Методическая копилка
- Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста
- "Права детей" Проект для детей второй младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_netradicionnyh_metodov_risovaniya_v_detskom_sadu.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы из электронного сборника
IV областных педагогических чтений
имени Народного учителя З.А. Субботиной
Христолюбова Светлана Сергеевна
Воспитатель
муниципального казённого дошкольного
образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида «Алёнка»
пгт Кикнур Кировской области
Использование нетрадиционных методов рисования в детском саду и влияние их на развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста
Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Мы живем в информационном обществе, где происходят стремительные научные открытия во всех областях знаний, интенсивно развиваются информационно-коммуникативные средства, где знания и умения человека быстро устаревают и человек должен сам постоянно учиться.
Подобного рода исторические перемены общественной жизни привели к тому, что разнообразие форм жизни и свобода выбора в изменяющемся мире своего жизненного пути стали нормой человеческого существования.
Вот почему уже в детском саду воспитателям необходимо формировать художественное мышление и креативные черты личности детей.
А как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать стремление узнать мир во всех его проявлениях?
Любая целостная программа базируется на определенном философском и психологическом понимании природы человека и законов становления его сущности. Такое понимание обязательно включает в себя некоторый целостный идеальный образ человека, который складывается в процессе развития.
Психологическая концепция развития определяет наиболее существенные его стороны, закономерности, причины и условия реализации. В соответствии с этим определением выстраиваются программное содержание и методы образовательной работы с детьми. В качестве одного из базисных понятий, на которых может основываться концепция развития ребенка, выступает понятие способностей. Развитие способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах деятельности.
А. С. Выготский считал, что сознание человека представляет особую структуру высших психологических функций, таких, как память, воображение. Сущность развития ребенка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение специальными средствами (слово, понятие), через развитие возможностей видеть мир и взаимодействовать с ним.
По теории Леонтьева наиболее значимой линией в развитии ребенка является деятельность. В дошкольном возрасте – это игра. Но значимы и изобразительная деятельность, и музыкальная, и художественно-литературная, и конструирование. Ребенок проявляет наибольшую активность, когда видит результаты своего труда.
Дошкольное детство- это очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то новое, красивое, необычное.
Творческие знания стимулируют художественную образность в действиях детей, вызывают строй определенных чувств, побуждают воображение. Конечно, многое происходит интуитивно, неосознанно, но данные психологии свидетельствуют о том, что творческие интуитивные действия возникают на основе опыта и неоднократных попыток решить какую-либо новую задачу.
Исследования путей формирования творчества дало возможность определить три этапа в усложнении заданий.
- Задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности.
- Задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослыми.
- Задания, предлагающие самостоятельные действия детей.
Таким образом, в творчестве усилия детей направлены на поиски новых сочетаний, комбинаций и вариантов.
Творческая деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в самовыражении заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных средств и традиционным способам передачи полученной информации. Но учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Вот почему необходимо применение педагогом нетрадиционных техник рисования при организации деятельности с детьми. Это позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, даёт свободу деятельности, вселяет уверенность .
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует :
1.Снятию детских страхов и развитию психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
2.Развитию познавательного интереса. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря
3.Развитию ориентировочно–исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
4.Развитию мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
5.Развитию тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
6.Состоянию успеха. «Я могу! У меня получилось!» - вот главные фразы, которые произносят дети.
.
Наша задача:
1.Научить детей нетрадиционным техникам рисования.
2.Развивать наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
3.Развивать умения и навыки детей в экспериментировании с изобразительными материалами.
4.Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Для решения поставленных задач, планирую работать по следующему плану:1. Создание развивающей среды.
2.Проведение первичного мониторинга.
3.Использование нетрадиционных техник рисования на практике.
4.Вовлечение в работу родителей.
5.Проведение итогового мониторинга и планирование дальнейшей работы.
Создание развивающей среды.
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста мало грамотного руководства педагога и прекрасной организации деятельности детей, необходимо создать развивающую среду, которая дает ребенку возможность «творить», фантазировать, использовать различные материалы, позволит видеть результаты своего труда.
Развивать творчество детей помогают созданные в группе уголки: уголок изобразительного искусства, природный уголок и творческая мастерская.
Творчество – это деятельность, которой является создание материальных и духовных ценностей. Это предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной и оригинальностью. Важную роль в творческой деятельности играют интуиция и воображение, а так же потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей. Следовательно, мы должны создать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности. Важным условием этого является полноценная развивающая среда.
Создать развивающую среду нам помогли принципы развивающей среды: активности, комплексирования гибкого зонирования, эмоциогенности среды и открытости.
Принцип комплексирования гибкого зонирования развивающей среды предполагает создание в группе различных зон. В нашей группе созданы уголки изо, конструирования, ориентировки в пространстве, музыкальный, развития речи и другие.
Принцип активности развивающей среды предполагает творческую активность детей. Поэтому мы ведем работу по оформлению среды (делаем с детьми совместные работы, панно, используем индивидуальные работы и т. д.). Это позволяет воспитывать у детей чувства прекрасного, эстетический вкус. Регулярно в группе оформляются выставки детских работ (из природного материала – в природном уголке; рисунки на заданную тему – в уголке изо), выставки книг, иллюстраций и пособий, помогающие детям глубже понять и осознать идею, над которой работаем.
Принцип эмоциогенности развивающей среды реализуется созданием в группе определенных «семейных» традиций. В нашей группе стало традицией устраивать конкурсы на лучшую поделку, создавать коллективные работы к праздникам, делать подарки родителям.
Творчество детей проявляется в их работах, это позволяет открыть себя для других людей, взглянуть на мир и природу по-другому. Так осуществляется принцип открытости окружающей среды.
Таким образом, в группе созданы условия для самостоятельной творческой деятельности. Главное, чтобы работа доставляла детям радость, давала уверенность в ценности своего труда, побуждала пытливость и любознательность.
При проведении первичного мониторинга по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности» во 2-й младшей осенью 2011 года выявились неутешительные результаты:
- Самостоятельно принимают решение в создании своей работы 17%
- Выбираю материал, организуют своё рабочее место 11%
- Творчески подходят к предложенному заданию 17%
- Самостоятельно выполняют работу 11%
- Реализуют замысел до конца 28%
Учат родителей и друзей многим приемам 11%
Сделав соответствующие выводы, я задумалась над планированием работы.
Обучение детей техникам нетрадиционного рисования проходит в три этапа:
На первом этапе дети знакомятся с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это рисование пальчиками, ладошкой, монотипия, рисование под музыку, печатание листьями. Дети осваивают один вид техники совместно с педагогом, и им предоставляется возможность самостоятельно повторить данный способ на практике.
- На втором этапе обучения дети знакомятся с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материал на другой (рисование в технике «мятый рисунок»). На занятиях дошкольники сравнивают различные виды техники, сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными способами.
- На третьем этапе используют смешанные техники в самостоятельном и коллективном рисовании. Дети развивают умение анализировать, комбинировать образы, общаться.
Вторая младшая группа
- НОД: научить способу рисования «от пятна» (фото).
- В совместной деятельности со взрослым использовать такие приемы рисования, как «монотипия», «кляксография», «рисование пальчиками и ладошками», «оттиск печатками из поролона и овощей»
- В самостоятельной деятельности детей – рисовать то, что хотят и как хотят (развивать свободу выбора и техники рисования).
- Показать разные приемы работы с салфетками (сминания, скатывания, скручивания).
- Привлечь к работе родителей, показать мастер-класс «Волшебные салфетки», «печать овощами».
В средней группе :
- Познакомить с более сложными техниками рисования, такими как : « тычок жесткой полусухой кистью», «печать различными предметами», «восковые мелки + акварель», «рисунки из ладошек», «декупаж», «рисование ватными палочкам», «волшебные веревочки», «рисование солью»
- создавать коллективные и индивидуальные работы.
- познакомить с сочетанием различных техник
- проводить часы досуга «Порисуй со мною, мама»
В старшей и подготовительной группах будем продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования, такие как: «рисование песком», «мыльными пузырями», «мятой бумагой», «монотипией пейзажной», «кляксографией», «печатью по трафарету».
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети получают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что-огорчает.
Художественно-творческой деятельностью дети занимаются и дома. Воспитатель консультирует родителей по вопросам организации этой деятельности (что знает и умеет ребенок, как развивать детское творчество).
- Размещает в информационном уголке рекомендации и подробный инструктаж по использованию интересных приемов рисования дома.
- Создает альбом «Творческая мастерская».
- Проводит совместные занятия, мастер-классы для родителей по знакомству с нетрадиционными техниками.
- Оформляет выставки совместных работ.
Проведя итоговый мониторинг, вот что у нас получилось
- Самостоятельно принимают решение в создании своей работы 72%
- Выбираю материал, организуют своё рабочее место 83%
- Творчески подходят к предложенному заданию 72%
- Самостоятельно выполняют работу 77%
- Реализуют замысел до конца 88%
- Учат родителей и друзей многим приемам 75%
Творческий процесс- это настоящее чудо! Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности! Они осознают, что ошибка- это всего лишь шаг к чему-то новому.
В десять лет, в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем: были б краски
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле!
В. Берестов
Список литературы:
- Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
- Энциклопедия «Хочу все знать» игрушки из бумаги
- Опыт работы Рогаткиной Т. и Дементьевой Л., опубликованный в журнале «Дошкольное воспитание» с 2003 по 2011 года
- Серия книг «Вырежи и склей»
- Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. Москва: Просвещение, 1985г