Финансовая грамотность дошкольников
Формирование основ финансовой грамотности официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста. Об этом свидетельствует Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 года №2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 гг.» Документ нацелен на увеличение численности финансово образованных граждан.
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, трудолюбие, умение планировать и др.). Знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анкетирование родителей "Мой ребенок и финансовая грамотность" | 13.98 КБ |
Перспективное планирование | 18.69 КБ |
Примерное календарно-тематическое планирование | 59.75 КБ |
Диагностический инструментарий | 18.58 КБ |
Ананлитическая справка | 50.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкетирование родителей
«Мой ребенок и финансовая грамотность»
(на начальном этапе)
Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении детей основам финансовой грамотности и в формировании у них навыков рационального экономического поведения.
1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
б) положительно;
в) отрицательно;
г) не готов оценить значимость курса.
2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей основам финансовой грамотности?
а) до 3-х лет;
б) в старшем дошкольном возрасте;
в) в школе;
г) не вижу необходимости в таком обучении.
3. Как вы думаете, понравится ли Вашему ребенку изучать основы финансовой грамотности?
а) да, он будет проявлять живой интерес;
б) да, но курс является сложным для его восприятия;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях в детском саду?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
5. Имеет ли ваш ребенок домашние обязанности?
а) да;
б) нет;
в) не задумывлся(-алась) над этим.
6.Расказываете ли вы ребенку о свое профессии, о своей экономической деятельности?
а) да;
б) нет;
в) не вижу смысла в этом.
7. Участвует ли ваш ребенок в планировании семейных расходов?
а) да;
б) нет.
8. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению основ финансовой грамотности?
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно.
Анкетирование родителей
«Мой ребенок и финансовая грамотность»
(на этапе реализации программы или по окончании ее реализации)
1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
б) положительно;
в) отрицательно;
г) не готов оценить значимость курса.
2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей основам финансовой грамотности?
а) до 3-х лет;
б) в старшем дошкольном возрасте;
в) в школе;
г) не вижу необходимости в таком обучении.
3. Нравится ли Вашему ребенку изучать основы финансовой грамотности?
а) да, он проявляет живой интерес;
б) да, но курс является сложным для его восприятия;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по формированию основ финансовой грамотности?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
5. Имеет ли ваш ребенок домашние обязанности?
а) да;
б) нет;
в) не задумывлся(-алась) над этим.
6.Расказываете ли вы ребенку о свое профессии, о своей экономической деятельности?
а) да;
б) нет;
в) не вижу смысла в этом.
7. Участвует ли ваш ребенок в планировании семейных расходов?
а) да;
б) нет.
8. Участвуете ли Вы вместе с детьми в обучающей программе по изучению основ финансовой грамотности?
а) да;
б) нет;
9. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?
а) ничего не изменилось в поведении ребенка;
б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;
в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;
г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;
д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;
е) ребенок стал экономить ресурсы (выключает свет, воду);
ж) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета;
з) у ребенка появилась копилка;
и) свой вариант ответа:
_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников
5-6 лет | ||
Тема | Цель | Задачи |
Без «ТРУДА» не выловишь и рыбку из пруда | Формирование представлений о понятии «труд», как основном виде деятельности человека и источника средств к существованию | Формировать представление о назначении труда, о его необходимости на протяжении всей жизни, об истории вознаграждения за труд. Развивать умение трудиться в коллективе, стимулировать деятельность «по интересам». Воспитывать интерес к труду, трудолюбию, самостоятельности. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. |
«Без работы день годом кажется» | Развитие представлений детей о профессиях людей | Формировать представления о том, зачем люди получают профессию; о том, что предметом труда может являться продукт или услуга; о том, что безделье, праздность, леность – предмет осуждения, интересная профессия – великое благо, то, чем можно дорожить. Формировать представление о том, что труд приносит доход. Развивать речевую активность, логическое мышление, инициативность. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, желание трудиться. |
«Какие труды – такие и плоды» (Потребности человека) | Формирование представлений о потребностях и их классификациях | Формировать представление у детей о разнице между желаниями и потребностями; о первичных потребностях и вторичных. Развивать умение отличать рачительного, хозяйственного, бережливого, экономного хозяина от расточительного. Воспитывать волю к сбережению накоплений и ответственность за обязательства. |
«Без копейки рубля нет» | Формирование представлений о деньгах | Формировать представление об истории денег, о денежных знаках, видах денег, о производстве денег; о деньгах, как мере оценки труда, как средстве платежа и накоплений; о наличных и безналичных средствах платежа. Формировать полезную привычку – экономить. Развивать память, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к деньгам, честность и щедрость. |
«Дешевому товару дешева и цена» | Формирование представлений о понятиях «цена» и «торговля» | Формировать представление о том, что такое «торговля», о видах торговли (товарами, услугами); о факторах, влияющих на цену (спрос и предложение, качество товара и др.); о хозяине товара и продавце; о «дорогом» и «дешевом». Развивать понимание о том, что нужно поддерживать местного предпринимателя. Воспитывать (этические аспекты) честность. |
«Выменял слепой у глухого зеркало на гусли» | Формирование представлений о понятиях «бартер» (обмен) и «качество товара» | Формировать представление о понятии «бартер», создать предпосылки для формирования нравственно оправданных привычек, влияющих на выбор способов поведения: не жадничать Развивать умение дать цену своему товару в зависимости от качества его. Воспитывать честность, уважительное отношение к трудолюбивым людям. |
«Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото» | Развитие представлений о рекламе | Формировать представления о назначении рекламы, о ее формах (в сети интернет, по ТВ, радио, в печатном виде и др.) Учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой. Учить детей правильно определять финансовые возможности. |
«Копейка рубль бережет» | Формирование представлений о понятии «долг» и «займ» | Формировать представления о том, что если взял что-то в долг на время, то обязан вернуть вовремя. Дать представления о том, кто может дать займ (человек, банк, другие финансовые организации). Воспитывать ответственность. |
«Бережливость лучше богатства» | Формирование представлений о нравственных качествах | Формировать представления о некоторых главных ценностях для человека, таких как жизнь, мир, друзья, близкие люди; о положительных нравственных качествах: бережливость, экономность; об отрицательных качествах: расточительность, скупость. |
6-7 лет | ||
Тема | Цель | Задачи |
Без «ТРУДА» не выловишь и рыбку из пруда | Развитие представлений о труде, как основе жизни человека. План, экономия | Формировать понимание необходимости труда в жизни человека для удовлетворения его потребностей и желаний. Закреплять представление о том, что результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели, так и товар или услуга. Закреплять представление о том, что деньги зарабатываются трудом и тратить их необходимо с пользой, относится к ним бережливо. Развивать интерес к общественной значимости результатов труда человека. Воспитывать трудолюбие, гражданскую значимость, ценностное отношение к труду. |
«Без работы день годом кажется» | Развитие представлений детей о профессиях людей | Продолжать формировать представление о многообразии профессий, их общественной значимости в жизни общества. Развивать познавательный интерес, мышление, речь, воображение. Воспитывать желание и стремление детей получить интересную профессию, быть полезным обществу. |
«Какие труды – такие и плоды» | Формирование представлений о семейном бюджете | Формировать представление о доходах семьи (заработная плата, пенсия, стипендия, пособие) и расходах (обязательные платежи и др.) Формировать представление о правильном распределении денежных средств, о накоплении. Развивать умение распределять бюджет семьи, развивать способность планировать предстоящие покупки; развивать творческое воображение, мышление, речь. Воспитывать бережное и экономное отношение к ресурсам, вещам, игрушкам. |
«Без копейки рубля нет» | Формирование представлений о понятиях «благотворительность» и «меценатство» | Формировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей. Дать представление о благотворителях и меценатах России и Курганской области. Развивать экономическое мышление, интерес к материально-предметному окружению. Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к людям, которые нам помогают эти желания и потребности удовлетворять. |
«За свой грош везде хорош» (Путешествие) | Формирование представлений о валюте, о денежных знаках других стран | Формировать представление о деньгах других стран, о валюте, о необходимости и способах обмена денег. Развивать экономическое мышление, интерес к экономическим категориям. |
«Базар цену устанавливает» | Формирование представлений о «стоимости» | Формировать представление о понятии «стоимость» и его отличии от понятия «цена» и ее зависимости от качества товара или услуги; о розничной и оптовой торговле; о способах привлечения покупателей (скидки, акции). |
«Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото» | Развитие представлений о рекламе, как продукте деятельности человека, как средстве сообщения информации о товаре. | Продолжать формировать представление о рекламе. Учить детей придумывать рекламу самостоятельно, указывая на достоинства продукта. Развивать мышление, память, способность к творческому рассказыванию. Развивать умение различать рекламные уловки. Воспитывать чувство меры в своих желаниях. |
«Копейка рубль бережет» | Развитие представлений о Банках, как о финансовых организациях | Формировать представление о том, что Банк – это организация, где можно хранить деньги, обменивать их, оформить карту, купить валюту, хранить ценные вещи в банковской ячейке, оплатить какие-то услуги. Формировать представление о том, кто работает в Банке: охранник, консультант, кассир, инкассатор, экономист, банкир, банковский служащий. Развивать умение отличать и называть функции Банка, умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами. Воспитывать бережное отношение к деньгам и ценным вещам. |
Предварительный просмотр:
Примерное календарно-тематическое планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольников»
Старшая группа 5-6 лет
№ | Тема | Экономические понятия | Задачи | Совместная образовательная деятельность | Взаимодействие с семьями (законными представителями) |
СЕНТЯБРЬ | |||||
1 | Без «ТРУДА» не выловишь и рыбку из пруда | Потребности, труд, работа, обязанности, вознаграждение за труд, заработная плата | Формировать представление о назначении труда, о необходимости труда на протяжении всей жизни, о вознаграждении за труд (золотые монеты, драгоценные камни, заработная плата). Развивать умение трудиться в коллективе, стимулировать деятельность «по интересам». Воспитывать интерес к труду, трудолюбию, самостоятельности. Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. | Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко/украинской народной сказки «Колосок». Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь» Проектные мероприятия «Откуда хлеб пришел». Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «От начала до конца». Игра-соревнование «Мои домашние обязанности». «Азбука финансовой грамотности для детей» от смешариков: https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s «Благородное дело», «Райский остров» | Анкетирование «Что такое финансовая грамотность»
https://www.youtube.com/watch?v=8hQXvcOFRMg Печатная консультация: «Мнения специалистов» |
ОКТЯБРЬ | |||||
2 | «Без работы день годом кажется» | Профессия, продукт труда, товар, услуга, доход | Формировать представления о том, зачем люди получают профессию; о том, что предметом труда может являться продукт или услуга; о том, что безделье, праздность, леность – предмет осуждения, интересная профессия – великое благо, то, чем можно дорожить. Формировать представление о том, что труд приносит доход. Развивать речевую активность, логическое мышление, инициативность. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий, желание трудиться. | Технология «Клубный час»: «Продукт труда» Чтение С.Михалкова «А что у вас?». Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Чтение нанайской сказки «Айога». Беседы, презентации о профессиях: фермер, фармацевт, инженер, слесарь, сварщик, токарь, пекарь, кондитер, художник, экскурсовод. Презентация о зауральском художнике Г.А.Травникове. Виртуальная экскурсия: «На выставке в художественном музее». Презентации: ОАО «Молоко Зауралья», «Синтез», «КМЗ», «Хлебокомбинат №1». Альбом «Денежные знаки России» Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в художественный музей», «Пекарня» Игровая ситуация «Кому и за что мы платим в Художественном музее» Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Что продается и покупается товаром называется» «Мемори». | Круглый стол «Кем работают мои родные». Папка-передвижка «Наша семья трудится». Тематический стенд о труде. |
НОЯБРЬ | |||||
3 | «Какие труды – такие и плоды» | Потребности, желания, возможности, экономить | Формировать представление у детей о разнице между желаниями и потребностями; о первичных потребностях и вторичных. Развивать умение отличать рачительного, хозяйственного, бережливого, экономного хозяина от расточительного. Воспитывать волю к сбережению накоплений и ответственность за обязательства. | Чтение К.И.Чуковского «Телефон». Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб». Чтение русской народной сказки «Жадная старуха», «Как коза избушку построила». Чтение В,И.Даль «По мышь зубастую, да про воробья богатого». Чтение В.Г.Сутеев «Кот-рыблов», «Мешок яблок» Беседы «Потребности: материальные и духовные»; «Ресурсы: природные и человеческие». Игровое моделирование «На земле вырублены все деревья» Игровые ситуации об экономичности, бережливости, рачительности и расточительности. Дидактические игры «Потребности», «Без труда нет плода». «Азбука финансовой грамотности для детей» от смешариков: https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s «Черный день», «Лучший из лучших», «Есть ли у вас план» | Печатная консультация: «Карманные деньги: ЗА и ПРОТИВ» Коллаж «Потребности моей семьи» |
ДЕКАБРЬ | |||||
4 | «Без копейки рубля нет» | Деньги, монеты, купюры, накопления, платеж, средство платежа, наличные, безналичные средства, банковская карта | Формировать представление об истории денег, о денежных знаках, видах денег, о производстве денег, о деньгах, как мере оценки труда, как средстве платежа и накоплений; о наличных и безналичных средствах платежа. Формировать полезную привычку – экономить. Развивать память, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к деньгам, честность и щедрость. | Чтение Г.Х.Андерсена «Огниво» Чтение армянской народной сказки «Золотая монета». Чтение грузинской народной сказки «Заработанный рубль». Чтение С.Михалков «Находка» Чтение китайской народной сказки «Желтый аист» Сотник Ю. «Как я был самостоятельным». Беседа: «Как сэкономить деньги» (об экономии ресурсов) Проблемная ситуация «Как купить лекарства не выходя из дома», «Заказ еды на дом» Исследование «Куда родители складывают деньги» Худож.-эст. деятельность «Кошелек» Мультфильм «Азбука финансовой грамотности для детей» от смешариков: https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s Мультфильм «Как появились деньги» (об обмене, золоте, купюрах, монетах и картах) Дидактические игры: «Мемори: юный финансист», «Мемори: деньги РФ», лото «Мы играем в магазин», игра-пазл «Наша Родина». Альбомы: «Банкноты и монеты Банка России» Творческая мастерская: нарисуем деньги для нашей группы» | Печатная консультация «Умные финансовые книги для детей» Печатная консультация «Энергосбережение: как научить этому детей» Мастерская: создание плакатов «Как беречь свет/воду». |
ЯНВАРЬ | |||||
5 | «Дешевому товару дешева и цена» | Торговля, торговые предприятия, предприниматель, цена, спрос, предложение, покупка, продажа, хозяин товара, продавец, дорого – дешево | Формировать представление о том, что такое «торговля», виды торговли (товарами, услугами, ресурсами, в магазине или по интернету); любой товар имеет свою цену; о факторах, влияющих на цену (спрос и предложение, качество товара и др.); о хозяине товара и продавце; о «дорогом» и «дешевом». Развивать понимание о том, что нужно поддерживать местного предпринимателя. Воспитывать (этические аспекты) честность. | Чтение сказки К.Д.Ушинского «Мена». Чтение сказки Братьев Гримм «Выгодное дело». Чтение стихотворения В.Берестова «Три копейки» Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» Решение проблемных ситуаций Игровые ситуации: «Как купить книгу, не выходя из дома», «Мы платим в художественном музее. Кому? За что?» и др. Дидактические игры «Маркетологи», «Дешевле – дороже», «Пин-код», «Продолжи закономерность», «Миллионер (для малышей)» Народная игра «Бубен» Театрализованная игра «Лесной рынок» Беседа по исследовательской деятельности «Какое молоко стоит дороже?» | Печатная консультация «Как выбрать банковскую карту» Выставка рисунков по теме «Мы идем в магазин» Исследование «Какое молоко стоит дороже?» |
ФЕВРАЛЬ | |||||
6 | «Выменял слепой у глухого зеркало на гусли» | Обмен, бартер, качество товара, честность | Формировать представление о понятии «бартер», создать предпосылки для формирования нравственно оправданных привычек, влияющих на выбор способов поведения: не жадничать. Развивать умение дать цену своему товару в зависимости от качества его. Воспитывать честность, уважительное отношение к трудолюбивым людям. | Игра – праздник «Ярмарка» Игровая ситуация «Ты мне – я тебе». Чтение сказки «Чудесная рубашка». Чтение сказки «Лисичка со скалочкой». Чтение сказки «Гуси-лебеди». Чтение В.Катаева «Дудочка и кувшинчик» Дидактическая игра «Юный бизнесмен» Ролевой диалог «Давай поменяемся» Сюжетно-ролевая игра «На овощном рынке». | Игра-праздник «Ярмарка» Конкурс проектов «Этой ярмарки каски» |
МАРТ | |||||
7 | «Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото» | Реклама | Формировать представления о назначении рекламы, о ее формах (в сети интернет, по ТВ, радио, в печатном виде и др.) Учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой. Учить детей правильно определять финансовые возможности. | Чтение сказки «Лиса и козел» Дидактическая игра «Маркетологи» Беседа «Виды рекламы» Создание рекламы печатной и рекламных слоганов. Игровое моделирование «В городе сняли всю рекламу» | Печатная консультация «Твой первый бюджет» Семинар-практикум «Азбука финансов» |
АПРЕЛЬ | |||||
8 | «Копейка рубль бережет» (Банк) | Долг, займ, должник, банк, финансовые организации, ответственность, обязательства | Формировать представления о том, что если взял что-то в долг на время, то обязан вернуть вовремя. Дать представления о том, кто может дать займ (человек, банк, другие финансовые организации). Воспитывать ответственность. | Чтение В.Осеевой «Долг» Обсуждение поговорки «Долги к земле придавили» «Азбука финансовой грамотности для детей» от смешариков: https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s «Золушка», «Кактус в мешке» Сюжетно-ролевая игра «Банк» Презентация «Банковские профессии» Игровые ситуации «Получение карты в банке», «Оплата коммунальных услуг в банке», «Получение денег» | Печатная консультация «Нехитрые способы накоплений». Досуг «Долг и ответственность» |
МАЙ | |||||
9 | «Бережливость лучше богатства» | Бережливость, экономность, расточительность, скупость | Формировать представления о некоторых главных ценностях для человека, таких как жизнь, мир, друзья, близкие люди и положительных нравственных качествах: бережливость, экономность. | Чтение Э. Успенский «Трое из Простоквашино». Чтение В.Медведев «Сберегательная кошка». Чтение С. Михалков «Булка» Квест-игра «Сделал дело – гуляй смело» Игровое моделирование «Потратим всю зарплату родителей на игрушки» | Родительское собрание «Детям об экономике» |
Подготовительная группа 6-7 лет
№ | Тема | Экономические понятия | Задачи | Совместная образовательная деятельность | Взаимодействие с семьями (законными представителями) |
1 | Без «ТРУДА» не выловишь и рыбку из пруда | Формировать понимание необходимости труда в жизни человека для удовлетворения его потребностей и желаний. Закреплять представление о том, что результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели, так и товар или услуга. Закреплять представление о том, что деньги зарабатываются трудом и тратить их необходимо с пользой, относится к ним бережливо. Развивать интерес к общественной значимости результатов труда человека. Воспитывать трудолюбие, гражданскую значимость, ценностное отношение к труду. | Чтение произведений художественной литературы: Братья Гримм «Госпожа метелица» Ш.Перро «Золушка» Сказка «О попе и работнике его Балде», «Морозко», В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» Д/И «Кому что надо для работы», «Чей труд важнее». Проблемная ситуация «Нужно ли отдавать сдачу 10 копеек родителям» В.Дацкевич «Как делают книгу» Заучивание пословиц о труде Создание альбома или электронной картотеки «Труд в жизни людей» Создание альбома с иллюстрациями с изображениями трудовых действий, орудий труда, изделий, товаров. | Консультация «Трудовое воспитание детей в семье и ДОО» Творческая лаборатория «Потребности моей семьи» | |
2 | «Без работы день годом кажется» | Продолжать формировать представление о многообразии профессий, их общественной значимости в жизни общества. Развивать познавательный интерес, мышление, речь, воображение. Воспитывать желание и стремление детей получить интересную профессию, быть полезным обществу. | Чтение художественных произведений: В.В.Маяковский «Кем быть», «Семь семионов - семь работников» Фрагмент «Уроки тетушки Совы» - 6 серия Беседа «Все профессии важны» Экскурсия на Хлебный завод №1 Выставка хлебных изделий из соленого теста Экскурсия в музей Главного Управления МЧС Беседа о профессиях: мерчендайзер, супервайзер, рекламный агент, маркетолог, риэлтор. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» (или «ТЦ») Д/И «Кто что делает», «Назови профессии» | Пригласить родителей разных профессий за круглый стол «Кем работают мои родители» | |
3 | «Какие труды – такие и плоды» Бюджет семьи | Формировать представление о семейном бюджете: о доходах семьи (заработная плата, пенсия, стипендия, пособие) и расходах (обязательные платежи и др.) Формировать представление о правильном распределении денежных средств, о накоплении. Развивать умение распределять бюджет семьи, развивать способность планировать предстоящие покупки; развивать творческое воображение, мышление, речь. Воспитывать бережное и экономное отношение к ресурсам, вещам, игрушкам. | Чтение художественных произведений: Э.Успенский «Семейный бюджет крокодила Гены», Авторская сказка «Хранители бюджета» Д/и «Доход – расход», «Хочу – надо» Сюжетно-ролевая игра «Семья» (сюжет: родители получили заработную плату) Создание альбома «Семейный бюджет» Презентация «Зарплата, пенсия, стипендия» | Совместная деятельность родителей и детей: составление рисунков-схем «Семейный доход и расход» Творческая лаборатория «Как сберечь ресурсы» | |
4 | «Без копейки рубля нет» | Формировать навыки и умения рационального использования доступных материальных ценностей. Дать представление о благотворителях и меценатах России и Курганской области. Развивать экономическое мышление, интерес к материально-предметному окружению. Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к людям, которые нам помогают эти желания и потребности удовлетворять. | Чтение Г.Х.Андерсена «Снежная королева», «Али-Баба и сорок разбойников, Братья Гримм «Выгодное дело» Презентация «Меценат Ильтяков» Д/И «Какие бывают доходы», «Хочу – надо», «Бизнесмен» Создание альбома «Меценаты России» | Консультация «Финансовое воспитание детей» Акция «КотоПес» | |
5 | «За свой грош везде хорош» (Путешествие заграницу) | Формировать представление о деньгах других стран, о валюте, о необходимости и способах обмена денег. Развивать экономическое мышление, интерес к экономическим категориям. | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие заграницу», «Турагентство» Беседа «Интересные факты о деньгах»; беседа «История денег разных стран: возникновение и развитие интереснейших валют» Д/И «Домино», «Назови монету» Игровая ситуация «Обмен валюты», «Берем кредит на путешествие» | Практика «Совместная покупка» | |
6 | «Базар цену устанавливает» | Формировать представление о понятии «стоимость» и его отличии от понятия «цена» и ее зависимости от качества товара или услуги; о розничной и оптовой торговле; о способах привлечения покупателей (скидки, акции). | Музыкальное развлечение «Русская ярмарка» Игровая ситуация «Какой товар лучше» Игровая ситуация «Оптом или в розницу» А.Лингрен «Пеппи идет на ярмарку», С.Михалков «Как старик корову продавал» Просмотр мультфильма «Смешарики «Азбука финансовой грамотности» | Практика «Самостоятельная покупка» | |
7 | «Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото» (Реклама) | Продолжать формировать представление о рекламе. Учить детей придумывать рекламу самостоятельно, указывая на достоинства продукта. Развивать мышление, память, способность к творческому рассказыванию. Развивать умение различать рекламные уловки. Воспитывать чувство меры в своих желаниях. | Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство» Беседы «Что такое реклама», «Виды рекламы», «Назначение рекламы» Э.Успенский «Бизнес крокодила Гены. О рекламе» Целевая прогулка: «Рекламное агентство», на улицы города «Уличная реклама» Сочинение рекламных слоганов по выбранным темам Создание печатной рекламы по выбранной теме | Привлечение родителей к участию в сюжетно-ролевой игре | |
8 | «Копейка рубль бережет» (Банк) | Формировать представление о том, что Банк – это организация, где можно хранить деньги, обменивать их, оформить карту, купить валюту, хранить ценные вещи в банковской ячейке, оплатить какие-то услуги. Формировать представление о том, кто работает в Банке: охранник, консультант, кассир, инкассатор, экономист, банкир, банковский служащий. Развивать умение отличать и называть функции Банка, умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами. Воспитывать бережное отношение к деньгам и ценным вещам. | Попова Татьяна, Булавкина Анастасия «Волшебный банкомат» Кристина Кашкан «Где живут денежки» Эдуард Матвеев «Где живут денежки» Петр Кошель «История денег Рассказы для детей» («Что такое банк») Экскурсия в Сбербанк Просмотр мультфильма «Золотой ключик, или приключения Буратино» Д/И «Сделай покупку», «Рынок одного товара», «Цепочка экономических слов» Ролевые диалоги «Я хочу открыть счет в вашем банке», «Клиент-менеджер», «Мне нужен кредит», «Расскажите об услугах вашего банка», «Оператор – клиент» Фрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы» (11 серия) Сюжетно-ролевая игра «Открытие нового банка» | Практика «Планирование расходов» Анкетирование родителей | |
9 | Итоговое мероприятие: квест «В стране экономике» (мониторинг) |
Организованная образовательная деятельность (занятия/мероприятия)
в группе детей 6-7 лет
№ | месяц | Тема занятия/ мероприятия | Задачи | Формируемые представления | Умения | Педагогические технологии формы, методы |
1 | сентябрь | «Помоги Федоре в горе» | Формировать представление о том, что результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели, так и услуга. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников. | Результат труда, трудолюбие, ценностное отношение к собственному труду | Определяют, что является результатом трудовой деятельности | Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе» Беседа о трудолюбии Решение проблемных ситуаций «Как можно помочь Федоре избежать данной ситуации?» Работа в тетради (тема «Труд») Решение логических задач Практическая работа «Порядок в центрах» |
2 | «Гуси-лебеди» | Закрепить представление о том, что деньги зарабатываются трудом и тратить их необходимо с пользой. Расширить представление детей о необходимости рационального использования денег. Дать представление о возможности оплаты товара монетами разного достоинства. Развивать сообразительность, гибкость и самостоятельность мышления, умения договариваться между собой, выполнять задания в определенных условиях; Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к трудовой деятельности. Сформировать навыки командной работы. | Доход. Растраты. Экономия. Монета. Достоинство монеты. | Рационально распределяют доходы, овладевают навыкам экономии | Квест-игра | |
3 | Труд. В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Формировать мнение при оценке поступков и характеров героев, их положительных и отрицательных качествах: трудолюбие, леность, наивность, вежливость. Формировать представление о том, что труд можно сделать более продуктивным. Формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героям сказки; закрепить жанровые особенности сказки. Вовлечь детей в нравственную проблему, поставленную автором, найти способы ее решения, придумать конец сказки. Развивать творческое мышление, воображение, связную речь. Воспитывать интерес и любовь к чтению, ценностное отношение к труду. | Леность – трудолюбие. | Определяют критерии по которым труд можно сделать более продуктивным. | Дидактическая игра «Расшифруй слово по первым звукам» Рассказывание сказки с использованием карт Проппа Приемы ТРИЗ | |
4 | октябрь | «В гостях у Умняши» | Формировать представление о многообразии профессий, их общественной значимости в жизни общества. Развивать познавательный интерес, мышление, речь, воображение. Воспитывать желание и стремление детей получить интересную профессию, быть полезным обществу. | Профессии. Продукт труда: товар или услуга. | Определяют профессию по орудиям труда. Называют качества человека, характерные для определенной профессии (художник – любит рисовать, фермер – любит ухаживать за животными, парикмахер – любит работать с волосами, творческий, имеет художественный вкус и т.д.) | Просмотр мультфильма от Умняши «Какие бывают профессии» Приемы технологии решения изобретательских задач (ЗХУ, верные – неверные утверждения) Интерактивная игра «Кому что надо для работы» Беседа на тему «В какие игры тебе нравится играть больше всего» |
5 | «Президент» и «Менеджер» | Формировать элементарные представления об особенностях работы президента (место работы, какие задачи решает президент); развивать познавательный интерес к изучению современной профессии – менеджер, понимание важности этих профессий в жизни страны, государства. Воспитывать патриотические чувства: чувство гордости, уважения. | Менеджер, президент, управлять, рабочее место, ответственность, работоспособность, принятие решений. | Определяют основные качества управленца. Способны рассказать о значимости президента для страны. | Просмотр презентации «Кто такой менеджер» Рассказ воспитателя. Творческие рассказы «Если бы я был президентом» | |
6 | Экскурсия в музей Главного управления МЧС | Познакомить с историей образования и развития пожарной охраны, с техникой, пожарно-техническим вооружением, боевой одежной пожарных, инвентарем и оборудованием, состоящим на вооружении подразделения в настоящее время. Сформировать представления об условиях труда и бытовых условиях работников пожарной охраны. Развивать представления о правилах пожарной безопасности. Воспитывать ценностное отношение к труду и уважение к людям разных профессий. | Профессии МЧС | Определяют назначение объекта: Главное управление МЧС. Умеют назвать основные качества, которыми должны обладать люди профессий МЧС | Экскурсия | |
7 | Труд. Заработная плата. | Раскрыть сущность понятия «заработная плата», учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью. Развивать представление о том, что работать означает трудиться за вознаграждение. Воспитывать бережное отношение к труду. | Заработная плата, вознаграждение. | Определяют взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью. | Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы: Работа и зарплата». Ситуационные задачи. Логические задачи. Работа в тетради: тема «Без работы день годом кажется» | |
8 | ноябрь | Семейный бюджет и расходы семьи | Расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги). Развивать представления о способах оплаты труда (наличные, на банковскую карту). Воспитывать бережливость, умение экономно (разумно) тратить деньги. | Доходы и расходы. Заработная плата, стипендия, пенсия, семейный бюджет. | Определяют, что является доходом, а что расходами. Могут рассказать, что такое бюджет и его соствляющие. | Сюжетно-ролевая игра |
9 | Накопления | Закрепить понятие о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения (накопления): зачем копить, как можно копить, копить не просто, но полезно, ответственно и важно. Учить решать противоречия, проблемные ситуации. Развивать мышление, воображение. Воспитывать экономность, бережливость, расчетливость. | Накопления, копилка, сбережения | Определяют способы накоплений. Могут рассказать, как можно получить возможность распоряжаться личными деньгами по собственному желанию. | Игра «Хорошо – плохо» Моделирование сказки «Три поросенка». Решение проблемных ситуаций. | |
10 | «Все по плану» | Познакомить с понятием «план», сформировать представление о важности составления планов, учить решать несложные экономические задачи. Показать принципы финансового планирования. Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности. | Финансовый план | Умеют составить простейший финансовый план | Беседа по схемам «Семейный доход и расход» Игра «План на следующий день» Экономические задачи. | |
11 | Игра «Покупаем дом» | Продолжать формировать умения разумно расходовать денежные средства. Расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли. Развивать математические навыки. Развивать умение договариваться, аргументировать свой выбор при решении проблемной ситуации. Продолжить воспитание у обучающихся доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета | Финансовый план. Продуктовая корзина. Расходовать, откладывать деньги. | Умеют расходовать денежные средства для достижения цели | Решение проблемных ситуаций «Покупка продуктовой корзины», «Накопления» Конструирование. Математические ребусы. Игровая ситуация «День пенсии», «Внук-стипендиат» | |
12 | декабрь | «Благотворительность» | Познакомить детей с идеями и историей благотворительности. Способствовать созданию условий для развития у воспитанников мотивации к совершению добрых и гуманных поступков. Повысить интерес к благотворительной деятельности в городе Кургане. Развивать у воспитанников личностные качества: гуманность, бескорыстие, благородство. Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к людям, которые помогают эти желания и потребности удовлетворять. | Благотворительность. Максим Фадеев Ильтяков А.В, | Определяют поступки, которые являются благотворительностью | Конструирование «Замок» История воспитателя о хозяине замка – благотворителе. Творческое рассказывание. |
13 | «Меценатство» | Познакомить детей с идеями и историей меценатства. Способствовать созданию условий для развития у воспитанников мотивации к совершению добрых и гуманных поступков. Повысить интерес к благотвоительной деятельности в городе Кургане. Развивать у воспитанников личностные качества: гуманность, бескорыстие, благородство. | Меценатство. Третьяков П.М. | Могут назвать отличительные признаки благотворительности от меценатства | Презентация «Третьяковская галерея» Рассказ о меценатах страны и города Кургана. Рабочая тетрадь: тема «Благотворительность. Меценатство» | |
14 | «Дорогой добрых дел» | Совершенствовать представление о благотворительности и меценатстве. Дать понятие о том, что не всё можно приобрести за деньги. Способствовать созданию условий для развития у воспитанников мотивации к совершению добрых и гуманных поступков. Развивать творческие способности. Развивать у воспитанников личностные качества: гуманность, бескорыстие, благородство. | Блатвоительность, меценатство. Происхождение слова: «Спаси вас Бог» - «СпасиБо» | Могут сделать доброе дело/описать, что является благотворительностью | Технология «Клубный час» | |
15 | Досуг «Скоро новый год» | Формировать представления о том, как люди готовятся к новому году, планируют расходы. Развивать речевую активность детей. Воспитывать доброжелательность, взаимоуважение, бережливость. | Покупка подарков, продуктов, украшений и нарядов | Могут схематически изобразить финансовый план | Сюжетно-ролевая игра. Технология моделирования. Изготовление поделок, подарков к празднику. Игровые ситуации. | |
16 | январь | «Деньги разных стран» | Формировать представление о валюте разных стран, с денежными знаками других стран (на примере доллара, евро, марки, франка); расширять активный и пассивный словарь. Развивать познавательную активность. Воспитывать бережное отношение к деньгам, умение работать в коллективе. | Валюта, доллар, евро, марка, франк, обмен валюты | Определяют название валюты стран: Америки, Германии, Франции, Италии. | Презентация Интерактивный плакат «Валюта» Рабочая тетрадь: тема «За свой грош везде хорош» Творческая лаборатория «Купюра» |
17 | «Обмен валюты» | Формировать представление о необходимости и способах обмена денег. Развивать экономическое мышление, интерес к экономическим категориям. Воспитывать бережное отношение к деньгам, честность. | Банк, кассир, обмен валюты | Могут объяснить цель обмена валюты и назвать способы | Кроссворд «Валюта разных стран» Игровая ситуация «Обмен валюты» | |
18 | «Турагенство» | Формировать представление о специфике работы туристических агентств. Способствовать обогащению игры новыми решениями на основе приобретенных знаний. Развивать речевую активность и игровой сюжет на основе полученных знаний по экономике. | Туристическое агентство, путешествие, заграничный паспорт, покупка путевки | Употребляют в речи экономические понятия («Нам удалось накопить денежные средства, и мы решили отправиться в отпуск. Предложите нам, пожалуйста, направления, куда сейчас можно выгодно отправится отдохнуть») | Сюжетно-ролевая игра | |
19 | февраль | «Стоимость» | Формировать представление о понятии «стоимость». Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы. Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения. | Стоимость, цена, товар, спрос, предложение | Определяют, от чего зависит стоимость и цена на товар | Чтение «Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать» Проблемные ситуации |
20 | Творческая мастерская «Пекарня» | Дать представление о понятиях «выгода» - «убыток», «опт» и «розница». Закрепить представление о труде работников пекарни. Показать на примере изготовления детьми поделок, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью. Воспитывать доброжелательность, ответственность, уважение к труду людей, расширять область самостоятельных действий в выборе роли, в осуществлении замысла. | Выгода, убыток, опт, розница | Ориентируются в принципах установления цен на товар, чтобы получить выгоду. Могут объяснить зависимость между качеством товара и прибылью. | Чтение Дж.Родари «Чем пахнут ремесла» Творческая деятельность Проблемные ситуации: «Оптовая и розничная торговля» Сюжетно-ролевая игра | |
21 | «Русская ярмарка» | Формировать представления о русской ярмарке, развитие социально-коммуникативных умения, способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей. Развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов. Воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью. Закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д. Дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены. | Ярмарка, товар, деньги, доход, прибыль | Могут рассказать о народных традициях: ярмарке | Музыкальное развлечение | |
22 | «Я-бизнесмен» | Формировать представление о том, как появляются предпринимательские идеи. Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда. | Разделение труда, предприниматель, бизнесмен, бизнес, бизнес-идея, совместный труд | Определяют назначение основных производственных предприятий. Могут объяснить, как предприятие получает прибыль | Чтение «Как Миша решил фабрику построить» Проблемные ситуации Творческая деятельность «Мой бизнес» | |
23 | март | «О том, что такое реклама» | Дать детям представление о назначении рекламы. Развивать воображение, самостоятельность, творческие способности. Познакомить с профессией маркетологи. | Реклама, целевая аудитория, маркетолог | Могут придумать рекламу, указав на достоинства товара | Чтение «Как сорока Мишин товар хвалила» Игра «Дерево объявлений» Игровая ситуация «Рекламные вывески прошлого» Творческая лаборатория: сочинение рекламных слоганов от лица сказочных персонажей |
24 | «Кто делает рекламу» | Расширять представления о назначении рекламы и ее видах (печатная, аудио-, видеореклама, реклама в сети интернет). Познакомить с профессией рекламист. Воспитывать уважение к труду рекламных агентов (рекламистов). Вызвать интерес к рекламе и ее назначению. | Печатная реклама, буклеты, баннеры, растяжки, листовки аудиореклама, видеореклама, ТВ-реклама, интернет-реклама, рекламист рекламный агент, рекламное агентство, рекламодатель | Могут создать рекламу любого вида, указывая на достоинства товара | Презентация «Виды реклам» Ролевая игра «Я рекламный агент» Творческая деятельность по подгруппам: создание рекламы «Мой детский сад – лучший!!!» (печатная реклама) | |
25 | «В гостях у ламы Рекламы» | Формировать умение различать рекламные уловки. Развивать познавательно-исследовательскую активность детей. Расширять кругозор детей. | Рекламные уловки, потребности - возможности | Определяют рекламные уловки | Инсценировка сказки «Как старик корову продавал» Обсуждение Игровые ситуации «Рекламные уловки» | |
26 | «Рекламное агентство» | Расширить знания об окружающее действительности, о своеобразии труда людей, работающих в рекламных агентствах. Осуществить практический процесс создания рекламы как необходимого условия реализации продуктов труда. Развивать речевое творчество в процессе создания рекламы. Формировать художественно-эстетические навыки. Развивать умения решать простейшие экономические задачи. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключение. | Заказчики рекламы – рекламодатели, авторы рекламного текста, художники-оформители, рекламные распространители | Используют приобретенные знания в игровой деятельности | Сюжетно-ролевая игра | |
27 | апрель | «Где живут деньги» | Формировать представление о том, что Банк – это организация, где можно хранить деньги, обменивать их, оформить карту, купить валюту, хранить ценные вещи в банковской ячейке, оплатить какие-то услуги. Формировать представление о том, кто работает в Банке: охранник, консультант, кассир, инкассатор, экономист, банкир, банковский служащий. Развивать умение отличать и называть функции Банка. Воспитывать бережное отношение к деньгам и ценным вещам. | Банк, банковская ячейка, кассир, консультант, охранник, инкассатор, экономист, банкир, банковский служащий | Определяют назначение Банка, как финансовой организации | Просмотр мультфильма: Фиксики «Деньги» Рабочая тетрадь: тема «Банк» Рассказ воспитателя |
28 | Экскурсия в банк | Формировать представление о финансовых организациях города Кургана. Сформировать представления об условиях труда и бытовых условиях работников Банка. Развивать представления о финансовой ответственности и финансовой безопасности. Развивать умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами. | Профессии Банка | Определяют назначение Банка, как финансовой организации | Экскурсия в банк или Виртуальная экскурсия «Банк» | |
29 | «Где рождаются деньги» | Познакомить детей с заводом по изготовлению монет «Монетный двор» и банкнот «Печатная фабрика»; дать сведения и расширять представления детей о производстве денежных знаков (купюр и монет); закрепить знания детей о денежных знаках (монетах, купюрах), их номинале; продолжать знакомить детей с основами экономической культуры, содействовать развитию логического мышления; развивать самостоятельность в высказываниях; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Монетный двор Печатная фабрика | Определяют назначение Монетного двора, Печатной фабрки | Презентации «Монетный двор» Беседа «Что изображено на банкнотах и монетах» Рисование: «Моя купюра» | |
30 | «Открытие нового банка» | Расширить знания об окружающее действительности, о своеобразии труда людей, работающих в Банках. Осуществить практический процесс обслуживания клиентов Банка как необходимого условия оказания услуг. Развивать речевое творчество в процессе оказания услуг. Формировать художественно-эстетические навыки. Развивать умения решать простейшие экономические задачи. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключение. | Профессии Банка, банкомат, аппарат СУО (талон на электронную очередь) | Используют приобретенные знания в игровой деятельности | Сюжетно-ролевая игра Игровые ситуации: «Вежливый администратор», «Разговор менеджера с клиентом», «Работа кассира», «Работа инкассатора» и др. | |
31 | май | Итоговое мероприятие «В стране экономике» | Формировать навыки работы в команде. Учить находить коллективный ответ путем обсуждения Закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года. | Сущность экономических явлений | Решают простейшие экономические задачи | Квест (по заданиям мониторинга Смоленцевой) |
Предварительный просмотр:
Оценка экономических представлений дошкольников
(методика А.А. Смоленцевой)
Цель: определить интерес дошкольников к экономическим категориям и начальный уровень экономических представлений.
Описание: детям предлагают 5 игровых заданий, которые оценивают по 3 уровням. Выделенные 3 уровня экономических представлений позволяют оценить не только актуальный, но и потенциальный уровень развития ребенка («зону ближайшего развития»). Задания носят проблемно – поисковый характер, что вызывает интерес, раскрывает познавательные навыки и умения ребенка. Показателями усвоения экономических представлений являются эмоциональные, интеллектуальные и волевые проявления детей. Содержание заданий предлагается с учетом возраста детей.
Задание 1.
Выбери, что тебе больше нравится.
Цель: выявить интерес детей к экономике.
Материал: 10-12 брусков, карточки с цифрами 1;3;5;7;8…, деньги (монеты и банкноты 1 р., 5 р. …)
Инструкция: На столе лежат цифры, деньги (банкноты и монеты), бруски. Рассмотрим их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд из чисел.
- Что ты хочешь выбрать: бруски, цифры, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)
- Если бы не было цифр (монет, брусков), то из чего бы еще ты мог составить ряд чисел?
Задание 2.
Выбери верное предложение.
Цель: выявить сформированность экономических представлений.
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и соответствующие им картинки (деньги, игрушки, реклама и т.д.)
Инструкция: Предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.
- Чтобы жить, необходимы деньги.
Чтобы жить, необходимы игрушки.
- Только взрослые должны трудиться.
И дети, и взрослые должны трудиться.
3. Валюта – это бумажные деньги.
Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажные, и
металлические.
- Бартер – это когда меняют товар на деньги.
Бартер – это меняют товар на товар.
- Реклама нужна человеку для развлечения.
6. Пенсию обычно получают папы и мамы.
Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
7. Вода должна течь из крана и днем, и ночью.
Вода должна течь из крана тогда, когда это нужно человеку.
8. Бюджет семьи – это только доходы.
Бюджет семьи – это доходы и расходы.
9. Чем качественнее (лучше) товар, тем выше его цена.
Чем качественнее товар, тем ниже его цена.
Задание 3.
Найди лишнее.
Цель: выявить умение выполнять операцию группирования по существенным (экономическим) признакам.
Материал: шесть карточек, на которых изображены:
- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «Деньги»);
- банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5 – копеечная монета (категория «Деньги»);
- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, автозавод, магазин (категории «Товар», «Производство»);
- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «Труд»);
- игрушка, посуда, машина, солнышко (категория «Товар»);
- одежда, дом, продукты питания, книга (категория «Потребности»).
Инструкция: Посмотри на рисунки, они разные. (Последовательно показывают картинки 1-5). Какой предмет (действие) лишнее? Почему? Как можно одним словом назвать остальные три? На этой карточке есть лишний предмет? (Показывают карточку). Почему?
Задание 4.
Расскажи, что случилось?
Цели: определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.
Материалы: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства (1-5); «лица» в разных эмоциональных состояниях.
- Мальчик ремонтирует книгу.
Мальчик вырывает страницу из книги.
- Девочка бросает игрушку.
Девочка наводит порядок в игровом уголке.
- На витрине магазина представлены товары без ценников.
- Мальчик плачет и требует купить машинку.
- Папа и мама определяют бюджет семьи.
Инструкция: Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в такой ситуации? Выбери картинку с соответствующим выражением лица. Почему ты сделал такой выбор?
Задание 5
Продолжи предложение.
Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.
Материал: предложения «экономического» содержания и соответствующие им сюжетные картинки.
Инструкция: Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру.
- любой труд приносит… (пользу).
- Моя мама получает за свой труд … , бабушка…, а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).
- Доходы семьи можно увеличить, если … (вести дополнительное хозяйство, кто – то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
- Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир, фермер – это … (профессии).
- Деньги разных стран называются … (валюта).
- Любой товар можно … (продать, купить, изготовить).
- В магазине цена … , чем на рынке (выше).
- Место хранения и накопления называется … (банком).
- Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама).
- Мебель, одежда – это … (товар).
- Для того, чтобы жить, человеку нужны … (одежда, жилье, продукты питания).
По результатам выполнения задания каждого ребенка условно можно отнести к тому или иному уровню экономического развития. Критический уровень: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень. Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера; без ошибок выполняет все задания; владеет операцией группирования; осуществляет выбор, ориентируясь на существенные признаки; использует в речи экономические термины. Максимально самостоятелен при выполнении заданий. Характер помощи взрослого связан с сосредоточением и удержанием внимания на заданиях: «посмотри внимательно на рисунки», «Как еще можно?...». уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не знает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существенных признаков, но исправляет их. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Характер оказываемой ему помощи связан с нацеливанием внимания ребенка на принцип решения задачи (например, вопросы, выделяющие основание классификации).
Низкий уровень. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным экономическим признакам, в использовании «экономической» терминологии. Низкий уровень самостоятельности. Слабая сосредоточенность, часто отвлекается. Преодолевает трудности при помощи взрослых. Характер помощи связан с прямым указанием на принцип решения.
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ результатов мониторинга уровня сформированности экономических представлений
Количество диагностируемых: 26 детей старшей группы в 2018 году на подготовительном этапе и 27 детей подготовительной группы в 2020 году на заключительном этапе.
Критерий | Уровни (2018 г.)* | Уровни (2020 г.)** | ||||
Низкий (%) | Средний (%) | Высокий (%) | Низкий (%) | Средний (%) | Высокий (%) | |
Интерес к операциям с деньгами | 30,77 | 61,54 | 7,69 | 3,7 | 22,23 | 74,07 |
Сформированность экономических представлений | 92,31 | 7,69 | 0 | 3,7 | 44,45 | 51,85 |
Умение группировать предметы по экономическим категориям | 76,92 | 23,08 | 0 | 3,7 | 37,04 | 59,26 |
Адекватное поведение в предметном, вещном мире | 73,07 | 26,93 | 0 | 3,7 | 14,82 | 81,48 |
Знание экономических понятий | 88,46 | 11,54 | 0 | 3,7 | 53,99 | 42,31 |
*Рис 1. Результаты мониторинга на подготовительном этапе (2018 г.)
**Рис 2. Результаты мониторинга на заключительном этапе (2020 г.)
Сравнительный анализ результатов мониторинга уровня сформированности экономических представлений детей старшей группы до реализации программы и по итогам ее реализации показал, что большинство детей стали проявлять ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания; активно отвечают на вопросы, проявляют любознательность, задают вопросы экономического характера; используют в речи экономические термины.
Результаты наблюдений и также результаты задания диагностического инструментария показали, что многие дети стали адекватно относиться к предметам окружающего мира, к игрушкам и вещам. При порче или поломке игрушки в группе дети пытаются исправить свою или чужую оплошность.
А результаты анкетирования родителей показали, что многие дети стали экономить воду и свет дома; у многих появилась копилка и планы на расходование накопленных средств.
Почти все дети группы могли рассказать, кем работают их родители; и могли объяснить, для чего родители это делают.
По итогам диагностики лишь один ребенок испытывал затруднения при выполнении заданий. Это связано с физиологическими и индивидуальными его особенностями, а также с редкой посещаемостью.
Сравнительный анализ анкетирования родителей
Рис.3. Результаты анкетирования на подготовительном этапе (2018 г.)
Рис.4. Результаты анкетирования на заключительном этапе (2020 г.)