РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Норинская Татьяна Александровна

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ

СОВЕТЫ

ПРАВИЛА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Десять заповедей родительства

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким как ты, или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.


  1. Не думай, что ребенок твой: он Божий.


  1. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.


  1. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и пожнешь.


  1. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжесть не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него нет еще привычек.


  1. Не унижай!


  1. Не мучь себя, если не можешь чего – то сделать для своего ребенка, мучь если можешь и не делаешь.


  1. Помни – перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве, - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.


  1. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы чтобы другие делали твоему.


  1. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.



Предварительный просмотр:

«Золотые» правила воспитания

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где

они предъявляются разумно.

  1. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Советы родителям

В каком окружении ребенок живет, тому он и учится:

Если ребенок живет в окружении критики,

Он учится осуждать.

Если ребенок живет в окружении враждебности,

Он учится враждовать.

Если ребенок живет в окружении насмешников,

Он учится быть замкнутым.

Если ребенок живет в окружении того, что постыдно,

Он учится комплексу вины.

Если ребенок живет в обстановке терпимости,

Он учится быть терпеливым.

Если ребенок живет в обстановкё доброжелательности,

Он учится доверять.

Если ребенок живет среди тех, кто хвалит его,

Он сам учится ценить других.

Если ребенок живет среди тех, кто честен и прям,

Он учится быть справедливым.

Если ребенок живет с уверенностью в защите,

Он учится расти в вере.

Если ребенок живет, ощущая поддержку извне,

Он учится уважать себя.

Если ребенок живет в обстановке дружбы и добра,

Он учится видеть в мире любовь.

Дороти Ло Нолт

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку!. Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок в 4 классе, еще не поздно!

Агрессивность ребенка проявляется, если:

— ребенка бьют;

— над ребенком издеваются;

— над ребенком зло шутят;

— ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

— родители заведомо лгут;

— родители пьют и устраивают дебоши;

— родители воспитывают ребенка двойной моралью;

— родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

— родители не умеют любить одинаково своих детей;

— родители ребенку не доверяют;

— родители настраивают ребенка друг против друга;

— родители не общаются со своим ребенком;

— вход в дом закрыт для друзей ребенка;

— родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

— родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Правила воспитания счастливых родителей

  1. Для правильного воспитания родители должны сами дружно и правильно жить: увлекать детей собственным примером и создавать в семье добрую, бесконфликтную, ровную атмосферу взаимопонимания, уважения и доверия.

  1. С самого раннего детства у мальчиков необходимо воспитывать преклонение перед матерью, возвышенное отношение к девочке, женщине. Пример в этом должен постоянно показывать отец.

  1. Дети должны постоянно видеть доброе, дружеское и уважительное отношение отца и матери друг к другу. Нельзя никогда допускать скандалов, взаимных унижений и оскорблений на глазах у детей.

  1. Учиться самим и учить детей не ссориться, уступать, смотреть на конфликт глазами другого, принимать его аргументы и эмоции.

  1. Преодолевая запутанную, сложную ситуацию, непременно найдите хотя бы один момент, в котором можно достичь согласия, взаимопонимания чтобы не допустить отчуждения, озлобления.

  1. Родители должны стать друзьями, с которыми дети всегда могут посоветоваться, поделиться своими сомнениями, зная, что их всегда правильно поймут, дадут совет, предостерегут от ошибок.
  2. Главный принцип взаимоотношений между родителями и детьми — справедливость.

  1. Опираясь на доброе (или предполагайте его) в ребенке, и «не замечайте» плохого, не требуйте признания вины, а помогите снять бремя, сделайте первыми шаг к примирению.

  1. Дети должны расти трудолюбивыми. У них необходимо воспитывать потребность трудиться, приносить пользу людям и обществу.

  1. Во всех домашних делах — от уборки до ремонта квартиры должны участвовать все члены семьи.

Истинная любовь к детям не в ласках, а в подготовке их к жизни, в воспитании каждого из них настоящим человеком, умеющим дарить людям радость и творить добро.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

 «Первые школьные отметки» 

Цели собрания:

1.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.

2.Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.

Участники: классный руководитель, родители.

Форма проведения: родительский педагогический тренинг.

Организация родительского собрания:

  1. подготовка приглашений для родителей;
  2. подготовка памяток;
  3. разработка  сценария собрания;
  4. подготовка классного помещения;
  5. анкетирование учащихся класса;
  6. анкетирование родителей учащихся.

      Сегодня мы поговорим о школьной отметке, которая играет главную роль в жизни ваших детей и семьи в целом.

   Вот пришла для ваших детей пора, когда они стали приносить отметки. А это значит, что для вас, дорогие родители, тоже наступило более волнующее время. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о том, что стоит за отметками детей. Как к ним относиться? Всегда ли могут радовать «5» и огорчать «3»? Должны ли все они получать «4» и «5»?  

        Если ваш ребенок хорошо подготовлен к школе, имеет определенные учебные навыки (например, хорошо читает, считает и т.д.) и получает одни «5», то к этому нужно относиться как к должному. Ни в коем случае не следует захваливать ребенка, задаривать подарками, подчеркивать его особые заслуги и способности. Равно как и не следует принижать его достоинство, говорить, что это все заработано не «твоими трудами праведными», а нашими усилиями.

А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено его воспитателями или вами, уважаемые родители, в дошкольный период, но еще не добился самых лучших отметок. Как быть в этой ситуации? В школе он получает «3», так как большего учитель поставить не может, потому что его работа все ж выполнена хуже, чем у других детей, а ведь они смотрят тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто, очень часто эта скромная «3» - свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, и она заслуживает похвалы.

        Как же помочь этим ребятам преодолеть барьер неудач? Как помочь им подняться на следующую ступеньку успеха? Постарайтесь постоянно помогать им, но без лишней опеки. Ежедневно беседуйте о школьных делах, о том, какие были уроки и что на них проходили. Пусть дети расскажут, что они читали, какие задачи решали. И обязательно проявляйте интерес к услышанному.

        Хотелось бы особо поговорить о тех родителях, которые «выколачивают» отметки из своих детей, заставляя их трудиться по несколько часов. В результате у ребенка не остается времени на прогулку, которая ему так необходима. Подобное «усердие» под вашим нажимом, дорогие родители, ведет не только к быстрому переутомлению, но и к быстрой потере интереса к учению, что непременно скажется на знаниях. Нет, не всегда нам с вами нужно стремиться к тому, чтобы в тетради у ученика были одни «5». Свои требования мы должны соизмерять с его возможностями. И уж

совсем глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только «5».Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что и у ребенка появится нездоровое честолюбие и другие отрицательные черты характера. Например, когда после всех «5» вдруг полученная «4» вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если не его тетрадь лежит первой или не его первым вызвали сегодня к доске!

   Иногда некоторые родители, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу. Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, и, самое главное, не учите ребенка лгать!

Памятка родителям

«Как относиться к отметкам ребёнка»

1.Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть  в ваших глазах хорошим.

2.Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните  ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда.

3.Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

4.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

5.Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго, и его хочется повторить.

6.Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде  высокой отметки.

Накануне родительского собрания было проведено анкетирование учащихся. Результаты следующие ………….

        Анкета для учащихся

1.Если я получаю хорошую отметку, то родители…………….

2. Если я получаю плохую отметку, то родители……..

3.Мои родители говорят, что я могу учиться…………

4. Если я получаю «5», то родители…….

5.Если я что-то не понимаю при выполнении домашнего задания, то родители говорят……

6.Если я обращаюсь к родителям с просьбой помочь, то они…….

7. Мои родители хотят, чтобы я учился ……

Анкета для родителей

1.Я говорю своему ребёнку, что школьная отметка – это…

2.Когда мой ребёнок идёт в школу, то я желаю ему…..

3.Когда мой ребёнок получает хорошую отметку, то я…..

4. Когда мой ребёнок получает плохую отметку, то я…..

А теперь давайте вспомним детские истории, связанные  с вашими школьными отметками. Как вы себя вели? Обсуждение.



Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе

выступление на родительском собрании в 1 классе”А” ГБОУ СОШ №373

Норинской Татьяны Александровны

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

  Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

  1. Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  2. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  3. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  4.  У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  5.  Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы  в классе.
  6. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. В это время формируется новый вид психической деятельности – «я – школьник». Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

  Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

 Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?

 1. Хроническая неуспешность. 

 В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.  Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу» Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.

2. Уход от деятельности. 

 Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

3. Негативистская демонстративность. 

 Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.  Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

4. Вербализм. 

 Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает. Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны к двойным крайностям: 1) винить учителя; 2) винить ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность, а то путь к хронической неуспешности. Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

5. Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. 

 За этим может стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов;  2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.  3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности.  4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.  Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе? 

 Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.  Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.       Но:  1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).  2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.  Родители должны терпеливо ждать успехов, т.к. на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему. Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка. Каждый случай лучше рассматривать индивидуально. Можно лишь дать некоторые общие рекомендации. Все замечания свести к минимуму, когда ребенок "фокусничает", а главное к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Наказывать за истерики одним способом - лишением общения (спокойное, а не демонстративное).

 Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).  1. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).



Предварительный просмотр:

10 проблем первоклашки

 

 

Главная → Статьи → Советы родителям

 

О том, как помочь маленькому школьнику, рассказывают детский психолог Наталья Гришаева и директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких

1. Записывать домашнее задание

Для 70 процентов первоклашек это главная школьная беда. Одни еще не умеют писать, другие - просто невнимательные, третьи теряются в строчках дневника. Родителям придется тренировать деток. Учите ребенка писать списки, записки, «напоминалки». Поручите ему, например, составить под вашу диктовку список покупок перед походом в магазин или попросите оставить папе записку, чтобы он позвонил бабушке, предлагайте записывать время и название его любимых передач.

2. Делать уроки

Договоритесь, что малыш сам выполнит часть задания, например напишет строчку палочек. Подойдите - проверьте. Еще строчка - снова проверка. И с каждым разом увеличивайте объем самостоятельной работы. Не нужно сидеть над душой юного ученика и смотреть ему под руку. Но и полностью перекладывать все уроки на первоклашку не советуем. Ему еще очень нужны ваши помощь и поддержка.

3. Высыпаться

Сейчас как никогда важно, чтобы малыш ложился спать в 21.30, а вставал в 7 (если в школу к 8.30). Если ребенок не будет высыпаться, он будет плохо себя чувствовать и просто не сможет заниматься на первых уроках. А утром ученику нужно время, чтобы раскачаться. Дети не могут вставать впритык, как взрослые, хватать в зубы бутерброд и одеваться в лифте. Будите малыша заранее и дайте время прийти в себя и спокойно собраться.

4. Молнии, пуговицы, застежки, пеналы, папки, сменка

Малыш приходит в школу, и ему нужно расстегнуть куртку, повесить ее. Потом он приходит в класс, и ему нужно достать из портфеля все нужные вещи, а потом убрать их на место. Первоклашки постоянно теряют свои вещи, не успевают доставать тетрадки и ручки, страдают из-за упрямых пуговиц или сложных застежек на пеналах и портфелях. Мамы и папы, проверьте, чтобы ребенок без труда одевался и раздевался сам - пусть штаны и юбки будут на резинках, куртки - на кнопках, папки нужны простые, в форме конверта, без миллиона отделений, пеналы - без красивых и сложных застежек, а самые элементарные круглые, пластиковые - на молниях. Проверьте, чтобы ручки и карандаши не рвали и не царапали бумагу. Рассеянному школьнику не вручайте мешок со сменкой, постарайтесь уместить сменную обувь в портфель.

Если вы знаете, что ваш первоклашка все теряет, подписывайте его вещи.

5. «Не хочу больше в школу!»

Столкнувшись со сложностями на уроках, ребенок может такое заявить. И не нужно его ругать и гнать за парту. Скажите так: «Взрослые ходят на работу, а дети, когда им исполняется 7 лет (6 лет), все идут в школу. Теперь это твоя работа - ходить на уроки и узнавать новое». И еще скажите, что очень гордитесь, что у вас в семье теперь есть школьник.

Можете привести свой пример и сказать, что сами не хотели ходить в школу первые дни, но потом вам понравилось там.

Когда ребенок приходит из школы, не спрашивайте его: «Как ты себя вел? Никого не обижал?» Так вы только направите его мысли в ненужное русло. Спросите: «Что нового ты узнал? Что было интересного в школе?» Удивляйтесь и восхищайтесь, когда малыш что-то вам рассказывает: «Ты, правда, это знаешь? Ну надо же! А я не знал. Ты молодец!»

6. Не подружился с одноклассниками

Попробуйте сами подружиться с родителями других деток. Устраивайте детские праздники, сходите с детьми в поход, в кафе, приглашайте ребят к себе в гости. Собирайте их маленькими группками, чтобы у них была возможность подружиться. Не ждите, что учительница будет проводить такие мероприятия, у нее и так много дел.

7. «Учительница меня не любит»

Возможно, ребенок думает, что все взрослые должны относиться к нему так же, как мама. Объясните первоклашке, что учительница - это не мама, она дает знания и хочет, чтобы ты слушал, когда она что-то рассказывает. Обязательно скажите малышу, чтобы он вам рассказывал о своих проблемах, пообещайте, что поможете ему.

А теперь идите к учителю, но не с претензией, а за советом. Скажите так: «Я не педагог, а вы педагог, посоветуйте, как мне быть в этой ситуации?»

Сейчас вам нужно постараться сблизить ребенка с учительницей.

8. Ранний подъем

Будите чадо за 20 минут до того, как ему на самом деле нужно проснуться. И будите не тазом холодной воды, а нежными словами: тебе пора просыпаться, солнышко, но можешь еще пять минут поваляться. Поверьте, малыш будет благодарен вам за эти подаренные ему самые сладкие 5 минут под одеялом.

Делайте зарядку! Сначала 5 минут, потом 10, до 20 минут. Сначала движения будут сонными, но потом организм начнет просыпаться. Зарядка должна быть пробуждающей, никаких резких упражнений - растяжка, размять ручки-ножки, шею, спину.

После зарядки - в душ! Это добавит бодрости и хорошего настроения!

А потом завтрак с хорошим настроением. Здорово, если вы музыку еще какую-нибудь поставите.

9. Не завтракает в школе

Первое время многие ребята не могут есть в столовой. Иногда это из-за стресса и волнений, но если стресс прошел, а малыш все еще не хочет завтракать в школе, то узнайте, все ли нормально в столовой. Может быть, детям там неудобно сидеть, или там грязно, или невкусно... В любом случае не переживайте, ведь уже после 12 часов ребенок будет свободен и прекрасно пообедает дома.

10. Туалет

Обязательно расспросите своего первоклассника об этом. Проверьте сами и, если нужно, примите меры. В детском туалете должно быть чисто, кабинки должны закрываться, чтобы малышам не было неудобно, должны быть туалетная бумага, полотенца для рук и мыло. И главное - отсутствие запаха, который отпугнет привыкших к приличным туалетам деток.

1 сентября за парты сядут 1 млн. 390 тыс. первоклашек. На 150 тысяч больше, чем в прошлом году. Уже хорошо. Но пока ситуация в школах аховая: 11 лет назад школяров было на 10 млн. больше. Зато теперь на каждого учителя приходится 9 учеников (в 1998/1999 учебном году было 13). Вроде бы больше возможностей у них заниматься с ребятами. Но, увы, почему-то на качестве знаний это никак не отражается.

ИЗ ЗАМЕТОК БЫВАЛОГО ПАПАШИ

«Ваш сын бил Алешу...»

На днях разбирал старые архивы и в выгоревшей папке нашел раритет - дневник сына за первый класс. Открыл и пришел в запоздалый ужас: «Бил Алешу на перемене», «Гонялся за Алешей по коридору», «Обижал Алешу». Кто был тот Алеша, уже не помним ни я, ни сын. Но... Но даже спустя годы мне хочется извиниться перед родителями невинно пострадавшего Алеши: простите, это не со зла.

Как сложилась жизнь Алеши? Смог ли он перерасти обиды первого года обучения?

У нас в классе был мальчик, которого обижали с самых первых дней учебы. Потому что был он бессловесный и подколки, тычки принимал молча, покорно. Не помогли изменить отношение к нему даже увлекательные рассказы об истории оружия, с которыми выступал перед нами, лоботрясами, его отец. С первого по десятый класс Шурика пинали все кому не лень, несмотря на то, что вырос он в плотного, высокого парня и, наверное, в старшей школе мог бы неплохо дать сдачи налетавшей на него шантрапе. Увы...

Шурик быстро ссутулился и вырос человеком с опущенными плечами. Дальше - не очень успешный институт, не самый радостный брак, развод, после которого экс-супруга увезла от него детей за тридевять земель... Потом след Шурика и вовсе затерялся.

Многое не только в учебе, но и вообще в дальнейшей жизни зависит от того, как ребенок обустроится в школе, как себя зарекомендует. Скромные, тихие, закомплексованные ребята, забитые более разухабистыми сверстниками, очень трудно даже в старших классах включаются в общественную жизнь и долго страдают только лишь из-за того, что в начале школы, может быть, дольше других адаптировались к ученической жизни, побаивались ее, не смогли проявить характер.

Александр МИЛКУС

ВАЖНО!

Адаптация к школе идет 2 - 3 месяца. В это время ребенок может перестать есть как обычно, плохо спать, нервничать и капризничать, вставать утром с плачем и даже писаться. Это все из-за стресса, сильных переживаний и нагрузок. Но если такая адаптация длится не пару месяцев, а полгода, обратитесь к психологу.