Обобщение опыта работы по теме: "Обучение навыкам аргументации суждения на уроках русского языка и литературы при подготовке части С ЕГЭ".

Череп Людмила Федоровна

Стратегия рассуждения - это убеждение. Какими способами реализовать ее, какую тактику избрать - вот главный вопрос процесса обучения аргументации. В ходе аргументации каждое следующее суждение вытекает из предыдущего, а значит в текстах - рассуждениях между предложениями преобладает цепная связь. Это соответствует особенностям нашего мышления, которое развивается по определенному алгоритму: от старого знания к новому через цепочку умозаключений. Обучение следует проводить поэтапно шаг за шагом. Все этапы отрежены в моей работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия станицы Ленинградской муниципального образования

Ленинградский район Краснодарского края

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

учителя русского языка и литературы МБОУ гимназии Череп Людмилы Фёдоровны по теме: «Обучение навыкам аргументации суждения на уроках русского языка и литературы при подготовке части С ЕГЭ»

2013 год

«Обучение навыкам аргументации суждения на уроках русского языка и литературы при подготовке части С ЕГЭ»

        Введение в практику работы школы сдачи единого государственного экзамена по русскому языку поставило перед учителем  непростые задачи по подготовке к итоговой аттестации. Часть С Единого государственного экзамена состоит из одного задания – написать небольшое сочинение-рассуждение по предлагаемому тексту. Учащемуся необходимо выразить своё мнение по сформулированной им проблеме, аргументировать его (приведя не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Это задание проверяет:

 - коммуникативную грамотность выпускников: умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка;

 - уровень общей культуры учащихся, наличие у выпускников личностной позиции и умения её выразить, вступая в диалог с автором текста.

        Однако, написание сочинения на едином государственном экзамене требует специальной, целенаправленной подготовки, которая осуществляется в продолжение длительного времени и включает в себя целую систему знаний, и система эта у каждого учителя своя. Работа по подготовке к созданию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:

1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации, а также – при наличии специального задания – информации о языковых особенностях исходного текста;

2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;

3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.

        Для решения первой задачи необходим комплексный содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка.

        Для решения второй и третьей задач требуется чётко продуманная система работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.

        Но как показывает практика анализа работ учащихся, выполнение именно той части сочинения, где необходима аргументация собственного мнения, по-прежнему остаётся самой сложной задачей.

        Актуальность выбора темы обусловлена:

 - модернизацией образования, где одним из направлений является качество знаний, связанное с повышением эффективности обучения по предметным дисциплинам;

 - особой формой итоговой аттестации (ЕГЭ).

        Цель:

 - приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей; повышение уровня общей культуры учащихся, умение выпускников выражать личностную позицию.

        Задачи:

 - сформировать у учащихся систему ценностных ориентиров и представление об основах мировой и национальной культуры;

 - использовать в обучении деятельный подход;

 - развивать творческий подход к подбору аргументов;

 - на уроках развития речи (написание сочинений, изложений с элементами сочинения) систематически отрабатывать навыки привлечения литературного материала для подбора аргументов.

Средства:

 - материальная база кабинета;

 - учебно-методический комплекс по русскому языку и литературе.

        Формы:

 - традиционные и нетрадиционные творческие;

 - самостоятельная работа;

 - уроки развития речи;

 - индивидуальные консультации;

 - комплексный анализ текста.

        Методы:

 - метод проблемного изложения материала;

 - метод дискуссий;

 - метод поэтапного обучения аргументации.

        Условия:

        Коллективный, индивидуальный, дифференцированный подход и подбор интерактивных форм занятий и специальных развивающих заданий.

Теоретическое обоснование опыта

        При обучении учащихся навыкам аргументации опираюсь на технологию личностно - ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской, на развивающиеся системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, а также на технологию проблемного обучения Дж. Дьюи.

        Содержание , методы, приёмы, технологии личностно ориентированного обучения направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной учебной (познавательной) деятельности. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребёнка, то её методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

        Технология проблемного обучения предполагает активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных, познавательных, творческих способностей, способов самостоятельной деятельности. Условиями успешного обучения по Дж. Дьюи являются проблематизация учебного материала, активность учащихся, связь обучения с жизнью.

        Было проведено анкетирование среди старшеклассников. На вопрос «Что больше всего вызывает затруднение при подготовке к ЕГЭ?» почти все ответили: «Подбор аргументов», были такие предложения:

 - дать рекомендательный список классической литературы для оформления аргумента;

 - по мере возможности проводить индивидуальные консультации;

 - использовать кружковые занятия при подготовке к ЕГЭ.

        Если разобраться, ребята желают раскрываться лично, а не в общей массе. А это и есть основная мысль личностно ориентированного обучения, а цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Технология опыта.

        Грамотная аргументация суждения – показатель умственной и культурной зрелости учащихся. К сожалению, у современных школьников зачастую отсутствует культурный опыт, нет необходимой широты кругозора, низкая мотивация к познавательной деятельности. Вот почему у учащихся возникают трудности с подбором аргументов.

Обучение аргументации должно опираться на знания учащихся о структуре текста и синтаксических способах выражения причинно-следственных отношений – вводных словах и конструкциях, придаточных цели, причины, следствия и уступки. Изучение логической и речевой структуры рассуждения, его коммуникативной стратегии и тактики научит учащихся навыкам анализа и обобщения фактов, аргументации, что позволит им в дальнейшем самостоятельно работать с любым фактическим материалом, отстаивать и доказывать свою точку зрения.

        Стратегия рассуждения – это убеждение. Какими способами реализовать её, какую тактику избрать – вот главный вопрос процесса обучения аргументации. В ходе аргументации каждое следующее суждение вытекает из предыдущего, а значит в текстах – рассуждениях между предложениями преобладает цепная связь. Это соответствует особенностям нашего мышления, которое развивается по определённому алгоритму: от старого знания к новому через цепочку умозаключений.

        Что я делаю, чтобы научить ребят грамотно выражать свою позицию, уверенно строить аргументационную базу при написании части С. Обучение провожу поэтапно, шаг за шагом.        Первый этап. Повторение всего, что было изучено по теме «Аргументации» (5-9 классы), знакомство с типами аргументов (см. Приложение).

Аргументы

логические

ссылки на авторитет

иллюстративные

реальные факты        конкретные примеры из жизни       мнение выдающихся людей

статистика                примеры из художественных          цитаты из авторитетных

законы природы       произведений                                     источников

положения                 предположительные примеры          мнение очевидцев

официальных                                                          общественное мнение

        

Второй этап. Знакомство учащихся со способами аргументации.

Аргументация с помощью

Цель использования

Отличительные особенности

Примеры

Примеры

Иллюстрации

Образца (положительного или отрицательного)

        Примеры для заполнения таблицы учащиеся берут из подобранных мною текстов (хороший материал содержится в пособии Г.Т. Егораевой «Русский язык. Выполнение задания части С») (см. Приложение).

        Третий этап. Отработка навыков аргументации.

        Предлагаю учащимся подобрать примеры для доказательства того или иного тезиса. Например: «Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком». «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» или «Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости». (см. Приложение).

        Четвёртый этап. Пополнение аргументационной базы. На данном этапе целесообразнее давать задание на дом, чтобы ребята располагали большим объёмом времени для обдумывания и поиска аргументов и, благодаря значительной самостоятельности в выполнении такого задания, более осознанно подходили к подбору доказательств.

        Например: «Стремление к добру на планете может объединить миллиарды людей, все местные и международные организации, уважающие права человека, защищающие природу и вообще жизнь на земле». (Задание: «продолжить рассуждение, выбрав образ для иллюстрации высказанных мыслей). Или же такое задание: Подберите примеры из читательского опыта к следующим тезисам: «Нравственность – это разум сердца» (Гейне); «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И.В. Гёте) (см. Приложение).

        Такой вид работы поможет учащимся не только пополнить аргументационную базу, но и воспользоваться данными цитатами на ЕГЭ как аргументами.

        Эффективен и анализ различных текстов, которые я подбираю заранее, в них учащиеся находят примеры иллюстраций, суждений у самих авторов.

        Не стоит забывать на этом этапе и об учебной дискуссии. Хотя такой вид деятельности носит устный характер, но он полезен, так как подразумевает поиск и подбор аргументов, повышает интенсивность учебного процесса за счёт активного включения ребят в коллективный поиск истины. В ходе дискуссии учащиеся приобретают навыки логики аргументации и изложения личной позиции по поставленной проблеме.

        На данном этапе, безусловно, обучаю ребят аргументации с опорой на литературный опыт, такая работа должна быть систематической. Предлагаю отдельно составить перечень прочитанных ими произведений и в несколько этапов ещё раз обратиться к прочитанному: проанализировать проблемы, затронутые авторами, поступки героев, соотнести конкретный литературный материал с возможной проблематикой части С.

Пятый этап. Обучение учащихся оформлению аргументации, знакомство с типичными ошибками. На этом этапе прежде всего обращаю внимание ребят на наиболее распространённые ошибки в аргументации. Чаще всего, это тавтология, подмена аргументов объяснением или разъяснением, пересказ текста.

Типичные ошибки аргументации

1. Отсутствие аргументов.

Отсутствие аргументов, как правило, свидетельствует о незнании требований к сочинению-рассуждению и о невнимательном прочтении задания к части С.

2. «Довод» ученика не развивает тезис, а перефразирует, повторяет его (и, следовательно, не является аргументом).

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что сострадание – важнейшее качество человека, потому что каждый должен научиться помогать ближнему, сострадать ему.

3. Аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста.

Я принимаю позицию автора. Мне очень понравилась описанная Ю. Трифоновым история о лошади. Это было прекрасное и свободное животное, которым не любовались. Животное не заслужило той жестокой расправы, которую над ним учинили.

4. Собственная аргументация подменяется анализом доводов, используемых автором. Вместо того чтобы приводить свои примеры, учащийся подробно рассматривает аргументацию, которую использовал автор. Подобные рассуждения возможны в комментарии или при изложении авторской позиции, однако не будут приняты экспертом в качестве вашей аргументации.

Я полностью согласна с позицией автора текста: люди не всегда по достоинству оценивают исторических деятелей. Во-первых, автор приводит в пример судьбу русского полководца Барклая-де-Толли, не понятного и не оценённого современниками. Во-вторых, в тексте рассказывается история титана Прометея, похитившего для людей огонь, из которого они сделали похлёбку. (Обратите внимание на речевой недочёт в последнем предложении).

5. Отклонение от тезиса проявляется в том, что автор сочинения незаметно для себя уходит в сторону от мысли, которую доказывает, начинает писать о том, что знает, а не о том, что следует доказать.

Я знаю, что не все книги одинаково полезны. Обложки многих из них яркие и красочные, они обещают вам невиданные удовольствия. На мой взгляд, все эти обещания не доведут до хорошего, и, как говорится, бесплатный сыр есть только в мышеловке. Это так и есть. Такие ситуации были и в моей жизни. Как-то мне пообещали бесплатный приз. Я поверил в чудо, но после мне пришлось за всё это заплатить. Вот такие вот призы! (Разочарование в «бесплатном призе» (?!) оказалось для автора сочинения важнее логики и изложения мысли).

6. Аргументы не соотносятся с заявленным тезисом. Отсутствие умения строить связный, логически выстроенный текст часто проявляется в том, что сочинение превращается в некоторый набор мыслей, практически не связанный между собой.

Я полностью разделяю мнение автора: человек, который заботится не только о себе, вряд ли когда-нибудь останется один. Я могу привести в пример известного писателя Льва Николаевича Толстого. Он при жизни был графом, в молодости ему были присущи фамильярность и несерьёзность. Но с годами люди меняются, накапливают жизненный «багаж». К концу своей жизни в его сознании произошли кардинальные изменения: он стал жить скромно, на стенах не было картин, в доме отсутствовало прежнее богатое убранство, но главное, что этот человек постоянно работал над собой. (Обратите внимание на то, что автор сочинения весьма вольно обращается с фактами из биографии Толстого, и, кроме того, приведённые «факты» не являются подтверждением заявленного тезиса).

7. Этические некорректное изложение доводов. Порой, вступая в спор с автором, учащиеся проявляют неуважение к позиции собеседника, что существенно снижает убедительность доводов и, что немаловажно, приводит к потере балла за нарушение этической корректности.

Вот я сижу около года в интернете дома и в удобном кресле загружаю свой мозг полезной информацией, а не бегаю как этот автор по пыльным и не удобным библеотекам, выбирайте сами интернет  или сидеть в не удобной библеотеке. (Мы сознательно сохрани орфографию и пунктуацию автора сочинения. Судите сами: так ли уж много полезной информации «загружено» в его мозг?)

Обязательно говорю о важности правильного оформления доказательств. Каждый новый аргумент выделяется в отдельный абзац, что будет выступать в пользу ученика (сохранение абзацного членения). При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами должна просматриваться чёткая связь (логический переход). Каждый аргумент сопровождается «микровыводом», подводящим итог некоторым размышлениям.

Например:

Тезис

Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство родины.

Логический переход

Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России.

Аргумент

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин, А.А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А Есенина:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою». 

Микровывод

Наверное, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

        Несоблюдение этой структуры часто приводит к логическим ошибкам (см. Приложение).

Шестой этап. Обучение корректному выражению несогласия с позицией автора. Как показывает практика, учащиеся редко выражают своё несогласие с позицией автора. И всё - таки предлагаю ребятам варианты этически корректного возражения автору исходного текста. Например: «Сложно не согласиться с автором, но есть факты, которые…», или «Я согласен с мнением автора во многом, но хочу заметить,… не стоит оценивать авторский текст фразой: «Мне не понравился текст…» Советую использовать вводные слова и конструкции: как мне кажется, на мой взгляд, вероятно и другие.

Для того чтобы учащиеся не боялись выдвигать аргументы, опровергающие тезис, и оформляли их корректно, подбираю такие тексты, в которых нельзя однозначно согласиться с точкой зрения автора. Задание может звучать так: подберите не менее 2-х аргументов в защиту тезиса и для его опровержения.

Предлагаю упражнения такого типа:

Продолжи рассуждение:

«Свободное время! От того, как ты проводишь его, зависит, как и чему ты научишься в жизни, кем ты станешь. Сможешь ли ты прожить настоящую жизнь».

Задание: аргументируйте тезис, приведите убедительные примеры, сделайте вывод.

а) свободное время – прекрасное время.

б) свободное время – трудное время.

(сначала учащиеся работают с одним вариантом, затем, пользуясь доказательством от противного, с другим) (см. Приложение).

        Нередко учащиеся в качестве аргументов приводят так называемые «примеры из жизни». Такая «выдуманная аргументация» не желательна.

        Седьмой этап. Работа с текстами «Самостоятельный анализ сочинений». Предлагаю учащимся работу в качестве экспертов, материалом послужат их собственные сочинения. Обычно даю два варианта – не проверенный учителем и проверенный. Учащиеся сначала работают с непроверенной работой, а затем сравнивают свои варианты с текстами, которые проверены. Затем приведённые аргументы зачитываются и обсуждаются. Этот завершающий этап обучения аргументации предполагает опору на образцовый текст, который служит базой для продуцирования собственного высказывания, создаёт мотивацию и представляет материал для мыслительных операций. Необходимо особенно требовательно относиться к речевому и интонационному оформлению высказывания. С этой целью использую такой приём, как коллективный анализ выступления, в процессе которого учащимся предлагаю оценить выступления товарища с точки зрения логичности, выразительности и контакта с аудиторией (см. Приложение).

        Обязательно знакомлю учащихся с тем, что используемые ими аргументы оцениваются различными баллами. Одни аргументы оцениваются одним баллом, а другие – двумя.


Аргументы, оцениваемые 2 баллами

Примеры из художественной литературы

Примеры из публицистической литературы

Примеры из научной (научно-популярной) литературы

Обращаю внимание на то, что аргументы, оцениваемые двумя баллами, предполагают ссылку на автора и название произведения, кроме того необходимо указать конкретных героев, их поступки, мысли, слова, которые показывают связь упоминаемого художественного произведения с той проблемой, которая рассматривается в исходном тексте. Например, на одном из уроков нужно было аргументировать проблему истинного гуманизма и безграничной любви к людям. Подкорытова Валерия, ученица 11 «А» класса, написала, что «М. Горький в своём рассказе «Старуха Изергиль» рассматривает данную проблему очень эмоционально. Герой одной из легенд, Данко, жертвует жизнью ради спасения народа. Он вырвал из груди сердце, чтобы осветить людям путь к свободе. Это настоящий подвиг». В качестве аргумента, оцениваемого двумя баллами, можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, но только при условии, что они будут сопровождаться размышлениями учащихся над их содержанием. Например: пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» утверждает ценность дружбы, действительно, только настоящие друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту, они дают нам понять, что мы не одиноки в мире. Любой пример из литературы, будь то художественной, научной или публицистической должен подчёркивать связь приведённого примера с рассматриваемой проблемой.

        Напоминаю учащимся, что если берётся пример из публицистической литературы, то тоже, кроме фамилии автора, необходимо указать название статьи, заметки, очерка, и если возможно, назвать издание, в котором опубликован этот материал. То же касается примеров и из научной литературы. Нельзя придумывать самим фамилии известных публицистов, названия несуществующих произведений, так как это грозит фактической ошибкой, а значит потерей 1 балла.


Аргументы, оцениваемые 1 баллом

Примеры из жизни


Собственные наблюдения и выводы

Предположительные примеры

Ссылки на авторитет

Пословицы, поговорки, афоризмы (без объяснения)

Примеры из кинофильмов

        Как правило, подобрать такие аргументы проще, а значит оценивают их ниже. Большинство таких аргументов опирается на жизненный опыт, на наблюдения над своей жизнью, жизнью других людей или нашего общества в целом. Жизненный опыт выпускников ещё не очень велик, но несмотря на это, можно найти в своей жизни и в жизни окружающих примеры хороших и плохих поступков, доброты и чёрствости, бескорыстия и выгоды, честности и лжи. Но, как показывает опыт проверки сочинений, большинство из них просто выдумывается учениками. Чаще всего фигурируют родственники, знакомые, друзья. Реже встречаются примеры из жизни, которые могут послужить подходящими доводами. Убедительно выглядят наблюдения над жизнью людей и общества в целом, так как факты в таких примерах подвергаются обобщению и оформляются в виде некоторых выводов.

        Предположительные примеры представляют собой размышления, это могло бы случиться при определённых условиях. Например: я не могу представить свою жизнь без спорта: тренировок, соревнований, которые закаляют организм, делают его здоровым, а меня сильным. Жизнь без спорта была бы скучной и неинтересной.

        Что касается ссылок на авторитет, то ребята должны помнить, что такие лица действительно должны быть авторитетными в той или иной области. В последнее время в сочинениях учащиеся ссылаются на кинофильмы. Это первый признак узости их кругозора, небольшого читательского опыта. Лучше всего ссылаться на произведения художественной литературы.

Результаты опыта

        Методика поэтапного обучения аргументации, которую я использую в своей работе, дала неплохие результаты на экзамене:

Результаты ЕГЭ 2011 года в пределах от 90 до 100 баллов:

Предмет

Наивысший балл

Фамилия, имя

Учитель

Русский язык

92

Цвиринько Виолетта

Щербань Вероника

Череп Людмила Фёдоровна

Результаты ЕГЭ по русскому языку:

Средний балл

Учебный год

62,6

2006-2007

67,9

2007-2008

68,4

2008-2009

70,1

2009-2010

73,4

2010-2011

Перспективы развития опыта:

 - перевести данную методику поэтапного обучения аргументации на более высокий уровень;

 - воспитывать личности, способные к творчеству и самостоятельной деятельности;

 - накапливать методический и дидактический материал к урокам подготовки учащихся к ЕГЭ, а также материал по применению современных инновационных технологий.

Библиографический список:

1. В.Н. Александров, Единый государственный экзамен: русский язык: сочинение-рассуждение: учебное пособие для 10-11-х классов (В.Н. Александров, О.И. Александрова– Челябинск, 2008).

2. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – Москва, 2009).

3. Г.Т. Егораева. Подготовка к выполнению части З (С) ЕГЭ. Издательство «ЭКЗАМЕН» М: 2010 г.

4. О.В. Загоровская, О.В. Григоренко, Т.И. Канина, Е.В. Васильева. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С, 2009 г. (О.В. Загоровская, О.В. Григоренко, Т.И. Канина, Е.В. Васильева – Воронеж, 2009).

5. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии»: учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации; редакция «Народное образование», Москва, 1998 г.