7. УЧИТЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ-2017"
Предварительный просмотр:
VIII Всероссийский форум-2017
«Здоровьесберегающее образование: опыт проблемы, перспективы развития»
Круглый стол
«Физическая активность как условие развития здоровой личности»
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
социально-значимый проект
Чего не купишь ни за какие деньги? Конечно, здоровье. Тема здоровьесбережения особенно актуальна для учащихся начальной школы. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью образовательной системы. Направления программы «Будьте здоровы!» для учащихся 1-4 класса воспитывают у детей культуру здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Как поддержать и сохранить здоровье школьника?
Цель: формирование знаний, умений, навыков, чтобы здоровье ученика:
- в физическом плане – позволяло ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умел преодолевать усталость;
- в социальном плане – он был коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявлял хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признавал основные общечеловеческие, духовно-нравственные ценности.
Одной из главных задач педагога, наряду с образовательными, найти такие эффективные формы, методы и приёмы для построения учебно-воспитательного процесса, чтобы не навредить здоровью младшего школьника. «Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы» [2, с. 115].
Обязательное условие! Порой в погоне за качеством и оценками это условие не соблюдается. Учителя забывают о том что, здоровье-это действительно бесценный дар природы.Тема школьного здоровьесбережения актуальна в наше время как никогда, так как изменился двигательный образ поведения наших детей. Они больше предпочитают сидеть у телевизора, за манитором комьютера, с любимым гаджетом, чем провести время на спортплощадке, поиграть в футбол или просто побегать. Выход один: создать благоприятные условия, при которых можно будет полноценно осуществить и реализовать здоровьесберегающие установки.
Тема здоровьесбережения особенно важна для учащихся начальной школы, т.к. у ребёнка в этом возрасте происходят кардинальные изменения в привычном укладе жизни, он осваивает новую социальную роль «ученик».В ФГОС при определении «портрета» выпускника начальной школы указывается одно из важных качеств, которым он должен обладать, это выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. [2, с.26].
Деятельность в рамках ФГОС НОО требует от школьников большого интеллектуального и нервно-психологического напряжения. Мы стремимся к тому, чтобы современная школа действительно стала территорией здоровья. Играют роль факторы и решение задач полного физического, душевного и социального благополучия.
Беспорно, что успешность обучения в школе определяется состоянием здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников во многом будет зависеть от правильной организации учебной и внеурочной деятельности. И для этого современному педагогу нужно мастерски владеть здоровьесберегающими и здоровьеформирующими технологиями, умело эффективно, систематически применять их и на уроках, и в общей образовательно-воспитательной среде школы. Педагог должен осознавать приоритет здоровья и сам факт того, что успех в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически, эмоционально, чтобы ему хотелось учиться в школе.
Здоровый ребенок – успешный ребёнок. Проанализировав состояние здоровья детей, факторы, влияющие на него, мы пришли к необходимости создания программы здоровьесберегающей среды для обучающихся начальной школы «Будьте здоровы!». Рассмотрим некоторые направления.
- система уроков;
-внеурочная деятельность;
-внеклассные мероприятия;
Формы организации двигательной активности
-Туристические походы, экскурсии по району, краю
- Прогулки, динамические игры у моря
-Соревнования «Папа мама я-спортивная семья»
-Всекубанская спартакиада школьников
- Флешмоб с родителям
- тематические уроки по формированию ЗОЖ;
- работа в рамках подпрограмм «Разговор о правильном питании», «Азбука пешехода»
- прогулки и туристические походы;
- проведение Дней экологического здоровья «Эко-стиль», «Ценности жизни»;
1)Динамические и игровые перемены.
2) Урочная деятельность.
Большую часть школьного времени ученик проводит на уроках. Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребёнка. Здоровьесберегающая организация уроков остаётся фундаментом сохранения здоровья детей.
Для рациональной организации урока можно воспользоваться критериями, предложенными профессором Смирновым Н.К. Рациональным считается 4-7 видов учебной деятельности на уроке. Средняя продолжительность различных видов - не более 10 мин., физкультминутки проводятся на 20-й и 35-й мин. урока по 1 мин. Количество эмоциональных разрядок 2-3. [2, с.65]. Например, один из уроков можно начать с загадки о здоровье: «Единственный способ его поддерживать -это есть то, что вы не любите, пить то, что вам не нравиться и делать то, что вы не хотите» и попросить детей показать движениями (пантомимой), что же это.
3) Физкультурные разминки, минутки.
Учителя начальных классов широко практикуют использование весёлых физкультминуток с речевым сопровождением. Физминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов. Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки. Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. Все физминутки можно разделить на группы: упражнения для снятия общего или локального утомления;для улучшения мозгового кровообращения; для кистей рук, гимнастика для глаз; для мобилизации внимания; на осанку;дыхательная гимнастика.
В рамках программы «Будьте здоровы!» эффективны следующие мероприятия:
В работе с родителями большое место занимают совместные массовые мероприятия и КТД. Среди них особенно можно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и соревнования: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Зарничка», «Мы голосуем за спорт», шахматные турниры и др.
Для эффектного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни, здоровьесберагющих технологий важную роль имеет повышение педагогического мастерства самого учителя. Если педагог своим собственным примером будет демонстрировать здоровый образ жизни и научит детей с самого раннего возраста ценить и беречь свое здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы во всех смыслах этого слова. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». [3, с.87].
Список литературы
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Киев: «Радянська школа», 1973.
- Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2017
Предварительный просмотр:
Гимн «Учитель здоровья России»
Авторское название: «Учитель-кумир»
Стихи: Бугакова Е.Ю., Метлицкая А.А.
Музыка: С.Ранда, название композиции «Гимн Учителю»
Жанр: блюз
Чудесный мир здоровья, красоты
И восхищенья каждого из нас,
Чтоб крепкими все были: я и ты
Учитель нам уроки преподаст.
Мы помним Ваш наказ простой,
Что быть здоровым - это очень модно.
За физкультуру мы стоим горой,
Нам по плечу сегодня что угодно.
В здоровом теле жив здоровый дух.
Пусть будут счастливы, здоровы все вокруг.
Учителя Здоровья славим мы,
Похожим на него быть мы должны.
Припев:
Учитель Здоровья-звучит очень гордо!
Учитель Здоровья по жизни – кумир!
Учитель Здоровья! Советы мы помним!
Быть крепким и сильным,
Успешным, красивым
Мы очень, мы очень, мы очень хотим!