Копилка опыта

Сайт учителя русского языка и литературы МКОУ В-Красноярской средней школы

Открытый урок по теме "Слитное и раздельное написание производных предлогов"  в 7 классе с использованием педагогического подхода lesson study (просмотреть)

Мастер-класс "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" (просмотреть)

 

 

Полезные ссылки для учителей

Сайт Министерства просвещения Российской Федерации  https://edu.gov.ru/                     

Сайт Министерства образования Новосибирской области     http://www.minobr.nso.ru/

Сайт ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО   http://www.nipkipro.ru/

Сайт ФГБНУ «ФИПИ» http://fipi.ru/

Институт стратегии развития образования https://instrao.ru/

Новосибирская открытая образовательная сеть   http://www.edu54.ru/

Учительская газета  http://www.ug.ru/

Издательство «Просвещение»  http://www.prosv.ru/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  http://festival.1september.ru/

Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»  - http://openclass.ru

 http://www.saharina.ru/ - сайт учителя Захарьиной Е.А.   содержит  интерактивные тесты по русскому языку,  презентации, тренажёры, проверочные работы к урокам русского языка, коллекции текстов для диктантов и другие материалы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

http://gvozdikova.ucoz.ru /- сайт учителя  Гвоздиковой Е. И.  знакомит  с событиями, происходящими в литературной жизни страны, с новинками по русскому языку и литературе, появившимися в сети Интернет, с дистанционными олимпиадами и конкурсами для школьников.

http://luzan.ucoz.ru/ - сайт  Галины Лузан  содержит  методические разработки по русскому языку и литературе, видеоматериалы, исследовательские и творческие работы; сценарии внеклассных мероприятий,  подборки материалов о работе классным руководителем и работе с родителями.

Детский образовательный портал: сказки, стихи, потешки, скороговорки

Каталог онлайн-заданий по предметам - http://shkola.lv

Издательский дом «1 сентября»: журналы, конкурсы, мастер – классы -  http://1сентября.рф/

Инфоурок – видео-уроки http://infourok.ru/videouroki

Фактор роста – блицтурниры по русскому языку http://www.farosta.ru/konlist

Электронные образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов,  инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
Адрес сайта: http://school-collection.edu.ru

Федеральный образовательный портал
На Федеральном образовательном портале представлена обширная и актуальная информация по различным вопросам образования,  публикуются информационные и аналитические материалы о российском образовании, освещаются события и мероприятия федерального и регионального уровней, а также ход реализации национального проекта «Образование».

Адрес сайта: http://www.edu.ru/

Федеральная информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Федеральная информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» интегрирует и систематизирует сведения об электронных образовательных и научных ресурсах библиотек, образовательных и научно – исследовательских учреждений, музеев, издательств, электронных коллекций всех уровней образования.

Адрес сайта: http://window.edu.ru/

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение 
Северного района  Новосибирской области
Верх-Красноярская средняя школа

РАЙОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

Тема «Организация проектной деятельности на уроках литературы»

Силкова А.И.,

учитель русского языка

и литературы

2020 г.

Организация проектной деятельности на уроках литературы

Современное образование-образование, требующее новых подходов для реализации поставленных задач. Каждый учитель-предметник пытается донести до обучающегося материал, необходимый для изучения, поэтому он часто задаёт себе вопросы: «Как сделать, чтобы детям было интересно? Как преподнести материал, чтобы их заинтересовать? Как создать слабоуспевающему обучающемуся ситуацию успеха?». Таких вопросов бесконечное множество. Каждый из учителей мечтает о том, чтобы его предмет стал любимым, чтобы дети активно работали и готовились к нему, чтобы обучающиеся сами проявляли инициативу подготовить интересный материал о        писателе, поэте или о произведении.

Современный урок не должен быть скучным, напротив каждая минута урока должна нести определённые сведения, чтобы дети почувствовали свободу мысли и слова. На уроках литературы должна быть создана атмосфера «свободного слова», чтобы дети заговорили и начали работать, а учитель должен только направлять.

На сегодняшний день одна из целей изучения литературы в школе –это воспитание грамотного, эстетически развитого, заинтересованного читателя, способного к полноценному осмыслению произведений художественной словесности [3]. Чтобы реализовать данную цель нужно решить задачи, одна из которых развитие интеллектуальных и творческих способностей, образного и логического мышления, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса  учащихся в процессе взаимодействия с искусством слова [3].

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

На сегодняшний день все школы укомплектованы компьютерной техникой, позволяющей обучающимся иметь большую возможность в поиске информации, а также создать различного рода работы, например, презентации, буклеты и т.д. Создание таких работ является реализацией проекта. Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы. Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя [1,стр 5].

В последнее время мы часто произносим это слово, а проектную деятельность включаем в образовательный процесс.  Применение метода проектов на уроках литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Я порой сталкиваюсь с проблемой, как отсутствие желания читать произведения, не говоря о том, чтобы их проанализировать. Как же выйти из такой ситуации.

Во-первых, перед началом учебного года я в своей рабочей программе выделяю несколько уроков для проектов.

Во – вторых, формулирую темы так, чтобы заинтересовать детей, например, изготовление книжки-малышки по теме «Устное народное творчество», «Жизнь Робинзона Крузо» и т.д.

В – третьих, знакомлю детей с понятием «проект», с требованиями к оформлению и  с критериями оценивания.

Это дает  возможность  ребятам  не  только  понять, о  чем  идет  речь, но и  сосредоточить  свое  внимание  на  различных  этапах  работы, грамотном  распределении  времени  и  обязанностях; узнать  заранее, по  каким  критериям  будет  оцениваться  их  работа.

В пятом классе первым проектом является изготовление книжки-малышки по теме «Устное народное творчество». Детям даётся возможность выбрать жанр УНТ, выполнить книжку в любой технике, применяя свои  творческие способности. Заранее говорю детям о том, что книжка должна быть яркой, красочной. (Слайд 2)

Обучающиеся 5 класса стали участниками Всероссийской школьной летописи – это проект, который помог классу создать и издать собственную книгу! Организатором этого проекта на школьном уровне была классный руководитель Бухтиярова А.П. С начала учебного года ребята собирали материал: иллюстрации к произведениям, прочитанным на уроках литературы, сочиняли сказки, рассказывали истории. В результате была издана книга. (Слайд 3). Этот проект был очень масштабным, тем самым работа над ним сплотила детский коллектив. Дети были довольны, когда получили книги от издательства «Живая классика».

Изучая большие по объёму произведения, дети порой теряют интерес к ним. Чтобы этого не произошло, на первых уроках изучения ребятам даю установку, что заключительным уроком будет защита творческого проекта. Обращаю внимание детей на детали, интересные фрагменты из истории создания произведения. Так при изучении приключенческого романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» обучающиеся выполняли задания поискового характера, связанные с географическим расположением острова, а также рассматривали автобиографические сведения в произведении. В результате изучения ребята защищали групповой мини проект «Остров Робинзона Крузо» (Слайд 4).

Еще один проект был выполнен после изучения творчества И.А.Крылова. Продуктом проектной деятельности была газета «Басни И.А.Крылова» (Слайд 5).

Кроме урочной проектной деятельности, ребята реализовывали проекты в рамке Недели литературы, посвящённой году литературы. Обучающиеся по классам работали над созданием стенгазеты, посвященной творчеству поэтов и писателей (слайд 6).

Я считаю, что внеурочная деятельность также  помогает реализовать проект. Со старшеклассниками мной была проведена литературная гостиная, посвященная творчеству Ф.И.Тютчева. Обучающиеся долго готовились к этому мероприятию: изучали биографию поэта, искали информацию об эпохе того времени, чтобы оформить кабинет, учили и читали стихи. Результатом всей этой работы стал вечер, посвящённый творчеству Ф.И.Тютчеву «Нам не дано предугадать. (слайд 7-8). После этого мероприятия остались довольны и дети и гости. Оценку данного проекта обучающиеся выслушали от гостей, которые получили духовное удовлетворение.

В заключении хочется сказать о том, что современное образование позволяет обучающимся реализовать свои  возможности, применяя новые технологии, творческие способности. Этот вид  деятельности  вносит разнообразие в учебный процесс.  Позволяет  школьникам  творчески  подходить  к  изучению материала. Работа  над  проектами  на  долгие  годы остается  в  памяти  ребят  как  неординарный  учебный труд. Как писал фантаст А.Азимов в своем замечательном рассказе «Профессия», что  человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия[2].

 

Список литературы

  1.  Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7 – 11 кл. / В. С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014.

Интернет ресурсы

  1. http://asimovonline.ru/short-stories/profession/read/?page=10 Азик Айземов повесть «Профессия»
  2. https://infopedia.su/15x946b.html статья «Цели и задачи изучения литературы в школе» стр4 (вход 22.11.2020)