Консультация для педагогов Социально-эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ
Консультация для педагогов
Социально-эмоциональное благополучие
Охран и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является основной задачей ФГОС. Социально-эмоциональное благополучие в деском саду – одно из главных условий развития личности ребенка..В. Запорожец подчеркивал важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом на личностное становление, акцентировал внимание на том, что неблагополучие в социально-эмоциональной сфере создает опасность нарушения последующего формирования личности. А именно, затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: замкнутость, агрессивность, конфликтность, демонстративность; особенности внутреннего мира: страхи, мнительность, тревожность и др. Отечественные психологи (Л.В. Выготский, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович) так же в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, в процессе которого происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности.
Социально-эмоциональное благополучие в нашем детском саду диагностируется следующими методами: социометрия (выявление статуса ребенка в группе), цветовой выбор (обследование отношение ребенка к воспитателям и детскому саду), «Лесенка» (выявление самооценки детей), рисуночный тест «Кактус», проективные тесты «Почта» и «Сказки», наблюдение.
опыта идет через взаимодействие со взрослым, а в детском саду этот главный взрослый – воспитатель.
Для создания социально-эмоционального благополучия в нашем саду используются следующие приемы:
- Игры (сюжетные, режиссерские, словесные, подвижные…) Главная особенность игры – дети не боятся ошибиться
- Психогимнастические этюды
- Рисование (в парах, коллективное)
- Метод беседы и постановки проблемных ситуаций.
- Проекты
Роль взрослого – уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку с ними справиться.
Я хочу напомнить вам некоторые моменты эффективного взаимодействия с детьми:
- ребенок не должен подавлять негативные эмоции, а учиться выражать их в приемлемой форме.
- изобилие однотипных эмоции (даже положительных) может привести к «эмоциональному отупению» (А.В.Запорожец))
- чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.
- не существует хороших и плохих эмоций
- вы – пример для подражания воспитанников, поэтому не копите в себе негативные эмоции, говорите о них, используя «Я-высказывания»: «Ваня я очень расстраиваюсь, когда ты……», «Ребята, мне было грустно сегодня, когда вы…..», «Я разозлилась на то……»
Эмоциональный комфорт для ребенка – это понимание и поддержка, ориентированные на потребности ребенка в разнообразных впечатлениях, в активной деятельности, в ситуации успеха, во взаимодействии со сверстниками, уважении прав ребенка на развитии индивидуальности, профилактике возникновения конфликтных ситуаций и конечно формирование адекватной самооценки.
Есть некоторые правила, которые я вам напомню:
- давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить «Ты это не умеешь»
- негативная оценка не должна распространяться на личность ребенка.
- эмоциональная окраска очень важна
- не сравнивать с другими, но ставить в пример других можно, а для детей с заниженной самооценкой, даже нужно.
- резкий переход от положительных к отрицательным.
- не всегда нужно хвалить, можно просто констатировать факт выполнения.
- демонстрация правильного отношения к неудачам (взрослый проигрывая говорит: «Ты выиграл (без похвалы). А мне надо еще потренироваться».
Игры направленные на формирование адекватной самооценки (можно некоторые проиграть с педагогами)
«Волшебные ладошки»
Цель: развитие самовосприятия, повышение самооценки.
Ход игры: ребенку предлагается обвести свою ладошку, раскрасить любимыми цветами, на каждом пальчике написать свои лучшие качества (какой ты?: добрый, веселый, умный и т.д.)
«Волшебный цветочек»
Цель: развитие самовосприятия, повышение самооценки.
Ход игры: ребенок рисует сердцевину, внутри пишется имя. каждый листочек рисуется отдельно, раскрашивается разным цветом, внутри пишется ласковое имя, как называют дома.
Расскажи о соседе
Цель: развитие коммуникативных навыков
Ход игры: Мы с вами уже давно вместе ходим в наш детский сад. Дружим друг с другом. Сейчас проверим как мы внимательны друг к другу. Надо описать своего соседа. Рассказ должен быть таким, чтобы по вашему рассказу можно было догадаться о ком вы рассказываете: о соседе слева или справа- выбирайте сами.
Комплимент
Цель: развитие коммуникативных навыков
Ход игры: Ребята, посмотрите какие вы сегодня красивые, веселые, нарядные, добрые, умные, хорошие. Вы услышали сколько я вам сказала добрых слов? Я говорила вам комплименты. А теперь вы скажете комплимент друг другу. Не забывайте смотреть друг другу в глаза, комплимент говорят ласково. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Детям младшего возраста надо дать мяч.
Назови ласково соседа
Цель: развитие коммуникативных навыков
Ход игры:- Ребята, сегодня мы будем ласково называть друг друга. Давайте попробуем вспомнить: как ласково каждого из вас называют дома. Надо не только ласково называть своего соседа, но и ласково смотреть на него. Детям старшего возраста можно еще дать установку на теплое рукопожатие.
Имя растет
Цель: развитие коммуникативных навыков, эм. сферы
Ход игры: «Ребята, имена растут вместе с людьми. Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (Саша, Маша)
Когда вы подрастете, и имя подрастет (Мария) А когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени-отчеству. Вы помните, как зовут ваших пап? Давайте по очереди называть свое имя, как оно растет.» За что меня любит мама Цель: развитие коммуникативных навыков Ход игры: дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
«Зайки и слоники»
Цель: повышение самооценки.
Ход игры: «Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, стараясь стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (Разбегаются) А что делают, если видят волка? А теперь мы с вами станем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что они делают, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра».. «Волшебный стул»
Цель: повышение самооценки. Ход игры: Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и трон - он должен быть высоким. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле. «Недотроги» Цель: повышение самооценки ребенка, развитие эмпатии. Ход игры: Каждому ребенку выдается 5-8 карточек, на которых нарисованы: доброта, веселье, честность и т.д. с помощью условных обозначений. По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». «Похвалилки»
Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок относиться к людям, окружающим нас. должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...» Например: «однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке. После того, как все Дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно