Статья"Коррекционно - педагогическое взаимодействие с гиперактивными детьми."

Детская гиперактивность не является чем-то исключительным: по данным отечественных медиков примерно пятая часть младших школьников нашей страны (мальчики в два раза чаще, нежели девочки) является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может сойти на нет и «естественным» путём, однако уповать лишь на это не стоит – статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинэйджеров очень высок, немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончит с собой. Поэтому родительский диагноз «а, ничего, с возрастом пройдёт» в данном случае абсолютно не применим, развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_logopeda.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно - педагогическое взаимодействие с гиперактивными детьми.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это отклонения в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания.  Под детской гиперактивностью специалистами понимается такая картина физического и психологического развития ребёнка, при которой наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. Такой гиперактивный ребёнок стремится успеть как можно больше, всё и сразу, однако эта торопливость не носит продуктивного характера – не успев толком ознакомится с одним предметом или занятием, ребёнок уже заинтересовался другой вещью или родом деятельности, бросает свои первоначальные дела и начинает новые. Подобное поведение чревато возникновением серьёзных осложнений личностного характера – трудностей в обучении, в восприятии реалий окружающего мира, в общении со сверстниками и взрослыми, в том числе родителями.

Данное заболевание вызвано поражённостью лобных долей мозга, отвечающих за планомерность действий и за контроль поведения. Это приводит к нарушениям произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и нарушению целесообразности поведения в целом. Структуры мозга, которые «тормозят» те или иные наши эмоциональные и поведенческие реакции, ослабевают.

 Врачи выделяют три группы причин возникновения детской гиперактивности. Во-первых, наследственная предрасположенность; во-вторых, органические повреждения головного мозга зародыша в ходе беременности или после родовых травм; в-третьих, социально-психологические травмы, обусловленные неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.

Три основных блока проявления СДВГ:

  1. нарушение внимания ;
  2. гиперактивность;
  3. импульсивность.

Признаки СДВГ:

  • Короткий период концентрации внимания,  трудности концентрации на выполнении какой-либо деятельности (чем больше усилий, тем хуже результат)
  • Неспособность придерживаться предлагаемой инструкции и доводить начатое дело до конца
  • Неорганизованность, отсутствие ориентировки во времени
  • Забывчивость в повседневных ситуациях (ребёнок забывает и теряет свои вещи, не помнит то, что делал совсем недавно, часто создается впечатление, что он не слушает обращенную речь)
  • Частые отвлечения на посторонние стимулы
  • Импульсивность, трудности с контролированием поведения
  • Стремление к конфликтам
  • Эмоциональные нарушения, которые проявляются неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимости к неудачам.

Признаки гиперактивности:

  1. Неусидчивость (часто ребёнок встает со своего  места, когда нужно оставаться на месте)
  2. Беспокойные движения в кистях и стопах;
  3. Бесцельная двигательная активность
  4. Трудности в соблюдении тишины и спокойствии во время игры
  5. Ребёнок постоянно находиться в движении

Признаки импульсивности:

  • Болтливость, нередко с нарушениями речи
  • Склонность отвечать на вопросы «не задумываясь», не дослушав
  • Трудности в ожидании своей очереди
  • Склонность мешать другим,  вмешиваться  в игру, в разговор. 

Детская гиперактивность не является чем-то исключительным: по данным отечественных медиков примерно пятая часть младших школьников нашей страны (мальчики в два раза чаще, нежели девочки) является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может сойти на нет и «естественным» путём, однако уповать лишь на это не стоит – статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинэйджеров очень высок, немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончит с собой. Поэтому родительский диагноз «а, ничего, с возрастом пройдёт» в данном случае абсолютно не применим, развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать

Рекомендации для педагогов и родителей

  1. Проявлять постоянное внимание к ребёнку и хвалить его (гиперактивные дети нуждаются в вашей похвале)
  2. Строго, но доброжелательно руководить ребенком. Если ребёнок чувствует, что к нему относятся хорошо, знают о его трудностях, готовы прийти к нему на помощь, то он преодолеет многие безрадостные для себя ситуации .
  3. Проявлять терпение! Ни один ребёнок не хочет быть плохим!
  4. Исключить лишние раздражители.
  5. Разбивать задания на короткие этапы (при выполнении коротких задании ребёнок сможет лучше показать на что он способен).
  6. Давать задания, упражнения, которые требуют двигательной активности.
  7. Использовать прямой зрительный и телесный контакт.

Гиперактивный ребёнок часто бывает невыносим, однако в его поведении есть определённый смысл «Я хочу, чтобы на меня обратили внимание, чтобы меня любили. Я заставлю вас меня заметить!»

Ребёнок посылает вновь и вновь сигналы, усиливая их в надежде, что кто-то на них отреагирует.

Литература

Белоусова Е.Д., Никифорова М.Ю. Синдром дефицита внимания / гиперактивности. / Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 3.

Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности //Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. - Рига, 1989.

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Мед. Практика. – М.: ПЕР СЭ, 2002.

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — СПб.: Сфера, 1994.