Мастер классы, обобщения опыта....

Рязанцева Светлана Викторовна

Аналитический отчет — это, во-первых, отчет о проделанной работе по изучению и обобщению новационного опыта, во-вторых, это аналитический отчет, что предполагает не простой перечень выполненной работы, а прежде всего анализ материалов, полученных в результате ее выполнения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Наша Родина – Югра»

Слайд 2

Человеку никак нельзя жить без Родины, Как нельзя жить без сердца. 12.11.2016 2

Слайд 3

Известно, что в дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе и культуре. В настоящее время национально - региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранить и преумножить богатство нашей Родины. 12.11.2016 3

Слайд 4

Цель проекта: Способствовать формированию знаний детей о жизни северного оленя в различных видах деятельности. Приобщить детей к духовной культуре народов ханты и манси. 12.11.2016 4 К Юбилею округа мы решили взять проект: "Вот ты какой северный олень".

Слайд 5

Задачи проекта: Обогащение предметно – развивающей среды; Расширение кругозора дошкольников; Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; Формирование проектно – исследовательских умений и навыков; Развитие творческого и логического мышления, воображения; Формирование активной жизненной позиции. 12.11.2016 5

Слайд 6

12.11.2016 6 Реализация поставленных задач возможна была только при тесном взаимодействии с родителями.

Слайд 7

12.11.2016 7 : Была изготовлена книга "Загадки о северном олене", иллюстрации выполнены родителями вместе с детьми

Слайд 8

12.11.2016 8 Была выполнена стен -газета "Северный край", семейная работа

Слайд 9

9 Организовали выставку рисунков родителей ,детей и педагогов "85 - летие Югры " .

Слайд 10

10 Поделка из природного материала "Олененок", была отправлена на конкурс сайта Югра 85. Есть публикация в газете "Первая Советская»

Слайд 11

12.11.2016 11 1.Хантыйские сказки о северном олене 2. Иллюстрации 3. Детская художественная литература. Собран материал:

Слайд 12

Спасибо за внимание! 12.11.2016 12



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное бюджетное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

Материал по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации»

Отчет по самообразованию

тема: «Развитие мелкой моторики

с помощью нетрадиционных видов аппликации»

Воспитатель: Рязанцева С.В.

2022 г

Введение:

Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигур, состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточения, внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости. Важность данной работы заключается в том, что развитие моторики у детей логопедической группы  позволяет развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.

Актуальность:

Вопрос о наиболее эффективных техниках аппликации, направленных, именно, на развитие мелкой моторики дошкольников, мало освещен в доступной методической литературе, поэтому поиск таких приемов становится очень актуальным.

Цель:

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Задачи:

1. Развить умения производить точные движения пальцами рук.

2. Развить способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3. Развить творческую активность, фантазию.

Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.

Из опыта работы:

В ходе работы с детьми старшей  логопедической  группы были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации:

• Торцевание

• Симметричная аппликация

• Объемная аппликация из бумажных салфеток

• Аппликация из природного материала

• Мозаика

• Обрывная аппликация

• Аппликация из ватных дисков

Учитывая возраст и индивидуальные способности детей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными среди названных нетрадиционных техник аппликации на данном этапе оказались:

объемная аппликация из салфеток и аппликация из природного материала.

Аппликация из салфеток:

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы. Для более подготовленных детей есть возможность усложнить задачу, уменьшив размер сминаемых кусочков бумаги.

Аппликация из природного материала:

Способствует развитию мелкой моторики у детей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются: арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.

Результативность:

1) Развивается творческий потенциал детей.

3) Дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;

4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;

5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.

6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.                                                                                                       Работая над данной темой изучила данную литературу :Корчикова О.В. « Декоративно –прикладное творчество в дошкольном учреждении».                                                                                                                                            Перевертень Г.И.  « Мозайка из круп и семян».                                                                                                                Белошистая А.В.«Бумажные фантазии».                                                                               В этом учебном году были прослушаны вебинары :- «ФГОС дош-го образования :современный подход к оценке качества дош-го образования».(1 .02.2016.)                                                                                                                     - «Организация образовательного процесса в ДОО в условиях реализации требований ФГОС ДО».(11.02.2016).                                                                                                            - «Использование возможностей интерактивной доски с применением мультимедийных дидактических игр с учетом ФГОС».(26.02.2016).                                                                                                    - «Формирование положительной мотивации к обучению у детей с ОВЗ с использованием современных интерактивных игр».(04.03.2016).                                                                                               - «Методика разработки ООП дош-ой образовательной организации (на примере ОП «Тропинки»).(11.04.2016).                                                                                                                  Мои профессиональные достижения :- Диплом участника в муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 85- летию ХМАО-Югры.                                                            

- Диплом за участие в международном конкурсе «Уголок патриотического воспитания».                                                                                                                                                                                 - Сертификат за участие в методическом объединении «Школа молодого педагога».                                                                                                                            - Диплом победителя 3 степени второго международного конкурса «Таланты России» название конкурсной работы «Есть такая профессия – Родину защищать».                                                                                                                                           – Диплом призера муниципального конкурса «Лучшая разработка внеклассных мероприятий «Новые идеи» в номинации «Духовно – нравственное воспитание».

 – Грамота за участие в международномфлешмобе «Наша масленица».                                                                   – Благодарственное письмо за участие в городском празднике «День весны и труда».                                                                                                                                       – Грамота за участие в международном флешмобе «Первоцветы».В следующем учебном году буду работать по теме : «Развитие творческого потенциала детей подготовительной, логопедической группы по средствам технического моделирования и дизайна из бумаги».                                                                                 Для реализации цели поставила следующие задачи :                                                                             - создать предметно – развивающую среду для развития творческого потенциала зоны «Бумаговед».                                                                                                              – познакомить детей с современными технологиями работы с бумагой : «Квиллинг»,  «Бумажный дизайн», «Модульное оригами».                                                         – повысить мотивацию детей к творческому конструированию из бумаги.                                                                                 – организовать выставку творческих работ воспитанников «Волшебный бумажный мир».

-http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-134899-1400603361.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-134899-1400603433.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-134899-1400603524.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-134899-1400603584.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-134899-1400603611.jpg



Предварительный просмотр:

0Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский»

«Обеспечение равноправных партнёрских отношений с родителями

(законными  представителями) воспитанников через осуществление деятельности по национально-региональному компоненту»

Воспитатель группы «Буквоешки»

Рязанцева С.В.

г.Советский, 2019

    Известно, что в дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе и культуре. В  настоящее время национально - региональный компонент стал острой и актуальной проблемой в образовании. Чувство  патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранить и преумножить богатство нашей Родины.                                                  Всю свою работу по национально-региональному компоненту  с начала учебного года полностью стараемся выстроить в соответствии с нашими лексическими темами в логопедической группе.                                                                                                                Большое значение имеет поддержка со стороны родителей воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому всю работу ведем в тесной взаимосвязи с родителями, законными представителями наших воспитанников.                                                                                           Для работы по использованию регионального компонента в группе была обогащена развивающая среда.  С помощью родителей разнообразили краеведческий материал в уголок «Югра в России». Фото уголка отправили  на международный конкурс «Уголок патриотического воспитания», награждены дипломом участника.

   Оформлены альбомы: «Дары природы», «Достопримечательности нашего города», «Хантыйский орнамент», «Обряды народов ханты»  и др.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Была изготовлена книга "Загадки о северном олене", иллюстрации выполнены родителями вместе с детьми.                                         Была выполнена стен -газета "Северный край", семейная работа.        Организовали выставку рисунков, поделок родителей, детей и педагогов  "85 -летие Югры ".                                                                                         Поделка из природного материала "Олененок",была отправлена на конкурс сайта- Югра 85. Есть публикация в газете "Первая Советская».                                                                                                  Собран материал: хантыйские сказки о северном олене, иллюстрации, детская художественная литература, игры и песни народов севера.                                                                                                    В приемной всегда выставляются  консультации, папки передвижки по  теме, которая проходит у нас в логопедической группе, а также и по теме всего детского сада.                                                            Стараемся как можно чаще привлекать родителей участвовать в конкурсах, которые проходят  у нас в детском саду и в районе. Дети занимают призовые места, это большая заслуга нас воспитателей так и родителей.    



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Советский»

Семинар-практикум для педагогов

 «Мир особого ребенка»

(в рамках декады, посвященный Международному Дню инвалидов в Советском районе)

Подготовили и провели:

Зам. зав.  Шакирова Ф.Г.

Педагог-психолог Трушникова О.И.

Учитель-логопед:  Буюкли О.П.

Воспитатель группы: Рязанцева С.В.

Советский 2019

Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с особыми потребностями, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с особенностями детей с особыми потребностями.
  2. Развивать эмпатию по отношению к особым детям.

Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, тренинговые упражнения, направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.

Целевая группа: педагоги.

Оборудование: магнитная доска, макет солнца, лучи солнца (бумажные), кукла среднего размера.

Подготовительная работа: подготовка помещения, материалов для работы, памяток по особенностям детей с ОВЗ, рекомендаций педагогам для работы с детьми с ОВЗ.

Ход проведения мероприятия

Приветствие.

Ведущий: Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним. Все дети разные, каждый ребёнок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что у них все легко и быстро получается (достать из коробки звёздочку). А есть дети, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик). А есть дети очень противоречивые: 5 минут он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом всё повторяется вновь (достать шашечку). А ещё есть дети очень-очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать шарик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить со взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик. Главная задача взрослых: не задавать себе вопрос «Почему он такой?», а задавать вопрос «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?»

Просмотр презентации «Особые дети». Заполнение анкеты «Готовность работать с детьми с ограниченными возможностями». Разминка. 

Цель: поприветствовать коллег, настроиться на работу.

Если вам тема не чужда, прикоснитесь кулачком к груди.

Если вы готовы внимательно слушать, прикоснитесь к ушкам.

Если вы согласны продуктивно поработать, похлопайте в ладоши.

Ведущий: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. Но для начала следует принять себя.

Упражнение «Солнце способностей»

Цель: осознание собственных способностей. Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои лучшие качества, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.

Ведущий: Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас и помогает в работе. Тренинговые упражнения повседневной практики.

Упражнение «Щепки на реке». 

Инструкция: Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе — Вода одной реки. По реке сейчас "поплывут" Щепки. Один участник отправится сейчас в путь по реке как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, Щепка "поплывет" не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, то она становится рядом с последним участником и ждет, пока не приплывет следующая Щепка. Она встает напротив первой, и тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. И так, неспешно, Река будет блуждать, пока все участники не проплывут по Реке, изображая Щепки. Все ли понятно? Анализ упражнения: Что вы чувствовали, когда был Щепкой? Что вы чувствовали, когда был Водой?

Упражнение «Поезд».

Цель: сплочение группы, развитие коммуникативных навыков, формирование мотивации к общению со сверстниками, повышение уверенности в себе.

После того, как вы приняли себя со всеми своими способностями можно двигаться дальше. Различные авторы выделяют разные классификации видов детей с особыми потребностями. 

К детям с ОВЗ относятся дети:

  1. С нарушением слуха - Не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие; может выявить педагог
  2. С нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Может выявить педагог.
  3. Дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны». Таких детей выявляет логопед, детей с тяжелым нарушением речи в нашем детском саду нет.
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды.
  5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.
  6. С нарушениями интеллекта - Умственно отсталые дети, невролог, психиатр
  7. С нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и невропатолог.
  8. Дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

В нашем детском саду дети с ТНР, ЗПР, а так же есть дети с ДЦП, с РАС.  И сейчас с вашей помощью мы познакомимся с особенностями этих детей.

Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»

Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.

Участникам предлагается разделиться на 4 группы. Каждая группа получает задание рассказать об особенностях детей.

  1. ЗПР - задержка психического развития.
  2. ТНР - тяжелые нарушения речи.
  3. ДЦП - детский церебральный паралич.
  4. РАС- расстройства  аутистического спектра.

Задача представить портрет остальным участникам в произвольной форме. После представления группой своего «ребенка» все участники дают рекомендации по работе с ним.

  1.         Характерные особенности детей с ЗПР. Причины и виды ЗПР.

Характерные особенности детей с ЗПР.

1.        Выраженное нарушение функций активного внимания.

2.        Трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного).

3.        Отставание в формировании пространственных представлений, недостаточная ориентировка в собственном теле.

4.        Низкая познавательная активность.

5.        Недостаточное развитие тонкой моторики рук.

6.        Двигательная расторможенность.

7.        Эмоциональная неустойчивость, такие дети с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость.

8.        Неготовность к школьному обучению.

9.        Недостаточны или искажены навыки чтения, письма.

Различают 3 этиологических (по происхождению) варианта ЗПР:

•        психофизический инфантилизм - относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления; преобладание игровых интересов;

•        соматогенный, обусловленный длительными хроническими заболеваниями, тормозящими психическую активность ребёнка и создающими систему особого режима и запретов;

•        психогенный, связанный с неблагоприятными условиями воспитания, выражающимися в безнадзорности, гиперопеки или жестокости.

  1. Нарушения речевого развития у детей. Причины и виды.

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

  1. Как правило, при относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации)  у детей снижена вербальная память (Вербальная память — вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию), страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития  проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту,
  2. Эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
  3. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций (двигательных); им присуще и некоторое отставание  в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
  4. Наибольшие трудности возникают  при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
  5. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи  нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи  отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи.

Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются

 гипертензионно-гидроцефалический -  проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях  у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.

 церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций  активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

 синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, нерезко выраженными  нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей  характерных нарушений познавательной деятельности.

Что необходимо в первую очередь, если малыш не начинает говорить в

соответствии со своим возрастом?

1.        Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

2.        Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте).

3.        Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.

4.        Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.

5.        При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Занятия с логопедом, а порой и с дефектологом необходимо начинать как можно раньше и проводить регулярно. По возможности определить ребенка в специализированный детский сад.

При лечении задержек речевого развития используются различные медицинские препараты (кортексин, энцефабол, ноотропил и т.д.). Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти.

  1. Характеристика детей с ДЦП
  1. Детский церебральный паралич (ДЦП) проявляется прежде всего в двигательных расстройствах. При одних заболеваниях больше страдают руки, при других – ноги. Нарушения движения могут носить односторонний характер.
  2. Может выявляться недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия, движения). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, зашнуровывания ботинок, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т. д.
  3. В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений.
  4. Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других – вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают.
  5. У 10-15 % детей с церебральным параличом имеются нарушения слуха, особенно они характерны для больных с гиперкинезами.

4.Характеристика детей с РАС

Под расстройствами аутистического спектра (РАС) или аутизмом подразумеваются расстройства в развитии центральной нервной системы. РАС можно заметить ещё в раннем возрасте, потому что его симптоматика довольно специфична.

До сих пор точная природа появления РАС не выяснена до конца. Некоторые специалисты считают, что большую роль в возникновении играет генетическая предрасположенность. Доказано, что химические реакции в мозгу у аутистов протекают несколько иначе, чем у других. Различные негативные воздействия в пренатальный период могут спровоцировать развитие РАС, но научно это не доказано.

В старшем возрасте у малыша появляются более характерные и явные признаки РАС:

  1. монотонные движения;
  2. отсутствие интереса к окружающим людям,
  3.  нежелание контактировать с окружающими; если происходит смена обстановки,
  4.  ребёнок пугается и сильно нервничает;
  5. малыши с трудом осваивают навыки самообслуживания;
  6.  ребёнок не играет в сюжетно-ролевые игры;
  7.  длительные периоды молчания сменяются монотонным повторением одного звука или слова.

Ведущий: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу. Упражнение «Погладь себя по макушке» Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек), похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня.

Игра  «Маленький  зверек» 

Цель: Дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.

Содержание: Тренер просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому Вы стараетесь, сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то   очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (соседнем стуле), Убедитесь, что зверек в полной безопасности; улыбнитесь ему еще раз.  Теперь можете открыть глаза». Обсуждение.

Ведущий ( зачитывает стихотворение) :

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Пластилинография «Подарки особым детям»

Предлагаю вам слепить подарки для наших особых детей с использованием пластилина. Вложите в них всю свою доброту, заботу, участие.

Мы уже рассказывали, что цветовая гамма пластилина так разнообразна, что его можно использовать как краски и рисовать картины. Рисовать можно на дереве, на бумаге, на картоне, на стекле и даже на CD-дисках. Вот ещё один сюжет для одной из таких дисковых картинок мы предлагаем вам сделать в этом мастер-классе. Зима, снежок, рождественское настроение...

Основа. В качестве основы для картины возьмите старый CD-диск (или плотный картон такого же размера и формы). Отверстие на диске заклейте скотчем.

Фон. Для основного фона картины смешайте белый и синий или голубой пластилин. Белого возьмите побольше, чтобы получить бледно-голубой оттенок. Замажьте CD-диск с лицевой стороны.

Ствол. Колбасками из пластилина коричневого цвета выложите ствол и ветки.

Крона. Ножом для пластилина наметьте крону дерева. Для создания кроны возьмите все холодные цвета + белый. Из пластилина выбранного цвета скатайте шарик и положите его на верхнюю линию крону. Придавите половину шарика и размажьте его вниз.

Таким образом выполните первый ряд. Для второго ряда возьмите другой цвет. И так далее, пока не заполните крону дерева.

Снег. Из короткой и толстой колбаски слепите сугроб под деревом. Украсьте фон падающим снежком — маленькими шариками из белого пластилина. Зимнее дерево готово.

Персонажи. Дополнительно можете нарисовать пластилином снеговика или человека, под дерево посадите зайчишку, волка, лисичку и т. д.

Лакировка. Для лучшей сохранности покройте работу лаком для волос.                                                 

В таком пластилиновом исполнении выигрышно будут смотреться картины любого времени года.

Например, осень — самый яркий и красочный сезон. Вы можете создать, например, такое панно. Весна- можно зелёный и белый, цветущие деревья.

Рефлексия. Как вы поступите с информацией, полученной на семинаре (с вариантами выбора).

Подведение итогов

Все дети разные, они не похожи друг на друга, каждый из них индивидуальность.       Главная задача взрослых: не задавать себе вопрос «Почему он такой?», а задавать вопрос «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?»

Главное - позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Если что-то не получается в работе, то всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.

Литература

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  2. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
  3. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
  4. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
  5. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
  6. Лебединская, К.С. Задержка психического развития. – М.: Педагогика. – 2007. – 280 с.
  7. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
  8. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.
  9. Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
  10. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
  11. Долина пластилина – Луч, 2017г. Серия Лабиринты вдохновения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

Игровые технологии

в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

Разработала:

воспитатель

Рязанцева С.В..

https://avatars.mds.yandex.net/get-altay/2039785/2a0000016fd6eaa05fe0e9587fa38b37cbc5/XXL

2021 год

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений. Существует много видов игр, самые разнообразные.

Воспитание и обучение детей является очень сложным и в тоже время эмоциональным занятием. Не секрет, что с каждым годом в детских садах увеличивается количество гиперактивных детей, детей с нарушениями речи и интеллекта. Все сложнее, становится организовывать какой – либо вид деятельности, чтобы увлечь всех малышей.

Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной образовательной деятельности. Что, конечно же, сказывается на их развитии в целом. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к овладению знаний.

Введённые федерального образовательного  государственного стандарта определённо изменили роль педагога в системе образования, а соответственно и задачи деятельности воспитателя. В соответствии с новыми требованиями, педагог должен превратиться из субъекта, который передаёт знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребёнка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению путём инновационных технологий.

Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок перестал быть объектом педагогического воздействия и стал активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных знаний и умений. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.

Одним из основных принципов при организации познавательной деятельности является, стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать различные инновации, оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку.

Я обратилась к интернету в поисках чего-то подобного. И познакомилась с логопедом – Натальей Анатольевной Коняхиной, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной (https://vk.com/club152635295) для детей с особыми потребностями для бесплатного распространения.

  1. Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой?

А что, если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком!

Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках.

Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.

Отработка лексико-грамматических категорий, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов и еще много каких задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

Представляемые мной игры можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:

• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;

• при решении математических задач;

• при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.

• Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.

Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс.
Педагог может сам выбрать тему 
игры, ее цель и задачи. К примеру, проект, Животные”, соответственно и игры с фонариком на данную тему и т.д.

Цель игр с фонариком – расширить и закрепить знания детей, посредством дидактической игры «Игры с фонариком»

Результат использования таких игр:

• повышение эмоционального, психологического благополучия;

• улучшение запоминания нового материала;

• наличие потребностей в овладении новыми знаниями

Я хочу поделиться играми с фонариком.

 Игры со светом очень интересные, дети всегда играют с огромным удивлением и удовольствием. Для детей младшего возраста я предлагаю игру, которая называется "С чем пирожок".

Делается эта игра с помощью программы Microsoft Word. Открываем в этой программе окно вставка, вставляем таблицу. Столбиков будет два, а число строк зависит от количества "начинок" пирожка. В первый столбик вставляем изображение самого пирожка, что бы это изображение было насыщенным, и по цвету, темнее самой начинки. В правый столбик вставляем картинки наших начинок.
Правила простые: ребенку задается вопрос, дошкольник подносит карточку к фонарику, просвечивает ее с обратной стороны (на карточке просвечивается картинка) и отвечает на вопрос.

           И так, как же сделать и преподнести «Игры с фонариком» детям? Для детей младшего возраста я предлагаю игру, которая называется «Кто в банке?». Делается эта игра с помощью программы Microsoft Word. Открываем в этой программе окно ВСТАВКА и вставляем таблицу. Число столбиков и строк зависит от размера карточек. Делаем две таких таблицы на разных листах. И в каждую ячейку в таблице ставим изображение, в нашем случае – это банка. После в каждую банку во второй таблице ставим изображение разных насекомых. Банку можно удалить или оставить. Распечатываем два листа. Совмещаем их таким образом, чтоб лист с пустыми банками был над насекомыми и проклеиваем клеем. Разрезаем и ламинируем. Карточки готовы!

Теперь можно экспериментировать со светом. Нужно включить фонарик и направить луч света на банку с тыльной стороны. Насекомого хорошо видно и дети с легкостью ответят на вопрос Кто в банке? Как только убирается фонарик, ребенку снова видна пустая банка.

Для детей дошкольного возраста можно сделать множество подобных игр, которые будут затрагивать все области познания«Было-Стало»«Полезное-вредное»«Кто за забором?»«Что лишнее в шкафу?»«Клетка с птичками»«Насекомые»«Что съел хомяк?»«Морские обитатели»«Полезная и вредная еда» «Больше или меньше» «Сколько стало», и множество-множество других…

Игра «Было-стало»

Использование игр с фонариком позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.

Название "За забором" говорит само за себя. На переднем плане забор, а все что нам необходимо спрятать приклеиваем за него. Потом подсвечиваем фонариком и узнаем, кто или что спрятано за забором. Это пособие многоплановое. К тому же его можно всегда дополнять. В данной версии за забором спрятались дикие и домашние животные. Необходимо подсветить картинки, узнать и назвать животное, его детеныша и определить дикое оно или домашнее.

Я еще добавила изображения насекомых. Получилась игра " Кто летает на лугу?". В проекте добавить животных жарких стран и получится игра "Кто спрятался за забором в зоопарке?" Так же эту игру я использую для автоматизации звука Ш. На этом же материале можно отрабатывать употребление предлогов. ЗА, ИЗ-ЗА. Игры "Один-много", "Без кого?", ""Кто с кем?", "Живое-неживое" и другие всегда могут пригодиться в практике логопеда.

По патриотическому воспитанию в старшей группе можно взять игру «Что в коробке». Педагог предлагает ребенку взять карточку и задает вопрос «Какой сувенир лежит в коробке?». Ребенок берет картинку, подносит к фонарику и отвечает: «У меня в коробке лежат лапти (валенки, каргопольская игрушка и т.д.)»

Игра с фонариком "Поварята варят, жарят и пекут"

Игра из серии игр с фонариком.

Цель: Закреплять умение использования и употребления в речи близких по значению глаголов: жарить, варить, печь, кипятить; упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход: Педагог задает вопрос: «Что приготовил повар?». Ребенок берет карточку, подносит к фонарику и отвечает на вопрос педагога: «Повар пожарил котлеты».

- «Котлеты какие?» 

Перспективой работы над данной темой вижу: поиск и разработку новых игр по всем областям и по всем возрастам, привлечение родителей и детей к изготовлению игр дома.

  1.  «Кубики-говорушки» или Фразовый конструктор на кубиках. Цель пособия "Кубики-говорушки": развитие звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Помимо этого мы пополнили комплект несколькими кубиками по развитию сенсорных представлений, развитию навыка счёта (до 6-ти), активировать словарь глаголов и существительных, упражняться в построении фразы «субъект + предикат», «субъект + объект + предикат», а также возможности развития эмоциональной сферы.

 Ход игры. 

В начале игры берем два кубика:

- один с пиктограммами;

- другой с субъектами действий (членами семьи, животными, птицами, игрушками).

Бросаем оба кубика и составляем фразу «субъект + предикат», используя слова – названия выпавших картинок. Если выпадают глаголы «есть», «пить», «рисовать», то берем подходящий третий кубик, бросаем и распространяем предложение дополнением (составляем фразу «субъект + объект + предикат»).

         Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью пособия позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения.

Кубики для артикуляционной гимнастики

Смекалка педагога поможет найти применение таким кубикам на любой гимнастике. Например, каждый ребенок может взять по кубику и выполнить те упражнения, которые ему нравятся. Используя один кубик, дети в парах могут выполнить те задания, которые находятся перед ними, затем перевернуть кубик и сделать другие упражнения.

  1. Что же такое флексагоны?

Флексагоны (от англ. to flexлат. flectere — складываться, сгибаться, гнуться и греч. ωνος — угольник) — плоские модели из полосок бумаги, способные складываться и сгибаться определённым образом. При складывании флексагона становятся видны поверхности, которые ранее были скрыты в конструкции флексагона, а прежде видимые поверхности уходят внутрь.

Первый флексагон был открыт в 1939 году английским студентом Артуром Стоуном, впоследствии профессором математики Манчестерского университета.

Многие флексагоны имеют квадратную или шестиугольную форму. Впрочем, существуют флексагоны других форм, включая прямоугольные и кольцевые.

Для различения плоскостей на секторы флексагона наносят цифры, буквы, элементы изображения или просто окрашивают в определённый цвет.

  1. «Логопедические шахматы» игра для автоматизации звука [Ш] в словах, словосочетаниях и предложении. (расставь все шахматные фигуры по своим местам)

Использованная и рекомендуемая литература: (Игры с фонариком)

1.Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загрибаева Е. В., Зарин А. П.В мире сказки: Театральные игры-занятия с детьми. - СПб., 2000. – стр. 1-40.

2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. 1991. – стр. 45-112.

3. Генов Г. В. Театр для малышей. Изд. Просвещение. - М. ,1999. – стр. 13-56.

4. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Бабаева В. И, Логинова М. П. Ноткина С. И и др. ; Под ред. Бабаевой Т. И, Михайловой З. А, Гурович Л. М. - СПб. ,1996. – стр. 24.

5.Маханев М. Д. Ребенок в детском саду. // Дошкольное воспитание 1999, №11, стр. 6.

6. И. А. Лыкова. В. В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня» - М. ,1999.;

7. А. С. Игнатова. С. Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками» - М 1995.

8. Сухомлинский В. А. О воспитании. - Санкт-Петербург, 2002. – стр. 226-337.

Сайт #занятияКоняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. –Режим доступа: https://vk.com/club152635295 (дата обращения: 24.08.2018).

https://vk.com/wall442136210_733 Игры с фонариком - идея Натальи Коняхиной. 

Использованная и рекомендуемая литература: (Флексагоны)

1.Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для малышей от 2 до 5 лет. – М., 2007

2. Долбинин Н.П. Жесткость выпуклых многогранников. / Квант, №5, с.6- 15. 2. Жуйкова Т. П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. П. Жуйкова // Актуальные задачи педагогики: материалы II меж- дунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 41-44.

3. Залгаллер В. Непрерывно изгибаемый многогранник. / Квант, №9, с.13- 19. 4. 4.Линго Т. И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. – Академия холдинг, 2004.

5.Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Ч. I. - 191

6. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 2002. - 112 с.

7. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкеренкова Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. – М., 2008.

8.Кузнецова А. 205 Развивающих игр для детей 3-7 лет. – М., 2008.

9.Чего на свете не бывает? / под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. – М., 1991.

10.Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990.