Материалы экологического форума "Сделаем вместе".
Экологический форум проводился в школе в рамках Всероссийской акции "Сделаем вместе"(Проблемы отходов в России).Участники форума, учителя, представители администрации, ученики 5-9 класов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_zanyatiya_po_othodam.docx | 69.79 КБ |
poslanie_zhitelyam_sankt.docx | 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
экологического форума «Мусор. Что с ним делать?»
Оборудование
- Плакаты
- Урна (ведро)
- Три небольших мешка/пакета
- Чистые образцы отходов
- Карточки с периодами разложения отходов и другие
- Калькуляторы -3
- Карта свалок Приморского района
- Интерактивная доска
- Презентация «Мусорная катастрофа и участие школы в экологическом движении против свалок»;
- «Сортировка мусора»
Участники Форума
Учитель
Учащиеся 5-8 классов - 27
Экологи - 3
Управленцы школы
Учителя
Гости
Цели форума
- Донести суть и серьезность проблемы отходов.
- Познакомить с различными вариантами обращения с отходами, акцентировать внимание на вторичную обработку.
- Обозначить современную необходимость комплексного подхода к управлению отходами.
- Помочь детям увидеть пути их личного участия и содействия решению проблемы.
Оргмомент
13.05 Участники форума занимают свои места в аудитории № 138:
Три группы исследователей по 9 человек с каждой группой биолог - эколог школы
будущие экологи дети 9 классов,
учитель ОБЖ,
Директор школы,
Заместители директора,
Руководитель ОДОД,
Биологи, экологи,
Гости.
13.10 Учитель ОБЖ: Охрана безопасности жизнедеятельности человека напрямую связана с темой сегодняшнего форума «Мусор. Что с ним делать?».
Я, как учитель ОБЖ понимаю ответственность школы за экологическое образования детей, образование не как информацию к размышлению, но как руководство к действию.
Потому что, сегодня, каждый из нас, и взрослый, и школьник, может лично помочь городу, стране содействовать в остановке надвигающейся мусорной катастрофы.
Цель нашего форума: Донести суть и серьезность проблемы отходов до каждого.
Найти пути участия каждого ученика школы, жителя Петербурга в скорейшем её разрешении.
Здесь присутствуют: директор школы Любовь Ивановна Иванова, заместители директора Артёменко Наталия Борисовна, Иващенко Людмила Егоровна, Михайлова Людмила Александровна, руководитель ОДОД Пестова Тамара Михайловна, учащиеся имеющие опыт экологических исследований в Приморском районе и неравнодушные к обозначенной проблеме ученики 5 - 8 классов, которые будут работать в группах вместе с экологами.
Гости форума: депутат Государственной Думы России Денис Геннадьевич Волчек и помощник депутата Евгений Михайлович
Мы не играем. Мы решаем жизненно важную проблему и учимся думать вместе.
Вначале давайте посмотрим презентацию о проблеме мусора в мире, России, Петербурге Пестовой Тамары Михайловны руководителя ОДОД школы №618 эколога 1 группы.
Эколог 1гр. Пестова Т.М. Презентация «Свалки»
Учитель. Вашим домашним заданием было сочинение на тему: «Каким я хотел бы видеть наш город в 2020 году»? Многие из вас писали о чистоте наших улиц, о том, что мусор заполонил наш город, с каждым днем приближая мусорную катастрофу.
Эколог 2 группы Михайлова Людмила Александровна познакомит нас с общим анализом сочинений.
Эколог 2 гр. Михайлова Л.А. Сочинения
Климчук Елена 8б класс «Наша страна – ветвь дерева, связанная с другими. На этой ветке есть листья – города, в которых мы живём. Но с каждым годом эти листья и сама ветвь начинают болеть. Если так пойдёт и дальше, всё дерево заболеет и наш мир, наша природа с планетой погибнут»
« 2020год. Человечество станет уважать природу, люди станут жить, а не то чем мы занимаемся сейчас, подобием жизни. Леса станут красивее, а небо чище, жизнь на планете закипит как раньше. Люди, наконец, поймут истинную ценность природы, и то, что именно она даёт жизнь всему живому на Земле»
Климчук Александра 8б класс «Сейчас люди перегрузили Землю. Её природа не успевает восстанавливаться…», «…Состояние природы зависит от каждого из нас. От нашего выбора. Пока до человека не дойдёт, что он творит со своей планетой, никакие законы, правила или наказания не смогут повлиять на него… , Всё дело в выборе…. Выборе каждого человека, в его вкладе в улучшение экологии города или деревни, пусть даже небольшом… , Всё в наших руках!»
Файзрахманова Л. 8б « 1. Жители нашего города научаться пользоваться урнами для мусора. 2 . Нужно ухаживать за городом, высаживать деревья, кустарники, цветы… 3. …Я хотела бы, чтобы появились пункты приёма перерабатываемых отходов, центры переработки отходов»
Лукина Карина 8б «Если кто видел фильм «Валли», то, по моему мнению, наш мир будет таким. Мир, созданный природой, будет медленно погибать»
Френкель Вероника 8а «…как бы хотелось, чтобы эти изменения были в лучшую сторону»
Каткова Александра 8а «Все люди возмущаются, а сами мусорят на каждом шагу».
Лаврентьев Дима 8б «Экологическое состояние города поправят».
Зеленцов Максим 8б «… хочу, чтобы город становился лучше и красивее. …много цветов, деревьев…»
Попова Юля 8б «… надеюсь всё же, в 2020 году власти или, хотя бы какая бригада активистов, что мало вероятно, разберутся с проблемой мусора». «… писала для того чтобы меня услышали».
Мусев Евгений 5в «Чтобы на улице не было видно курящую девушку или женщину»
Швецова Настя 8Б «…ездят автомобили, работающие на экологически чистом топливе, …город, утопающий в цветах и деревьях …, я успею приложить свои усилия, внести свой вклад в развитие и процветание нашего города».
Полина Чиковани 5в «Давайте будем умнее и благоразумнее и будем воспитывать своих детей правильно»
Зимарская Дарья 5б «…чтобы создали машины, которые уничтожают весь мусор»
Учитель. Уважаемые участники форума, нам необходимо выясним причины образования огромного количества мусора, вопросы цивилизованной утилизации, пути возврата мусора в качестве вторичного сырья. Начнёт разговор эколог 3 группы Артёменко Наталия Борисовна
Эколог 3 гр. Артёменко Н.Б. Рассказ о проблеме отходов
3- Эколог. «Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором. Зачем о нем говорить? Ведь мусор, это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод, в кусты и т.п. »
3- Эколог. Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора?
3 - Эколог. Сколько раз в день у вас в семье выносят мусорное ведро. Куда девается мусор из мусоропровода?
3- Эколог. Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее сказать на свалки, т.к. они, никак, не оборудованы.
Плакат «Свалки» (слайд)
Учитель Чем плохи свалки?
( Отвечают 1-2-3гр)
3- Эколог.. Вы правы. Это и …
1. Огромная территория 2. Не оборудованы 3. Отравляют почву и воздух.
Учитель . А ведь эти земли могли бы быть использованы для сельского хозяйства или для застройки.
Учитель . Кроме того что свалки захламляют и делают непригодными для дальнейшего использования огромные территории, свалки горят и отравляя воздух на многие километры вокруг, отходы при разложении выделяют опасные вещества, которые попадают в почву, грунтовые воды и загрязняют их и т.п.
3- Эколог. Часть бывших свалок, оказавшись в черте города, застраивается жилыми кварталами. Но там продолжает выделяться биогаз – создаётся взрывоопасная и пожароопасная ситуация. Кстати бывшие свалки находятся в Приморском районе и Веселом поселке (Смотрят карту Приморского района).
Учитель. Хотелось бы вам жить в таких новостройках?!
Ученики. “НЕТ!”
3- Эколог. Кроме санкционированных свалок, есть несанкционированные, т.е. те, где без разрешения сбрасывают мусор недобросовестные работники перевозки мусора и организации, которые не хотят платить за утилизацию мусора. Наши леса и реки заполняются хламом повсеместно.
«Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему.
Мы образуем все больше и больше отходов и, в конце концов, рискуем захлебнуться в них».
Учитель. Можно сделать вывод… (Читает плакат)
Плакат «Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему. Мы образуем все больше и больше отходов и, в конце концов, рискуем захлебнуться в них».
Эколог 3 группы В прошлом веке Нильс Бор сказал …
Плакат «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах» Нильс Бор.
Эколог. Первыми нашествие мусора ощутили города. Не избежали печальной участи знакомства с цивилизацией леса и реки, ведь россияне так любят “отдохнуть на природе”!
В кабинет, с походными рюкзаками, заходит шумная компания учащихся 6 классов и накрывает поляну)
Сценка
«Отдых шестиклассников на природе»
Учитель: А как вы представляете себе отдых на природе?
Ученик: Выбрать поляну «покрасивее» и почище
Учитель Расположиться на ней с максимальным комфортом.
Ученик: Костер –
Учитель: выжигающий растительность, провоцирующий лесные пожары.
Ученик: Магнитофон
Учитель: Заглушающий пение птиц и разгоняющий все зверье в округе.
Ученик : Богатый ассортимент напитков и закусок,
Учитель : Следовательно, большое количество мусора.
3 Эколог : Вы наверняка десятки раз видели компании, отдыхающие таким образом.
Учитель: И что же остается после?
Пример: (на столе импровизированная поляна)
(Замусоренная поляна ! (на зеленом полотне разложен мусор: металлические, стеклянные, пластиковые бутылки, коробки из под сока, лампочки и батарейки от фонарика, жидкость для розжига, газета, апельсиновая кожура, пластиковые тарелки.)
Учитель: Припомните, часто ли вы видели, чтобы “наотдыхавшаяся” всласть компания собрала за собой весь мусор и унесла его с собой?
3 Эколог: Маленькая помоечка кажется незначительной, но, соединяясь с другими – становится стихийным бедствием.
Дело не только в том, что мусор выглядит «неэстетично», он в прямом смысле слова, отравляет нашу жизнь.
3 Эколог: Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всей планеты. На каждого из 6 млрд. жителей Земли приходится около 1 тонны мусора в год. Если свалить накопившийся за год мусор в одну кучу, то образовалась бы гора высотой с Эльбрус.
3 Эколог:По своему происхождению отходы бывают бытовые, промышленные, сельскохозяйственные и радиоактивные. Бытовые отходы - это обыкновенный домашний мусор. На каждого россиянина его приходится до 250 кг в год. И это количество неуклонно растет.
Учитель. Если не принять меры, то через 7-8 лет Россия превратится в одну большую свалку
Учитель: Почему мусора стало так много (на слайде) Учитель. Почему мусора стало так много?
(Отвечают дети 1гр. 2гр, 3 гр.)
Учитель Основные причины (кратко перечислить основное)
- Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)
- Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями
- Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и , с легкостью, отправляем на свалку
- Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи
- Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку
Учитель Мы покупаем много лишних вещей.
Акцент: почему дети захотели эти вещи? Потому что они есть у друзей?
Учитель. Вся наша жизнь окружена вещами, рядом с нами они проживают свою долгую или мимолетную жизнь, принося нам пользу или просто радуя нас. Вещи служат нам, бывает всего несколько секунд, а бывает целую вечность. Одни мы бережно храним, другие выбрасываем, не задумываясь. Одни вещи жизненно необходимы, другие лишь эквивалент статуса. Но каждая из вещей, рано или поздно, оказывается на свалке.
Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без благ цивилизации, забывая о том, что многие из этих благ чужды природе. Чем лучше живет человек, тем больше мусора на планете! С тех пор, как существуют города, существует проблема утилизации бытовых отходов.
3 Эколог: Еще недавно в России полиэтиленовые пакеты были ценным предметом домашнего обихода. Их стирали, сушили на веревочках. Пластиковые и жестяные баночки и бутылки были редкостью. Их мыли, хранили и использовали многократно.
Учитель: Но прогресс сделал свое дело. Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам. Нашествие одноразовой тары, плюс разруха в наших головах, все это превратилось в настоящее мусорное бедствие для России.
Учитель. Почему эта проблема так актуальна в 20 и 21 веке?
По этому вопросу проводим экспресс- опрос (30сек). Отвечают представители групп.
Примерные ответы:
- Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)
- Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями
- Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку
- Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи
- Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку.
Эколог 3гр : Огромная проблема – твердые отходы .В России накопилось 55 млн тонн бытовых отходов, и это только на зарегистрированных свалках. Почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5км от свалок.
Плакат Таблица
количество твёрдых бытовых отходов от различных объектов и учреждений
Объект | Среднегодовое количество отходов (кг) |
Детский сад, ясли (на 1 место) Школа, техникум, институт (на 1 учащегося) Театр, кинотеатр (на 1 место) Учреждение (на 1 сотрудника) Продовольственный магазин (на 1кв.м. торговой площади) Промтоварный магазин (на 1 кв.м. торговой площади) Рынок (на 1 кв.м. торговой площади) Вокзал, автовокзал, аэропорт (на 1 кв.м. площади) | 95 19 30 40 160 30 18 125 18 125 |
Учитель. Какое же количество твердых бытовых отходов оставляют разные объекты и учреждения. Рассмотрим таблицу. Опираясь на данные, приведенные в таблице, мы можем представить, какое количество мусора образуется ежегодно. В таблице дано ориентировочное количество твердых бытовых
Учитель . Посчитайте количество отходов нашей школы за год.
Обратите внимание – на одного учащегося приходится 19 кг мусора в год, в школе №618
721 ученик т. е. в год школа оставляет 13 тонн 699 кг мусора. Каждая свалка занимает примерно 6 га земли, в целом по стране 20000га или 2000 кв. км.
Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются
Учитель. Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?
Учитель. (Презентация )Посмотрите, что находится в мусорной корзине у каждого из нас? Пищевые отходы - 40%, а бумага - 35%, банки, пластик, стекло - 25%. В Европе перерабатывается половина этого богатства, а в России пока только 15%. Остальное закапывают или сжигают.
Слайт!
Давайте посмотрим на то, что мы оставляем чаще всего. Детям раздаются пакеты с мусором, в каждом по 4 предмета.
Учитель (Учитель достает различные виды отходов из мусорного ведра)
- Пластиковую бутылку
- Алюминиевую банку
- Стеклянную бутылку
- Тетрадку
- Носок шерстяной
- Огрызок яблока или кожуру апельсина
- Памперс
- Электрическую батарейку
- Газетную бумагу
- Картонную коробку
- Старую обувь
- Фольгу
Учитель. У вас на столе Карточки с временными периодами.
Сколько отход будет жить на свалке? Положите напротив отхода карточку с соответствующим периодом.
Периоды, которые должны быть указаны на карточках:
- 2-5 недель
- 2-10 лет
- Более 1000 лет
- 500 лет
- 100 лет
Плакат «Сроки разложения отходов».
Обсуждение. Проверка при работе с интерактивной доской, выходят представители групп и к предмету подставляют дату.
Потом включает информационный плакат и показывает правильные ответы.
3 – эколог «Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток»
Учитель. Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.
Дебаты «Что делать с отходами»
Учитель: Вам было дано домашнее задание узнать о способах обращения с отходами
«Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно?»
Дети предлагают варианты борьбы с мусором.
Что делать с отходами
Учитель «Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно?
Ответ детей. Существуют 4 основных способа обращения с отходами.
1. Захоронение 2. Сжигание 3. Компостирование 4. Вторичная переработка
- Захоронение на полигонах
Вред от захоронения отходов в том виде, которое он существует сегодня в России:
- Под свалки отчуждаются огромные территории, которые в будущем уже нельзя будет использовать ни подо что другое
- На свалки отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли быть переработаны в полезные вещи
- Токсичные вещества от разлагающихся отходов попадают в почву и грунтовые воды, отравляя их
- Свалки часто самовозгораются, при этом в воздух выделяются вредные токсичные вещества и парниковые газы
- Свалки – место скопления мышей, крыс, птиц, которые питаются отходами, становятся разносчиками инфекций
- Свалки не украшают наши пейзажи.
Захоронение отходов допустимо, если:
- Захоронение происходит на специально оборудованных полигонах, а не на «диких» свалках.
Полигон – это оборудованное, безопасное для природы и человека хранилище отходов. Дно и стены полигона выстилаются специальными материалами, которые предотвращают проникновение вредных веществ в почву и грунтовые воды, установлены специальные системы сбора газа, который образуется при разложении отходов, чтобы избежать его возгорания или попадания в воздух. Этот газ используется в хозяйственных целях, например для отопления инфраструктуры полигона и близлежащих предприятий. - На захоронение отправляется только небольшая часть отходов, которую невозможно переработать в полезную продукцию.
- Сжигание Чем плохо сжигание?
Плюсы сжигания:
- При сжигании объем отходов уменьшается до 30 процентов
- Тепло, образующееся при сжигании отходов, можно использовать в хозяйственных целях.
Минусы сжигания:
Это самый дорогостоящий способ обращения с отходами, если конечно речь идет о современном, безопасном мусоросжигательном заводе, где установлены в частности современные очистительные системы.
Большая часть мусоросжигательных заводов в нашей стране не являются современными и безопасными, а это значит при сжигании отходов в воздух попадает огромное количество вредных веществ (оксиды серы и азота, хлороводород, тяжелые металлы и т.п.), в том числе диоксины. Диоксины – это один из сильныейших ядов, его действие сильнее цианида, стрихнина, кураре!
- В результате сжигания мусора, образуется зола, которая во много раз более экологически опасное вещество, чем мусор сам по себе. И ее необходимо захоранивать на специальных полигонах (а это дополнительные расходы), иначе не избежать загрязнения почвы и грунтовых вод.
- На мусоросжигательные заводы сегодня у нас отправляется огромное количество полезных материалов, которые могли бы быть переработаны в полезные вещи.
Сжигание мусора в мусоросжигательных заводах допустимо, этот способ применяется во многих европейских странах, но в этих странах:
1.Уделяется большое внимание вопросам безопасности и тратятся большие средства на обеспечение безопасности подобных заводов (очистные сооружения, захоронение токсичной золы и т.д.)
2.На сжигание отправляется та часть отходов, которую невозможно вторично переработать.
- Компостирование
Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.
- Вторичная переработка
Учитель Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход:
- Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков
- Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку
- Сохраняет наше здоровье
- Меньше загрязняет окрестности.
Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90%. Давайте приглядимся к содержимому нашего обычного мусорного ведра и посмотрим так ли уж бесполезно, то, что мы привыкли считать мусором.
Достать мусорное ведро с образцами чистых отходов
(пластиковая бутылка, пластиковые стаканчики из-под йогурта, стеклянная бутылка, алюминиевая банка, тетрадка, органика (типа огрызка от яблока, кожуры).
Учитель: Опять возвращаемся к нашему мусорному ведру.
Ч то необходимо предпринять перед вторичной обработкой?
Ученик: Необходимо собирать отходы раздельно уже дома. Если мы всебросаем в одно мусорное ведро, то затем отходы сложнее разделить, часть ценных вторичных ресурсов теряется (например, загрязненные бумажные отходы становятся непригодными для вторичного использования). По статистике, при сортировке смешанных отходов (например, на мусоросортировочных станциях) можно выделить только около 20% вторсырья. Здесь мы не будем изобретать велосипед. Используем опыт, накопленный в Европе, используя контейнеры разных цветов.
Цвет | Тип отходов | Возможность переработки | |
| Стекло (бутылки, стаканы) | Есть | |
| Газеты, журналы и другие печатные издания | Есть | |
| Картон, пустые пластиковые упаковки | Есть | |
Органические остатки, пищевые отходы (например: компост) | Есть | ||
| Неперерабатываемые отходы | Нет |
Плакат с контейнерами (на доске)
Четыре контейнера с цветными значками. Раздаточный материал – что должно лежать в каждом контейнере, согласно цвету.
Учитель: Попробуем распределить отходы по контейнерам виртуально
Учитель: Могут применяться разные схемы сортировки, все зависит от требований
компании, которая собирает отходы и затем отправляет их на переработку. Основной принцип – отделять опасные отходы (батарейки, лампочки, градусники). Их нужно сдавать в специальные пункты приема, а также отделять ценное вторсырье от пищевых и не перерабатываемых отходов.
Всем давно ясно, что природные ресурсы нужно беречь, поскольку они не безграничны. Сберегать ресурсы помогает их вторичная переработка. Мы собираем и перерабатываем макулатуру, металлолом, стеклянные бутылки. Это позволяет нам не только беречь окружающую среду, улучшать экологическую обстановку. Но и экономить ресурсы, получать доходы из отходов.
Директор. В среду в нашей школе проходил сбор макулатуры. Класс победитель, собравший кг награждается этим вкусным пирогом.
Учитель Вернемся к нашей «поляне» - мини-свалке. (Сортировка)
Сегодня Вы получили знания, которые помогут Вам правильно поступить с тем или иным отходом.
Команды выбирают отход и говорят, как его можно использовать вторично.
Учитель Наша поляна стала чистой.
Выставка.
«Вторичное исполь зование отходов».
Учитель: Ребята, вы обратили внимание на выставку, которую подготовили ученики
нашей школы.? С передвижной выставкой к нам пришли учащиеся 3а класс, 3а занял 2 место по сбору макулатуры.
Входят ребята 3а класса и демонстрируют свои изделия.
Учитель: В 2010 году в России из вторичного сырья было извлечено более 4 т золота. Хочется верить, что вашему поколению удастся извлечь все золото из отходов, а значит сберечь природу для будущих поколений.
К сожалению, соображения бережного отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно; только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи незаметным, но непременным стимулом человека-созидателя. Н. К. Рерих.
Я думаю, что шаг, который может каждый из нас сделать по пути к созданию комфортных условий жизни, привлекательности нашего города, простой - не мусорить, смять упаковку и тем самым уменьшить объем образующегося отхода, направить во вторичную переработку, хотя бы бумагу и стекло, не допустить попадания опасных отходов в бытовые.
Каждый из нас просто обязан вести пропагандистскую и разъяснительную работу , получать непрерывное экологическое образование, использовать весь опыт человечества для сохранения нашей прекрасной планеты Земля. Мы сегодня особенно остро ощутили, что мы так близко подошли к необратимым процессам в природе.
Многие учащиеся нашей школы раньше многих других осознали надвигающую опасность для жизни от человеческой цивилизации. Они в нашей школе приобрели опыт взаимодействия с окружающей средой и посвятили себя профессии эколога. Эколог 1 группы немного расскажет о их деятельности.
Презентация Школа №618 «Я и экология» ПестоваТ.М.
Учитель: В ходе нашей сегодняшней встречи вы приобрели социальный опыт взаимодействия с окружающей средой, потому что жить в обществе, природной среде и быть равнодушным по отношению к ним - это удел невоспитанного безответственного человека.
Мы, петербуржцы, хотим жить в чистом дворе, чистом городе, чистом крае, чистой стране.
Мы разрешаем вам написать свои предложения по решению проблемы загрязнения окружающей среды отходами губернатору города , составить памятку своим сверстникам которые будут учится в школе №618 в 2020 году, подготовить послание жителям Петербурга
Как сохранить планету чистой?
Работа в группах:
1.Проект письма губернатору города
2.Отработка памятки – своему сверстнику.
3. Послание жителям Петербурга
Программы по сокращению количества отходов в школе №618
- Лучшие отходы – это отходы, появления которых удалось избежать.
- не покупать «лишние» вещи
- сократить покупку пластика (пакеты, бутылки, одноразовая посуда, …)
- Акции сбора вторичного сырья
- Субботник, «День добровольного служению города»
Субботники – это вклад каждого человека в экологию своего города, района, двора. Мероприятие сплачивает людей и приносит реальные плоды, которые мы сможем увидеть – чистый и красивый город.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
Почему процветавшие развитые цивилизации погибли?
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
Господня
(Синодальный перевод РПЦ)
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки.
Аминь.
Матфей 6:9-13
Отче наш, сущий на небесах!
да святится имя Твое;
да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
и прости нам грехи наши,
ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;
и не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого.
Лука 11:2-4
Значение цветов контейнеров для разделения мусора
Цвета контейнеров для разделения мусора в странах Европы униформизированы.
В 2002 году Гринпис России совместно с ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» начали эксперимент по раздельному сбору мусора в Санкт-Петербурге [1]. Начавшийся с одной придомовой контейнерной площадки, позже он был расширен до нескольких районов города. Собранные отходы проходят дополнительную сортировку на специальной станции [2]. По состоянию на начало 2013 года раздельный сбор отходов сохранился лишь в нескольких районах. Помимо этого в 2011 году в Санкт-Петербурге появилось общественное движение "Раздельный сбор", активисты которого раз в месяц организуют акции по приему у населения перерабатываемых отходов: макулатуры, стекла, пластиков [3]. В апреле 2013 года система раздельного сбора мусора была запущена в пассажирском терминале Пулково-2[4].
Также известно об экспериментах по организации раздельного сбора мусора во Владивостоке[5], Кирове [6], Магнитогорске [7], Новокузнецке [8], Перми[9] и Тульской области [10].
В июле 2012 года на сайте Росприроднадзора был опубликован доклад, в котором селективный сбор отходов признается менее эффективным по сравнению с термической переработкой[11].
Цвет | Тип отходов | Возможность переработки | |
| Стекло (бутылки, стаканы) | Есть | |
| Газеты, журналы и другие печатные издания | Есть | |
| Картон, пустые пластиковые упаковки | Есть | |
Органические остатки, пищевые отходы (например: компост) | Есть | ||
| Неперерабатываемые отходы | Нет | |
| Неперерабатываемые отходы | Нет | |
| Пластиковые бутылки и пластиковые упаковки | Есть |
Пример: (на столе импровизированная поляна)
Комплексный подход к управлению отходами
Наиболее передовые страны используют комплексный подход обращения с отходами, применяя все 4 способа. Оптимальный рецепт управления отходами:
- Переработать все, что можно, в том числе компостировать органические отходы.
- Сжечь, то, что нельзя переработать, но можно безопасно сжечь и получить энергию для хозяйственных нужд.
- Захоронить на полигоне то немного, что нельзя переработать или сжечь.
Например «Инициатива RRR» в области обращения с отходами:
Reduce – сокращение, Reuse – повторное использование, Recycle - переработка вторичных ресурсов
Вместе с ребятами рассмотреть хотя бы один пример (например, алюминиевую банку из-под газировки) заполнив на доске таблицу:
R1 - Сокращение | R2 - Повторное использование | R3 - Переработка |
Купить воду в стеклянной бутылке (вместо пластиковой), пользоваться многоразовыми сумками, а не пакетами | Сделать поделку – например лейку из бутылки, или шашки из крышек | Переплавить и сделать детали для велосипеда |
Практическая игра на закрепление материала
«Давайте немного поиграем, а заодно на практике убедимся, что подобный подход к отходами разумнее, чем тот, который существует в наших домах на сегодняшний день».
Разбить детей на 3 команды, раздать по мешку с чистыми отходами. Отходы должны быть узнаваемыми.
Задание – предотвратить попадание на полигон или мусоросжигательный завод, как можно большего количества отходов, используя материал мини-лекции по обращению с отходами и информационные плакаты.
Команды в течение 10 минут разбирают мешок и решают, как можно поступить с тем или иным отходом. Если придумали, откладывают вещь в сторону. В конце на парте должны лежать 2 группы вещей: которым удалось избежать отправки на полигон или в печь, и которым – нет. Ведущий подсчитывает, у какой команды вторая группа вещей меньше, эта группа побеждает.
Дальше по одному человеку из команды рассказывают, какие способы обращения они придумали для каждого вида отходов из первой группы. Ведущий все фиксирует в таблице на доске (см. пример таблицы в предыдущем пункте). По ходу ребята из класса или сам ведущий подсказывают, какие могут быть еще варианты, кроме предложенных.
R1 - сокращение | R2 – повторное использование | R3 - переработка | |
Предмет1 | |||
Предмет2 | |||
… |
В конце ведущий показывает на первые два столбца таблицы и говорит, что это то, что может делать каждый из нас уже сегодня для решения проблемы даже если у нас в городе нет ни одного приема вторичных ресурсов.
Многое в наших силах!
Мусор - это все, что было некогда извлечено из чрева Земли, переработано в полезную продукцию, а затем — отринуто за ненадобностью. И основной вопрос, возникающий при таком отношении к отходам, — не как сделать их незаметными для глаза, а как научиться возвращать их в цикл производства, тем самым заменяя природные ресурсы и, соответственно, уменьшая количество карьеров, горных выработок, нефтяных разливов и площадей с вырубленными лесами. Для достижения их глубокой переработки необходимо внедрение селективного (т.е. раздельного) сбора отходов, а значит — участия всех граждан нашей страны. Ведь смешиваясь в общем баке, один вид полезной продукции загрязняет другой, не менее полезный. И именно этот «коктейль» мы называем мусором.
Раздельно собранные отходы — это не мусор, это вторичное сырье, из которого можно получать нужные нам товары, не увеличивая нагрузку на окружающую среду.
Важно заранее подготовить пакеты разных цветов или наклеить наклейки с надписями: бумага, стекло, пластик, листва.
Можно привлечь к уборке родителей и других школьников.
Презентация Участие школы №618 в движении против мусорных свалок подготовленную нашими экологами.
Предварительный просмотр:
«Все люди возмущаются, а сами мусорят на каждом шагу».
Из сочинения ученицы 8 класса
Обращение к жителям Санкт-Петербурга
К Вам, уважаемые соседи, жители нашего любимого города, обращаются участники экологического форума «Мусор. Что с ним делать?», учащиеся 5-9 классов ГБОУ школы №618 .
Нам всем вместе необходимо остановить надвигающейся мусорную катастрофу, которая развивается от невежественного отношения человека к законам природы. Ещё, сегодня, каждый из нас, и взрослый, и школьник, может лично помочь городу, стране содействовать в её остановке.
Всем нам необходимо получать непрерывное экологическое образование. Использовать весь опыт человечества для сохранения нашей прекрасной планеты Земля.
Жители нашего города необходимо научиться пользоваться урнами для мусора.
Нужно ухаживать за городом, высаживать деревья, кустарники, цветы…
Отдыхая на природе , берегите её, мусор забирайте с собой, выбрасывайте его в контейнер!
Нужны пункты приёма перерабатываемых отходов, центры переработки отходов
Учащиеся ГБОУ школы №618 Приморского района
Учащиеся ГБОУ школы №618
- апреля на форуме мы выясняли:
- причины образования огромного количества мусора,
- вопросы цивилизованной утилизации,
- пути возврата мусора в качестве вторичного сырья.
Мы поняли, что многое можно изменить, немало зависит и от нас.
Всё дело в выборе наших ценностей жизни. Выборе поведения каждого человека, в его вкладе в улучшение экологии города или деревни, пусть даже небольшом, но всё в наших руках!»
Проблемы экологии напрямую связаны с сохранением жизни человека на планете Земля. Разрешение проблемы мусора требуют и специальных знаний, поэтому необходимо получать непрерывное экологическое образование.
Каждый из нас просто обязан вести пропагандистскую и разъяснительную работу, использовать весь опыт человечества для сохранения нашей прекрасной планеты Земля. Этого недостаточно
Нужно ухаживать за городом, высаживать деревья, кустарники, цветы…
Отдыхая на природе , берегите её, мусор забирайте с собой, выбрасывайте его в контейнер!
Ученики школы №618
19.04.2013г. Участники экологического форума « Мусор. Что с ним делать»