Статья"Коррекционно - педагогическое взаимодействие с гиперактивными детьми."
Детская гиперактивность не является чем-то исключительным: по данным отечественных медиков примерно пятая часть младших школьников нашей страны (мальчики в два раза чаще, нежели девочки) является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может сойти на нет и «естественным» путём, однако уповать лишь на это не стоит – статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинэйджеров очень высок, немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончит с собой. Поэтому родительский диагноз «а, ничего, с возрастом пройдёт» в данном случае абсолютно не применим, развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_logopeda.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно - педагогическое взаимодействие с гиперактивными детьми.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это отклонения в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания. Под детской гиперактивностью специалистами понимается такая картина физического и психологического развития ребёнка, при которой наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. Такой гиперактивный ребёнок стремится успеть как можно больше, всё и сразу, однако эта торопливость не носит продуктивного характера – не успев толком ознакомится с одним предметом или занятием, ребёнок уже заинтересовался другой вещью или родом деятельности, бросает свои первоначальные дела и начинает новые. Подобное поведение чревато возникновением серьёзных осложнений личностного характера – трудностей в обучении, в восприятии реалий окружающего мира, в общении со сверстниками и взрослыми, в том числе родителями.
Данное заболевание вызвано поражённостью лобных долей мозга, отвечающих за планомерность действий и за контроль поведения. Это приводит к нарушениям произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и нарушению целесообразности поведения в целом. Структуры мозга, которые «тормозят» те или иные наши эмоциональные и поведенческие реакции, ослабевают.
Врачи выделяют три группы причин возникновения детской гиперактивности. Во-первых, наследственная предрасположенность; во-вторых, органические повреждения головного мозга зародыша в ходе беременности или после родовых травм; в-третьих, социально-психологические травмы, обусловленные неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.
Три основных блока проявления СДВГ:
- нарушение внимания ;
- гиперактивность;
- импульсивность.
Признаки СДВГ:
- Короткий период концентрации внимания, трудности концентрации на выполнении какой-либо деятельности (чем больше усилий, тем хуже результат)
- Неспособность придерживаться предлагаемой инструкции и доводить начатое дело до конца
- Неорганизованность, отсутствие ориентировки во времени
- Забывчивость в повседневных ситуациях (ребёнок забывает и теряет свои вещи, не помнит то, что делал совсем недавно, часто создается впечатление, что он не слушает обращенную речь)
- Частые отвлечения на посторонние стимулы
- Импульсивность, трудности с контролированием поведения
- Стремление к конфликтам
- Эмоциональные нарушения, которые проявляются неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимости к неудачам.
Признаки гиперактивности:
- Неусидчивость (часто ребёнок встает со своего места, когда нужно оставаться на месте)
- Беспокойные движения в кистях и стопах;
- Бесцельная двигательная активность
- Трудности в соблюдении тишины и спокойствии во время игры
- Ребёнок постоянно находиться в движении
Признаки импульсивности:
- Болтливость, нередко с нарушениями речи
- Склонность отвечать на вопросы «не задумываясь», не дослушав
- Трудности в ожидании своей очереди
- Склонность мешать другим, вмешиваться в игру, в разговор.
Детская гиперактивность не является чем-то исключительным: по данным отечественных медиков примерно пятая часть младших школьников нашей страны (мальчики в два раза чаще, нежели девочки) является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может сойти на нет и «естественным» путём, однако уповать лишь на это не стоит – статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинэйджеров очень высок, немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончит с собой. Поэтому родительский диагноз «а, ничего, с возрастом пройдёт» в данном случае абсолютно не применим, развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать
Рекомендации для педагогов и родителей
- Проявлять постоянное внимание к ребёнку и хвалить его (гиперактивные дети нуждаются в вашей похвале)
- Строго, но доброжелательно руководить ребенком. Если ребёнок чувствует, что к нему относятся хорошо, знают о его трудностях, готовы прийти к нему на помощь, то он преодолеет многие безрадостные для себя ситуации .
- Проявлять терпение! Ни один ребёнок не хочет быть плохим!
- Исключить лишние раздражители.
- Разбивать задания на короткие этапы (при выполнении коротких задании ребёнок сможет лучше показать на что он способен).
- Давать задания, упражнения, которые требуют двигательной активности.
- Использовать прямой зрительный и телесный контакт.
Гиперактивный ребёнок часто бывает невыносим, однако в его поведении есть определённый смысл «Я хочу, чтобы на меня обратили внимание, чтобы меня любили. Я заставлю вас меня заметить!»
Ребёнок посылает вновь и вновь сигналы, усиливая их в надежде, что кто-то на них отреагирует.
Литература
Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3.
Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1989.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Мед. Практика. – М.: ПЕР СЭ, 2002.
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — СПб.: Сфера, 1994.