Творческая мастерская - путь к успеху. ПРОЕКТ

Бирюкова Наталья Николаевна

В проекте изложены главные методы, приемы, формы работы на уроке, построенного по технологии творческой мастерской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением музыкальных предметов им.А. П.Иванова» г.Бежецк Тверская область

Проект

«Творческая мастерская  - путь к успеху»

Автор: учитель русского языка и литературы

Бирюкова Наталья Николаевна,

Высшая квалификационная категория

2018

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………….3

Цели и задачи творческих мастерских………………………………………6

Оборудование…………………………………………………………………7

Алгоритм организации уроков по технологии творческой мастерской…8

Планируемый результат………………………………………………………10

Формы, методы, приемы работы в творческой мастерской……………….11

Виды творческих заданий……………………………………………………19

Принципы работы творческой мастерской………………………………….20

Использование маршрутных листов на уроках литературы как способ формирования познавательной и коммуникативной компетенции школьников………………21

Содержание курса……………………………………………………………….25

Приложение 1 Разработка урока литературы  «С чего начинается Родина?» (Творческая мастерская построения знаний по исторической  поэме  Н.А.Некрасова «Дедушка»)…………………………………………………………………………31

Приложение 2 «ПИСЬМА – облака счастья!»………………………………….58

Приложение 3 «Ах, война, что ты сделала подлая?!»(Творческая мастерская построения знаний по повести Бориса Васильева «А зори  здесь тихие»)……91

Приложение 4 «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так?» (Творческая мастерская построения новых знаний  по главе «Максим Максимыч» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)…………………………………..104

Приложение 5:  «Пишу письмо  Егору Полушкину» («С  чего начинается Родина?»  - творческая мастерская построения новых знаний по  роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»)……………………………………………………..139

Приложение 6 «Счастье бывает разное» (Творческая мастерская построения знаний по рассказу В.Токаревой «Самый счастливый день»)…………………………..181

Приложение 7 Методическая разработка урока литературы по  повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!». ……………………………………………196

Приложение 8 Методическая разработка внеклассного занятия «С чего начинается Родина?» ( Родина для князя Михаила Тверского)……………………………..211

Список литературы…………………………………………………………………235

Пояснительная записка

Труд учителя сложен и многогранен. Современная действительность предъявляет ряд требований не только к методам и формам организации учебного процесса, но к самому педагогу. Учитель должен быть эрудированным, компетентным в различных областях знаний, способным ответить на любые вопросы учеников, владеть новыми методиками и технологиями преподавания.  

Перед современным учителем встает ряд проблем:

1)преобладание объяснительно-иллюстративного способа преподавания, а не деятельностного характера учения;

2) низкая заинтересованность учащихся;

3) отсутствие мотивации,

4)низкая познавательная активность; интернет и компьютер занимают свободное время учеников; многие ученики идут легким путем и ищут ответы в интернете, а многие учащиеся совсем не желают учиться,

5) учащиеся мало читают, поэтому читательская компетенция очень низкая.

Меняется жизнь, меняются требования, предъявляемые жизненной ситуацией к выпускнику, поэтому система образования тоже должна претерпеть изменения, чтобы подготовить творчески мыслящего, эрудированного, умеющего высказать и подтвердить свое мнение человека.

Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. В условиях реализации ФГОС нового поколения учитель должен построить урок так, чтобы все учащиеся имели возможность участвовать в учебном процессе, высказывать свое мнение, вступать в дискуссию.

ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ:

-развитие коммуникативных компетенций;

-развитие познавательных компетенций;

-повышение мотивации;

-активизация мыслительной деятельности;

-сотрудничество и сотворчество учителя и ученика;

-системно –деятельностный подход;

-использование активных и интерактивных методов обучения;

-творческая составляющая урока.

Все перечисленные компоненты подразумевают обращение к сознанию школьника, дают ему возможность стать активным участником учебного процесса, а не пассивным слушателем.

Новые педагогические технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения приходят на помощь учителю: кейс- технологии, технология критического мышления, учебный диалог, творческие мастерские. Я считаю очень удачной и успешной технологию творческой мастерской. Эта технология предполагает взаимное сотрудничество педагога-мастера и ученика-творца. А также эта технология требует большой самостоятельности и самореализации обучающихся, она позволяет развивать мыслительные и творческие способности школьников.

Творческая или педагогическая мастерская – это далеко не новая педтехнология, но она по-новому звучит в условиях внедрения ФГОС нового поколения.

Разработан алгоритм творческой мастерской группой французских ученых в конце 80-х годов XX века. В Россию пришла эта технология в 90- х годах ХХ века, когда французских педагогов в Москве презентовали данную инновационную форму работы.  

Форма организации работы в педагогической мастерской  не навязывает подростку мнение старших, опытных  людей.  Свое видение проблемы учащиеся учатся формулировать самостоятельно. Они приходят к видению нового материала посредством своей мыслительной деятельности. Школьники в ходе работы опираются на свой жизненный опыт, предложенные модели, схемы, тексты. Учитель только направляет  их мысли, способствует правильному восприятию мира. Кроме  того ,школьники учатся общаться друг с другом, с педагогом и вообще с миром в целом, т.е происходит более успешно процесс социализации. Творческие мастерские уместны на уроках гуманитарного цикла, поэтому в данном проекте представлен опыт организации уроков литературы и внеклассных мероприятий по технологии творческой мастерской.

Цели и задачи творческих мастерских

Цель творческих мастерских – формировать ключевые компетенции школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Задачи:

  1. Формировать познавательную компетенцию;
  2. Формировать коммуникативную компетенцию;
  3. Формировать личностные качества школьников;
  4. Формировать читательскую компетенцию;
  5. Развивать творческие способности школьников;
  6. Развивать ассоциативное мышление обучающихся;
  7. Воспитывать патриотическое самосознание и лучшие нравственные качества  школьников;
  8. Создать комфортные условия для освоения учебной программы;
  9. Повысить мотивацию к изучению предметов гуманитарного цикла  и заинтересованность школьников;
  10. Расширять кругозор школьников, организуя для них «живые уроки» и увлекательные экскурсии.

Оборудование

Ноутбук, проектор, интерактивная доска, художественная литература, учебники, маршрутные листы и тетради на печатной основе.

Алгоритм организации уроков по технологии творческой мастерской

Обратимся к научному понятию технологии педагогической мастерской. Свое название технология получила, что у нее есть МАСТЕР. Но это не учитель, передающий свои знания и умения незнающему и не умеющему ученику. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участи все, включая самого мастера. В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить новую информацию, а передать способы работы, будь то естественно- научное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследование исторических первоисточников, создание произведений прикладного искусства и др.

В технологии творческой мастерской важно:

-не сообщить  материал, а передать способы работы с ним;

-чередовать формы работы: погружение в материал, индивидуальная работа, сопоставление старых знаний с новыми открытиями;

  • В ходе мастерской происходит обмен мнениями,  учащиеся вступают в диалог, афишируют результаты своих открытий;

- Необходимо обращение к разным источникам: словарям, текстам, живописи, музыке, киноискусству. Данные метапредметные знания помогают погрузиться в новый материал и сделать новые открытия.

Как раз  все перечисленное предусматривают ФГОС нового поколения.

АЛГОРИТМ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ :

  1. Работа с ассоциациями;
  2. Социализация;
  3. Углубление в ассоциации;
  4. Социализация;
  5. Разрыв;
  6. Афиширование результатов;
  7. Осмысление материала;
  8. Творческий этап;
  9. Рефлексия

МЕТОДЫ РАБОТЫ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ -САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ И ОТКРЫТИЕ НОВОГО:

  1. Обращение к ассоциациям;
  2. Верно или неверно;
  3. Выберите из предложенного списка…
  4. Заполнение пропусков в таблице;
  5. Синквейн;
  6. Наглядный метод;
  7. Словесный метод – элементы учебного диалога
  8. Работа в маршрутных листах;
  9. Проблемные вопросы;
  10. Составление кластеров;
  11. Творческие задания (эссе, письмо, радуга желаний, облака- мечты и т.д)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ:

  • в парах
  • -индивидуальная
  • -групповая.

Планируемый результат

Познавательные компетенции: обучающиеся овладевают учебным материалом в полном объеме, могут давать характеристики персонажам, оценивать события и героев книг, проявляют интерес к чтению и художественной литературе.

Коммуникативные компетенции: школьнику получают возможность обсуждать, высказывать свою точку зрения, спорить, рассуждать, оформлять письменные и устные сообщения, писать творческие работы.

Метапредметные компетенции: школьники получают возможность принять участие в конкурсах и проектах разного уровня, посетить экскурсионные программы и учреждения культуры.

Личностные компетенции: сформировать лучшие нравственные качества школьников, воспитать патриотическое самосознание и гражданскую ответственность.

Читательские компетенции: учащиеся овладевают навыком работы с художественным текстом, умением продуктивного чтения текста, отбирать необходимую информацию.

Формы, методы, приемы работы в творческой мастерской

Уроки словесности берут на себя первостепенную задачу по развитию коммуникативной и  читательской компетенции. А вместе с тем, изучая то или иное произведение по литературе, происходит формирование учебно-познавательной компетенции, личностно-ориентированной и ценностно-смысловой.

При внедрении ФГОС нового поколения меняется подход к преподаванию учебных дисциплин. Многие задания рассчитаны на жизненный опыт учащихся, на их самостоятельность, на их умение добывать знания и применять их на практике, на творческий подход к построению урока со стороны педагога

 Помогает современному педагогу  интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий, а также использование активных методов и приемов обучения.

 Хотелось бы остановиться на формах организации учебной и внеурочной деятельности школьников, которые развивают речь, учат учащихся говорить и писать грамотно, правильно, т.е. формируют коммуникативную компетенцию. А как мы отметили выше, именно речь человека, его умение говорить и писать красиво и правильно говорят, прежде всего, о его интеллекте. Формировать ключевые компетенции помогают следующие формы организации работы:

Читательские конференции. Например, читательская конференция «Емельян Пугачев в истории и литературе». Учащимся предлагаются примерные темы: «Емельян Пугачёв в Капитанской дочке» А.С. Пушкина, «Емельян Пугачев в поэме С.А. Есенина», « Емельян Пугачев в творчестве В.Я Шишкова», «Емельян Пугачев как историческая личность». Выбрав тему, учащиеся готовят дома материал к выступлению. Как памятку можно использовать письмо «Учиться и писать правильно» Д.С. Лихачёва  из упомянутой выше статьи, в которой очень подробно описано, как правильно делать публичное выступление. Задача для школьников подготовить краткое лаконичное выступление, которое могло бы заинтересовать одноклассников – это трудная работа. Казалось бы, что вся информация сейчас есть в Интернете, и не составит труда сделать выступление. Но дело в том, что школьники не умеют обрабатывать добытую в интернете информацию, не умеют выступать и строить связное сообщение. Поэтому на первых порах учитель должен стать наставником, который помогает составить план выступления, выбрать нужную информацию, построить небольшое яркое выступление, дает рекомендации по подготовке к публичному выступлению. После выступления  предлагается публике (одноклассникам)  задать вопросы по прослушанной теме – это тоже будет служить дополнительными баллами к оценке за урок. Такой вид работы  приучает учащихся к самостоятельности, развивает устную речь, формирует умение делать публичные выступления и может в будущем помочь при обучении  в ВУЗах.

Кружковая работа. Внеклассная работа тоже обогащает жизнь школьников и играет важную воспитательную роль. Кружок «Художественное слово» создает возможность развития творческих способностей школьников и формированию метапредметных компетенций.

Экскурсии в библиотеку. Экскурсии в библиотеку тоже полезны для школьников. Это может быть организовано как урок  или как внеклассное мероприятие. «Живые уроки» выводят учебный процесс на метапредметный уровень. В библиотеке может состояться встреча с писателями, тематические выставки и беседы. Кроме того, учащиеся получают возможность прикоснуться к книге, познакомиться с теми тематическими разделами, которые предлагает библиотека.

Современные педагогические технологии: урок-диспут, урок- диалог, творческая мастерская, мозговой штурм, проблемное обучение, продуктивное бучение, кейс –технологии и т.п. –   нацеливают учащихся на самостоятельность,  учат применять собственный  опыт, креативно мыслить, а также  носят практический характер и способствуют развитию творческих способностей и активизации мыслительной деятельности.

Урок – игра  позволяет повысить заинтересованность и мотивацию школьников. Уместно проводить игру в 5-7 классах. На уроках русского языка и литературы приемлемы такие формы, как викторины, квесты, командные соревнования, КВН, деловые игры. Игровая форма организации учебного процесса  расширяет кругозор школьников, тем самым формирует учебно-познавательные и личностно-ориентированные компетенции, развивает речевую активность учащихся.

 Проектную технологию можно использовать на уроках. Этот вид работы нацелен на малый период времени (урок), работа предусматривается в группах. Каждая группа получает задание, план работы над проектом, необходимые материалы. В конце урока группа должна представить проект и  защитить его.Также проектная деятельность может быть долгосрочной. В начале учебного года каждый учащийся или группа учащихся выбирает предмет, по которому будет писать проект и предлагает педагогу интересную им тему. В течение всего года учащиеся работают над проектом, проводят исследования. В конце учебного года в школе организуется научный семинар, на котором учащиеся защищают свои проекты. Этот вид деятельности помогает развить умение работать с научной литературой, оформлять научные труды, а также формирует коммуникативную компетенцию.

           ФГОС нового поколения предъявляют ряд требований к использованию методов и приемов обучения. Рекомендуется традиционные методы заменять на активные. Активные методы строятся на практической направленности, носят творческий характер, позволяют обратиться к жизненному опыту школьников. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием  активных методов обучения определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.

А теперь остановимся на активных методах и приемах, которые позволяют учителю работать над формированием ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Начало урока должно быть эмоциональным и служить лейтмотивом ко всему действию в ходе урока. Можно использовать мотивационные ролики по теме или фрагменты из кинофильмов, музыкальные клипы, которые создают фон урока и настраивают школьников на работу на уроке. Название темы урока может быть строчкой из песни, фразеологизмом, метафоричным. Это позволяет в начале урока создать проблемную ситуацию по формулированию целей и задач урока. Например, при изучении поэмы Н.А.Некрасова «Дедушка» тему урока можно сформулировать так: «С чего начинается Родина?». Урок можно начать с видеоклипа всем известной песни. А потом школьникам задать вопросы: О чем пойдет речь на уроке? Какие важные понятия мы должны изучить? Плавно перейти к  работе над ассоциациями: Как вы понимаете слово Родина? Ассоциации можно оформить в форме солнышка, кластера, таблицы. В начале урока еще один вид работы, как выбор наиболее удачного эпиграфа, позволяет учащимся вдумчиво подходить к осознанию целей и идее урока. Предлагается ряд эпиграфов, из чила которых учащиеся выбирают  соответствующий теме урока.

В основной части урока учитель должен также разнообразить методы и приемы работы. Они должны носить творческий, практический характер. Например, каждый учитель-словесник должен использовать творческие работы: сочинений, эссе, писем и т.п. Уроки словесности ставят своей первостепенной задачей  – формирование речевой компетентности школьников: устной и письменной. Формирование письменной речи происходит на уроках русского языка и литературы посредством написания сочинений, эссе, писем. Можно использовать проблемные вопросы, которые предполагают развернутого ответа и собственных аргументов. Традиционное сочинение позволяет школьникам высказать свое мнение по поводу прочитанного произведения, дать оценку поступкам героев, дать характеристику персонажам.

Интересный прием – это составление синквейнов. Это пятистрочие, которое в лаконичной форме позволяет проверить уровень освоения материала. Например, 1 строка  – Онегин; 2 строка  – скучающий, разочарованный; 3 строка  –  тратит время, убивает.любит; 4 строка   – Онегин разочарованный эгоист;  5 строка   – пессимист.

Составление устного рассказа по заданной теме (Снежный ком). Это игровая форма позволяет по заданной теме составить коллективный рассказ. Например, предлагается на уроке русского языка в 5 классе тема для игры:  "Осенняя пора, очей очарованье". И каждый ученик встает и добавляет свое предложение об осени. Получается красивый устный рассказ, который потом можно предложить оформить письменно.

Описание героя на уроках литературы (по плану). На уроках литературы учащиеся должны уметь оценивать героев книги, давать им характеристики, давать оценку их поступкам. Чтобы учащиеся  смогли составить рассказ о герое, можно предложить план. Этот план можно оформить в тетради в форме таблицы и совместно с учителем, используя текстовой материал, учащиеся заполняют графы. После того как таблица заполнена, можно сильному учащемуся рассказать о персонаже книги, а в качестве домашнего задания целесообразно предложить дать оценку какого-нибудь поступка героя. Например, изучая произведение Н.В.Гоголя «Мертвые души», уместно предложить план характеристики помещиков. Давая характеристики  помещикам по определенному плану, учащиеся могут иметь возможность сравнивать персонажей.

Составление кластеров. В круге пишем имя персонажа художественного произведения, а стрелки показывают характеристики. Учащиеся записывают максимальное количество характеристик, а потом можно предложить составить рассказ об этом персонаже.

Заполнение цитатных таблиц. Например, в первой графе таблицы даны те направления, по которым необходимо выписать цитаты из художественного текста. Можно предложить такие направления при описании жизни Евгения Онегина в Петербурге: воспитание, образование, внешность, увлечения, занятия и т.д.

Создание буктрейлеров. Это творческая работа предусматривает наличие компьютера и специальной программы.учащиеся создают видеоролик о книге, сюжете, подбирают картинки и музыку. Обычно буктрейлеры занимают 3-5 минут. Учащимся очень нравится просматривать работы своих одноклассников. После просмотра можно предложить обсуждение: у кого лучше получилось реализовать замысел автора, кто смог наиболее удачно подобрать картинки, музыка.

Создание рекламы о книге. Как творческую работу можно предложить учащимся создать рекламу прочитанной  книги. Это может быть письменный отзыв, который учащиеся зачитают на уроке и поделятся своими впечатлениями с одноклассниками. Это может быть видеореклама о книге.

Выбери характеристику герою. Такой вид работыактивизирует мыслительную деятельность учащихся. Из предложенного списка характеристик учащиеся выбирают правильные необходимы и аргументируют, подтверждают текстовым материалом. Можно предложить продолжить список.

Составление диалогов. На уроках русского языка есть ряд заданий, которые предлагают школьникам составить монолог или диалог на заданную тему. На уроках литературы тоже можно составлять диалог. Начать можно с составления вопросов литературному герою. Например, изучив повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», можно предложить учащимся составить вопросы Дуне, дочери станционного смотрителя. Опросы могут получится следующие: Дуня, почему ты покинула отца? Дуня, почему ты не помогала отцу? Дуня, почему ты так поступила? Дуня, почему ты не проявила сочувствие к своему старому отцу? Почему ты была равнодушна?  Зачем ты приехала просить прощения уже на могиле отца? Такие вопросы затрагивают эмоции школьников и позволяют формировать личностно-ориентированные компетенции школьников. После составления вопросов можно предложить попробовать ответить на них, представив себя в роли литературного героя. Таким образом, может получиться диалог с героем книги.

Маршрутные листы. Такой раздаточный материал помогает учащимся сразу видеть план работы на уроке. Лист маршрутного листа разделен на две колонки: в первой колонке  –  даны задания, вопросы, указаны необходимые главы. Вторая колонка пустая  –  здесь учащиеся должны записать свои мысли, суждения.  В маршрутном листе даны задания, вопросы, учащиеся могут подумать и написать ответ, потом уже  сделать устное выступление. Маршрутные листы могут служить опорой для составления рассказа, развернутого ответа на вопрос.

Использование на уроках проблемных вопросов, которые позволяют развивать мыслительную деятельность школьников, а также формирует умение высказывать свою точку зрения, приводить аргументы и доказательства.

Составление лексического словаря произведения. Такая лексическая работа необходима, когда изучается произведение, где встречаются устаревшие слова. Например, изучая «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, можно предложить учащимся выписать незнакомые слова, устаревшую лексику: кудесник, хазары, вещий… и т.д. А также объяснить толкование устаревших слов, значение которых непонятно современному читателю. Также можно провести межпредметную связь с уроком русского языка (раздел «Лексика) и предложить разделить слова на группы: архаизмы и историзмы.

Сравнение художественного текста и кинофильма, снятого по изучаемому произведению. Например, изучив рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» и просмотрев кинофильм во внеурочное время, можно предложит  заполнить сравнительную таблицу и сделать соответствующие выводы.

Прием «Инсерт»  заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение: «+» - «узнал новое» «~» - «уже знал» «-» - «думал иначе» «?» - «есть вопросы».

Метод « Спайдерграмма» призван помочь учащимся систематизировать свои знания по теме. На доске или плакате учитель рисует круг в центре, которого пишется главное слово. От данного слова отходят стрелки с такими же кругами, в которых пишутся слова, связанные с данной темой. Учащиеся диктуют слова сами. Данный метод помогает вспомнить и систематизировать изученный учениками материал, и подготовить учащихся к дальнейшей проработке темы.

На этапе рефлексии в финале можно использовать следующие методы и приемы для установления обратной связи:

Метод «Лестница успеха». На завершающей стадии урока учитель предлагает учащимся оценить свое участие в уроке, степень удовлетворенности общением, которое состоялось на уроке, своим вкладом в работу всей группы, в итог урока с помощью «Лестницы успеха». Учащиеся проходят к ватману с «Лестницей»  и приклеивают смайлик там, где считают нужным. Полученная картина обсуждается учителем и учащимися: сколько учащихся позиционировали себя на верхней ступеньке, сколько на второй, сколько на третьей.

Метод  «Светофор». Обучающиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, отражает их оценку урока: зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно. Затем приклеивает ее на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая картину урока.

Методы  «Смайлик»«Вместе мы построим дом»«Наш урожай»позволяют оценить собственную работу на уроке, вклад в общее дело по достижению поставленной совместной цели в начале урока, оправдались ли опасения или ожидания, которые были у них в начале урока, понравился ли урок.

         Таким образом, подводя итоги выше изложенному, можно сделать следующие выводы, что современные педагоги в условиях внедрения ФГОС нового поколения должны использовать активные и интерактивные методы обучения, вовлекая каждого ученика в творческий процесс, давая возможность высказать свое мнение, опираясь на свой жизненный опыт, учить аргументировать свои ответы. Планомерная комплексная работа позволит сформировать ключевые компетенции обучающихся и вместе с тем повысить мотивацию и заинтересованность школьников.

Виды творческих заданий

  1. Эссе;
  2. Письмо к литературному герою;
  3. Письмо к автору книги;
  4. Модель: становление литературного героя;
  5. Письма  «Облака счастья»;
  6. Радуга «Жизненные принципы героя»;
  7. Лесенка добра;
  8. Кластеры;
  9. Путь к себе истинному (оформление на ватмане)
  10. Дерево желаний;
  11. Таблица («плюсы» и «минусы» персонажа)
  12. Цитатные таблицы;
  13. Буктрейлер;
  14. «Мы рисуем героя» (важна цветовая гамма)
  15. Модель «Бусы жизненных ценностей литературного героя»;
  16. «Мы пишем книгу» (создание очерков, мини-рассказов, эссе);
  17. Рука помощи: макет руки человека – пять пальцев, как пять надежд литературного героя;
  18. Модель : «Солнышко жизненных принципов героя»;
  19. Стихотворение;
  20. Обращение к литературному персонажу;
  21. Проекты.

Виды творческих работ могут быть совершенно разные. Они помогают заинтересовать школьников, замотивировать, создать ситуацию успеха.

Принципы работы творческой мастерской

  1. «Нет неправильных ответов!»
  2. «Учитель – это мастер, наставник, а не человек, дающий готовые знания!»
  3. «К новым открытиям нужно идти!»
  4. «Работать нужно , сотрудничая, уважая мнение других!»
  5. «Каждая мысль – есть истина!»
  6. « Каждый имеет право на свое собственное мнение!»

Использование маршрутных листов на уроках литературы как способ формирования познавательной и коммуникативной компетенции школьников

Все наши замыслы,

все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться.

В.А.Сухомлинский.

Перед школой стоит задача – выпустить востребованного на рынке труда человека, грамотного, коммуникабельного, творческого, креативно мыслящего. Внедрение ФГОС нового поколения ставят перед педагогом ряд задач по формированию ключевых компетенций: учебно- познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, общекультурной и др.

Уроки словесности берут на себя первостепенную задачу по развитию коммуникативной и  читательской компетенции. А вместе с тем, изучая то или иное произведение по литературе, происходит формирование учебно-познавательной компетенции, личностно-ориентированной и ценностно-смысловой.

При внедрении ФГОС нового поколения меняется подход к преподаванию учебных дисциплин. Многие задания рассчитаны на жизненный опыт учащихся, на их самостоятельность, на их умение добывать знания и применять их на практике, на творческий подход к построению урока со стороны педагога

 Помогает современному педагогу  интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий, а также использование активных методов и приемов обучения.

Очень важно, чтобы уроки были интересны, поучительны, вовлекали в работу каждого ученика.  Нужно мотивировать учащегося.

Перед учителем всегда стоит вопрос:  как добиться того, чтобы ученик хотел учиться, хотел получить  знания? На помощь учителю приходят современные педтехнолгии, интерактивные и активные методы обучения.

Уроки литературы дают тот богатый материал, на котором происходит формирование нравственных ценностей и ориентиров учащихся. Урок литературы – это именно то пространство, где учащиеся имеют возможность обсудить прочитанный текст, высказать свое суждение, обменяться мнениями.

Как учитель словесник, я всегда должна отбирать тот необходимый материал для изучения на уроке, для самостоятельного изучения школьниками; правильно выбрать форму организации учебного процесса: будет это работа в группах или парах, или индивидуальная работа школьника, выбрать технологию проведения урока (творческая мастерская, квест, критического мышления, продуктивного обучения и т.д), а также выбрать те методы и приемы, которые позволят наиболее успешно преподнести изучаемый материал. Я ставлю такие цели:

  1. Формировать интерес к предмету, чтобы ученику было интересно на уроке слушать учебный материал, чтобы он мог его понять, разобраться в нём;
  2. Вызвать учащегося на диалог, к разговору, помочь ученику сориентироваться в учебном материале,в художественном тексте произведения;
  3. Развивать навыки самостоятельно работать на уроке (при актуализации знаний, при изучении нового материала, с учебником, с художественным текстом и т. д.);
  4. Создавать ситуацию успешности ученика на уроке (используя приобретённые им знания);
  5. Работать вместе с ним по исправлению пробелов в его знаниях по предмету.

            На помощь педагогу по решению поставленных задач могут прийти «маршрутные листы». Что такое маршрутный лист? Это маршрут или план урока. Учащимся в начале урока выдаются бланки (маршруты). В первой колонке обозначено задание, вопрос, проблема. Во второй колонке учащиеся пишут свои ответы. Маршрут помогает учащемуся сориентироваться в пространстве урока, спланировать свою деятельность, сконцентрировать внимание на главном. В маршрутах можно приписывать те источники, куда учащиеся могут обратиться в поиске информации. Например, главы повести или действия и явления пьесы, страницы учебника и т.д.  работая в маршрутном листе, учащиеся записывают информацию, поэтому им потом проще составить устный ответ по заданному вопросу или проблеме, а это формирует коммуникативную компетенцию, умение выступать, доказывать подтверждать.

Работая по “Маршрутному листу” ученик не попадает в ситуацию неожиданного вопроса, у него есть время подумать, ответить, подготовив ответ. Многие ученики отвечают в письменной форме. И на основе своих записей потом составляют устное выступление.

“Маршрутный лист” - это список заданий, разного уровня сложности (начиная от простого постепенно переходя к более сложному), с пометкой, куда обратиться за ответом и самому правильно выбрать и сформулировать ответ или сделать задание, решить задачу, выполнить тест.

“Маршрутный лист» и его применение на уроке при работе со слабыми учениками, даёт возможность активизировать работу и учит его работать, кроме этого, обеспечивает психологический комфорт на уроке. С помощью “Маршрутного листа” ученик движется в обучении согласно своим возможностям. Их нужно составлять с учётом способностей каждого ученика или группы учеников (а может быть и класса).

Как работать с маршрутным листом на уроке (методика): можно по –разному использовать маршрутный лист на уроке, все это зависит от места урока в разделе, от особенностей учащихся, от целей и задач урока.

  1. На этапе изучения нового материала, знакомства с художественными особенностями произведения, целесообразно использовать маршрутные листы для совместной работы класса. Учащиеся поэтапно читают вопросы и задания, отвечают устно на них, потом записывают информацию самостоятельно в маршрутный лист. В конце урока можно попросить учащегося сделать основные выводы, опираясь на маршрут урока. Учитель в ходе урока выступает в качестве наставника, помогает сориентировать учащихся на правильные ответы.
  2. Использование маршрутных листов на этапе углубления в текстовой материал, при характеристике персонажа произведения. Возможно выдать маршрутные листы с заданиями. Дать время минут 15-20 от урока, чтобы учащиеся заполнили вторую колонку в маршруте. Потом учащиеся прекрасно отвечают на вопросы учителя, им легче сформулировать свой ответ, когда он уже записан в маршруте. Это позволяет учителю оценить работу всех учащихся, исправить недочеты и поправить ,если дан неправильный ответ. А также послушав друг друга, учащиеся могут внести корректировку в свои ответы. Это также учит школьников слушать ответы своих одноклассников, уважать их мнение.
  3. На этапе повторения использовать маршрутные листы можно для самостоятельной работы. Можно сделать несколько вариантов маршрутов, это позволит объективно оценить работу школьников. Во время урока учащиеся самостоятельно работают в маршрутных листах, отвечают на поставленные вопросы, обращаются к текстовому материалу. Целесообразно включать в такие маршруты проблемные вопросы, которые позволяют учителю увидеть мнения и суждения учеников, их глубину понимания художественного текста.
  4. Можно использовать маршрутные листы при работе по группам. Каждая группа получает маршрутный лист , прорабатывает его, потом делает презентацию своего видения учебного материала с аргументами.
  5. Можно предложить работать в маршрутных листах  в парах, где учащиеся имеют возможность с соседом по парте обсудить проблему и прийти к правильному выводу.

Использование маршрутных листов позволяет экономить время урока. Учащиеся имеют возможность быстро сориентироваться в ходе урока, а также повышает мотивацию школьников, развивает их познавательные компетенции и формирует речевую активность, умение мыслить и делать публичные выступления.

Конечно, от учителя создание и применение маршрутного листа на уроке требует:

1. Профессионализма, хорошее знание своего предмета, учебных программ по предмету.

2. Уметь умело составить маршрутный лист, чтобы рассчитать время на его работу и выполнение

3. Обязательно отслеживать движение ученика по данному предмету, фиксировать его успехи.

Содержание курса

5 класс

Тема

Творческий выход

Творческая мастерская «Что за чудо эти сказки!» (по сказкам А.С. Пушкина)

Таблица «Русские народные сказки и авторские сказки»

«Россия начиналась не с меча!» (творческая мастерская построения новых знаний по произведению М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Кластер «Качества русского воина –защитника»

Творческая мастерская «Тайна Гоголя»

Буктрейлеры по произведениям Н.В. Гоголя

Творческая мастерская  построения новых знаний «Что значить уметь сострадать?» (п произведению И.С.Тургенева «Муму»)

Письмо к Герасиму

«Кто есть настоящий герой?» (Творческая мастерская новых открытий)

Сравнительная таблица

«Почему не все люди счастливы?» (что есть счастье для героев В.Г. Короленко «Дети подземелья»)

Радуга жизненных принципов героев

«Хлеб – всему голова» (Творческая мастерская по рассказу К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

Эссе, стихи

«Это озеро не отыщешь на карте!» (Творческая мастерская по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Модель «Дерево нравственных убеждений и принципов литературного героя)

«Война  - это страшное слово!» (Творческая мастерская – концерт «Поэзия о Великой Отечественной войне»)

Декламация стихов о Великой Отечественной войне.

«Живые уроки» - экскурсии

«По дорогам бременских музыкантов» (экскурсия в Тверской театр драмы - мюзикл « Бременские музыканты»)

Сравнительная таблица «Книга, мультфильм, мюзикл»

Герои русских народных сказок . Экскурсия в п.Чукавино «В поисках клада Кощея Бессмертного»

Эссе «Образ Кощея в русских народных сказках»

«Москва ! Как много в этом звуке!» (экскурсия в Москву)

Туристический путеводитель «Что я видел в столице»

6 класс

Тема

Творческий выход

«Герой или злодей?» (Творческая мастерская по произведению А.С. Пушкина «Дубровский»)

Радуга «Жизненные принципы героя»

«Счастливая любовь….» (Творческая мастерская по повести  А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка»)

эссе

«Русь! Как ты красива!» (Творческая мастерская по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»)

таблица

«С чего начинается Родина?» (Творческая мастерская построения новых знаний по поэме А.Н. Некрасова  «Дедушка»)

Пишу письмо декабристу….

«Уменье и труд все перетрут!» (творческая мастерская по произведению Н. С. Лескова «Левша»)

Кто есть настоящий мастер своего дела?! (сочинение)

«Что значит быть честным?» (творческая мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» )

Солнышко «Жизненные ценности героя»

«Живые уроки» - экскурсии

«Что такое мужество?» (урок –экскурсия в библиотеку  Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»)

Письмо Алексею Мересьеву

«По сказкам Пушкина» (экскурсия в Тверской драматический театр «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Сравнительная таблица «Книга и спектакль»

«Как появилась почта?» (экскурсия в библиотеку и на Почту )

Создание презентации: почта вчера, сегодня, завтра.

«Город древний, город вечно молодой!» (экскурсия в старинный город Углич»

Коллективный проект «Углич: прошлое, настоящее, будущее»

«Как учились дворянские дети?!» (экскурсия в г. Ярославль , губернаторский дом)

Эссе «Чему учили дворянских детей?»

7 класс

Тема

Творческий выход

«Что есть настоящее счастье?» (Творческая мастерская по сказанию «О Петре и Февронии»)

Радуга «Ценности семьи»

«За веру и Отечество!» (Творческая мастерская по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

Два антипода: Андрий и Остап. Цитатная таблица

«Самая счастливая пора!» (Творческая мастерская построения новых знаний по повести Л.Н. Толстого «Детство»)

Солнышко счастья Николеньки Иртеньева

«Что есть правильное воспитание?» (творческая мастерская построения новых знаний по рассказу И.Бунина «Цифры»)

кластер

«Вот она настоящая жизнь – без приукрас!» (творческая мастерская по повести М. Горького «Детство»)

Дерево –модель «Жизненный убеждения литературного героя»

«Мы в ответе за тех, кого приручили» (творческая мастерская по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

«плюсы» и «минусы» литературных героев

«Что есть доброта и сострадание?» (по рассказу А.Платонова «Юшка»)

эссе

«Маки как символ памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя»

Тема памяти в художественной литературе -эссе

«Смешное и грустное в рассказе М.Зощенко «Беда»

Письмо литературному герою

Михаил Тверской –долгий путь домой. Или С чего начинается Родина для благоверного князя Михаила Тверского?

Путеводитель по местам, связанных с именем Михаила Тверского и Анны Кашинской

«Живые уроки» - экскурсии

Житие Сергия Радонежского (Экскурсия в музей –заповедник Сергиев Посад)

Буктрейлер, презентация, эссе «Сергий Радонежский – путь к себе истинному»

«Новогодние приключения Малыша и Карлосона» (экскурсия в Тверской драматический театр)

Таблица: «Книга, мультфильм, спектакль»

«Откуда пошла земля русская?»(экскурсия в Ростов Великий)

Мои впечатления от экскурсии (сочинение)

Михаил Тверской и Анна Кашинская – защитники земли Тверской (экскурсия в библиотеку им.В.Я.Шишкова)

эссе

В.Я.Шишков – певец земли русской (туристический маршрут по Бежецку)

путеводитель

8 класс

Тема

Творческий выход

Творческая мастерская по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль» («Не хочу учиться, а хочу жениться»)

Словарь афоризмов

«Береги честь смолоду» (Творческая мастерская по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» : Петр Гринев –дорога чести»)

Модель «Дорога жизни Гринева»

«Тройка, семерка, туз» ( творческая мастерская по произведению Н.В. Гоголя «Пиковая дама»)

Жизненные принципа литературного героя. Письмо главному герою.

«Человек без Родины, что дерево без корней» (Тема родины в поэме М.Ю .Лермонтова «Мцыри»)

Солнышко «Нравственные принципы литературного героя»

«Маленький человек» - кто он? ( по произведению Н.В.Гоголя «Шинель»)

Кластер «Акакий Акакиевич Башмачкин»

«Кто такой гений?» (Творческая мастерская по произведению Н.С.Лескова «Старый гений»)

Эссе «Кто такой гений?»

«Два человека» в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» (анализ эпизодов, детали)

Роль детали в изображении полковника. Письмо полковнику.

«Любовь может и горы свернуть!» (творческая мастерская по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»)

«Обман или выход из положения?» - эссе

«Ах война, что ты сделала , подлая?!» (творческая мастерская по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»)

Характеристика героинь по заданному плану.

Кластер (на ватмане)

«Живые уроки» - экскурсии

Певец земли бежецкой (экскурсия в дом Иванова – оперного певца, имя которого носит наша школа.»)

Презентация или эссе

Б.Васильев – человек чрезвычайный. (экскурсия в Смоленск на фестиваль «Дорогой Бориса Васильева»)

Проекты

«Гордится историческим прошлым своей родины –необходимое условие воспитания патриотизма» (экскурсия в Переяславль – Залесский»)

Эссе, проекты, маршруты, путеводители

«Вся жизнь театр!» (экскурсия в ТЮЗ г.Твери комедия «Недоросль»)

Сравнительная таблица «Книга- Спектакль»

9 класс

Тема

Творческий выход

Творческая мастерская по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» : «Что есть здавый смысл?»

Составление словаря афоризмов

Творческая мастерская построения новых знаний по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:   «Онегин  - добрый мой приятель»

Составление модели: День Онегина в Петербурге

Творческая мастерская построения знаний «Если друг оказался вдруг и не друг, инее враг, а так…» ( по повести М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цитатные таблицы

Творческая мастерская построения знаний по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» («Россия мертвых душ»)

Характеристика помещиков по плану.

Внеклассное чтение: «Будь здоров, школяр!» (творческая мастерская по произведению Б.Окуджавы)

Кластер «Русский воин»

Внеклассное чтение: «Пишу письмо Егору Полушкину» (Творческая мастерская писем по произведению Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»)

Письмо Егору Полушкину

Внеклассное чтение: «Счастье бывает разное» (Творческая мастерская по рассказу В.Токаревой «Самый счастливый день»)

Эссе «Что же такое счастье?»

«Живые уроки» - экскурсии

«Н.С.Гумилев – поэт, путешественник, воин» (экскурсия в музей Н.С.Гумилева в Бежецке)

Подготовка стихов к уроку – концерту

А.А.Ахматова и Н.С.Гумилев  -две судьбы…. (экскурсия в дом поэтов в с.ГрадницыБежецкого района Тверской области)

Проекты

«Театр, как много в этом слове!» (экскурсия в ТЮЗ г.Твери «Мертвые души»)

Сравнение: «Книга и спектакль»

«Как веет русской стариной!» (экскурсия в г.Великий Новгород –деревянное зодчество)

Проекты, модель русской деревни

Моя Родина – город Бежецк (маршрут по улицам Бежецка)

Проекты




Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ

И АНКЕТА АВТОРА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ «ОСНОВА»

ФИО (полностью)

Бирюкова Наталья Николаевна

Место работы (полное название учреждения)

Муниципальное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа  №3 с углубленным изучением музыкальных предметов им.А.П.Иванова»

Область

Тверская

Город (поселок, село)

Г.Бежецк

Адрес электронной почты

natascha.biriuckova2012@yandex..ru

Контактный телефон

89157019817

Название конкурсной работы:

Творческая мастерская построения  знаний  «Ах, война, что ты сделала подлая?!» (по повести Б.Окуджавы «Будь здоров,  школяр!»)

Даю свое согласие на печать моей работы в журналах и на сайте Издательской группы «Основа».  

Гарантирую, что этот материал является моей собственной разработкой и не будет передан в другие издательства. Материал передается на безоплатной основе.

Не возражаю против использования, обработки и хранения моих персональных данных Издательской группой «Основа».

В случае публикации моей конкурсной работы в журналах Издательской группы «Основа» прошу авторские экземпляры отослать на адрес:

Индекс

171984

Адрес

Тверская обл, г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4,  кв.9

Дата: 17.11.2016                                                                   Бирюкова  Н.Н