Консультации для родителей

касперович лариса полинарьевна

Консультации для родителей в родительский уголок, для выступлений на родительских собраниях и для папок -передвижек по музыкальному воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание

ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ

«Баю-баюшки-баю, баю милую свою, баю славную свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку.

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому, что исходит от самого родного, самого дорого существа-матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова, образы песни проникают в глубину души малыша. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогают ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

Колыбельные слушали не только младенцы, но и дети постарше. Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи. Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы войти в мир взрослой жизни. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.

Но самое главное в колыбельной песне - это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и если станет плохо- ему помогут, его не бросят.    На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненый оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам.

А как важна привычка постоянного общения с матерью! Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. И  когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его выслушает, поймет. с которым так приятно общаться и просто положить голову  на плечо.

    



Предварительный просмотр:

Прежде, чем ругать своих детей, подумай о тех, кто мечтает о детях, но не может их иметь. Прежде, чем ругаться из-за беспорядка в доме, кому убирать или подметать, подумай о тех, кто живет на улице. Прежде, чем жаловаться на дистанцию, которую тебе надо проехать, подумай о тех, кто проходит то же самое расстояние пешком. Когда ты устаешь и жалуешься на работу, подумай о безработных, инвалидах и тех, кто мечтает иметь ее. Не спеши указывать пальцем или осуждать кого- то, помни – без грешных не бывает.!



Предварительный просмотр:

МУЗЫКА И ПРАЗДНИК В ДЕТСКОМ САДУ

Консультация для родителей

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Музыка как ведущий компонент праздника соединяет все виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с основной темой торжества. Она должна вызывать у ребят сопереживание. Так, веселая, задорная, шутливая музыка на новогоднем празднике настраивает детей на радостное ожидание сюрпризов; задушевные, лирические мелодии, звучащие в день 8 Марта, передают нежные и теплые чувства, обращенные к мамам и бабушкам. На празднике «Выпуск в школу» могут звучать нотки сожаления: ведь расставаться всегда грустно, но и здесь общее настроение должно быть светлым и жизнерадостным.

Тематика и содержание сезонных праздников также являются определяющими в подборе музыки. Так, встреча с зимой обычно полна надежд на веселые зимние игры, праздник новогодней елки с Дедом Морозом и Снегурочкой («Здравствуй, зимушка-зима!»); теплые, погожие дни, прилет птиц связаны с приходом весны («Встречаем весну»); купание в реке, прогулки в лесу напоминают о лете («Здравствуй, лето!»); наконец, яркие, разноцветные листья деревьев — об осени («Осень золотая»). Палитра музыкальных произведений, передающих образы, настроения этих праздников, отличается большим разнообразием: от веселой, торжественной, ликующей до мягкой, спокойной, задумчивой. Сезонные праздники можно проводить и в форме развлечений, что связано главным образом с воспитательными целями и содержанием материала.

Праздники и развлечения проводятся для детей и педагогу виднее, приглашать ли родителей на праздник или нет. Иногда целесообразнее проводить праздник без родителей. Тогда дети ведут себя раскрепощеннее, да и взрослые педагоги,  участвующие в празднике  играют роль намного интереснее, чем при большом количестве родителей. Исключение составляют праздники 8 марта, этот праздник для мам и бабушек. Но не забывайте. что окружающие вас педагоги тоже женщины. Также праздник новый год, здесь присутствие родителей желательно. И, конечно выпуск в школу, где присутствие родителей обязательно.

   Создание соответствующего эмоционального настроя на тот или иной праздник во многом зависит от тщательно составленной программы. Педагог продумывает тему, форму программы, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению. Необходимо учитывать и конкретные условия детского сада, возрастной группы, количество детей в группе, наличие постоянного воспитателя и  чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нем.

Не требуйте больших стихов для выступления, помните, что ваш ребенок не единственный на празднике и долгое чтение стихов утомляет других детей, ведь праздник для всех, а не для одного. Кому то дали стихотворение в этот раз, другому в следующий.

Если ребенок не получил роль на этом празднике, это не значит, что его обделили Педагогу виднее, как ребенок переживает выступление, для многих детей выступление на публику это стресс. И для некоторых детей достаточно прочитать небольшое стихотворение, станцевать  танец , поучаствовать в играх. Во всех случаях он такой же участник праздника и не нужно заострять внимание ребенка на то, что ему не дали роль. Также нужно учитывать темперамент ребенка, его физиологические качества, здоровье, посещаемость ребенком детского сада. Необходимо помнить, что в группе детей не 10 – 15, а все 30.

Структура праздника может быть различной. Например, вначале выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются. Вполне возможно вначале показать небольшой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям.

Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа в зависимости от возраста детей и содержания самого праздника.

Красочность, торжественность, разнообразие празднику придает оформление—специально подобранные декорации, костюмы и атрибуты для детей, использование  магнитофонных записей для сопровождения танцев, хороводов, театральных инсценировок. Желательно, чтобы дети (особенно это касается старших дошкольников) тоже участвовали в подготовке оформления праздников.

Праздник выполняет свою воспитательную функцию, если в детском саду ведется систематическая работа, в частности по музыкальному воспитанию. Четкое перспективное планирование (при распределении музыкального репертуара в нем учитывают и предстоящие праздничные утренники) позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

В подготовке праздника принимает участие весь педагогический коллектив детского сада, но особая роль отводится музыкальному руководителю и воспитателям возрастной группы. Они должны из разученного музыкального репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, затем выстроить их в определенной последовательности, включая также стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы.

В программе праздника необходимо предусмотреть все: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Основная нагрузка в подготовке, конечно, ложится на взрослых. Они тщательно продумывают сценарий, методику проведения праздника, подробно распределяют все «взрослые» роли, особое внимание уделяя выбору ведущего, который должен хорошо знать содержание и последовательность программы, а также уметь свободно общаться с детьми и гостями. Подготовка ведущего к празднику включает и психологический настрой на создание радостной и доброжелательной атмосферы среди всех участников. На ее основе праздник должен стать источником богатых впечатлений для детей и содействовать их эстетическому развитию. Ведущему помогают подготовиться музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом. Если взрослые четко определяют участие каждого педагога в празднике, многократно повторяют свои роли, то дети этого делать не должны. Важно сохранить свежесть их восприятия, непосредственность эмоций и не переутомить репетициями.

Утренник можно проводить в двух близких по возрасту группах. Программа концерта не должна быть знакома ребятам целиком, хотя некоторые песни (игры) обе группы могут исполнить вместе. В сценарий включают и индивидуальные выступления детей.

Все взрослые должны действовать в сыгранном ансамбле, без напряжения и суеты. Если в программе участвуют артисты, родители, школьники, то каждое их выступление должно быть своевременным, чтобы не разрушить целостности сценария. В ходе праздника возможны и неожиданности: кто-то из выступающих отказался спеть или станцевать, или не смог вовремя вступить, или просто заплакал ребенок и многое другое. Во всех непредвиденных ситуациях ведущий должен проявить выдержку, находчивость, чтобы вернуть праздник в нужное русло.

 Будьте активными участниками  и помощниками жизни детского сада, жизни своих детей. И давайте будем говорить  и мыслить едино, тогда у нас всё получится.



Предварительный просмотр:

Утренник в детском саду                                                                (консультация для родителей)

Скоро праздник….Нужно выучить стих, придумать костюм и приготовить подарки. Как подготовить ребенка к детскому празднику?

                              Что ждет на празднике

В детских садах праздничные утренники организуются так, чтобы каждой возрастной группе было интересно и весело.
Для самых маленьких – детишек из ясельных групп – мероприятия начинаются в 9-10 часов утра и их длительность не превышает 30-35 минут. Поэтому отпрашиваться с работы надолго не придется. Рассчитайте время так, чтобы помочь малышу собраться и после утренника ненадолго задержаться.
Во время праздника малыш заупрямился? Обнимите его, приласкайте и выступите с ним! Но ни в коем случае не произносите нравоучений: «Мы с тобой столько учили, так долго готовили костюм, а ты...» Так вы только еще больше закомплексуете кроху. Не настаивайте! Практика показывает, что если даже малыш весь утренник просидит на стульчике рядом с вами, то в
 следующий раз он обязательно будет одним из самых активных участников.   Утренники в ясельных группах проводят без родителей. Педагоги утверждают, что так малыши ведут себя гораздо раскованнее, смелее и не прячутся за маму и папу. Поэтому если воспитатели рекомендуют вам не приходить, то лучше их послушать. Договоритесь с воспитателем или администрацией сада, чтобы утренник был снят на камеру, и тогда вы обязательно увидите первый настоящий праздник своего малыша!
         Для детей младшей и средней групп торжество длится не менее 30 минут. Дети этого возраста уже больше понимают, поэтому ваше присутствие на празднике для них желательно. Большинство ролей исполняют сами дети. Вам предстоит быть почетным зрителем.

В старших группах главными действующими лицами становятся исключительно дети. Они блестяще исполняют отведенные им роли, большинство из них любит работать на публику. Это их праздник, и они здесь – звезды! Не забывайте взглядом, аплодисментами и подбадривающими восклицаниями поддерживать своего ребенка.

                     

                            Готовим ребенка к празднику

Прежде всего, не устраивайте ажиотаж вокруг предстоящего события. Пусть и этот день не сильно отличается от других. Ведь для маленького ребенка даже любое незнакомое, новое событие может стать причиной стресса.
До трех лет говорить о празднике с крохой нужно не раньше, чем за неделю до предстоящего мероприятия. Ведь малыши совсем не умеют ждать, а тем более не поймут, почему подарок нужно получать потом, а не сейчас. Расскажите лучше крохе о Дедушке Морозе и его внучке Снегурочке, найдите их изображения в книгах, чтобы ребенок «заочно» был знаком с персонажами и не испугался их.
Ребенка постарше начинать готовиться к утреннику можно уже за месяц. Вместе с крохой обязательно сделайте какой-то элемент для его костюма: корону для Снежинки или ушки для Зайчика. Втягивайте ребенка в обсуждение его наряда, малыш будет понимать, что к его мнению прислушиваются, и он обязательно захочет надеть этот костюм на праздник.

Смастерите с ребенком украшения для группы.

Пусть кроха отнесет украшения в группу, покажет всем друзьям, прикрепит снежинку на окне, поможет развесить флажки и распустит ленты серпантина. Это и других детей смотивирует на подобные поступки, а у вашего крохи будет отличный повод гордиться собой.
Предложите крохе сделать самому подарок Деду Морозу! Так, в процессе изготовления сюрприза новогоднему волшебнику, ребенок постепенно привыкнет к его образу, и уже потом, на празднике, не испугается его!
Учить дома стихи необходимо лишь с самыми маленькими артистами.
Не выбирайте сложных или длинных стихотворений. Остановитесь на том, которое вы с самого рождения неоднократно рассказывали малышу, пусть даже оно и не на тему предстоящего праздника.  Со старшими детками  уже важно не просто монотонное зазубривание материала, а передача эмоционального настроения, выразительная окраска, темп, мелодика.
Избегайте любой критики в адрес малыша. Никогда не говорите дома, что Дед Мороз не подарит ему подарок, потому что он плохо себя ведет. Это вызовет лишь внутренний протест. Праздничное настроение может сразу исчезнуть, у ребенка понизится самооценка, и он будет думать приблизительно так: «Я знаю, что я плохой, что подарка я не получу, зачем тогда стараться? Мне не нужен никакой праздник!»

Обязательно сходите на собрание, посвященное празднику. Здесь вам расскажут о том, что и как будет проходить, вы узнаете, какая роль досталась крохе, и при желании можете попросить для своего малыша то, что вам кажется более ему подходящим, но в согласии с воспитателем.

Если вам не удается попасть на праздник

«Больше всех на праздник детки ждут, конечно, маму. Но если вам не удается отпроситься с работы, тогда пошлите кого-то вместо себя. Пусть это будут папа, бабушка или дедушка. Только обязательно предупредите малыша заранее о том, что вас не будет. Обнимите кроху и скажите, что вам очень хочется увидеть его выступление, но никак не получается. Зато обязательно придет посмотреть папа, он тоже поможет переодеться в костюм и будет рядом. Как показывает практика, с детьми можно договориться. И такая альтернатива их, как правило, вполне устраивает!»

                                             Выбираем костюм

Для роли, которая будет у вашего ребенка на утреннике, вам необходимо будет подготовить ему костюм. Лучше, если вы обсудите одежду с педагогами. Они порекомендуют, что лучше подобрать под образ персонажа. Есть несколько общих советов.
Для начала узнайте, нет ли нужной для вашей дочки или сыночка одежды в костюмерной садика. Зачастую в садике хранятся костюмы наиболее популярных персонажей: зайчиков, снежинок. Если вашего костюма не оказалось, смастерите его самостоятельно.  Подбирайте остальную одежду и аксессуары в тон костюму. Узнайте у педагогов, как причесать кроху, что понадобится для перевоплощения: бусы, браслеты, «бабочки» или заколки или аквагрим.

Обязательно приобретите чешки. Это наиболее удобная и безопасная обувь. Чешки не скользят, они мягкие и удобные. Девочкам купите белые чешки, а мальчикам – черные.

Но не переборщите с костюмом! Скромному и стеснительному малышу не стоит делать яркий и вызывающий костюм, слишком выделяющий его из «толпы», ведь тогда он может оказаться в центре внимания, совершенно этого не желая, и его праздник будет испорчен.
Костюм должен быть удобным, отвечать замыслу сценария сказки, в которой участвует ребенок. И самое главное, он должен нравиться, в первую очередь, малышу, а не вам!

Подарки......детям  Обсудите с родительским комитетом, что вы будете дарить малышам. Как правило, это – сладкий подарок – наборы конфет, которые садам предлагают кондитерские фабрики. Вам нужно будет лишь определиться, какой из вариантов наборов выбрать. Но помните, из любого подарка следует исключить жвачки, драже, конфеты на палочке, так как ребенок может им подавиться.
Если есть желание или возможности, то каждому ребенку в дополнение можно подарить игрушку, книжку или что-то еще. Часто бывает, что родители хотят, чтобы и основной подарок, заготовленный для малыша дома, вручил ребенку на празднике сам Дед Мороз. Если воспитатели согласны,  и количество детей небольшое в группе, вручите свой пакет Деду Морозу, но не забудьте его подписать, чтобы никто ничего не перепутал.
...педагогам  Обсудите с родителями и подарки для любимых воспитателей. По желанию небольшие сувениры можно предусмотреть и для остального персонала детского сада. Будет удобнее скооперироваться с родительскими комитетами других групп и преподнести совместный подарок.
...одногруппникам Вместе с малышом сделайте маленькие сюрпризы для его друзей: пусть кроха подарит каждому по воздушному шарику или все вместе они съедят принесенные из дома конфеты.

                               Если малыш заболел

Ребенок долго готовился, но перед самым праздником вдруг заболел? Ничего страшного! Главное, не расстраиваться и не паниковать. Ведь тогда кроха будет думать, что подвел вас, и это только ухудшит его состояние. При правильном поведении родителей малыш до трех лет может просто и не заметить, что он что-то пропустил. А ребенку постарше объясните, что ничего страшного не будет в том, если на утренник в детском саду вы не попадете. Но у него обязательно будет праздник дома, где будет елка, подарки и веселье. А после того, как выздоровеет, он обязательно отметит Новый год и со своими друзьями – подарит всем малышам заготовленные сюрпризы.
А если случилось так, что кроха проболел весь подготовительный период, но к празднику выздоровел? В таких случаях воспитатели заранее сообщат, когда состоится мероприятие, а вы, со своей стороны, предложите разучить с малышом стихотворение дома и вместе со всеми выступить на утреннике.

 Как подготовить своего ребенка к новогоднему утреннику в детском саду

«Нам, взрослым, кажется, что декабрь пролетает в один миг и незаметно, а вот для детей дни до Нового года тянутся долго. Детишки постоянно теребят взрослых вопросами: «Мама, ну когда же елка?», «Скоро придет Дед Мороз?» Чтобы малыш понимал, сколько осталось до «красного дня календаря», сделайте вместе с ним праздничный календарь. Прикалывайте на календарь, меняя каждый день числа и двигаясь к заветной цифре «31», маленький мешочек. В мешочек каждый день кладите специальное задание. В качестве задания может быть любое дело, но обязательно связанное с предстоящим утренником. Например, поручите ребенку разучить стихотворение к празднику, сделать украшение для группы, смастерить какой-либо аксессуар к его новогоднему костюму или изготовить подарок Деду Морозу. За каждое выполненное задание оставляйте крохе в мешочке подарок: воздушный шарик, конфету, мишуру, новогоднюю открытку или елочную игрушку – все, на что хватит вашей фантазии. Так, не успев проснуться, малыш каждое утро будет бежать к волшебному календарю, чтобы заглянуть в мешочек и еще чуть-чуть приблизиться к самому долгожданному празднику в году!
Отправьтесь на прогулку всей семьей воскресным декабрьским днем. Гуляя, обратите внимание крохи на праздничное убранство города. Посмотрите на украшенные елки, на гирлянды, фонарики и звезды, на рисунки на витринах магазинов, струящийся с потолка дождик, мишуру и новогоднюю атмосферу. Скажите, что также нарядно и волшебно будет и в музыкальном зале детского сада, где пройдет праздник. Это нужно для того, чтобы ребенок, особенно маленький, не испугался всей новогодней атрибутики, чувствовал себя уверенно и комфортно. Обязательно во время прогулки зайдите в магазин и купите ребенку новогодний сувенир. Тогда прогулка запомнится ему надолго!»

 



Предварительный просмотр:

дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна-вать окружаю-щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во-влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире-нию дет-ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо-сылка для будущей музыкальной творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь-ников более сво-бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав-лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо-димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным пе-риодом для разви-тия музыкального творческого воображения

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способно-стей к творчеству. И от того, насколько были использо-ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен-циал взрос-лого человека.

1.1.4. Условия успешного развития творческих способностей

дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства

Одним из важнейших факторов музыкального творческого развития детей является соз-дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос-нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола,О.П.Радынова,Е.А.Медведева, было выделено шесть основных условий успешного развития музыкальных творческих способностей детей.

Давно известно, что для музыкального творчества необходимо комфортное психологи-ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус-пешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи-ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от-крытий. Важно постоянно сти-мулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять со-чувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не-свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби-хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре-бенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме-шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме-шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со-хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до-казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже до-школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис-кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Современная парадигма дошкольного образования вступает в противоречие с традиционной концепцией развития ребенка - дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития музыкальных творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность существования программы деятельности не только с одаренными детьми, но и со всеми воспитанниками ДОУ.

1.2. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального

творчества

Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество - владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

1.3.Роль диагностики на развитие творческих способностей.

Диагностикой музыкального обучения является определение результатов творческого процесса в условиях музыкального занятия. Как и в общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики: диагностирование обученности (своевременное выявление и анализ продуктивности деятельности детей на музыкальных занятиях) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития музыкальных и творческих способностей).

Решение образовательных, воспитательных задач средствами музыкального исскуства с детьми без провидения диагностического обследования и определения уровня музыкального развития детей. Выявление особенностей музыкального развития ребенка дает возможность определить организационные, дидактические и музыкального воспитания. Являясь составной частью процесса в дошкольном образовательном учреждении, диагностика музыкально-творческих возможностей детей проводится в начале и в конце учебного года. Только на основе ее данных возможно планирование музыкального воспитания дошкольников. Обследование музыкальных возможностей дошкольников строится на основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка в музыкальной деятельности и современных требований к гуманистически ориентированному музыкальному воспитанию. Методика исследования развития творческие детей. Развитие методики музыкального воспитания детей как в области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области. В организации научно-исследовательской работы очень важен правильный выбор форм и методов научного исследования. «Методы исследования-это инструменты, с помощью которых познают истину, открывают закономерные связи явлений объективного мира».

Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, и правильно отражать специфику изучаемых явлений. Как правило, в педагогических исследованиях применяются педагогические, социологические, экспериментальные методы. К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, изучение детских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и др.

Методы наблюдения достаточно широко применяется в педагогических работах и определяется как «относительно целенаправленное длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия».

Для того чтобы наблюдение было целенапрвленным, необходимо предварительно составить план наблюдения и определить те конкретные вопросы, которые требуется изучить в процессе наблюдения и дать на них ответ. Наблюдение должно быть объективным, планомерным, систематическим, преднамеренным.



Предварительный просмотр:

В семье

Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.

Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.

Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.

В дошкольном образовательном учреждении

Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.

Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.

Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).

Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.

Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

Познакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.

Научить управлению простейшей куклой-марионеткой - с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнеров.

О том, как воспитателю решить эти задачи с минимальными затратами сил и времени всех участников этого процесса (ребенка, родителей, педагогов), мы хотим рассказать вам в следующем разделе нашего пособия.

Организация, содержание и методика работы с детьми

Организация

К работе с детьми по театрализованной деятельности педагог приступает с октября-ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период.

ведения театрализованной деятельности в сетке занятий должно быть выделено специальное время в двух формах:

• как специально организованная форма работы педагога с детьми;

• как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка.

Опыт работы в экспериментальных группах позволил нам определить оптимальное время для проведения специально организованной работы педагога с детьми - пятница, вторая половина дня. Выбор этого временного периода связан с тем, что эффективность развития детей в театрализованной деятельности во многом определяется присутствием родителей в качестве зрителей. Поэтому педагоги должны предварительно договориться с родителями группы о времени ухода детей домой, которое будет удобным для большинства из них, и проведение еженедельного спектакля с детьми пятого года жизни приурочить к этому времени. Таким образом, на участие в спектакле в качестве зрителя каждый родитель должен будет потратить не более 20 минут.

По нашей программе эта работа с детьми будет продолжаться на протяжении ряда летв старшей и подготовительной группах. Поэтому «театральная пятница», как ее любовно называют дети, должна стать доброй традицией в  ежемесячном общении детей, педагогов и родителей.

При этом именно это время проведения театрализованной деятельности оказалось наиболее оптимальным, потому что накануне выходного дня родителям не надо спешить домой для выполнения домашних заданий.

Нерегламентированная театрализованная деятельность может осуществляться детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности детей.

Еженедельные спектакли по пятницам с детьми пятого года жизни должны проходить в групповой комнате. Если есть такая  возможность, то в группе может быть сделана стационарная сцена с занавесом или портативная мини-сцена, которая легко складируется и используется по мере необходимости.

Внимание! Отсутствие сцены в группе не является причиной для того, чтобы не заниматься с детьми театрализованной деятельностью. Сцена может быть обозначена шнуром, выложена из строительного материала и т.п.

В старшем дошкольном возрасте каждую пятницу, во второй половине дня педагог осуществляет работу с детьми по театрализованной деятельности, но постановка спектаклей для родителей осуществляется один раз в две недели - по пятницам, а также может быть очена к определенным праздникам. Вместе с тем, одной из основных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, является не только сохранение заинтересованного отношения родителей к театрализованной деятельности, но и вовлечение их в решение новых задач, связанных с работой ребенка над ролью, изготовлением костюмов, декораций и т.п.

В театрализованной деятельности важная роль принадлежит музыке. Но к участию в музыкальном оформлении спектаклей музыкальный руководитель детского сада должен подойти творчески. Предлагаемый репертуар предоставляет огромные возможности для творческой импровизации музыкального руководителя, для поиска новых, нестандартных решений.

Содержание и методика работы с детьми

Анализотечественнойбежной психолого-педагогическойтературы позволил нам сделать вывод о том, что  на каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными.

Так,  длявитиядетейятого годажизнив театрализованнойдеятельностинеобходимоедоставить всемдетямвныевозможностидлястия в инсценировке. Это значит, что дети должны действовать в одинаковых или равных ролях, независимо от их способностей.

Наблюдения за поведением детей показали, что сам ребенок пятого года жизни еще не в состоянии оценить свои возможности. Именно поэтому каждый малыш готов к исполнению главной роли. Попытки педагогов формально задействовать всех детей в инсценировке не только не эффективны, но даже болезненно воспринимаются детьми, которым достались не главные роли. Они понимают, что, например, в инсценировке сказки «Красная шапочка» роли девочки, волка, бабушки, лесорубов и др. более значимы, чем деревьев. Поэтому такое не равноценное распределение ролей становится одной из причин того, что развитие детей в театрализованной деятельности происходит не одинаково. А это значит, что в следующем спектакле главные роли будут вновь отданы тем, кто исполнял их в предыдущей постановке. И так постоянно. Кроме того, на распределение ролей крайне болезненно реагируют родители. Поэтому первый театральный сезон мы предлагаем построить па репертуаре, в котором все дети группы могли бы принимать участие и действовать в одинаковых ролях.

На начальном этапе работы по театрализованной деятельности мы предлагаем педагогам включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функции. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.

Общеизвестно, что одним из основных показателей актерского мастерства является искренность, умение быть правдивым в сценическом проявлении своих чувств. Играя, актер осуществляет какие-то действия - ищет, слушает, осматривает. Если актер по-настоящему внимательно и серьезно ищет пропавшую вещь, то и зритель будет с интересом следить за этим действием. Если он будет только показывать, что совершает это действие и его внимание будет занято тем, какое впечатление он производит на зрителя, зритель сразу почувствует фальшь, и интерес к актеру резко упадет.

Поэтому для актера важно научиться так увлекаться сценическим объектом, сделать его настолько интересным для себя, что происходящее в зрительном зале станет для него третьестепенным, а то и совсем неважным.

Специалисты считают, что развивать элементы актерского мастерства надо в упражнениях, формирующих умение владеть работой органов чувств.

В городе Воркута живет и работает известный режиссер Виталий Соловьев. Многолетний режиссерский опыт обучения детей и подростков актерскому мастерству позволил ему разработать интересную систему упражнений, помогающую начинающим актерам совсем забыть о зрителе. Для этих упражнений используются задания, требующие большой сосредоточенности.

Внимательно изучив систему упражнений В.Соловьева[9], мы пришли к выводу, что ее принцип, основанный на использовании игровых упражнений на внимание, нам вполне подходит.

Во-первых, это отвечает особенностям и возможностям детей пятого года жизни. Во-вторых, апробация их на практике показала, что в моменты большой сосредоточенности внимания дети, увлеченные выполнением задания, забывают о зрителе и быстро адаптируются к сцене.

Объем внимания ребенка 4-5 лет невелик, и еще дает себя знать непроизвольность психических процессов. В моменты большой сосредоточенности внимания дети совсем забывают о зрителе и действуют естественно, как в жизни.

Вместе с тем, мы считаем, что вводить в жизнь ребенка 4-5 лет эти упражнения в «чистом» виде неэффективно. Во время их проведения будет утрачена восторженность, связанная с действием ребенка на сцене. Следовательно, мы используем этот принцип обучения, но не в виде упражнений, а как спектакли миниатюр в присутствии зрителей.

Очевидно, что при подборе репертуара для работы с детьми важно учитывать все вышеизложенные особенности. Кроме того, не каждое художественное произведение подходит для решения задач, связанных с особенностями возраста и спецификой театрализованной деятельности. Для того чтобы помочь воспитателям, мы сами подобрали примерный репертуар для первого театрального сезона.

В него вошел фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.

Надеемся, что широкое использование в нашем детском репертуаре именно поэтических произведений не вызовет негативного отношения со стороны педагогов. По образному выражению известнойоэтессы нашего времени Ирины Токмаковой именно поэзия является для ребенка необходимым «витамином» духовного развития. Она способствует развитию воображения, фантазии, творческому полету малыша, который унесет его из бытовой обыденности в новый прекрасный мир. Ведь в стихах для детей в поэтической форме заключено не только все ближнее и дальнее пространство, но и царят поэтически-магические образы.

Ирина Токмакова пишет: «Эти поэтически-магические образы важны несказанно. Они не всегда осознаются ребенком, да, может быть, и не должны осознаваться, но, проникая в область подсознательного, они готовят ребенка к восприятию поэзии в будущем»[10].

Но предлагаемый нами репертуар не должен ограничивать творчества воспитателей. Поэтому каждый педагог может создать новый репертуар или внести свои изменения в репертуар, предлагаемый нами.

В старшем дошкольном возрасте подходы к развитию детей в театрализованной деятельности меняются. Для развития и эмоционального благополучия детей необходимо, чтобы театрализованная деятельность носила творческий характер, а знания ребенка о жизни, его желания и интересы должны естественно войти в ее содержание. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание, а педагоги -обеспечить ему свободу действий.

Очевидно, что свобода слова и мысли одинаково нужна как тем, кто обучает, так и тем, кому нужно это услышать. Особенно это важно в художественных сферах деятельности. Б.П.Вышеславцев пишет: «Чуткость к прекрасному дана русскому народу, об этом свидетельствует наша музыка, наша поэзия, и прежде всего Пушкин. Но служение красоте, поклонение красоте, даже восприятие красоты есть свобода, освобождение духа и не терпит никакого насилия, никакого принуждения. Можно принудить к лести, притворству, к подхалимажу, но нельзя принудить к тому, чтобы нравилось то, что не нравится. Подлинное искусство есть всегда «вольное искусство».[11]

К сожалению, эта «поэзия свободы» так глубоко освещенная и осмысленная одним из ярких представителей русской философии, до настоящего времени не вылилась в приемлемые формы, связанные с отбором содержания для обучения и развития детей, форм и методов руководства их деятельностью.

С особой остротой эта проблема возникает в театрализованной деятельности, где перед ребенком стоит сложная задача создания художественного образа.

Известный отечественный режиссер Е.Вахтангов считал, что сценическое искусство возникает только тогда, когда актер принимает за правду то, что он создал своей фантазией. И очевидно, что осуществить это маленькому ребенку гораздо проще не на основе содержания, заданного взрослым, а на основе личного опыта, собственных представлений об окружающей действительности, образов, рожденных его воображением.

Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста мы настоятельно рекомендуем педагогам создавать спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми.

Искусство педагога будет состоять в том, чтобы побудить детей к этой деятельности и объединить их отдельные предложения в целостный сюжет.

Кроме того, при создании инсценировки или использовании готового художественного произведения для спектакля или кукольного представления важно помнить о том, что дети должны действовать в одинаковых или равноценных ролях, независимо от их способностей, но с правом выбора образа, характера героя. Так, например, в роли лягушат-путешестоенников каждый ребенок может выбрать для своего героя определенные черты характера: у одного лягушонок может быть смелым, а у другого - робким и нерешительным и т.п. Образ куклы-марионетки ребенок также создает сам с помощью цвета одежды и дополнительных атрибутов.

Поэтому мы предлагаем педагогам второй театральный сезон построить на репертуаре, в который, наряду с традиционными постановками, войдут спектакли, содержание для которых придумают сами дети.

Кроме того, в работе с детьми старшего дошкольного  возраста мы рекомендуем использовать:

*нсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;

*спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми («Новогодняя сказка», «В подарок деду Морозу» и мамам к дню 8 Марта);

*нсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок, которые приводятся в движение с помощью папочки, закрепленной в их нижней части.

Но изменения происходят не только в содержании работы с детьми от 4 до 7 лет. Меняется и методика работы с детьми.

Методика работы с детьми 4 – 5 лет.

Во второй половине дня в пятницу педагог напоминает детям, что сегодня у них «театральная пятница» и они могут порадовать родителей новой инсценировкой.

•нтересовываетдетейсодержаниемоэтического произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его.

•Интересуется, понравилось ли оно детям или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям.

Работа над ролью.

· Вначале педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговаривайте отдельных строк, которые им запомнились.

· Затем анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

· После распределения и принятия ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.

· Работа над ролью заканчивается подведением детей к необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему предстоит действовать (Какой твой котенок - веселый или грустный, как он выглядит и т.п.?) По мере необходимости педагог представляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения имеющихся у детей представлений. Так, например, каждый ребенок раскрашивает заготовку маски котенка в соответствии с тем, как он себе это представляет (черный, рыжий или полосатый и т.п.). По окончании работы дети примеряют изготовленные атрибуты и действуют в них в соответствии с текстом инсценировки.

Работа с детьми по ходу инсценировки.

После того, как зрители-родители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Для того чтобы возникло соответствующее настроение можно использовать «живые» звуки музыкальных инструментов (звон колокольчика, сыграть простенькую мелодию на металлофоне, дудочке и т.п.) или включить звукозапись.

Затем педагог называет поэтическое произведение с указанием автора и торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка.

Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки и дает описание внешности и характера действующих лиц.

Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.

По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их действия. На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа. Но маленькому ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо от того, как он там действовал, малыш должен получить награду.

Наши наблюдения и большой опыт экспериментальной работы показали, что наградой для детей является торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: Олечка Михнева, ...» и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

Кроме того, каждый раз, по окончании спектакля, педагог должен спросить зрителей о том, не хотели бы они еще раз, «на бис», посмотреть этот спектакль. Повторное исполнение доставляет детям ни с чем несравнимое удовольствие! А родители-зрители должны быть щедрыми и доставить это удовольствие детям!

В зависимости от желания и интереса детей к театрализованной деятельности, с конца декабря или в начале января можно каждую пятницу играть не одну, а две, и даже три, инсценировки. Начинать следует с новой, а для того чтобы дети могли органично перейти к уже знакомым им образам, нужно больше внимания уделять описанию обстановки и настроению героев.

По окончании каждого спектакля весь реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.

Методика работы с детьми 5 – 6 лет

Дети стали старше и теперь они вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности  может строится с ними в два этапа.

Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с' содержанием спектакля, изготовление костюмов, кукол и атрибутов, работу над ролью. По времени проведение этого этапа рассчитано на целую неделю (от пятницы в конце одной недели до пятницы – на следующей).

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене.

Рассмотрим методику работы с детьмина первом этапе. Вначале педагог:

- заинтересовываетдетейсодержаниемоизведения,которое будетспользоватьсядлянсценировки,выразительно исполняет его или предлагает детям самим сочинить спектакль для своего выступления;

-нтересуется,онравилосьонодетямнет.Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям. Если дети сами придумывают содержание, то предлагает каждому из них выбрать для себя роль.

Работа над ролью

–Педагог кратко,но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.),вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

–тем анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

– После распределения и принятия ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношениях к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.

–Работа над ролью заканчивается подведением детей к пониманию необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему предстоит действовать («Какой твой поросенок - веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п. По мере необходимости педагог предоставляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения имеющихся у детей представлений. Так, например, каждый ребенок раскрашивает заготовку маски поросенка в соответствии с тем, как он себе это представляет.

По окончании работы дети примеряют изготовленные атрибуты и действуют в них. Затем педагог переходит к этюдам.

Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия не может стоять перед детьми шестого года жизни. Но мы уже писали о том, что жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в своем воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому при проведении работы с детьми мы рекомендуем педагогам следующие приемы.

Начать следует с костюма, как самого ребенка, так и куклы, управлять которой он будет во время кукольного спектакля. Это связано с тем, что собственная творческая деятельность ребенка в области театра затруднена из-за особой сложности выразительных средств, характерных для этого вида искусства. Живопись и художественный труд ближе, доступнее детям, у них уже имеется для этого практический и творческий опыт. Все это позволяет в сравнительно полном объеме и в ясной форме сохранить одно из важнейших качеств художественной деятельности - ее творческий характер в создании образа с использованием уже знакомых детям средств выразительности (формы, цвета, декора и т.п.).

На пятом году жизни на занятиях по изобразительной деятельности большое внимание уделялось эмоциональному отношению детей к цвету. Поэтому предыдущий опыт детей позволяет им решить эту задачу.

Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что для накидки куклы надо выбирать цвета подходящие, соответствующие, с его точки зрения, ее характеру. При этом очень важно уберечься от опасной ошибки, часто подстерегающей педагогов – над о избегать цветовых шаблонов (например, если человечек из конусов злой – значит цвет его одежды должен быть черным, а если добрый - то светлым и красным и т.п.). Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку связывать цвета, которые он избирает для своей куклы, с чувствами, которые он испытывает и хочет выразить.

Ученые предупреждают:

«Но мы не должны думать, что нам известно, как правильно передать то или иное чувство, отношение определенными сочетаниями цветов. Мы не должны подталкивать детей к тем решениям, которые нам кажутся верными, иначе лишь создадим новый шаблон, новый вид стереотипов.

Если ребенок раскрашивает доброе и злое царства в разные цвета, значит, цвет служит ему как выразительное средство. А подходящие ли он взял цвета, с моей точки зрения, это совсем другое дело. Вопрос об эмоциональном воздействии цветов и их сочетаний очень сложен; ошибочным было бы считать, что один и тот же цвет у всех вызовет одно и то же чувство или настроение. Так что забудем о рецептах «правильных» цветовых решений. Задача в том, чтобы помочь ребенку понять и овладеть самим принципом зависимости цветового решения от внутреннего содержания. И пустькаждый воплощает этот принцип сообразно со своейндивидуальностью»[12].

В основу этих рекомендаций положено исследование известного детского психолога А.А.Мелик-Пашаева, и педагогам очень важно прислушаться к ним.

Затем от изобразительного образа следует переход к движениям («А как твой герой, твоя кукла двигаются?»).

Вначале педагог выясняет у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик делит всех героев на две, три и более подгрупп. Так, например, смелые, решительные составляют первую группу, добрые, важные, обыкновенные – вторую, трусливые – третью.

Затем детям каждой подгруппы предлагается продемонстрировать движение своих персонажей.

После того, как вся подгруппа, например, смелых и решительных «зайцев», продемонстрирует свои движения, педагог подводит детей к обобщенным представлениям о характере движений данного образа. Это может звучать так: «Смелые, решительные зайцы быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. С высоко поднятыми мордочками они смотрели только вверх. Их плечи были расправлены, грудь выставлена вперед, лапы засунуты в карманы брюк (или сложены за спиной и т.п.)».

От характеристики движений каждой подгруппы педагог переходит к характеристике речи персонажей.

Работа осуществляется также по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа и характера его героя, предлагает каждому ребенку выбрать соответствующую интонацию, а затем, также как и при выработке движений, подводит детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап, глядя прямо в глаза говорящему, и т.п.

Каждому из детей, кто сможет добавить к общей характеристике что-нибудь новое, весь детский коллектив должен выместим благодарность в виде аплодисментов.

По окончании работы над выразительностью речи проводится репетиция спектакля. Педагог хвалит детей, а затем советует им, как можно продолжить работу над выразительностью создаваемого образа или управления куклой.

Очень важно, чтобы все костюмы, атрибуты куклы были представлены в течение всей последующей недели в постоянное пользование детям.

Желательно, чтобы и родители проявили интерес к этой стороне деятельности своих детей. Но это не может произойти само по себе. Педагогу надо специально разъяснить родителям о значении их заинтересованного участия в художественном развитии ребенка и привести этому соответствующие доказательства. Так, например, в результате проведения специальных исследований психологи установили, что индивидуальные симпатии мамы и папы оказывают существенное влияние на ребенка-дошкольника. При этом быстрее всего развивается то, что больше нравится матери и что ею приветствуется. Для работы с детьми от родителей не требуются специальные знания, умения и навыки. Главное - это удовлетворить желание ребенка разделить его чувства, впечатления, знания с любящим сердцем родителей.

Объясните родителям, что только сейчас, в этом возрасте детям нравится учиться, принимать советы, рекомендации и, не сомневаясь и не критикуя, осваивать многие истины. Пройдет еще немного времени, и дети будут воспринимать «в штыки» любой совет, рекомендацию. В том случае, если в старшем дошкольном возрасте на основе привлекательной для них театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание, то оно сохранится на долгие годы и во многом облегчит трудности школьной жизни и подросткового периода. Так убедите родителей не упустить последний шанс! И пусть они дома обсуждают со своим ребенком предстоящий спектакль, совершенствуют движения, отрабатывают интонацию, доделывают костюм.

В течение недели педагог постоянно интересуется творческим поиском детей. «А что вам удалось придумать нового, интересного для своей роли? Что будет нести твой герой? и т.п. А как бы выглядел твой смелый заяц, если бы он повстречал медведя т т.п.

На втором этапе осуществляется работа с детьми уже по ходу инсценировки.

После того, как зрители-родители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Для того чтобы возникло соответствующее настроение можно использовать «живые» звуки музыкальных инструментов (звон колокольчика, сыграть простенькую мелодию на металлофоне, дудочке и т.п.) или включить звукозапись.

Затем педагог называет поэтическое произведение с указанием автора или говорит о том, что этот спектакль придумали сами дети, а затем торжественно представляет действующих лиц, называя каждого ребенка.

Кратко, но достаточно убедительно, используя образные выражения, педагог рассказывает о том месте, где происходит действие инсценировки и дает описание внешности и характера действующих лиц.

Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля.

По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать их действия. На сцене и вокруг нее должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей к передаче неповторимого своеобразия каждого образа. Но маленькому ребенку очень трудно, преодолев волнение, даже просто выйти на сцену. Поэтому, независимо от того, как он там действовал, ребенок должен получить награду.

Наши наблюдения и большой опыт экспериментальной работы показали, что наградой для детей остается, как и ранее, торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально как главного действующего лица. данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: Олечка Михнева, ...» и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

Кроме того, каждый раз, по окончании спектакля, педагог должен спросить зрителей о том, не хотели бы они еще раз, «на бис», посмотреть этот спектакль. Повторное исполнение доставляет детям ни с чем несравнимое удовольствие! А родители-зрители должны быть щедрыми и доставить это удовольствие детям!

В зависимости от желания и интереса детей к театрализованной деятельности, с конца декабря или в начале января можно каждую пятницу играть не одну, а две, и даже три, инсценировки. Начинать следует с новой, а для того чтобы дети могли органично перейти к уже знакомым им образам, нужно больше внимания уделять описанию обстановки и настроению героев.

По окончании каждого спектакля весь реквизит и декорации сохраняются и используются детьми в процессе свободной самостоятельной деятельности.

Методика работы с детьми 6 – 7 лет

Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятия их сценического волнения и т.п.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработка мизансцен, овладение приемами грима и т.п.

Помочь маленькому актеру работать над собой и над ролью является довольно сложной задачей. Педагог может эффективно решить её лишь при условии, что он не будет переносить в работу с детьми методы и приемы школ-студий актерского мастерства для взрослых.

Наш подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на основе ведущей деятельности дошкольников - игре. Но не смотря на то, что ребенок «играет в театр», а профессиональный актер действует по законам актерского мастерства, у них много общего. Поэт и искусствовед Максимилиан Волошин рассуждал по этому поводу так: «Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники -ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении - это те, которые сумели не вырасти. Все, что не игра, - то не искусство».

Следовательно, работая с детьми, с одной стороны, очень важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных, эмоциональных состояний. Но, с другой стороны, необходимо вооружить их элементарными приемами актерской техники. Как это сделать?

Мы предлагаем работу с детьми построить следующим образом.

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений, которые после разучивания с педагогом, надо ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.

Упражнения на напряжение мышц:

–бить» дрова;

–волочить «тяжелый» ящик;

–нести очень «тяжёлый» чемодан;

–дотянуться до высоко висячего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.

Упражнения на расслабление мышц:

– снуть» на стуле;

–сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды;

–сидя на стуле, медленно напрячь пальцы правой руки, следя за тем, чтобыбылинапряженытолькоьцы,окотьечо -свободны. Уметь двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряжении.

Упражнения на развития воображения:

–ередавать друг другу веревку, произнося слово «змея!»;

–ередавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженное»;

–ередавать друг другу пустую коробку и по очереди «вынимать» оттуда что-либо воображаемое и обыгрывать это.

Работамаленькихктёровнадольюод руководством педагога строится следующим образом.

•накомство с инсценировкой: О чем она? Какие события в ней главные?

•накомствосгерояминсценировки:Эеониживут?Как выглядит их дом? Их внешность, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п.

•Распределение ролей.

•Работа над ролью:

–составление словесного портрета героя;

–фантазированиеооводуегодома,взаимоотношенийс родителями,друзьями,думываниеегоюбимыхблюд, занятий, игр;

–сочинениеныхслучаевжизнигероя,не предусмотренных инсценировкой;

–нализ придуманных поступков героя;

–бота над текстом: Почему герой так говорит? О чем он в этот момент думает? Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста.

–ботанадсценическойвыразительностью:определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонации;

–одготовка театрального костюма;

–создание образа с использованием умело наложенного грима. Очевидно, что оправданным на сцене должно быть все:каждый поступок, каждый взгляд. Все действия должны быть вызваны какой-то причиной, и быть целесообразными. Сценическое поведение ребенка должно быть мотивированным, имеющим внутренний смысл в рамках той роли, которую он исполняет.

Работая над выражением лица, постигая язык тела, движений дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые им помогут добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Информация для воспитателей:

Один из выдающихся русских лириков XIX века, сатирик и драматург Алексей Константинович Толстой по поводу театрального искусства писал: «Сценическое искусство менее, чем всякое другое, допускает случайности. Каждое лишнее движение (я уже не говорю о движениях фальшивых) не только бесполезно, но и вредно. Рама, в которой вращается драматическое представление, так узка, время, ему уделенное, так ограничено, что каждая минута драгоценна для артиста и каждое его движение знаменательно. Он не имеет права не только на что-нибудь ложное, но и на что-нибудь индифферентное. Индифферентизм на сцене есть потеря времени, которая ничем не вознаграждается. Места, произносимые актером бесцветно или в которых он встает, или садится, или ходит взад и вперед без надобности,- равняются местам, вычеркнутым из его роли, если (что еще вероятнее) они не наводят скуку на зрителя».