Консультация для педагогов Социально-эмоциональное благополучие ребенка в ДОУ

Еременко Евгения Владимировна

Консультация для педагогов

Социально-эмоциональное благополучие

            Охран и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является основной задачей ФГОС.  Социально-эмоциональное благополучие в деском саду – одно из главных условий развития личности ребенка..В. Запорожец подчеркивал важность эмоциональных переживаний дошкольника при взаимодействии с социумом на личностное становление, акцентировал внимание на том, что неблагополучие в социально-эмоциональной сфере создает опасность нарушения последующего формирования личности. А именно, затруднения в общении со сверстниками и взрослыми: замкнутость, агрессивность, конфликтность, демонстративность; особенности внутреннего мира: страхи, мнительность, тревожность и др. Отечественные психологи (Л.В. Выготский, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович) так же в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, в процессе которого происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности.

Социально-эмоциональное благополучие в нашем детском саду диагностируется следующими методами: социометрия (выявление статуса ребенка в группе), цветовой выбор (обследование отношение ребенка к воспитателям и детскому саду), «Лесенка» (выявление самооценки детей), рисуночный тест «Кактус», проективные тесты  «Почта» и «Сказки», наблюдение.

опыта идет через взаимодействие со взрослым, а в детском саду этот главный взрослый – воспитатель.

Для создания социально-эмоционального благополучия в нашем саду используются следующие приемы:

  • Игры (сюжетные, режиссерские, словесные, подвижные…) Главная особенность игры – дети не боятся ошибиться
  • Психогимнастические этюды
  • Рисование (в парах, коллективное)
  • Метод беседы и постановки проблемных ситуаций.
  • Проекты

Роль взрослого – уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку с ними справиться.

Я хочу напомнить вам некоторые моменты эффективного взаимодействия с детьми:

  1. ребенок не должен подавлять негативные эмоции, а учиться выражать их в приемлемой форме.
  2. изобилие однотипных эмоции (даже положительных) может привести к «эмоциональному отупению» (А.В.Запорожец))
  3. чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.
  4. не существует хороших и плохих эмоций
  5. вы – пример для подражания воспитанников, поэтому не копите в себе негативные эмоции, говорите о них, используя «Я-высказывания»: «Ваня я очень расстраиваюсь, когда ты……», «Ребята, мне было грустно сегодня, когда вы…..», «Я разозлилась на то……»

Эмоциональный комфорт для ребенка – это понимание и поддержка, ориентированные на потребности ребенка в разнообразных впечатлениях, в активной деятельности, в ситуации успеха, во взаимодействии со сверстниками, уважении прав ребенка на развитии индивидуальности, профилактике возникновения конфликтных ситуаций и конечно формирование адекватной самооценки.

Есть некоторые правила, которые я вам напомню:

  1. давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить «Ты это не умеешь»
  2. негативная оценка не должна распространяться на личность ребенка.
  3. эмоциональная окраска очень важна
  4. не сравнивать с другими, но ставить в пример других можно, а для детей с заниженной самооценкой, даже нужно.
  5. резкий переход от положительных к отрицательным.
  6. не всегда нужно хвалить, можно просто констатировать факт выполнения.
  7. демонстрация правильного отношения к неудачам (взрослый проигрывая говорит: «Ты выиграл  (без похвалы). А мне надо еще потренироваться».

 

 

Игры направленные на  формирование адекватной самооценки (можно некоторые проиграть с педагогами)

«Волшебные ладошки»

Цель: развитие самовосприятия, повышение самооценки.

Ход игры: ребенку предлагается обвести свою ладошку, раскрасить любимыми цветами, на каждом пальчике написать свои лучшие качества (какой ты?: добрый, веселый, умный и т.д.)

«Волшебный цветочек»

Цель: развитие самовосприятия, повышение самооценки.

Ход игры: ребенок рисует сердцевину, внутри пишется  имя. каждый листочек рисуется отдельно, раскрашивается разным цветом, внутри пишется ласковое имя, как называют дома.

Расскажи о соседе

Цель: развитие коммуникативных навыков

Ход игры: Мы с вами уже давно вместе ходим в наш детский сад. Дружим друг с другом. Сейчас  проверим как мы внимательны друг к другу. Надо  описать своего соседа. Рассказ должен быть таким, чтобы по вашему рассказу можно было догадаться о ком вы рассказываете: о соседе слева или справа- выбирайте сами.

Комплимент

Цель: развитие коммуникативных навыков

Ход игры:  Ребята, посмотрите какие вы сегодня красивые, веселые, нарядные, добрые, умные, хорошие. Вы услышали сколько я вам сказала добрых слов? Я говорила вам комплименты. А теперь вы скажете комплимент друг другу. Не забывайте смотреть друг другу в глаза, комплимент говорят ласково. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Детям младшего возраста надо дать мяч.

Назови ласково соседа

Цель: развитие коммуникативных навыков

Ход игры:- Ребята, сегодня мы будем ласково называть друг друга. Давайте попробуем вспомнить: как ласково каждого из вас называют дома. Надо не только ласково называть своего соседа, но и ласково смотреть на него. Детям старшего возраста можно еще дать установку на теплое рукопожатие.

 Имя растет

Цель: развитие коммуникативных навыков, эм. сферы

Ход игры: «Ребята, имена растут вместе с людьми. Сегодня вы малы и имя у вас маленькое (Саша, Маша)

Когда вы подрастете,  и имя подрастет (Мария) А когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени-отчеству. Вы помните, как зовут ваших пап? Давайте по очереди называть свое имя, как оно растет.»                                                                                                                                                 За что меня любит       мама                                                                                                                      Цель: развитие коммуникативных навыков                                                                                                  Ход игры: дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

«Зайки и слоники»

Цель: повышение самооценки.

Ход игры: «Сначала мы с вами будем зайка­ми-трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дро­жит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, стараясь стать ма­леньким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся. Покажи­те, что делают зайки, если слышат шаги че­ловека? (Разбегаются) А что делают, если видят волка?  А теперь мы с вами станем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, ве­личаво и бесстрашно ходят слоны. А что они делают, когда видят человека? Они бо­ятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра»..                                                                                                          «Волшебный стул»

Цель: повышение самооценки. Ход игры: Пред­варительно взрослый должен узнать «ис­торию» имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме это­го, надо изготовить корону и трон - он должен быть высоким. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне. В кон­це игры можно предложить детям приду­мать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.                                                                                             «Недотроги»                                                                                                                                  Цель: повышение самооценки ребенка, развитие эмпатии.   Ход игры: Каждому ребенку выдается 5-8 карточек, на которых нарисованы: доброта, веселье, честность и т.д. с помощью условных обозначений.  По сигналу ведущего дети стараются закрепить на спинах товарищей (при помощи скотча все карточки. По следующему сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу».                                                                                  «Похвалилки»

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе.
Содержание: Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок относиться к людям, окружающим нас. должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я...» Например: «однажды я помог товарищу в школе», или «Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т. д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке. После того, как все Дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно