презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"

Ахмерова Лариса Семеновна

Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективно запоминать структуру рассказывания и сохранение и воспроизведение информации и конечно развития речи. Мнемотеника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать от простых схем переходящих к мнемоквадратам, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_mnemotehnika_2015.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста Подготовила: Ахмерова Л.С. с тарший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Слайд 2

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемодорожка (мнемоника от греческого искусство запоминания) – это схема, которая выступает в качестве плана речевого высказывания ребенка, облегчает: запоминания, описания, предмета или явления, путем образования дополнительных ассоциации. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 3

Проблемы речи детей среднего дошкольного возраста: - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; н еспособность грамматически правильно построить предложение; -бедность речи, недостаточный словарный запас; - употребление нелитературных слов и выражений; - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; -неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; -отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; о тсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.; -плохая дикция;

Слайд 4

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам . Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Слайд 5

В работе с мнемотаблицами можно выделить ряд этапов : 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших и средней группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.).

Слайд 6

Последовательность работы с мнемотаблицами : Введение элементов символов (формы, величины, действия). Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). Введение отрицаний. Сочетание символов, чтение цепочки их. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) Творческое создание детьми опорных схем

Слайд 7

Элементы схем, моделей предметные картинки - силуэтные изображения геометрические фигуры планы и условные обозначения - контрастная рамка - приём фрагментарного рассказывания

Слайд 8

Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Прием наглядного моделирования. Мнемотаблицы, схемы Дидак - т ические игры Пересказ художествен- ной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихотворения Обучение составлению рассказов (составление рассказа по картинкам и серии картин

Слайд 9

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Слайд 10

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “ Логико-малыш ». В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.

Слайд 11

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.)

Слайд 12

Дидактические игры

Слайд 14

Результаты : -У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; -Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; -Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; -словарный запас выходит на более высокий уровень; -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;

Слайд 15

Мнемотаблицы к русским народным сказкам

Слайд 16

ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы (младший, средний возраст) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Слайд 17

Теремок (мнемомодель сказки)

Слайд 22

Загадки 1. Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж)

Слайд 23

ОПИСАНИЕ П РЕДМЕТОВ Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: •принадлежность к родовидовому понятию •величина; • цвет • форма • составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)?

Слайд 24

Опорные схемы для составления описательных рассказов

Слайд 25

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник. Сравнительное описание