Методические разработки открытых уроков

Артеменко Наталия Борисовна

1.Методические разработки открытых мероприятий, уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План - конспект урока на тему :

«Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. Врожденные и приобретенные формы поведения».

Эпиграф: “Может показаться странным, что знание об окружающем мире устаревает. Но это случается...”( английский ученый С. Роуз)

Цель урока: Опираясь на первоначальные  знания   учащихся о рефлексах, расширить представления об условных и безусловных рефлексах, создать условия для осознания учащимися роли условных рефлексов для формирования поведенческих актов, приспособления организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Закрепить у учащихся знания об основах нервной регуляции.

2. Выработать у учащихся представление о механизме выработки условного рефлекса.

3. Ознакомить    учащихся с условиями выработки условных рефлексов.

4. Сформировать у учащихся представление о процессах, лежащих в основе поведения человека.

Развивающие:

1.Расширить кругозор учащихся, развивать монологическую речь.

2. Научить школьников находить нужную информацию в разных источниках.

3.Развивать способность:

  • к самостоятельной организации процесса усвоения знаний;
  • принимать самостоятельные решения;
  • мыслить критически и оригинально;
  • самостоятельно получать информацию;
  • использовать новые идеи для достижения цели;
  • принимать самостоятельные решения.

Воспитательные:

 Развивать

  • коммуникативные  навыки;
  •  способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
  • контролировать свои эмоции;
  • развивает уверенность в себе.

Тип урока: Урок  освоения  новых знаний.

Формы: Рассказ, письменное тестирование, эвристическая беседа

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, репродуктивный.

Методы работы с информацией: кластер, работа со словарем, работа спрезентацией

Организация: Работа в группах, взаимопроверка, индивидуальная работа.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: проблемного обучения, опережающего обучения.

Оборудование: мультимедийное учебное пособие, компьютер, мультимедийный проектор, экран, указка, фломастеры, таблицы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учащихся и учителя

1. Организационный момент

Психологический настрой. 

Определение состава групп.

Класс, до урока, делится на группы по пять человек, в состав группы входи сильный ученик, ученик хорошист, ученик успевающий удовлетворительно по предмету  и ученик часто болеющий, не совсем успевающий усваивать материал со всем классом. Группы получаются разноуровневые.

Каждую группу возглавляет ученик-эксперт, сильный ученик, который руководит группой, организовывает работу группы на всех этапах.

Для каждой группы готовятся отдельные папки-инструкции с материалом для изучения темы. У каждого ученика лист самоконтроля, в который вносятся результаты работы на уроке.

Мотивирование  учащихся к учебной деятельности

 Ученикам предлагается видеоряд с фотографиями. Что отражают  изображенные ситуации? –

Ответ: Различное поведение людей. А что такое поведение? (Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение  у организма потребности. Это тесный сплав психических и физиологических процессов.)

-А что лежит в основе поведения?

-Рефлексы. ( Рефлекс - Ответная реакция организма на воздействие внешней среды, осуществляемая при участии нервной системы. Рефлекс - основа нервной деятельности.) Отмечают в листах самоконтроля правильность ответов и мыслей.

Отметьте в листах самоконтроля (знал-не знал) эти определения.

А какая связь между этими понятиями (ПОВЕДЕНИЕ-РЕФЛЕКС)?---В основе поведения лежат рефлексы. А какими бывают рефлексы?   (условные и безусловные).

Записывается Тема Урока

А кто знает, как называется наука, изучающая поведение животных?  (этология- лежащая в основе в основе зоопсихологии).А как называется

Наука , изучающая поведение человека?

- Психология, физиология высшей нервной деятельности.(Под высшей нервной деятельностью понимают деятельность мозга, связанную с его психикой.)

Сейчас поговорим о типах безусловных рефлексов. Перед Вами карточки с указанием типологии безусловных рефлексов. Ознакомьтесь.

  1. Пищевые
  2. Ориентировочные
  3. Защитные
  4. Тонические
  5. Половые

Задания группам:

Руководствуясь данной классификацией, дать названия рефлексам, названия рефлексам, изображенным на рисунках (последовательно по группам отвечают.) Записывают в тетрадях виды рефлексов.

Вопрос классу: Эта типология может быть отнесена к условным рефлексам:

-Да.

Приведите примеры условных рефлексов по данной классификации.

А чем характеризуются условные и безусловные рефлексы? Сравним условные и безусловные рефлексы.

Задание из предложенных карточек выбрать характеристики условных и безусловных рефлексов- 1,3группа- условные рефлексы

2,4- безусловные. Заполняют кластеры на доске(одна группа заполняет, вторая проверяет). Вы выделили черты различия

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

  • Врожденные
  • Видовые
  • Постоянные
  • Сохраняются в течение всей жизни
  • Помогают организму приспособиться к постоянным условиям окружающей среды.
  • Количество невелико
  • Приобретенные
  • Индивидуальные
  • Изменяются в зависимости от условий среды
  • Могут затухать
  • Вырабатываются на основе безусловных
  • Помогают организму приспособиться к изменяющимся условиям окружающей среды.
  • Очень много

А сходства?

Обсуждения.

-Это рефлексы.

-Материальной основой является нервная ткань.

-Условные рефлексы возникают только на базе безусловных.

-Одинаковы типы рефлексов.

3. Актуализация знаний

.

Формирование способности к самоорганизации в решении поставленных задач

Рефлексы осуществляются благодаря  наличию в нервной системе рефлекторной дуги.

-Что такое рефлекторная дуга?

-Это путь, по которому проходит нервный импульс во время осуществления рефлекса.

-Какая ткань лежит в основе рефлекса?

-Нервная.

-Каковы свойства этой ткани?

-Возбудимость и проводимость.

Повторим звенья рефлекторной дуги. Работа по карточкам- заполнить звенья рефлекторной дуги. Затем самопроверка. Отмечают в листах самоконтроля результаты по предложенным критериям.

Ответы:

Вопрос классу:

-Чем заканчивается рефлекторная дуга?

- Сокращением мышц.

-Где знания механизма рефлекторной дуги, можно применить в практической деятельности человека?

-В психоаналитике, криминалистике (детектор лжи, когда по малейшей ответной реакции в виде сокращения мышц можно судить о состоянии человека.

А все ли Вы знаете об условных рефлексах? Вернее что мы не знаем?

-Почему они называются условные? (Для их выработки нужны условия)

-Какова история открытия учения о в.н.д.

А почему они временные (существуют определенное время) и временные(при их выработке необходимо одномоментное влияние двух раздражителей- безусловного и условного).?

Вот мы и определили цели урока.

Начнем с истории.

 

4. Изучение новой темы. Усвоение теоретических знаний. (Беседа, рассказ, работа в группах)

(Рассказ)

В первой половине XVII века было сделано открытие, имевшее в дальнейшем огромное значение для развития физиологии: французский философ Рене Декарт заявил миру о существовании рефлекса. Однако до середины XVIII века считалось, что причиной сокращения мышц и вообще всех движений является душа. Декарт считал, что по нерву в мышцу поступает газ и раздувает ее. (Работа со слайдами).

Учитель:

-В этом ящике находится животное с помощью которого  известный русский ученый- отец русской физиологии сформулировал основные положения о высшей нервной деятельности. Что это за животное и кто этот ученый?

-И.М. Сеченов.

После выступления вопросы классу:

-Назовите основной труд И.М.Сеченова о физиологии нервной системы.

-Что по Сеченову лежит в основе всех функций мозга человека и животных?

Какие два противоположных процесса могут возникать в ц.н.с. под влиянием внешних факторов?

Кто был продолжателем идей И.М.Сеченова?

(Подсказка - этот ученый был первым лауреатом Нобелевской премии в России).

На слайде портрет И.П.Павлова. (Рассказ ученика)

Вопрос классу:

Что явилось главным открытием И.П.Павлова при изучении физиологии к.п.б. головного мозга?

Рассказ учителя о   механизме  выработки  условных рефлексов.

Группы  выполняют задания:

1-Выделить условия, необходимые для выработки условных рефлексов.

2.Зарисовать механизм образования временной связи.

Отвечают.

1гр. 1.Условные рефлексы образуются только на базе безусловных.

        2.Безразличный раздражитель должен опережать безусловный.

       3.Отсутствие посторонних раздражителей.

        4.Многократное повторение.

Спикер определяет, кто от группы выступает, заслушиваем объяснение, дополняем.

Только ли рефлексы лежат в основе поведения человека? Возможны гораздо более сложные емкие процессы.

Рассказ об опытах Конрада Лоренца. Запечатление. Распространятся ли явление запечатления на человека. Примеры.

5. Закрепление изученного материала

Задания по группам. В течение 1 минуты ответить на во:

1гр.Зная условия, необходимые для выработки условных рефлексов приведите пример, как выработать условный рефлекс у человека.

2гр.Вам подарили щенка, как выработать условный рефлекс- реагирование на кличку.

3гр. Вспомните художественные произведения, в которых описаны ситуации, в которых животные начинали откликаться на другую кличку.

4гр. Почему психологи рекомендуют через 7-10 лет менять работу и местожительства?.

Заполняются листы самооценки. Сдаются.

6. Сообщение домашнего задания

Учебник

Записывают домашнее задание. Стр.

Понаблюдайте за своими родственниками. Какие условные рефлексы у них проявляются?

Какие условные рефлексы проявляются у ваших питомцев?

Приведите примеры условных рефлексов, руководствуясь изученной типологией.

По желанию :Прочитайте книгу Дольника «Непослушное дитя биосферы»

7. Подведение итогов урока

Подведем итоги урока. Что нового узнали? Над чем работали? Чему научились?

Учитель сообщает и комментирует оценки

Заполняют листы самооценки

3.Закрепление по данному блоку:

Найдите соответствие. (на листах самопроверки)

  1. Безусловный раздражитель.
  2. Безусловный рефлекс
  3. Условный рефлекс.
  4. Условный раздражитель

    А) Включение лампочки до опытов без кормления

    Б) выделение слюны на пищу во рту.

    В)Без этих раздражителей условный рефлекс слюноотделения не образуется.

   Г) выделение слюны на свет лампочки.

 Д)Пища

Ответы:1.Д  2.Б  3. Г  4.АВ

А как вы думаете, принципиально ли соблюдение условий для выработки условных рефлексов?

Обращаемся к слайдам.

  1. Условный раздражитель должен предшествовать безусловному.
  2. Биологическая значимость условного раздражителя должна быть выш ,чем безусловного подкрепления.
  3. Сила условного и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину.
  4. Отсутствие посторонних раздражителей.  

Физкультминутка(через 20 минут урока)

1. Встаньте, руки на пояс.

2. По команде учителя «раз» плечи направляем вперед, а по команде «два» -назад.

3. Проделаем это несколько раз. Каждый раз команду учитель сопровождает хлопком в ладоши.

4. На шестой раз учитель лишь хлопает, не давая команды. Какова ваша реакция? Как это можно объяснить?

4.Рефлексия. Какое же практическое значение имеет изучение данной темы.

(Мы узнали, что благодаря этим условным рефлексам обеспечивается первичная ориентация животного по признакам окружающей среды еще с самого начала любого поведенческого акта)

5.Закрепление (дифференцированное) -тест

Тест (зеленый лист на 3)

1.Условный рефлекс является : 

А) видовым

Б) врожденным

В) образуется в течении жизни.

2. Безусловный рефлекс:

А) является врожденным

Б) приобретается в течении жизни

В) может исчезнуть

3.Заслуга И.П. Павлова заключается в том, что он:

А)изучил фагоцитозБ) изучил безусловный рефлексВ) доказал рефлекторный характер работы головного мозга.

4.Лось, после нападения волков, стал ходить на водопой в другое место. Это:

А)врожденное поведение

Б) торможение.

В) условный рефлекс.

5.Инстинкт-это:

А) сложный условный рефлекс

Б)цепь связанных между собой безусловных рефлексов.

В)другая форма нервной системы.

Ответы: 1-в 2-а 3-в 4-в 5-б

Тест на голубой бумаге на 4.

1. Условный рефлекс
А) наследуется потомством, но не сохраняется в течение жизни
Б) легко приобретается и теряется организмом в течение жизни
В) является постоянной реакцией организма на строго определенные раздражители внешней среды

2. Пример условного рефлекса у кошки А) реакция на резкий звук
Б) отдергивание лапы при ожоге
В) реакция на кличку
3. Кто из российских ученых ввел термины условный и безусловный рефлексы
А) И. П. Павлов
Б) П. К. Анохин
В) Н.И.Вернадский
4. Центры условных рефлексов, в отличие от безусловных, расположены у человека в
А) коре больших полушарий
Б) продолговатом мозге
В) мозжечке
5. Слюноотделение у человека при виде лимона – рефлекс
А) условный
Б) безусловный
В) защитный

Тест на розовой бумаге - на 5 1. Условные рефлексы у человека образуются в процессе
А) индивидуального развития
Б) формирования вида
В) исторического развития
2. Примером условного рефлекса является
А) выделение слюны при виде разрезанного лимона
Б) сужение зрачка при воздействии сильного света
Г) отдергивание руки при внезапном уколе

3. Если не подкреплять условный рефлекс, то у собаки
А) формируется новый безусловный рефлекс
Б) исчезают условные рефлексы
В) приобретается новый условный рефлекс
4. Защитный рефлекс чихания
А) не передается по наследству
Б) является условным
В) характерен для всех особей вид

5. Условный рефлекс у собаки А) реакция на резкий звук
Б) отдергивание лапы при ожоге
В) реакция на кличу

Дополнение:

Выработка классических условных рефлексов подчиняется следующим правилам:
(условия)
1. Для образования условного рефлекса необходимо совпадение во времени (сочетание) двух раздражителей: безусловного и индифферентного (условного). Под безусловным раздражителем понимается такое воздействие на животное, которое вызывает врожденную (безусловную) реакцию - глотание (при попадании пищи в рот), слюноотделение, почесывание и т.п. В качестве условного раздражителя, как правило, используются воздействия, не имеющие отношения к данной безусловной реакции, т.е. безразличные, индифферентные ей.

2. Условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного раздражителя. При обратном порядке следования раздражителей условные рефлексы не образуются, или возникают с большим трудом. Для большинства условных рефлексов наиболее эффективно 0,5-секундное опережение условным раздражителем безусловного.

3. Условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным. Например, звуковая команда должна быть такой силы, чтобы не вызывать выраженной ориентировочной реакции со слухового анализатора. Увеличение интенсивности безусловного раздражителя (подкрепления) обычно повышает скорость научения, но только до определенного уровня.

4. Для образования условного рефлекса необходимо нормальное, рабочее состояние высших отделов центральной нервной системы. Образование условных рефлексов возможно лишь при определенном уровне возбуждения мозга. На фоне различных видов торможения научение происходит очень медленно или не происходит вовсе.

5. Во время отработки условного рефлекса кора головного мозга должна быть свободна от других видов деятельности. Если у животного во время образования условного рефлекса выражена какая-либо постороння потребность, научение, как правило, не происходит.

Динамический стереотип.

Под динамическим стереотипом понимают зафиксированную систему условных и безусловных рефлексов, объединенных в единый функциональный комплекс, образующийся под влиянием стереотипно повторяющихся изменений и воздействий внешней и внутренней среды организма.

Неизменный, стереотипный порядок следования раздражителей получил название внешнего стереотипа.

Динамический стереотип вырабатывается с трудом, но образовавшись, приобретает инертность и при неизменных условиях существования становится все прочнее и прочнее. Переделка динамического стереотипа возможна, но представляет большую трудность для нервной системы.

Разработана И. П. Павловым на собаках при изучении слюноотделения при действии световых или звуковых раздражений, запахов, прикосновений и т. д. (проток слюнной железы выводился наружу через разрез в щеке – фистульный метод изучения секреции желёз)

· Подопытное животное помещалось в пустую, изолированную, звуконепроницаемую камеру и закреплялось в стенке, обеспечивающем его относительную неподвижность, т. е. достигалось полное отсутсвие всех раздражителей, кроме экспериментальных

· Все раздражители внешней и внутренней среды разделяются на индифферентные (безразличные), безусловные и условные

Индифферентные (безразличные) раздражители – это все раздражители которые не вызывают в организме каких-либо изменений ( напр. свет лампочки, звук, любой предмет, явление среды, определённое время)

v При первоначальном их предъявлении возникает ориентировочный безусловный рефлекс; по мере повторного их предъявления возникает привыкание, т. е. ориентировочный рефлекс тормозится

Безусловный раздражитель – это раздражители, вызывающие безусловный рефлекс (пища, боль, температура)

v Биологически значимые сигналы , реакция на них запрограммирована генетически, а ответные рефлекторные акты врождёнными

Условные раздражители – раздражители, вызывающие условные рефлекс, образующиеся из индифферентных при многократном сочетании их с безусловным раздражителем

наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражитель и др.© Более подробная информация на медицинском портале http://www.medicinform.net/), вызывающий безусловно-рефлекторную реакцию, а другой - условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т.© Более подробная информация на медицинском портале http://www.medicinform.net/д.© Более подробная информация на медицинском портале http://www.medicinform.net/); 2) многократное сочетание условного и безусловного раздра жителей (хотя возможно образование условного рефлекса при их однократном сочетании); 3) условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного; 4) в качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, который должен быть по возможности индифферентным, не вызывать обронительной реакции,не обладать чрезмерной силой и способен привлекать внимание; 5) безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным, в противном случае временная связь не сформируется; 6) возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного; 7) необходимо устранить посторонние раздражители, так как они могут вызывать торможение условного рефлекса; 8) животное, у которого вырабатывается условный рефлекс, должно быть здоровым; 9) при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация, например, при выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным, у сытого - этот рефлекс не вырабатывается.© Более подробная информация на медицинском портале http://www.medicinform.net/ 

Безусловные рефлексы


Условные рефлексы


1.
Врожденные видовые реакции организма ( передаются по наследству) – генетически детерминированны

2.
Не требуют выработки, обучения

3. Носят
групповой характер (одинаковы у всех людей, у особей одного вида)

4.
Прочны, не тормозятся, не исчезают (кроме некоторых младенческих- хватательный, сосательный и др.)

5. Рефлекторные дуги
постоянны и локализованы во всех отделах ЦНС (спинном, головном мозге, стволе мозга, коре)

6.
Не требуют образования временных связей

7. Возникают при раздражении строго определённых рецепторов (у каждого рефлекса – своя дуга)

8. Участвуют в формировании
инстинктов в качестве основного механизма

9.
Вторичны, возникли в ходе эволюции после условных рефлексов

10
. Обеспечивают и достаточны для существования организма в относительно постоянных условиях обитания (младенца)

11.
Примеры: индивидуальные – защитные: чихание, моргание, кашель, рвота, пото- и слёзоотделение, изменение функциональной активности метаболизма и работы внутренних органов, пищевой, питьевой, оборонительный, агрессивный, имитационный (подражание), свободы, исследовательский, игровой и др.

^ Видовые( социальные) рефлексы - половой, родительский, территориальный, иерархический


1.
Приобретённые (приобретаются после рождения, не наследуются) – генетически не детерминированы

2.
Требуют специальной выработки, обучения

3. Носят
индивидуальный характер ( у каждого организма – свои, его жизненный опыт)

4.
Мало устойчивы, тормозятся, утрачиваются (в случае утраты их адаптивности)

5. Рефлекторные дуги
непостоянны и локализованы только в коре больших полушарий -

6. Осуществляются только на основе
временных связей

7. Один и тот же рефлекс (напр., слюнной) вырабатывается при раздражении различных рецепторов

8. Не принимают участия в формировании инстинктов -

9.
Первичные, первыми возникли в ходе эволюции животных

10. Обеспечивают существование организма в
изменяющихся условиях обитания -

12.
Примеры: приобретённые в ходе жизненного опыта и обучения приспособительные знания и умения - прямохождение, речь, письмо, мышление, адекватное социальное поведение, физические, художественные и трудовые навыки, самообслуживание, юмор, адекватная реакция на предметы и явления, выполнение этических правил и законов, религия, межличностные коммуникации и др.


Общие признаки безусловных и условных рефлексов

1. Имеют приспособительное (адаптивное) значение

2. Осуществляются по единому механизму – рефлекторной дуге

3. Причинно
обусловлены (детерминированы) изменениями условий внешней и внутренней среды

4. Начинаются с раздражения и заканчиваются мышечным движением или физиологическим процессом

5. Осуществляются на нервном субстрате ЦНС

6. Имеют эволюционное происхождение

7. Осуществляются в постэмбриогенезе

Инстинкт – комплекс генетических (врождённых) адаптивных поведенческих реакций ( безусловных рефлексов )


  • Отражает полезный опыт предыдущих поколенй вида, реализуемый в адаптивных поведенческих реакциях

  • Строится на врождённых связях подкорковых центров с корой больших полушарий


Методика выработки (образования) условных рефлексов


  • Разработана И. П. Павловым на собаках при изучении слюноотделения при действии световых или звуковых раздражений, запахов, прикосновений и т. д. (проток слюнной железы выводился наружу через разрез в щеке –
    фистульный метод изучения секреции желёз)

  • Подопытное животное помещалось в пустую, изолированную, звуконепроницаемую камеру и закреплялось в стенке, обеспечивающем его относительную неподвижность, т. е. достигалось полное отсутсвие всех раздражителей, кроме экспериментальных

  • Все раздражители внешней и внутренней среды разделяются на
    индифферентные (безразличные), безусловные и условные


Индифферентные (безразличные) раздражители – это все раздражители которые не вызывают в организме каких-либо изменений ( напр. свет лампочки, звук, любой предмет, явление среды, определённое время)


  • При первоначальном их предъявлении возникает ориентировочный безусловный рефлекс; по мере повторного их предъявления возникает привыкание, т. е. ориентировочный рефлекс тормозится


Безусловный раздражитель – это раздражители, вызывающие безусловный рефлекс (пища, боль, температура)


  • Биологически значимые сигналы , реакция на них запрограммирована генетически, а ответные рефлекторные акты врождёнными


Условные раздражители – раздражители, вызывающие условные рефлекс, образующиеся из индифферентных при многократном сочетании их с безусловным раздражителем

^ Условия выработки условных рефлексов

1. Индифферентный раздражитель должен предшествовать безусловному (опережающее действие)

2. Средняя сила индифферентного раздражителя ( при малой и большой силе рефлекс может не образоваться)

3. Достаточная физиологическая сила безусловного раздражителя (должна превышать силу индифферентного раздражителя)

4. Многократное повторение действия индифферентного и безусловного раздражителей

5. Достаточно высокий уровень возбудимости (функциональной активности) нейронов коры головного мозга и всего организма, наличие мотивации, заинтересрванности, отсутствие переутомления, болезни ; «отдохнувшая» кора обеспечивает процесс достаточным количеством энергии АТФ



Предварительный просмотр:

Приложение1

Лабораторная работа №1

Тема

Изучение рефлекторной деятельности на примере мигательного и слюноотделительного рефлексов.

Цель

Проследить ответные реакции организма на внешние раздражители, выявить рефлекторный характер их возникновения.

Оборудование

Демонстрационная таблица «Рефлекторная дуга», лимон.

Ход работы

  1. Рассмотрите на таблице схему рефлекторной дуги.
  2. Продемонстрируйте образование:
  • мигательного рефлекса, соблюдая меры предосторожности (группа  №1);
  • слюноотделительного рефлекса на вид  лимона (группа №2);
  • слюноотделительного рефлекса на запах резаного лимона (группа №3);
  • слюноотделительного рефлекса на вкус лимона (группа №4).
  1. Определите, к каким видам рефлексов относится  данный пример, какая у него рефлекторная дуга.
  2. Результаты обсудите с другими группами.
  3. Зарисуйте в тетради схемы рефлекторных дуг всех проведенных рефлексов, подпишите их звенья.

Вывод

Попробуйте объяснить, в чем значение изученных вами мигательного и слюноотделительного рефлексов.

Сформулируйте вывод о значении условных и безусловных рефлексов в жизни человека и животных.



Предварительный просмотр:

Словарь     терминов

  1. . Поведение – Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение  у организма потребности. Это тесный сплав психических и физиологических процессов. Способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
  2. Доминанта-  очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения.
  3. Импринтинг -  запечатление в этологии и психологии специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. У человека  запечатление осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.
  4. Индифферентный раздражитель - безразличный раздражитель
  5. Инстинкт — форма приспособительного поведения к окружающей среде, в основе которой лежат врожденные рефлексы.
  6. Рефлекс- непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных животных, включая человека.
  7. Этология—наука о поведении


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анатомия Физиология Систематика Искусство 100 200 300 400 100 200 300 400 100 200 3 0 0 400 100 200 300 400

Слайд 2

Анатомия 100 Какая симметрия характерна для кишечнополостных?

Слайд 3

Ответ Лучевая

Слайд 4

Анатомия 200 Как называется основание тела гидры?

Слайд 5

Ответ Подошва

Слайд 6

Анатомия 300 Соотнесите название слоя и клеток тела гидры : А. кожно-мускульные Б. стрекательные В . нервные Г. половые (сперматозоид, яйцеклетка) Д. пищеварительные. 1.ЭКТОДЕРМА 2. Э НТОДЕРМА

Слайд 7

Ответ 1.АБВ 2.ГД

Слайд 8

Анатомия 400 В тропических морях некоторые виды колониальных полипов образуют большие коралловые рифы. Так, длина Большого Барьерного рифа примерно 2000 км. Почему оказалась возможной постройка столь малыми животными таких гигантских сооружений?

Слайд 9

Ответ Колониальные полипы в теплых морях очень быстро размножаются почкованием, поэтому образуется их чрезвычайно много. Из несметного количества их известковых скелетов со временем и создаются мощные коралловые рифы, мешающие судоходству .

Слайд 10

Физиология100 Как осуществляется бесполое размножение гидры ?

Слайд 11

Ответ Бесполое размножение гидры осуществляется путем почкования

Слайд 12

Физиология200 Почему пресноводная гидра не может обитать в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко встречается?

Слайд 13

Ответ Гидра не обитает в водоемах с быстрым течением потому, что ее мягкое тело разбивается быстротекущей водой и в таких водоемах нет маленьких рачков - дафний и циклопов, которыми в основном питаются гидры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анатомия Физиология Систематика Искусство 100 200 300 400 100 200 300 400 100 200 3 0 0 400 100 200 300 400

Слайд 2

Анатомия 100 Какая симметрия характерна для кишечнополостных?

Слайд 3

Ответ Лучевая

Слайд 4

Анатомия 200 Как называется основание тела гидры?

Слайд 5

Ответ Подошва

Слайд 6

Анатомия 300 Соотнесите название слоя и клеток тела гидры : А. кожно-мускульные Б. стрекательные В . нервные Г. половые (сперматозоид, яйцеклетка) Д. пищеварительные. 1.ЭКТОДЕРМА 2. Э НТОДЕРМА

Слайд 7

Ответ 1.АБВ 2.ГД

Слайд 8

Анатомия 400 В тропических морях некоторые виды колониальных полипов образуют большие коралловые рифы. Так, длина Большого Барьерного рифа примерно 2000 км. Почему оказалась возможной постройка столь малыми животными таких гигантских сооружений?

Слайд 9

Ответ Колониальные полипы в теплых морях очень быстро размножаются почкованием, поэтому образуется их чрезвычайно много. Из несметного количества их известковых скелетов со временем и создаются мощные коралловые рифы, мешающие судоходству .

Слайд 10

Физиология100 Как осуществляется бесполое размножение гидры ?

Слайд 11

Ответ Бесполое размножение гидры осуществляется путем почкования

Слайд 12

Физиология200 Почему пресноводная гидра не может обитать в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко встречается?

Слайд 13

Ответ Гидра не обитает в водоемах с быстрым течением потому, что ее мягкое тело разбивается быстротекущей водой и в таких водоемах нет маленьких рачков - дафний и циклопов, которыми в основном питаются гидры.