классное руководство
Как стать классным классным?
Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером?
Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует уборку, поход... Читает записку от родителей… Классный руководитель помогает обрести себя, наметить свой путь, выбрать увлечение, стать лучшим другом, повести за собой...
А родители задумываются, сможет ли «слабый» классный руководитель помочь личностному становлению его ребенка?
Но все же ситуация в образовании такова, что огромное количество талантливых, гениальных, заинтересованных классных руководителей продолжают работать с детьми и в свое свободное время, и без дополнительной оплаты труда. И их любят, их обожают, к ним возвращаются после долгих лет разлуки со школой. Именно они являются примером для сотен, тысяч школьников – примером Настоящего Классного Руководителя.
Каков же он, этот эталон? На основе анкетных данных мы составили модель (образ) личности профессионального классного руководителя и памятку для педагогов, желающих им стать.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
- Мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
- Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
- Если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других.
- Прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.
НУЖНО ИМЕТЬ:
- Внутреннюю нравственную свободу.
- Независимость мышления.
- Свободу выбора образа мыслей и поведения.
- Осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.
НУЖНО УМЕТЬ:
- Планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника.
- Анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности.
- Оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого.
- Научить воспитанников анализировать свою внеучебную деятельность.
- Устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:
Доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей – это оказалось самое главное качество в классном руководителе. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?); внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ:
- честность и справедливость;
- терпеливость;
- спокойствие;
- вежливость;
- деликатность (такт);
- высокий уровень культуры.
БЫТЬ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ – ЗНАЧИТ:
- заменить маму и папу, старшую подругу или друга;
- помогать (в учении, в общении с классом и окружающим социумом, с родителями, в самоопределении и саморазвитии);
- уметь слушать и понимать;
- взять на себя большую ответственность;
- заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его психическом, физическом и нравственном состоянии;
- руководить и поддерживать дисциплину;
- быть всегда на стороне справедливости.
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
- Развивай в себе незаурядность! Импровизируй!
- Избегай обвинений!
- Дай ребенку больше самостоятельности и права выбора.
- Совершай добрые и хорошие поступки, дети учатся у нас!
- Сохраняй спокойствие, пока не найдешь правду!
- Не будь назойливым, помни: у каждого свой мир интересов и увлечений, печалей и радостей.
- Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребенок. Реши, что делать дальше.
- Доставь ребенку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!
- Будь внимателен! Умерь свои ожидания. Дети – это совсем не взрослые!
- Покори в себе гордыню! Признайся, что и ты чего-то не знаешь!
- Не сравнивай себя с другими педагогами! Сравни себя сегодняшнего с собой вчерашним.