Дистанционное обучение. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Бакума Юлия Алексеевна

В данном разделе опубликованы материалы для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия №3: «Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания»

Слайд 2

Цель занятия:

Слайд 3

Что такое грамматика? Грамматика (от греч. gramma – буква, запись) – формальный строй языка, включающий такие разделы, как морфемика, морфология, синтаксис. Морфемика – это раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Таким образом, грамматика связана с составом слова, с формами слова, со словосочетанием и предложением.

Слайд 4

Запомните! Грамматическая ошибка – это ошибка, связанная с неправильным образованием 1) формы слова (н-р, ложить вместо класть), 2) неправильным построением словосочетания (н-р, поехать до бабушки), 3) неправильным построением предложения(н-р, Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей)

Слайд 5

И еще! Грамматическая ошибка «режет слух». Так говорить нельзя!

Слайд 6

А теперь познакомимся с основными ошибками в образовании формы слова:

Слайд 7

Остановимся на трудных случаях в формообразовании имени существительного. 1) Именительный падеж мн.ч. Ниже приведены наиболее употребительные им.сущ. с разными формами Им.п. мн.ч. -а, -я -ы, -и Директор –директора Бухгалтер – бухгалтеры Инспектор – инспектора Возраст – возрасты Профессор – профессора Диспетчер – диспетчеры Сторож – сторожа Договор – договоры Тенор – тенора Драйвер – драйверы Фельдшер – фельдшера Инженер – инженеры Флюгер – флюгера Лектор – лекторы Хутор – хутора Порт – порты Прожектор – прожекторы Ректор – ректоры Свитер – свитеры Тренер – тренеры

Слайд 8

Родительный падеж мн.ч. Названия национальностей. Обратите внимание на то, что у сущ с нулевым окончанием основа заканчивается в основном на –н, -р -ов нулевое Киргизы – киргизов Армяне – армя н Монголы – монголов Башкиры – башки р Таджики – таджиков Болгары – болга р Узбеки – узбеков Буряты – бурят Якуты – якутов Грузины – грузи н Лезгины – лезги н Осетины – осети н Румыны – румы н Татары – тата р Турки – турок Туркмены – туркме н Цыгане – цыга н

Слайд 9

Растительный мир Обратите внимание: нулевое окончание только у существительного яблоки -ов нулевое Абрикосы - абрикосов Яблоки – яблок Ананасы - ананасов Апельсины – апельсинов Баклажаны - баклажанов Бананы – бананов Георгины – георгинов Гранаты – гранатов Мандарины – мандаринов Помидоры – помидоров Томаты – томатов

Слайд 10

А теперь разберем трудные случаи в формообразовании имен прилагательных. Самой распространенной ошибкой является образование степеней сравнения имен прилагательных. Давайте вспомним, как образуются степени сравнения.

Слайд 11

Трудные случаи образования форм имени числительного. Вспомним теорию . Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? Н-р, сто, пятьдесят четыре Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? Н-р, пятый, двухсотый Сложные числительные имеют два и более корня. Н-р, двести, пятьсот. Составные числительные состоят из двух и более слов. Н-р, триста пять У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. От 50 до 80 От 500 до 900 200, 300, 400 И.п. пятьдесят Пятьсот Дв е ст и Р.п. пят и десят и Пят и сот дв ух сот Д.п. пят и десят и Пят и ст ам Дв ум ст ам В.п. пятьдесят Пятьсот Дв е ст и Т.п.пять ю десять ю Пять ю ст ами Дв умя ст ами П.п. о пят и десят и О пят и ст ах О дв ух ст ах

Слайд 12

Склонение составных количественных и составных порядковых числительных У составных количественных изменяются все слова У составных порядковых изменяется только последнее слово И.п. триста сорок четыре Р.п. тр ех сот сорок а четыр ех Д.п. тр ем ст ам сорок а четыр ем В.п.триста сорок четыре Т.п. тр емя ст ами сорок а четырь мя П.п. о тр ех ст ах сорок а четыр ех И.п. триста сорок четверт ый (вагон) Р.п. триста сорок четверт ого (вагона) Д.п. триста сорок четверт ому (вагону) В.п. триста сорок четверт ый (вагон) Т.п. триста сорок четверт ым (вагоном) П.п. о триста сорок четверт ом (вагоне)

Слайд 13

Трудные случаи образования форм глагола. Основная часть ошибок связана с образованием видовой пары и форм повелительного наклонения. Как запомнить видовую пару класть – положить . (Что делать? ) Класть – без приставки, (что сделать ?) – положить – только с приставкой. Глагола Ложить в русском языке НЕТ! От глагола ехать образуется форма повелительного наклонения поезжайте.

Слайд 14

Грамматические ошибки в структуре словосочетания Как вы помните, существует три типа связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основная часть ошибок допускается при управлении. Ошибки связаны с неправильным употреблением падежа или предлога. Н-р, Я соскучился за семьей вместо Я скучаю по семье. Уроки проводятся согласно расписани я вместо согласно расписани ю . Запомните! В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, заплатить за проезд, скучать (тосковать) по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, отзыв о статье, рецензия на статью, вопреки прогнозу (Д.п.), согласно графику (Д.п.), по окончании, по прибытии, по возвращении, по приезде, в Ростов – из Ростова (предлоги-антонимы в – из, на – с)

Слайд 15

Домашнее задание. Решите задания теста. 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а)смотрев вперёд б) лучшие парикмахеры в) о трёхстах участниках г) около двух килограммов 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а) о полутора часах в) четырьмястами студентами б) более позднее г) две пары ботинок 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) повеселее В) не пророняя слов Б) ряд критериев г) обоих студентов 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) на триста пятьдесят седьмой странице в) несколько мандаринов Б) эта работа более лучше г) хорошие доктора

Слайд 16

5 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. до ПОЛУТОРА тонн / опытные БУХГАЛТЕРЫ /СЕМЬЮСТАМИ рублями/ ЛЯЖЬТЕ на коврик / пара ТУФЕЛЬ 6 . В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. промокнул под дождём скучнее всего пушные торги красивейший пейзаж четверо братьев 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно По обоим сторонам более пятисот долларов опытные инженеры розовый какаду 8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЛЯГТЕ на пол ИХ работа НЕ ЕЗДИТЕ сегодня за город В СТАХ метрах от на­шего дома ГОРАЗДО ЛУЧШЕ

Слайд 17

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. к двухсотлетию со дня рождения у обеих сестер наиболее вкусный докторы наук двумястами рублями 10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. трое друзей военные госпиталя пара носков более точно наилучший результат


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия №9: Не с разными частями речи.

Слайд 2

Цель занятия: Повторить правописание НЕ со словами разных частей речи (задание 12 ); Отработать орфографические навыки.

Слайд 3

НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –о, -е.

Слайд 4

Кроме того, НЕ пишется раздельно со следующими прилагательными и наречиями:

Слайд 5

Примечание! С краткими прилагательными, имеющими то же значение, что и полные, написание НЕ подчиняется тем же правилам, что и написание НЕ с полными прилагательными Капля невелика (мала), а камень разрушает. Кепка была не велика, а мала. Если прилагательные и наречия на –о, -е связаны противительным союзом но, то частица НЕ обычно пишется слитно: в этом случае нет прямого противопоставления признаков и они приписываются предмету или действию одновременно: Отец купил недорогой, но красивый костюм (т.е. и недорогой (дешевый), и красивый костюм).

Слайд 6

Примечание! Раздельно НЕ пишется раздельно с числительными Не пять, не шесть Не пишется раздельно с наречиями не на –о, -е Не всегда, не туда С наречиями, которые употребляются только в качестве сказуемого в безличных предложениях не надо, не жаль, не пора Слитно НЕ пишется слитно с отрицательными наречиями, образованными от вопросительных наречий Незачем, некуда

Слайд 7

Не с причастиями

Слайд 8

НЕ с глаголами и деепричастиями.

Слайд 9

НЕ с местоимениями.

Слайд 10

Домашнее задание. А1 . В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) Лёгкий утренний ветерок манит на простор, где в голубой дали спят леса, деревни, мельницы с (не)подвижными крыльями, зеркальные пруды. б) Мысли о (не)оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее. в) Устремлённые в небо соборы и церкви древнего русского города производили (не)обычайно сильное впечатление. г) Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил (не)стриженые вихры. А2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) Многие люди, выступая перед большой аудиторией, чувствуют себя (не)уверенно. б) Ребята пересчитали (не)использованные хлопушки и положили их под ёлку. в) Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина. г) Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны. А3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) Посещение Третьяковской галереи оставило (не)забываемое впечатление. б) Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не) делающих тому чести. в) Ссориться по пустякам могут только (не)умные люди. г) Хозяева накормили (не)ожиданно приехавших гостей вяленой олениной и печёной картошкой, напоили топлёным молоком.

Слайд 11

А4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) Одна из интереснейших особенностей насекомых заключается в их (не)обыкновенной способности чувствовать запахи. б) Путники шли без привала весь день, (не)чувствуя усталости. в) (Не)ожиданное и своеобразное решение И.П. Аргунов находит в «Портрете Толстой»: он вводит в парадный портрет бытовое действие. г) Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на (не)справедливость существующего порядка. А5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) Причины миграции этих редких птиц ещё (не)изучены. б) Вдоль улиц громоздятся горы (не)растаявшего снега. в) Лизу поселили в (не)большой, но очень светлой комнате с красивым окном. г) Петю манили (не)изведанные уголки земли. А6. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) (Не)кого было спросить, как проехать к концертному залу. б) В последние годы (не)измеримо увеличились наши знания об Атлантиде. в) Вдали показались (не)высокий дом и двор, обнесённый забором. г) (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета. А7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) (Не)зачем думать о плохом: всё будет хорошо. б) Гибнущий сад и (не)состоявшаяся любовь — две внутренне связанные темы пьесы. в) Меня огорчило (не)вежливое замечание приятеля. г) Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не)штукатуренными стенами.

Слайд 12

А8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) Этот дом (не)большой, но очень уютный. б) Мне (не)чего было сказать в ответ. в) Компьютер (не)подключён к сети. г) Гибнущий сад и (не)состоявшаяся любовь — две внутренне связанные темы пьесы. А9. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно? а) (Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти. б) Ключи до сих пор (не) найдены. в) Дом у Петровых (не) большой, но очень уютный. г) Брат (не) удостоил его даже упрёком. А10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? а) (Не)зачем повышать голос, вас прекрасно слышно. б) Кате вдруг стало (не)стерпимо обидно за тех людей, которые не слышат сейчас этой прекрасной музыки. в) Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании. г) Усадьбу окружал (не)частый, но высокий забор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие №10. Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи.

Слайд 2

Цель занятия: 1) повторить написание сложных прилагательных; 2) повторить написание наречий; 3) повторить написание производных предлогов; 4) повторить написание союзов.

Слайд 3

Правописание сложных прилагательных. Через дефис Если прилагательное образовано от двух равноправных слов, между которыми можно поставить союз И: Фруктово-ягодный (фрукты и ягоды) Если прилагательное образовано от сложного существительного с дефисным написанием: Северо-восточный (от северо-восток) Если прилагательное обозначает оттенки цвета: темно-синий Слитно Если прилагательное образовано на основе словосочетания: Железнодорожный (железная дорога) Сельскохозяйственный (сельское хозяйство)

Слайд 4

Дефисное написание наречий.

Слайд 5

Слитное и раздельное написание наречий. Слитно Со словами, которые в современном языке не употребляются: Оземь, натощак, набекрень Наречия на –ую: Зачастую, врассыпную Но: на боковую, на попятную Наречия с приставкой, образованные от этих же наречий : Скоро-наскоро, крест-накрест Наречия с корнями –верх, -низ, -высь, -глубь, -даль, -век, -начало, если к ним нет пояснительных слов: Посмотреть наверх, но на верх мачты Раздельно Наречия на –ах, обозначающие состояние, место или время: в сердцах, в головах Но: впотьмах, впопыхах Если предлог-приставка оканчивается на согласную, а слово начинается на гласную: В обтяжку, в охапку, без оглядки, без удержу

Слайд 6

Различай! По осеннему лесу – одеться по-осеннему По лесу (какому?) осеннему, осеннему – прилагательное, пишется раздельно Одеться (как?) по-осеннему, по-осеннему – наречие , пишется через дефис. Вернуться (когда?) вовремя (наречие) – во время урока (существительное) Работать (как?) вручную – наречие В ручную машинку – в машинку (какую?) ручную – прилагательное Навстречу (кому?) ветру (навстречу – предлог ) Идти навстречу ( наречие ) Идти на встречу с другом (на встречу – существительное с предлогом)

Слайд 7

Написание наречий зачем, затем, отчего, оттого, почему, потому, посему, поэтому. Наречия зачем, затем, отчего, оттого, почему, потому, посему, поэтому, почем пишутся слитно в отличие от созвучных им сочетаний предлогов с местоимениями. Ср.: Зачем вызывать напрасные надежды? – За чем пойдешь, то и найдешь (пословица). Он рассказывал об этом не затем (не для того), чтобы вызвать в нас простое любопытство. – Вслед за тем раздался выстрел (в сочетании вслед за тем три слова). Затем и пришел, чтобы получить нужные сведения (пришел с какой-то целью). — За тем и пришел, что искал (пришел за каким-то объектом). Отчего (почему) я люблю тебя, тихая ночь! (Полонский). – Было от чего печалиться (т.е. была причина, объект для данного состояния). Недоразумения часто происходят оттого (потому), что люди друг друга не понимают. – Дальнейшее зависит от того , как сложатся обстоятельства. Почему (по какой причине) вы так плохо судите о людях? – По чему (по каким признакам) вы судите о перемене погоды? Я не узнал знакомых мест только потому , что давно здесь не был. – О переменах в жизни нельзя судить только по тому , что мимолетно видишь. Почем (по какой цене) сейчас картофель на рынке! – Били по чем попало.

Слайд 8

Примечание 1. Вопрос о слитном или раздельном написании в рассматриваемом случае иногда определяется контекстом. Так, имеет значение соотносительность вопроса и ответа. Ср.: а) Зачем он сюда приходил – Чтобы получить нужные сведения (цель, которая выражается наречием зачем ); б) За чем он сюда приходил? – За нужными сведениями (объект, который выражается местоимением в сочетании с предлогом за ). В других случаях ответ дает соотносительность однородных членов. Ср.: а) От постоянных ветров и оттого , что дожди в этих местах выпадают редко, почва здесь заметно выветривается (однородные обстоятельства причины; оттого –наречие); б) От выступления докладчика и от того , что будет дополнено в прениях, можно ждать много интересного (однородные дополнения; от того сочетание предлога с местоимением ). Примечание 2. В некоторых случаях возможно двоякое толкование текста и двоякое написание. Ср.: а) Оттого , что он говорит (занимается разговорами), мало толку; б) От того , что он говорит (содержание его высказываний), мало толку. Примечание 3. В разговорном стиле речи встречаются конструкции с написанием, отступающим от правила, например. – Почему ты на меня сердишься? – Да по тому самому (раздельное написание объясняется наличием слова самому, выступающего в роли усилительной частицы).

Слайд 9

Запомни написание наречий! Вряд ли Нимало Вслед Нисколько Втайне (сделать) Ничуть В тайне (хранить) По двое За границей Поодиночке навстречу Посередине Назавтра Смолоду На лету С налету налицо Снизу доверху Насмерть (биться) С размаху На смерть (идти) С ходу Мало-помалу тотчас Бок о бок Вперемежку Вблизи Вничью Вброд В обрез Вдвое В общем В заключение Вовремя В конце концов В одиночку Вкупе Вообще вмиг впервые В насмешку впоследствии Мало-помалу

Слайд 10

Слитное и раздельное написание производных предлогов. Производный предлог Омонимичная часть речи Вследствие (=из-за) дождей река вышла из берегов. В (чем?) следствии (сущ. П.п.) по делу было много неясного. Ввиду (=по причине) дождя экскурсия не состоится. Иметь в виду. Соорудили что-то вроде (= наподобие) плота. Согласовать в роде, числе, падеже. Условились насчет (= о) экскурсии. Деньги поступили на счет школы. (Как долго?) В течение года я усердно занимался музыкой. В течении (сущ. П.п.) реки много порогов. (Как долго?) В продолжение года он знакомился с историей страны. В продолжение книги введены новые герои. Несмотря на холод, мы пошли в поход. (Сравни: Хотя был холод, мы пошли в поход) Он отвечал, не смотря (не глядя) на отца.

Слайд 11

Слитное написание союзов. Союз. Омонимичная часть речи. 1) Все народы хотят, чтобы (бы нельзя опустить, союз присоединяет придаточное изъяснительное) не было войны. Что бы мне почитать о космосе? (бы можно убрать или переставить, что является вопросительным местоимением, бы – частица. Что мне почитать о космосе?) 2) Наш класс тоже пойдет в музей. (Же нельзя опустить. Союз тоже можно заменить союзом также или союзом И , который нужно поставить в начало предложения. Ср., И наш класс пойдет в музей) Мы обнаружили в горах то же озеро, что и геологи. ( ЖЕ можно убрать. Мы обнаружили в горах то озеро, что и геологи) 3) Я также буду учиться в вузе . (ЖЕ нельзя опустить. Также = тоже = и. И я буду учиться в вузе.) Я сделал это (как?) так же, как и он. (же можно убрать. И еще: дальше идет как и) 4) Мал золотник, зато дорог. (зато=но Мал золотник, но дорог.) Я спрятался за то дерево. (За – предлог, то – местоимение) 5) Союзы причем и притом близки по значению к выражению «вместе с тем». Ученикам раздали листочки с задачами и притом предупредили, что на их решение дается два часа. При том заявлении приложены и необходимые документы. При чем же ты останешься? 6) Союз итак (в значении вводного слова «следовательно» ) пишется слитно. Итак , все кончено. И так кончается каждый раз.

Слайд 12

Раздельное написание союзов Пишутся раздельно союзы потому что, так как, так что, для того чтобы, тогда как, то есть, то бишь, как будто, тем самым, тем более что, а не то, тем паче и др., например: И собаки замолчали, потому что никто их не тревожил; Он смотрел так, как будто не верил глазам своим.

Слайд 13

Домашнее задание. А1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. а) Данные о состоянии атмосферы, океана и суши передаются (С)НАЧАЛА в территориальные, (ЗА)ТЕМ в региональные и, наконец, в мировые метеорологические центры. б) ЧТО(БЫ) уменьшить потери холода (В)ТЕЧЕНИЕ погрузки или разгрузки рефрижераторных судов, их трюмы и люки делают небольшими. в) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ тысячелетий единственным орудием для заготовки леса был топор — (В)НАЧАЛЕ каменный, потом железный. г) (ВО)ВРЕМЯ работы в космосе приборы не испытывают воздействия атмосферы и (ПО)ЭТОМУ позволяют получить достаточно точную научную информацию. А2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. а) (ВО)ВРЕМЯ экспедиций специалисты определяют видовой состав животных и растений, а ТАК(ЖЕ) берут пробы грунта, воды и воздуха. б) ЧТО(БЫ) понять, КАКИЕ(ЖЕ) законы управляют Вселенной, люди проводят исследования в космосе. в) ВРЯД(ЛИ) сегодня найдётся КАКАЯ(НИБУДЬ) отрасль промышленности, в которой так или иначе не использовалось бы дерево. г) (В)ПОЛНЕ вероятно, что (В)СКОРЕ произойдёт естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернета.

Слайд 14

А3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. а ) Искусственный спутник Земли (В)ПЕРВЫЕ был выведен в космос в 1957 году, и (В)ТЕЧЕНИЕ последующих лет разработчики космической техники решали серьёзные задачи. б) ЧТО(БЫ) идущую под парусом яхту при боковом ветре (С)РАЗУ не сносило в сторону, её корпус должен обладать большим боковым сопротивлением. в) В старину корабли могли перевозить большие грузы только по рекам и озёрам, (ПО)ЭТОМУ (НА)ПРОТЯЖЕНИИ веков основным видом водного транспорта оставались речные суда. г) Автомобильные заводы заинтересованы в создании гоночных машин, ПОТОМУ(ЧТО) новые инженерные решения, проверенные гонками, (СО)ВРЕМЕНЕМ используются при выпуске серийных моделей. А4. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. а) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле. б) Качество — это понятие многогранное, а ТАК(ЖЕ) динамичное: (СО)ВРЕМЕНЕМ требования к изделию меняются. в) (И)ТАК, всё, что хранится в памяти компьютера, представлено (В)ВИДЕ чисел. г) ЧТО(БЫ) стать преподавателем Загребского политехнического института и проработать в нём (В)ПОСЛЕДСТВИИ несколько лет, профессор в совершенстве овладел хорватским языком. А5. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. а) Проблема синонимии, привлекающая особое внимание исследователей (В)ТЕЧЕНИЕ последних двух десятилетий, актуальна для лексикографии, а ТАК(ЖЕ) для других областей языкознания. б) Главная же беда была в том, что бобры обросли шерстью ещё только (НА)ПОЛОВИНУ и (ПО)ЭТОМУ неминуемо замёрзли бы в пути. в) В сумерках (НА)ВСТРЕЧУ нам шёл какой-то странный, КАК(БУДТО) чем-то испуганный человек. г) Художественная правда создаётся писателем ТАК(ЖЕ), как пчелою создаётся мёд: от всех цветов (ПО)НЕМНОГУ берёт пчела, но берёт самое нужное.

Слайд 15

А6. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. а) Нет возможности рассмотреть на картине фигуру блудного сына, лица его почти не видно, но (В)СЛЕД за ним мы мысленно падаем на колени и ТАК(ЖЕ) переживаем встречу с отцом, как и вернувшийся сын. б) (В)ТЕЧЕНИЕ суток М.В. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску и (В)ПОСЛЕДСТВИИ опубликовал свои выводы в специальной работе. в) (В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение. г) В ответ на веские доводы доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему ТАК(ЖЕ) несколько наставлений (НА)СЧЁТ условий поединка. А7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. а) Меняется деревня Озерцо, но в мелкой речке ТАК(ЖЕ) месяц тонет, и ТАК(ЖЕ) силу ей дают ключи, и пьют мальчишки из ковша ладоней, как век назад. б) Мои спутники ТО(ЖЕ) осматривали берег (В)ТЕЧЕНИЕ целого часа и обнаружили янтарь причудливой формы. в) Звуки мало-помалу слабеют, (ПО)НЕМНОГУ замирают, а скоро их (СО)ВСЕМ уже не слышно. г) И (НЕ)СМОТРЯ на то, что путешественники знали о быстро наступающих сумерках, темнота ВСЁ(ТАКИ) застала их врасплох.

Слайд 16

А8. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. а) (В)ТЕЧЕНИЕ всего июля шли дожди, (ПО)ЭТОМУ дорожка, ведущая к беседке, превратилась в маленький ручей. б) (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли. в) ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, стихи Фета необычайно мелодичны, (ПО)ЭТОМУ звучанию стиха всегда можно узнать творения поэта.

Слайд 17

А9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. а) Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму. б) (ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству. в) (ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление. г) Лес спит молча, неподвижно, (КАК)БУДТО всматривается КУДА(ТО) своими верхушками. А10. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. а) ТАК(ЖЕ), как и другие представители московского света, Фамусов ценит чины и богатство, (ПО)ЭТОМУ он ищет для своей дочери подходящую партию. б) (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни этот поэт был независим в своих суждениях и (ПО)ЭТОМУ одинок. в) Чацкий возвращается в Москву, ЧТО(БЫ) обрести счастье, и приходит к Фамусовым, (ПО)ТОМУ что любит Софью. г) (ОТ)ТОГО цикла стихотворений Пушкина, который называется «вольнолюбивым», (НА)ВЕРНОЕ, нельзя отделить стихотворение «Арион».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие 4. Н и НН в словах разных частей речи.

Слайд 2

Цель занятия: Повторить написание Н и НН 1) в отыменных прилагательных; 2) в отглагольных прилагательных и причастиях; 3) в наречиях на –о, -е; 4) в существительных.

Слайд 3

Правописание Н и НН в отыменных прилагательных

Слайд 4

Правописание отглагольных прилагательных.

Слайд 5

Правописание причастий.

Слайд 6

Запомни исключения! Н Названый брат Смышленый (мальчик) Посаженый отец Приданое Кованый Жеваный Прощеное воскресенье Конченый человек Раненый (при отсутствии зависимого слова) Клеваный НН Желанный Священный Медленный Чеканный Жеманный Деланный считанный Невиданный Неслыханный Нежданный негаданный нечаянный

Слайд 7

Запомни! В сочетаниях глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм и др. во второй части, несмотря на наличие приставки пере-, целесообразно писать одно Н, так как сложное слово все в целом имеет значение прилагательного. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например, гладкокрашеный, домотканый, малоезженый, свежемороженый и др .

Слайд 8

Правописание кратких прилагательных и причастий. Краткие прилагательные В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полной форме этого же слова Н-р, Ночь дли нн а (дли нн ый). Книга интерес н а (интерес н ый). Причастия В кратких причастиях пишется одна Н. Книга прочита н а. Задача реше н а.

Слайд 9

Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия?

Слайд 10

Правописание наречий и существительных. Наречия на –о, -е В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано. Н-р, говорить (как?) взволнова нн о (образовано от слова взволнова нн ый) Работать серьез н о (от серьез н ый) Существительные В производных существительных Н или НН пишется в зависимости от морфем, с помощью которых образованы существительные, или в соответствии с основой, от которой они произведены. НН пишется если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н : бузин-ник (бузина), дружин-ник (дружина), именин-ник (именины), малин-ник (малина), мошен-ник (мошна), осин-ник (осина), если существительное образовано от прилагательного, имеющего нн, или от причастия : болезненн-ость (болезненный), взволнованн-ость (взволнованный), гривенн-ик (гривенный), доверенн-ость (доверенный), Н пишется багрян-ица (багряный), варен-ик (вареный), ветрен-ость Примечание . При образовании производных существительных суффикс -ник (-ниц-) присоединяется к основам существительных (ср.: дружин-а - дружин-ник, полен-о - полен-ниц-а ), а суффикс -ик (-иц) - к основам прилагательных или причастий (ср.: дровян-ой - дровян-ик; изгнанн-ый - изгнанн-ик, изгнанн-иц-а ).

Слайд 11

Переход причастий в имена прилагательные Наличие у причастий признаков, общих с именами прилагательными, способствует переходу причастий в имена прилагательные. Этот переход, наблюдавшийся в предшествующие периоды истории русского языка, интенсивно осуществляется в наше время. В современном языке есть слова, совершенно утратившие присущую им некогда глагольность и превратившиеся в обычные прилагательные ( откровенный от отъкрыти, обыкновенный от обыкнути и подобные: священный, блаженный, неприкосновенный, вдохновенный, умышленный, промышленный, дерзновенный, сокровенный, незабвенный, надменный, смиренный, благословенный, согбенный, окаянный, отчаянный, неожиданный, постоянный, непрестанный, несказанный и др.). Причастными образованиями по происхождению, полностью утратившими глагольные признаки (значение процесса, время, вид, залог и способность управления), являются в современном языке прилагательные двух типов: лежачий, висячий, колючий, горючий и т.п. и смелый, горелый, зрелый, постылый, пришлый и т.п. (ср.: лежачий - лежащий, висячий - висящий и горелый - горевший, зрелый - зревший ). Особую группу прилагательных составляют образования от глагольных основ посредством суффиксов -им-, -ем- , обычно употребляемые в сращении с не- (непобедимый, неподражаемый) со значением невозможности, недопустимости действия или состояния. Различие суффиксов -им-, -ем- в данном случае опирается на принадлежность исходных глаголов к разным типам спряжения: невыразимый ( выразить - II спряжение), неподражаемый ( подражать - I спряжение).

Слайд 12

Переход причастий в прилагательные (продолжение) Семантическое (смысловое) перерождение причастия при переходе в прилагательное выражается в утрате причастием значения временного признака, создаваемого деятельностью предмета. Образованное от причастия прилагательное обозначает постоянный признак предмета (ср.: рассеянный туман - рассеянный школьник ), причем часто приобретает определенную качественно-оценочную окраску, положительную или отрицательную (ср.: воспитанный мальчик, распущенный мальчик ). Для прилагательных, образованных от страдательных причастий прошедшего времени, характерно метонимическое употребление, обусловленное семантическим отрывом от значения основы производящего глагола; ср.: растерянный багаж (определяемое слово багаж - объект действия) и растерянный вид (определяемое слово вид не мыслится как объект действия). Со стороны морфологической прилагательное, образованное от причастия, лишено залоговых и видо-временных значений и потому характеризуется способностью: 1) образовывать краткие формы: кинжал блестящ ; 2) образовывать наречия посредством суффиксов -о, -е: напряженно, блестяще и т.п.; 3) иметь степени сравнения: организованнее, увереннее ; 4) образовывать отвлеченные существительные на -ость ( рассеянность, видимость ) и 5) сочетаться с наречиями меры и степени: очень организованный коллектив, весьма изысканный вкус . В отношении синтаксическом отпричастные прилагательные отличаются от причастий утратой глагольного управления. Дополнение в винительном падеже без предлога, характерное для причастий действительных (от глаголов переходных), и в творительном падеже без предлога (в значении субъекта и орудия действия) для причастий страдательных, невозможно при образованных от причастий прилагательных. В зависимости от синтаксических условий отпричастные прилагательные субстантивируются: Учащиеся благодарили преподавателя .

Слайд 13

Домашнее задание. 1. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. С одной стороны, талантливые крепостные графа Шереметьева были призна(1)ыми артистами, музыкантами, художниками, а с другой — бесправными и несвободными людьми, живущими в определё(2)ой личной стеснё(3)ости. 2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Парадный портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображё(3)ый на нём человек освобождался от всего будничного. 3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Создавая свой проект, архитектор стремился к соверше(1)ой законче(2)ости и тщательности, что несколько препятствовало свободе и непринуждё(3)ой лёгкости.

Слайд 14

Домашнее задание. 4. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. В ра(1)их работах, созда(2)ых русским мастером, ещё чувствовалось посторо(3)ее влияние, но его зрелые работы отличались уже абсолютной самостоятельностью. 5. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Одинаково построе(1)ые, краше(2)ые одной и той же лиловой краской домики пансионата разброса(3)ы небольшими группами среди вековых сосен. 6. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал.

Слайд 15

Домашнее задание. 7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Стари(1)ые лампы, тка(2)ые кошельки, серебря(3)ые ножи и вилки, старое, тускловатое венецианское стекло — всё было выброше(4)о прибоем времени на эту площадь, как волны выбрасывают на берег водоросли, ракушки и прочий морской сор. 8. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Когда художники увидели присла(1)ую из Ялты картину Фёдора Васильева «Мокрый луг», они были потрясе(2)ы: чистая зелень травы, невида(3)ый свет, лёгкий ветерок говорили о необыкнове(4)ом таланте автора. 9. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени. 10 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Плете(1)ые из ивняка корзины были хорошо просуше(2)ы и сложе(3)ы в доме, недавно построе(4)ом из листве(5)ицы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема занятия №17: «Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных. Пунктуация в СПП».

Слайд 2

Цель занятия: систематизация знаний о СПП.

Слайд 6

Четыре слова-омонима: когда, как, что, чем – могут быть как союзами, так и союзными словами.

Слайд 11

Как определить тип придаточной части?

Слайд 12

Придаточные определительные имеют следующие грамматические признаки:

Слайд 13

Придаточные изъяснительные имеют следующие грамматические признаки:

Слайд 14

Классификация придаточных обстоятельственных.

Слайд 15

Вид придаточного обстоятельст- венного Вопрос Союзы и союзные слова Пример 1) Времени Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? Когда (когда… то), пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор пока Когда пришло время, отправили Иванушку на службу. 2) Места Где? Куда? Откуда? Где, куда, откуда Мы устремились туда, откуда были слышны голоса. 3) Образа действия и степени Как? Каким образом? В какой степени? Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др. Ученик все сделал так, как требовал учитель. 4) Условия При каком условии? Если (если… то), когда (=если), раз, коли и др. Если будешь много читать, будешь много знать. 5) Причины Почему? Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, вследствие того что , поскольку и др. Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнованиям серьезно. 6) Цели Зачем? С какой целью? Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. 7) Сравнения Подобно чему? Как, чем, чем – тем, словно, будто, точно и др… Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждет чего-то. 8) Уступки Несмотря на что? Вопреки чему? Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни, сколько ни, куда ни, где ни и др. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. 9) Следствия Так что Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

Слайд 16

Домашнее задание. 1 . Среди предложений 7-17 найдите сложное предложение с придаточным причины. Напишите номер этого сложного предложения. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным. (8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира. (12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации. (15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности.

Слайд 17

2 . Среди предложений 16-26 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное определительное. Напишите номера этих сложных предложений. (16)Так вот, юный де Соссюр, сопоставляя слова разных языков, «вычислил», что в общеиндоевропейском языке были два звука, которые не сохранились ни в одном из известных нам индоевропейских языков. (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой. (18)Только столь же юный польский языковед Николай Крушевский, заброшенный судьбой в далёкую Казань, и ещё два специалиста согласились с выводами де Соссюра. (19)А самые знаменитые тогдашние учёные назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным »... (20)Прошло почти пятьдесят лет. (21)Де Соссюр достиг преклонного возраста и умер малоизвестным. (22)Незадолго до смерти он трижды прочитал в Женевском университете, где был профессором, курс общего языкознания. (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать! (24)Как можно видеть, студенты на лекции де Соссюра, мягко говоря, не особенно стремились попасть. (25)А дальше начались поистине сказочные события. (26)Два близких и любимых ученика Соссюра, кстати, ставшие очень известными учёными, в память о своём учителе решили издать его лекции, собрав записи студентов и самого профессора и восстановив на их основе текст курса.

Слайд 18

3 . Среди предложений 18-27 найдите сложные предложения с придаточным уступительным. Напишите номера этих сложных предложений. (18)Как решалась эта проблема, когда сегодняшние родители были подростками? (19)Скорее всего, они из неё просто выросли... (20)Мне могут возразить, что не все же просиживали бесконечные часы у телеэкрана; кто-то уже в юности чётко знал, чем будет заниматься в жизни. (21)Многие рано стали ответственными, потому что у кого-то были младшие братья и сестры, на кого-то подействовал пример ответственных взрослых, а кто-то — неизвестно как и почему. (22)И хотя родители всерьёз опасались за их будущее, они стали вполне самостоятельными людьми, с разными профессиями и судьбами, у многих семьи... (23)К чему я всё это говорю? (24)К тому, что вот телевидение оказалось не опасным само по себе. (25)Как ни обидно кому-то сознавать собственную «отсталость», придётся смириться с тем, что Интернет стал частью нашей жизни и уже никуда не денется. (26)Умение ориентироваться в нём и использовать его возможности становится условием успешной жизни во многих смыслах. (27)Из неограниченного источника информации он превратился также в торговую сеть, способ общения, средство образования... 4 . Среди предложений 22-30 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное времени. Напишите номера этих сложных предложений. (22)И я подумал: как по-разному может сложиться судьба солдата. (23)Даже если он пал смертью храбрых. (24)Это благо, если его подобрали с поля боя, если опознали при этом и если ротный, составляя списки потерь, второпях не перепутал, не пропустил его фамилии. (25)Это благо, если донесение попало в вышестоящий штаб и если тот штаб не окружили потом, не сожгли, не разбомбили с воздуха вместе с писарскими сундуками и сейфами. (26)Если... (27)Да мало ли этих "если" на пути солдатского имени к такой вот табличке на братском обелиске! (28)В это время бойкая девчонка произнесла последнюю фразу особенно звонко и, довольная, что нигде ни разу не запнулась, пылая счастливым лицом, на носочках перебежала от обелиска к стоявшим в строю ребятишкам. (29)А потом, когда пригласили желающих выступить, вышла женщина, в зимней суконной шали, с заветренными руками. (30)Сразу побледнела, как только оказалась у памятника, и лишь потом выкрикнула:

Слайд 19

5 . Среди предложений 11-15 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное определительное. Напишите номера этих сложных предложений. (11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (12)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма. (13)Порой мы ненавидели солнце — оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов». (14)Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями. 6 . Среди предложений 7-17 найдите сложное предложение, в состав которого входят два придаточных определительных. Напишите номер этого сложного предложения. (7)И поэтому ему всегда мало и всего мало: оно вечно считает свои «убытки» и ропщет. (8)Оно одержимо жадностью и завистью и о благодарности не знает ничего. (9)И вот каждый из нас должен прежде всего научиться благодарности. (10)Стоит нам только раскрыть наше духовное око и присмотреться к жизни — и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. (11)И тот, кто выдерживает это испытание, оказывается человеком будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе. (12)Он творческий человек; а тот, кто не выдерживает этого испытания, одержим духовной слепотою и завистью, он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого. (13)Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым необходимо различать людей. (14)Что такое благодарность? (15)Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. (16)Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту, излучением на свет и тепло, верным служением на дарованную благодать. (17)Благодарность не нуждается в словесных изъявлениях, и иногда бывает лучше, чтобы человек переживал и проявлял её бессловесно.