Для вас, родители

Алексеева Марина Алексеевна

Какими бывают нарушения речи у детей, и как можно их исправить.

 Нормальное формирование речи ребенка зависит от трех физиологических факторов: зрелости коры головного мозга, развитого артикуляционного аппарата и полностью функционирующих органов слуха. Кроме этого, речь развивается под действием фактора социального, а именно полноценного речевого окружения малыша с первых дней его жизни. И если из уравнения убрать одно из четырех условий, то в итоге вы получите определенный речевой дефект. Какими бывают нарушения речи у детей, и как можно их исправить.

Что такое речь?

Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга:

  • Центр Вернике. Место расположения – слуховая кора височной доли. Отвечает за восприятие звуков речи.
  • Центр Брока. Место расположения – нижние отделы лобной доли. Отвечает за речедвигательную функцию (воспроизведение звуков, слов и фраз).

В зависимости от преобладания того или иного центра речь подразделяется на импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь представляет собой процесс восприятия слов на слух, понимание их смысла, а также значения высказывания в целом. Экспрессивная же речь – это процесс высказывания слов на определенном языке. У левшей речевые центры располагаются в правом полушарии, у правшей – в левом.

Чтобы адекватно овладеть речью, ребенок должен усвоить ее составляющие:

  • Фонетика. Необходимо научиться различать все 42 фонемы русского языка, понимать, как их отличительные признаки меняют смысл слов (пыл-пыль, гость-кость).
  • Грамматика. Грамотная речь предполагает построение осмысленных речевых отрезков (словосочетаний, предложений, текстов).
  • Синтаксис. Овладение речью требует изучения правил сочетания слов в предложении.
  • Семантика. Правильная речь неразрывно связанна с умением объяснять значение отдельных слов и фраз.
  • Прагматика. Существуют также и социальные правила, которые предписывают, что и кому следует говорить.

В норме дети интуитивно осваивают законы построения родного языка и к школьному возрасту активно применяют их на практике.

Причины речевых нарушений

Причины речевых нарушений можно условно поделить на внутренние, или эндогенные, и внешние, или экзогенные.

К внутренним причинам нарушений речи у детей относятся факторы, провоцирующие нарушения слуха либо задержку в психофизическом развитии:

  • внутриутробные патологии (аллергии и иные заболевания матери во время беременности, наследственность, токсикоз беременности, резус-конфликт, акушерские патологии, курение и употребление алкоголя во время беременности, осложненные роды и т.д.);
  • повреждения нервной системы (гипоксия и родовые травмы).

К внешним причинам речевых нарушений относятся:

  • отсутствие эмоционального положительного окружения и общения;
  • подражание выраженным речевым нарушениям;
  • психические травмы (испуг, стресс, неблагоприятная обстановка в семье);
  • общая физическая ослабленность (незрелость организма, недоношенность, рахит, нарушения обмена веществ, тяжелые заболевания внутренних органов и, особенно, головного мозга, травмы).

     Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются у детей с нарушениями слуха. Это может быть связанно с отсутствием реакции на звуки, неспособностью их имитировать. Кроме того, задержка развития речи может быть спровоцирована аутизмом или общим отставанием в психическом развитии.

Формы нарушений

     Согласно одной из распространенных систем классификации (клинико-педагогической), все нарушения устной речи можно поделить на расстройства фонационного и структурно-семантического оформления высказываний.

К расстройствам фонационного оформления высказываний относятся:

  • Дисфония или афония. Возникает из-за патологических изменений голосового аппарата. Голос при этом становится охриплым, утомляемым, при некоторых формах голосовые связки в момент фонации находятся в состоянии резкого напряжения или спазма.
  • Брадилалия. Речь правильно координирована, но чрезмерно замедленная. Возникает, когда процессы торможения доминируют над процессами возбуждения.
  • Тахилалия. Явление обратное предыдущему. При этом темп речи в два раза превышает нормальный. Нарушение может сопровождаться повторением или пропуском слогов.
  • Заикание. Нарушение ритмики речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  • Дислалия. Нарушение или затруднение произношения какой-либо фонемы родного языка, например, картавость.
  • Ринолалия. Изменение тембра голоса, более известное как гнусавость.
  • Дизартрия. Затрудненная артикуляция, обусловленная ограничением подвижности органов речи. В детском возрасте приводит к нарушению чтения и письма или общему недоразвитию речи.

К нарушениям структурно-семантического оформления высказываний относятся:

  • Алалия. Недоразвитие или отсутствие речи, обусловленное повреждением речевых центров головного мозга при нормальном слухе.
  • Афазия. Утрата речи, спровоцированная локальными поражениями головного мозга. В отличие от алалии возникает нарушение уже сформировавшейся речи.

Кроме этого в педагогической практике выделяют нарушения процесса чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Лечение

     Помощь ребенку с нарушениями речи должна быть комплексной, с привлечением ЛОР-специалистов, неврологов, логопедов, психологов, педагогов и, конечно, родителей.

     Главную роль в решении проблем нарушения речи у детей играют систематические коррекционные мероприятия. Под контролем специалистов дети постепенно обретают новые речевые навыки и умения, хотя всегда есть риск, что малыш останется с недостаточно развитой речью.

    Помимо педагогической коррекции нередко проводится терапия ноотропными препаратами, которые стимулируют интеллектуальную деятельность, благотворно влияют на процессы обучения, стрессоустойчивость, улучшают память. Однако эти средства имеют и побочные эффекты вроде раздражительности, беспокойного сна, что иногда корректируется дозировкой.

     Главная же особенность детей с речевыми нарушениями связанна с тем, что это состояние затрудняет социальную адаптацию. Поэтому не только врачам и педагогам, но и самим родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы помочь ребенку наладить контакт с его окружением.