3.4 Открытый урок
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме:
«Предложный падеж имен существительных»
в 5 классе
Провела: Суван-оол А.Д., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Арыг-Узюнский
Тема урока: Предложный падеж имен существительных.
Цель урока:
познакомить учащихся с признаками предложного падежа.
Задачи урока:
учебно-познавательные:
- закрепить знания учащихся об изученных падежах, формировать умение правильно определять имена существительные в предложном падеже;
- повторить безударную гласную, проверяемую ударением;
интеллектуально-развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, связную речь, обогащать и активировать словарный запас.
социальные:
- развивать умение работать в группе;
- учить адекватно оценивать себя и других;
воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родине, природе, как ее состаляющему.
эстетические:
- учить эстетично воспринимать слово. речь, овладевать средствами выразительности.
здоровьесберегающие:
- контроль за осанкой учащихся;
- физкультминутка;
Оборудование: магнитная доска, проектор, таблица, индивидуальные оценочные листы, учебники, тетради, карточки, фонограмма песни «Улыбка» М.Пляцковского, композитора В.Шаинского, песня «Не кочегары мы, не плотники» исполнителя Николая Рыбникова.
Ход урока
I.Оргмомент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я приветствую вас. Разрешите мне представить вам себя: Суван-оол Алимаа Доржуевна, учитель русского языка и литературы из сумона Арыг-Узю. Рада, что мы познакомимся с вами и поработаем сегодня вместе.
Создание ситуации комфорта (звучит мелодия песни «Улыбка»)
- Улыбкой дверь отворите в пути,
Улыбку нельзя удержать взаперти,
Улыбка цветёт, растёт на устах.
Улыбка прогонит и злобу и страх.
- Давайте улыбнемся друг другу. (Спасибо, садитесь).
- Сегодня наш урок пройдет в форме игры. На каждом этапе этой игры вы будете сами подводить итоги, оценивать себя на индивидуальных оценочных листах.
Мечтали вы стать строителем? Нет? Давайте хотя бы на уроке станем строителями. Но работа строителя очень ответственная, ведь они строят здания, жилые и нежилые, от того, как они будут работать, относиться к своей работе, будет зависеть качество наших жилищ, и даже жизней. Да.Да. В прямом смысле слова.
II. Актуализация полученных знаний. (Проверка домашнего задания).
Кто хочет выйти к доске? Пожалуйста, вот самые активные, самые ответственные наши друзья.
- Ребята, если вы правильно выполните задания, то на обратной стороне мы увидим тему нашего урока.
а). Работа учащихся на доске (выходят 3 ученика)
1-й ученик работает с деформированным текстом. Задание: составьте из данных слов, ставя по порядку, пословицу. Выделите окончания имен существительных, определите, в каком падеже они стоят. Подбери однокоренные слова к существительному Родина (род, родня, родной, родственник).
Гнездо, человеку, Родина, птице.
2-й ученик работает по карточке, дописывает окончания имен существительных, определяет падеж, род, число имен существительных, разбирает по составу слова дружные, утащат .
3-й ученик: просклоняйте данные имена существительные. Выделите в них окончания.
И.п. Родина солдат
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
б). Письмо по памяти (На слайде). (Пролог к постановке задачи – мозговой штурм).
Дописать окончания существительных, выделить их, определить род, число, падеж собственных окончаний. Произвести взаимопроверку.
Кто в Москв… не бывал,
Красоты не видал.
Кто в Тодж… не бывал,
Тот Тувы не видал.
- Выделите окончания в собственных именах существительных и определите падеж, в котором они стоят, по вопросам, на которые они отвечают. О чем эти пословицы, ребята? Правильно, о родине. Как называется наша Родина? Мы живем в дружной семье народов России с 1914 года. Сколько лет с тех пор прошло? (Будет 100 лет). А потом вы вошли в семью советских народов – в 1944 году .От этой даты в будущем году пройдет тоже юбилейный 60 год. Какие еще юбилейные даты вы можете знать в этом году, ребята? Может от взрослых знаете? (Для нашего кожууна – 90-летие со дня основания, 125-летие г. Шагонара, в котором вы живете. (Показать слайды). Узнаете?
- В каком же падеже стоят собственные существительные в вышеперечисленных пословицах? Правильно, в предложном.
- Догадались, о чем у нас речь пойдет? О предложном падеже.
(Перевернуть ватманы)
III. Объяснение новой темы урока. Запишите сегодняшнее число и тему урока:
Предложный падеж имен существительных.
- Работа над новым материалом. Упражнение 394 учебника, стр.179. Устное выполнение. Разыгрывание диалога по речевому образцу.
Образец: - Вчера Антон был на выставке.
- На выставке? А я думал, что он был на экскурсии.
1). Вам сказали, что Саша был в магазине, а он был на почте.
2). Вам сказали, что ваша сестра была на концерте, а она была на дискотеке.
3). Вам сказали, что ваш товарищ был на стадионе, а он был в школе.
- Что обозначают существительные в предложном падеже из этого диалога, ребята? (место действия). В каком падеже они стоят, какое окончание они имеют? Был на почте, была на дискотеке, был в школе. Читаем 1 абзац нашего учебника. § 70, стр 179.
2. Знакомство с теоретическим материалом. (Постановка учебной задачи)
- Какое окончание у этих существительных, ребята? - Е. Читаем 2 абзац учебника. Но окончание имен существительных в предложном падеже может быть и иным.
Это мы узнаем, выполнив письменно упражнение 399. Прочитайте, пожалуйста, его задание.
(текст упражнения написать на карточке). Соблюдайте интонацию. Найдите одно слово с орфограммой «безударная гласная в корне, проверяемая ударением». Затем бригадиры выходят работать к доске.
3. Закрепление материала. (Решение учебной задачи).
- Раз царица на луг…, на зеленом берег… ручейка была одна; горько плакала она. (А.Жуковский).
- В сад… вокруг берез, гудя, летали жуки. (М. Горький).
- Росистым утром смолою пахнет в густом лес… (И.Соколов-Микитов).
- царица – Ц (ТС), царь, зЕлень, бЕрег, Одна, Она.
- сАд, береЗа, лЕтчик
3. рОсы, смОлка (смОль), лЕс).
Теперь прочитаем правило на странице учебника 180.
- Какое окончание еще могут иметь имена существительные в предложном падеже? (Правильно,
- О).
4. Игра-эстафета (вариативное )
Дописать окончание имен существительных, комментируя.
1. Был на завод…., присутствовал на урок…., заходил на … почт…., остановился на дорог….
2. Заниматься в спортзал…, учиться в школ…., работать в пол…., жить в город….
3. Поймать в пруд…., стоять на мост…., рассказывать о поездк…., мечтать о встреч…..
5. Физминутка (под музыку песни «Не кочегары мы, не плотники»)
5. Работа с текстом. Упражнение 397. Устное чтение.
Расскажите, какие животные и птицы живут в лесу? (Мыши, кроты, еж, кабан и много-много других животных). Птицы – дятлы, сороки, ястреб, орлы.
- Почему птицы выбирают для себя свой этаж? (Им удобнее для себя добывать «на своем этаже» пищу для пропитания.
- синтаксический разбор предложения Под землёй на самом низу живут мыщи, кроты.
- выборочное письмо из 1 абзаца существительных с предлогами.
- пересказ всего текста или одного из абзацев.
IV. Опрос на закрепление материала.
- Что мы сегодня изучили?
- Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже в ед.числе?
- С какими предлогами употребляются существительные в П.п. ? (О,НА, В)
- Почему этот падеж имеет такое название?
V. Рефлексия.
- Кому на уроке было интересно, весело, все понятно? Похлопайте в ладоши.
- А кому было хорошо на уроке, но что-то подзабылось, было что-то непонятно? Поднимите руки.
- А кому было скучно на уроке? Кто ничего нового для себя не узнал? Потопайте руками.
- А мне из 1 первой бригады очень понравились……. Из 2-й бригады - ……. Из 3-ей-………
Молодцы, так держать. Ведь какие пословицы русского и тувинского народов мы вспомнили в начале урока?
Дружные сороки и гуся утащат. Дружные сороки и верблюда одолеют. Знания, приобретенные вами на уроках, в школе, пригодятся вам в вашей жизни.
VI. Домашнее задание:
1 бригада - Упражнение 395 (составление рассказа)
2 бригада – написать мини-сочинение по заданию упражнения 402, сделать иллюстрацию
3 бригада – карточки (просклонять существительные по падежам)
До свидания! Спасибо вам за урок.