ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Нет в мире существа, которого бы не коснулся хоть самый крошечный луч любви, а также нет человека в чьей жизни нельзя было бы не найти сказку».
А.В. Гнездилов.
Сейчас многие из нас увлекаются фантастикой, детективами, дамскими романами, что, по сути, являются современными сказками. Сказки – это весьма любопытное явление. Накопленные знания, облаченные в сказочную и мифологическую форму, имеют все народы мира. И, зачастую, именно так, в виде сказок и легенд будущие поколения усваивают духовный опыт предков.
Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии ребенка является сказка. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает. Она - универсальный учитель. Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазией народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Роль сказок в развитии устной речи.
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»). Животные - герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайчишка - трусишка, лисичка – сестричка, волчок - серый бочок.
Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил. Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. У многих детей логопедической группы плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение. Так вот сказка является одним из действенных и ярких средств, скрывающих огромные дидактические возможности в развитии речи. Конечно, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи, но помимо всех этих, пусть и узловых задач, не менее важно сделать детскую речь эмоциональной, образной, красивой. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки и даже пытаются придумывать свои сказочные истории. Педагогам и родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребенку сказку или вместе с ним ее сочиняет, происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребенка, в волшебном сказочном пространстве.
Сказка - это замечательное средство семейного общения и развития ребенка. Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости. Но самое главное - сказка меняет и взрослого, ведь его фантазия и речь развиваются тоже! К тому же он начинает смотреть на мир совершенно другими глазами и вспоминать свое детство.
Социально-личностное развитие ребенка посредством сказки.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями, полюбившихся героев, ребенок может сверять и свои собственные поступки. Такие русские народные сказки, как: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси-лебеди» служат основой для непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Эти сказки значительно различаются и по продолжительности, и по сюжетным линиям. Среди них есть сказки о животных, наделенных человеческими качествами, сказки-новеллы и волшебные сказки.
Морально-этические проблемы в этих произведениях народного творчества выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Такие сказки пробуждают в ребенке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок должен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту.
В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит его через тяжкие испытания. Так мудрый народ - рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели. Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками, а проигрывание «сказочных ситуаций», особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Решая «сказочные» проблемы, ребенок как бы проживает их, очень важно, что бы взрослые после игр обсуждали с детьми похожие проблемы, взятые из жизни. Например:
-в русской народной сказке «Теремок» решается квартирный вопрос. Дети усваивают простую истину: даже самые лучшие человеческие качества, такие как доброжелательность и гостеприимство, теряя меру, приводят к плачевным результатам.
-русская народная сказка «Лиса и заяц» помогает детям понять, почему маленьким, отважным и умным всегда быть лучше, чем большим, сильным и глупым.
-разговор о русской народной сказке «Волк и козлята» интереснее всего начать с того, что такое пароль, какие бывают пароли. Следует ввести понятие «свой», «чужой». Сказка точно указывает, чем опасно «зло», как оно проявляется, как хитро действует.
-при знакомстве со сказкой «Кот и лиса», с детьми можно поделиться мыслью о том, что судьба часто выдает талоны на счастье не за высокие нравственные качества, не за личные достоинства, ум и благородство, а как лотерея – кому выпадет выигрышный билет, тот и становится баловнем судьбы. Коту он достался, но это не значит, что он выпадет ребенку.
-сказка «Колобок» не столь проста. Она показала разные жизненные установки. С одной стороны это жизненная философия праздника, праздника именно сегодня, а с другой стороны это установка на размышление: кому принесла радость моя праздность, что будет завтра – праздник или будни?
- идея русской народной сказки «Репка» - мысль об общем деле, о том, что, когда собираются самые разные – большие и маленькие, сильные и слабые, объединенные одной общей целью, к ним приходит успех.
При чтении и разыгрывании сказок с детьми четырех летнего возраста особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости, торжестве правды над обманом. Старшие дошкольники уже имеют представления о добре и зле, о хорошем и плохом, но эти представления часто наивны и своеобразны. Примеры из детской литературы раскрывают дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. При выборе сказок для чтения нужно остерегаться сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости, сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней.
Научившись рассказывать и пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершает огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. В стране выросло новое поколение, которое слушает сказку с позиции XXI века, века сверхвысоких технологий, неузнаваемо изменивших жизнь людей. Поэтому, мы должны предлагать малышу, быть не только слушателем, но и собеседником взрослого. Научить ребенка не только отвечать на вопросы, но и задавать их. Предоставить ребенку возможность не только познакомиться с содержанием традиционных русских народных сказок, сказок известных русских писателей, но и взглянуть на уклад, образ жизни героев глазами современного читателя и слушателя: придумать, что могло бы произойти со сказочными персонажами сегодня, пофантазировать, ввести в сюжет героев других сказок, одним словом внести дополнения и изменения в сказку.
Развитие творческого воображения посредством сказки.
Народная сказка - благоприятный источник для детского творчества. Она обогащает чувства, мысли ребенка, будит его воображение и фантазию. А ведь детские фантазии, необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педагогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного воспитания, лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомневаться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.
Рекомендую творческие методы работы со сказкой:
-коллаж из сказок
Дети придумывают сюжет новой сказки, в которой, например, лиса из сказки «Колобок» выгнала бедного зайца их дома, а герои сказки «Лиса и заяц» дали ей урок на всю жизнь.
-сказка продолжается
Мы привыкли к давно известным и логически завершенным концам сказок. Изменяя конец сказки можно направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло.
-эксперименты в сказках
Часто сказка учит отвечать злом на зло, или быть равнодушным. Нужно смелее проводить эксперименты в сказках, проповедуя гуманизм и добро, меняя их содержание.
-сказка по-новому
Вроде бы сказка берется за основу старая, но малышам предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
-семейная сказка
Придумывание сказки дома еще более сплотит взрослых и детей.
-сказки презентации
Это современный вариант диафильмов для малышей. Они уникальны тем, что позволяют не только услышать, но и увидеть любимых героев, не прибегая к помощи телеэкрана, то есть, исключив влияние негативной смены 25-кадра.
-перевирание сказок
Очень интересный и увлекательный метод. Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером – удивляться своей забывчивисти с помощью тона, мимики, жестов. А также восхищаться находчивостью и памятливостью своих детей.
-опыты в сказках
При рассказывании сказки возникает потребность в новых знаниях и способах действий. Решить проблемы помогает детское экспериментирование.
-объединить две сказки в одну с новым сюжетом
Это нелегкая работа. Нужно логично ввести новых героев в сюжет первой сказки и придумать новое содержание.
-изменение ситуации в знакомой сказке
Рассказывая знакомую сказку детям, мы доверительно договариваемся, что в ней изменить. Путем рассуждений, путем проб и ошибок учим детей самостоятельно изменять ситуации в сказках.
-спасательные ситуации в сказках
Этот метод служит для конструирования всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных, непредвиденных обстоятельств.
-моделирование сказок
Это предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Модели рисуются взрослым «под диктовку» детей в процессе совместного обсуждения последовательности событий произведения. Полезно с помощью геометрических фигур шифровать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые можно легко угадать по форме, величине.
-Волшебная палочка
Обученный владению «волшебной палочкой», ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Давайте же чаще предлагать нашим детям задания, где нет однозначно правильного ответа, где каждый может раскрыть свое творческое лицо!
Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, считаю, что русскую народную сказку надо использовать еще с одной целью - учебно-развивающей. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе.
Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Считаю, одной из важнейших задач в работе с детьми - воспитание правильного звукопроизношения, поэтому в игровые задания включаю большое количество динамических артикуляционных упражнений. Выполняя их, ребенок будет вырабатывать точность и скоординированность движений губ и языка, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой. Этой же цели служит психогимнастика и разнообразные мимические упражнения.
В совместной деятельности с детьми использую много игровых заданий,
направленных на расширение представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова. Малыши тренируются по образцу, данному взрослым, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету, выполняют необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Не случайно еще К.Ушинский отметил, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Тем более, когда ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки – это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ( «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.).
Особое внимание в совместной деятельности с детьми уделяю подготовке руки дошкольника к письму. От конструирования из счетных палочек дети переходят к рисованию по клеткам, с дальнейшим раскрашиванием получившегося контурного рисунка. Перерисовывая изображение из счетных палочек, ребенок каждый раз считает количество палочек, положенных в том или ином направлении, и соотносит их с клеточками на листе бумаги. Это закрепляет навыки счета и помогает малышу научиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плоскости листа.
Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагаю что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. В ходе изобразительной деятельности дети не только рисуют и раскрашивают, но и называют разные геометрические фигуры, сравнивая их между собой по форме, цвету и величине. Кроме того, весьма часто предлагаю изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно. Рекомендую использовать нетрадиционные техники рисования такие как: кляксографию, пальцевую живопись, рисование ладошками, «тычком», по-сырому, «волшебный рисунок»- свечой, коллаж, монотипию, объемную аппликацию.
Для того чтобы научиться читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. Использую разнообразные дидактические игры для совершенствования этих психических процессов у дошкольников, такие как: «Найди лишний», «Чьи следы?», «Чем отличаются?», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимателен», «Волшебный барабанчик» и многие другие.
Когда слуховое внимание у детей сформируется хорошо, приступаю к развитию фонематического слуха, то есть умения различать на слух все звуки речи. Учу детей определять первый и последний звук в слове, наличие в слове того или иного звука и его положение (в начале, в конце или в середине слова). Когда дети научатся безошибочно различать речевые звуки, начинаем новый этап - знакомство с буквами. Важно помнить, что звуки - это то, что мы слышим и говорим, а буквы, являющиеся символами звуков, мы видим и пишем. В процессе совместной деятельности, проводимой в игровой форме, у дошкольников постепенно сформируются прочные связи между зрительным символом, буквой, и соответствующим звуком. Подготовка к обучению чтению также предусматривает необходимость восприятия ритмической основы слова: умение делить его на отдельные слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов. Этой обучающей задаче служат игровые упражнения с «волшебным барабанчиком».
Таким образом, знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры и упражнения на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета, сочинение и рисование собственных сказок способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.