Консультации для родителей

Cамойлова Анжела Сергеевна

Данный материал поможет как родителям, так и педагогам в работе и общении с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ

Уважаемые родители, хочется напомнить вам несколько советов, которые помогут вашим детям избежать опрометчивых поступков, опасных ситуаций и противостоять беде.

Запомните: дети  должны  соблюдать следующие правила поведения – они просты и надежны:

• Запомни свой адрес и номера телефонов (домашнего и рабочего) родителей.

• Не уходи далеко от своего дома, двора.

• Не бери ничего у незнакомых людей на улице.

• Не гуляй до темноты!

• Обходи компании незнакомых подростков.

• Береги ключ от квартиры.

• Не хвастайся вещами, которые есть у тебя дома.

• Не вступай в телефонные разговоры с незнакомыми людьми.

• Не иди на поводу у старших приятелей и подруг.

• Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.

• Не отправляйся один в дальние поездки!

• Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт!

• Не открывай дверь людям, которых не знаешь!

• Договорись заранее с соседом о сигналах опасности.

• Не садись в чужую машину!

• На все предложения незнакомых отвечай «Нет!» и немедленно уходи от них! Расскажи об этих предложениях родителям.

• Не стесняйся звать на помощь на улице, в транспорте, в подъезде!

• В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, – кричи, вырывайся, убегай!

Один из эффективных способов привития детям навыков безопасного поведения – обучение их на конкретных примерах.

Нина и Катя жили в одном доме. И даже в одном подъезде. Но учились в разных классах. Поэтому по дороге домой им было о чем поговорить. Оживленно беседуя, они вошли в лифт. И вдруг за ними, подставив ногу, – двери уже закрывались, – в лифт протиснулся парень, которого они раньше не видели. «Какой?» – спросил он. «Мне на восьмой», – сказала Нина. «А мне на десятый», – сказала Катя.

Парень нажал на кнопку 14-го этажа и ... достал нож. «Раздевайтесь! Будете кричать – прирежу!» Когда лифт был между 13 и 14-м этажами, он нажал на кнопку «стоп». Лифт замер ... и пришла беда.

Еще пример. Родители уехали в отпуск на юг, а Наташа осталась на даче с бабушкой.

И вот однажды Наташа получила письмо. «Ты не забыла, что у меня в среду день рождения? – писала ей подружка. – Приезжай, жду». Бабушка не отпускала Наташу, но та не послушалась и уехала к подруге.

День рождения прошел очень весело. Танцевали, смотрели телевизор, играли на компьютере. Съели два огромных торта и выпили шесть пузатых бутылок фанты и пепси-колы.

Вечером Наташа возвращалась на дачу. Как назло, электричку, на которой она собиралась ехать, отменили, и пришлось ждать следующую.

В общем, когда она вышла на своей станции, уже стемнело. И только она сделала несколько шагов, как кто-то схватил ее сзади. Приподнял и понес в кусты...

Или расскажите об этом. Случилось это в небольшом сибирском городке. Коля с родителями поехал за грибами. Машину оставили в лесу, недалеко от дороги. Коле повезло: он первым набрал грибов. И папа отправил его к машине разжигать костер и варить картошку.

Когда родители вернулись к машине, они увидели догорающий костер и рассыпанные грибы. Коли нигде не было. Они кричали, сигналили, искали кругом, но все безрезультатно.

А когда приехали поздно вечером домой, то в дверях увидели записку: «Сына получите живым, если заплатите 10 тысяч». К счастью, Коля остался живым и невредимым.

Напомните и этот случай. Оля с девочками играла во дворе. Вдруг к ней подошла молодая женщина с сумкой в руке.

– Оленька, здравствуй, ты меня помнишь? Я была у вас два года назад. Я – мамина подруга. Тетя Нина.

– А мама на работе.

– Я знаю, я звонила ей и она сказала, чтобы я подождала ее дома. Ты мне открой дверь, а сама можешь еще погулять...

Еще пример. Сергей делал уроки. Вдруг – звонок. Посмотрел в дверной глазок.

– Кто там?

– Сантехник. Открой!

– А мы никого не вызывали.

– Внизу залило, надо у вас трубу посмотреть...

Без родителей или знакомых не открывай дверь. Зови на помощь.

А бывает так. Мама пошла в магазин, Лену оставила у входа. «Стой здесь, я сейчас вернусь». Но тут к Лене подбежала маленькая собачка. Лена хотела погладить собачку, но она убежала во двор. Лена пошла за ней. А когда вернулась, то магазин куда-то подевался, а кругом стояли совсем незнакомые дома. Лена заплакала...

Ч т о   н у ж н о   д е л а т ь ,   ч т о б ы   н а й т и   р е б е н к а ?

Не теряйте время в пассивном ожидании. Звоните приятелям детей. Номера их домашних телефонов у вас должны быть записаны. Или идите туда, где, по вашему предположению, ваш сын или дочь должны быть. Хорошо, если в семье заведено правило: перед уходом дети говорят, куда идут, или оставляют записку. Очень важно найти человека, который последним видел ребенка. Его рассказ может многое прояснить. Следующий ваш шаг – визит в милицию (по месту жительства), к дежурному органов внутренних дел.

Вы должны знать, что существует ведомственная инструкция, в соответствии с которой дежурный обязан выполнить следующие действия:

– получить и зарегистрировать заявление об исчезновении человека;

– опросить заявителя;

– проверить пропавшего по учетам несчастных случаев, по больницам, моргам, приемникам-распределителям;

– выехать лично или направить к месту последнего пребывания пропавшего человека оперативную группу для выяснения обстоятельств исчезновения.

Но все это по инструкции... В действительности вы можете столкнуться с недобросовестными работниками милиции, которые под разными предлогами будут вам рекомендовать «не спешить», «не пороть горячку», «подождать до утра».

Не идите у них на поводу. Требуйте, чтобы ваше заявление было зарегистрировано.

Обращайтесь к начальнику подразделения, попытайтесь связаться с дежурным по городу, с городским отделом по розыску несовершеннолетних. Направляясь в милицию, необходимо взять с собой последнюю фотографию ребенка. Вы должны быть готовы с о о б щ и т ь   с л е д у ю щ и е   с в е д е н и я, необходимые для розыска пропавшего:

 анкетные данные;

 особые приметы (родинки, следы от операций);

 в какую одежду он был одет в этот день;

 адреса ближайших его друзей;

 а также – какие обстоятельства предшествовали исчезновению (конфликты в семье, в школе), ваши предположения о возможной причине исчезновения и то, на чем они основываются.

После подачи заявления получите его регистрационный номер. Одновременно с обращением в милицию целесообразно воспользоваться услугами телевидения, радио.

Итак, уважаемые родители, побеседуйте со своими детьми еще и еще раз, приведите им массу примеров об опасностях, которые могут произойти, и спасите своих детей и себя от беды.

Источник: Родительские собрания 5-9 классы. СD-диск. Изд-во «Учитель».



Предварительный просмотр:

РОЛЬ ОТЦА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Роль отца в воспитании детей велика. Это прописная истина. А все ли вы, уважаемые папы, делаете для того, чтобы быть хорошими отцами? И все ли правильно понимают свою роль в семье?

Обратимся к психологам. Мне хочется познакомить вас с двумя классификациями отцовского отношения к ребенку, которые выделяют ученые. Первая основана на психологической потребности или опекать, заботиться, или учить. Одних мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беззащитен, беспомощен; у других – ведущая потребность учить, передавать свои знания и умения в течение долгого времени, то есть сделать ребенка в прямом смысле слова своим наследником.

Но есть и другая классификация, более конкретная. Здесь выделяются  четыре типа отцов.

Первый – большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки, догонялки. И обычно на этом большой друг останавливается, уверенный в том, что он сделал все, что нужно. А визиты к педиатру, посещение родительских собраний, помощь в приготовлении уроков... Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме. Большой друг – это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой?

Второй – предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему не интересны. Этот мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

Третий – исключительный папа. Это отец, который иногда даже лучше мамы разбирается в её традиционных обязанностях! Единственно, чем рискуют папы-наседки, – это увлечься и стать ещё одной мамой, то есть конкурентом, а не дополнением. А если папа занимает мамино место, то кто же будет на папином?

Четвёртый – вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь своей жене. Но он не может отказаться от своего мотоцикла, друзей, любимых занятий. Иногда даже его раздражает, что мама слишком много занимается с ребёнком.

Как мы видим, существуют самые разные типы отцовского отношения к ребёнку. Но несмотря на эти различия, многие исследователи выделяют общее значение отца в жизни ребёнка. В наше время уже никого не удивляет, что многие мужчины присутствуют при родах жены. И это не проходит бесследно ни для отца, ни для ребёнка. Отцы сразу же привязывались к маленькому человечку, чувствовали эмоциональный подъём, гордость. И потом они больше заботились о своих детях.

Так, по результатам одного исследования, дети, чьи отцы активно принимали участие в их воспитании, показали более высокие оценки по тестам умственного развития.

И вот ещё одно исследование. Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учёбе и самоуважении детей, особенно мальчиков. А это ведёт к агрессивности и жестокости.

Ну что, вы задумались над тем, какую роль вы играете в жизни своего ребенка? Возможно, вам поможет определиться история, рассказанная Сергеем Орловым, напечатанная в журнале «Семья и школа».

Получилось так, что фирма, где я работал, разорилась, и я остался без основной работы. Дело осложнялось тем, что я учусь заочно в институте, поэтому пришлось по ночам подрабатывать грузчиком. Но главный кормилец в семье в настоящее время – мама Люся. Она не жалуется, ей нравится, что Петька теперь проводит много свободного времени с отцом. Когда я работал, я его видел очень редко. Я пропустил первое слово сына, не ко мне он сделал первый шаг. Это меня огорчало.

С тех пор, как я остался без работы, всё изменилось. Мы освоили вместе велосипед, я впервые отвёл его в бассейн. Я лично делал ему боевую раскраску, когда он болел ветрянкой. И ещё мы с ним любим печь.

А когда-то я сам всё осваивал в одиночестве. Отцу было некогда. Он работал шофёром-дальнобойщиком, редко бывал дома. Я рос во дворе, учился из-под палки, водился со шпаной. Когда мне исполнилось 13 лет, мать поняла, что добром это не кончится, и отправила меня в деревню к своим родителям. У деда с бабушкой я прожил три года. Дел хватало: я поправлял вместе с дедом забор, воевал с крапивой, помогал косить, потом собирать и солить грибы, копать картошку, запасать дрова. Теперь я понимаю, что дед специально придумывал нам совместные дела. Именно с ним я мог говорить обо всём, что меня волновало. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы не дед. Это он мне показал, что воспитание мальчика, подростка – это забота мужчины, это его ежедневная и главная обязанность. Мой собственный отец не научил меня этому, потому что он сам этого не знал. Он был, что называется, настоящим мужчиной, но нам, близким, от этого было не легче.

Теперь я понимаю, как мне повезло. Многие ли мальчишки имели в свои самые трудные подростковые годы рядом с собой мужскую руку? Вот теперь я занимаюсь воспитанием своего сына. Мне очень важно, что мой сын Петька знает точно: главное моё дело – это быть с ним каждый день и в любую минуту, когда я ему нужен. Я уверен: традицию безотцовщины надо ломать. Пришло время заняться настоящим делом: сажать деревья и растить детей.

Вот такое письмо. Я, конечно, не призываю вас, уважаемые папы, сразу же бежать рассчитываться с работы. Я призываю вас к тому, чтобы вы были для своих детей примером. Не оставляйте их без внимания, без моральной поддержки и сделайте всё для того, чтобы они выросли настоящими людьми.

Источник: Родительские собрания 5-9 классы. СD-диск. Изд-во «Учитель».



Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК И КНИГА

Какая же это радость – сын начал читать! Не складывать буквы в слова, а слова во фразы, нет. Началась глубокая, истинная работа чтения: появилась потребность осмысливать, оценивать. И множество возникает у него вопросов. Что значит то или иное слово? Как понять эту фразу? Верна ли такая-то мысль? И нужно обязательно ответить, объяснить. За одним словом отослать к словарю (уметь им пользоваться должен каждый человек), к другому привести однокоренные слова, синонимы, объяснить происхождение – поддержать нарождающийся интерес. Уточнить, дополнить примером, развить или опровергнуть какое-то положение убедительно, ярко, точно, доходчиво: ведь в нем формируется мировоззрение, и мысли автора, и выводы родителей. Он вольно или невольно проверяет, примеривает к себе.

Охота к чтению приходит к детям в разном возрасте. Один, кажется, родился с книжкой в руках, другой может долго огорчать отсутствием интереса, потребности в чтении.

Сколько же терпения нужно порой родителям, чтобы приохотить ребенка к этой работе! Через сколько «проб и ошибок», бывает, пройдешь, прежде чем выяснится, какая книга ему в этом возрасте, на этом этапе особенно интересна; давление здесь недопустимо, оно дает лишь обратный результат. Наверное, у ребят, которые медленно и долго идут к этой любви, нужно прежде всего развивать навык чтения. Ведь именно отсутствие навыка, чисто физическая трудность «схватывания», усвоения печатных строк часто затрудняет и отдаляет любовь к литературе. Возможно, с расположением к такого рода труду, как вообще с талантом, надо родиться. Но, как всякую способность, умение читать надо тренировать, растить, упорно и бережно. Для этого, бывает, и семейные чтения – вслух, по очереди – устраиваешь, и пересказываешь содержание до какого-то особо волнующего места, а самые захватывающие отрывки подсовываешь: «Ты только вот это прочти, – правда, здорово?» Но и эти меры не всегда сразу срабатывают, и ищешь другие…

И вот она, радость, – сын начал читать! Может быть, сначала, он увлечется лишь чисто внешним: динамикой фабулы, прямолинейным противоборством, громкими голосами не самых умных и тонких героев – ничего, со временем все встанет на свои места. К тому же любой интерес – повод для анализа, разговора, спора, а внимание родителей к тому, что и как он читает, их терпение, мягкая настойчивость приведут к общему росту культуры и новым ступеням интересов.

Но, честное слово, есть для родителей в процессе руководства детским чтением не только трудности, но и чистые удовольствия. И это не одно сознание выполненного долга в приобщении сына к прекрасному, бесценному миру книг. Это настоящее наслаждение – перечитывать или заново открывать для себя великолепный, светлый, яркий мир детской литературы, и классической, и нового поколения. Думаю, мамам и папам обязательно надо читать то, чем увлечены сейчас их дети, – не только для контроля, но часто для собственного удовольствия. Это приведет потом и к другой радости – радости совместного переживания, понимания друг друга, что, может быть, больше дает и ребенку, и взрослому, чем «лобовая» воспитательная беседа.

Но какой же экзамен постоянно держим мы перед своими читающими детьми! Какая «энциклопедия» должна быть наготове в родительской голове? Космос и география, история и биология, техника и психология – никогда не знаешь заранее, по какому предмету придется тебе отвечать на следующем «уроке». И хотя бы основы надо знать. И уж обязательно – посоветовать, что почитать, где поискать. Поэтому, пока дети растут и осваивают первые свои книги, не забывайте, мамы и папы, что и для взрослых чтение – лучшее учение; старайтесь собрать хоть небольшую домашнюю библиотечку с популярными изданиями по самым разным областям знаний, читайте эти книги – понадобится, все понадобится!

А в какой-то момент оказывается вдруг, что сын знает о чем-то лучше, глубже, полнее тебя – и радостно за него, и немножко неловко за себя: школьник, мальчик, а поправляет отца, чуть посмеиваясь довольно. Ну что же, так и должно быть, сынок, тебе идти дальше. Ведь если бы дети всегда знали только то, чему научились у родителей, жизнь бы остановилась.

Вот он сидит над книгой, сын, которого вчера интересовал только футбол да новая рок-группа. Горит настольная лампа, шелестят страницы. Он поднимает глаза от страницы и спрашивает: «Папа, какого композитора можно назвать новатором?»

Что ты ответишь, папа?

Как привить интерес к чтению?

Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.).

Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети больше читают.

На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

В доме должна быть детская библиотечка.

Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).

Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

– Помните: чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.

– Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.

– Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.

– Зная рекомендательный список литературы, вы можете помочь ребенку подобрать нужную книгу.

– Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.

– Своя собственная библиотека, пусть небольшая, дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.

– Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.

УЧИТЕ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ С КНИГОЙ

1. Вырабатывайте навыки сознательного, правильного, беглого чтения (60–70 слов в минуту).

2. Учите читать выразительно. Выразительное чтение делится на два этапа:

1) прочитать рассказ, статью, стихотворение;

2) разобрать произведение: а) определить основную мысль произведения; б) определить отдельные детали содержания и их смысловое значение; в) чтение повторить.

3. Развивайте умение устанавливать последовательность действий в рассказе.

4. Организуйте активное совместное чтение, обращайте внимание на данные о книге с титульного листа; ведите дневник прочитанных книг; пользуйтесь рекомендательным списком учителя.

Литература

Плессер Т. А. Проблемы воспитания: ребенок и книга // Календарь для родителей. – М.: Педагогика, 1989. – С. 124.

Источник: Родительские собрания 5-9 классы. СD-диск. Изд-во «Учитель».



Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Жизнь человека неповторима, в ней есть настоящее, прошлое и будущее. Радости и страдания, увлечения и разочарования, победы и поражения, взлеты и падения – в современном социуме бурлят человеческие страсти, конфликты. Нередко длительная бессмысленная ожесточенная борьба уносит не только здоровье и жизнь людей, но и радость человеческого общения и духовной близости. Для мобилизации резервов психики и организма каждый из нас нуждается во внимании, общении, поддержке, совете и переживании. Если мы хотим быть счастливыми – это зависит от нас самих: нужно не только уметь создавать счастье, но видеть, ценить и сохранять его, когда оно рядом с нами!

В значительной степени от самого человека зависит счастье построенной им жизни. Оно – в умении побеждать тревогу, плохое настроение, страх, тоску, неверие в себя, сомнение, в умении быть выносливым, целеустремленным, оптимистичным, жизнерадостным и смелым, уверенным в себе.

Общение с приятным человеком приносит радость. Нам доставляет удовольствие находиться в обществе друзей или любимого человека, любоваться красками природы, слушать музыку, заниматься интересным делом. Однако рядом с этим соседствует и проявление низких чувств – грубости, аффективных срывов, ругани, гнева или даже ярости и агрессивных эмоций. Добрыми, отзывчивыми, сопереживающими не рождаются! Это закладывается в детстве и на всю последующую жизнь. Родители должны это всегда помнить! У ребенка радостно-восторженное отношение ко всему, с чем он знакомится, огромная жажда жизни с постоянным ощущением новизны.

Отсутствие тепла и ласки, всяческие запреты и запугивания приводят к отрицательным последствиям.

Человек не вправе ни при каких обстоятельствах терять веру в себя. Он должен искать и находить выход, свой стержень в жизни, ту искру в себе, которая помогает разжечь костер. Это – постоянный процесс нахождения и обновления своей личности. Даже после очень трудной дороги, в любом возрастном периоде важно воспитывать и перевоспитывать свои чувства, вырабатывать терпение и выдержку, приспособляемость к разным факторам, – от этого зависит полноценность жизни человека.

Эмоциональное потрясение, вызванное созерцанием прекрасного, способствует прозрению человека, освобождению от эмоционального напряжения, тягостных мыслей и чувств, от душевных страданий. Иногда приходится удивляться тому, что многие перестали посещать концерты, оперу, театры, музеи, разные выставки, способствующие не только перестройке направленности мыслей, но и новым эмоциональным стимулам для разных сторон жизни и труда.

А. С. Макаренко придавал большое значение творческому использованию системы «перспективных линий», то есть организации «завтрашней радости», в которую должен верить человек даже в самое трудное для него время.

А. П. Чехов считал, что, чем выше человек по умственному развитию, тем большее удовольствие ему доставляет жизнь.

Проснувшись ранним летним утром, мы забываем насладиться ароматом цветов, сиянием солнца, красивым пейзажем и неповторимыми красками природы.

Сплетни, конфликты, бескомпромиссно-отрицательные оценки особенно тягостно переносятся людьми замкнутыми, скрытными, малообщительными и неуверенными в себе. Они не могут постоять за себя, мобилизовать волю, выдержку, терпение. Потребность поделиться своими мыслями и переживаниями не всегда реализуется. Между тем доверительное общение и совет способствуют «переоценке ценностей», нахождению путей для восстановления полноценной жизни в разных ее системах.

Самый лучший целитель – увлеченность и одержимость в любой области. Спокойствие духа и сильная воля часто выручают человека. Мужество, твердость духа и энергия – в вас самих!

Человек должен иметь в душе внутренний храм. Разум – это божественный гений, живущий в каждом человеке. В мире есть, кроме долга, и радость, и смех, и солнечный смех, дарованный нам богами. Главнейшая опасность в нашей жизни – это потеря душевной стойкости и адаптации. Если человек впадает в панику и отчаивается, он становится жертвой душевного надлома и теряет способность трезво мыслить. Отдельные поступки и решения человека в экстремальной ситуации зависят от эмоционально-волевого состояния.

Надо улыбаться, радоваться, делать добрые дела и не забывать о веселье.

Источник: Родительские собрания 5-9 классы. СD-диск. Изд-во «Учитель».



Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

Весы воспитания

1. Требовательность – завышенная.

Интерес к ребенку – недостаточный.

 Этот стиль ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.

2. Требовательность – заниженная.

Интерес к ребенку – недостаточный.

 Этот стиль воспитания содействует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

3. Требовательность – завышенная.

Интерес к ребенку – излишний.

 У ребенка не формируются инициатива и чувство дома.

4. Требовательность – заниженная.

Интерес к ребенку – излишний.

 Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

Правила общения с ребенком.

 Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

 Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

 Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

 Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим. Иначе оно перестает восприниматься.

 Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.

 Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

 Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

 Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

 Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!»

 Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

 Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.

 О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем и его поведении.

Д е т и   у ч а т с я   ж и т ь:

– Если ребенок растет в критике, он учится осуждать.

– Если ребенок растет во враждебности, он учится бороться.

– Если ребенок растет в страхе, он учится предчувствовать недоброе.

– Если ребенок растет в жалости, он учится жалеть себя.

– Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым.

– Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать.

– Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым.

– Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным.

– Если ребенок растет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.

– Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным.

– Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.

– Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.

– Если ребенок растет в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.

– Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя и в окружающих.

– Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

Источник: Родительские собрания 5-9 классы. СD-диск. Изд-во «Учитель».



Предварительный просмотр:

ПОДРОСТОК В МИРЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Подрастают наши дети.... Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечеркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков?

Возможно мы не найдем уникального рецепта, но давайте попробуем разобраться.

Привычка – вторая натура… Как часто мы слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных.

Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желания человека. Полезные привычки помогают им почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей – и взрослых, и у детей – сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то оно закрепится и устранить ее будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, С вредными привычками детей борются и родители. Как мы это делаем? Попытаемся от теории перейти к практике.

Сигареты

Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, о том, что курильщики чаще других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких, но факт остается фактом: при том положении вещей, что в Европе и Америке количество курильщиков снижается, люди начинают заботиться о сохранении здоровья, в нашей стране все магазины и огромные плакаты на улицах приглашают к курению. Противостоять трудно, особенно подростку, особенно если взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуты стресса и утверждают, что помогает. Но цифры говорят, что каждая папироса курящему стоит 15 минут жизни. Вредные последствия курения особо отражаются на будущих матерях: смертность детей выше; отставание детей в умственном и физическом развитии.

Очень часто дети задают вопросы:

– Если табак так вреден, почему его продают в магазинах?

– Правда, что табак действует, как наркоз, покурил и зуб перестал болеть?

– Взрослым курить можно, а почему нельзя курить детям?

– Я слышала, что сигареты с фильтром не вредны, их можно курить и девушкам.

– Какие объяснения вы даете своим детям на эти вопросы?

Алкоголь

Не будем «взвешивать на весах», что вреднее: алкоголь или табак. Вредны оба. Вы взрослые люди и прекрасно знаете все это. Поэтому внимание мы акцентируем на том, что и как можно сказать ребенку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков. В повести Д. Лондона «Джон – Ячменное зерно» сформировано отрицательное отношение к алкоголизму как социально-психологическому явлению – разрушителю человеческого счастья. Вот отрывок из этого произведения.

– В первый раз я напился, когда мне было пять лет... Отец пахал поле... Меня послали отнести ему пива... Почему это пиво считается такой драгоценностью?.. Сперва я лизнул пену... Где же этот дивный вкус? Я принялся лакать густую жидкость... Ну и дрянь же! Все-таки я пил... Не может быть, чтобы взрослые ошибались... Меня тошнило... Я чувствовал себя отравленным.

– Семь лет... Нас встретили радушно. Всех угостили красным вином... Хозяева предложили и мне выпить за компанию, но я отказался... Заметив, что я сижу один, итальянец протянул мне через стол полстопки вина... Лицо его приняло суровое выражение... Я испытывал леденящий ужас.... Вино было противнее пива! Я глотнул, силясь, удержать в себе этот яд... В глазах плыло. Стало трудно дышать....

– Мне еще не было шестнадцати, я сгорал от страсти и приключениям, моя голова была набита историями о пиратах, о разграбленных городах и стычках, а дрянь, которую я пил, еще пуще горячила мой мозг....

– Мне стукнуло семнадцать лет!... .Я подписал контракт на работу матросом на промысловой шхуне... Плавание в течение 51 дня безпривычного пьянства замечательно укрепило мои силы. Организм очистился от яда, и я не испытывал никакого желания пить.

– Когда я вспомнил о выпивке, я тут же вспоминал о компании, и наоборот. Компания и алкоголь – сиамские близнецы. Они срослись воедино.

– Привычка пить укоренилась в моем сознании и осталась на всю жизнь....

Наркотики

И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящен проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании?

Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противоречия. Сегодня в нашей жизни, происходят позитивные изменения, но и к сожалению остается множество проблем, среди которых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.

В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют наркотики, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу. Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами:

1. Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования. Наркомания. Токсикомания – это прием ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать все новые и более крупные дозы.

2. Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идет на совершение преступления, не останавливаясь ни перед чем. При этом в 90% случаев судам не удается выяснить источников и заправил наркобизнеса.

3. Наркомания и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.

Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:

1. Бесплатное предложение попробовать наркотик.

2. Из любопытства.

3. Не осознает пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15–20 раз выше, чем на алкоголь.

4. Низкая самооценка подростка.

5. Стремление уйти от тоски и одиночества. Ученые практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы, способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики. Родителям надо тоже знать их и иметь в виду:

– сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей;

– отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой - из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, совершить, сделать то, чего не делали до этого другие подростки;

– нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенные внимания взрослых.

В ходе исследований, проведенных в лечебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних наркоманов и наркодиспансерах, выявлены ситуации, в которых подростки не смогли противостоять давлению микросреды и начали употреблять наркогенные вещества.

Вопросы и доводы, которые помогут подростку устоять в ситуации противостояния предложению попробовать наркотические вещества:

– Почему, с какой целью предлагают бесплатно дорогостоящее вещество, которое можно достать только за деньги или выменять на вещи?

– Употребляет ли сам предлагающий наркотические вещества или только угощает других?

– Если он сам не употребляет, то почему предлагает другим; если же сам их употребляет, то способен ли без них обходиться? Если утверждает, что способен, то, как он это докажет?

– Отказ можно сопроводить извинением типа: «У меня аллергия», «Я поддерживаю форму для спорта» и т. д.

Каждый год на подпольные рынки нашей страны поступают новейшие разновидности наркопрепаратов. В России на почве наркомании совершается более 20 тысяч преступлений. В последние 5 лет общее количество изъятых наркотиков выросло от 12 до 85 тонн. По данным социологических опросов 12 % школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики. 1 % употребляют их регулярно. Представители криминальной среды крайне заинтересованы, чтобы первый опыт подростка повторился. Ведь это деньги.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

1. Резкая смена друзей.

2. Резкое ухудшение поведения.

3. Изменение пищевых привычек.

4. Случаи забывчивости. Бессвязная речь.

5. Резкие перемены настроения.

6. Полная утрата прежних интересов.

7. Внезапное нарушение координации движений.

8. Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

9. На фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель. Насморк, рвота.

Однако быть внимательным к ребенку – это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всем плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Очень давно известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову»

Итак, сформулируем принципы поддержки подростка:

– терпение;

– внимание;

– тактичность и деликатность;

– точное использование слова как важного инструмента в отношениях;

– умение поставить себя на место ребенка;

– гибкая система контроля, не довлеющая над сознанием подростка, а поддерживающая его;

– ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде наркотиков, курении, алкоголя.

Источник: Родительские собрания 5-9 классы. СD-диск. Изд-во «Учитель».



Предварительный просмотр:

О ТРУДНОСТЯХ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый возраст является поворотным пунктом в развитии личности ребенка, периодом серьезных изменений.

Общая картина складывается обычно по следующей схеме:

«...Ребенок проводит вне дома целые дни. Он как будто бы намеренно избегает общества родителей, даже на воскресенье он составляет для себя отдельную программу. А раньше было не так... Впрочем, он как будто бы и раньше не находил себе дома места. Он любил ходить к соседям, и нам казалось, что там он смеялся веселее и свободнее».

 «...Он огрызается, не делает того, о чем его просят. А раньше он бы не посмел. Правда, если вспомнить, в трех- четырехлетнем возрасте он был упрямее многих детей. И этот период длился у него необычно долго».

«...У него нет к нам никакого доверия. Если его что-то волнует, он молчит, обращается со своими бедами к другим людям, хотя, если вспомнить, он и раньше не очень-то много спрашивал. Когда он был совсем маленьким, задавал обычные детские вопросы: «Правда ли, что детей приносит аист? Всем ли Дед Мороз дарит елку?» Мы тогда не отвечали, думали, что ребенок не поймет и мы еще успеем объяснить, когда он подрастет. А позже он уже не спрашивал».

«...И самое неприятное то, что он совершенно охладел к нам, а ведь раньше он был таким ласковым, таким нежным! Конечно, если припомнить, охлаждение началось не сейчас. Он будто бы изменился тогда, когда родился его братик».

Подростковый возраст в процессе развития человека – это «биологическая революция», которая ставит серьезные проблемы: как подросток перенесет изменения, происходящие в его организме, как решит задачу о нахождении своего места в обществе, то есть с какой силой он почувствует наступление общих подростковых признаков и какие при этом проявятся индивидуальные особенности. Решение этих и других проблем зависит от характера сформировавшихся у подростка отношений с людьми, от событий, пережитых им в предшествующие годы.

Ребенок подросткового возраста часто стесняется своих чувств, избегает родительской ласки, становится грубым и агрессивным. Такие явления связаны с переходным периодом. Подобное поведение подростка может быть наигранным или подлинным. Если оно укореняется, то в дальнейшем становится выражением бесчувственности и цинизма.

Что же в таком случае происходит? Необходимо обратиться к более раннему периоду жизни ребенка и прибегнуть к сравнениям. Нередко такое опустошение чувств мы наблюдаем у детей, оторванных от матери в младенческом возрасте. Не следует удивляться тому, что брошенный матерью и разочарованный в первом большом чувстве подрастающий малыш становится осторожным и замкнутым. При этом надо учитывать, что эмоциональная связь малыша с матерью предваряет все позднейшие связи, является прототипом многих последующих чувств. А у детей, оторванных в раннем возрасте от матери, отсутствуют воспоминания о несравненной сладости материнской любви, отсутствует «модель», по которой формируются эмоциональные связи.

В жизни бывает и так, что мать находится рядом с ребенком и в то же время как будто отсутствует. Причин, создающих такое положение, может быть, к сожалению, немало. Ребенок появился на свет нежеланным, родился вне брака или от ненавистного мужа; мать хотела мальчика, а родилась девочка, или наоборот; после родов развелась, снова вышла замуж, и место ребенка в ее сердце занял новый муж или новый ребенок. В подобных случаях результат будет таким же, как и при ситуациях, когда ребенок физически оторван от матери. Чувства у такого ребенка могут притупиться, и он не будет тянуться к людям.

К подобному положению может привести духовная пустота, отсутствие любви в атмосфере семьи. Там, где между родителями не звучит нежное слово, потому что они устали, подавлены, потому что их брак не удался и они полны обид по отношению друг к другу и к другим людям, – там ребенок замыкается в себе. Еще долгое время он может пытаться вызвать к себе нежность и радостное отношение, но, как только он вступит в подростковый возраст и начнет формироваться его самостоятельность, эти попытки прекратятся и подросток станет бесчувственным.

На подростковые годы приходится расцвет нравственной самостоятельности ребенка, что также имеет свои предпосылки в более раннем возрасте. Тому, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, малыш учится в первую очередь у матери и у отца. В течение всех своих детских лет следует он наставлениям потому, что хочет сделать родителям приятное, боится потерять их любовь или боится наказания. Однако при хороших эмоциональных контактах с родителями начиная с 6–7-летнего возраста у ребенка начинается формирование нравственности более высокого порядка. Он отождествляет себя с родителями в той же мере, в какой усваивает их требования и запреты. В это время ребенок не боится разоблачения своих поступков, он поступает правильно независимо от контроля. Это развитие, как уже было сказано, берет свое начало в 6–7-летнем возрасте, но испытание этих качеств начинается в подростковом периоде. Тогда и проявляется то отождествление, которое родители до сих пор, возможно, и не осознавали: ребенок начинает отождествлять себя не с их словами и требованиями, а со своим собственным, внутренним существом. Недостатки и слабости этого существа выявляются тогда, когда подросток сталкивается с требованиями и ролью взрослого человека. С другой стороны, подростковый возраст – это время, когда авторитет родителей начинает порой колебаться в глазах ребенка, когда он уже может замечать их слабости.

Если эмоциональные связи, покоящиеся на благоразумии и уважении, не были достаточно прочными или не были в свое время в достаточной мере усилены родителями, то у ребенка прекращается процесс отождествления с ними. Те нравственные требования, которые ребенок, руководствуясь родительским словом, уже впитал в свое «я», вдруг теряют свою ценность; поведение ребенка, его нравственная позиция начинают расшатываться. Результат может оказаться таким же, как если бы отождествления ребенка со своими родителями не происходило вообще. Опасность, угрожающая в этом случае ребенку, в полной мере заявляет о себе в подростковом возрасте, потому что среда предъявляет к нему новые требования, ставит новые запреты, растет ответственность ребенка за свои поступки, а наказание – единственный мотив, регулирующий ранее его поведение, – начинает терять свою силу.

Обычно дети сами находят выход из такого положения. Если родители теряют в их глазах свое былое очарование, дети сами выбирают себе идеалы для подражания, – и усваивают их нравственные требования. Если же контакт с родителями был плохим с раннего детства, может случиться так, что ребенок отвернется от всего взрослого мира, окажется неспособным к отождествлению себя с кем бы то ни было или будет искать свои идеалы в кругу друзей, настроенных против взрослых, против общества. Этот путь ведет к хулиганским поступкам, а порой и к преступлениям.

Подростковый возраст – это время, когда ребенок, стоя на пороге взрослой жизни, задумывается о самом себе. Насколько он может на себя положиться, на что может надеяться в жизни?

Свое тревожное состояние подростки нередко стремятся заглушить самоуспокаивающим высокомерием. Но среди подростков есть и такие, которые в этот период переживают серьезный кризис, надламываются. У них снижается успеваемость и падает интерес к учебе.

Дети, располагающие чувством высокого самоуважения, смелее, удачливее, больше интересуются общественными делами, испытывают меньше стеснений, менее чувствительны к критическим замечаниям, не склонны к упрямству. Высокий уровень самооценки у таких детей не находится в связи с внешностью подростка. Не связан он и с их социальным происхождением. В формировании упомянутых качеств решающими факторами являются не количество времени, проведенное родителями вместе с ребенком, не большее, чем обычно, внешнее проявление любви родителей, а их манера вести себя, их умение видеть в ребенке человека, относиться к нему с уважением. Это значит – насколько откровенен с раннего возраста интерес родителей к делам своего ребенка, к возникающим у него проблемам, в какой мере они уважают мнение ребенка, вовлекают его в семейные планы. Следовательно, воспитательная подготовка к подростковому возрасту начинается задолго до его наступления, то есть в раннем детстве.

Потеря у детей доверия к взрослым начинает волновать родителей тогда, когда они чувствуют, что ребенком необходимо руководить. И особенно тогда, когда ему нужна их помощь в объяснении вопросов половой жизни. Чаще всего родители не знают, какую позицию следует им занять в этом вопросе. В результате ребенок замыкается, насмешливо или агрессивно отвергает всякое вмешательство. В разговорах на эту тему голос родителей становится неуверенным, искусственным, потому что они не привыкли вести с ребенком беседы на «щекотливые темы».

Естественная искренность – лучший путь к сохранению в неприкосновенности доверительных отношений между родителями и ребенком.

Источник: Родительские собрания 5-9 классы. СD-диск. Изд-во «Учитель».



Предварительный просмотр:

МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ

Проблем не перечесть, а родители не мучают себя вопросами, что и как изменить в своем быту, как достойно собрать детей в школу, как их воспитывать и т. д. Они «притерпелись» к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Семья живет по инерции, «так, как есть», не предпринимая попытки что-либо изменить. Выпивка, праздность, аморальные поступки, никаких обязательств по отношению к старикам-родителям, детям. Дети вырастают в такой семье слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям, свои проступки, правонарушения они совершают по причине бездумия, отсутствия твердых моральных принципов.

Есть семьи, где климат насыщен высокой оценкой предприимчивости, удачливости, быстрого и ловкого достижения цели. Успех любой ценой – вот лозунг семьи. Родители легко переходят грани дозволенного, вступают в конфликт с законом. И все это ради быстрого, без особого труда достижения цели. К тем, кто «жить не умеет», отношение скептическое, пренебрежительное; трудолюбие, терпение, настойчивость не для них, а для простачков. Эдакий дух авантюризма царит в семье. Нравственные оценки поступков подростков в такой семье, как правило, сдвинуты, деформированы. В этой семье будут взахлеб обсуждать последствия проступка, а не само нарушение. Подросток делает вывод для себя: главное – не попадаться, а безобразничать не воспрещается!

В  жизни и педагогической литературе сложными в воспитании чаще всего считаются мальчики. Статистически это верно. Но «трудные» девочки далеко не редкость. Аномальные внутрисемейные отношения – основная причина проблем воспитания девочек в семье. Работать с такой девочкой очень сложно, девочки очень ранимы, они глубоко переживают семейное неблагополучие, страдают сильнее и втягиваются в опасную среду быстрее. Девочки внешне стараются подражать мальчишкам, а внутренне они соперничают с ними. Наиболее типичной чертой девочек, в отличие от мальчишек, является лживость, стремление выкрутиться, свалить вину на других. Иногда оступившиеся девочки проявляют немедленную готовность раскаяться, просить прощения, что на деле не бывает осознанием вины, искренним раскаянием. А вот поведение мальчишек в аналогичных ситуациях белее правдиво и прямолинейно. Очень часто девчоночьи сообщества занимаются сплетнями, оговорами, завистью, склоками и непрекращающимися претензиями друг к другу. Откуда они привносят в свои отношения эти дурные наклонности? Все дороги ведут в семью, их стиль взаимоотношений подражается: жесткий стиль взаимоотношения матери и дочери, напряженность и мелочная придирчивость проецируется на подруг. Матери нужно помнить, если вы не стали другом своей дочери, то вам остается ждать, что ей предложит его величество Случай. А ведь он может предложить и опасное. Трудности в воспитании девочек накапливаются постепенно и только позднее могут выдать такие зримые плоды, как лживость, грубость, непослушание, воровство и антиобщественное поведение.

«Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желание стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек». (В. А. Сухомлинский.)

Источник: Родительские собрания 5-9 классы. СD-диск. Изд-во «Учитель».



Предварительный просмотр:

КАК ПРЕПОДАТЬ ПОЛЕЗНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ УРОК

Уроки, которые родители дают своим детям, должны не унижать их достоинство, а, наоборот, воспитывать уважение к принятой в обществе морали, учить анализировать и исправлять ошибки в поведении. Обдуманные вопросы годятся к применению для детей любого возраста. Они заставляют ребенка обосновать свое мнение, обдумывать поведение и поступки, могут пригодиться тогда, когда ребенок напроказничал, или после того, как ребенок нашалит или выскажется неверно, когда родители наказали дитя за непослушание. Ответы на подобные вопросы помогут понять причины неприемлемого поведения. Когда проблемы серьезны, а вы хотите получить содержательные и откровенные ответы, не ждите сиюминутной реакции на вопрос: подросткам нужно время, чтобы все обдумать и взвесить; однако не давайте им уйти от ответа или отмалчиваться. Каков вопрос, таков и ответ, так что надо обдумывать слова.

Всем молодым людям, в особенности детям, нравятся «сказки с хорошим концом». Если рассказ интересен и увлекателен для ребенка, вы можете сделать его и поучительным, закончив моралью или уроком. Наряду с правдивыми рассказами могут быть использованы придуманные истории, из которых дети сделают какие-то выводы и извлекут уроки. Ролевые игры могут стать действенным приемом обучения ребенка тому, как поставить себя на место другого человека и посмотреть на свое поведение «со стороны», а также дадут ребенку возможность прорепетировать разные варианты решения проблем, учат, как предвидеть такие ситуации и лучше готовиться к ним.

Подростки часто впадают в депрессию и проклинают себя за то, что не могут в подходящий момент применить те подходы, которыми, как им кажется, они  владеют. Ролевая игра 15–16-летних подростков практически  представляет собой отработку вариантов того, как позвать девушку на прогулку, чтобы та согласилась. Родитель может предложить следующее: «Представь, что ты именно та девушка, которую я собираюсь пригласить на свидание. Я набираю номер телефона. Ты поднимаешь трубку и что говоришь?»

Такая игра выявляет наихудшие страхи, главный из которых – боязнь услышать отказ. Молодой человек проигрывает возможные ситуации. Сталкиваясь в такой игре со своими недостатками и переборов свои страхи, в жизни он уже не будет усложнять ситуацию.

Точно трактуйте свое мнение. Подросткам этот подход позволяет лучше оценивать свои чувства и поступки, а детям помладше, чьи навыки еще развиваются, понять, что вы думаете об их поведении и чего хотите. Детское мышление, хотя и немного, но все же изменяется от нового видения самих себя. Представляя объяснения, родители помогают детям разглядеть, что причины плохого поведения – в неправильном восприятии происходящих событий. Этот подход хорош тем, что представляет родителю возможность высказать упреки или критику, оставаясь при этом спокойным, т. е. подробные объяснения предполагают оттенок нейтральности в тоне речи. Но молодые люди, «находящиеся в состоянии войны», т. е. откровенно враждебные друг другу, не оценят ваших объяснений. Гораздо лучше воспринимают информацию открытые и дружелюбные дети, которых тяготит существующая ситуация, и они хотят выбраться из нее.

Родителям часто хочется побыстрее выбраться из сложной ситуации, не выясняя истинных причин враждебности неприязненного отношения детей. Обычно обсуждение событий начинается с критики. И тут рассерженные родители делают тактическую ошибку, излишне драматизируя ситуацию или нападая на испуганного или растерянного ребенка. Ни критика, ни угрозы, ни обещания «золотых гор» не помогут вам, если с самого начала вы не захотите спокойно и по возможности без эмоций обсудить происшедшее. Примерные образцы того, как можно расположить ребенка к спокойной и доверительной беседе.

 Должно быть, ты очень устал, но нам нужно постараться найти силы, чтобы предпринять еще что-нибудь.

 Ты рассказал мне так много, что я не могу разобраться. Давай вместе расставим все на свои места, тогда, возможно, и найдем правильный ответ.

Такие слова могут стать основой создания некритической атмосферы, в которой молодой человек почувствует себя в безопасности. Чтобы разобраться, почему происходят серьезные нарушения установленных в семье правил, нужно запастись терпением, научиться владеть собой и верно выстраивать  цепь вопросов, не принимать скоропалительных решений, избегать  поучений и угроз. Итогами такого обсуждения события должны быть глубокое понимание происшествия, согласие в отношении мер, которые необходимо предпринять для решения конкретно этой проблемы и предупреждения возможных будущих бед.

Необходимо обучать детей и подростков справляться с трудностями. У них нет собственного опыта разрешения проблем. А их знаний и навыков недостаточно, чтобы самим выбраться из сложной ситуации.

Юности свойственны бурные эмоции и поверхностные суждения. Нужно искоренить первопричину. И ее следствие – плохое поведение исправится само собой. Плохим поведением молодые люди часто маскируют неразрешимые проблемы: развод родителей, расставание с любимой, предвзятое отношение учителей. Хорошо, если вы нашли несколько вариантов выхода из кризисной ситуации – тогда можно выбрать наилучший и наиболее приемлемый. В каждом случае подход индивидуален и зависит от того, какую проблему вы собираетесь решить: преодоление стресса предполагает обучению расслаблению. Заикающихся нужно убедить в необходимости публичных выступлений. Ребенка в депрессии нужно окружить заботой и вниманием, попытаться вернуть к общественной жизни, проконсультироваться у врача.

Дети нуждаются в том, чтобы замечали их успехи. Сомневающемуся и не уверенному в своих силах ребенку необходимо чувствовать, что вы гордитесь каждой его удачей, радуетесь его успехам. Жестоко говорить ребенку, как он далек от совершенства, что труды его напрасны, что из него все равно ничего путного не получится. Помните, что критика в адрес подростков, которые упорно трудятся, может отбить у них всякое желание работать дальше, а поощрение в этой ситуации приведет к тому, что они возьмутся за дело с удвоенной энергией. Родители должны интересоваться работой, увлечениями и затеями своего чада, что необходимо ребенку так же, как поддержка и поощрение. Если интерес вашей дочки к выполнению школьных домашних занятий иссяк и она предпочитает смотреть телевизор, задайте ей вопросы о работе так, чтобы вновь пробудить ее интерес. Этот подход применим и к побуждению детей выполнять работу по дому: покажите, что вам нравится то, что ребенок делает, спросите, как ему это удалось, похвалите за уже сделанное. Так вам удастся отвлечь ребенка от безделья, а он, возможно, будет рад помочь вам.

Проявление интереса не причиняет детям вреда и дает им необходимую поддержку, позволяет достичь лучшего взаимопонимания в семье и чувства удовлетворения от сделанного вместе.

Источник: Родительские собрания 5-9 классы. СD-диск. Изд-во «Учитель».



Предварительный просмотр:

ЗАКАЛИВАНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА ПРОСТУДНЫХ
И ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
(
беседа)

Цели: пропагандировать знания по профилактике простудных и инфекционных заболеваний; ознакомить с основными принципами закаливания.

Примерное содержание беседы

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье человека как «состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Общепризнано, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний. Оно определяется также гармоничным соответствующим возрасту развитием.

Очень важным в сохранении и укреплении здоровья детей является закаливание организма. Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды. Из всех факторов внешней среды наиболее длительное, по существу непрерывное, воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Закаливание в школьном возрасте следует рассматривать как важнейшую составляющую часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма, главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора и постепенного повышения его дозировки.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность в увеличении дозировки раздражителей.

Постепенность заключается, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей, прежде чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах, – раньше чем с ними не проведены обливании.

3. Систематичность начатых процедур.

Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. п.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, составляется характеристика ребенка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм.

Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18–20 градусов, жизнь детей должна обязательно быть на воздухе: в холодное время года длительность пребывания детей зависит от погоды, но в среднем до 6 часов. Детей не стоит лишать прогулки даже при температуре воздуха 20–25 градусов. В холодную погоду всем детям перед прогулкой следует смазать лицо детским кремом. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям.

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, содержат невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Эти лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые отеки, заболевание глаз. Даже при кратковременном действии солнца на кожу у детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение или ожог I степени. Солнечные ванны нужно проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, время пребывания детей 7 лет на солнце, например, 30–40 минут. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, остается открытым, а на глаза надевают очки с темными стеклами. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени 4 оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой или купание в открытом водоеме.

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах. Водные процедуры имеют перед воздушными то преимущество, что их можно легко дозировать.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно снижают на 1 градус через каждые 2–3 дня.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении сужаются кровеносные сосуды носоглотки. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3–4 дня, снижается на 1 градус и доводится с 36 градусов до 18–16 градусов для детей 7–8 лет.

Перед обливанием водой в течение 1–2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой тканью до слабого покраснения.

Обливание из лейки и душа считается наиболее сильным средством закаливания, чем обтирание, т. к. при обливании вода попадает сразу на все тело.

Купание в открытых водоемах является одним из любимых детьми закаливающим мероприятием. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 часа после приема пищи. Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 минут, в дальнейшем ее постепенно можно увеличить до 8–10 минут. Если во время купания какой-либо ребенок (и не обязательно ваш собственный) синеет, начинает дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.

Важным мероприятием наравне с закаливанием является профилактика заболеваний: простудных, инфекционных.

Простудными заболеваниями болеют люди всех возрастов, но особенно они опасны для детей. Грипп, ангина вызывают обострение хронических заболеваний, таких как ревматизм, туберкулез, дизентерия, заболевание почек, печени и других органов. Такое распространенное заболевание, как грипп, с удивительной быстротой распространяется по территории. Во время эпидемии гриппа заболеванию подвергаются 10–20, а в некоторых городах 40–50 процентов населения. Источником заражения является больной человек. Больные со слабовыраженными формами заболевания опасны для окружающих в такой же степени, как и больные с отчетливыми симптомами. Остановимся на профилактических мероприятиях.

Если ребенок почувствовал себя плохо, ни в коем случае нельзя отправлять его в школу. Особенно важно исключить возможность общения больного с другими детьми. Следует помнить, что больному выделяют отдельную посуду, постельное белье, полотенце. Ухаживающий за ребенком должен носить маску.

Нужно помнить, что грипп опасная болезнь, которая может протекать в тяжелой форме и приводить к летальным исходам. Кроме того, грипп значительно подрывает защитные силы организма, что обуславливает частые осложнения, опасные для жизни.

Самый верный способ профилактики острых респираторных вирусных заболеваний – закаливание ребенка. Закаливание, конечно, не следует рассматривать как полную гарантию от болезней. Закаленный организм переносит инфекцию намного легче, чем незакаленный.

В период эпидемии следует придерживаться ряда правил, выполнение которых в какой-то степени обезопасит детей. Следует как можно реже выводить детей в общественные места (кино, театры). Необходимо учитывать, что больной заразен не только в первые дни болезни, но и во все последующие, вплоть до исчезновения всех клинических признаков заболевания. В связи с этим отводить детей в школу можно только с ведома врача. Следует помнить, что выполнение таких широко известных и доступных гигиенических мер, как частые проветривания классных помещений, влажная уборка, также снижает вероятность заболевания.

Другим важным мероприятием является профилактика инфекционных заболеваний.

К острым инфекционным заболеваниям относятся корь, краснуха, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, свинка, дифтерия, полиомиелит. Взрослые болеют этими болезнями редко, потому что перенесли их в детстве. Источником заражения инфекционной болезнью чаще всего является больной и его выделения: слюна, слизь, мокрота. Микробы передаются в процессе непосредственного контакта с больным, через зараженные им предметы. Распространителями некоторых болезней (дифтерия, дизентерия и др.) могут быть бактерионосители – люди, переболевшие определенной болезнью и продолжающие некоторое время после выздоровления выделять микробы.

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний является несоблюдение требований гигиены.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, пить кипяченую воду из чистой посуды, при кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком. Обязательно должны быть приучены после туалета и перед едой мыть руки. Необходимо, чтобы о болезни ребенка члены семьи своевременно сообщали в школу.

Соблюдение профилактических мер является необходимым условием нормального развития, сохранения и укрепления здоровья детей.

Источник: Родительские собрания 5-9 классы. СD-диск. Изд-во «Учитель».



Предварительный просмотр:

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Выбор профессии. Решение этой проблемы является очень важным этапом в жизни каждого молодого человека. Это решение дает ему возможность выразить и реализовать в общественно полезной форме свои стремления и проявить характерные особенности своей личности. Таким образом, выбор профессии – один из важнейших показателей общественной зрелости подростка.

На жизненном пути человека можно выделить период, когда подросток начинает серьезно думать о выборе профессии. Это время наступает как бы естественно, то есть как присущее подростку в процессе общего развития его личности. В деятельности учителей, воспитателей и директоров общеобразовательных учреждений (школ) выбор профессии нередко превращается в «особую кампанию». Она зачастую сводится лишь к поторапливанию решений, которые должны принять взрослеющие школьники. С таким же нетерпением чаще всего ждут окончательного слова подростка и в семье.

Однако при более глубоком анализе проблемы выбора профессии можно увидеть, что правильное ее решение надо искать только в тесной взаимосвязи со всей совокупностью вопросов и предпосылок, возникавших на жизненном пути подростка до момента выбора профессии. Правильный выбор профессии в значительной мере зависит от всего предыдущего развития и воспитания ребенка.

Чтобы помочь молодым людям выяснить для себя вопрос о выборе профессии, не надо идти административным путем и включаться в его решение только тогда, когда наступило время для окончательного слова.

Личные данные подростка, которые служат основой при выборе профессии, складываются не в момент решения и даже не в предыдущие недели и месяцы, а являются результатом четырнадцати или восемнадцати прожитых лет, оставивших свой положительный или отрицательный след на формировании личности подростка. Многообразие влияний, оказываемых на личность ребенка в процессе ее формирования, на создание основ, обеспечивающих правильный выбор профессии, почти необозримо: от атмосферы детских яслей, излучающей радость и спокойствие, от рабочего стиля учителя начальной школы и домашней мастерской деда, от детских программ телевидения и случайно подслушанных в автобусе разговоров взрослых до целенаправленных педагогических методов учителей, систематически развивающих мышление детей, формирующих их мировоззрение. Такими же многообразными являются и те влияния, которым молодые люди подвергаются после выбора профессии, в период профессионального обучения или в первые годы работы по специальности. Они имеют не меньшее значение, так как развитие личности не заканчивается в 14 лет, к положительным и отрицательным воздействиям она остается еще чрезвычайно восприимчивой. В это время могут возникнуть трудности не только из-за необдуманного решения, но даже и в случае правильного выбора профессии. Однако возникновение трудностей при этом совсем не обязательно.

При выборе профессии родителям необходимо:

– знать состояние здоровья подростка (в полном объеме);

– иметь представление об умственных способностях, гибкости ума, индивидуальных особенностях характера ребенка независимо от того, считаются они положительными или отрицательными. Родителям необходимо создавать условия, находить возможности для наблюдения за спецификой умственных и физических способностей ребенка.

Чтобы помочь подростку выбрать профессию, недостаточно хорошо знать только его способности. Очень важно обращать внимание на особенности и возможности, заключенные в самой личности, так как интенсивность и способ использования способностей зависят от свойств характера. Поэтому решение должно приниматься на основе тщательно изученных качеств и субъективных данных самой личности.

Проблематичность ситуации, возникшей при выборе профессии, нередко выдвигает перед молодыми людьми и их близкими такие вопросы, которые раньше не были очевидны. Речь идет прежде всего о тревожных изменениях в характере ребенка, о явлениях, свидетельствующих о нарушении гармонии развития или его запоздалости.

Выбор профессии – важный и сложный процесс, особенно если его рассматривать в первую очередь с точки зрения возможностей личности подростка. Обобщая изложенное, можно согласиться с тем, что  выбор профессии зависит:  

1) от всего процесса развития личности молодого человека;

2) от каждого отдельного периода этого процесса, который находится в непосредственной связи с актуальными проблемами всего развития.

Основное условие для правильного выбора профессии – самостоятельность молодого человека. Нельзя решать этот вопрос вместо него, надо, чтобы он сознательно относился к выбору профессии, чувствовал ответственность за свое решение. Однако из этого не следует, что можно пустить дело на самотек. Необходимо, чтобы взрослые люди, в первую очередь родители, используя прямые и косвенные возможности, как можно больше помогали молодежи в этом вопросе. Подростка следует готовить к выбору профессии. Для этого родителям надо научить ребенка выполнять личные программы самовоспитания и саморазвития. Чтобы серьезно помочь молодому человеку в решении этой проблемы, в ней надо хорошо разобраться, и в первую очередь знать, какие черты его характера соответствуют той или иной профессии.

Решение о выборе профессии необходимо связывать с той целью, которую подросток считает для себя жизненно важной. Своим выбором профессии он как бы заявляет о том, где, в какой области он стремится достичь этой цели.

В умении учащегося осознать свое призвание, в его стремлении активно решать общественные задачи, в формировании убеждений первое место принадлежит многолетней работе по профессиональной ориентации и трудовому воспитанию.

Знание своих возможностей и их правильная оценка являются сложной задачей для подростка, ибо выбор профессии происходит в период не завершившегося развития личности, когда она может претерпевать еще различные изменения. Трудно сказать, какие из имеющихся в этом возрасте качеств являются преходящими, присущими только этому возрасту, какие возникли под влиянием среды, а какие уже сложились и являются окончательными.

Оценивая индивидуальные особенности ребенка, решающее значение приобретает вопрос о том, каким образом при выборе профессии наиболее реально и многосторонне определить его личностные данные, при этом исключив возможность предвзятого мнения родителей и воспитателей.

Наиболее приемлемым является способ наблюдения. В семейной жизни представляются большие возможности для того, чтобы с необходимым вниманием наблюдать за подростком, учитывая каждый критический момент, и на этой основе с точки зрения выбора профессии составить картину о характере развития индивидуальных особенностей подростка.

Результаты наблюдений можно объективно проконтролировать, если подвергнуть испытанию свои представления о ребенке, о его способностях, о воле и выдержке. Для этого надо поставить ряд реальных задач.

Родителям зачастую тяжело ставить свое дитя в условия испытания. Трудно, например, отпустить подростка даже в хорошо подготовленное самостоятельное путешествие. Родители при этом думают: если в семье он ведет себя несмело, робко, пассивно, то, оказавшись один, без родных, он проявит ненужную активность и самостоятельность. Так же трудно отпускать ребенка на летнюю практику. Но в результате таких испытаний очень часто у подростка возникают совершенно новые черты характера, которые оказывают решающее влияние на формирование его личности.

Чтобы решать проблемы подросткового возраста, родители должны находить поводы для основательных бесед по душам. Конечно, беседы о выборе профессии не являются обязательной программой для той семьи, в которой ребенок живет содержательной жизнью, а подобные беседы – естественное и постоянное явление, характерное для сплоченной и дружной семьи.

Родители могут вдохновить ребенка на собственную программу самовоспитания и саморазвития. Надо не диктовать и требовать, а вызывать у него потребность в самовоспитании. По-настоящему результативным этот метод может стать только в том случае, если он будет сочетаться с осведомленностью об избранной профессии, со знанием профессиональных требований, необходимых для успешного выполнения будущей работы. Перед самовоспитанием надо выдвигать реальные требования. Такой подход к подготовке подростка, который стоит на пороге выбора профессии, может быть наиболее эффективным.

Источник: Родительские собрания 5-9 классы. СD-диск. Изд-во «Учитель».