красными
Видны штаны с лампасами,
А поверх жилета
Два галстука надето.

Одна нога – в калоше,
Другая носит валенок,
Да кепочка в горошек
На голову напялена.

И одето здорово!
И обуто круто!
Только не зовут его
В гости почему-то.

Обзывают пугало
Чучелом в народе...
Хоть одето пугало
По последней моде!

(А. Усачёв)


Если вы собрались в гости... http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

 

Если вы собрались в гости,
А собака – у ворот,
Колбасы собаке бросьте,
Или с сыром бутерброд.
Киньте ей сардельку в миску,
Можно свежую сосиску,
После парочки котлет
Предложите ей паштет.
Подложите псу тушёнку,
Ножку курицы, печёнку,
Наконец кидайте фарш
И в ворота смело – марш!

А собака зарычала –
Начинайте всё сначала:
Если вы собрались в гости...

(А. Усачёв)

 

Приглашение улитке http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

Послал я приглашения:
"Сегодня, ровно в шесть,
С ужасным нетерпением
Вас жду на День рождения...
Пирог клубничный есть!".

Друзья явились точно в срок:
Был съеден праздничный пирог
И выпиты напитки.
Пришли жираф и носорог,
Влетели сразу семь сорок...
Лишь не было улитки.

Она вползла через три дня
С букетом незабудок:
"Мой друг! Прошу простить меня –
Я шла к вам трое суток...
И вам вручить букет спешу.
Спасибо! До свидания!
Но в следующий раз прошу
Позвать меня ЗАРАНЕЕ!".

(А. Усачёв)

Кот и собака http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

 

Как-то позвал в День рожденья Антон
Витьку с собакой
И Катьку с котом.

Сесть не успели гости за стол,
Как разговор всем знакомый пошёл...

Пёс зарычал: "Ненавижу котов!
Я их гонять днём и ночью готов".
Кот прошипел: "Презираю овчарок...
Тоже мне, в гости явился, подарок!".

Фыркнули разом – и тут же сцепились:
Блюдца упали, чашки разбились,
Ваза с цветами летит со стола...
Но и вода их разлить не могла.

В общем, нескучно прошёл День рожденья:
Гости стирали с одежды варенье
И с потолка соскребали салат...
Бедный хозяин! А кто виноват?

Можно звать в гости
Компанию всякую,
Только не вместе
Кошку с собакою!

(А. Усачёв)

Незнакомые насекомые http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

 

К Божьей коровке пришли насекомые
Между собою не очень знакомые.

Шмель рядом с Мухой уселся неловко –
Их не представила Божья коровка.

Рад поболтать бы Кузнечик с Жуком,
Только Кузнечик с Жуком незнаком.

В полном молчанье уселись на лавки
Две малолетние Стрекозявки.

Рядом пристроился мрачный Сверчок,
Выпил нектару стакан – и молчок.

Пышно хозяйка уставила стол,
Но разговор у букашек не шёл:
Молча все гости напились, наелись,
И разошлись, расползлись, разлетелись.

Очень неловко бывает общаться,
Если не знаешь, как обращаться!

***
Вы сильно устали иль самую малость –
Советую вам при гостях не зевать:
Усталость, зевалость, и засыпалость
Хозяин воспитанный должен скрывать.

Гостям, безусловно, покажется странным,
Когда он начнёт обниматься с диваном
И вдруг захрапит среди мягких подушек,
Забыв про любимых друзей и подружек.

Гостей проводи. А тогда уж – в кровать...
И можешь зевать, и зевать, и зевать!

***
Если хозяин гостей уважает,
Значит, хозяин гостей провожает:
Кого-то – до двери,
Кого – до дороги...
Но не прощайтесь ни с кем на пороге!

Это не правило этикета,
А просто такая дурная примета.

(А. Усачёв)

Каменный цветок http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif
 

Богата хозяйка Медной горы:
В покоях её золотые ковры,
Хрустальные люстры, алмазные арки...
Какие, представьте, нужны ей подарки,
Если у этой хозяйки гора
Полна малахита и серебра?!

Всё было богатой хозяйке не мило.
Но в гости пришёл бедный мастер Данила:
С поклоном явившись в роскошный чертог,
Вручил малахитовый скромный цветок.

Был встречен по-царски юноша бедный,
Хотя он принёс не алмазный букет.
История эта стала легендой...
Такие творит чудеса этикет!

***
Надеюсь, читатель умный поймёт:
Подарок и другу, и маме
Дороже не тот, что дороже...
А тот,
Что сделан своими руками!

(А. Усачёв)
 

Если вам не нравится подарок http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

Если вам не нравится подарок,
Постарайтесь громко не орать:
" Я не собираю больше марок
И не собираюсь собирать!"

Или, получив в подарок книгу,
Воздержитесь на весь дом вопить:
" Я ее читать не буду... Фигу!
Не могли компьютер мне купить?"

" Я не стану пить из этой чашки!",
" Не надену я такой рубашки!",
"Ты зачем мне куклу покупал?..
Где ты эту гадость откопал?"

Пусть вам не понравится подарок,
Может, не красив он и не ярок,
И обманет ваши ожидания...
Важен не подарок, а ВНИМАНИЕ!
(А. Усачев)

 

Людоед и этикет http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

 

Учит крошку-людоеда
Папа-людоед:
Если хочешь съесть соседа –
Вспомни этикет.

Не кидайся, как на кость,
На гостей в квартире:
Если в дом заходит гость –
Улыбайся шире!

Пусть соседу будет сто
Или стукнет десять,
Помоги им снять пальто
И на гвоздь повесить.

Да не гостя, а пальто!
Есть в прихожей – ни за что!
Людоед здоровый
Кушает в столовой.

И запомни с юных лет,
Что вещают предки:
Нет обеда, если нет
На столе салфетки.

И красиво не забудь
Разложить приборы,
А не то про нас пойдут
Слухи, разговоры.

На обед придут бомжи
Или королева...
Ножик справа положи,
Ну а вилку слева.

Это твёрдо изучи.
Ну а где же ложка?
И на папу не рычи...
Повторяю, крошка:

Что в тарелке ни лежит –
Яд или отрава –
Вилку слева положи,
Нож и ложку справа.

Вот теперь ты можешь сесть
И прилично гостя съесть...

Чтобы быть упитанным,
Нужно быть воспитанным!

(А. Усачёв)

Морская история http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

 

Мальчик Володя
В гостях заскучал:
Стул под собою
Качал и качал.
Он представлял,
Что он храбрый моряк...
Плыл он по морю
И с палубы – бряк.

Скажем точнее – со стула свалился:
Ну и компотом при этом облился.

Вот что случилось с маленьким Вовой.
Случай, конечно, это не новый:
Такое и с волком морским приключается,
Если он долго на стуле качается!

(А. Усачёв)

Не перебивай! http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

 

Дед Мороз пришёл к нам в сад.
Дед Мороз позвал ребят.

Борода бела, как вата,
И с подарками мешок.
Дед Мороз сказал: – Ребята!
Ну-ка, кто прочтёт стишок?

Мы в саду стихи учили:
Я учил, и брат учил.
Мы немедленно вскочили –
Я вскочил, и он вскочил.

– Уронили мишку на пол!
– Раз, два, три, четыре, пять...
– Оторвали мишке лапу.
– Вышел зайчик погулять.

– Вдруг охотник выбегает,
– Всё равно его не брошу,
– Прямо в зайчика стреляет,
– Потому что он хороший!

И покуда мы читали
Эти грустные стихи,
Все ребята хохотали:
– Ха-ха-ха и хи-хи-хи.

А у дедушки от смеха
Отвалилась борода.
Так от нас он и уехал.
Вот какая ерунда!

(А. Усачёв)

Случай на лестнице http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif


На бал шагал маркиз один
Фамилии известной.
Шагал, конечно, не один,
А с дамою прелестной.

Он гордо перед ней шагал,
Расталкивая слуг.
И тут у милой дамы вдруг
Отклеился каблук.

И неприятнейший сюрприз
Каблук поднёс прелестнице:
Она катилась сверху вниз
По длинной-длинной лестнице.

– Мадам, куда? – кричал маркиз,
За дамою сбегая вниз...

Но, оказавшись рядом,
Был встречен злобным взглядом:

– Вы недостойный кавалер!
Какого чёрта ради
Вы впереди шагали, сэр,
А не шагали сзади?
Кто от паденья даму
Не может удержать,
Тот недостоин даму
На бал сопровождать!

Краснея помидором
И нос повесив вниз,
Был вынужден с позором
Уехать прочь маркиз.

(А. Усачёв)

 

О вреде шарканья http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

 

Древние люди
Вели себя умно,
Так как повсюду
Ходили бесшумно.

А если б шумели
Они при ходьбе,
Оленя в лесу
Не добыли себе.

И мамонт от них убежал бы,
И лось –
И вымереть с голоду
Людям пришлось!

(А. Усачёв)

 

Чудесное слово http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

 

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

(В. Юсупов)

Главное правило http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

Бывают игры с пешками,
Бывают игры с шашками,
С бочонками и кеглями,
Мячами и пятнашками.
Бывают игры с фишками,
Бывают игры с клюшками,
Ракетками и всякими
Другими финтифлюшками.
Бывают игры разные,
А правило одно.
Должно быть это правило
Во всем соблюдено:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЛАКАТЬ,
ВРЕДНИЧАТЬ
И ТОПАТЬ НОГАМИ,
ЕСЛИ ПРОИГРАЛ!

(Г. Дядина)

 

Гостеприимство http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif

Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру –
Вы протрете в нем дыру.
И не трогайте кровать -
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать –
У вас слишком острый коготь.
И не надо книги брать –
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути...
Ах, не лучше ль вам уйти?
(О. Григорьев)

 

Про девочку, которая сосёт палец http://www.zanimatika.narod.ru/Rojica_mini.gif
 

– Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы – не конфетки.

(Э. Успенский)

  

Воспитание чувств http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini1.gif

 

Кто что оставляет

Оставляет
Ветка плод,
Оставляет
Пчёлка мёд.
Нивы —
Золото зерна,
Золотой янтарь —
Сосна,
Овцы —
Тонкое руно,
Лозы —
Пряное питьё,
Оставляет человек
Имя доброе своё.

(О. Дриз)

 

Бревно

Лежало на пути бревно.
Мешало путникам оно.

Один сказал:
— Нехорошо! —
Сказал
И знай себе пошёл.

Второй взглянул,
Потом вздохнул
И то бревно
Перешагнул.

А третий путник промолчал.
Он с виду был
И хил и мал.
Он молча
Скинул полушубок
И в сторону
Бревно убрал.

(С. Баруздин)

 

Сила воли

Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.

Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь —
Я говорю себе: "Лежи!
Глаза закрытыми держи!"

И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну, разве я не молодец!

А можно было бы начать
С того, чтоб свет не исключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешено окно.
И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!
(С. Михалков)

 

На перемене

Нужно быть очень сильным,
То есть иметь силу воли,
Чтоб у соседа кусочек
Пончика не попросить.

Нужно быть очень сильным,
То есть иметь силу воли,
Чтобы не дать соседу
Пончика откусить.
(О. Бундур )
 

Кто разбил большую вазу?

Кто разбил большую вазу?
Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,
Пусть на кошку поглядят:
Может быть, разбила кошка?
Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?
Жалко серую пролазу.
Кошка жмурится на свет,
А сказать не может «нет».
Я ещё поколебался
С полминуты — и признался.

(А. Кушнер)

 

Что трудней всего?

Не трудно глубоко нырять,
Не трудно тяжести таскать.

И темноты я не боюсь,
Один в лесу не заблужусь.

Задачи я могу решать,
Друзей привык я защищать.

И над обрывом смог пройти…
Трудней всего сказать "прости"!

(Л. Слуцкая )

 

Мне папа сказал

Мне папа сказал,
Что мужчины не плачут,
Что им не к лицу унывать.
Что слёзы свои
Далеко они прячут
И их никому не видать.

Мне папа сказал:
— Настоящий мужчина
Всегда держит слово своё.
Ни пропасть ему
Не страшна, ни лавина,
Сильней его нет никого!

Что, если мужчина
За дело берётся,
Доводит его до конца.
Мужчина мужчиной
Всегда остаётся,
В нём сила и воля борца.

И если ему
Одному вечерами
Без мамы, порой, не легко,
Скупую слезинку
Он вытрет руками,
Чтоб это не видел никто.

(Н. Анишина )

 

Два голоса

Во мне сидят два голоса
И ссорятся вполголоса.

Один кричит: "Я молодец!
С горы скатился наконец!"
Другой ворчит: "Какой герой —
Он горочку назвал горой!"

Один кричит: "Я просто гений,
Я прочитал большой рассказ!"
Другой ворчит: "По части лени
Ты точно гений, в самый раз!"

Они кричат наперебой,
Они всё время ссорятся.
Один — хвастун,
Ну а другой, наверно,
Голос совести…

(Е. Григорьева)
 

Свидетель

Я скажу вам правду, дети:
Есть внутри у нас свидетель!
Как ни прячься от него –
Ты не скроешь ничего!

Он все видит, он все знает,
Все на свете понимает.
Сделай самый хитрый вид –
А свидетель говорит:

– Это кто повсюду лазил
Нашалил и напроказил?
Кто боится темноты?
Я ведь знаю: это ты!

Ты ему сердито скажешь:
Помолчи, ну помолчи!
Ничего ты не докажешь –
Хоть кричи, хоть не кричи!

Ты хитрить с другими станешь –
А его ты не обманешь!
Он у нас внутри сидит,
Он нам правду говорит.

Может ты кого обидел?
Твой свидетель это видел!
Понял я такой закон:
Все решает только он!

Он спокоен – я спокоен,
Он доволен – я доволен.
Если дружим он и я –
С нами дружит и семья.
Ну, а если я с ним в ссоре,
Вот уж горе, так уж горе!

Стоит показать свой нрав,
А свидетель:
– Ты не прав!
Догадались, кто он, дети?
Наша совесть – наш свидетель!

(Сан-Торас )

 

Отзывчивая Настя

Если свалится несчастье,
Приходите к нашей Насте!
Всем полезные советы
Настя с толком раздаёт.
На все случаи ответы
Обязательно найдёт.

Если зуб болит у вас,
Настя вам таблетку даст.
Потерялась где-то кошка
И взгрустнулось вдруг немножко,
Не печальтесь, в тот же час
Успокоит Настя вас.

Отнесётся к вам с вниманьем,
С ней разыщете кота,
И от прежнего страданья
Не останется следа.

Отчего так загрустили?
Тройку в школе получили?
К нашей Насте поспешите,
Неудачу разрешите.
Объясняет с толком всем,
Избавляет от проблем.

Много дел умеет Настя,
Не страшны совсем несчастья.
Может стряпать, петь и шить
И со всеми в дружбе жить.

Если кто-то «раскисает»,
Настя делом помогает.
Наша Настя – просто клад,
Все её благодарят.
И отзывчивая Настя
Просто светится от счастья!

(Н. Анишина )

 

Попробуй-ка сам!

Стань добрым волшебником –
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!

На клумбе цветок.
Его листья повисли.
Грустит он…
О чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик струится
Из лейки твоей.

О чём же сестрёнка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестрёнке!..
И ты обернулся
Ретивым конём –
Галопом
Сестрёнка
Помчалась на нём!

Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы-заботы:
«Вернусь – хорошо бы
Пошить, почитать…
Да надо с уборкой
Возиться опять».

И ты совершаешь
Весёлое чудо –
Пол засверкал,
Просияла посуда.
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
– Да это – как в сказке!..
Волшебник ты мой!
(С. Погореловский)

на содержание

 

Уроки доброты http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini1.gif
 

Доброе утро


«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
(О. Бундур)

 

Про папу


Папа злой пришел с работы,
У него усталый вид.
Может быть, не вышло что-то,
Может, голова болит.
А Ритулечка тихонько
Папе стульчик принесет,
Гладит папочку легонько,
Пусть он, бедный, отдохнет.

 
Папе сразу лучше станет,
Будет папочка добрей,
На "лошадке" покатает,
Засмеется веселей,
Даст Ритуличке конфетку,
Припасенную с утра,
И не будет пить таблетку,
Чтоб затихла голова.
 

Закон доброты

Подумайте сами, ребята,

случается так почему –
котенка один обижает,

другой лечит лапку ему.


Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,
другой, чтобы выходить пташку,

с земли воробья подобрал.


Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки

мальков перенес в водоем.


Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!
(Е. Андреева)

Пожалуйста, добрым будь!

Легко обидеть собаку,

а проще – бездомную кошку,
И громко смеяться над другом,

поставив ему подножку.

Легко не слушаться маму,

а проще – топнуть ногою,
Забыв, что она ведь устала,

но всё же играет с тобою.

Легко быть злым и упрямым,

на ключ заперев своё сердце.
Но проще быть добрым самым,

души распахнув своей дверцы.

Тогда ты погладишь собаку

и дашь молока котёнку,
А вместе с хорошим другом

ты будешь смеяться звонко!

Увидишь, что маме плохо,

её пожалеешь, обнимешь,
И мамину за день усталость

ты, словно рукою, снимешь.

Пожалуйста, добрым будь!

Люби и животных, и книжки,
И будет тебе благодарен

даже простой муравьишка ...

Добро возвратится добром.

Улыбка улыбкой вернётся
И в сердце горячем твоём

только добром отзовётся!

(Л. Ерохина)

 

Всем подарочек найдется

Чуть утро загорается,
как я уже в саду.
Для всех, кто повстречается,
подарочки найду.
Для Аленки – сказка,
Собачонке – ласка.
Шутка – солнышку-дружку.
Прибаутка – ветерку.
Гришке – полковрижки.
Крошки – воробьишке.
Ленточка – рябинке.
Песенка – Маринке.
Всем – улыбка и привет.
Ничего дороже нет!

(С. Погореловский)

 

Колоколенка души

Там, где солнышко над лесом,
Там, где облако плывёт,
В светлом тереме небесном
Слово доброе живёт.
И с лазоревого неба
К нам торопится в тиши,
Чтобы в песенке звенела
Колоколенка души.

Что такое добродетель? –
Это лучики чудес.
Божьи ангелы, как дети,
Улыбаются с небес.
Жить старайся без обмана,
С верой в добрые дела,
Чтобы радовалась мама,
Чтобы счастлива была.

В жизни всякое бывает.
В ней бывает даже зло.
Крестик душу согревает
И становится светло.
Слово доброе приходит
С добрым ангелом вдвоём,
Лучик солнечный находит
В сердце маленьком твоём.

Там, где солнышко над лесом,
Там, где облако плывёт,
В светлом тереме небесном
Слово доброе живёт.
И с лазоревого неба
К нам торопится в тиши,
Чтобы в песенке звенела
Колоколенка души.

(П. Синявский )
 

Урок доброты

В классе в зимний день с утра
Проходил урок добра.
Все старательно учились
И сегодня меж собой
Не конфетами делились,
А делились добротой.

Все обиды позабыли,
Мир всем классом заключили.
И решили – с этих пор
Никаких не будет ссор.
Чтоб в себе не замыкаться,
Будем вместе все держаться,
Будем классом успевать
Все друг другу помогать.

На экскурсию в музей
Приглашает нас Сергей.
А Семёнов Николай
Всех зовет к себе на чай.
На природу прогуляться
И на лыжах покататься
Предложили Катя с Инной
И Кудрявцева Марина.

Анжелика вместе с Геной
Убеждают вдохновенно
Над приютом шефство взять –
Ребятишек опекать.
– Трудно им без пап и мам.
Пусть родными станут нам! –
 

На уроке доброты
Было столько теплоты,
Что от этой теплоты
Распустились все цветы!
(Н. Анишина )

 

Мир добрых сердец

В нашей семье все друг к другу с добром,
мы душа в душу живём всемером.
Бабушка – кладезь земной доброты,
целыми днями стоит у плиты.
Блюда готовит к столу от души,
кушанья все у неё хороши.

Бабушке дед наш – покорный слуга,
пара они – будто бы два сапога.
Бабушку нежно «голубкой» зовёт,
всё, что ей нужно, с базара несёт.

Наши родители служат в больнице,
там им приходится много трудиться.
Сутками мы их не видим порой,
только приходят с дежурства домой,
мы им стараемся дать отдохнуть,
чтобы все силы и бодрость вернуть.

Наша обязанность в доме простая –
жить, своим близким во всём помогая.
Не огорчать их, здоровыми быть
и на прогулку с собакой ходить.
Дочка – как мама, сын – как отец,
наше семейство – мир добрых сердец.

(Н. Анишина )

на содержание

 

Драчунам и упрямцам http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini1.gif

 

Совет

Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас
Они разобьются,
Скоро
В кухне, на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно ?
Это
Очень
Опасно.

(Р. Сеф)

 

Кто сильнее?


Тот храбрее,
Кто добрее.
Тот сильнее,
Кто умнее.
Только трусы с дураками
Спор решают кулаками
(Ю. Мориц)

 

Петушок

Отправляла мама-квочка
В школу милого сыночка.
Говорила: — Не дразнись!
Не дерись! Не петушись!
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!

(В. Орлов)

 

Два кота

Жили-были
Два кота —

Восемь лапок,
Два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днем и ночью
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
Видите ли, братцы,
Как опасно драться?

(С. Маршак)

 

Выдумщики

Выдумали девочки
Каблуки.
Выдумали мальчики
Кулаки.

Ходят гордо девочки –
Ах, на каблуках!
Ходят гордо мальчики –
Ой, да в синяках!
(О. Бундур)

 

Упрямый козлик
 

Надвигается гроза;
Гром гремит над головой.
Надрывается коза,
Тащит козлика домой:
— Ну, пойдём,
Пойдём, сыночек!
Тут грозою нас убьёт,
Тут нас дождиком замочит... —
Но козлёнок не идёт:
Бодается, брыкается,
Ногами упирается…
Горя много терпят мамы,
Если дети их упрямы!

(Г. Ладонщиков)


Бараны

По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти -
Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

(С. Михалков)

на содержание

 

Умей дружить http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini1.gif

 

Почему один Егорка?

 

Во дворе кричит Егорка
— Моя книжка! Моя горка!
Мячик мой! Лопатка, лейка!
Не пущу! Моя скамейка!
Ничего не надо брать!
Я хочу один играть!
Во дворе грустит скамейка.
Рядом мяч, лопатка, лейка.
Во дворе скучает горка…
И стоит один Егорка!
(Г. Лагздынь)

 

Про Артема


Вот привычка у Артёма:
Никогда не ест он дома,
Но зато гулять Артём
Отправляется с ломтём,
Как выходит на прогулку,
Так берет с собою булку
Или сладкий леденец,
Иль соленый огурец.
Все играют — он в сторонке.
Дразнят бедного девчонки.
Он вздыхает и опять
Принимается жевать.
Весь он в крошках и в повидло,
В креме с головы до ног
Так умаслен, что не видно:
Мальчик он или пирог?
(А. Барто)

 

Почему с Серёжей не дружат?


Не хотят дружить с Серёжей.
В чем причина? Кто поможет?

Начал он играть с Иринкой,
Но сломал ее машинку.

За мячом бежал со Славой
И толкнул его в канаву.

К шуткам наш Сергей привык —
Коле показал язык.

Крикнул громко малышам:
— Эй, малявки, можно к вам?

Никому Сергей не нужен...
Почему же с ним не дружат?
(С. Волосевич)

 

Улитка и Жук

Повстречал улитку жук:
– Ты не бойся, я твой друг!
Что нацелила рога
На меня, как на врага?
Коль друзей встречать рогами,
Станут все они врагами.
(В. Орлов)

 

Пословица


Рыл яму злодей на дороге лесной,
Чтоб ночью свалился прохожий.
Вот яма готова.
Он вылез.
— Постой!
Прохожий ведь вылезет тоже!

Ещё двое суток разбойник потел.
Летела из ямы землица.
Попробовал вылезти,
Но не сумел.
Тогда усмехнулся:
— Годится!

(Е. Ефимовский)

 

Ой, ребята!


Ой, ребята, —
Верь, не верь, —
От меня сбежала дверь.
— Прощай, — сказала, — дорогой,
Ты открывал меня ногой!
(В. Приходько)

на содержание

 

Уроки вежливости и уважения http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini1.gif

 

У пенька


Зайчиха, сидя у пенька,
Учила шустрого сынка:
— Будь смел,
Не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече
Волчьих лап!
Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!
Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!
Ещё запомни сын:
Неловко
Дарить мышонку мышеловку,
Лисе — капкан,
Ершу — крючок,
А поросёнку — пятачок!
(Г. Ладонщиков)

 

Вежливый бычок

— Доброе утро, домашний бычок!
Утром бычку говорил хомячок.
— Доброе утро, лесной хомячок.
С доброй улыбкой ответил бычок.
Всё замечательно, если с утра
Все мы друг другу желаем добра!

Мимо белого бычка
Шли четыре пятачка.
Пятачки — хвосты крючком —
Поздоровались с бычком.
— Добрый день! — сказал бычок.
Рад был каждый пятачок!

Бычок не глядит в синеву:
Он щиплет и щиплет траву.
Шепнула ему ракита:
— Приятного аппетита!
А рядом жужжали два братца жучка:
— Хороший, жу-жу, аппетит у бычка!

Наклонился наш бычок:
— Добрый вечер, светлячок!
Засветился светлячок:
— Добрый вечер, друг бычок!

Ночь намного дня короче.
Спи, бычок, спокойной ночи!
Спать ложатся все: бычок,
Хомячок и светлячок.

Спать уходят пятачки,
Прячут хвостики-крючки.
И не жалко добрых слов:
Всем желать приятный снов!

(С. Еремеев)

 

Случай в трамвае

Мальчик сидел
У окошка трамвая,
По сторонам
Из окошка зевая.
Рядом стоял,
Возвращаясь домой,
С папкой в руках
Гражданин молодой.
Мальчик, заметив
Такую картину,
Место своё
Уступил гражданину.
Долго не стал
Гражданин возражать —
Старших положено
Всем уважать.
Было в трамвае
И людно, и тесно,
И гражданин
Уступил своё место:
Он усадил
Пожилого мужчину,
Сунул под лавку
Его же корзину.
Только недолго
Сидел и мужчина,
Важной была
И на это причина:
Как не уважить
Почтенного старца,
Мог ли мужчина
На месте остаться?
Старец, довольный,
В окошко глядит,
Мимо него
Новый город летит.
Всё изменилось —
В погоде,
В природе,
А уваженье
Осталось в народе...
(П. Мумин,  пер. с узбекского Ю. Кушак)

 

Слова и дела

Ехали из школы
Лучшие друзья.
Разговор в трамвае
Слышала их я.

Сидя у окошка,
Рассказать спешил
Друг, каким хорошим
Стать вчера решил:

– Место теперь старшим
Буду уступать,
Девочек не стану
Больше обижать.

Маме я по дому
Буду помогать,–
Вымою посуду,
Застелю кровать…

Но пока Серёжа
Это всё сулил,
Бабушке Алёша
Место уступил.

(Л. Фирсова-Сапронова )

 

Плохой табель  – зато хорошие манеры

– Твой табель плох! – сказал отец –
Он очень плох, сынок!
– О, не брани меня, отец,
Я сделал всё, что смог.

– Но ты – последний ученик,
Ты кончил хуже всех!
– Я пропускал других вперёд,
А вежливость – не грех…
(Спайк Миллиган, пер. Г. Кружков)

 

Вежливый слон

Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку
И вежливо –
Очень –
Сказал муравью:
– Можешь и ты наступить на мою!

(В. Лунин)

 

Извинение

Ты за что побила Вову?
– Он толкнул меня, как слон,
И сказал плохое слово.
– И какое же?
– Пардон.

(И. Коньков )

 

Вежливый хвост

Воспитанный хвостик
У кошки моей:
Он всюду почтительно
Ходит за ней.
И в двери он прежде неё
Не войдёт –
Он вежливо кошку
Пропустит вперёд.
(В. Орлов)

на содержание

 

Непослушным и капризным http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini1.gif

 

Секрет


— Ты, дедушка, прожил
На свете сто лет!
Скажи нам, пожалуйста,
В чём тут секрет?
— Тут нету секрета, —
Ответил нам дед,

— Я слушался взрослых
До старости лет!

(В. Орлов)

 

Если не будете слушаться


Если не будете слушаться маму,
Выйдя из дома, провалитесь в яму.
Мамы и папы за вами пойдут,
В эту же яму они упадут.
Но только вас не найдут все равно,
Яма глубокая, в яме темно.

Если не будете слушаться папу,
Черные кошки вас будут царапать.
Как же спасти непослушных детей
От кровожадных кошачьих когтей?
Надо сказать:"Не царапайся, кошка,
Завтра я буду послушней, немножко."

(А. Барто)

 

Папу надо слушать

Скачет Дождик-сорванец
Босиком по лужам.
Рассердился Гром-отец:
— Мне помощник нужен!
Помогали мне всю ночь
Дружно братья-Ливни.
Ты же погулять не прочь!
Накажу! Смотри мне!

И вздыхает Туча-мать,
Пожурив ребёнка:
— Нужно грядки поливать,
Ты полил котёнка.
Не хотят с тобой играть
Молнии-сестрички.
Заставлял ты их сверкать,
Дёргая косички.

Гром сердито рокотал
На лесной опушке:
— Он опять весь день считал
У ребят веснушки! —
Жалко малого сынка,
Плачет мама-Туча:
— Ну, прости его пока,
Не ругай, не мучай!

— Ты, жена, мне не перечь! —
Гром вовсю шарахнул!
Даже старший братец Смерч
От испуга ахнул.
Грозен в гневе Гром-отец:
— Быстро марш на грядки! —
Припустился сорванец,
Засверкали... пятки.

Чтоб от грохота у вас
Не болели уши,
ДЕТИ, ПОМНИТЕ НАКАЗ —
ПАПУ НАДО СЛУШАТЬ!

(З. Серашова )
 

Капризы

Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки,
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки…
Пусть едят их злые волки!

(Э. Мошковская)

на содержание

 

Трудолюбие http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini1.gif

 

Трудолюбивая старушка

Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивый мальчишка
Не любит уборку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать!

Что делать, скажите,
Добрейшей старушке,
Когда завелись
У старушки в избушке:
Ленивая кошка.
Ленивая мышка,
А также ленивая
Сонная мушка
И сними в придачу
ленивый мальчишка?

Старушка пошла на охоту —
За кошку!
Привыкла и ловит
Мышей понемножку.
За мышку под брёвнами
Вырыла норку,
Мешочек пшена притащила
И корку.

Потом — за мальчишку! —
Затеяв уборку
И быстренько уши помыв
За мальчишку,
Старушка взяла
Интересную книжку,
Которую залпом прочла —
За мальчишку!

Теперь —
За ленивую, сонную мушку! —
Старушка расправила
Нежные крылья
И вдаль полетела
проведать подружку!

Ах, завтра старушке
Придётся опять
За мушку —летать,
За мальчишку — читать,
За кошку — мышей на охоте
Хватать,
За мышку — в норе
Под бревном хлопотать.

Как жили бы в этой
Ленивой избушке,
Не будь на земле
Неленивой старушки?

(Ю. Мориц)

 

Алёшка ехал в детский сад

Алёшу папа в санках вёз,
А он сидел, закутав нос.
Отец, как маленький, бежал,
А сын, как старенький, дрожал.
На санки глядя, постовой,
Сказал, качая головой:
— Беда с ленивым пареньком:
Замёрз, а не идёт пешком.

(Г. Ладонщиков)

 

В ожидании чуда

Когда луна теплом согреет,
А солнце землю охладит,
И ветер маками усеет
Вершины древних пирамид,

Когда в аквариуме рыбка
Расскажет на ночь сказку мне,
Споет морскую песнь с улыбкой,
И раки свистнут на горе,

Тогда помою я посуду
И даже уберу кровать.
Но, вероятно, это чудо
Придется маме долго ждать…
(Т. Варламова)

 

Что взяла, клади на место!

 

Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…

Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам.
(З. Александрова)
 

У бабушки-бабули


У бабушки-бабули
Две внучки крохотули.

Модница Марьяшечка,
Кудряшкизавивашечка,
Нарядыпримеряшечка,
Ничемнезанимашечка.

И умница Наташенька –
Квартируподметашенька,
Посудувытирашенька,
Повсюдупоспевашенька.

(П. Синявский )

 

У меня старание


Если пол я подметаю –
Пыль до неба поднимаю,
Если стирку затеваю –
Всю квартиру заливаю.

Если мою я посуду –
Грохот слышится повсюду.
Бьются чашки, бьются блюдца,
Ложки в руки не даются.

У меня старание,
У бабушки – страдание.

(П. Синявский )

 

Хитрый соня

— Вставай, сынок! —
Сказал Сурок. —
Тебе сегодня
На урок.
Вставай, малыш!
И Крот и Мышь
Уже идут,
А ты всё спишь!

Сынок Сурок
Открыл глазок
И на другой
Улёгся бок:
— Ума вполне
Хватает мне,
А в школу
Я схожу… во сне.

(Г. Ладонщиков)

 

Не про тебя ли эта книжка?

Приходит утро на порог –
Берутся все за дело.
И я уже один чулок
Почти совсем надела.


Второй надену я потом –
Я нарисую раньше дом,
Крыльцо, забор, дорожку
И на дорожке кошку.


Вот это будет кошкин хвост,
Вот это – глазки, это – нос,
А дом не стоит рисовать –
Я приберу сперва кровать.


Кладу подушку на матрас…
Как дальше быть – не знаю.
Я вот что сделаю сейчас:
Я принесу из кухни таз
И кукол искупаю.


Вода в тазу. А ну скорей
Снимайте, куклы, платья!
Стоит метёлка у дверей –
Начну-ка подметать я.


Беда!.. Не ладятся дела.
Вот глупая метёлка –
Мела, мела, мела, мела,
И никакого толку!


Я мусор спрячу под буфет
И побегу варить обед.


Я макаронину смелю
И настрогаю свечку,
Перемешаю, посолю,
Водой залью и – в печку…


С обедом незачем спешить.
Возьму иголку, буду шить.
В ушко иголкино влезать
Не хочет нитка что-то…
Прилягу лучше я поспать –
Устала от работы.


Пришлось всё делать мне самой –
Помочь-то маме надо…
Когда придёт она домой,
Ужасно будет рада!

(М. Романов)

 

Помощница

У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел –
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.

Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила двери кошке,
Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела!
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:
– Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу.
Я вам завтра помогу!
(А. Барто)

 

Мила-помощница

Помогала маме Мила.
В коридоре пол помыла:
Воду кружкой налила
И метелкой размела!
Лужи сохнут на полу,
Кучкой мокнет пыль в углу!
Мила вымыла посуду:
Брызги мыльные повсюду,
Полотенчико достала
И посуду вытирала.
Оказалось, чашки, блюдца
При паденье на пол бьются!
Мила платьице стирала:
В тазик воду наливала,
Добавляла белой краски.
Платье белое – как в сказке!
Только красные горошки
Не видны теперь немножко!


Мила любит помогать,
Милу не за что ругать!
Мама Милу похвалила,
А потом посуду мыла,
Лужи с пола вытирала,
Платье заново стирала.
Мила быстро повзрослела,
Через год она умела
Как большая помогать:
Мыть посуду, подметать.
В общем, Мила молодец!
А истории – конец!

(А. Барто)
 

На кухне

Как много у мамы на кухне работы,
Готовит она и борщи, и компоты!
Здесь тёрка морковке царапает нос,
Умчался бы чайник, да нету колёс!
Танцуют без устали звонкие ложки,
А ножик с картошки снимает одёжки!
И кружится сито, и скачет дуршлаг:
Вода в нём не держится просто никак!
Над мясом рычит мясорубка-тигрица,
Толкушке на полке опять не сидится:
Готова всё время толочь и толочь…
Одна с ними мама, ей надо помочь!
Когда я на кухне вожусь вместе с ней,
Обед получается вдвое вкусней!
(М. Тахистова)

 

Папу с мамой берегу

Папа жалуется:
– Что-то
Утомляюсь от работы…
Мама тоже:
– Устаю,
На ногах едва стою….
Я беру у папы веник –
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, –
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!
(О. Бундур )

 

За продуктами

Когда выходить
За продуктами надо –
Иду, если можно мне
Взять шоколада.

Папа бежит в супермаркет
Счастливо,
Если в награду
Обещано пиво.

Мама ни грамма
Не ест шоколада
И пиво, конечно же,
Мама не пьёт,

Но, если идти за продуктами
Надо,
Без всяких условий,
Представьте, идёт!
(О. Бундур )

 

Как я стал мужчиной...

Дед вчера доверил мне
Длинный гвоздь забить в стене:
– Ты по пальцу не ударь,
Мы повесим календарь.

Я с размаху гвоздь забил –
Деда с папой удивил,
Даже мама мне сказала,
Что она не ожидала.

Говорит: не без причин
Я – любимый из мужчин!
И теперь обедать мне
Можно с папой наравне!

(С. Фомин)

Стихи о труде и профессиях

Частушки о труде и профессиях

Народная мудрость о труде, мастерстве и профессиях

на содержание

 

Чистоплотность http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini1.gif
 

Полосатые стихи

Полосатые тигрята
От рожденья полосаты.

Есть полоски у Енота,
И у Зебры их без счёта.

Есть полоски на матрасе,
И полоски на матроске.

У шлагбаума – полоски,
И полоски на берёзке.

Есть красивые полоски
У рассвета и заката.

Но встречаются ребята –
Все от грязи полосаты…

Не хочу про них писать
В полосатую тетрадь.
(Г. Сапгир)

 

Кто не умывается


Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.

А кто не умывается,
Никак не называется.
(П. Синявский)

Ладошки

Не пойму, как по ладошке
Мама обо всём узнала:
По царапине – что кошку
Я вчера за хвост таскала,
По пятну от шоколадки –
То, что лазила в буфет
И взяла себе украдкой
Десять маленьких конфет.
Даже то, что понарошку
Губы красила с утра,
Рассказали ей ладошки.
Может, их помыть пора?
(И. Ищук)

 

Воспиталкина книжка


Крокодилиха учила крокодишек:
– Не ходите по квартире без штанишек.
Бегемотиха учила бегемошек:
– Прекратите превращаться в поросёшек.
Попугаиха учила попугашек:
– Не дразните комаров и таракашек.

Крокодишки научились одеваться,
Бегемошки научились умываться,
Попугашки перестали обзываться –
И теперь мы можем ими любоваться.

(П. Синявский )

 

Чистюля

Затеял чистюля-енот постирушку.
Воды натаскал из речушки в кадушку,
Чтоб выстирать чисто, до блеска и лоска,
Рубашку, носки и штанишки в полоску.

Корыто пушистая пена накрыла.
Енот не жалел ни усилий, ни мыла,
И тщательно тёр о стиральную доску
Рубашку, носки и штанишки в полоску.

Синил незабудкой, душил медуницей,
Потом полоскал родниковой водицей,
И вешал на кустик сушиться к овражку
Штанишки в полоску, носки и рубашку.

А рядом с енотом, в грязи по колена,
Жила-поживала грязнуля-гиена.
Неряха вещей не стирала упрямо,
И пахла она, как помойная яма.

Енот не водился с грязнулей-гиеной,
Поскольку она не дружна с гигиеной.
А тот, кто не хочет прослыть замарашкой,
Стирает носки и штанишки с рубашкой.
(А. Ерошин )
 

Я по улице иду

Я по улице иду.
Я читаю на ходу.
Вывески, афиши
От земли
До крыши.

А на заборе прямо
Написано «ДИНАМО».
Болельщик! Стыдно это.
Забор — не стенгазета.

Навстречу мне рекламы
Спешат как телеграммы.
Машин поток,
Людей поток,
Автобус пятый номер.
Вдруг вижу:
«СЕВА МОЛОТОК!» —
Написано на доме.
Написано старательно,
Но думается мне:
Писать не обязательно
Об этом на стене.


Вот улица САДОВАЯ.
Весенним тёплым днём
Она блестит как новая,
Умытая дождём.

Вокруг листвой весёлой
Шумит лесной народ.
Простое слово «ШКОЛА»
Читаю у ворот.

Шумит на улице листва,
Но тихо в школьном доме.
Здесь пишут на доске слова,
В тетрадке
И альбоме.

Обязан каждый школьник знать:
О ЧЁМ ПИСАТЬ
И ГДЕ ПИСАТЬ!
(В. Степанов)

 

Лифт и карандаш

В новом лифте ехал Саша
На тринадцатый этаж.
Вместе с ним на том же лифте
Ехал синий Карандаш.

Поднимается кабина
На тринадцатый этаж,
А на стенке той кабины
Что-то пишет Карандаш.

Пообедал дома Саша,
Вызвал лифт — спускаться вниз.
Лифт в пути остановился
И над шахтою повис.

Мальчик Саша в новом лифте
Оказался взаперти —
Лифт стоит, и он не хочет
Дальше мальчика везти.

Нажимал на кнопки Саша,
«Помогите-e!» — голосил,
Проходящих мимо лифта
Вызвать мастера просил.

Наконец лифтёр явился
(Он обедать уходил),
Из кабины, как из плена,
Сашу он освободил.

Но теперь, как только Саша
В лифт пытается войти,
Тот ни вверх, ни вниз не хочет
Одного его везти.

К сожаленью, есть немало
Всяких Шуриков и Саш,
У которых не по делу
Пишет синий Карандаш!
(С. Михалков)

на содержание
 

Стану самостоятельным http://www.zanimatika.narod.ru/Kniga_mini1.gif

 

Сам

Сам я встал сегодня рано.
Чистить зубы сам пошел.
Сам умылся из-под крана
И расческу сам нашел.

Перед зеркалом стою –
Сам себя не узнаю.
Посмотрите на меня :
Неужели это я?

(В. Степанов)

 

Сами и само

Ничто никогда
Не выходит
Само.
Само
Не приходит
К нам на дом
Письмо.
Само
Не способно смолоться
Зерно.
Само
Стать костюмом
Не может
Сукно.
Само
Не умеет свариться
Варенье.
Само
Не напишется
Стихотворенье.
Мы делать всё это
Обязаны
Сами –
Своей головой
И своими руками.
(В. Левин)

 

Сам

Я всё умею делать сам:
Сам просыпаюсь по утрам,
Сам говорю: - Пора вставать! –
Сам застелю свою кровать!

Я сам! Я первый на ногах,
Сам одеваюсь впопыхах,
Чтоб никуда из-за меня
Не опоздала бы родня!

Сам чищу ваксой башмаки,
Сам завяжу на них шнурки –
Как следует, без узелка,
А это ж целых два шнурка!

И вот иду я в детский сад –
Я сам! Не то что год назад!
Метёт метель, сечёт ли дождь,
А ты идёшь себе, идёшь…

Я и до школы бы дошёл,
Я сам дорогу бы нашёл,
Но только надо, говорят,
Сперва закончить детский сад.

(К. Мурзалиев пер. с казахского Ю. Кушак)