Рисование пластилином.
Опубликовано 21.04.2014 - 22:09 - Рыбакова Раиса Александровна
Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином - «Пластилинографию».
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал изодеятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на ранее изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами. Затем постепенно дополняется новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку. С ними он сталкивается ежедневно и хорошо их знает. Это - игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.
При планировании я придерживаюсь следующих принципов:
1.Принцип развивающего обучения.
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» (Л. С. Выгодский ).
Я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Рисуя пластилином, воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность, закрепляю знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.
3.Принцип свободы выбора.
Предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, даю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
4.Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности. Это позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям. В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:
- самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;
- принимать самостоятельные и ответственные решения;
- планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;
- строить с детьми отношения сотрудничества.
Работая по личностно-ориентированной методике, стремлюсь научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Все это реализую через различные формы работы в непосредственно - организованной и свободной деятельности, что позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.
5.Принцип интеграции.
Художественная деятельность взаимосвязана:
- с различными видами изобразительного искусства (жанрами живописи, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, архитектурой);
- с разными видами деятельности детей (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала).
-с использованием музыки и литературы.
Интегрированное построение непосредственно - образовательной деятельности и совместной занимательной деятельности дает ребенку возможность:
- Реализовывать познавательную активность. Материал имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
- Обогащать словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином с детьми ведется непрерывный разговор. Такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание речи окружающих.
- Развивать сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Нетрадиционная техника рисования пластилином воспитывает тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев. Поверхность кожи на пальцах соответствуют определенным участкам коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена; причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.
- Реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в изобразительном творчестве.
6.Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей. Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ к развитию творческих способностей, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Работу по формированию навыков по пластилинографии проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определённые задачи.
1 этап – подготовительный:
- Применение знакомых приемов надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками в продуктивной деятельности в виде декора.
- Работа на ограниченном пространстве.
- Освоение правильной постановки пальца.
Особое внимание уделяю и предметно – развивающей среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.
Ведь всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления. Но самое удивительное то, что в наш творческий процесс присоединились родители.
По данным проведенных бесед, анкетирования выяснилось, что у большинства детей дома имеются материалы для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители уделяют внимание творчеству, но не все владеют навыками, и не могут научить своих детей работе с изобразительным материалом. Проводимые с родителями различные консультации, мастер – классы, выставки совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях и принимают активное участие в выставках, конкурсах в дошкольной организации.
2 этап – основной: Научиться:
- Не выходить за контур рисунка.
- Размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Доводить дело до конца.
- Аккуратно, выполнять свои работы.
- Выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
- Восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Действовать по образцу воспитателя.
- Действовать по словесному указанию воспитателя.
- Использовать несколько цветов пластилина.
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).
3 этап – итоговый:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Планирование также было составлено с учётом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
- «Социализация», «Познание» - предлагаю произведения познавательной направленности для закрепления образов и понятий о живой и неживой природе.
- «Коммуникация» - обогащение словаря детей, расширение и уточнение знаний об окружающем.
- «Художественное творчество» - дошкольники рассматривают репродукции картин. Работа, направленна на закрепление образов.
- «Музыка» - дети слушают музыкальные произведения, сравнивают их, например, с пейзажами, определяют схожесть или различие произведений по настроению, колориту, эмоциональным характеристикам.
Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет дать им дополнительные знания, умения и навыки; расширить возможности в изобразительной деятельности.
Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.
Основными средствами, которые я использую в работе, являются:
Художественные средства: Пластичный материал (разноцветный пластилин).
• Бросовый и природный материал.
• Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).
Наглядные средства:
• Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.
• Таблицы с технологическими карточками способов лепки.
• Образцы работ, фотографии.
• Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).
Технические средства: Музыка, видеофильмы, слайд – шоу, презентации.
Это позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.
Системность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствует формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. У детей появился повышенный интерес к изотворчеству. В работах детей преобладают новизна и оригинальность.
• Дошкольники свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.
• У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки.
• Хорошо развита координация рук, мелкая моторика.
• Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).
Совместно-занимательная деятельность пластилинографией способствуют развитию:
• речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
• восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
• умения планировать свою работу и доводить ее до конца;
• интеграции различных образовательных сфер.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.
• Движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).
• Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
• Когда дошкольник вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
• Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.
• Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.