Главные вкладки
Миронова Елена Петровна
Разработка собрания для родителей учеников 2 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 Родительское собрание на тему: «Как вырастить ребёнка нравственным?» 2 класс Разработчик: учитель начальных классов Миронова Елена Петровна Калининград 2013 Цель: обсудить проблему воспитания нравственности в детях, формировать умение воспитывать в детях нравственные качества. Форма проведения: родительский форум. Подготовительная работа: анкетирование, рисунок картины «Чёрно- белый мир» Литература по теме выступления: 1. Баулина, М. Ложь или фантазия? / Мария Баулина // Здоровье школьника. - 2008. - N 11. - С. 74-75 2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания:1-4 классы.-ВАКО,2006 3. Селиванов, Ф. А. Ошибки. Заблуждения. Поведение / Ф. А. Селиванов — Томск: Изд.-во Том. ун-та, 1987. 4. Фрай, О. Ложь: три способа выявления / О.Фрай. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 5. Экман П. Почему дети лгут? хрестоматия «Подросток и семья»/ Под.ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2002. Ход собрания. 1. Вступительное слово учителя. Сегодня темой нашего собрания является вопрос воспитания нравственности у наших детей. Почему я решила этому посвятить собрание? Есть 3 причины, по которым я выбрала эту тему. Во- первых это то, что среди девочек случаются не только обзывания, ссоры, но порой даже драки.… И мы должны вместе помочь сплочению коллектива, научить детей правильно реагировать на те или иные ситуации в жизни. Во-вторых, я обратила внимание, что некоторые девочки стали меня обманывать (Случай с ручками). В-третьих, на урок внеклассного чтения некоторые дети не приносят книг, не читают ничего дополнительно... А ведь чтение не только является основой формирования нравственных качеств личности, поскольку ситуации из книг всегда чему-то учат, но и основа для формирования интеллектуальных умений. Пока я начну своё выступление, обсудите в группах вопросы. На листочках раздаются по 1 вопросу для каждой группы. 1.Как защитить ребёнка от безнравственности? 2. Как объяснить ребёнку, что такое «хорошо», и что такое «плохо» 3. Как научить ребёнка совершать нравственные поступки? 4. Что должна сделать семья для воспитания нравственности ребёнка? Готовясь к собранию, была проведена анкета для учеников. (Анализ анкеты по вопросам) 1. Я радуюсь, когда… 2. Я злюсь, когда… 3. Я плачу, когда… 4. Я обижаюсь, когда… 5. Мне хорошо, когда… 6. Мне плохо когда…. Т. о., для себя можно отметить те моменты, из-за которых проявляется агрессивность: -ребёнка бьют, над ребёнком издеваются -ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда -родители пьют -родители воспитывают ребёнка двойной моралью -родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка - родители не умеют любить одинаково своих детей - родители ребёнку не доверяют - родители не общаются с ребёнком, уделяют ему мало времени - родители настраивают ребёнка друг против друга -если ребёнок не приводит, не приглашает в дом друзей Главное для преодоления детской агрессии - внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, обязательность, доброта, ласка, забота, доверие. Как преодолеть детскую ложь…- второй вопрос собрания. Что такое детская ложь? Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими, честными людьми. Но все в большей или меньшей мере сталкиваются с проблемой детской лжи. Осознав, что их ребёнок говорит неправду, родители часто впадают в отчаяние и начинают искать ответы на вопросы – что делать, если ребёнок врет? И почему вообще в нормальной, вполне благополучной семье ребенок начал врать? Где он этому научился и кто его этому научил? Может, это друзья у него такие плохие? Можно ли бороться с детской ложью, а если можно, то как? Виды и мотивы лжи. Для того чтобы разобраться, что сделать, если ребёнок врет, надо, прежде всего, понять, почему он это делает. Какую выгоду для себя он извлекает, когда врет? Какая причина заставляет его врать? Он лжет, защищаясь, или же он так нападает на вас? Может, его ложь – это стереотип поведения, то, что он постоянно видит в окружающей его действительности? Для понимания причин поведения ребенка, который говорит неправду, важно понимать: 1) мотив лжи (почему ребенок обманул?); 2) последствия лжи (на кого и как повлияла ложь?). Осознание мотива лжи поможет взрослому принять решение о том, как себя повести, чтобы ребенок не солгал снова. Ложь из страха наиболее частая разновидность лжи. Ребенок врет, потому что боится, что его накажут или унизят. Стыд – одно из самых тягостных переживаний. Кроме того, ребенок может солгать из-за страха огорчить, разочаровать родителей, а может – из страха быть отвергнутым, лишенным родительской любви. Ложь из стремления избежать наказания используется либо для сокрытия действий ребенка, которые были направлены на получение удовольствий, оказавшихся под запретом родителей (например, ребенок, включил компьютер, хотя ему это не было разрешено), либо для сокрытия нечаянной оплошности (сломал пульт от телевизора). Данный вид лжи встречается особенно часто в семьях, где запреты и наказания как форма общения преобладают над диалогом в общении с ребенком. Страх унижения также может спровоцировать ребенка на ложь. В основе данного вида лжи – стыд, осознание ребенком неправильности своего поступка. Как правило, ребенком в данном случае руководит стремление защитить себя, сохранить положительное отношение к себе. Например, в случаях детских краж, часто ребенок не признается в совершенном поступке не только потому, что боится наказания, но и потому, что стремится «сохранить свое лицо». Стремление добыть нечто, чего иначе не получишь также может спровоцировать на ложь. В данном случае, дело касается ситуаций, когда ребенок извлекает некую «выгоду» из своего обмана. Как правило, этой выгодой является стремление избежать наказания. «Ты поел суп?», «Сделал уроки?», «Ходил на занятия?», как часто дети отвечают «да» на эти вопросы с надежде, что от них отстанут. Кстати, небеспочвенной. И ведь все участники разговора точно знают, что ответ «нет» вызовет и дополнительные вопросы, и недовольство со стороны родителей. И если подобное повторяется часто, реакция ребенка довольно предсказуема. Часто родители возмущаются — «он же знает, что я все равно проверю, зачем врать», «лучше пусть скажет правду, я не буду ругать за правду». В этом есть некоторое лукавство: если для ребенка сказанная правда не несет никаких негативных последствий — его не ругают, не требуют сделать что-то неприятное (например, домашнее задание), не лишают ничего, нормальный ребенок точно не будет обманывать. Таким образом, чаще всего ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы: —избежать неприятных для себя последствий; —добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (внимание окружающих); —получить власть над окружающими (а иногда — отомстить им); —защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь). Анализируя причины лжи, следует отметить влияние социального окружения ребенка. В частности, были установлены следующие факторы способствующие формированию склонности ко лжи: 1. Дети-лжецы в большинстве своем происходят из семей, в которых родители тоже лгут. Родители иногда целенаправленно обучают детей говорить неправду: «Скажем в школе, что у тебя болела голова, поэтому ты не выполнил задание». А иногда обучение лжи происходит незаметно для родителей, когда они в общении друг с другом, с другими людьми допускают неискренность, считая, что дети ничего не замечают, но дети обучаются не тому, чему их учат родители, а тому, как сами родители поступают в тех или иных ситуациях. 2. Дети-лжецы обычно испытывают недостаток родительского внимания, тепла и заботы. Часто ложь, как и другие формы «плохого» поведения, – единственный способ ребенка привлечь к себе внимание: «даже, если меня ругают, меня заметили». Детская ложь часто встречается в семьях, где дети чувствуют себя отверженными или родители завышают требования, часто требуя от детей того, чего они еще не могут достичь в силу особенностей возрастного развития. 3. У детей-лжецов и друзья обычно лгут. С приближением подросткового возраста ребенок более подвержен влиянию сверстников. С возрастом все большее количество ребят готовы следовать за товарищами в неблаговидных делах. Объяснение этому в том, что «возрастающая готовность детей следовать асоциальному примеру своих сверстников связана с разочарованием во взрослых – в их силе, мудрости, доброй воле и здравом смысле». Как распознать, что ребенок лжет? Для того чтобы распознать, врет ли ваш ребенок, достаточно понаблюдать за ним. Если ребенок врет постоянно, то вы вполне можете определить это по некоторым вполне очевидным признакам. Вы должны насторожиться, если, разговаривая с вами, ваш ребенок: - излишне возбужден, на щечках румянец; - у него меняется выражение лица; старается смотреть в сторону и усиленно моргает, зрачки то сужаются, то расширяются; - появляются непроизвольные жесты: когда что-то говорит, вдруг подносит руки ко рту, как бы пытаясь остановить поток лжи; руки во время разговора постоянно теребят край одежды или какой-нибудь предмет; ребенок трогает шею или дёргает воротник, теребит мочку уха; прикасается к носу, не осознавая этого; потирает глаз, подбородок или висок; - ребенок начинает часто покашливать во время разговора; - говорит медленно и неуверенно, тщательно подбирая слова и перебивая себя то паузами, то жестами; - непоследователен в своих рассказах, невольно все преувеличивает. В голове у него нет четкого плана, там путаница. Ему все время кажется, что взрослые его разоблачат; - ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ; - поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи; - ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней. И если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана. Если же, разговаривая с вами, ребенок держит руки в карманах, то, скорее всего, он хочет от вас что-то скрыть. Это, конечно, только некоторые признаки. Внимательные родители замечают любое изменение в поведении своих детей. Как поступить, если ребенок солгал? Как же помочь маленькому врунишке? • Прислушайтесь к тому, о чем говорит ваш ребенок, прежде чем разоблачать, подумайте, как это сделать доброжелательнее и тактичнее. • Постарайтесь, прежде всего, «услышать» скрытую причину лжи и проанализировать ее. • Не надо сразу ругать и наказывать ребенка за ложь, обзывать плохим ребенком, лжецом. Надо показать, что вы очень расстроены; сказать, что вы не ожидали от него такого поведения. • Если вы видите, что ребенок соврал, то сядьте рядом с ребенком так, что бы вы стали как бы одного роста с ним и ваши глаза были на уровне глаз ребенка, и спокойно скажите ему, что вы просите сказать правду и наказывать его за неё вы не будете. Обязательно подчеркните, что вы его любите и доверяете ему. И сдержите своё слово – не ругайте малыша, что бы он вам не рассказал, а помогите ему разобраться в сложившейся ситуации, поддержите его, научите, как поступить правильно. Тогда ваш ребенок будет и дальше доверять вам, и у него отпадёт необходимость во лжи. • Объясните маленькому лгунишке, что стоит за неправдой, и почему необходима честность. Он должен понимать, что с ложью мириться нельзя, даже умолчание о лжи - тоже ложь, поэтому старайтесь поощрять искренность ребенка как можно чаще. • Если малыш сам сознался во лжи, надо похвалить его поступок. Если же он не хочет сознаваться, не заставляйте насильно. Правильным выходом в этой ситуации может быть сказка или придуманная вами история о том, к чему приводит ложь и сколько доставляет неприятностей. Малышу подобный «урок» принесет больше пользы, чем очередная «порция» нотаций. • Во всех случаях необходимо продемонстрировать ребенку более приемлемый способ удовлетворения потребностей, альтернативный лживому поведению. • Ребенок должен понять, что, несмотря на то, что вы не одобряете его поведение, вы его все равно хорошо к нему относитесь и хотите вместе с ним решить эту проблему. Рекомендации родителям. 1. Поощряйте честность. Вместо того, чтобы ругать ребенка, когда он говорит неправду, хвалите его, когда он рассказывает о том, как все было на самом деле. 2. Не пытайтесь уличить ребенка в случившемся. Не стоит задавать множество вопросов о происшествии. В конце концов, во многих случаях его причастность очевидна: если у него весь рот в шоколаде, вы можете быть точно уверены в том, что случилось с конфетами его сестры. Не стоит добиваться от ребенка признания, если это потребует настоящего сражения с ним. 3. Выстраивайте доверительные отношения. Продемонстрируйте ребенку, что доверяете ему, и он может всегда доверять вам в ответ и говорить всю правду. Всегда держите свое слово и приносите извинения, если иногда у вас не получается выполнить то, что обещали. Он в большей степени учится на вашем примере, чем на ваших наставлениях. 4. Не требуйте от вашего малыша того, чего вы не можете выполнить сами, то есть не требуйте говорить правду, еще раз правду и ничего кроме правды 24 часа в сутки. Мы, взрослые люди, нарушаем свои обещания достаточно часто, а уж детям приходится это делать, так как они еще не умеют противостоять сложившимся обстоятельствам. Поэтому постарайтесь понять, что, если ребенок не выполнил свое обещание, возможно, на то были серьезные причины. 5. Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребенку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого невыполнения. Обманув доверие ребенка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой. Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребенка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора. 6. Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать. 7. Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребенка, и он поймет, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь. 8. Кроме того, ребенок должен быть готов и к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребенка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым. Подобный опыт в первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребенка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные, и неискренние. Обсудите с ним причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников. Помните, что ребенок честен со своими родителями, если: - не боится их гнева, не боится быть отвергнутым ими; - уверен – что бы ни произошло, взрослые не станут его унижать; - знает, что его поддержат в трудной ситуации, помогут советом; - знает, что в спорной ситуации вы примете его сторону; - твёрдо знает, что если его и накажут, то наказание будет справедливым и разумным; - между родителями и детьми существует доверие. Наши дети – это повторение нас самих. И никогда нельзя забывать – от того, насколько честны и искренни вы сами, и насколько доверительные отношения между вами и детьми, будет зависеть и то, насколько ваш ребенок будет с вами правдив. Если вы будете это помнить, то вам никогда не придётся ломать голову над тем, как отучать ребенка врать. Говоря о значении книги в жизни ребёнка, следует почерпнуть опыт тех родителей, которые помогли своему ребёнку, привили любовь к чтению. ( Выступление родителей о их приёмах для развития интереса к чтению: щадящее чтение, рекомендации В.Н. Зайцева, споры родителей о прочитанных книгах, формирование домашней библиотеки и др.) Если ребёнок развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной, разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность. Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей. -Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию, полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку. -Систематически читайте ребёнку. Это формирует привычку систематически общаться с книгой. -Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прерваться на самом интересном месте. -Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. -Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи. -Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях. Подведение итогов. Результаты работы в группах озвучиваются и принимаются как решение собрания. Анализ выставки рисунков «Чёрно-белый мир» (О каких вопросах нравственности задумываются дети во втором классе) Решение остальных вопросов собрания.