7. УЧИТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ-2017"

Метлицкая Антонина Александровна

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_vystupleniya_na_forume.docx31.21 КБ
Файл tekst_gimna.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Downloads\logo.pngVIII Всероссийский форум-2017

«Здоровьесберегающее образование: опыт проблемы, перспективы развития»

Круглый стол

«Физическая активность  как условие развития здоровой личности»

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

социально-значимый проект

          Чего не купишь ни за какие деньги? Конечно, здоровье. Тема здоровьесбережения  особенно актуальна для учащихся начальной школы. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью образовательной системы. Направления программы  «Будьте здоровы!» для учащихся 1-4 класса воспитывают  у детей  культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Как  поддержать и сохранить здоровье школьника?

Цель: формирование знаний, умений,  навыков, чтобы  здоровье ученика:

  • в физическом плане – позволяло ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умел преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он был коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявлял хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признавал основные общечеловеческие, духовно-нравственные ценности.

Одной из главных задач педагога, наряду с образовательными, найти такие эффективные формы, методы и приёмы для построения учебно-воспитательного процесса, чтобы не навредить здоровью младшего школьника. «Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы» [2, с. 115].

Обязательное условие! Порой в погоне за качеством и оценками это условие не соблюдается. Учителя забывают о том что, здоровье-это действительно бесценный дар природы.Тема школьного здоровьесбережения актуальна в наше время как никогда, так как изменился двигательный образ поведения наших детей. Они больше предпочитают сидеть у телевизора, за манитором комьютера, с любимым гаджетом, чем провести время на спортплощадке, поиграть в футбол или просто побегать. Выход один: создать благоприятные условия,  при которых можно будет полноценно осуществить и реализовать здоровьесберегающие установки.

Тема здоровьесбережения особенно важна  для учащихся начальной школы,  т.к. у ребёнка в этом возрасте происходят кардинальные  изменения в привычном укладе жизни, он осваивает новую социальную роль «ученик».В ФГОС при определении «портрета» выпускника начальной школы указывается одно из важных качеств, которым он должен обладать, это выполнение  правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. [2, с.26].

Деятельность в рамках ФГОС НОО требует от школьников большого интеллектуального и нервно-психологического напряжения. Мы стремимся к тому, чтобы современная школа действительно стала территорией здоровья. Играют роль факторы и решение задач полного физического, душевного и социального благополучия.

Беспорно, что успешность обучения в школе определяется состоянием здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников во многом будет зависеть от правильной организации учебной и внеурочной деятельности. И для этого современному педагогу нужно мастерски владеть здоровьесберегающими и здоровьеформирующими технологиями, умело эффективно, систематически применять их и на уроках, и в общей образовательно-воспитательной среде школы. Педагог должен осознавать приоритет здоровья и сам факт того, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически, эмоционально, чтобы ему хотелось учиться в школе.

Здоровый ребенок – успешный ребёнок. Проанализировав состояние здоровья детей, факторы, влияющие на него, мы пришли к необходимости создания программы здоровьесберегающей среды для обучающихся начальной школы «Будьте здоровы!».  Рассмотрим некоторые направления. 

- система уроков;

 -внеурочная деятельность;

-внеклассные мероприятия;

Формы организации двигательной активности

-Туристические походы, экскурсии по району, краю

- Прогулки, динамические игры у моря

-Соревнования «Папа мама я-спортивная семья»

-Всекубанская спартакиада школьников

- Флешмоб с родителям

- тематические уроки по формированию ЗОЖ;

- работа  в рамках подпрограмм «Разговор о правильном питании», «Азбука пешехода»

- прогулки и туристические походы;

- проведение Дней экологического здоровья «Эко-стиль», «Ценности жизни»;

1)Динамические и игровые перемены.

2) Урочная деятельность.

Большую часть школьного времени ученик проводит на уроках. Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребёнка. Здоровьесберегающая организация уроков остаётся фундаментом сохранения  здоровья детей.

Для рациональной организации урока можно воспользоваться  критериями, предложенными профессором Смирновым Н.К. Рациональным считается 4-7 видов учебной деятельности на уроке. Средняя продолжительность различных видов - не более 10 мин., физкультминутки проводятся  на 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Количество эмоциональных разрядок 2-3. [2, с.65]. Например, один из уроков можно начать с загадки о здоровье: «Единственный способ его поддерживать -это есть то, что вы не любите, пить то, что вам не нравиться и делать то, что вы не хотите» и попросить детей показать движениями (пантомимой), что же это.

3) Физкультурные разминки, минутки.

Учителя начальных классов широко практикуют использование весёлых физкультминуток с речевым сопровождением. Физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов. Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки. Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. Все физминутки можно разделить на  группы: упражнения для снятия общего  или локального утомления;для улучшения мозгового кровообращения; для кистей рук, гимнастика для глаз; для мобилизации внимания; на осанку;дыхательная гимнастика.  

В рамках программы «Будьте здоровы!» эффективны следующие мероприятия:

В работе с родителями большое место занимают совместные массовые  мероприятия и КТД. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Зарничка», «Мы голосуем за спорт», шахматные турниры и др.

Для эффектного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни, здоровьесберагющих технологий важную роль имеет повышение педагогического мастерства самого учителя. Если педагог своим собственным примером будет демонстрировать здоровый образ жизни и научит детей с самого раннего возраста ценить и беречь свое здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы во всех смыслах этого слова. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». [3, с.87].  

                     

Список литературы

  1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Киев: «Радянська школа», 1973.
  4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2017



Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Downloads\logo.png

Гимн «Учитель здоровья России»

Авторское название: «Учитель-кумир»

Стихи: Бугакова Е.Ю., Метлицкая А.А.

Музыка: С.Ранда, название композиции «Гимн Учителю»

Жанр: блюз

Чудесный мир здоровья, красоты

И восхищенья каждого из нас,

Чтоб крепкими все были: я и ты

Учитель нам уроки преподаст.

Мы помним Ваш наказ простой,

Что быть здоровым - это очень модно.

За физкультуру мы стоим горой,

Нам по плечу сегодня что угодно.

В здоровом теле жив здоровый дух.

Пусть будут счастливы, здоровы все вокруг.

Учителя Здоровья славим мы,

Похожим на него быть мы должны.

Припев:

Учитель Здоровья-звучит очень гордо!

Учитель Здоровья по жизни – кумир!

Учитель Здоровья! Советы мы помним!

Быть крепким и сильным,

Успешным, красивым

Мы очень, мы очень, мы очень хотим!