Патриотическое воспитание дошкольников
Патриотическое воспитание дошкольников.
Консультации для воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
на курсах повышения квалификации по ИОЧ ИБ на тему:
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования »
(14.01.-18.01.2013; 11.02.-15.02.2013)
на тему :
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных результатов в организации работы по осуществлению патриотического воспитания в дошкольном учреждении»
Выполнила: Нечаенко Ольга Александровна,
воспитатель ГБОУ СОШ № 23
г. о. Сызрань
2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Анализ ситуации
2. Цель и задачи педагогического проекта
3. Планируемые результаты
4. Система работы:
Принципы осуществления патриотического воспитания в детском саду;
Использования современных образовательных технологий;
Этапы реализации проекта;
План работы
5. Диагностический инструментарий.
6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
7. Список литературы.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Произошедший в 90-е годы общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения не только в дошкольном детстве, но и в развитии всей нашей страны. Детские сады вынуждены были заниматься самовыживанием. В духовной, патриотической, жизни страны образовался вакуум, поменялись жизненные приоритеты, возросла неустроенность и незащищённость значительной части населения страны, в первую очередь детей. Вырастая, многие попадают под влияние неформалов, вступая в ряды неформальных молодёжных объединений (готы, эмо, скинхеды, брейкеры, волнисты и пр.), которые негативно влияют на дальнейшую жизнь подростков. И что самое страшное, в нашей стране в последнее время наблюдается скачкообразный рост неформальных молодёжных объединений.
По результатам социологического опроса среди молодёжи была определена шкала жизненных ценностей: здоровье- 47%, счастливая семейная жизнь-21%, патриотизм-17%, любовь-10%, материальное обеспечение-5%. Как видим, проблема становления ценностного отношения к родной стране остаётся одной из наиболее острых и на сегодняшний день. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
«Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё» (Теодор Рузвельт).
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость ».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей родины, своего края. Быть патриотом-значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
«Патриотизм-нравственный принцип, социальное чувство, берущее своё начало в национализме. Представления о патриотизме связаны с трепетным отношением к своей Родине. Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома , нет корней. Потому что дом-это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём… Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это тоже самое, что бездомный человек». Эти слова принадлежат великому человеку- Патриарху Алексию 2.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Исходя из вышеизложенного, мне видится проблема формирования патриотических чувств у детей сдв в следующем: как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с правильной стороны.
К. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».
Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал К. Ушинский, - потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Целью проекта является обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно- поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Воспитывать у детей:
• стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
• стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
• уважительное отношения к наследиям других народов;
• уважение к культурному прошлому России;
• патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Формировать у детей:
• чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• представление о России как о родной стране;
• умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
• двигательную активность через национальные подвижные игры.
Развивать у детей:
• познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
• представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих Самарскую область.
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: это воспитанник, способный:
• чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
• проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего города, страны;
• способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
• проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
• воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
• активно участвующий в проведении подвижных игр.
СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА
ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.
Особый упор делается мною на «сотрудническую миссию» воспитания, обучения и развития детей, взаимоподдержку и взаимопонимание в образовательном процессе.
От чувств - к отношениям, от отношения – к деятельности!
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определённого обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающую среду.
Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В воспитательно-образовательном процессе я ориентируюсь на те изменения, которые происходят в современном детстве.
Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе её собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний, умений и навыков.
В своей работе я использую образовательные технологии, которые выделила Т.В. Хабарова.
1. Здоровьесберегающие технологии – технологическая основа здоровьесберегающей педагогигки, совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения. Среди данных технологий можно выделить следующие:
- организационно-педагогические, способствующие предотвращению состояния переутомления;
- психолого-педагогические;
- социально адаптирующие, обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности.
Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья. Также здоровьесберегающие технологии -это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
2. Технология «Портфолио дошкольника»- это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творческих достижений ребенка, так и способом развития его способностей. Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
3. Информационно-коммуникативные технологии. Использование средств информационных технологий (компьютер, телевизор, фотоаппарат, магнитофон, двд-проигрыватель, мультимедийный проектор и пр.) для повышения эффективности образовательного процесса.
4. Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми- воплощение гуманистической философии, психологии, педагогики, основанное на понимании и взаимопонимании.
5. Технология проектной деятельности- целенаправленная деятельность по решению поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
ПЛАН РАБОТЫ
Работа по патриотическому воспитанию строилась в несколько этапов:
подготовительный;
деятельностный;
заключительный.
На подготовительном этапе осуществляется анализ целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, оценивается и интерпретируется результат психолого-педагогической диагностики актуального состояния и развития (ценностные представления, умения, отношение) начал культурных истоков у детей старшего дошкольного возраста, на основе адекватно-подобранных диагностических методик. Выявлется актуальное состояние и развитие детей, которое соотносится с планируемым (прогнозируемым) психолого-педагогическим результатом развития ребенка по окончанию данного возрастного периода. Определяются направления образовательной деятельности, которые необходимо предусмотреть (предвидеть) в ходе реализации проекта, ожидаемый социально-значимый результат.
Деятельностный этап предполагает совместную деятельность участников образовательного процесса по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, развитию патриотических чувств, способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях ДОУ и семьи.
На этом этапе работа ведётся сразу в нескольких направлениях:
- привлечение детей к активному участию в досуговой деятельности (праздники, развлечения, концерты, тематические вечера); в проектно-поисковой деятельности (разработка детско-взрослых проектов);
- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности на основе использования разнообразных форм, средств патриотического воспитания детей;
- слежение за ходом выполнения проектно-поисковых работ по сбору, оформлению и представлению (презентации) результатов реализации тематических проектов.
При работе с родителями используются такие формы работы как:
Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
Поддержание групповых традиций совместным участием в них «Город мастеров», «Приглашаем в гости пап».
Индивидуальные консультации, беседы.
Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» ,«Игра и дети», «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в армии», «Праздники и развлечения в детском саду», «Мы-спортивная семья», «Где мы были».
Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
Оформление информационного «О подвигах наших предков» (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
Заключительный этап предполагает проведение психолого-педагогического мониторинга усвоения ЗУН (знаний, умений, навыков) в рамках патриотического воспитания, анализ проделанной работы и определение цели и задач воспитателем дальнейших действий по формированию патриотических чувств у детей сдв. Заключительный этап проекта приходится на конец весны-начало мая. В нашем саду традиционно проводится презентация всех проектов по патриотическому воспитанию, прошедших в течении года. Родители очень активно участвуют в данном мероприятии и выражают положительные эмоции по его окончании. Хотя можно ли закончить формирование, воспитание патриота?
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ.
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребёнка , сохранение его уникальности. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях и интересах каждого ребёнка. Возникает потребность в системе контроля качества педагогического процесса , который позволит отслеживать не только динамику физического , интеллектуального и личностного развития образовательных достижений детей , но и спроектировать систему отслеживания достижений детей.
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Социализация».
1.Наблюдение взаимодействия детей друг с другом в специально созданных экспериментальных ситуациях.
Цель: изучение характера взаимодействия ребёнка со сверстниками в совместной деятельности.
2. Диагностика личностно-социального развития дошкольников.
Цель: изучение особенностей социально-личностного развития детей сдв .
При проведении данного вида диагностики используются:
Метод наблюдения , в том числе и включённого наблюдения ,когда воспитатель в играх , совместных делах , разговорах с детьми оценивает:
- эмоциональные проявления детей;
- умение общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками;
- личностные проявления детей в различных видах деятельности.
Наблюдения обобщаются в таблице, составленной на основе модификационной методики Т.А. Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников ».
Методика «Сюжетные картинки» ( модифицированный вариант (м/в) Р.М. Калининой).
Цель: изучение особенностей понимания детьми норм и правил поведения , умение вести себя в социуме, понимание отдельных эмоциональных состояний.
Методика «Закончи историю» (м/в Р.М. Калининой).
Цель : изучение понимания детьми сдв таких нравственных норм , как доброта-злость,трудолюбие-лень,щедрость-жадность ,правдивость-лживость.
Анализ рисунков на тему «Моя семья». (Описание смотри в книге М. Шевченко «Психологические рисуночные тесты» , стр. 14).
Цель: диагностика внутрисемейных отношений.
Беседа «Что ты любишь?» (м/в методики М.В. Корепановой).
Цель : углубление информативности педагога о развитии представлений о себе у старших дошкольников.
Экспериментальная методика «Лесенка» (вариант Я.Л. Коломинского и М.И. Лисиной).
Цель : определение тех нравственных качеств, которые выделяет в себе ребёнок, особенности самооценки.
3. Диагностика развития эмпатии старших дошкольников.
Задачи диагностики :
а) изучить особенности процессов сопереживания , сочувствия, содействия у детей сдв;
б) изучить особенности проявления эмпатии во взаимодействии со взрослыми и со сверстниками.
Проблемно-игровая диагностическая ситуация «Гости из Зазеркалья» (а/м Е.И. Изотовой).
Анкетирование родителей.
Цель : изучение особенностей отношения родителей к воспитанию сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости у детей и представлений родителей об уровне сформированности данных качеств у ребёнка.
4. Диагностика этнотолерантности старших дошкольников.
Индивидуальная беседа (а/м Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок).
Беседа с детьми на тему «Моя Родина».
Цель : выявление особенностей представлений детей сдв о родной стране и отношения к ней.
Материалы : изображения гербов и флагов разных стран.
Организация диагностической процедуры . Проводится беседа по вопросам :
• Как называется город , в котором ты живёшь?
• Как называется страна , в которой ты живёшь?
• Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.
• В каких городах нашей страны ты ещё бывал?
• О каких городах ты слышал?
• Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рассказать о своей стране?
• Расскажи, что ты знаешь об истории своей страны. (как в ней раньше жили люди?) Откуда ты это узнал?
• Что бы ты смог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в городе стало лучше?
• Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?
• Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания-для всей страны, для всего города,-какие бы три желания ты загадал?
Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина».
Цель : уточнение представлений детей о Родине, выявление смысла слова «Родина» в понимании детей сдв, какие чувства вызывает оно у дошкольников.
Цель : определить своеобразие представлений детей о национальностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников ближнего зарубежья.
Диагностическая ситуация «Выбери напарника для игры» (а/м Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок).
Цель : выявить у детей сдв особенности эмоционального отношения к детям другой национальности (расы).
5. Диагностика воспитания гражданских чувств у детей сдв.
Цель : изучение особенностей представлений о стране у детей сдв и влияние на их развитие взаимодействия педагогов и родителей.
Диагностическая ситуация «Выбери книгу».
Цель : определение проявления интереса к особенностям своей страны, желание узнать о ней больше.
Наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина».
В развивающем центре нашей группы представлены материалы по теме «Моя Родина». Это: книги о городе, фотоальбомы, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, раскраски с видами природы в разное время года, разнообразные настольные игры (пазлы, вкладыши, конструкторы). В ходе наблюдения отмечаются:
как часто дети обращаются к пособиям;
какие пособия вызывают наибольший интерес;
обращаются ли дети к педагогу за разъяснениями;
способствуют ли представленные материалы возникновению игр, разговоров на темы родной страны.
6. Диагностика социальной компетентности детей сдв.
Цель : получение оперативной информации о характере детских представлений о труде как о социальном явлении.
Игровая проблемная ситуация «Три поросёнка».
Воспитатель рассказывает ребёнку сказку, иллюстрируя её сюжетными картинками: «Жили-были три поросёнка. Однажды они поспорили, что на свете самое ценное. Ниф-Ниф сказал: «Деньги». Нуф-Нуф не согласился: «Самое главное для меня, чтобы было много друзей.» А Наф-Наф ответил: «Для меня самое ценное-быть умелым.» А что для тебя самое главное?»
Для выявления познавательного интереса к труду взрослых ребёнку предлагают индивидуально ответить на ряд вопросов:
Какие картинки ты любишь рассматривать, о чём?
Какие мероприятия в детском саду любишь?
Какие книги твои любимые?
В какие игры ты любишь играть?
Уровни социальной компетентности ребёнка:
Низкий уровень. Нечёткое представление о трудовом процессе. Ребёнок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда. Познавательное отношение к труду неустойчивое.
Средний уровень. Ребёнок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, роль денег и рекламы. Интерес к труду взрослых устойчив.
Высокий уровень. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых, имеет отчётливое представление о многообразии профессий. Владеет речью-доказательством. Повседневное поведение ребёнка свидетельствует о зарождении экономически значимых личностных качеств- трудолюбии, честности, бережливости.
Мониторинг освоения детьми образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка» проводится специалистами нашего детского сада, соответственно воспитателем по изодеятельности и музыкальным руководителем.
УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- Создание, благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью,
улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания
чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице,
родной семье начинается формирование того фундамента, на котором
будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему
Отечеству;
- Интеграция содержания образования (проектирование такого
содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком
культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов)
- Интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;
- Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;
- использование системы мониторинга (психолого- педагогической диагностики): сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, тестов, экспертной оценки), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дыбина О.В. «Формирование ключевых компетенций у детей дошкольного возраста», Тольятти: ТГУ, 2009 г.
Зеленова Н.Г. , Осипова Л.Е. «Мы живём в России», Великие Луки , издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.
Лопатина А., Скребцова М. «Начала мудрости», Москва, издательство «Амрита-Русь», 2004 г.
«Мониторинг в детском саду» под редакцией Ермолаева С.Д., Спб, издательство «Детство-пресс», 2011 г.
Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2001-2005 годы».
Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании», Спб, издательство «Детство-пресс», 2011 г.
Шевченко М. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых», Москва, издательство «АСТ», 2009 г.
Интернетресурсы:
900igr.net
Kama1983.narod.ru
и другие.
Предварительный просмотр:
План по профессиональному саморазвитию воспитателя ГБОУ СОШ № 23 Нечаенко Ольги Александровны
Направления профессионального саморазвития | Цель | Формы работы |
Самообразование и самовоспитание | - расширение кругозора; - рост профессиональной культуры; - развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков; -формирование информационной компетентности, направленной на самостоятельный поиск знаний. | -изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по теме самообразования; -составление плана по саморазвитию в рамках темы самообразования; -работа с вычислительной и оргтехникой в режиме самостоятельного поиска по банкам педагогической информации, в системе Интернет; |
Методическая работа и курсовая подготовка | - повышение педагогической и психологической компетенции; - развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности; - поиск новых подходов к организации образовательной деятельности. | -участие в конкурсе патриотической песни «Виктория»; -изучение современных образовательных технологий; -прохождение курсов повышения квалификации; -участие в конкурсе «Учитель года 2013»; -личные консультации с психологом. |
Педагогическое общение | - согласование понимания подходов к реализации педагогической функции; - реализация потребности в профессиональном общении; - взаимообмен в педагогических находках с коллегами. | -участие в школе педагогического мастерства; -диспут с родителями дошкольников по проблеме осуществления патриотического воспитания; -открытый просмотр для педагогов «Фотоотчёт проведения краеведческо-туристской работы в группе» |
Обогащение и распространение передового педагогического опыта | -обобщение педагогического опыта; -трансляция пед. опыта в профессиональные сообщества. | -выступление на методобъединении с презентацией по теме «патриотическое воспитание в ДОУ»; -размещение статьи по теме на сайте педагога; -представление опыта работы по теме патриотического воспитания выставке педагогических достижений. |
Аттестация и творческий отчёт | -фиксация профессиональных результатов; -поддержка нарастающего творческого потенциала педагога; -стимулирование роста квалификации и профессионализма. | -составление диагностической карты успешности и затруднений; -прохождение аттестации на заявленную высшую категорию; -проведение праздника с участием родителей «Здесь живёт моя семья, здесь шумят берёзы». |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей по созданию условий для развития физических качеств ребёнка в ДОУ
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения-одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому необходимо проводить работу по созданию благоприятного здоровьесберегающего пространства, искать новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использовать в работе передовой опыт. Органически соединять между собой все элементы комплекса:
- Образовательного
- Медико-профилактического
- Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового
- Психологического
Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
- Физическое воспитание.
- Организация лечебно-профилактической работы с детьми.
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.
Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и «Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста».
Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, так как почти каждые три-четыре года вводятся новые предметы, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. Работа с нормативными документами необходимо отражать в годовом плане и месячных планах работы детского сада. Регулярно на производственных совещаниях проводить изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы следует организовать «Уголок здоровья», где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.
В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудуются в соответствии с требованиями СаНПиНа. Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка в это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс необходимо включать оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.
Физкультурные занятия в ДОУ могут быть разнообразными по форме и содержанию в зависимости от задач:
- Традиционные
- Игровые в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
- Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления, например: «Экскурсия в весенний лес».
- Тематические занятия: «Осень в гости к нам пришла», или с одним предметом «Поиграй со мной мяч».
- Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
- Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
- Спортивные праздники, дни здоровья, праздник «Папа, мама и я - спортивная семья».
Работу по формированию здорового образа жизни можно дополнять беседами:
«Разговор о правильном питании»
«Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»
«Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма»
Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.
После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому прогулки должны состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке необходимо предусмотреть физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.
Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
- Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
- Правильная организация прогулок и их длительность (сетка занятий составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов
- Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями)
- Облегченная одежда в детском саду
- Гимнастика после сна
- Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей)
- Солевые дорожки – младший возраст
- Мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст
- Комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст
- Полоскание рта лечебными настоями т прохладной водой
- Летом ходьба босиком по спортивной площадке
- Самомассаж
- Витаминотерапия
- Фитотерапия
Для обеспечения психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду необходимо сотрудничество психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей.Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование, экологический кабинет, цветник, огород дают массу положительных эмоций, душевное равновесие . Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей.
Семинары: «Ребенок и здоровье», «Нетрадиционные формы оздоравливания детей»,
Консультации: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»: использование природных факторов в укреплении здоровья детей, «Лето, семья, ребенок»
Открытые просмотры: Ежегодно 7 апреля и 21 июня – «День здоровья», «Папа, мама и я – спортивная семья», спортивное развлечение «Мы - спортсмены» и другое.
Педсоветы: «Оздоровительная работа в детском саду», «Организация режима двигательной активности в ДОУ», «Азбука питания».
Контроль и руководство:
Тематический контроль. «Создание здоровьесберегающей и развивающей среды», «Организация режима двигательной активности», «Закаливание», конкурс физкультурных уголков в группах. Внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного воспитания.
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
Формы работы с родителями:
проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.
педагогические беседы (индивидуальные и групповые)
совместные занятия и развлечения, труд.
круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопедов, медсестры, врача, инструктора по физкультуре, психолога, музыкантов).
организация совместных дел.
Методы, используемые педагогами в работе с родителями:
анкетирование
посещение семьи
наблюдение за ребенком
беседы с родителями
беседы с ребенком
изучение рисунков на тему: «Наша семья» и их обсуждение с детьми
Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасного поведения дошкольников.
Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.
- Изучайте литературу, посвященную безопасности детей. Хотя большинство правил поведения, способствующих повышению уровня безопасности детей, общеизвестны, тем не менее полезно узнать мнение на сей счет людей, профессионально занимающихся этим делом: психологов, педагогов, сотрудников милиции.
- Учитывайте возраст ребенка и его особенности. Пока ваш малыш делает свои первые шаги или находится еще в коляске, никаким правилам безопасного поведения его не научишь. Его жизнь - полностью в руках родителей, дедушек и бабушек.
Маленькие дети должны находиться не просто под присмотром взрослых, а быть постоянно у них на виду.
Но вот ребенку четыре-пять лет . Он должен уметь называть части своего тела, в том числе и интимные; понимать разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями; оценивать незнакомца; просить разрешения у мамы принять от кого-либо конфету. Ребятишки этого возраста (или чуть постарше) должны знать свои имя, фамилию, адрес, телефон.
- Добивайтесь, чтобы дети полностью доверяли вам. Это доверие крайне важно. Ничто не дает так много для понимания вашего ребенка, как его искренние рассказы, а иногда и крики души - о его бедах, тревогах, сомнениях, затруднениях, по ним нетрудно определить, насколько ребенок умеет ориентироваться в различных ситуациях, может ли постоять за себя. Поэтому как бы вы ни были заняты, не отмахивайтесь от ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Даже малыш со своим лепетом имеет право быть выслушанным.
Если ребенок пытается заговорить с мамой или отцом о чем-то, что его волнует, оттолкнуть его своим равнодушием - непростительная ошибка, которая может дорого обойтись и ребенку, и родителям. Наоборот, нужно уметь вызывать детей на разговоры. Во время таких бесед "по душам" уместно вспомнить случаи из своего детства. Дети обычно очень живо откликаются на такие воспоминания: оказывается, моя мама была такой же маленькой, как и я, и с ней тоже случались разные "страшные" истории.
Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быть более уверенным в дальнейшем. Если ребенок поступил неправильно, не нужно кричать, ругать его - спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.
Лишь имея постоянный контакт с ребенком, можно судить о том, в какой мере он нуждается в вашей опеке, насколько ему можно доверять, предоставлять "свободу" (оставлять одного дома, просить сходить в магазин, разрешить съездить к товарищу и т. д.)
Здесь нужно учитывать еще одно обстоятельство: если ребенок не имел контакта с родителями, не доверял им, он ищет понимания, душевного участия у других людей и в других местах. Этим очень часто пользуются преступники, играя роль "добрых" дядей.
- Не запугивайте! Любую ли криминальную информацию можно сообщать детям? Разумеется, нет. Специалистами давно подмечено, что попытки родителей обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные истории, иногда приводят к обратному результату - ваш малыш в сложной опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять.
Страх подавляет интуицию ребенка, "смазывает" инстинктивно правильную реакцию. Поэтому если ребятам и сообщается та или иная криминальная информация, то ее нужно выразить в словах, которые бы не травмировали маленького человека, особенно если он с развитым воображением и ранимой психикой.
Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход.
- Занимайтесь с детьми систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Тут одной-двумя беседами ничего не достигнешь, а тем более криком, угрозами или подзатыльниками.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка.
- Используйте самые различные формы обучения. Для самых маленьких - это игры с куклами (кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой дядя на машине и т.д.). Для детей постарше - разыгрывание соответствующих сценок (и дома, и на улице), рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации, вопросы: "А как ты поступишь, если...", упомянутые рассказы-воспоминания.
- Будьте примером для своих детей. Все ваши усилия могут быть сведены на нет, если вы сами в повседневной жизни пренебрегаете правилами безопасного поведения. Если вы прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребенок.
- Проявляйте участие к чужим детям. Если вы стали невольным свидетелем опасной ситуации, в которую попал тот или иной ребенок (он потерялся, его куда-то насильно уводят, усаживают в машину и т. д.), не будьте безучастным. Есть физическая возможность решительно вмешаться - действуйте! Если нет такой возможности - запомните приметы подозрительных лиц, номер автомашины, направление движения и немедленно сообщите в милицию.
Сегодня вы помогли чужому ребенку, завтра кто-то другой поступит так же решительно и мужественно и спасет вашего.
Правила безопасности, которым обязательно следует обучить вашего ребенка:
- Не уходи далеко от своего дома, двора.
- Не бери ничего у незнакомых людей на улице. Сразу отходи в сторону.
- Не гуляй до темноты.
- Обходи компании незнакомых подростков.
- Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.
- Не отправляйся один в дальние поездки.
- Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт. Здесь стоит отметить, что иногда преступления совершаются знакомыми людьми (например, какой-нибудь сосед, добрый, улыбчивый и тихий дядя Ваня на деле может оказаться маньяком).
- Не открывай дверь людям, которых не знаешь.
- Договорись заранее с соседями о сигналах опасности.
- Не садись в чужую машину.
- На все предложения незнакомых отвечай: "Нет!" и немедленно уходи от них туда, где есть люди.
- Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде.
- В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, кричи, вырывайся, убегай.